Что такое эстрада в автозвуке – Что такое эстрадная автоакустика? Чем она отличается от остальных, какими характеристиками?

Содержание

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

А для этого нужно понимать, какую аудиосистему вы хотите получить, и чётко представлять её предназначение – работа внутри автомобиля (классическая аудиосистема) или на открытое пространство (эстрадная аудиосистема).

Как строятся классические автомобильные аудиосистемы?

«Классические» аудиосистемы получили своё название неспроста. Принципы их построения во многом схожи с принципами хороших домашних стереосистем. Они рассчитаны на создание максимально качественного и комфортного звучания для тех, кто находится внутри автомобиля.

Один из критериев качества звука – это звуковая сцена, и именно с ней в автомобиле бывают основные проблемы. Коротко поясним, что это такое, и почему звуковая сцена так важна. Любая стереозапись содержит в себе пространственную информацию. Например, если дома вы сядете перед стереосистемой, то услышите, что звук идёт не просто от динамиков, а заполняет собой пространство между левой и правой акустической системами. И если вы слушаете, к примеру, концертную запись, то можете легко услышать, где находились музыканты при записи или как их «расставил» звукорежиссёр – в центре, левее, правее, дальше, ближе. Воссозданное таким образом «звуковое пространство» – это и есть звуковая сцена. Если аудиосистема способна правильно её передать, вы начинаете слушать музыку полноценно, а не просто как набор звуков, которые складываются в мелодию.

Для того, чтобы аудиосистема правильно формировала звуковую сцену, необходимо расположить динамики перед слушателями и постараться максимально отдалить их вперёд, насколько позволяет конфигурация салона. Это нужно, чтобы относительная разница расстояний до правого и левого была минимальной. Если сделать так не получается (а уж если говорить прямо, то в автомобиле это невозможно принципиально), то можно «выровнять» эту разницу расстояний виртуально – с помощью задержек. Эта функция есть в звуковых процессорах, так что если таковой имеется в вашей аудиосистеме (неважно, отдельный, встроенный в головное устройство или в усилитель), это даёт вам дополнительные преимущества.

Разумеется, мы не забыли и про тыловую акустику, в очень многих случаях она может оказаться полезной. Однако не нужно переоценивать её роль. Задача тыла – лишь дополнять основную (фронтальную) акустику и обеспечивать ей лёгкую «подзвучку» для создания объёмности звучания. Тыловая акустика не должна перетягивать внимание на себя.

Сабвуфер тоже можно располагать в багажнике, поскольку на нижних частотах в автомобиле уже нет распространяющейся звуковой волны, а работает так называемый «компрессионный» принцип – диффузор сжимает и разжимает воздух по всему салону примерно как поршень в цилиндре. Поэтому если сабвуфер сделан грамотно и качественно, а система настроена правильно, бас не локализуется сзади, а звучит цельно, является частью музыки, его звучание не «отслаивается» от звучания акустических систем.

Как строятся эстрадные автомобильные аудиосистемы?

Как и в случае с классическими аудиосистемами, термин «эстрада» появился тоже не просто так. Такие аудиосистемы строятся по тем же принципам, что и разного рода сценические концертные аудиомониторы. В отличие от «классики» они относятся к акустическим системам «дальнего поля». Их задача – работать на большие пространства, и предполагается, что слушатели должны находиться от них на некотором расстоянии.

Поскольку эстрадные системы должны обеспечивать достаточно высокий уровень неискажённой громкости, их логично строить в виде больших массивов динамиков. Такие массивы могут располагаться, например, в дверях, в багажнике автомобиля и даже выполняться в виде «стен». Мода на последние зародилась в Южной Америке, поэтому их часто называют «бразильскими стенами».

Почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – это неправильно?

Делать эстрадную систему, чтобы слушать её внутри автомобиля – не самое лучшее решение. Во-первых, запас громкости провоцирует посильнее выкрутить ручку громкости на любимом треке, а слишком высокая громкость приводит к снижению проводимости слухового нерва, а это, к сожалению, необратимая деградация нашего слуха вплоть до его полной потери.

Во-вторых, с большими массивами динамиков в дверях принципиально невозможно добиться качественного звучания внутри автомобиля. Сидя в автомобиле, вы оказываетесь в окружении динамиков, и при таком раскладе, как минимум, придётся забыть о правильной звуковой сцене. И это далеко не всё.

Идеальный источник звука – точечный, то есть когда звук идёт из одной точки. В классических системах слева и справа ставятся одиночные динамики, каждый из которых воспроизводит свой частотный диапазон. В эстрадных же системах мы имеем дело с массивами одинаковых динамиков. И когда одни из них оказываются ближе, другие – дальше, до слушателей одновременно доходят звуковые волны, прошедшие разное расстояние, а потому смещённые относительно друг друга по фазе. Наш слух очень чувствителен к таким фазовым искажениям, в итоге звучание теряет естественность, и музыка превращается просто в набор громких звуков.

Если вы хотите получить универсальную систему, которую можно слушать и внутри автомобиля, и использовать как эстрадную, самое правильное решение – сделать её двойной. В салоне вы устанавливаете классические динамики и располагаете их по классическим принципам, а, например, в багажнике устанавливаете «эстрадные» компоненты – их вы будете включать только тогда, когда решите устроить open-air.

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных?

Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче. Это достигается разными технологическими и конструктивными решениями, но, как всегда, выигрывая в чём-то одном, чем-то приходится и жертвовать. Например, эстрадные динамики в своём большинстве не умеют эффективно работать в мидбасовом диапазоне, ответственном за плотность, ударность звучания (ниже 200-250 Гц).

Дело в том, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно «двигать» динамику для получения одной и той же громкости. А сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход, или использовать специальное акустическое оформление (например, фазоинверторное). В размерах автомобильные динамики по понятными причинам ограничены, с оформлением тоже, ведь эстрадные массивы чаще всего устраиваются в дверях. Поэтому ход диффузора остаётся решающим фактором. Но именно это в эстрадных динамиках и является ограничивающим фактором.

Как результат, подавляющее большинство эстрадных динамиков эффективно работают на средних частотах и имеют не очень высокую отдачу на нижних частотах. Но систему, работающую на «дальнее поле», можно настроить так, что частотные диапазоны, ответственные за плотность и «ударность» звучания, будут воспроизводиться сабвуфером. Каким для этого должен быть сабвуфер – отдельный вопрос.

Если же мы поставим эстрадные динамики в классическую систему, то возложить эти частотные диапазоны на сабвуфер уже не сможем. Находясь в машине, мы будем чётко слышать, что сабвуфер находится сзади. Бас перестанет быть неотъемлемой частью музыки и будет звучать сам по себе. Это, к слову, ещё одна причина, почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – моветон.

Как выбрать динамики для аудиосистемы?

На первый взгляд, эти два правила звучат банально и очевидно, но нам приходится видеть множество аудиосистем, которые не оправдали ожиданий своих владельцев по одной простой причине – они им не следовали.

Во-первых, чётко и ясно определитесь с предназначением вашей будущей аудиосистемы – это будет система «дальнего поля» или же вы будете слушать её исключительно внутри автомобиля. Первая будет прекрасно работать на открытое пространство, а вторая обеспечит достаточную громкость и высокое качество звучания во время ежедневных поездок.

Во-вторых, подбирайте динамики согласно выбранной концепции. Эстрадные динамики – для эстрадной системы, классические – для классической. Не используйте эстрадные динамики для классической системы, вы не получите ожидаемого качества звука. И наоборот, классические динамики обычно недостаточно эффективны для применения в «эстраде» – с большой вероятностью вы не получите ожидаемой громкости.

Хотите универсальности – делайте систему двойной, разделяйте классическую и эстрадную акустику. Любые попытки действовать по обратному принципу и соединять «два в одном» приведут к ненужным компромиссам, неэффективному использованию возможностей динамиков и в большинстве случаев – разочарованию и впустую потраченным деньгам. Поэтому делайте всё правильно, и получите великолепный результат.

swat.ru

Эстрадная акустика (колонки) в авто

Многие автовладельцы устанавливают в салон эстрадную акустику вместо привычной компонентной. Это позволяет повысить уровень чувствительности без ущерба для качества звука. Сегодня мы разберемся, в чем различие между эстрадными и компонентными системами, и какую акустику лучше выбрать для автомобиля.

Что такое эстрадная акустика

Эстрадная, или концертная акустика — отдельный тип профессиональных акустических систем, использующихся преимущественно в автозвуке. К эстрадным колонкам относятся высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные динамические головки.

Концертная акустика применяется во всех сферах, связанных с массовыми мероприятиями. В последние несколько лет производители активно выпускают эстрадные динамики, адаптированные под автовладельцев. Такие устройства имеют стандартные входные и выходные характеристики, но не продаются комплектом, в отличие от модульных систем. Проще говоря, каждый элемент придется покупать отдельно, а иногда даже от разных производителей.

Разновидности

К эстрадной акустике относится огромное количество колонок с разными характеристиками. Существуют устройства как для массовых мероприятий, так и для домашнего или автомобильного использования. Ценовая политика также зависит от сферы применения: небольшие колонки могут стоить от 200–300 долларов, а полноразмерные профессиональные системы — от нескольких тысяч долларов.

Основные отличия от компонентных систем

Перед покупкой автомобильной и домашней акустики необходимо узнать различия между эстрадными и компонентными системами. Только так вы сможете понять, какое именно устройство подойдет для вашей машины. Стоят концертные динамики значительно выше, чем модульные. Это обусловлено более высокой мощностью и чувствительностью. Итак, вот основные отличия эстрадной акустики от компонентной:

  1. Главное отличие — акустика-эстрада имеет высокий уровень чувствительности. Эстрадные колонки делают акцент на громкости звука, а не на его детализации. Они используются в аудиториях, где нужна максимальная выходная громкость, т.е. на массовых мероприятиях или в клубах. Обычные коаксиальные или компонентные колонки в большинстве случаев не способны качественно выдавать высокий уровень чувствительности. Точнее, с повышением громкости появляется сильное искажение звука. Чувствительность средних компонентных динамиков составляет 90–95 дБ, в то время как у эстрадных систем этот показатель находится на уровне 100–110 дБ и выше.
  2. Широкий частотный диапазон и огромный потенциал для персонализации. Эстрадные аудиосистемы включают в себя три основные динамические головки: низкочастотные (от 40–60 Гц до 800–1000 Гц с чувствительностью 86–90 дБ), среднечастотные (от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ) и высокочастотные (от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ). Также существуют сабвуферы, мидбасы и широкополосники. При этом каждый из элементов отвечает за свой отрезок частотного диапазона. Кроссовер создает необходимые условия для воспроизведения, срезая ненужные частоты для каждого излучателя. Это позволяет добиться более широкого охвата сцены и сбалансировать звук. Также такая система обладает огромным потенциалом для настройки и улучшения звука под свои нужды.
  3. Размеры и вес. Как правило, модульные акустические системы имеют небольшой вес и стандартные размеры. Это позволяет без труда устанавливать их в салон автомобиля. Эстрадные колонки обладают более нестандартными габаритами, поэтому установка занимает больше времени.

Как выбрать

При выборе акустики в машину необходимо учитывать не только разновидность устройства, но и основные технические характеристики. К ним относятся мощность, чувствительность, частотный диапазон, габариты, импеданс и многое другое. Также огромную роль играет правильное расположение системы в автомобиле. Вот несколько полезных советов, которые помогут с покупкой и установкой эстрадных колонок:

  1. Мощность. Не стоит выбирать для автомобиля слишком мощные эстрадные колонки. Учитывайте то, что пространство небольшое и не требует больших энергозатрат. Оптимальным показателем для автомобильной акустики является мощность от 10 до 100 Ватт. Причем 100 Ватт — это достаточно высокий порог, который больше подойдет трейлерам или домикам на колесах.
  2. Частотный диапазон. Сложно определить качество звучания, опираясь только на звуковой диапазон. Большую роль играет АЧХ, но производитель редко ее предоставляет. Хорошая эстрадная акустика в салон авто должна иметь высокочастотные динамики (с частотой от 4000 до 20000 Гц), динамики средней частоты (от 500 до 5000 Гц), сабвуферы (от 30 до 100 Гц) и мидбас (от 80 до 1000 Гц).
  3. Габариты. При выборе обязательно учитывайте количество свободного места в авто. Чем меньше динамики, тем компактнее их можно разместить. Однако размер излучателей сильно влияет на качество воспроизводимого звука.
  4. Импеданс. Этот показатель отвечает за сопротивление техники. Импеданс динамиков должен быть равен мощности усилителя.
  5. Чувствительность. Данный параметр отвечает за громкость колонок. Чем выше чувствительность, тем громче будут звучать аудио-динамики. Оптимальный показатель — от 95 до 100 дБ. Обязательно убедитесь, что нет никаких искажений на высоких уровнях громкости.

Хорошим расположением колонок считается верхняя часть торпеды. Но не стоит монтировать твитеры в дверную обшивку или другие штатные места, иначе они будут звучать отдельно друг от друга, и пропадет стереоэффект. Если вы никогда ранее не занимались установкой акустики, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Виды динамических колонок

Акустическая система состоит из динамических головок. Они делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Рассмотрим подробнее, чем отличаются разные виды колонок:

Низкие частоты

Динамики, воспроизводящие исключительно низкие частоты, называются вуферами. Они отвечают за полосу от 40–60 Гц до 800–1000 Гц, обладают средней чувствительностью в 86–90 дБ. Низкочастотные динамики необходимы для «раскачивания» помещения.

Средние частоты

Среднечастотные колонки считаются самым важным элементом в акустической системе. Даже без низких и высоких частот вы сможете слышать вокал и основные музыкальные инструменты. Такие динамики воспроизводят полосу в диапазоне от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ.

Высокие частоты

За воспроизведение высоких частот отвечают твитеры, которые часто называют пищалками. Они берут на себя полосу в диапазоне от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ.

Существуют также колонки, воспроизводящие более узкий диапазон частот. Их называют сабвуферами (от 20–30 Гц до 400–600 Гц) и мидбасом (от 200–400 Гц до 3000–4000 Гц). Чем больше разных колонок входит в систему, тем детализированнее и богаче выходной звук. Но нет смысла покупать для автомобиля множество модулей, т.к. они банально не поместятся в салон.

Подведем итоги

Если в приоритете высокая чувствительность, а не детализация, советуем остановить свой выбор на эстрадной автоакустике. Она имеет громкое звучание и широкий потенциал для персонализации. При выборе обязательно учитывайте технические характеристики и общие правила по размещению.

tehnopanorama.ru

Что такое эстрада в автозвуке — Лечение суставов

Многие автовладельцы устанавливают в салон эстрадную акустику вместо привычной компонентной. Это позволяет повысить уровень чувствительности без ущерба для качества звука. Сегодня мы разберемся, в чем различие между эстрадными и компонентными системами, и какую акустику лучше выбрать для автомобиля.

эстрадные колонки

эстрадные колонки

Содержание статьи:

Что такое эстрадная акустика

Эстрадная, или концертная акустика — отдельный тип профессиональных акустических систем, использующихся преимущественно в автозвуке. К эстрадным колонкам относятся высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные динамические головки.

Концертная акустика применяется во всех сферах, связанных с массовыми мероприятиями. В последние несколько лет производители активно выпускают эстрадные динамики, адаптированные под автовладельцев. Такие устройства имеют стандартные входные и выходные характеристики, но не продаются комплектом, в отличие от модульных систем. Проще говоря, каждый элемент придется покупать отдельно, а иногда даже от разных производителей.

Разновидности

К эстрадной акустике относится огромное количество колонок с разными характеристиками. Существуют устройства как для массовых мероприятий, так и для домашнего или автомобильного использования. Ценовая политика также зависит от сферы применения: небольшие колонки могут стоить от 200–300 долларов, а полноразмерные профессиональные системы — от нескольких тысяч долларов.

Основные отличия от компонентных систем

Перед покупкой автомобильной и домашней акустики необходимо узнать различия между эстрадными и компонентными системами. Только так вы сможете понять, какое именно устройство подойдет для вашей машины. Стоят концертные динамики значительно выше, чем модульные. Это обусловлено более высокой мощностью и чувствительностью. Итак, вот основные отличия эстрадной акустики от компонентной:

  1. Главное отличие — акустика-эстрада имеет высокий уровень чувствительности. Эстрадные колонки делают акцент на громкости звука, а не на его детализации. Они используются в аудиториях, где нужна максимальная выходная громкость, т.е. на массовых мероприятиях или в клубах. Обычные коаксиальные или компонентные колонки в большинстве случаев не способны качественно выдавать высокий уровень чувствительности. Точнее, с повышением громкости появляется сильное искажение звука. Чувствительность средних компонентных динамиков составляет 90–95 дБ, в то время как у эстрадных систем этот показатель находится на уровне 100–110 дБ и выше.
  2. Широкий частотный диапазон и огромный потенциал для персонализации. Эстрадные аудиосистемы включают в себя три основные динамические головки: низкочастотные (от 40–60 Гц до 800–1000 Гц с чувствительностью 86–90 дБ), среднечастотные (от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ) и высокочастотные (от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ). Также существуют сабвуферы, мидбасы и широкополосники. При этом каждый из элементов отвечает за свой отрезок частотного диапазона. Кроссовер создает необходимые условия для воспроизведения, срезая ненужные частоты для каждого излучателя. Это позволяет добиться более широкого охвата сцены и сбалансировать звук. Также такая система обладает огромным потенциалом для настройки и улучшения звука под свои нужды.
  3. Размеры и вес. Как правило, модульные акустические системы имеют небольшой вес и стандартные размеры. Это позволяет без труда устанавливать их в салон автомобиля. Эстрадные колонки обладают более нестандартными габаритами, поэтому установка занимает больше времени.

Как выбрать

При выборе акустики в машину необходимо учитывать не только разновидность устройства, но и основные технические характеристики. К ним относятся мощность, чувствительность, частотный диапазон, габариты, импеданс и многое другое. Также огромную роль играет правильное расположение системы в автомобиле. Вот несколько полезных советов, которые помогут с покупкой и установкой эстрадных колонок:

  1. Мощность. Не стоит выбирать для автомобиля слишком мощные эстрадные колонки. Учитывайте то, что пространство небольшое и не требует больших энергозатрат. Оптимальным показателем для автомобильной акустики является мощность от 10 до 100 Ватт. Причем 100 Ватт — это достаточно высокий порог, который больше подойдет трейлерам или домикам на колесах.
  2. Частотный диапазон. Сложно определить качество звучания, опираясь только на звуковой диапазон. Большую роль играет АЧХ, но производитель редко ее предоставляет. Хорошая эстрадная акустика в салон авто должна иметь высокочастотные динамики (с частотой от 4000 до 20000 Гц), динамики средней частоты (от 500 до 5000 Гц), сабвуферы (от 30 до 100 Гц) и мидбас (от 80 до 1000 Гц).
  3. Габариты. При выборе обязательно учитывайте количество свободного места в авто. Чем меньше динамики, тем компактнее их можно разместить. Однако размер излучателей сильно влияет на качество воспроизводимого звука.
  4. Импеданс. Этот показатель отвечает за сопротивление техники. Импеданс динамиков должен быть равен мощности усилителя.
  5. Чувствительность. Данный параметр отвечает за громкость колонок. Чем выше чувствительность, тем громче будут звучать аудио-динамики. Оптимальный показатель — от 95 до 100 дБ. Обязательно убедитесь, что нет никаких искажений на высоких уровнях громкости.

Хорошим расположением колонок считается верхняя часть торпеды. Но не стоит монтировать твитеры в дверную обшивку или другие штатные места, иначе они будут звучать отдельно друг от друга, и пропадет стереоэффект. Если вы никогда ранее не занимались установкой акустики, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Виды динамических колонок

Акустическая система состоит из динамических головок. Они делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Рассмотрим подробнее, чем отличаются разные виды колонок:

Низкие частоты

Динамики, воспроизводящие исключительно низкие частоты, называются вуферами. Они отвечают за полосу от 40–60 Гц до 800–1000 Гц, обладают средней чувствительностью в 86–90 дБ. Низкочастотные динамики необходимы для «раскачивания» помещения.

Средние частоты

Среднечастотные колонки считаются самым важным элементом в акустической системе. Даже без низких и высоких частот вы сможете слышать вокал и основные музыкальные инструменты. Такие динамики воспроизводят полосу в диапазоне от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ.

Высокие частоты

За воспроизведение высоких частот отвечают твитеры, которые часто называют пищалками. Они берут на себя полосу в диапазоне от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ.

Существуют также колонки, воспроизводящие более узкий диапазон частот. Их называют сабвуферами (от 20–30 Гц до 400–600 Гц) и мидбасом (от 200–400 Гц до 3000–4000 Гц). Чем больше разных колонок входит в систему, тем детализированнее и богаче выходной звук. Но нет смысла покупать для автомобиля множество модулей, т.к. они банально не поместятся в салон.

Подведем итоги

Если в приоритете высокая чувствительность, а не детализация, советуем остановить свой выбор на эстрадной автоакустике. Она имеет громкое звучание и широкий потенциал для персонализации. При выборе обязательно учитывайте технические характеристики и общие правила по размещению.

Source: TehnoPanorama.ru

Почитайте еще:

remont-avto.uef.ru

Эстрадные динамики в акустической системе автомобиля

Практически каждый автомобилист приходит к тому, что его перестает устраивать качество и громкость звука в машине. Большинство решает эту проблему простым прокачиванием своей акустической системы, увеличивая количество колонок и усилителей. Но истинные гурманы и любители экспериментов обращают внимание и на эстрадные динамики.

Любые автомобильные динамики, имеющие отменное качество, на максимально-выкрученной громкости начинают издавать неприятные хриплые звуки. В этом плане эстрадные колонки дадут фору всем остальным. Другими словами, их роль, в первую очередь, заключается в повышении максимальной планки громкости без потери в качестве.

Среди людей, знающих толк в автозвуке, бытует такое мнение, что эстрадные динамики имеют два вида. Первый – это динамики, разработанные производителями специально для автомобильных акустических систем. А второй вид – это эстрадные динамики и другие компоненты фирм, которые не имеют никакого даже отдаленного отношения к автомобилям. Считается, что первые уступают в качестве вторым. Мол, автомобильные эстрадные динамики не обладают качественным звучанием.

Козырная карта «эстрадки» — ее чувствительность и гибкость в настройке высоких, средних и низких частот. Чувствительность обычных автомобильных динамиков – около 90 дБ. Эстрадные же имеют уровень этого показателя от 100 и выше.

Эстрадные динамики друг от друга отличаются рядом технических характеристик. В первую очередь, мощностью. Средняя акустическая система имеет мощность примерно от 100 Вт до 400 Вт с чувствительностью 100 дБ. Диапазон частот таких динамиков также различается – средний показатель от 100 до 11 000 Гц. Также, при выборе эстрадных динамиков, которые устанавливаются в боковые панели передних дверей, необходимо позаботиться и об их типоразмере.

Если прислушиваться к советам профессионалов, то эстрадной акустикой стоит оснащать свои «ласточки» тем автомобилистам, которые имеют и качественную музыку. К примеру, воспроизводя обычные аудиозаписи формата MP3 с качеством 192 кбит/с, не удастся оценить всю мощь и качество «эстрадки».

automediya.ru

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле

08.10.2018

В последнее время особой популярностью пользуется установка в автомобиль профессиональных эстрадных акустических систем. Такой подход позволяет достичь гораздо большей громкости звучания. Чтобы установить эстрадные динамики в машину, необходимо учитывать ряд факторов, а также знать различия между классическими и эстрадными компонентами автомобильных акустических систем.

Различия «эстрадной акустики от классической с точки зрения ТТХ:

Чувствительность: Чаще всего этот параметр значительно выше у эстрадной акустики, при этом же для эстрадной акустики очень важна грамотная настройка. Без нее сжечь эстрадный динамик значительно проще, чем классический.

Мощность: У эстрадной акустики она выше, все кончено зависит от конкретных моделей, но если сравнивать один и тот же ценовой диапазон, то результат будет таким.

Частотный диапазон: Среднестатистический эстрадный динамик размером 6,5 дюймов будет играть гораздо выше среднестатистического классического динамика, но при этом классический динамик сможет с легкостью отыграть низкие частоты от 60 до 150 Гц, что эстрадному динамику бывает не по силам.

Простота установки: Чаще всего классическую акустику установить значительно проще, почти всегда это можно сделать на штатные места автомобиля. С эстрадной же акустикой без изготовления дополнительных подиумов обойтись не получится. Так же если в классическом варианте, для постройки хорошо звучащей акустики, можно легко обойтись хорошей двух-полосной (мидбас и вч) системой и сабвуфером, то для качественного звучания эстрадной системы двух компонентов и сабвуфера обычно недостаточно и требуется установка дополнительной полосы: мидбас, сч, вч. К тому же мощность сабвуфера нужна значительно выше.

Если обобщить, то эстрадная акустика чаще всего рассчитана для прослушивания на некотором расстоянии от источника (4-8 метров), а классическая акустика собрана так, что бы хорошо звучать в салоне автомобиля, то есть на более близком расстоянии. Но это не значит, что вся «эстрадка» будет плохо звучать в салоне, а всю классическую нельзя сделать достаточно громкой для прослушивания на улице. И то и другое очень индивидуальные вещи. При грамотной настройке и выборе компонентов можно добиться отличного звучания как в салоне так и на улице.

zvukdv.ru

Как выбрать динамики?

Каждый второй клиент, который покупает у нас акустику, спрашивает — 

Чем отличается эстрадная акустика от классической автомобильной?

На первый взгляд отличий нет в принципе, это такие же динамики, которые точно так же устроены, начиная с давних пор, глобальных изменений у динамика не было, но все таки разработки не стоят на месте и некоторые изменения все таки есть, такие как несколько обмоток и использование неодимовых магнитов, но это совсем другая история.

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле.

В последнее время особой популярностью пользуется установка в автомобиль профессиональных эстрадных акустических систем. Такой подход позволяет достичь гораздо большей громкости звучания. Чтобы установить эстрадные динамики в машину, необходимо учитывать ряд факторов, а также знать различия между классическими и эстрадными компонентами автомобильных акустических систем.

Основные различия эстрадной акустики от классической:

Чувствительность: Чем выше у динамика чувствительность тем меньше требуется усиления для громкого звучания. Чаще всего этот параметр значительно выше у эстрадной акустики, при этом же для эстрадной акустики очень важна грамотная настройка. Без нее сжечь эстрадный динамик значительно проще, чем классический.

Мощность: У эстрадной акустики она выше, все кончено зависит от конкретных моделей, но если сравнивать один и тот же ценовой диапазон, то результат будет таким. 

Частотный диапазон: Среднестатистический эстрадный динамик размером 6,5 дюймов будет играть гораздо выше среднестатистического классического динамика, но при этом классический динамик сможет с легкостью отыграть низкие частоты от 60 до 150 Гц, что эстрадному динамику бывает не по силам.

Простота установки: Чаще всего классическую акустику установить значительно проще, почти всегда это можно сделать на штатные места автомобиля. С эстрадной же акустикой без изготовления дополнительных подиумов обойтись не получится. Так же если в классическом варианте, для постройки хорошо звучащей акустики, можно легко обойтись хорошей двух-полосной (мидбас и вч) системой и сабвуфером, то для качественного звучания эстрадной системы двух компонентов и сабвуфера обычно недостаточно и требуется установка дополнительной полосы: мидбас, сч, вч. К тому же мощность сабвуфера нужна значительно выше. 

Если обобщить, то эстрадная акустика чаще всего рассчитана для прослушивания на некотором расстоянии от источника (4-8 метров), а классическая акустика собрана так, что бы хорошо звучать в салоне автомобиля, то есть на более близком расстоянии. Но это не значит, что вся «эстрадка» будет плохо звучать в салоне, а всю классическую нельзя сделать достаточно громкой для прослушивания на улице. И то и другое очень индивидуальные вещи. При грамотной настройке и выборе компонентов можно добиться отличного звучания как в салоне так и на улице.

bassecurity.ru

Эстрада с кроссовером

Недавно консультировал одного человека по поводу подбора компонентов для фронта. Его заинтересовал комплект железа Ural, точнее комплект №63. Это 6-канальный  усилитель с набором рупоров, 16-х середин и мидбасов, размером 20 см. Хороший это комплект или нет, не суть, это просто одно из предложений. 

Меня заинтересовали комментарии к этому набору на сайте производителя (импортера). 

Комментарии по кроссоверам

Специалист компании урал утверждает, что «эстраду» не подключают через кроссоверы. И тут мне сразу вспомнился бородатый анекдот:

Чукча приводит сына к доктору
Доктор: На что жалуетесь?
Чукча: Да вот, сын масло не ест, сыр не ест, творог не ест.
Доктор осмотрел мальчика, все нормально, обычный пацан.
Доктор: Я не вижу причин, мне не понятно почему ваш сын не ест молочные продукты.
Чукча: Так нету, что тут не понятного.

Так и с кроссами. Главная причина почему не применяются кроссоверы с эстрадными компонентами — отсутствие кроссоверов как таковых. Они не применяются не потому, что вредны. Нет, их просто нет и не было никогда.

Хоть один производитель предлагал когда-нибудь эстрадные компоненты с кроссовером? — нет. Любительские и заказные системы встречаются, не часто, но они есть. В частности у нас можно заказать фронт с пассивным кроссовером. В частности, в нашем проекте #FreeLancer фронт реализован с применением оригинального кроссовера.

Автомобильная акустика, которую сейчас называют эстрадной, выросла из профессиональной. Но только профессиональные акустические системы в подавляющем большинстве организованы с помощью пассивных разделительных фильтров — кроссоверов. Динамики всегда продаются без них, это нормально, ведь по сути дела — это запчасти. Производитель акустических систем (колонок) занимается разработкой и производством кроссоверов вместе с корпусами. То есть производитель выбирает для решения какой-то задачи нужное количество динамиков разного типа и проектирует под них акустическое оформление и разделительный фильтр. Производитель же динамиков к этому никакого отношения не имеет, просто штампует дины, не заморачиваясь тем куда и в каком количестве они будут установлены. Как согласовать между собой нужное количество динамиков разного типа (НЧ, СЧ, ВЧ)  — забота производителя колонок. 

Эстрада пришла в автозвук, естественно, в виде отдельных динамиков. Никаких комплектов до сих пор нет и не предвидится. И кроссоверов к ним тоже конечно же нет. Ведь кроссовер это устройство, которое согласует между собой конкретный набор динамических головок и источник сигнала (усилитель). А как их подключать тогда? Что с ними делать? Для первых эстрадников это был довольно серьезный вопрос. На помощь пришла схема с поканальным усилением. Те кто постарше помнят — до появления эстрадного звука поканалка применялась не часто, считалась чисто SQ-шничеством и напрасной тратой денег. Быстро решить проблему можно было только поканалкой, её и применяли. Лично мне тогда казалось, что должны появиться комплекты эстрадной компонентной акустики. Это же нормально и естественно. Но производителям аппаратуры это явно не нужно. Посудите сами, для эстрадного фронта требуется много усилителей, проводки и процессорная голова. Представьте себе, что кто-то, Ural например, выпустит целую серию комплектов компонентной эстрадки, от бюджетной до дорогой. Вам для такого фронта понадобится только 2-канальный усилитель, немного проводки и практически любое ГУ. А кто будет покупать усилители для пищалок, а процовые бошки, а лишнюю проводку куда девать? Это может резко сократить продажи. А этого не хотят ни производители, ни продавцы.
А что же покупатели? Оказалось что покупателей это вполне устраивает, хотя в этой ситуации это единственная сторона, которая несет большие финансовые потери.

И вот теперь по прошествии лет в автозвуковом сообществе укрепилась мнение о том, что пассивное разделение это плохо. Хотя на самом деле наоборот. От применения кроссовера одни плюсы. Лично я занимаюсь разработкой систем с пассивным разделением и изучил этот вопрос достаточно хорошо. 
Ниже привдены три главных аргумента против применения пассивных разделительных фильтров и мои к ним контр аргументы.

Потери в кроссовере. 

Чаще даже говорят, что есть большие потери. Это не правда, или не совсем правда. Дело в том, что основные элементы кроссовера — реактивные. Это конденсаторы и катушки индуктивности. На них мощность не рассеивается. Потери в них конечно есть, но настолько мизерные, что не принимаются во внимание. Есть в составе кроссовера еще резисторы, но их применяют только если надо что-либо погасить. Например, если ВЧ звено звучит слишком громко, его гасят резистивным делителем, установленным после фильтра. Потери в таком случае не превышают 5-10 Вт при мощности потребляемой акустикой мощности в 150-300 Вт.

При поканальном усилении потери гораздо больше. Разве это не очевидно? Каждое из звеньев акустической системы (НЧ, СЧ, ВЧ) требуют отдельных каналов усиления. То есть количество каналов растет в два-три раза. Но ведь в усилителях тоже есть потери. Холостой ток усилителя может составлять 4-5 А. Усилитель, работающий с ВЧ звеном вообще практически не работает, ведь мощность ВЧ в составе музыкального сигнала не превышает 5-10%. Он просто стоит и просто жрет электричество. А владелец при этом рассуждает о нехватке питания и просадах. Система с кроссовером позволяет рационально использовать потенциал усилителя (за который владелец, кстати, заплатил).

В кроссовере есть фазовые искажения.

Это известная тема. Резоны такие: на емкостях и индуктивностях фаза сигнала разворачивается на 90 градусов и эти фазовые искажения просто убивают качественный звук.
На самом деле все наоборот.
На 90 градусов фаза разворачивается только на самих реактивных элементах. Суммарное фазовое искажение может отсутствовать. Дело в том, что в состав кроссовера могут входить специальные цепи, компенсирующие индуктивность динамиков. Динамик как-будто бы теряет индуктивность. Его импеданс не растет с ростом частоты и фазовые искажения тоже отсутствуют. Усилитель работает на равномерную нагрузку лишенную индуктивности, что не может не сказаться на качестве звука. Звенья акустической системы как бы сливаются в одно целое и звучание отрывается от динамиков. Вы слушаете музыку, а не пищалки или середины. Короче говоря с кроссовером фазовых искажений нет, если об это позаботился разработчик.  

А вот в системе с поканальным усилением они как раз присутствуют. При поканалке полосовые динамики используются как есть, «голышом». И как мы знаем у них есть индуктивность, которая приводит к росту импеданса при увеличении частоты. Это и есть фазовые искажения. Импеданс растет из-за увеличения угла сдвига тока относительно напряжения. Косинус этого угла называют коэффициентом мощности. В звуковой технике такой термин не применяется, вместо него есть импеданс. Есть динамики с большой индуктивность, на них искажения больше, есть с меньшей. Если дины включены параллельно, импеданс уменьшается вместе с индуктивностью, искажений меньше. Если включить динамики последовательно — ситуация ухудшается, импеданс увеличивается, искажений по фазе становится больше.

Процессорной головой можно отстроить фронт, а пассивным фильтром не получится.

Это заблуждение происходит от того, что подавляющее большинство гуру автозвука ничего не соображают в электротехнике.
Посудите сами. Что можно сделать с помощью электронного полосового фильтра, который есть в процессорной голове. Даже в самом серьезном процессоре функционал жестко ограничен. Частоту среза фильтра можно выбрать только из заданного ряда. В доступных головах значений совсем не много. Проектируя пассивный фильтр можно выбрать абсолютно любое значение. Порядок фильтра в бюджетной голове может быть только 1 и 2, в дорогих процах до 6-го. Пассивный же фильтр может быть абсолютно любого порядка. Хоть десятого. В реальном фильтре спад характеристики может быть даже промежуточным.

Проц позволяет менять фазу и уровень сигнала по полосе. Вот здесь он переигрывает кросс. Ничего подобного сделать пассивным фильтром нельзя. Нужно заранее выбирать звенья фронта такими, чтобы они соответствовали друг другу. Ну а временные задержки для эстрадного фронта не актуальны вообще. Пытаться выстроить звуковую сцену бессмысленно.

Главное преимущество пассивного кроссовера — его функционал ограничен только фантазией разработчика. С помощью разделительного фильтра можно реализовать много интересных вещей. Я, например, часто применяю цепи, корректирующие характер звука пищалок и цепи, гасящие собственные резонансы подвижек тех же пищалок. Реализовать такие вещи электронным процем просто не возможно. Кроме того в кросс входят цепи согласующие усилитель с нагрузкой, благодаря им низ воспроизводится гораздо лучше.

Ну и главное, на мой взгляд, преимущество пассивного кросса — можно получить хороший цельный звук. В поканальной системе звук как бы разбит на части и каждая полоса звучит отдельно и легко локализуется. А в системе с кроссовером можно получить цельный, не разорванный на части звук, совершенно не привязанный к динамикам. В нашем проекте #FreeLancer, например, люди, привыкшие к типовым системам с поканалокой, очень часто припадаю ухом к пищалкам. Им кажется что они не работают. Не потому что верхов мало, а потому что пищалки не локализуются. Из них не свистит.

Итог.

Использование пассивного разделительного фильтра — кроссовера — это не хорошо и не плохо. Это просто один из методов построения акустической системы. Не важно эстрадной и нет. У этого метода есть свои достоинства и недостатки. В частности, это сложность разработки и отсутствие универсальности. Но результат получается превосходным. 

Поканальный фронт хорош тем, что он строится быстро и легко. Но затратно по железу. Результат так же будет посредственным. Но никто конечно же запрещает комбинироавть поканалку с элементами кроссовера. Звучание в этом случае значительно улучшается.


subcultura-avtozvuk.ru