Целина 2 ракетный комплекс – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Содержание

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


ПОДВИЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ЦЕЛИНА-2″

MOBILE MISSILE COMPLEX «CELINA-2″

Работы в Советском Союзе по созданию подвижного грунтового ракетного комплекса с твердотопливной МБР начались в конце 1960-х годов. Первоначально для размещения на грунтовых подвижных пусковых установок использовались легкие твердотопливные МБР со стартовой массой до 50 тонн. С начала 1970-х годов работы продолжались в направлении создания комплекса с ракетой РТ-23 массой 80-90 тонн первоначально с моноблочным боевым оснащением, а затем с разделяющейся головной частью индивидуального наведения, масса ракеты возросла до 105 тонн. Было решено в комплексе иметь несколько рассредоточенных стационарных пусковых установок на каждую ракету и транспортировать к ним скрытно ракеты грунтовыми транспортерами.
В первых проработках по созданию транспортного средства для ракеты РТ-23 рассматривалось гусеничное сочлененное шасси. В 1976 году КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Н.С.Попова создало опытные образцы гусеничного сочлененного шасси «объект 829″, состоящее из четырех секций, на базе опорных катков и гусениц танка Т-80. Вес такого шасси составлял около 200 тонн. Из-за сложности эксплуатации такого шасси в дальнейшем от него отказались и стали создавать колесные машины.

В рамках работ по ракетно-космической тематике в 1979 году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР на разработку СКБ МАЗ колесного специального транспортера грузоподъемностью 220 т.

С переходом боевого железно-дорожного ракетного и шахтного комплексов на модернизированную ракету РТ-23УТТХ, в грунтовом комплексе стали размещать МБР РТ-23УТТХ (15Ж62).
Ракета грунтового комплекса «Целина-2» аналогична ракете РТ-23УТТХ, так как по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетных комплексов с унифицированной ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех видах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый и шахтный. В ракете использовались основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52.

Головной организацией по подвижному грунтовому ракетному «Целена-2″ был определен Московский институт теплотехники (МИТ) возглавляемый А.Д.Надирадзе. Разработка ракеты для комплекса «Целена-2″осталась за КБ «Южное», генеральный конструктор В.Ф.Уткин.


Специальный транспортер “7904”

В 1983 году Минским автомобильным заводом (МАЗ) был изготовлен опытный образец колесного специального транспортера «7904″, который в том же году был отправлен в НИИП-5 (Байконур) на испытания. Машина предназначалась для использования в ракетно-космической системе «Энергия-Буран» для доставки на космодром упавших на землю отработанных боковых ступеней ракеты-носителя и как шасси для ракетного комплекса. На шасси «7904″, шириной 6,8 метра, был установлен судовой двигатель мощностью 1500 л.с., две параллельно спаренные гидромеханические трансмиссии, 12 ведущих колес диаметром по 3 метра. Управление осуществлялось поворотными передними и задними колесами. Шасси могло использоваться только в пустынной местности. Из-за легкого обнаружения такой машины космическими средствами, было предложено создать шасси для движения в средней полосе Советского Союза, в лесистой местности. Эксплуатация шасси «7904″ позволила накопить необходимый опыт, который был в дальнейшем использован при создании машин для боевого грунтового подвижного ракетного комплекса.


Шасси МАЗ-7906 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

Для комплекса «Целина-2» в СКБ МАЗ было создано два варианта шасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907. В начале 1980-х годов проводились испытания обоих вариантов шасси грунтовой транспортной установки грузоподъемностью до 140-150 тонн.
МАЗ-7906 имел гидромеханическую трансмиссию, дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. и колесную формулу 16х16.



Шасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

МАЗ-7907 имел 12 осей и все колеса ведущие, передние и задние – управляемые. На шасси «7907″ были установлены электротрансмиссия переменного тока и газотурбинный двигатель мощностью 1200 л.с. Радиус поворота машины получился меньше длины автомобиля. Машины была предназначена для эксплуатации со смонтированным оборудованием в условиях бездорожья и она успешно прошли испытания. Шасси «7907″ и «7906 предназначались для транспортировки ракет к месту старта, которых для одной ракеты предполагалось построить несколько.

Из-за сложности эксплуатации подвижный грунтовый комплекс на вооружение принят не был.
В 1996 году МАЗ-7907 использовался для перевозки катера длиной 40 метров и весом 100 тонн из Борисова на озеро Нарочь.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Главный конструктор А.Д.Надирадзе
Генеральный конструктор ракеты В.Ф.Уткин
Изготовитель Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-Х-24 Scalpel
Наименование по СНВ-1 РС-22
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

Тип комплекса подвижный грунтовый с твердотопливной МБР, четвертого поколения
Состояние проходил испытания в начале 1980-х годов
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж62)
Дальность стрельбы, км 10000
Головная часть:
— тип РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО
— число боевых блоков(ББ) 10
— разработчик заряда ВНИИЭФ
— вес, кг 4050
Боевая ступень:
— тип «тянуще-толкающей» схемы
с десятью боевыми блоками
— размещение блоков в один ярус
— двигатель однокамерный ЖРД «большой» тяги и система ЖРД «малой» тяги
Система управления:
— тип инерциальная с БЦВМ
— разработчик НПО АП
— гл. конструктор В.А.Лапыгин
Органы управления:
— I ступени вдув в закритическую часть сопла инертного газа
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 3 и ступень
разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
— полная 23,6
— без головной части 18,8
— в ТПК 22,4
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 104,5
Тип топлива смесевое твердое
Гарантийный срок хранения ракеты, лет 10

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д
Размеры, м:
— длина 9,7
— диаметр 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа
— разработчик КБ-5 КБ «Южное»
— гл. конструктор В.И.Кукушкин
— изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
— разработчик корпуса ЦНИИСМ
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель СЗП
— разработчик топлива
и заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
изготовитель заряда БХК
— тип топлива смесевое твердое типа Т9-БК
— тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
— тяга, тс:
на земле 220
в пустоте 240

— тип корпуса органопластиковый типа «кокон»

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
— длина 4,8
— диаметр 2,4
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д290 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
— разработчик КБ-5 КБ «Южное»
— гл. конструктор В.И.Кукушкин
— изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
— разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
— разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
— гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
— изготовитель заряда БХК, ПХЗ
— тип топлива смесевое твердое типа СТАРТ
— тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
— тяга в пустоте, тс 150

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
— длина 3,6
— диаметр 2,4
Двигатель РДТТ с центральным неподвижным раздвижным,
частично утопленным соплом
— корпус цельномотанный
типа «кокон»

— материал корпуса композиционный

ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Тип с термостатированием
Размеры, м:
— диаметр 2,7
— длина 18,9

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип стационарная наземная
Число ПУ на одну ракету несколько
Расстояние между ПУ, км несколько

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7907
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник, В.Е.Чвялов
Полная масса, т 250
Грузоподъемность, т 150
Число осей 12
Колесная формула 24 х 24
Размеры, м:
— длина 322
— высота 5,0-5,5
— ширина 3,2
Тип двигателя газотурбинный ГТД-1200А (»изделие 40″) с электротрансмиссией
на 24 моторколеса с синхронными двигателями переменного тока
— разработчик завод им. В.Я.Климова
— изготовитель Калужский моторостроительный завод
Максимальная мощность, л.с. 1250
Мощность двигателя, л.с. 12002
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):

Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7906
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Колесная формула 16х16
Полная масса, т 220
Грузоподъемность, тс 150
Число осей 8
Размеры, м:
— длина около 29
— высота 5,0-5,6
— ширина 3,2
Двигатель:
— тип дизельный
Мощность двигателя, л.с. 1500
Трансмиссия гидромеханическая
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 3):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7904
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Полная масса, т
Грузоподъемность, т 220
Число осей 6
Колесная формула 12 х 12
Нагрузка на ось, т до 60
Размеры, м:
— длина 32,2
— высота 3,45
— ширина 6,8
Мощность двигателя, л.с.
Число ракет на ТУ 1

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип подвижный грунтовый
Число в комплексе 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.05.2016

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ. 2000, «Минский завод колесных тягачей 1959-1999″ – «Военный Парад», 1999, «40 лет МЗКТ» – «Армия» №3-1999 и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П060 С МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) «МОЛОДЕЦ»
ОПЫТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П044 С МБР РТ-23 (15Ж44)
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)

Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

Речь идет о малоизвестных опытных внедорожных транспортерах Минского автозавода грузоподъемностью в сотни тонн, рассчитанных на несение мощного пневмоколесного комплекса «Целина» с тяжелыми межконтинентальными ракетами. Об этих полноприводных машинах знал узкий круг военных, конструкторов и испытателей, и их секретность сохранялась до начала 2010-х годов. Недаром несколькими годами ранее на вопрос автора о назначении этой техники звездные ученые мужи рассказывали об использовании ее на космодроме Байконур для перевозки крупных частей космических кораблей. На самом деле ничего общего ни с космосом, ни с Байконуром они не имели вообще…

Так могла выглядеть пусковая установка межконтинентальных ракет на гигантском шасси МАЗ-7904 (рисунок Александра Архипова)

Созданием принципиально новых компоновочных схем и выработкой рекомендаций по общей конструкции автомобилей-шасси колоссальных размеров занимался 13-й отдел 21 НИИИ. Их детальную проработку и сборку проводил коллектив УГК-2 МАЗа под руководством первого заместителя, а затем главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева. За основу ударной силы была принята мощная баллистическая ракета РТ-23 днепропетровского КБ «Южное» с разделяющимися боеголовками, стартовой массой свыше 100 тонн и расчетной дальностью поражения 10 тысяч километров.

46-МАЗ-Целина_html_715caed0
220-тонное шасси МАЗ-7904 с двумя силовыми агрегатами и двумя кабинами

МАЗ-7904 (1983–1984/2010 гг.)

Первым в июне 1983 года появился единственный образец уникального шестиосного транспортного шасси МАЗ-7904 (12х12) с двумя дизельными двигателями общей мощностью 1830 л.с., на котором планировалось смонтировать оснащение пусковой установки комплекса «Целина».

Огромный автомобиль-шасси снабжался двумя двухдверными двухместными стеклопластиковыми кабинами, вынесенными на передний свес рамы, и тремя двухосными тележками с 12 гигантскими ведущими колесами диаметром около трех метров. Со стороны этот колосс казался увеличенной копией «нормальных» минских ракетных шасси, но его полезная нагрузка достигала невиданной величины — 220 тонн, а полная масса — 360 тонн.

46-МАЗ-Целина_html_m7549af39
Шестиосный носитель ракетного вооружения МАЗ-7904 длиной более 32 метров
46-МАЗ-Целина_html_m6f805561
Гигантский автомобиль-шасси МАЗ-7904 на территории Минского автозавода

Основным силовым агрегатом являлся 42-литровый дизель 12ЧН18/20 V12 мощностью 1500 л.с., разработанный для маломерного флота. Он размещался между кабинами и приводил две четырехступенчатые гидромеханические трансмиссии, от которых крутящий момент подавался на три передних и три задних моста. Управляемыми являлись четыре колеса передней и задней тележек с японскими 51-дюймовыми шинами, синхронно поворачивавшиеся в разные стороны посредством рулевых механизмов с гидроусилителями. Каждое колесо подвешивалось на регулируемой гидропневматической подвеске, а каждая пара колес правого и левого бортов снабжалась гидравлическими балансирными связями, позволявшими изменять высоту расположения несущей рамы. Для привода вспомогательного оснащения служил второй 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом.

46-МАЗ-Целина_html_21ef21c7
На испытаниях МАЗ-7904 с четырьмя передними и задними управляемыми колесами

Для соблюдения особой секретности обкатка и заводские испытания проводились только в темное время суток и по согласованию с военными, которые устанавливали точный график работ, когда над Минском не зависали вражеские спутники. По завершении первого цикла испытаний машину разобрали и погрузили на специальный прицеп, на котором в январе 1984-го она прибыла на космодром Байконур, где ее вновь собрали.

Испытания машины МАЗ-7904 с весовым макетом ракетной установки комплекса «Целина»

В феврале в казахстанской степи началась вторая фаза испытаний с имитатором максимальной нагрузки. Здесь-то и обнаружился главный убийственный недостаток машины — недопустимо высокое удельное давление на опорную поверхность — 60 тонн на колеса одного моста. В результате гигантский вездеход показал низкую проходимость, плохую управляемость и жесткость хода, что существенно сокращало сферы его применения и могло дезавуировать ракетную установку.

После пересмотра стратегических целей по применению ракетной системы «Целина» работы по машине МАЗ-7904 были прекращены. Одновременно пришлось остановить сборку второго образца и приступить к проектированию нового комплекса «Целина-2».

46-МАЗ-Целина_html_7ad7c24b46-МАЗ-Целина_html_m4c865bb3
Заброшенное шасси МАЗ-7904 на площадке № 42 космодрома Байконур

Неожиданно шасси МАЗ-7904 стало ненужным и осталось в одном из ангаров Байконура. По истечении срока аренды космодрома его списали и в 2010-м утилизировали.

МАЗ-7906 (1984–1987 гг.)

Предварительные рекомендации по общей концепции двух следующих многоосных 150-тонных шасси были разработаны в 21 НИИИ в рамках научно-исследовательской темы «Тужурка». На их основе весной 1983-го Минский автозавод приступил к разработке облегченного восьмиосного транспортера МАЗ-7906 (16х16) для монтажа ракетной системы 15П162 «Целина-2» с новой баллистической ракетой РТ-23 УТТХ. Первый образец с прежним 1500-сильным дизелем был собран в июне 1984-го, вскоре за ним последовала вторая машина.

46-МАЗ-Целина_html_m6c53bc7e
Специальное 16-колесное шасси МАЗ-7906 для ракетного комплекса «Целина-2»

Со стороны эта громоздкая 26-метровая конструкция полной массой 220 тонн выглядела удлиненным на одну двухосную тележку вариантом модели МАЗ-7904, но на самом деле была менее мощной, грузоподъемной, укороченной и вообще более скромной машиной с колесами «нормального» диаметра. На переднем свесе рамы стояли две расширенные двухместные однодверные кабины, а в трансмиссию были включены редукторы отбора мощности, позволившие отказаться от второго силового агрегата. На испытаниях транспортер показал максимальную скорость 30 км/ч, но осевая нагрузка в 27,5 тонн по-прежнему военных не устраивала.

В дальнейшем сравнительные испытания МАЗ-7906 с установленным на нем сварным габаритно-весовым макетом пусковой системы проводились на альтернативной основе одновременно со следующей моделью МАЗ-7907.

46-МАЗ-Целина_html_133beaa6
Уникальный 24-колесный транспортер МАЗ-7907 для комплекса «Целина-2»

МАЗ-7907 (1985–1987/2006 гг.)

Одновременно с машиной МАЗ-7906 в УГК-2 разрабатывали третье наиболее оригинальное и «самое многоосное» 150-тонное транспортное средство МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24, не имевшее западных аналогов. Оно представляло собой двухзвенную низкопрофильную самоходную платформу с газовой турбиной и электрической трансмиссией, поставленную на две шестиосные тележки с 24 ведущими односкатными колесами. Первый образец был готов в марте 1985-го, затем была собрана вторая машина.

46-МАЗ-Целина_html_7b82272
Двухсекционное транспортное средство МАЗ-7907 с четырьмя парами крайних управляемых колес

В отличие от двух предыдущих шасси здесь силовым агрегатом являлся вариант танковой газовой турбины ГТД-1000ТФМ номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированной на передней консоли лонжеронной рамы под новой моноблочной трехместной кабиной с системами жизнеобеспечения. Турбина вращала генератор переменного тока, от которого электроэнергия поступала на узлы трансмиссии и на 24 колесных электромотора. В механическую трансмиссию входили понижающие редукторы, коробка отбора мощности и многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы.

На заводском дворе сочлененное 28-метровое шасси МАЗ-7907 с монтажной длиной рамы 32 метра

Для военных весьма полезной конструктивной особенностью оказалась необычно длинная монтажная часть рамы, но при движении она имела привычку искривляться и прогибаться. Во избежание этого ее разрезали на две равные шестиосные секции и установили между ними простой горизонтальный шарнир с одной степенью свободы. Он позволял обеим секциям перемещаться относительно друг друга только в продольной вертикальной плоскости на угол до восьми градусов, предохраняя ее от перегрузок. Для изменения направления движения служили колеса четырех крайних мостов, синхронно отклонявшиеся в разные стороны. Блоки управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части машины.

46-МАЗ-Целина_html_m1a8896ef
Установка двух блоков масляных радиаторов в задней части шасси МАЗ-7907

После заводских испытаний шасси МАЗ-7907 завод «Баррикады» смонтировал на нем грубо сваренную пространственную рельсовую конструкцию, оказавшуюся габаритно-весовым макетом пусковой установки 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2» с имитацией транспортно-пускового контейнера для межконтинентальной ракеты РТ-23 УТТХ.

С сентября 1986-го в режиме строжайшей секретности эта система участвовала в сравнительных испытаниях с машиной МАЗ-7906, проходивших в ночное время на территории 7-й гвардейской дивизии в Калининской (ныне Тверской) области. Для этого там построили огромные ангары, специальные участки дорог и мосты. К осени следующего года установка МАЗ-7907 прошла расстояние свыше двух тысяч километров, показав максимальную скорость 25 км/ч.

Испытания МАЗ-7906 с габаритно-весовым макетом пусковой установки комплекса «Целина-2»

По результатам испытаний ни одно шасси так и не было одобрено военными. Главными недостатками варианта МАЗ-7907 являлись малый КПД электрической трансмиссии, плохая проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, по-прежнему высокая осевая нагрузка (18,5 тонн) и недостаточная динамика разгона. По сведениям историков Минского автозавода в окончательных выводах комиссии МАЗ-7907 был рекомендован к производству, так как обладал существенными преимуществами перед моделью МАЗ-7906 по управляемости, технологичности и повышенной живучести за счет сохранения подвижности при повреждении привода сразу восьми ведущих колес. По отчетам 21 НИИИ оба шасси не соответствовали предъявленным требованиям, «способов и средств улучшить опорную проходимость ни теоретически, ни экспериментально не было найдено», и в связи с выявленными недостатками дальнейшие доработки обеих машин были признаны бесперспективными.

Вскоре к этим неприятностям добавилась главная разрушительная сила — перестройка. Уникальные гигантские ракетные транспортеры посчитали непозволительным излишеством для страны, и работы по перспективному проекту «Целина-2» были закрыты.

Последним и единственным мирным применением машины МАЗ-7907 в 1996 году была перевозка речного теплохода по дорогам Белоруссии на расстояние более 200 километров — от реки Березина до озера Нарочь.

46-МАЗ-Целина_html_m6128b44c
Транспортировка речного судна на переоборудованном шасси МАЗ-7907

Для этого неуклюжий макет ракетной установки заменили полукруглыми ложементами, а при достижении цели и облегчения разгрузки легендарное шасси просто загнали в воду. Исходом этой операции стали загубленные электромоторы уже никому не нужной машины. В 2006 году из двух шасси собрали одно и поставили его на прикол на территории Минского завода колесных тягачей.

46-МАЗ-Целина_html_m39e0e7a246-МАЗ-Целина_html_1dc3826d
Сохранившаяся на МЗКТ машина МАЗ-7907. Фото 2010 и 2012 года

Несмотря на неудачи, до сих пор гигантские минские ракетные транспортеры сохраняют имидж самых необычных, тяжелых и дорогостоящих отечественных самоходных колесных транспортных средств военного назначения, создание которых в условиях «холодной войны» могла позволить себе только Страна Советов.

На заглавной фотографии — уникальное 24-колесное шасси МАЗ-7907 с газотурбинным двигателем, электрической трансмиссией и макетом пусковой установки ракетного комплекса «Целина-2».

Целина (космический аппарат) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2019; проверки требует 1 правка.

Целина — советская, а позднее и российская космическая система радиотехнической разведки (РТР) и одноимённая серия космических аппаратов РТР.

Система предназначена для регистрации из космоса излучений наземных радиотехнических средств в широком диапазоне частот электромагнитного спектра, позволяя, таким образом, определять координаты радиоизлучающих объектов, устанавливать их назначение, тип, характеристики, режимы работы. Кроме того, радионаблюдение за передающей аппаратурой частей войск позволяло обнаруживать подготовку к различного рода операциям по изменению интенсивности обмена информацией.

Разработку системы вело КБ «Южное».[1][2]
Производство Южный машиностроительный завод им. А. Макарова.[3]

Октябрь 1965 года Разработан эскизный проект ИСЗ детального наблюдения Земли системы «Целина-Д».
26 марта 1972 год Постановлением правительства космический комплекс «Целина-О» принят на вооружение.
10 декабря 1976 года Постановлением правительства космическая система «Целина-Д» принята на вооружение.
Декабрь 1988 года Постановлением правительства космическая система «Целина-2» принята в эксплуатацию.
Декабрь 1990 года Постановлением правительства космическая система «Целина-2» принята на вооружение.

Система первого поколения состояла из спутников обзорной (Целина-О) и детальной (Целина-Д) радиотехнической разведки. Основными объектами наблюдения являлись радиолокационные станции.

В 1980-х годах на основе спутника Целина-Д был создан аппарат Целина-Р для наблюдения источников радиоизлучения[1].

В разработанной в 1970-х годах системе второго поколения функции обзорной и детальной разведки нес на себе уже один аппарат (Целина-2(11Ф644 по классификации ГУКОС)). Разработка и ввод в эксплуатацию этой модификации сильно затянулись из-за необходимости создания новой ракеты-носителя (Зенит-2) и изменений требований со стороны заказчика. В связи с этим первые аппараты этого типа выводились на орбиту с помощью ракеты-носителя Протон-К.

Целина-О (11Ф619 по классификации ГУКОС)[править | править код]

Основные характеристики:

  • Масса, кг — 339…434 (в три раза больше)
  • Масса аппаратуры бортового специального комплекса, кг — 170… 190
  • Габаритные размеры, мм
    • герметичный корпус — ø(800:1200)x2500
    • КА в рабочем положении — 4100×5090
  • Расчетные параметры орбиты:
    • высота, км — 550
    • наклонение орбиты, град — 74
  • Время активного существования, мес — 6
  • Ракета-носитель — 11К65М

В ходе эксплуатации системы «Целина-О» была выполнена модернизация космического аппарата «Целина-0». Новым комплектациям аппарата были присвоены обозначения «Целина-ОМ» и «Целина-ОК».

Целина-ОМ[править | править код]

Всего за период 1967—1982 гг. на орбиту было выведено 34 аппарата «Целина-ОМ» («Космос-250, −269, −315, −330, −387, −395, −425, −436, −437, −460, −479, −500, −536, −544, −549, −582, −610, −631, −655, −661, −698, −707, −749, −787, −790, 812, −845, −870, −899, −960, −1062,-1114,-1215, −1345»)

Целина-ОК[править | править код]

Всего за период 1967…1982 гг. на орбиту было выведено 3 аппарата «Целина-ОК» («Космос-781, −924, −1008»).

Аппараты созданные на базе КА Целина[править | править код]

  • Океан-Э («Космос-1076, -1151») — КА для проведения комплексного изучения океана в интересах науки и народного хозяйства.
  • Сич («Січ-1М, Січ-2[4]»)  — модернизируемая версия советского КА Целина-Д

По данным Роскосмоса, на орбиту было выведено 130 аппаратов данного типа[5]:

РТ-23 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2016; проверки требуют 16 правок.
PТ-23
индексы УРВ РВСН: 15П044 и 15П952
по договору СНВ: РС-22 и РС-22Б
обозначение НАТО: SS-24 и SS-24 Mod.1 Scalpel
RT-23 ICBM complex in Saint Petersburg museum.jpg
Тип Стратегический ракетный комплекс с МБР шахтного и железнодорожного базирования
Статус работы прекращены
Разработчик Флаг СССР КБ «Южное»
Главный конструктор В. Ф. Уткин
Годы разработки НИР: С 13 января 1969
15П044: 23 июля 1976 — 10 февраля 1983
15П952: 1 июня 1979 — апрель 1985[1]
Начало испытаний 15П044: 26 октября 1982 — февраль 1984
15П952: 18 января 1984 — апрель 1985[1]
Принятие на вооружение не принимались
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ПО «Южмаш» (Павлоградский механический завод)
Годы эксплуатации 15П952: С 10 февраля 1985 опытная эксплуатация
Основные эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик РВСН
Дальность стрельбы: 10000 км
Забрасываемый вес: 4050 кг
Точность (КВО): 0,5 (0,7) км
Тип ГЧ: РГЧ ИН 7(8)-10х0,43 Мт
↓Все технические характеристики

РТ-23 (Индекс УРВ РВСН — 15П044 и 15П952, по договору ОСВ-2 — РС-22 и РС-22Б, по классификации МО США и НАТО — SS−24 и SS-24 Mod.1 Scalpel) — стратегические ракетные комплексы с унифицированными твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж44 и 15Ж52, стационарного шахтного и мобильного железнодорожного базирования, с минометным стартом.

РТ-23 была заявлена как новая МБР (по Договору ОСВ-2 каждая из сторон могла принять на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для последующего универсального применения, как для замены жидкостной УР-100Н УТТХ в существующих шахтных пусковых установках[2], так и в составе подвижных комплексов. Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массово-габаритным характеристикам, поскольку по своим боевым возможностям ракета не должна была уступать новой МБР США — ракете «MX» и в то же время не потерять мобильных свойств.

Штатно ракеты РТ-23 были рассчитаны на 15 летний срок эксплуатации и по мере его истечения ракеты были выведены из эксплуатации в 2002—2004 гг.[3] в связи с разработкой нового железнодорожного комплекса «Баргузин» обладающего меньшей нагрузкой на железнодорожное полотно и не требующего его усиления по маршрутам курсирования.[4]

Испытания[править | править код]

Головным по отработке и испытаниям ракеты РС-22 был определён 53 НИИП, для чего в 1977 году в управлении полигона была создана внештатная лаборатория с целью подготовки к испытаниям нового комплекса. Совместные лётные испытаний планировалось начать в первом квартале 1982 года.

Опытная эксплуатация[править | править код]

В августе 1984 года в 10-й ракетной дивизии (г.Кострома) был сформирован 149-й ракетный полк БЖРК. Уже 22 августа личный состав полка убыл в учебный центр (Плесецк) для изучения опытного образца БЖРК 15П952.[5]

РТ-23 выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX».

Конструкция первой ступени[править | править код]

Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ 15Д206. Масса полностью снаряженной ступени составляет 53 т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещенным неподвижным соплом, разработан на основе РДТТ 3Д65 для первой ступени БРПЛ Р-39 (расходно-тяговые характеристики были улучшены путём повышения давления в камере сгорания и увеличения диаметра критического сечения сопла).[6]

Конструкция второй ступени[править | править код]

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ 15Д207 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. Корпус РДТТ — коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени[править | править код]

Третья ступень включает маршевый двигатель, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.

Головная часть[править | править код]

Ракета оснащается РГЧ ИН с десятью ББ, размещенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.

ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоёв атмосферы обтекатель сбрасывается.

Индекс ракетного комплекса15П06015П952
Пусковая установкаШахтная типа «ОС» (отдельный старт), индекс 15П744[7]Железнодорожная со стартовыми вагонами СМ-СП35[8]
Индекс ракеты15Ж4415Ж52
Максимальная дальность, кмОколо 10–11 тыс.
Стартовая масса, т80104
Забрасываемая масса ГЧ, кг4050
Длина ракеты, м18,923,4–23,8
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м2,4
Тип ГЧРазделяющаяся головная часть индивидуального наведения
Количество ББ × мощность, Мт10 × 0,438–10 × 0,3–0,5
Тип системы управленияАвтономная, инерциальная с бортовой ЦВМ
ТопливоСмесевое твердое (Т9-БК-8Э на первой ступени, ОПАЛ на второй)
Тяга двигателя I ступени в пустоте, тс235,7
Удельный импульс тяги в пустоте, с:[6]271,2
Органы управленияКлапаны вдува газа в закритическую часть сопла

Железнодорожный комплекс с ракетой РТ-23 был первым образцом такого вида вооружения. Его создание требовало решения многих сложных проблем, связанных с конструкцией железнодорожных ПУ, обеспечением старта из таких ПУ, вопросами боевого управления, энергоснабжения, обеспечением точности наведения в условиях нахождения на маршрутах боевого патрулирования и др.

МАЗ-7907 — Википедия

МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной. Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.

К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1250 л. с. (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ; по другим данным — ГТД-1250А) и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсами диаметром 1,66 м.

Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 м, ширина 4,1 м, высота 4,4 м.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5, 6, 7 и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

Работы по облегчённым (относительно МАЗ-7904) сочленённому двенадцатиосному шасси МАЗ-7907 с электроприводом и восьмиосному МАЗ-7906 с механическим приводом были начаты в Минске 23 марта 1983 года.[1]

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования № 768—247. Проект подвижного грунтового ракетного комплекса был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162.[1]

Первый опытный образец был собран на МАЗе в марте 1985 года и рассматривался как альтернативный вариант шасси по программе «Целина-2». Шасси должно было быть способно транспортировать ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м в ТПК и оборудование, обеспечивающее хранение, транспортирование, подготовку и пуск ракеты.[1]

На заводе были проведены предварительные обкаточные и пробеговые испытания в объёме 1000 км. Испытания проводились в ночное время по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону «Утёс». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа оборудования автономной пусковой установки (АПУ) 15У157. По завершении монтажа шасси вновь было частично разобрано и направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии в пгт. Выползово (сейчас ЗАТО Озёрный) Бологовском районе Тверской области для сравнительных испытаний с АПУ на базе МАЗ-7906.[1]

Испытания шасси МАЗ-7907 в 7-й гв. рд начались в сентябре 1986 года. Целью испытаний был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2». Проведение испытаний потребовало серьёзной модернизации инфраструктуры войсковой части: были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колёс на дорожное полотно. Испытания были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.[1]

Комиссия в выводах по результатам испытаний к производству рекомендовала шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ[1]:

  • меньшими осевыми нагрузками,
  • лёгкостью управления,
  • лучшими виброакустическими характеристиками в кабине,
  • быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД),
  • лучшими эксплуатационными качествами (за счёт применения электротрансмиссии),
  • более высокой надёжностью и живучестью (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов),
  • лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по комплексу были прекращены, и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.[1]

Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88-тонного теплохода длиной 40 метров с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. После разгрузки шасси в условиях водоёма, на обратном пути вышли из строя все электромоторы и шасси было возвращено на буксире.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907, находившихся на заводском полигоне, была собрана одна, которая находится сейчас на территории предприятия в ожидании реставрации. Предполагается, что данное шасси станет одним из элементов музейной экспозиции Минского завода колёсных тягачей.[3]

На шасси применена рама хребтового типа с горизонтальным силовым шарниром[3], соединяющим два шестиосных полноприводных звена.[1] Это решение в сочетании с независимой гидропневматической рычажной подвеской с пневматической связью каждых двух колёс по борту шасси, системой регулирования положения рамы[1] и большим ходом колёс позволяло шасси без зависания точек опор двигаться по сложному профилю грунтовых дорог. В то же время в горизонтальной плоскости при поворотах эта рама оставалась жёсткой.[3]

Высокую маневренность шасси обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колёс[4] — управляемыми выполнены четыре передних и четыре задних оси, на повороте задняя четвёрка осей поворачивается в противоположную сторону. Эти меры позволили добиться радиуса поворота в 27 м при длине шасси в 28 м.[1]

В качестве двигателя использован усовершенствованный вариант двигателя ГТД-1000ТФ танка Т-80Б — газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФМ (по другим данным — ГТД-1250А[2]) мощностью 1250 л. с.[1]

Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электротрансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов ТЭ660-24 переменного тока с частотным регулированием[1], установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. В связи с незавершённостью работ смежников по созданию синхронного электродвигателя с полным масляным охлаждением в шасси применили тяговые электромоторы воздушно-масляного охлаждения.[3] Тяговые электромоторы через полуоси приводили во вращение колёса с широкопрофильными шинами модели ВИ-207 (1660×670-685), выпускавшиеся на Воронежском заводе.[1]

Ракетный тягач для проекта «Целина-2»



МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15П157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 л. с.[3] Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.
К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ (по другим данным — ГТД-1250А) мощностью 1250 л.с. и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсами диаметром 1,66 метра.



Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 метров, ширина 4,1 метра, высота 4,4 метра.
Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5-, 6-, 7- и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

Комплекс «Целина-2» разрабатывался в КБ «Южное» в начале 80-х годов. Проект предусматривал размещение ПУ на двенадцатиосном МАЗ-7907 или на восьмиосном шасси МАЗ-7906. Трехступенчатая МБР с РДТТ. Максимальная дальность стрельбы — 10 000 км. Стартовая масса — 104,5 т. Длина ракеты в ТПК — 22,6 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Разделяющаяся ГЧ имеет 10 ядерных боевых блоков индивидуального наведения на цель. Разработка проекта «Целина-2» была прекращена.

по материалам wikipedia

Ж-л Армия. Крепя ракетно-ядерный щит Отечества.

 

Супермашины, каких не знал мир

Полноприводной специальный колесный транспортер МАЗ-7904 (12 х 12) с собственной массой 140 тонн; грузоподъемностью 220 тонн и с колесами диаметром 3 метра 18 сантиметров автономной транспортно-пусковой установки ракетного комплекса «Целина». Космодром Байконур, 1984 г.

Заканчивая рассказ о нашем выдающемся земляке, Великом конструкторе Борисе Львовиче Шапошнике, рядом с которым по вкладу в укрепление обороноспособности СССР можно поставить разве что другого нашего соотечественника авиаконструктора Павла Сухого, хочется отметить один удивительнейший факт. 17 декабря 1959 года в СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения, и именно 17 декабря, но 1902 года, родился Борис Шапошник. Такое совпадение с высоты знаний об этом человеке, согласитесь, не кажется случайным, а наоборот, воспринимается как закономерное, посланное свыше. Обеспеченный супермашинами Шапошника паритет в стратегических вооружениях между СССР и США не позволил американцам развязать третью мировую войну, которая привела бы к полному уничтожению всего живого на земле.


МАЗ-7904. 1984 г.

В начале 80-х годов минувшего столетия противостояние двух ядерных супердержав, усиленно подогреваемое заокеанскими ястребами, достигло самой наивысшей точки со времен Карибского кризиса. Но решивших в очередной раз поиграть ядерными мускулами американцев очень быстро поставили на место. Не склонный к пустословию Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов говорил мало, но емко: «На любую попытку сломать сложившийся военно-стратегический баланс Советский Союз сумеет дать надлежащий ответ, и его слово с делом не разойдется». Руководитель советского государства не лукавил. На американские стратегические ракетно-ядерные программы MX «Пискипер» и «Миджитмен» нам было чем ответить.

По данным советской разведки, в США уже близились к завершению работы над созданием тяжелой межконтинентальной твердотопливной ракеты LGM-118А «Пискипер» с разделяющейся на 10 высокоточных боевых блоков головной частью. Особое внимание уделялось многочисленным вариантам базирования новой ракеты, которая рассматривалась американскими стратегами как главный козырь в политике устрашения СССР.

Но американцы в очередной раз просчитались. История их так и не научила тому, что у советских ученых на самый хитроумный заокеанский козырь всегда был в запасе зубодробильный нокаутирующий «мандат». На тридцать (!) вариантов базирования «Пискиперов», среди которых был и такой экзотический как траншея длиной 20 км, где ракету собирались таскать по рельсам, наши ответили тремя: шахтным, железнодорожным и грунтовым.


Крупнейший в мире колесный ракетоносец МАЗ-7904
во время испытаний на космодроме Байконур. 1984 г.

Советской альтернативой «Пискиперу» стала твердотопливная межконтинентальная ракета РТ-23. Размещаемые в Западной Европе американские ракеты «Першинг-2» наши решили нейтрализовать грунтовым комплексом передового базирования «Скорость», а малогабаритную МБР MGM-134A «Миджитмен» – «погасить» с помощью ПГРК «Курьер». Активные работы над советским «Пискипером» начались согласно постановлению правительства от 1 июня 1979 года № 514-175. Главным разработчиком ракеты РТ-23 было определено КБ «Южное», которому поручались работы над ее железнодорожным и шахтным вариантами. Подвижный грунтовый возложили на Московский институт теплотехники, который создавал комплексы «Темп-2С», «Пионер» и «Тополь». Уже имевшийся к тому времени опыт работ над железнодорожным комплексом в КБ «Южное» говорил о том, что вес пускового оборудования, транспортно-пускового контейнера и самой ракеты потянет на более чем 200 тонн! Борису Львовичу Шапошнику по теме, получившей условное наименование «Целина», поручалось создать колесное супершасси, подобного которому мир еще не знал: при собственной снаряженной массе в 140 тонн оно должно было иметь грузоподъемность 220 тонн! Взяться за создание исполина-ракетоносца весом в 360 тонн мог только на сто процентов уверенный в своих силах конструктор. Борис Львович прекрасно понимал, что ему предстоит победить огромные нагрузки, обуздать невиданную мощь, принимая при этом решения, балансирующие на самой грани технического риска. В Москве знали, что быть или не быть новой подвижной грунтовой ракетной установке, в очередной раз решается в Минске. За ракетой дело не станет — КБ «Южное» подобные делало, не подведет, пусковое оборудование без проблем осилят на заводе «Баррикады» в Волгограде, а не будет ракетоносца-гиганта – и все напрасно.


МАЗ-7904. 1984 г.

Проектные проработки полноприводного специального колесного транспортера МАЗ-7904 особо большой грузоподъемности начались в соответствии с приказом министра автомобильной промышленности СССР от 19 февраля 1980 года № 15. Эта работа потребовала от Бориса Шапошника и его соратников небывалого творческого и интеллектуального напряжения. Постепенно шаг за шагом складывался облик не имеющего аналогов в мире колесного динозавра. В качестве основной силовой установки выбрали двенадцатицилиндровый судовой дизель М-350 мощностью 1500 л.с. с газотурбинным наддувом, в помощь которому добавили вспомогательный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238Ф мощностью 330 л.с. с турбонаддувом, предназначенный для привода гидронасосов рулевого управления, генераторов, вентиляторов, компрессоров высокого и низкого давления. На огромной сварной несущей раме (внутри ее мог свободно перемещаться человек среднего роста) между первой и второй осями разместили две синхронизированные гидромеханические передачи (4 + 2). Для уменьшения радиуса поворота (при испытаниях он оказался всего 50 метров) две передние и две задние оси Борис Шапошник впервые в практике создания шасси сделал управляемыми.

Планировалось изготовить два опытных образца спецшасси, для которых в Японии закупили 24 гигантских колеса «Бриджстоун» 3180 х 1185-1295! Огромным получился и сам колесный транспортер: длина – 32 000 мм, ширина – 6800 мм, высота – 3450 мм. Дорожный просвет по кронштейнам подвески – 480 мм, колея – 5400 мм. Машина имела две двухместные кабины по правому и левому борту.


Шасси МАЗ-7908 для ПГРК «Скорость». 1984 г.

Советским правительством работам над специальным колесным транспортером МАЗ-7904 для автономной транспортно-пусковой установки ракетного комплекса «Целина» придавалось огромное значение. В начале 1981 года на Минском автозаводе прошло расширенное, доселе здесь невиданное по составу и статусу участников межведомственное совещание. Присутствовали министры автомобильной, оборонной и электротехнической промышленности, заместитель министра обороны по вооружению, главком Ракетными войсками стратегического назначения, главный конструктор МИТ и ракетного комплекса «Целина», главный конструктор агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов ОКБ-1 завода «Баррикады», другие высокопоставленные начальники и конструкторы. В своем докладе Борис Шапошник не только доложил о ходе работ и имеющихся проблемах, но и в свойственной ему манере потребовал в связи со сложностью и большим объемом работ расширения штатов КБ на 100 человек и выделения для них 100 квартир. Министром автомобильной промышленности В. Поляковым незамедлительно был выделен дополнительный фонд зарплаты на 100 специалистов, а Мингорисполком предоставил квартиры, за которые заплатило Министерство оборонной промышленности.

Но не только этим знаменательным, даже по тем временам по-настоящему царским подарком запомнилось заводчанам то историческое совещание, но и тем, что решением того же Полякова специально для Бориса Шапошника, который был очень непритязательным, скромным человеком, был построен лифт для того, чтобы он мог подниматься на третий этаж здания, в котором находился его давно не видавший ремонта кабинет. У Бориса Львовича была одышка, пошаливало сердце и ежедневно подниматься в находящиеся из соображений режима секретности на третьем этаже «апартаменты» было для него настоящей пыткой. В октябре 1981 года министр автопрома В. Поляков вновь посетил завод и ознакомился не только с ходом работ по созданию уникального спецшасси, но и тем, как был сделан ремонт в кабинете Шапошника, опробовал лифт и проверил заселение ста обещанных им квартир.


ПГРК передового базирования «Скорость»
на шасси МАЗ-7908 во время испытаний
на полигоне Капустин Яр

Создавалась гигантская машина с большим трудом. У Шапошника было серьезное опасение, что в связи с огромной осевой нагрузкой колеса шасси будут просто проваливаться, вязнуть в грунте. Решили сделать одну ось с колесами и отправить в Казахстан. Там ее нагрузили как надо и начали возить по степи. И все в порядке — не проваливается! Почему испытывали в Казахстане? Идея применения нового автономного мобильного ракетного комплекса была весьма необычна: десять похожих на огромные дома на колесах «специальных изделий» должны были ездить по замкнутому кругу многокилометрового маршрута в казахстанской степи. В каком из «домов» находится пусковая установка с ракетой, противник не знает и находится в постоянном напряжении от неотвратимости ответного удара. Спорная, громоздкая и весьма затратная концепция не пользовалась популярностью у военных, которые настаивали на применении комплекса в средней полосе России, для чего предлагали разработать облегченный вариант мобильной пусковой установки. Казахстан подходил для испытаний и по соображениям секретности. Официальная легенда применения МАЗ-7904: перевозка крупногабаритных неделимых грузов для космических ракет нового поколения..

23 марта 1983 года в Минске начались работы по облегченному восьмиосному шасси с механическим приводом МАЗ-7906 и сочлененному двенадцатиосному (!) с электроприводом МАЗ-7907. Параллельно продолжалась и постройка супергиганта МАЗ-7904. В июне 1983 года в экспериментальном цехе № 2 была закончена его сборка. В связи с режимом чрезвычайной секретности выезд новой машины из цеха разрешался только в темное время суток и строго по графику, согласованному с компетентными органами, которые владели информацией о разведывательных спутниках.

Однажды в отлаженной системе информирования случился сбой, и супергиганта в спешке пришлось задним ходом загонять обратно в цех, что привело к некоторым «локальным» разрушениям. Обкатка и заводские пробеговые испытания составили всего 547 километров, после чего двенадцатиколесного полноприводного монстра разобрали и стали готовить к отправке для испытаний на космодром Байконур. Для его доставки Челябинский вагоностроительный завод изготовил специальную двенадцатиосную платформу сцепного типа грузоподъемностью 120 тонн!


Восьмиосное шасси МАЗ-7906 (16×16) грузоподъемностью 150 тонн
для автономной пусковой установки 15У157 ПГРК 15П162 «Целина-2». 1984 г.

В разгар работ над супершасси в Минск пришло приятное известие: решением высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 4 ноября 1983 года № 42/1 Борису Львовичу Шапошнику была присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. Шапошник воспринял это со свойственной ему иронией: «Эх, лет 20 назад бы…».

В январе 1984 года легендарное детище Шапошника — МАЗ-7904 (12 х 12) был на Байконуре собран, а в феврале начались его испытания, которыми руководил заместитель главного конструктора Владимир Захаров. Водители-испытатели Н. Аксиневич, А. Савин, Л. Гляцевич, М. Шалкевич, Н. Петрович успешно одолели на супергиганте 4101 километр казахстанской степи, развивая при этом скорость до 27 км/час. Но в связи с изменением взглядов на применение нового ракетного комплекса и разворачиванием работ по программе «Целина-2», а также во исполнение постановления советского правительства от 9 августа 1983 года о создании единой ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового видов базирования № 768-247, испытания МАЗ-7904 были прекращены.

Двенадцатносное шасси МАЗ-7907 (24 х 24)
грузоподъемностью 150 тонн
для автономной пусковой установки 15У157
ПГРК 15П162 «Целина-2»

На заводском дворе (1985 г.)

Во время испытаний на полигоне в 1986 году.

В 2007 году.

Самый большой в мире ракетоносец, кандидат в Книгу рекордов Гиннесса и сегодня находится на Байконуре, в ангаре монтажно-испытательного комплекса площадки №42. Остается надеяться, что когда-нибудь найдутся у нас неравнодушные люди с деньгами и вернут гордость нашего автопрома на родину.

В ноябре 1983 года министр обороны СССР Дмитрий Устинов предложил в кратчайшие сроки разработать подвижный грунтовый ракетный комплекс передового базирования «Скорость» с ракетой среднего радиуса действия, с головной частью из трех боевых блоков, разместив его впоследствии на территории ГДР и ЧССР, с целью гарантированного и молниеносного уничтожения в случае войны важнейших объектов НАТО в Европе. Приказом министра автомобильной промышленности от 7 февраля 1984 года на Минский автозавод возлагалась задача по разработке и изготовлению специального колесного шасси для пусковой установки, транспортно-перегрузочного агрегата и боевой машины сопровождения комплекса «Скорость».

Срок поставки первых опытных образцов этой машины был чрезвычайным – III квартал (!) 1984 года. Используя готовые узлы и агрегаты от шасси МАЗ-7905 и МАЗ-7912 (см. журнал «Армия» № 4 и № 5, 2007 г. — Прим. авт.), Борис Шапошник со своими соратниками в крайне сжатые сроки выполнил и эту задачу. Уже в конце сентября 1984 года начались предварительные испытания новой машины. Полноприводное четырехосное шасси высокой проходимости МАЗ-7908 (8×8) с двигателем В-58-7 мощностью 710 л.с. имело грузоподъемность 36000 кг (собственная снаряженная масса 24000 кг). Всего на заводе в 1984 — 1986 годах выпущено пять машин этого типа. Одна – опытная, три – под СПУ, еще одна стала базой для уникального антенно-фидерного устройства с мачтой высотой 65 метров! Первый пуск ракеты 15Ж66 с ПГРК 15П666 «Скорость» на шасси МАЗ-7908 был произведен 1 марта 1987 года, а 7 марта этот проект весьма недальновидным решением М. Горбачева был закрыт. Пусковые установки и десять ракет уничтожены.

В конце июня 1984 года в экспериментальном цехе №2 начались приемосдаточные испытания нового облегченного специального шасси МАЗ-7906 подвижного грунтового ракетного комплекса «Целина-2» для межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж62 (РТ-23 УТТХ «Молодец»), а уже в июле заводчане приступили к исследовательским обкаточным и пробеговым испытаниям машины в объеме 1000 км. На этом длиннобазном полноприводном восьмиосном шасси высокой проходимости с колесной формулой 16×16 Борис Шапошник применил судовой дизель М-351 мощностью 1500 л.с, две синхронные гидромеханические передачи (4+2), шестнадцать бескамерных шин 1980 х 750-787. Четыре передних оси управляемые, что обеспечило радиус поворота гигантской машины всего в 30 метров. Высота шасси – 3760 мм, длина – 26293 мм, ширина – 4850 мм. Грузоподъемность – 150000 кг, собственная снаряженная масса – 68300 кг. В этом же году из экспериментального цеха выехал еще один опытный экземпляр шасси МАЗ-7906.

В качестве альтернативного варианта по программе «Целина-2» в марте 1985 года построили первый опытный образец, а во втором квартале того же года еще один – уникального двенадцатиосного (!) шасси МАЗ-7907 для все той же самоходной пусковой установки с МБР 15Ж62. В этой «сороконожке» Борис Львович Шапошник гениально использовал уже имеющиеся на заводе наработки по шасси с электротрансмиссией. В результате получилась совершенно удивительная, не похожая ни на какие другие, просто фантастическая машина.


Элементы электротрансмиссии
24-колесного шасси МАЗ-7907. 2007 г.

Она состояла из двух(!) шестиосных полноприводных звеньев, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирными подшипниками. Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 метров. И это при длине шасси в 28187 мм. Ширина машины – 4100 мм, высота – 4410 мм, собственная снаряженная масса – 65800 кг, грузоподъемность – 150000 кг. Чтобы привести такого гиганта в движение, Шапошник применил газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 л.с. (усовершенствованный вариант двигателя танка Т-80Б), который вращал генератор переменного тока, питавший установленные на раме 24 синхронных электромотора с воздушно-масляным охлаждением и частотным регулированием, которые, в свою очередь, через полуоси приводили 24 колеса с широкопрофильными камерными шинами 1660 х 670-685 модели ВИ-207 Воронежского завода. У машины отсутствуют привычная трансмиссия, дифференциалы, карданные валы. Вместо этого — комплект тяговых машин переменного тока (ТЭ660-24) и блоков управления к ним. Оригинально исполнена и независимая гидропневматическая подвеска с пневматической связью каждых двух колес по борту шасси с системой регулирования положения рамы. Как и МАЗ-7906, новое шасси подвергли на заводе предварительным обкаточным и пробеговым испытаниям в объеме 1000 км. Ночные «прогулки» гигантов проходили по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону Утёс. Не случайно за участок могилёвки от Минской кольцевой дороги до поворота на Гомель отвечал именно Минский автозавод: нагрузки от тяжелой поступи «сороконожек» шоссе испытывало нешуточные. После успешного завершения исследовательских испытаний спецшасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907 разобрали и отправили по железной дороге на Волгоградский завод «Баррикады» под монтаж оборудования автономной пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения 15П162. Затем снова разборка, погрузка на железнодорожные платформы и в путь – на место сравнительных испытаний, которые проводились на базе 7-й гвардейской Режицкой Краснознаменной ракетной дивизии в районе г. Бологое Калининской (ныне Тверской) области. В марте 1986 года там начались испытания МАЗ-7906, а в сентябре – МАЗ-7907.

Она состояла из двух(!) шестиосных полноприводных звеньев, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирными подшипниками. Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 метров. И это при длине шасси в 28187 мм. Ширина машины – 4100 мм, высота – 4410 мм, собственная снаряженная масса – 65800 кг, грузоподъемность – 150000 кг. Чтобы привести такого гиганта в движение, Шапошник применил газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 л.с. (усовершенствованный вариант двигателя танка Т-80Б), который вращал генератор переменного тока, питавший установленные на раме 24 синхронных электромотора с воздушно-масляным охлаждением и частотным регулированием, которые, в свою очередь, через полуоси приводили 24 колеса с широкопрофильными камерными шинами 1660 х 670-685 модели ВИ-207 Воронежского завода. У машины отсутствуют привычная трансмиссия, дифференциалы, карданные валы. Вместо этого — комплект тяговых машин переменного тока (ТЭ660-24) и блоков управления к ним. Оригинально исполнена и независимая гидропневматическая подвеска с пневматической связью каждых двух колес по борту шасси с системой регулирования положения рамы. Как и МАЗ-7906, новое шасси подвергли на заводе предварительным обкаточным и пробеговым испытаниям в объеме 1000 км. Ночные «прогулки» гигантов проходили по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону Утёс.


Испытания шасси МАЗ-7909 на заводском полигоне Утёс. 1988 г.

Не случайно за участок могилёвки от Минской кольцевой дороги до поворота на Гомель отвечал именно Минский автозавод: нагрузки от тяжелой поступи «сороконожек» шоссе испытывало нешуточные. После успешного завершения исследовательских испытаний спецшасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907 разобрали и отправили по железной дороге на Волгоградский завод «Баррикады» под монтаж оборудования автономной пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения 15П162. Затем снова разборка, погрузка на железнодорожные платформы и в путь – на место сравнительных испытаний, которые проводились на базе 7-й гвардейской Режицкой Краснознаменной ракетной дивизии в районе г. Бологое Калининской (ныне Тверской) области. В марте 1986 года там начались испытания МАЗ-7906, а в сентябре – МАЗ-7907.

Их итогом должен был стать выбор типа шасси ракетного комплекса 15П162. Для проведения испытаний были построены гигантские сооружения – ангары, в которых укрывали и обслуживали шасси, а также специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования разрушающего воздействия колес автогигантов на их асфальтобетонное покрытие. Все мероприятия проводились только в темное время суток, в режиме строжайшей секретности. Испытательные бригады, которые сменяли друг друга каждые сорок дней, ездили к месту испытаний, преодолевая несколько КПП. Перед каждым они выходили из автобуса и проходили через них строго по одному, предъявляя соответствующие документы. Сжатые сроки и высокая интенсивность испытательной программы потребовали привлечения большой группы заводских водителей-испытателей: А. Савина, Ф. Цурпо, В. Шелега, В. Чапчица, В. Астровлянчика, В. Щура, Н. Кузьмара, В. Тукача, А. Ковалёва, М. Лашицкого, М. Кондрашёва, П. Шейко, С. Карпова.


Специальное колесное шасси МАЗ-7929 (10 х 8) для ПГРК
с малогабаритной межконтинентальной ракетой «Курьер». 1989 г.

В процессе испытаний возникали различные проблемы, которые решались по-военному – прямо на месте. Так при движении МАЗ-7907 с макетом транспортно-пускового контейнера ракеты 15Ж62 по холмистой местности происходило «утыкание» его носовой части в переднюю ось шасси. Главный конструктор комплекса А. Надирадзе попытался «заострить» ракету, но из этого ничего не получилось. Вариант с ракетой, разделенной на два блока, стыковка которых должна была производиться перед пуском, тоже реализован не был. Выход был один – приподнять контейнер с ракетой над шасси. Что и сделали. Но после этого возникла проблема с прохождением установки под мостами. Решили и ее, сделав систему регулирования «изделия» по высоте. При необходимости водитель прямо из кабины делал «рост» АПУ ниже и свободно проезжал под мостом. В сентябре 1987 года сравнительные испытания опытных образцов специальных колесных транспортеров высокой проходимости и особо большой грузоподъемности МАЗ-7906 и МАЗ-7907 были успешно завершены. Пробег МАЗ-7906 составил 3780 км (при этом была достигнута максимальная скорость в 30 км/ч), а МАЗ-7907 – 2054 км (максимальная скорость – 25 км/ч).

Полученные в ходе испытаний шасси показатели полностью соответствовали чрезвычайно высоким требованиям технического задания. В выводах комиссии рекомендовалось к производству шасси МАЗ-7907, которое обладало перед МАЗ-7906 целым рядом преимуществ: по осевым нагрузкам и управлению, акустическим качествам и вибрации трехместной кабины, готовности к движению в условиях отрицательных температур, эксплуатационной технологичности, большей надежности и живучести за счет резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 (!) электроприводов, транспортабельности при железнодорожных перевозках.


Специальное колесное шасси МАЗ-7909 (8 х 8) для ПГРК
с малогабаритной межконтинентальной ракетой «Курьер». 1987 г.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П162 с автономной пусковой установкой 15У157 на шасси МАЗ-7907 с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж62 (РТ-23УТТХ «Молодец») со стартовой массой 104,5 тонны, дальностью стрельбы в 10100 км, десятью боевыми блоками и комплексом преодоления ПРО мог стать реальностью, но началась пресловутая перестройка-катастройка, и работы по комплексу были прекращены. Обе машины МАЗ-7907 были возвращены на завод, где они в разной степени «разобранности» пребывают и до сих пор. Шасси МАЗ-7906 повезло меньше. Одно из них забрал для экспериментальных работ Московский институт теплотехники, и судьба его неизвестна, другое, за ненадобностью, было разрезано в Минске на металлолом.


А• Шасси МАЗ-7929 на заводском дворе. 1989 г..

В ответ на американскую малогабаритную межконтинентальную ракету «Миджитмен» в Московском институте теплотехники разработали МБР «Курьер», эскизный проект которой был готов к 1984 году. Транспортер под эту ракету, получивший наименование МАЗ-7909, спроектировали без особых проблем. В декабре 1987 года в экспериментальном цехе № 2 был изготовлен первый опытный образец этого полноприводного четырехосного шасси, которое предназначалось не только для пусковой установки, но и для транспортно-перегрузочного агрегата и боевой машины сопровождения комплекса. В следующем году выпустили еще три машины МАЗ-7909 (8 х 8). Это шасси имело дизельный двигатель с газотурбинным наддувом ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л.с, механическую девятиступенчатую коробку передач ЯМЗ-202, широкопрофильные шины модели ВИ-203 (1500×600-635), грузоподъемность 27500 кг и собственную снаряженную массу 19500 кг при следующих габаритных размерах: длина – 12967 мм, ширина – 3200 мм, высота – 2930 мм. Но так как вес ракеты «Курьер» в итоге оказался больше расчетного, то пришлось срочно разрабатывать новое, пятиосное шасси МАЗ-7929 (10 х 8) с тем же двигателем и коробкой передач. Грузоподъемность шасси выросла до 35000 кг при снаряженной массе 25000 кг и размерах: 15180 мм х 3400 мм х 3462 мм. В 1989 году выпустили четыре машины этого типа. С марта 1989 года по май 1990 года ПГРК «Курьер» успешно прошел испытания в Плесецке, но на стадии сдачи на вооружение, как и в случае с ПГРК «Скорость», работы над ним были прекращены. В дело вновь вмешались отечественные горе-политики…

Все это происходило уже без Бориса Львовича Шапошника. Великого конструктора не стало 12 сентября 1985 года Но дело его живет и сегодня, живет в новых уникальных машинах, создаваемых на Минском заводе колесных тягачей талантливыми учениками Мастера. В памяти заводчан он остался скромным, но требовательным, не любившим бестолковых и лживых прожектёров начальником, доброжелательным, коммуникабельным, с замечательным чувством юмора человеком, одной из любимых поговорок которого была: «Надо не кудахтать, а яйца нести!».

Мемориальная доска на доме № 4
по улице Опанского в г. Минске

Его вклад в укрепление обороноспособности СССР трудно переоценить. Благодаря самоотверженному труду Конструктора в строю РВСН могла находиться невиданная по мощи рать подвижных грунтовых ракетных комплексов «Темп-2С», «Пионер», «Тополь», «Скорость», «Целина», «Целина-2», «Курьер», которая была бы непробиваемым щитом для любого агрессора. Увы, большинство его машин стали жертвой, разменной монетой в ходе политических игр и довольно спорных по результатам переговоров. Но свою задачу они выполнили. Супермашины Шапошника не дали развязать третью мировую войну, став мощным, не имеющим аналогов в мире аргументом сдерживания. Имя выдающегося конструктора не забыто в Беларуси. Совет Министров БССР 25 июля 1989 года принял постановление об увековечении памяти Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Бориса Львовича Шапошника, согласно которому в г. Минске на доме № 4 по улице Опанского была установлена мемориальная доска. В смутное время начала девяностых минувшего столетия она исчезла, но благодаря заводчанам была установлена вновь. Правда, висит она почему-то в таком месте, что сразу и не найдешь. В Пинске именем Шапошника названа улица, на Чижовском кладбище г. Минска, где покоится Борис Львович, Министерством автомобильной промышленности СССР и Минским автозаводом установлен гранитный памятник. Жаль только, что имя славного сына земли белорусской не носит Минский завод колесных тягачей, завод, и в сегодняшней славе которого горячее сердце, гениальный ум и золотые руки Великого конструктора XX века Бориса Львовича Шапошника.


Борис Львович Шапошник (справа)
после вручения ему знака
«Ветеран автомобильной промышленности».
Последний фотоснимок Великого Конструктора.
Октябрь 1984 года

Николай КАЧУК,
Владимир ЧЕХУТА