Ралли «Дакар» — Википедия
Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный ралли-марафон, основанный французом Тьерри Сабином. Проводится начиная с Ралли «Дакар-1979» (старт первого рейда был дан в декабре 1978-го, но сама гонка считалась 1979 года). До 2009-го ралли финишировало или начиналось в столице Сенегала — Дакаре (за исключением 1992 и 2003 годов). С 2009 по 2019 год ралли проходило в Южной Америке, а по некоторым спецучасткам старого африканского маршрута проводится ралли-марафон Africa Eco Race. С 2020 года маршрут проходит в Азии, по территории Саудовской Аравии.
В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников — любители, их число достигает 80 %. На «Дакаре» с 1981 года нет абсолютного зачёта, а победители соревнования выявляются в своих классах[1], сейчас это: автомобили, мотоциклы, квадроциклы, мотовездеходы Side-by-side (UTV) и грузовые машины, причём маршруты спецучастков для разных классов могут не совпадать.
Многодневные раллийные гонки по Африке известны с 1930 года, когда впервые состоялись соревнования «Средиземное море — Нигерия». В 1951 году прошёл трансафриканский марафон «Алжир — Кейптаун». С 1973 по 1977 год проводилось ралли «Абиджан — Ницца». И как раз во время гонки 1977 года французский мотогонщик Тьерри Сабин (Thierry Sabine) заблудился в Ливийской пустыне, южнее гор Тибести. Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя заметил с самолёта организатор гонки Жан-Клод Бертран. Это опасное приключение, а также решение Бертрана больше не проводить ралли «Абиджан — Ницца», вдохновило Тьерри на организацию собственного ралли-марафона, ещё более амбициозного и авантюрного, так и родился «Париж — Дакар» [2][3][4]. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500
В 1980 году помимо абсолютного зачёта стали определять победителей в трёх классах по типу техники — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome [4]. С 1981 года абсолютный зачёт был упразднён, а победители соревнования выявляются только в своих категориях[1].
В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори (Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.
Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.
После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009» и до «Дакара-2019» проходили на территории стран Южной Америки. В 2020 году маршрут ралли впервые проложен в Азии, по территории Саудовской Аравии.
Соревнования проходят в трех группах:
Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.
Классы и группы транспортных средств[править | править код]
Мотоциклы[править | править код]
По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы[5]:
- 1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
- 2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
- 2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
- 2.2. Marathon — в отличие от остальных, запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла.[6]
Квадроциклы[править | править код]
До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы[5]:
- 3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
- 3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc
Автомобили — T1, T2 и Open[править | править код]
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средства массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп[7].
- Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники
[7]. - Т2 — серийные модели внедорожников[7].
- Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International[7].
Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.
Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer h2 и Hummer h4 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.
Грузовики — T4 и T5[править | править код]
Грузовик «КАМАЗ» на последнем этапе ралли Дакар 2004 годаКласс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг[7]. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
- Т4 — принимают участие в гонке[7].
- Т4-1 — включает серийные заводские модели[7].
- Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели[7].
- Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом[7].
- Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд[7].
В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ[8], Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л. с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.
В настоящее время, учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством ERTF Unik II и прибором мониторинга IriTrack. Устройство IriTrack представляет собой GPS-трекер с обратной связью через сеть Iridium, совмещённый со спутниковым телефоном системы Iridium, и используется для постоянного отслеживания положения участника, а также для связи с экипажем в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Устройство Unik II используется для контроля прохождения дистанции и для навигации при прохождении спецучастков. Однако возможности навигации ограничены показом направления на следующую навигационную точку (в случае нахождения автомобиля участника в радиусе видимости следующей точки). Координаты точек участникам не показываются. Но если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, что может позволить ему сориентироваться. За каждую «открытую» таким кодом точку на участника накладывается временна́я пенализация. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.
Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.
Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций (называются «лиазонами»), представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.
Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется несколько контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки (только для категорий Moto и Quad). Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.
Ралли Дакар 2020 — последние новости, календарь гонок Ралли Дакар 2020, таблица сезона, гонщики, составы команд, расписание на Sports.ru
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Евро-2020
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Первого канала
- Кубок Шпенглера
- Молодёжный чемпионат мира
- Шведские игры
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Зимняя классика НХЛ
- ФОНБЕТ Матч звезд КХЛ 2020
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Михеев
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Торо Россо
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Роберт Кубица
- Даниил Квят
- Кими Райкконен
- Фернандо Алонсо
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- US Open
- Australian Open
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC 246
- UFC 247
- Бой Федора Емельяненко
- Бой Конор Макгрегор — Дональд Серроне
- Бой Хабиб – Тони Фергюсон
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Джон Джонс
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат Европы
- Чемпионат мира
- Чемпионат России по фигурному катанию
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат мира-2020
- Ижевская винтовка
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- Мобильные
- Российские
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
Dakar Rally — Международный раллийный марафон
Ралли «Дакар» уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность двигателей, заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото» подиума.
История возникновения
Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором “Paris Dakar Rally” стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время марафона «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового ралли по африканскому континенту – опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.
Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а старт гонки прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.
Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.
Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).
Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же, за всё время проведения, этапы приняли 29 стран.
Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.
С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.
Описание
Rally Dakar отличается от остальных раллийных турниров форматом проведения, где чемпион определяется на финишной черте, на основании самого быстрого прохождения дистанции. Этапы – не растянутые по календарю уик-энды с суммированием баллов, это ежедневные заезды, с перерывами на сон и ремонт в чётко указанных местах. Учитывая то, что проехать требуется до 10 000 км, значительная часть которых «спецучастки», а «трассы» славятся полным бездорожьем, задача для многих водителей и «железных коней» становится непосильной.
В некоторых сезонах на финиш приходит менее половины стартовавших экипажей, поэтому неудивительно, что гонка получила статус «ралли-марафона на выживание». Он привлекает профессиональных гонщиков и «любителей», решившихся проверить силы в спортивном состязании на грани возможностей. Последних, набирается большинство, и зачастую до 80% водителей не имеют никакого отношения к профи. Приятной ежесезонной традицией стало участие женщин-пилотов и известных людей, представителей как спорта в целом, так и шоу-бизнеса, политики.
Технической поддержкой и обеспечением безопасности соревнований занимаются организаторы, следуя впереди заездов, оборудуя места питания, ремонта и отдыха, если требуется, массово-развлекательных мероприятий. Подсчитано, что за день ралли съедается около 1,5 тонн продуктов и выпивается примерно 6 тысяч литров воды. Бензин для техники, порядка 15 тонн на все экипажи-участники, тоже идёт «караваном» по маршруту, а покупка местного топлива запрещена. За безопасность ралли-рейда отвечают порядка 15-20 тысяч человек, в том числе и сотрудники принимающих стран.
За десятилетия «Дакара» не менее 13 тысяч пилотов сумели успешно пройти всю гонку, доказав свой высокий уровень и получив в награду золотую медаль, официально подтверждающую высокое достижение. Отдельно подсчитано, что более 60% стартовавших гонщиков так и не смогли дойти до финиша, сойдя с дистанции.
Главным призом в ралли служит килограммовая статуэтка «Золотой бедуин», стилистически выполненный из золота бюст жителя пустыни, закутанного в традиционные одежды. Подчёркивается важность самой идеи покорения бездорожья, а не финансовая выгода от места в турнирной таблице. Её поддерживают и автолюбители, подавая большое количество заявок на участие в каждом сезоне, в итоге больше тратя чем зарабатывая в гонке.
Техника и категории участников
Ралли «Дакар» проводится для 4-х видов транспортных средств:
- мотоциклы
- квадроциклы (с 2009 года)
- автомобили
- грузовики
Они разделены на внутренние категории с собственной цифровой и литерной нумерации в зависимости от степени доработок транспортного средства, широкий спектр которых разрешён правилами. Таким образом на старт выходят и модифицированные любителями или заводскими командами «болиды», и вполне обычная техника, встречаемая на общественных трассах.
Мотоциклы
Cерийные модели (допущенные к эксплуатации на обыкновенных дорогах) с одним или двумя цилиндрами и объёмом двигателя до 450 кубических сантиметров, разрешены доработки и подготовки к бездорожью. Делятся на категории:
- Elite – участвуют только члены спортивной организации Amaury Sport Organisation
- Super-Production – общая группа мотоциклистов
- Marathon – главное условие, во время ралли нельзя менять ключевые узлы и агрегаты мототехники
Квадроциклы
Отделившись от мото, сформировали две подкатегории:
- Одноцилиндровые, с любым двухколёсным приводом и мотором до 750 куб. см.)
- 3.2 – цилиндров – 1 или 2, привод – допускается и «полный», двигатель – до 900 «кубиков»)
Автомобили
Автотехника до 3,5 тонн по массе соревнуется в трёх классах:
- T1 – «серийные» модели внедорожников, прошедшие модификацию и тюнинг
- T2 – «заводские» машины, без специальных доработок
- Open – «багги» и прочая техника, попадающая под весовые рамки
Грузовики
Наиболее разноплановая группа, а одна из категорий даже не принимает участие в медальном зачёте:
- T4.1 – грузовые авто должны быть «заводского» образца, без изменений и улучшений
- T4.1 – доработанные и модифицированные представители класса
- T4.2 – «технички» служб поддержки, максимально быстрые и улучшенные, но нацеленные не на победу в гонке, а на помощь другим экипажам
- T5 – грузовики технических подразделений команд, «турнирно» не участвующие в ралли-рейде
Регламент и особенности навигации
Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.
В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.
Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам, обязан поступить каждый участник.
Имеет свои особенности и навигация в – маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.
Движение по маршруту происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода, можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.
За выполнение участниками навигационных требований организаторы следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности, в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.
Россия в ралли «Дакар»
Российские гонщики начали выступать на «Париж-Дакар» в 1991 году, сразу же завоевав «серебро» и «бронзу» подиума грузовиков. Отличилась команда «КАМАЗ-мастер», созданная в 1988, не имевшая практически никакого опыта международных выступлений и прозванная болельщиками «Синей армадой» за цветовую гамму машин. Первое «золото» ралли-рейда было завоёвано в 1996 Виктором Московских на «КамАЗ-49252», принёсшего ещё две победы, но уже под управлением Владимира Чагина. Пилот из Перми впоследствии стал рекордсменом, завоевав в общей сложности 7 чемпионских титулов в грузовом классе – в 2000, 2002-2004, 2006, 2010-2011 годах.
Всего в копилке команды «КАМАЗ-мастер» 15 золотых медалей «Дакара», 13 из которых добыты после 2002-го. История гонки не знает другого такого тотального доминирования одной марки автомобиля. Соперникам не помогла и реорганизация команды из России, омолодившей состав после завершения карьеры Чагиным. Лидером молодых пилотов проявил себя Эдуард Николаев, ставший 3-кратным чемпионом ралли.
Легенды «Дакара»
Помимо «КаМАЗа», в разные годы на «Париж-Дакар» периодически доминировали несколько автопроизводителей, выпускавших особо удачные авто, доведённые механиками практически до совершенства. Можно отметить 4 чемпионства подряд, с 2012 по 2015 годы, концерна BMW и его британского представителя MINI All4 Racing, выставившей 11 успешно дошедших до финиша автомобилей.
Citroen, спорт-прототипы ZX которого побеждали в 1991 и 1994-1996 годах. Французский Peugeot четыре раза кряду брал «золото» на моделях «205» и «405» в 1997-2000, но перестал уделять достаточно внимания ралли-рейду с побед в «нулевых», надолго уйдя в классические автогонки и триумфально вернувшись в 2016 с Peugeot 2008 DKR. В 2017 и 2018 модель 3008 DKR довёл общее количество побед автогиганта до семи.
Cамым титулованным внедорожником «Дакара» обоснованно считается Mitsubishi Pajero, модификации которого принесли производителю 12 чемпионских званий. Первым «золотым» сезоном стал 1985 год, а в 1992-1993 японцы отобрали титулы у «Ситроена», считавшегося фаворитом. Полное доминирование началось в 1997 и закончилось в 2008, вместе с отменой проведения ралли в Африке. За одиннадцать лет автомобиль 9 раз становился лучшим в своём классе, проиграв в 1999 и 2000-м.
Австрийские KTM с 2001 года никого не подпускают к чемпионскому титулу, завоевав его 17 раз подряд. Конкуренцию им не могут составить ни Yamaha (9 наград высшей пробы), ни BMW и Honda, по 6 и 5 званий соответственно. Впрочем, «Ямаха» добивается успеха в сравнительно новой категории квадроциклов, выиграв с 2009 все сезоны.
Происшествия
Статус «Дакара» как «марафона на выживание» имеет под собой вполне реальное обоснование – каждый сезон происходят новые происшествия и трагедии. По некоторым данным, за все годы проведения погибло порядка 70 человек – участников, техперсонала и зрителей. Особо высока смертность среди мотоциклистов.
События на ралли затрагивают временами и политику, как в 1982, когда в пустыне пропал Марк Тэтчер, сын «Железной леди», премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его, штурмана и механика искали «всем миром» 6 дней. Событие получило огромный общественный резонанс, привлекались военные, чей самолёт и нашёл экипаж в 50 км от трассы. Все оказались целыми и невредимыми.
В 1986 году «Париж-Дакар» забрал жизнь и своего отца-основателя Тьерри Сабина, погибшего в Мали при падении вертолёта во время песчаной бури. Вместе с ним разбились пилот, два представителя масс-медиа и гость соревнований, французский певец Даниэль Балавуан. Но имя экс-мотогонщика навсегда осталось в истории, а его начинание было с успехом продолжено.
Чередой трагедий выделяется сезон-1988, принёсший гибель 6 человек: три гонщика разбились на этапах, малийскую девочку сбил другой водитель, а команда видеооператоров – мать с дочерью в Мавритании. Кроме того, участников обвинили в организации пожара и последовавшей за ним паники, в ходе которой скончались трое людей.
Пять человек, в том числе и 5-летняя девочка из Сенегала раздавленная грузовиком техслужбы, погибли в 2005. Среди них Фабрицио Меони, итальянский мотогонщик, двухратный чемпион ралли-рейда. После террористических убийств и заявлений сторонников «Аль-Каиды», и переноса «Дакара» в Южную Америку, пересёк океан и «статус на выживание». Первой жертвой нового-старого ралли уже на втором этапе 2009 года стал француз Паскаль Терри – тело пилота нашли лишь через три дня. В 2010 во время стартов гоночного дня насмерть задавили зрительницу, а в 2012 разбился Хорхе Боеро, мотоциклист из Аргентины.
В 2013, неподалёку от границы Перу с Чили, в лобовом столкновении Land Rover экипажа поддержки и двух местных машин такси погибли два посторонних человека, а семеро людей оказались в клинике с различными травмами. В том же году, и тоже «лоб в лоб», с автомобилем чилийской полиции столкнулся Тома Буржен, 25-летний мотоциклист из Франции. Дебютант ралли-рейда не выжил.
Смертью закончился и третий этап сезона-2015, когда обнаружили тело Михала Херника, мотогонщика из Польши. Его байк не имел видимых повреждений от аварии, сам водитель был без шлема и следов насилия, а вскрытие показало на обезвоживание организма как причину смерти.
«Дакар» на ТВ
О самом известном ралли-рейде написано множество статей и снято ещё больше репортажей, гонщики дают интервью, а зрители делятся своими впечатлениями. Видеоматериала достаточно много, из которого можно выделить снятую Discovery Channel в 2006 году «документалку»
Ралли «Дакар-2014» — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2015; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2015; проверки требуют 11 правок.«Ра́лли Дака́р 2014» (исп. Rally Dakar Argentina — Bolivia — Chile 2014) — 35-й трансконтинентальный ралли-марафон. В шестой раз подряд он пройдёт в Южной Америке, традиционно в январе. 5-го числа участники примут старт в аргентинском городе Росарио, и, после прохождения всей дистанции ралли, проложенной по территориям трёх государств — Аргентина, Боливия и Чили, должны будут финишировать 18 января в чилийском городе Вальпараисо. Боливия станет 28-й страной, принимающей у себя «Ралли Дакар».
Здесь перечислены подготовительные мероприятия, запланированные организаторами «Ралли Дакар 2014» к проведению в период, предшествующий старту ралли-рейда со дня его презентации[1]:
- 20 марта 2013 года: презентация «Ралли Дакар 2014»
Dakar Tour[править | править код]
Ключевые даты[править | править код]
- 15 мая 2013 года: начало регистрации участников «Ралли Дакар 2014»
- 7 июля 2013 года: завершение регистрации для участников, выступающих на мотоциклах
- 11 октября 2013 года: тренировочный день для европейских участников — Париж, Франция
- 1 ноября 2013 года: завершение регистрации для всех участников
- 9 ноября: тренировочный день для южноамериканских участников — Буэнос Айрес, Аргентина
- конец ноября 2013 года: перевозка морем транспортных средств европейских участников в Южную Америку
- с 31 декабря 2013 года по 2 января 2014 года: сбор всех транспортных средств участников ралли в Аргентине
- 2-4 января 2014 года: сбор всех участников ралли для технической и административной проверок; перемещение транспортных средств участников в «закрытый парк».
- 4 января 2014 года: стартовая церемония
- ↑ 1 2 3 4 «Dakar 2014. Calendar» (англ.). www.dakar.com. — Календарь, опубликованный на официальном сайте «Ралли Дакар». Дата обращения 22 марта 2013. Архивировано 9 апреля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 «Dakar 2014. Route» (англ.). www.dakar.com. — Маршрут ралли, опубликованный на официальном сайте.. Дата обращения 22 марта 2013. Архивировано 9 апреля 2013 года.
Ралли «Дакар-2011» — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ралли Дакар 2011 — 32-е соревнование трансконтинентального марафона Ралли Дакар. Третий раз подряд оно проходило в январе по Южной Америке. Снова 1 числа участники стартовали у Обелиска Буэнос-Айреса, и после 13 этапов в Аргентине и Чили финишировали 16 января в той же аргентинской столице.
На старт вышли 407 транспортных средств: 170 мотоциклов, 30 квадроциклов, 140 легковых автомобилей и 67 грузовиков. Главным изменением в правилах стало ограничение объёма мотоциклетного двигателя до 450 кубических сантиметров, что, по мнению организаторов, должно увеличить конкуренцию[1]. Самый протяжённый этап, 7-й, был сокращён организаторами более чем в 2 раза из-за усталости участников[2]. Во время дня отдыха бивуак в Арике посетил президент Чили Себастьян Пиньера Эченике[3].
Ян Веселы приветствует зрителей на старте первого этапаВ мотоциклетном зачёте за победу в 6-й раз подряд боролись Марк Кома и Сириль Депре. Их преимущество друг на другом на большинстве этапов составляло менее 3-х минут, и большое влияние на положение в общем зачёте оказали пенализация и проблема с навигацией у француза. Организаторы перенесли на более раннее время старт 4-го этапа, о чём не узнали некоторые участники. Депре вышел к старту вовремя, но вспомнил, что забыл в бивуаке тёплые перчатки (в тот день гонщики пересекали Анды). Вернувшись за ними, француз опоздал на несколько минут к старту, за что по регламенту был оштрафован на 10 минут. На протяжении следующих дней отставание Депре от Комы колебалось в районе этих 10 минут. На достаточно коротком 10-м этапе Депре опередил стартовавших перед ним гонщиков, но заблудился, и по итогам дня проиграл Коме ещё 10 минут. В итоге испанец первенствовал на ралли-марафоне и сравнялся по числу побед с Депре (по 3). До последнего этапа 3-е место занимал чилиец Франсиско «Чалеко» Лопес, выигравший этап после дня отдыха, посвятив победу приезжавшему к нему накануне президенту[3]. На последнем этапе из-за технических проблем он проиграл больше часа и уступил место на подиуме Элдеру Родригишу.
В самом малочисленном зачёте, квадроциклетном, разрывы на каждом из этапов велики как ни в одном другом из основных, победу разыгрывали аргентинцы. Действующий победитель Маркос Патронелли упал на одном из первых этапов и получил травму колена. Он больше не мог ехать гонку стоя, и продолжил участие в надежде помочь своему старшему брату Алехандро. Тот долгое время остро конкурировал с Томасом Маффей, но на 8-м этапе Маффей проиграл несколько часов. В итоге Патронелли выиграл час у ещё одного аргентинца, Себастиана Альперна. 3-м стал поляк Лукаш Ласкавец, поднявшийся на подиум благодаря победе на последнем этапе.
Среди автомобилей снова вне конкуренции заводская команда «Volkswagen», чьё руководство перед Дакаром заявило, что в случае очередной победы она прекратит участие в гонке из-за недостатка мотивации. Как и год назад, победу разыгрывали Карлос Сайнс, лидировавший после первой половины ралли-рейда, и Нассер аль-Аттия. Долгое время в одном темпе с ними ехал Стефан Петерансель, но в середине гонки его BMW множество раз прокалывал покрышки, в результате чего после 7-го этапа француз отставал от лидера на 21 минуту. На 8-м этапе Петерансель из-за перегрева двигателя потерял ещё час, но в тот день всеобщее внимание привлекла борьба Сайнса и аль-Аттии. Долгое время они ехали вместе, но в концовке испанец дважды застревал в барханах, в то время как выросший среди песков катарец всегда чувствовал себя в них уверенно. Он захватил лидерство в общем зачёте, опережая Сайнса на 5 минут. Сразу после финиша взбешённый испанец кинулся осматривать машину аль-Аттии; вопросы журналистов о том, чем он недоволен, Сайнс проигнорировал. Подобная нервозная обстановка наблюдалась в команде и в концовке прошлого Дакара, когда испанец опережал катарца всего на пару минут. В начале 10-го этапа внедорожник Сайнс «сел» на заросший гребень дюны, из-за чего на финише этапа испанец уступил аль-Аттие более 9 минут, при том что последний в концовке этапа успел ещё и заблудиться. На следующем этапе Сайнс пробил подвеску и проиграл 75 минут, несмотря на помощь партнёра по команде Марка Миллера, отдавшего ему некоторые детали своего авто. «Эль Матадор» откатился на 3-е место общего зачёта, его опередил ещё один гонщик «Volkswagen» и победитель «Дакара» Жиниэль де Вильерс. В этом порядке гонщики добрались до Буэнос-Айреса, и аль-Аттия одержал свою первую победу на «Дакаре». В группе T2 (серийные автомобили) первенствовал японец Юн Мицухаси на «Toyota Land Cruiser», в Открытом классе — немец Маттиас Кале на багги «SMG», оснащённой мотором BMW.
Владимир Чагин в прошлом году сравнялся с Карелом Лопрайсом по победам в зачёте грузовиков, в этот раз россиянин приехал за рекордной 7-й победой. Конкуренцию ему составили племянник Лопрайса Алеш и напарник по заводской команде «КАМАЗ-мастер» Фирдаус Кабиров. На 4-м этапе Чагин отметил своё 41-летие очередной победой, оторвавшись в общем зачёте на 8 минут от ближайшего преследователя. Однако следующие 3 этапа, частично из-за проколов колёс, прошли для него неудачно, и «Царь» переместился в общем зачёте на 3-е место с почти получасовым отставанием. На 8-м этапе ему удалось отыграть всё и возглавить общий зачёт, на 3 минуты опережая Кабирова. Через день на «Татре» Лопрайса вышел из строя турбонаддув, из-за чего он не мог забраться на вершины дюн, где располагались контрольные пункты. После финиша с 3-часовым отставанием Лопрайс был дисквалифицирован. В итоговой классификации Чагин опередил Кабирова на полчаса, 3-е и 4-е места также заняли пилоты «КАМАЗ-мастера» — Эдуард Николаев и Ильгизар Мардеев.
- †↑ Мотоциклы и квадроциклы
- ‡↑ Внедорожники
- §↑ Грузовики
Мотоциклы[править | править код]
Квадроциклы[править | править код]
Результаты этапа | Общий зачёт | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этап | Место | Экипаж | Марка | Время | Отставание | Место | Экипаж | Марка | Время | Отставание |
1 | 1 | Й. Махачек (CZE) | Yamaha | 2ч 14′ 07″ | + 00′ 00″ | 1 | Й. Махачек (CZE) | Yamaha | 2ч 14′ 07″ | + 00′ 00″ |
2 |
КАМАЗ-мастер — Википедия
«КАМАЗ-мастер» — российская автогоночная команда, специализирующаяся на участии в ралли-рейдах. Связана с автозаводом «КамАЗ», расположенном в городе Набережные Челны, Россия. В гонках выступает на автомобилях марки «КамАЗ». Экипажи «КАМАЗ-мастер» 16 раз становились победителями «Ралли Дакар» (ранее — «Ралли Париж — Дакар»). Признана сильнейшей командой мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков.
Официальной датой создания команды «КАМАЗ-мастер» считается 17 июля 1988 года. Первым официальным соревнованием было ралли «Ельч» в Польше. На гонку было выставлено 3 грузовика-внедорожника марки «КАМАЗ», и одному из них удалось получить серебро[1].
В 1989 году пилотам команды удалось выиграть «серебро» и «бронзу» в международном ралли-рейде «Обжектив Сюд»[1].
В 1990 году на «Ралли Фараонов» спортсмены получили четвёртое место[1].
В 1991 году итогом участия команды в легендарной гонке «Париж-Дакар» стали второе и третье места[1].
В 1992 году на дистанции ралли-рейда «Париж-Пекин» была завоёвана «бронза»[1].
В 1995 году на «Мастер-Ралли»[1] была одержана первая победа в истории команды.
В дальнейшем команда «КАМАЗ-мастер» также принимала участие в следующих ралли: «Дакар», «Шёлковый путь — серия Дакар»[2], «Дезерт Челлендж», «Хазарские степи 2010», этап чемпионата России «Калмыкия», «Кубок России», «Оптик 2000 Тунис», «Италиан Бажа», «Мастер-Ралли», «Пор Лас Пампас», «Трансориенталь», «Ралли Востока — Каппадокия», «Ралли Востока» и других.
В 2007 году на 5-м этапе «Ралли Дакар 2007» экипаж Владимира Чагина угодил в аварию, в результате которой экипаж сошёл с гонки. В этом сезоне команда в общем зачёте заняла второе место.
На «Ралли Дакар» в 2011-м, 2013-м, 2015-м годах автомобили команды завоевывали первое, второе и третье места одновременно в общем зачёте грузовых автомобилей[3].
Всего в течение первого десятилетия XXI века команда «КАМАЗ-мастер» завоевала 42 первых места, 12 вторых и 7 третьих. За этот период спортсмены также принимали участие в Чемпионатах России, «Кубке России» и «Кубке мира»[1].
В 2012-м году на «Ралли Дакар 2012» руководство команды приняло решение омолодить состав. Новым руководителем стал Владимир Чагин, семикратный победитель «Дакаров». В состав обновлённой команды вошли: Мардеев Айрат, Николаев Эдуард, Каргинов Андрей, Мардеев Ильгизар. Однако первый ралли-марафон сложился неудачно, с самого начала у автомобилей обнаружились технические проблемы. Из-за поломки двигателя пришлось сняться с гонки экипажу Айрата Мардеева. Позже поломка застала и экипаж Андрея Каргинова. Из-за этого команда потеряла время. Также помимо технических проблем, экипаж Эдуарда Николаева дисквалифицировали из-за нарушения регламента. Однако команда не осталась без призового места: экипаж Артура Ардавичуса, выступающий на КАМАЗе, но представляющий Казахстан, занял третье место, уступив Хансу Стейси второе место. Вслед за Артуром Ардавичусом расположились экипажи Каргинова Андрея и Мардеева Ильгизара соответственно.
С 2013 года команда «КАМАЗ-мастер» принимает участие в ралли-рейде «Африка Эко Рейс».
В 2016 году команда завоевала золото и серебро на ралли «Шёлковый путь»[4].
В 2017 году команда завоевала золото и серебро на «Ралли Дакар», а также заняла весь пьедестал на ралли «Шёлковый путь».
В 2018 году команда завоевала первое и третье места на «Ралли Дакар».
В 2019 году команда завоевала первое и второе места на «Ралли Дакар». В июле — три первых места в ралли «Шёлковый путь». Экипаж под управлением Шибалова преодолел всю дистанцию гонки за 26 часов 1 минуту 40 секунд. Вторым в общем зачете грузовиков стал экипаж Андрея Каргинова (отставание 25 минут 22 секунды), третьим — еще один коллектив во главе с Айратом Мардеевым (+52:05).
В состав команды входят 5 обладателей Кубка мира, 8 мастеров спорта международного класса.
Руководитель команды — Владимир Чагин. Ведёт следующие направления: подготовка молодых спортсменов, участие в разработке боевых автомобилей, административная, производственная, хозяйственная деятельность.
Наставником и бессменным руководителем команды является мастер спорта международного класса Семён Якубов.
Базируется в НТЦ КамАЗ.
17 июля 2012 года вышла в свет книга «Жизнь измеряется в Дакарах», которая описывает историю команды.[5]
С 2005 года генеральным спонсором команды «КАМАЗ-мастер» выступает банк ВТБ[6].
Ралли «Дакар-2003» — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дакар 2003 фр. Telefónica Dakar 2003 | |
Общая информация | |
---|---|
Старт | 1 января 2003 года, Марсель |
Финиш | 19 января 2003 года, Шарм-эш-Шейх |
День отдыха | 13 января 2003 года, Сива |
Общая протяжённость ралли | 8552 км |
Количество этапов | 17 |
Протяжённость спецучастков | 5216 км |
Государства (по территории которых проходит марафон) | Франция, Испания, Тунис, Ливия, Египет |
Число участников на старте | |
Мотоциклы | 162 |
Внедорожники | 130 |
Грузовики | 51 |
Число участников на финише | |
Мотоциклы | 98 |
Внедорожники | 61 |
Грузовики | 27 |
Победители | |
Мотоциклы | Р. Сен (KTM, 53ч 24′ 32″) |
Внедорожники | Х. Масуока А. Шульц (Mitsubishi, 49ч 08′ 52″) |
Грузовики | В. Чагин С. Якубов С. Савостин (КамАЗ, 61ч 36′ 40″) |
«Телефо́ника Дака́р 2003» — 25-й по счёту трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», прошедший с 1 по 19 января 2003 года по маршруту Марсель — Шарм-эш-Шейх.
Титульным спонсором являлась испанская телекоммуникационная компания Telefónica.
В России транслировался на телеканале «7ТВ»[1].