Что такое и как работает навигационная система ЭРА-ГЛОНАСС
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?
Государственная система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для максимального сокращения срока, в течение которого экстренные службы реагируют на автомобильные аварии и прочие происшествия. Внедрение этой системы должно помочь врачам, спасателям и пожарным значительно быстрее получать информацию о только что произошедшем инциденте и в течение кратчайшего срока прибывать на место ДТП – такой подход предполагает значительное снижение уровня травматизма и смертности на дорогах.
Как работает ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиле?
Для информирования специальных служб используется абонентский терминал – небольшое устройство ЭРА-ГЛОНАСС, устанавливаемое в автомобиле. Терминал состоит из тревожной кнопки (обычно располагается на потолке около зеркала заднего вида), навигационного модуля, переговорного устройства (микрофон и динамик), GSM-модема для передачи данных через мобильные сети, а также специальных датчиков, непосредственно фиксирующих аварию.
Датчики реагируют на задние и передние удары, боковые столкновения и перевороты. При обнаружении любой из подобных ситуаций терминал осуществляет вызов по мобильной сети – для экстренных звонков предусмотрен отдельный диапазон кодов от 941 до 949. Кроме того, водитель может сообщить о происшествии самостоятельно, нажав на тревожную кнопку – срабатывание датчиков не является обязательным условием для вызова.
Сигнал о бедствии наделен приоритетным статусом: он передается через любого сотового оператора, чей сигнал будет сильнее в конкретном месте, а в случае перегрузки сети множеством телефонных звонков предусмотрена возможность их прерывания для передачи экстренной информации.
Сигнал, передаваемый навигационным оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, содержит:
- Координаты местонахождения, определенные по спутникам ГЛОНАСС;
- Информацию о характере и количестве сработавших датчиков;
- Точное время срабатывания датчиков или нажатия кнопки SOS водителем;
- Идентификационный номер транспортного средства (VIN).
В том, как работает ЭРА-ГЛОНАСС, можно выделить следующие шаги: сначала сигнал поступает в колл-центр, где оператор отсеивает ложные вызовы и ошибочные срабатывания – для этого оператор пробует связаться с водителем автомобиля в голосовом режиме.
Если ответа нет, или водитель/пассажиры подтверждают необходимость оказания помощи, оператор передает всю имеющуюся информацию в единый центр координации экстренных служб. Там определяют, какие именно службы нужно отправить на место конкретного происшествия, и координируют совместную работу работы экипажей скорой помощи, спасателей и других служб для их большей эффективности.
Для автомобилиста эксплуатация системы ЭРА-ГЛОНАСС полностью бесплатна – работа всех экстренных служб, отправленных на место ДТП, финансируется государством.
ЭРА-ГЛОНАСС: схема работы системы при ДТП
Для кого система ЭРА-ГЛОНАСС является обязательной?
Основной документ, устанавливающий требования к присутствию системы ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиле – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, который определяет критерии безопасности колесных транспортных средств. В документе изложены требования, согласно которым с 01.01.2017 модуль ЭРА-ГЛОНАСС должен обязательно присутствовать на выпускаемых в обращение в РФ транспортных средствах категорий М1 – М3, N1 – N3, L и O, которые:
- Произведены в РФ;
- Ввезены официальными импортерами;
- Ввезены небольшими компаниями или частными лицами.
Единственное исключение предусмотрено для ТС, пересекающих границу России для нахождения на территории страны не дольше 6 месяцев.
Автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС – сложности с ввозом и эксплуатацией
Законодательного запрета на осуществление непосредственно ввоза автомобилей, не оснащенных терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, не существует, однако имеется следующее ограничение: если в документах ввозимого транспортного средства в разделе «Особые отметки» отсутствует информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС, то сотрудники таможенных органов не выдадут такому автомобилю ПТС.
Соответственно, без ПТС автомобиль нельзя будет на территории России ни продать, ни поставить на учет и эксплуатировать – автомобиль, купленный за рубежом и еще не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, может перемещаться только на эвакуаторе.
Зарубежные аналоги
С 2015 года весь транспорт, продаваемый на территории Евросоюза, должен быть укомплектован терминалами, работающими в системе eCall – ближайшего аналога российской навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Фактически eCall работает так же, как работает ЭРА-ГЛОНАСС: она предполагает срабатывание датчиков при аварии и автоматическую передачу информации по экстренному номеру 112.
В Японии уже в 1980-х на всех дорогах страны начала функционировать интеллектуальная транспортная система, созданная для полной автоматизации управления дорожным движением. Специальное бортовое навигационно-коммуникационное оборудование, установленное на все автомобили, позволяет осуществлять контроль местонахождения и состояния транспортного средств. Успешная деятельность системы позволила значительно снизить смертность на дорогах Японии – в 2009 году она составила 5 тыс. человек, и власти страны планируют привести этот показатель к нулю.
В США с 2006 года используется аналогичная система NG9-1-1.
Узнать цены
назначение, устройство, как работает, сфера применения
В современных условиях, для определения местоположения, составление маршрута передвижения, а так же для ориентации объектов на поверхности земли, воды и в воздухе используются специальные спутниковые навигационные комплексы. Широкое распространение во многих сферах жизнедеятельности получила Российская навигационная система ГЛОНАСС, которая транслирует спутниковый сигнал не только на территории России, но и в других государствах.
Что такое система ГЛОНАСС и для чего она нужна?
ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система, является Советско-Российской разработкой, обеспечивающей точное позиционирование любого объекта на поверхности планеты Земля. Такое определение положения на поверхности обеспечивается с помощью специального оборудования и спутниковой системы, находившейся на околоземной орбите.
Изначально система использовалась для обеспечения авиа координации, а также в космических и военных целях. С 1967 года первый навигационный спутник серии Космос 192 был запущен для создания первой навигационной системы «Цикада», располагающийся на низкой орбите земли. В дальнейшем система модернизировалась, увеличивалось число спутников и передающих комплексов и к 1995 году было развёрнуто до 24 спутников серии ГЛОНАСС КА на средних и высоких орбитах земли. Старые комплексы Цикада вошли в группировку ГЛОНАСС.
Развитие промышленности и технологий создали предпосылки для использования новой российской навигационной системы в следующих областях.
- В логистических транспортных компаниях при грузоперевозках.
- В обеспечении функционирования различных служб такси.
- Для координации курьерских доставок.
- В частном использовании при поездках в транспорте и путешествиях.
И список продолжает пополняться для других потребительских областей.
ГЛОНАСС позволяет проводить следующие действия.
- Мониторинг нужного автотранспорта.
- Регулировать и контролировать перемещение в пространстве земли объектов.
- Получать информацию о технических и прочих характеристиках объектов.
- Обеспечивает связь с объектом.
- Обеспечивает оповещение при аварийных ситуациях.
Структура системы ГЛОНАСС и как она работает?
Структура ГЛОНАСССтруктура системы ГЛОНАСС включает в себя следующие.
- Высокоорбитальный космический комплекс, который состоит из 24 космических спутников серии КА, расположенные на различных околоземных орбитах.
- Системы широкозонного функционирования ГНСС, состоящая из наземных, комплексов дифференциальной коррекции и мониторинга, систем дифференциальной навигации и коррекции в стране и за рубежом.
- Различного фундаментального оборудования для оперативной информации о параметрах вращения и ориентации планеты Земля, формировании скоординированной шкалы времени для регионов страны.
- Устройств, трекеров, маяков и прочего оборудования высокоточного позиционирования с учётом времени для строительных объектов, дорожной структуры, земных геомассивов, оползней, расколов.
- Приёмных телепатических терминалов, портативных приёмных устройств и приборов.
Наземные комплексы располагаются по территории России.
- Центральный пункт управления.
- Две дальномерные лазерные станции.
- Около пяти центров по слежению, управлению и телеметрии.
- До десяти станций контроля и измерения.
Система ГЛОНАСС работает следующим образом.
Принцип работы системы ГЛОНАСС- Со спутников, расположенных на высотах примерно в 19,4 тыс. км., на трёх орбитальных зонах с наклоном на 64,8 градусов передаётся сигнал состоящий из долготы, широты, высоты и времени подачи сигнала к приёмным устройствам.
- Каждый спутник, который находится в зоне излучения сигнала передаёт на объект сигнал точного времени и координирует синхронизацию с системой времени, дальнейший сигнал определяет задержку между излучениями сигнала и временем приёма и выводит на систему координат.
- По этим показаниям определяется местоположения объекта на карте местности, с установлением координат положения или перемещения в пространстве, а так же проводится мониторинг движения и перемещения.
- Коэффициент погрешности от 2 до 6 метров, в зависимости от принимаемого сигнала устройства, воздействия внешних факторов, исправности техники.
- Устройства работают на сигнале FDMA, а так же CDMA и может быть открытым, защищённым, закрытым повышенной точности защищённый и передавать сигнал в других форматах.
Где применяется система ГЛОНАСС?
Для ответа на вопрос: Где применяется система ГЛОНАСС, следует рассмотреть характеристики, которые предусмотрены сигналами стандартными и с высокой точности определения. Существуют следующие категории применения системы ГЛОНАСС.
Использования ГЛОНАСС в грузоперевозках- Навигация. Предусматривает использование системы в следующих секторах.
- В наземном транспорте. Мониторинг маршрутов, диагностика систем, интеллектуальное развитие.
- В авиации. Контроль параметров взлёт –посадка. Обеспечение безопасности. Составление маршрутов и контроль выполнения. Беспилотное пилотирование.
- Для граждан. Навигационные маршруты, спортивный отдых, путешествия по воде, охота и рыбалка, отметка маяков в памяти.
- В водном транспорте. Проведение мониторинга, навигация судов, построение маршрутов по воде и контроль.
- В космосе. Ориентация объектов по солнцу, корректировка и мониторинг движения по орбитам.
- В сельском хозяйстве. Контроль и мониторинг поливов, посадки, уборки урожая. Контроль и мониторинг сельскохозяйственной техники, Внедрение научных разработок и контроль.
- Диагностирование места положения применяется я в следующих сферах.
- В строительстве, при ремонте дорог, прокладке коммуникаций, отслеживание техники.
- В картографии, при съёмке местности и переносу на планы карт, межевании, геодезии, кадастровых работах.
- Контроль нахождения людей, животных, птиц. Отслеживание перевозок, координация служб и прочее.
- В научных разработках и исследованиях.
- Мониторинг геосферы.
- Анализ полезных ископаемых.
- Контроль за водными и лесными богатствами.
- Совершенствование связи, энергетики и новые разработки.
GPS и ГЛОНАСС – принципиальные отличия
Различия глонасс и gpsКомплекс ГЛОНАСС в некоторых параметрах аналогичен другому глобальному комплексу американскому GPS, но есть некоторое расхождение между ними. Рассмотрим принципиальные отличия GPS и ГЛОНАСС.
- Во–первых расположение на орбите спутников. Американские спутники Navistar располагаются по шести плоскостям, на круговых орбитах. Поэтому в определённой точке на земном шаре осуществляется прием от 6 из 24 аппаратов, что обеспечивает высокую точности GPS.
- Спутники ГЛОНАСС не имеют синхронности, поэтому не требуют корректировки в течении срока эксплуатации и стабильность их выше. Период эксплуатации у них ниже, чем у GPS.
- По стоимости комплекс российский ниже американской, обслуживание и обеспечение дешевле, чем у системы GPS.
- Имеется высокая степень защиты и функционирования на разных частотах и при разделении сигнала. Обеспечивается устойчивость и стабильность.
- Применяется для конкретного российского пользователя и соответствует законодательству РФ.
- Условие определённого наклонения спутников с направленностью в 38 градусов с мощностью до 500Вт и круговой поляризацией на орбите позволяет выполнять на сто процентов задачи по навигации по всей территории РФ, даже при небольших количествах спутников серии КА концентрируемых на объекте.
- Временная система ГЛОНАСС для российской группировки определена национальной координированной шкалой времени UTC(SU) с расхождением не более в 1мс. Поэтому достаточно четырёх спутников для вычисления координат до определённого объекта без погрешностей и ошибок.
В современных условиях комплекс ГЛОНАСС внедряет разные сигналы приёма, налажено сотрудничество по навигации с китайской компанией «БейДоу». Модернизация комплекса позволяет реализовать новые варианты в работе с CDMA сигналом.
Российская компания «Омникомм» предлагает оборудование схожее с европейским аналогом «eCall», но по многим параметрам с высокими функциональными возможностями, что позволяет обеспечивать экстренную связь со службами аварийного реагирования через смартфоны, модемы, через аварийную кнопку SOS.
Данное оборудование более доступно по стоимости, чем GPS и позволяет свободно размещать на любом коммерческом и личном транспорте. Мониторинг ценообразования комплексов ГЛОНАСС повышает его финансовую привлекательность и для зарубежных партнёров.
Можно ли обмануть ГЛОНАСС?
Работа спутников ГЛОНАСС
При внедрении комплекса ГЛОНАСС многие водители посчитали, что можно будет обойти контроль системы и попытались найти обход навигационной системы. Владельцы автопарков и транспорта при внедрении ГЛОНАСС осуществляют контроль за транспортом установленным на автомобиле через онлайн в режиме записи.
Водители считают, вопрос «Можно ли обмануть ГЛОНАСС?» — не актуальным. Но как показывает практика и анализ положение отражает следующее.
- Выполнить слив топлива для дальнейшей его продажи контролируются датчиками в системе.
- Вмешательство в работу трекера для искажения передающих показаний.
- Изменение маршрута, несанкционированное движение.
Основные способы изменения выходных сигналов сводятся к поломке дорогостоящего оборудования и датчиков, так как водитель стремится в первую очередь изменить работу передающих датчиков или спровоцировать его поломку.
Для руководителей и владельцев автотранспорта лучшим решением будет следующее.
- Периодически проводить контроль и наблюдение за водителем.
- Проводить периодически тестирование приборов и датчиков.
- Анализ показаний и сверка с другими аналогичными.
Следует знать владельцам, что изменение показаний или ложность их передачи по системе ГЛОНАСС в принципе не возможна. Комплекс ГЛОНАСС имеет защищённость от вмешательства и обладает защитой при нарушениях, при действиях на систему срабатывает сигнализация и передаётся в информационный центр.
Если система при кратковременном режиме не восстановится, формируется аварийный сигнал. Поэтому, водителю нарушителю трудно будет оправдать своё действие или бездействие повлекшее к тревожному сигналу. Такое положение дисциплинирует водителей и повышает их ответственность.
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?
Многие задаются вопросом; что такое ЭРА-ГЛОНАСС и зачем она нужна? Все европейские и многие азиатские страны широко используют системы позиционирования, особенно такие действия актуальны для дальнобойщиков (перевозчиков грузов между странами). Поэтому ответ простой, данная российская группировка ГЛОНАСС выполняет аналогичные функции в стране и ещё реагирует на возникающие аварийные или чрезвычайные ситуации, информирует в короткие сроки службы экстренной помощи.Использование системы ЭРА-ГЛОНАСС и GPS навигации совместно позволяет успешнее решать многие задачи, но главный комплекс ЭРА-ГЛОНАСС выполнит свои функции в любых ситуациях и экстренных режимах, особенно при отсутствии системы связи, электроснабжения.
Комплекс ЭРА-ГЛОНАС включают в себя следующие системы.
- Спутники ГЛОНАСС, определяющие место положения на местности в системе координат.
- Система связи терминал УВЭОС комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, через СИМ карту для связи с оператором.
- Аварийная тревожная кнопка с диспетчером.
Современные автомобили выходившие с конвейера в России обеспечиваются в обязательном порядке данной системой ЭРА-ГЛОНАСС для обеспечения безопасности водителя и имеют необходимые датчики, сообщающие об аварии или повреждении транспорта.
Особенность работы комплекса ЭРА-ГЛОНАСС заключается в следующем.
Принцип работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС»- Мгновенно передаётся информация в колл-центр координат места аварии или пришествия.
- Сообщаются все технические данные и положение ТС на момент аварийного сигнала.
- Сигнал тревоги срабатывает при аварийном столкновении, перевороте ТС, принудительный вызов.
- Оповещаются все аварийные службы помощи.
- Обязательно обеспечивается связь с водителем, и происходит выяснение все причин пришествия. Если связь с водителем не подтвердится, то диспетчер подтверждает в службы спасения экстренный вызов.
- Обеспечение надёжной работы комплекса обеспечивается автономным источником питания, SIM картой расположенной в терминале с устойчивым покрытием всей территории связью.
Заключение
Современный комплекс ГЛОНАСС представляет навигационный комплекс позиционирования на местности, позволяющий любому жителю в стране, имеющему современную связь или оборудование ГЛОНАСС определить своё или местоположение ТС, обеспечить связь или вызвать службы экстренного реагирования.
Что такое «Эра-ГЛОНАСС» и зачем она нам нужна?
Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» – первая в мире национальная система экстренного реагирования в случае ДТП, стандарты которой взяты в основу систем безопасности во многих странах мира.
С 1 января она, как и подобает тревожной кнопке, наделала много шума. Мы разбирались, что нужно знать о системе вызова экстренных оперативных служб.
Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»:
Автоматический терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» – сети мобильной связи – при необходимости спутниковая связь – фильтрующий Call-центр – экстренные оперативные службы.
Основная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – сократить время поступления информации о ДТП и, соответственно, время оказания первой медицинской помощи, соблюсти правило так называемого «золотого часа», сохранив тысячи человеческих жизней. Время передачи до системы в автоматическом режиме составляет менее 20 секунд.
На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей по всей России. Только с начала прошлого года система «ЭРА-ГЛОНАСС» среагировала на 700 тяжелых аварий и помогла спасти более 200 человек.
Систему «ЭРА-ГЛОНАСС» можно встроить практически в любой современный автомобиль. 23 марта в Приморье впервые в стране успешно прошла тестовая установка системы на подержанный японский автомобиль. Процесс оборудования машины занял всего 20 минут.
Тревожная кнопка крепится в основном на потолочную консоль, для того чтобы избежать случайного нажатия. Для того чтобы ее запустить, надо выполнить несколько осознанных действий: снять предохранитель – открыть крышку и нажать кнопку несколько раз – она не срабатывает мгновенно, в первые секунды, опять же, для того чтобы исключить ложный вызов. Далее происходит соединение с системой вызова экстренных и оперативных служб.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.Автоматически она срабатывает в случае тяжелого ДТП, когда акселерометр фиксирует резкое изменение скорости или траектории движения автомобиля и определенную силу удара. Для новых автомобилей этот факт гарантируют краш-тесты, проводимые для линеек производителей: фронтальный и боковой удары и переворот проходит каждая модель, которая сходит с конвейера. Что касается пробежных машин, принцип работы тот же самый, но дорогостоящие краш-тесты для единичных моделей, которые подвергались мощной критике, решено было не проводить. И в первом, и во втором случаях кнопку можно нажать в ручном режиме.
Все устройства в обязательном порядке проходят около 150 испытаний в сертифицированных лабораториях, таких как акустический тест, проверка на виброустойчивость, работа в автономном режиме и так далее.
Проект «ЭРА-ГЛОНАСС» стартовал в 2007 году одновременно с европейской системой eCall, которая также предусматривает обязательную установку терминала, передающего информацию в случае ДТП в автоматическом режиме в службу экстренного реагирования. Проектирование системы завершили к 2009 году, в 2011-м появились первые опытные образцы. В 2013 году система была развернута по всей стране, в 2015-м она заработала и на территории Крымского федерального округа.
С 1 января 2017 установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является обязательной для автомобилей, ввозимых на территорию России. Сегодня стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС» взяты за основу систем безопасности во многих странах мира. На территории Европы система eCall, полностью совместимая с системой ГЛОНАСС, должна заработать к концу следующего года.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» построена на стыке спутниково-навигационных технологий, ГЛОНАСС иJPS, она автоматически отправляют в сеть точные координаты местонахождения автомобиля, время ДТП,VIN номер или номер кузова, скорость и силу удара. Кроме того, в системе применяются стандарты сотовой связи, прежде всего стандарты JSM, и современные геоинформационные системы. SIM-карты системы ГЛОНАСС регистрируются в сетях МТС, Мегафон и Билайн, при этом для передачи данных выбирается наиболее сильный сигнал базовой станции, таким образом обеспечивается максимальная зона покрытия. Для тех районов, где еще не работает сотовая связь, проведено сопряжение с двумя системами спутниковой связи – «Гонец» и «Глобалстар». Кроме того, у системы существует резервный канал СМС, которым можно воспользоваться в случае, если установить голосовую сессию невозможно.
Отличительная особенность системы – применение электронной подписи на SIM-картах ГЛОНАСС, для того чтобы исключить возможность корректировки передаваемых данных. Это ноу-хау, которое до сих пор не применяется ни у одного оператора связи, незаменимо, когда надо восстановить обстоятельства ДТП. По словам разработчиков, система является уникальной с точки зрения концентрации технологий, и пока ни одно государство в мире не смогло создать ей подобную.
Использование сети call-центров для предварительной фильтрации звонков снижает нагрузку на системы «112» и на дежурные части МЧС, МВД и скорой медицинской помощи (СМП) и обеспечивает первичную обработку данных. В случае, если водитель не ответил оператору, или системой зафиксирован достаточно сильный удар, на место происшествия вызываются все экстренные службы. По опыту время реагирования в разных субъектах РФ составляет от 5 до 30 минут.
Для автовладельцев услуги системы вызова экстренных служб абсолютно бесплатны.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» не предназначена для контроля за перемещением людей и вмешательства в личную жизнь.
Терминал в автомобиле находится в спящем режиме и активируется в случае ДТП или нажатия кнопки.
На основе созданной инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» возможно создание различных сервисов, как государственных, так и коммерческих. При помощи терминала водитель в режиме реального времени может получать различную информацию: метеорогический прогноз, информацию о природных катаклизмах, пробках, сложных участках дорог и путях объезда, о ближайших заправках, кафе и так далее. В случае ДТП сервисы на основе ГЛОНАСС могут помочь оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, используя процедуру европротокола. Технические решения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяют интегрироваться с информационными системами МЧС, МВД и СМП.
Временный порядок оборудования системой «ЭРА-ГЛОНАСС» был озвучен именно в Приморье, самом автомобилизированном регионе страны, славящемся самыми большими объемами импорта подержанных автомобилей на территорию России. Именно Приморский край выступил флагманом в решении проблемы, с которой столкнулись автолюбители по всей стране с 1 января 2017 года, благодаря вмешательству главы региона Владимиру Миклушевскому. 22 марта глава региона собрал большое совещание с участием руководства компании-оператора и автобизнеса.
Порядок действий автовладельцев в рамках временного порядка оформления импортных автомобилей:
1. Заключение договора между АО «ГЛОНАСС» и физическим/юридическим лицом на приобретение системы. Договор закрепляет обязательство автовладельца установить устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиль, в документе также указывается id устройства и VIN номер или номер кузова машины;
2. Получение сертификата безопасности конструкции транспортного средства в специализированной лаборатории при обязательном предъявлении договора и устройства «ЭРА-ГЛОНАСС»;
3. Таможенная очистка – на основании СБКТС получение ПТС на автомобиль, при условии обязательной оплаты пошлины и утилизационного сбора;
4. Установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на машину в аккредитованных центрах;
5. Постановка автомобиля на учет в ГИБДД.
Если автовладелец не установит устройство на автомобиль, данные его автомобиля будут отсутствовать в системе ГЛОНАСС, а значит в случае, когда может понадобиться помощь, водитель не сможет ею воспользоваться. Кроме того, Правительством РФ могут быть рассмотрены и другие меры ответственности, в том числе аннулирование ПТС или отказ в постановке на учет ГИБДД.
На сегодняшний день АО «ГЛОНАСС» аккредитовал в Приморье три компании: ООО «Сумотори-Автопорт», ООО «Дальтест» и ИП Василец. В АО «ГЛОНАСС» заверили, что в ближайшее время их количество увеличится: на Дальнем Востоке будет создан пул агентов и сертифицированных мастерских. По мнению приморского автобизнеса, создание конкурентной среды позволит сформировать оптимальную цену для потребителя.
Первая тысяча устройств придет в Приморье 4 апреля, эта дата станет точкой отсчета, когда импортные автомобили начнут своим ходом покидать склады временного хранения. Российские производители тем временем разворачивают производство, для того чтобы обеспечить потребности регионов-импортеров зарубежных машин.
«Система «ЭРА-ГЛОНАСС» призвана спасать человеческие жизни, от происшествий на дорогах, к сожалению, никто не застрахован. И мы доказываем делом, что система ГЛОНАСС работает и работает успешно», – отметил временный генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский неоднократно подчеркивал, что система «ЭРА-ГЛОНАСС», безусловно, важный элемент безопасности вождения, и ее внедрение поможет снизить смертность при дорожно-транспортных происшествиях.
«Однозначно поддерживаю это решение, оно серьезно повышает безопасность вождения и совершенно точно приведет к снижению травматизма и смертности при ДТП на дорогах. К сожалению, таких случаев еще много и в стране, и в Приморье, самом автомобилизированном регионе России. Если человек попадет в беду, особенно если это случится в районах, где нет сотовой связи, нажатие этой кнопки, работающей через спутник, поможет экстренным службам быстро прийти на помощь», – заявил глава Приморского края.
Напомним, Владимир Миклушевский выступил в защиту автомобильной общественности, обратившись к вице-премьеру – полпреду Президента РФ в ДФО Юрию Трутневу. В Правительстве РФ были приняты необходимые решения: с 17 февраля Владивостокская таможня начала выдавать ПТС на машины, ввезенные на территорию края до 15 февраля, а Минпромторгу было поручено разработать упрощенный порядок установки устройств системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные иномарки.
ЭРА-Глонасс: новые функции и принцип работы
На днях «Колёса.ру» опубликовал серию новостей о количестве вызовов, обработанных ЭРА-Глонасс в 2016 и в начале 2017 годов, а также рассказала о том, как комплекс помог спасти жизнь замерзающему жителю Кемеровской области. Выяснилось, что не каждый представляет, что такое национальная система экстренного реагирования при авариях. Давайте разбираться.
Рассказывая про случай, когда автолюбитель из Кемеровской области чуть не замёрз на дороге, «Колёса.ру» сопроводили материал видеороликом, в котором подробно описывается принцип работы ЭРА-Глонасс. Мы публикуем его ещё раз.
Напомним, что «Колёса.ру» ещё в октябре 2015 года рассказал в большой статье, что из себя представляет новая система экстренного реагирования при авариях. Тем не менее некоторая часть наших читателей не поверили в то, что «ЭРА» помогла спастись человеку, оказавшегося на пустой трассе в заглохшем автомобиле и с телефоном, который не ловил сигнал конкретного оператора. Их аргумент — ЭРА-Глонасс не передал бы сигнал «SOS», так как передача данных осуществляется по каналам сотовой связи.
Да, это действительно так, но только в комплекс, которым оборудованы современные автомобили, «зашиты» симки не одного, а трёх основных российских операторов. Во-вторых, система обеспечена резервными каналами доставки сообщения о ДТП, включая опциональную спутниковую связь.
АО «Глонасс» анонсировало следующие функции ЭРА-Глонасс:
- получение информации в режиме реального времени о приближении к зоне с чрезвычайной ситуацией, о природных катаклизмах и метеоусловиях, об особенностях дорожного покрытия, о приближении к заправочной станции, местам отдыха и так далее.
- сервисы на основе ЭРА-Глонасс могут помочь оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, вызвать техпомощь, эвакуатор, подменное транспортное средство или такси.
Мы обратились в АО «Глонасс» с просьбой прокомментировать случай спасения жителя Кемеровской области и рассказать, какие из объявленных функций уже реализованы, а какие готовятся к внедрению.
Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» уже нужно устанавливать
Несмотря на заявления таможенных органов, что ввоз подержанных иномарок без системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» с 2017 года не прекратится, автомобильное сообщество продолжает спорить о судьбе «безглонассных» машин в России. Наиболее остро стоит вопрос, как и где установить прибор с системой.
О самом приборе
Устройство, через которое работает система «ЭРА-ГЛОНАСС» и которое предлагается установить — это абонентский телематический бортовой терминал . Примером такого устройства может быть терминал «Гранит 6.18» для навигации и связи. В качестве датчика аварии он использует внешний сигнал от блока управления подушками безопасности транспортного средства, распознающего типы аварии. Терминал состоит из абонентской возимой радиостанции, блока интерфейса пользователя (БИП) и выносного динамика.
Срабатывание экстренной системы реагирования при авариях — далеко не единственная функция прибора. Он позволяет следить за определенными системами транспортного средства — мониторинга, контроля топлива и страховой телематики. Терминал работает при температурах воздуха от -40°С до +85°С в любых климатических условиях, в том числе, на Крайнем Севере и в пустыне Гоби, заявляет производитель прибора.
Данные об автомобиле устройство передает по каналам GSM, GPRS, UMTS и BLUETOOTH SMART и имеет SIM-чип для «ЭРА-ГЛОНАСС».
С начала 2016 года операторы диспетчерских центров системы «ЭРА-ГЛОНАСС» приняли и обработали более 200 экстренных вызовов. Всего в системе зарегистрировано более 105 тысяч транспортных средств.
Законодательные нюансы
— Из-за неправильного прочтения закона, который говорит, что с 2017 года на всех транспортных средствах должна быть «ЭРА-ГЛОНАСС», многие граждане решили, что и на подержанных японских авто тоже должна быть система, иначе ПТС на них не выдадут. В частности, неверно интерпретируется фраза о том, что оснащение системой обязательно для всех ТС, вводимых в эксплуатацию на территории РФ. На самом деле имеются в виду лишь те машины, которые вводятся в эксплуатацию в нашей стране «с нуля». Грубо говоря, подержанные автомобили, ввозимые в РФ из-за границы, вводились в эксплуатацию в других странах при их выпуске соответственно. Ввоз такой машины в Россию не будет являться вводом в эксплуатацию.
По имеющейся у нас информации, очень скоро ко вступившему в силу пункту техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» выйдет поправка, которая все прояснит: либо б/у-машины освободят от необходимости устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС», либо однозначно пропишут, что система обязательная и для них, — заявляют в компании.
Дело в том, что «ЭРА-ГЛОНАСС» будет реально работать только на транспортном средстве, прошедшем тестирование (в том числе краш-тест). Из этого следует, что установить систему технически возможно на какой угодно автомобиль, и этого будет достаточно для получения ПТС, но в случае ДТП «ЭРА» не сработает на передачу экстренного сигнала, поскольку машины непротестированной модели не могут быть подключены к Единой справочной, которая обрабатывает эти сигналы и передает в соответствующие службы.
Кроме новых машин от дилеров и тех, что сошли с конвейеров заводов в России, тестирование с краш-тестами прошли ГАЗ, ЛИАЗ, ПАЗ, УРАЛ, Ford, Setra, Zhongton и некоторые другие модели авто.
Справка: Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» представляет собой автомобильный терминал, с которого в диспетчерский пункт системы «112» либо автоматически, либо при нажатии кнопки SOS в случае ДТП поступает информация о транспортном средстве (вплоть до координат). Если данные системы подтверждаются, то к месту аварии будут направлены службы экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь).
Как отключить ЭРА ГЛОНАСС на машине?
Парадоксальной вопрос о том, как отключить ЭРА ГЛОНАСС на машине, задают многие владельцы автомобилей. Мотивация у них может быть разной, но факт остается фактом: штатная возможность выключения системы в конструкции не предусмотрена.
Но при должной технической смекалке разобраться, как отключить ЭРА ГЛОНАСС на машине, вполне реально. В статье мы приведем несколько рекомендаций, а также расскажем о том, почему без крайней необходимости делать этого не стоит.
Почему пользователи хотят отключить устройство экстренной связи
Отключение ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле — функция, которая не предусмотрена конструкцией системы. И все же многие владельцы машин хотят иметь такую возможность. Мотивируют они это по-разному:
- Во-первых, во многих моделях автомобилей кнопка для связи с экстренными службами на приборной панели расположена таким образом, что при неосторожном движении ее можно нажать. Да, никаких штрафных санкций за ложное срабатывание не последует, но в любом случае попытки диспетчера связаться с машиной будут отвлекать от вождения.
- Во-вторых, некоторым водителям не нравится присутствие в машине прибора, который постоянно отслеживает их перемещение. И хоть руководители проекта ЭРА ГЛОНАСС опровергают все утверждения об использовании этих данных, сам факт фиксации координат машины в системе спутниковой навигации для кого-то оказывается неприемлемым.
Именно эти соображения и подталкивают водителей к поискам способа деактивации терминала.
Почему отключение ЭРА ГЛОНАСС не рекомендуется?
Отключать систему спутникового позиционирования и связи со спасательными службами не стоит по нескольким причинам. Самая очевидная — невозможность получения помощи в тот момент, когда она будет нужна, например, при аварии на удаленном участке трассы.
Следующая причина касается сложностей с оформлением документов. Если при очередном техосмотре обнаружат неисправность модуля ЭРА ГЛОНАСС, или его отсутствие (если вы его удалите), то диагностическая карта, нужная для оформления полиса ОСАГО, выдана не будет. Наконец, возможны и более серьезные проблемы. Если автомобиль подает в аварию, тем более с человеческими жертвами, то отключение ЭРА ГЛОНАСС может расцениваться как отягчающее обстоятельство. Это особенно актуально для техники, задействованной в пассажирских перевозках.
Зачем нужна и как работает ЭРА ГЛОНАСС?
ЭРА ГЛОНАСС – это система, которая устанавливается на автомобиль и позволяет при аварии послать сигнал на пульт диспетчера, откуда информации о ДТП поступает напрямую к спасательным службам:
- Активируется система либо по сигналу от датчиков (они фиксируют удар/переворот авто), либо при нажатии кнопки в салоне.
- При срабатывании модуль ГЛОНАСС определяет координаты машины по спутниковой сети, после чего информация о координатах и состоянии машины передается по сети GSM в диспетчерский пункт.
- Диспетчер предпринимает попытку связаться с водителем или пассажирами через переговорное устройство. Если вызов не был отменен, то на место аварии направляется Скорая Помощь, ДПС ГИБДД, МЧС или другие службы.
Система позволяет решить две задачи: минимизировать временной промежуток между ДТП и прибытием спасателей и передать спасательным службам полную и объективную информацию о месте аварии и о самой машине. Некоторые модели систем формируют достаточно обширный информационный пакет, в котором содержатся данные вплоть до количества пассажиров на момент срабатывания «тревожной кнопки» (рассчитывается по числу активированных ремней безопасности).
Установка, подключение и способы отключения
При установке в заводских условиях терминал ЭРА ГЛОНАСС встраивается в конструкцию машины. Производитель при этом устанавливает несколько датчиков, фиксирующих боковые/фронтальные удары и перевороты автомобиля. Если ЭРА ГЛОНАСС ставится на подержанное авто (например, при его возе в РФ из стран ЕС), то датчики не монтируются. В этом случае ограничиваются установкой терминала, подключением его к бортовым сетям и закреплением на приборной панели кнопки «SOS», позволяющей активировать систему в ручном режиме. Задача отключения ЭРА ГЛОНАСС решается несколькими способами:
- Установка GSM-глушителя (подключается к прикуривателю). Система будет определять координаты, но при этом не будет пересылать данные и связываться с диспетчерским пунктом. Основной минус – пользоваться мобильным телефоном в салоне тоже не получится.
- Отключение антенны. На задней панели вынимаем шнур из разъема SAT/GPS (делать это лучше при выключенном зажигании). Здесь ситуация будет обратной: сигнал тревоги может уйти, но координаты не будут зафиксированы.
- Обесточивание блока питания. При этом терминал отключается от бортовой сети: около 3 дней он еще работает от аккумулятора, после чего выключится полностью.
Самым радикальным способом будет полный демонтаж устройства. Но почему это делать не стоит, мы уже рассказали.
Где устанавливать ЭРА ГЛОНАСС?
Вне зависимости от того, планируете ли вы использовать систему экстренного информирования, или хотите в будущем ее отключить, в некоторых ситуациях установка ЭРА ГЛОНАСС оказывается обязательной. Для этого стоит обратиться в сертифицированную компанию, которая может выполнять такие работы. Если вы поручите установку системы нам, то специалисты нашего сервисного центра проведут быстрый монтаж терминала и кнопки «SOS» с учетом особенностей конструкции вашего авто. Мы также посоветуем, как отключить ЭРА ГЛОНАСС на машине максимально эффективно и безопасно — хотя, подчеркиваем, делать этого не стоит!
Что такое кнопка ЭРА-ГЛОНАСС? — EraGlonass-msk.ru
Для чего нужна система ЭРА-ГЛОНАСС
Система экстренного реагирования «ЭРА ГЛОНАСС» начала эксплуатироваться на территории России в январе 2015 года – целью ее внедрения является сохранение жизни и здоровья граждан, попавших в ДТП и чрезвычайные ситуации на дороге.
С 1 января 2017, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ, подключение к системе стало обязательным для всего транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки и перевозки опасных грузов. Кроме того, установка ЭРА-ГЛОНАСС обязательна на все новые автомобили и автомобили, ввозимые в нашу страну из-за рубежа.
Устанавливать кнопку ЭРА-ГЛОНАСС на личные транспортные средства, уже находящиеся и эксплуатируемые на территории РФ, пока не требуется, но принятие соответствующего закона – лишь вопрос времени. Важно отметить, что использование системы бесплатно для всех – никакой абонентской платы не предусмотрено.
Как работает ЭРА-ГЛОНАСС
Система ЭРА-ГЛОНАСС состоит из следующих компонентов:
- Навигационный модуль – для определения точных координат;
- Динамик и микрофон – для связи водителя и пассажиров с диспетчером;
- Тревожная кнопка – для передачи сообщения о ДТП;
- Мощная антенна – для обеспечения надёжной связи на всей территории страны;
- Модем – для передачи всех имеющихся данных экстренным службам;
- Сим-карта.
Установленный в автомобиль навигационный комплекс ЭРА-ГЛОНАСС все время находится в спящем состоянии и не отслеживает координаты автомобиля до тех пор, пока датчики не зафиксируют ДТП или о нем не сообщит водитель, нажав на тревожную кнопку. Как только это произойдет, навигационный модуль определяет координаты автомобиля и отправляет их диспетчеру, после чего тот немедленно связывается с водителем и уточняет, в каком состоянии находятся пострадавшие и нужна ли какая-либо помощь. Если никто в автомобиле не ответит диспетчеру, последний отправит помощь на место ДТП.
Благодаря максимально быстрому уведомлению скорой помощи удается значительно сократить время ее прибытия на место ДТП – иногда несколько минут критичны для спасения жизни.
Какие сведения доступны системе ЭРА-ГЛОНАСС
Многие водители негативно относятся к установке кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, обосновывая свое мнение тем, что система предназначена для тотального контроля их перемещений.
На самом деле, как уже было сказано выше, система большую часть времени неактивна и не определяет никакие координаты – более того, функция трекинга в принципе в ней отсутствует: она не знает, какой маршрут прошел автомобиль, и может определять только разовые координаты и только в случае срабатывания датчиков или принудительного нажатия тревожной кнопки самим водителем.
Оперативным службам доступна только следующая информация:
- Координаты места ДТП;
- Количество пассажиров – по количеству пристёгнутых ремней;
- Информация о ТС: гос. номер, марка и модель, цвет, вид топлива.
Это тот минимум, который необходим работникам спецслужб для максимально быстрого и эффективного оказания помощи.
Как выглядит кнопка ЭРА-ГЛОНАСС
Тревожная кнопка ГЛОНАСС является составной частью навигационного комплекса. Она устанавливается в салоне машины (как правило, на потолке) таким образом, чтобы доступ к ней был удобен в любой ситуации. Дизайн самой кнопки отличается у разных производителей, но она всегда оснащена специальным пластиковым кожухом, предназначенным для предотвращения случайного нажатия кнопки.
После нажатия кнопки сигнал автоматически передается в диспетчерскую экстренных служб. Преимущество кнопки ЭРА-ГЛОНАСС перед звонком с мобильного телефона, состоит не только в оперативности, но и в сильном и устойчивом сигнале, обеспечиваемом мощной антенной. Кнопка ГЛОНАСС действует даже там, где нет покрытия мобильной связи.