Бочка трюк – Бочка (высший пилотаж) — это… Что такое Бочка (высший пилотаж)?

Содержание

Бочка (высший пилотаж) — это… Что такое Бочка (высший пилотаж)?

Бо́чка — фигура пилотажа, при выполнении которой самолёт поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета.[1] По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов — одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта — горизонтальная, восходящая и нисходящая.

Техника выполнения

Barrelroll.gif

Выполняется бочка при скорости минимум 300 км/час[источник не указан 1217 дней]. Предварительно необходимо придать самолёту угол тангажа 15-20°. На одномоторных винтовых самолётах бочка против[уточнить] направления вращения винта (обычно правая) выполняется более вяло и требует энергичных движений ручкой.

Для самолёта ЯК-52 горизонтальная управляемая бочка выполняется на скорости 230 км/ч при частоте вращения коленчатого вала двигателя 82 % и полном наддуве. В горизонтальном полёте наметить впереди самолёта ориентир, относительно которого будет выполняться бочка. На заданной скорости взятием ручки управления на себя создать угол Тангажа 10-15° и зафиксировать это положение. После чего энергичным движением ручки управления в сторону бочки начать вращение самолёта вокруг продольной оси, помогая вращению незначительным отклонением педали в ту же сторону. После прохода крена 45° начать отдавать ручку управления от себя, не замедляя вращения. В первый момент это необходимо для предупреждения разворота, а затем, когда самолёт будет в перевернутом положении — для предупреждения опускания капота самолёта ниже линии горизонта. В положении «на ноже» (90° и 270°) необходимо незначительно отклонить верхнюю педаль для удержания капота выше линии горизонта. В перевернутом положении педали должны стоять нейтрально, чтобы самолёт не уходил в сторону от ориентира. За 30-20° до завершения бочки ручка управления подтягивается на себя для удержания самолёта от разворота и от опускания капота ниже линии горизонта. Как только самолёт будет подходить к положению горизонтального полета, ручку управления дать на вывод в противоположную сторону вращения, а после прекращения вращения — поставить нейтрально.

Примечания

Литература

  • Каталог фигур высшего пилотажа Арести ФАИ = FAI Aresti Aerobatic Catalogue. — Federation Aeronautique Internationale, 2002.

dic.academic.ru

Восемь самых сложных фигур высшего пилотажа, выполненных летчиками

9 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров в небе над Киевом впервые в истории выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». До Нестерова все, кто пытался выполнить в небе «мертвую петлю», погибали из-за перегрузки и разрушения конструкции самолета. Но «Ньюпор-4» Нестерова выдержал. С тех пор «мертвая петля» стала первой фигурой высшего пилотажа и стала называться «петлей Нестерова». Мы сделали подборку восьми самых сложных фигур пилотажа, которые существуют на сегодняшний день.

1. Колокол Квочура. Чтобы выполнить эту фигуру высшего пилотажа, летчик поднимает свой самолет высоко в небо, затем на нулевой скорости поднимает нос воздушного судна вверх. После этого нос самолета опрокидывается вниз. При этом возникает имитация движения колокольного маятника, это отразилось на названии. Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он выступал за штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 на авиасалоне в городе Фарнборо в Англии. Интересно, что фигуру придумали в военных целях. Такой маневр делает истребитель невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель.

Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур

Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур

2. Бочка. Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси. Если пилот выполнит один оборот на 360 градусов – это одинарная бочка, если полтора оборота – полуторная, если два и больше – это уже многократная бочка. Впервые этот маневр совершил американский летчик Дэниел Мэлони. Это случилось в 1905 году. Уже во время Второй мировой войны этот трюк не раз спасал жизни летчиков, уходящих от погони.

Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси

Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси

3. Иммельман. Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли. Впервые это сделал 25-летней немец Макс Иммельман в 1915 году на моноплане «Фоккер Е.III» в то время, когда шла Первая мировая война. Благодаря этой боевой хитрости летчик оказался позади своего неприятеля и к тому же выше. До этого противники были на встречных курсах. Благодаря этому трюку Иммельман только за год полетов сбил 15 самолетов врага. Сегодня эту фигуру преподают в летных школах.

Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли

Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли

4. Плоский штопор. Это когда самолет начинает снижаться по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса. В начале прошлого века это было невозможно. Считалось, что из штопора нельзя выйти и летчики неминуемо погибали, попав в такую передрягу. Это убеждение опроверг в 1916 году летчик Константин Арцеулов. Он специально ввел свой «Ньюпор-XXI» в штопор, а потом вышел из него. А на следующий день он предложил начальству летной школы в Севастополе ввести эту фигуру в программу обучения летчиков-истребителей. И сегодня этот трюк отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях, а также фигура в ходит в регламент соревнований пилотов. Однако, несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Плоский штопор - это когда самолет начинает снижаться по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса

Плоский штопор — это когда самолет начинает снижаться по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса

5. Чакра Фролова. Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота. Евгений Фролов на истребителе «Cу-37» впервые выполнил этот трюк на глазах у зрителей в 1995 году. Это случилось на авиасалоне в Ле Бурже. Интересно, что эту фигуру высшего пилотажа назвали в честь древнего оружия, изобретенного в индии. Чакрой называли кольцо, внутренняя кромка которого была острой. Чакру Фролова можно исполнить только лишь на самолете с изменяемым вектором тяги. Этот трюк в бою не разу не применялся и предназначен для красочных авиашоу.

Евгений Фролов на истребителе «Cу-37» впервые выполнил этот трюк на глазах у зрителей в 1995 году

Евгений Фролов на истребителе «Cу-37» впервые выполнил этот трюк на глазах у зрителей в 1995 году

6. Хаммерхед. При этой фигуре самолет сначала свечой уходит вверх, потом зависает в воздухе и, затем, развернув нос к земле, падает вниз. По одной из версий первым этот трюк в небе провернул немец, чемпион мира по аэробатике Герхард Физилер в конце 20-х годов прошлого века. Если выполнить эту фигуру в условиях реального воздушного боя, то велики шансы быть сбитым противником, ведь зависнувший в одной точке объект – легкая мишень для истребителя. Однако во время показательных выступлений этот трюк обречен на успех, поскольку поворот на вертикали вызывает большой восторг у зрителей. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

При этой фигуре самолет сначала свечой уходит вверх, потом зависает в воздухе и, затем, развернув нос к земле, падает вниз

При этой фигуре самолет сначала свечой уходит вверх, потом зависает в воздухе и, затем, развернув нос к земле, падает вниз

7. Фигура Пугачева. При выполнении этой фигуры высшего пилотажа нос самолета при полете поднимается вверх на 110, а на некоторых самолетах – на 180 градусов, а потом опускается обратно. В испытательном полете эту фигуру впервые выполнил заслуженный летчик Советского Союза Игорь Волк, а вот первым, кто представил трюк на суд зрителей, стал Виктор Пугачев. Летчик продемонстрировал высший пилотаж в 1989 году на международном авиасалоне в Ле Бурже. Причем, когда самолет русского летчика во время полета задрал нос, все подумали, что это авария, и что сейчас самолет сорвется в штопор и рухнет. Однако воздушное судно под управление Пугачева полетело в прежнем направлении. Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Но эта фигура в реальном бою еще не использовалась.

В испытательном полете эту фигуру впервые выполнил заслуженный летчик Советского Союза Игорь Волк

В испытательном полете эту фигуру впервые выполнил заслуженный летчик Советского Союза Игорь Волк

8. Ранверсман, или в переводе с французского — опрокидывание. Фигура делается примерно также, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке. Горка – это когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона. Разница в том, что самолет, выполняя ранверсман, уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, как при хаммерхед, а под углом 50–60 градусов — на горку. Есть мнение, что эту фигуру летчики стали исполнять в 30-х годах прошлого века. Те летчики, кто умел проделывать такой трюк, неизбежно получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке

Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке

www.vologda.kp.ru

Это фантастика? — Статьи на КиноПоиске

15 ноября в прокат вышел фильм «Экипаж», где главный герой — пилот пассажирского самолета — выполняет сложную фигуру высшего пилотажа ради спасения жизней. КиноПоиск решил узнать, насколько реальна эта ситуация в жизни.

ОСТОРОЖНО! В СТАТЬЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!

После одиннадцатилетнего перерыва в игровом кино Роберт Земекис снял картину «Экипаж» о летчике, который спасает пассажиров, выполняя головокружительный трюк на своем лайнере. При заходе на посадку Уип Вайтекер переворачивает самолет днищем вверх и таким образом выходит из пике. После этого все коллеги говорят пилоту, что он совершил невозможное.

События фильма

Командир объявляет посадку. И вдруг неожиданный толчок, а потом еще один. Самолет содрогается. Второй пилот кричит Вайтекеру, что отказали гидравлика и рули высоты. Машина начинает резко снижаться. Экипаж выпускает закрылки и шасси — не помогает. Тогда командир принимает рискованное решение. Стюардесса велит пассажирам склонить голову к коленям и накрыть ее руками. Второй пилот по команде убирает закрылки и шасси, предварительно выпустив топливо. Вайтекер ведет штурвал против часовой стрелки. Самолет переворачивается вверх днищем и перестает так резко терять высоту.

Когда до земли остается совсем немного, командир переворачивает самолет обратно. Отказывают двигатели, второй пилот их отключает. Машина начинает планировать и падает на большое поле. Жертвы минимальны. Вайтекер совершил чудо.

Строго говоря, тема авиации Земекису знакома: режиссер имеет лицензию пилота-любителя. Но реальна ли та ситуация, которую он показал в своем фильме? Точных аналогов ей нет.

Истории, когда экипажу удавалось вывести самолет из пике, авиации известны. В 1985 году пилоты Boeing 747 компании China Airlines сумели выровнять машину, пролетев в пике 9 километров. Тогда их спасла большая высота. Дело было над Тихим океаном, и падать они начали практически с 12 километров.

Попытка спасти самолет, перевернув его, была предпринята в 2000 году пилотами McDonnell Douglas MD-83, принадлежавшего Alaska Airlines. Машина продержалась в таком положении немного больше минуты, после чего все равно упала в Тихий океан.

В фильме к техническому фактору прибавляется еще и человеческий. Вайтекер страдает от алкогольной и кокаиновой зависимости, что отражается на его репутации. Эта ситуация тоже напоминает одну реальную историю. В 2001 году капитан Роберт Пише посадил Airbus 330 после отказа обоих двигателей. 306 пассажиров остались в живых, но пилот был объявлен изгоем, когда журналисты опубликовали статью о его криминальном прошлом.

Если ситуация в фильме — это выдумка сценаристов, то возникает вопрос: чисто теоретически рассуждая, можно ли и правда спасти самолет, заставив его лететь брюхом вверх, тем более при посадке?

КиноПоиск решил спросить об этом опытных летчиков и специалистов гражданской авиации.

Комментарии экспертов

Сергей Александрович, пилот с 40-летним стажем:

«Заход на посадку — это сложнейший элемент полета. Посадочная скорость составляет приблизительно 240-250 км/ч на пассажирском самолете. В этот момент самолет находится на границе режима сваливания. Режим сваливания заключается в том, что самолет резко поднимает нос, начинается дрожание всего фюзеляжа, после этого машина сваливается на крыло и летит до самой земли. Ее уже ничем не выведешь. Это не истребитель, у которого можно рули поставить нейтрально и попытаться его вывести. Пассажирский самолет так не реагирует, он очень тяжелый. У него полетный вес где-то приблизительно 80 тонн. У грузовых самолетов он достигает 200 тонн.

Так что герои должны были свалиться в отвесное пике. Когда пилот в фильме принимает решение о перевороте, высота составляет 21 000 футов. Это где-то в пределах 6 километров. Ситуация абсолютно нереальная. Переворачивание самолета с пассажирами — это неминуемая катастрофа. Самолет и так полностью теряет скорость, а при переворачивании они потеряют еще как минимум около 2,5-3 километров высоты. Они уже в земле.

Если попробовать сделать „бочку“ на пассажирском самолете — испытания такие проводились на Ил-18, — то машина при скорости где-то в 650 км/ч потеряет порядка трех километров высоты.

Чтобы выполнить такой маневр, нужно приподнять нос самолета, дать режим двигателям почти до взлетного и только после этого пытаться рулями дать такой крен больше 90 градусов. При этом крыло уходит на закритический угол атаки. Самолет сначала дрожит, а потом сваливается в плоский штопор.

Кроме всего прочего, в полете время очень спрессовывается. Экипаж не успел бы ничего придумать. Только если бы отрабатывал такую ситуацию много раз на тренажере. Но это невозможно. В тренажере такой сценарий не предусмотрен».

Для наглядности мы изобразили схемы полетов в инфографике.

Александр, инженер по авиационным электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам:

«Вызывает сомнения фраза второго пилота «У нас отказала гидравлика». При отказе гидравлики никакие управляющие устройства — элероны, спойлеры, рули направления и рули высоты — не будут функционировать. Они застывают либо в том положении, при котором случился отказ, либо в нейтральном. А в фильме часть приборов волшебным образом работает так, как полагается! Хотя в реальности все действия экипажа должны были быть тщетными».

Пилот гражданской авиации, пожелавший остаться неизвестным, Мадрид, Испания:

«Самолет в фильме похож по модели на MD-80, на котором я летаю. Возможен ли тот трюк, который выполняет Вайтекер? Только если ты пьян или под кокаином! Это чистое сумасшествие. Теоретически, конечно, так можно перевернуть самолет. Но не в условиях рейса и, конечно, уж не с полным салоном пассажиров. Был случай, когда один пилот демонстрировал Boeing компании-покупателю и сделал на нем „бочку“. Его моментально уволили.
Что бывает за пьянство во время рейса? Лишение лицензии пилота. Либо отстранение от полетов на длительное время, но это если очень повезет».

www.kinopoisk.ru

Топ 10 фигур высшего пилотажа

Реющие над аэродромом ласточки самолюбиво проделывали фигуры высшего пилотажа…
Посетители авиационных праздников всегда с замиранием следят за виражами, петлями, разворотами, выполняемыми авиаторами-мастерами высшего пилотажа на самолетах. Российские спортсмены – пилотажники занимают призовые места на международных соревнованиях. Это не удивительно, поскольку родоначальником пилотажного искусства считается российский пилот Петр Нестеров. Многие фигуры высшего пилотажа названы в честь их исполнителей-авиаторов. Итак, представляем сложнейшие из них:

1 «Петля Нестерова»

Петля Нестерова
Название «мертвая петля» эта фигура высшего пилотажа получила потому что долгое время существовала в чертежах, то есть «на бумаге». Первым продемонстрировал ее мастер пилотажа Петр Нестеров 09 сентября 1913 года над Сырецким полем в Киеве. Кстати, к 100 –летию со дня рождения «петли Нестерова» Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету номиналом в 5 гривен.

2 «Чакра Фролова»

Чакра Фролова
Впервые была продемонстрирована Евгением Фроловым. Выполнил он эту фигуру высшего пилотажа на самолете Су-37 в 1995 году.  Напоминает разворот  повисшего  в воздухе самолета на 3600 вокруг своей оси.

3 «Кобра Пугачева»

Кобра Пугачева
В 1987 году пилот самолета Су-27 Игорь Волк впервые изобразил эту фигуру высшего пилотажа, напоминающую положение змеи в агрессивном состоянии.

4 «Колокол»

Колокол
Сложная и довольно опасная фигура высшего пилотажа. Впервые была выполнена Анатолием Квочуром в 1988 году.

5 «Бочка»

Бочка
«Бочка» —  фигура пилотажа, при которой самолет совершает поворот относительно продольной оси на 3600,  не меняя при этом общего направления полета.

6 «Фиксированная бочка»

Фиксированная бочка
Более сложная вариация предыдущей пилотажной фигуры. Представляет собой фиксацию самолета в любом положении в момент выполнения бочки.

7 «Горка»

Горка
Противоположная пикетированию фигура. Выполняется в разных вариантах: по прямой траектории, по винтовой линии – спиральная горка. Спирали, в свою очередь, могут быть восходящими и нисходящими.

8 «Штопор»

Штопор
Представляет энергичное  вращение самолета по резкой спирали. Впервые такую фигуру случайно продемонстрировал Уилфред Парк на биплане Avro- G в 1912 году.

9 «Боевой разворот»

Боевой разворот
При выполнении этой фигуры пилот, увеличивая скорость, разворачивает самолет в горизонтальной плоскости на 3600.

10 «Горизонтальный нож»

Горизонтальный нож
Полет в горизонтальной плоскости (угол полета близок к 900). При этом направление полета остается неизменным.
Это интересно! 19 июня 2013 года летчик-испытатель А. Павлов поднял в небо самолет Су-27, который в воздухе продемонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа в автоматическом режиме.

dekatop.com

Самые зрелищные акробатические трюки высшего пилотажа (9 фото)

Вряд ли можно представить себе что-либо более экстремальное и впечатляющее, чем профессионально сделанные фигуры высшего пилотажа. Сегодня мы хотим вам рассказать о самых сложных фигурах, их изобретателях и истории возникновения этих трюков.


Колокол Квочура


Как


Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда


Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Зачем


Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Бочка


Как


Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда


Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Зачем


Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Иммельман


Как


Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Когда


Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Зачем


Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор


Как


Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Когда


В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

Зачем


В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова


Как


Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда


Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Зачем


Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Хаммерхед


Как


Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда


Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем


Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура Пугачева


Как


Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда


Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем


Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Ранверсман


Как


Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Когда


Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.

Зачем


Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.
Источник: www.vokrugsveta.ru

fishki.net

Сложности высшего пилотажа

Какой бывает пилотаж, какие фигуры и как рисуются в небесах? Редакция «Защищать Россию» разобралась в небесных петлях и виражах.

Пилотаж подразделяется на простой, сложный и высший. Простой пилотаж — это азы вроде не слишком крутых виражей, горок и пикирований под небольшим углом. Это то, что летчик осваивает в первую очередь.

К сложному пилотажу относится целый ряд более трудных в исполнении фигур. Скажем, те же виражи и горки, но с большими углами крена и кабрирования. А также особые фигуры вроде хорошо известной «петли Нестерова», «иммельмана», боевого разворота и штопора.

Высший пилотаж — это, главным образом, одновременно выполняемые комбинации двух и более элементов сложного пилотажа. К высшему пилотажу относится целый ряд зрелищных фигур, таких как «кобра», «колокол», «ухо», «нож», «кульбит». Для выполнения некоторых из них требуется индивидуальная подготовка не только летчика, но и самолета — в частности, изменение центровки. В строевых частях ВВС этим не занимаются, обычно это удел летчиков-испытателей.

Вот описания нескольких «небесных» фигур.

Вираж

Фигура простого пилотажа, при выполнении которой самолет, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Если изменение угла движения самолета меньше, то это считается разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся, а установившийся вираж без бокового скольжения — правильным. По технике пилотирования вираж является одним из наиболее сложных маневров. Небольшое отклонение градуса способно превратить эту «простую» фигуру в «сложную» — виражи с креном более 60 градусов считаются сложным пилотажем. А сочетание двух фигур сложного пилотажа в одну — это уже высший пилотаж.

Наиболее трудная фигура — вираж в форсажном режиме работы двигателей. На скорости более 700 км/ч Су-27 может выйти за ограничения по максимальной перегрузке.

Александр Гостев, полковник, летчик-снайпер, ведущий звена авиагруппы «Соколы России»

 

Сложности пилотажа: вираж

 

«Петля Нестерова»

Фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли. Свое название — «мертвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге, а на практике не выполнялась. До Петра Нестерова даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена. Летчик же начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Впервые в мире «петля Нестерова» была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л.с. Этим маневром Петр Николаевич положил начало высшему пилотажу. Нестеров так доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала летчика к сиденью.

Идею этого маневра сам Нестеров изложил в стихотворении:

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
Но вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора.

 

Сложности пилотажа: «петля Нестерова»

 

«Штопор»

Фигура пилотажа, при которой самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Стоит отметить, что в начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов, внук художника Ивана Айвазовского, на самолете «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него.

Вот, что говорил об этом маневре сам Константин Константинович: «Самолет легко поднимается, я набрал около двух тысяч метров высоты. Сделал вираж, такой круг, чтобы еще раз вспомнить все свои приемы, которые, я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолет, выключил мотор — самолет закачался и достаточно было немножко тронуть одной ногой, как он свалился на левое крыло, и завертелся в штопоре. Все предметы на земле сливаются в опрокинутый конус, у вершины которого мелькает здание школы. На ручке управления исчезло чувство опоры.

Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особо приятное. И поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил предложенные приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал „от себя“ и сильно дал ногу по вращению штопора. И почувствовал, на рулях появилось давление воздуха, — самолет я остановил».

На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения. В наши дни эту фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, однако исполнение штопора на реактивных истребителях в России запрещено из соображений безопасности.

Мои любимые фигуры: вираж предельный по тяге на форсаже на простом самолете. И «колокол» на простом самолете. А также «плоский штопор» на Су-30СМ и «колокол» на Су-30СМ, исполняющийся иначе чем на обычном самолете — длительно падает на хвост без опускания носа, при этом сохраняется максимальный режим работы двигателя. Обычный самолет этого не позволяет. Задача же пилота в этот момент выдержать угол. Малейшая ошибка тут может привести к развитию аварийной ситуации. Угол в 70 градусов еще допустим, а на 80-и самолет перейдет в перевернутый штопор.

Александр Гостев, полковник, летчик-снайпер, ведущий звена авиагруппы «Соколы России»

 

Сложности пилотажа: «штопор»

 

«Бочка», «кадушка»

Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная. Впервые эту фигуру сложного пилотажа выполнил американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой этот маневр спас не одну жизнь.

Одна из разновидностей «бочки» — «размазанная бочка», или «кадушка». Известно, что однажды Александр Покрышкин наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и первый летчик оказался у него на хвосте. Так появилась фигура «кадушка» — переворот самолета на 360 градусов вокруг продольной оси при перемещающемся в пространстве по окружности фюзеляже самолета. Чтобы выполнить размазанную бочку необходимо чуть задрать нос самолета, потянув штурвал на себя примерно на треть хода и наклонить его в бок — так же, как и при выполнении обычной бочки.

Очень сложная для выполнения фигура на Су-30 — «кадушка», когда выполняется пилотирование на углах 30–40 градусов с последующим выходом на минимальную скорость.

Александр Гостев, полковник, летчик-снайпер, ведущий звена авиагруппы «Соколы России»

 

Сложности пилотажа: «бочка»

 

«Колокол»

Фигура высшего пилотажа, при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Долгое время «колокол» считался фигурой, доступной только винтовым самолетам, так как большинство реактивных двигателей не могут работать на больших углах атаки. Впервые же маневр был представлен в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 был летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Первыми реактивными самолетами, сумевшими выполнить «колокол», стали советские истребители Су-27 и МиГ-29. В настоящее время эта фигура также выполняется и американскими истребителями F-16, F/A-18 и F-22.

Фигура «колокол» делается, в основном, на всех самолетах строевых частей, но при этом делается только специально подготовленными летчиками и на нулевых скоростях.

Александр Гостев, полковник, летчик-снайпер, ведущий звена авиагруппы «Соколы России»

 

Сложности пилотажа: «колокол»

 

«Кобра», или «кобра Пугачева»

Маневр, при котором самолет резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, сохраняя прежнее направление полета. Таким образом, самолет выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для Су-37 — до 180° (то есть Су-37 может летать хвостом вперед). Затем самолет возвращается в нормальный режим полета практически без потери высоты.

Первое исполнение фигуры, названной затем «коброй», произошло в 1989 году, непроизвольно, при отработке летчиком-испытателем Игорем Волком на Су-27 техники выведения самолета из штопора над аэродромом ЛИИ им. Громова в Жуковском. В том же году на французском авиасалоне в Ле-Бурже исполнение этой фигуры продемонстрировал Виктор Пугачев.

Для выполнения «кобры» и «кульбита» нужна особая центровка самолета, и часто техника дорабатывается под эти фигуры.

Александр Гостев, полковник, летчик-снайпер, ведущий звена авиагруппы «Соколы России»

 

Сложности пилотажа: «кобра»

 

defendingrussia.ru

БОЧКА (фигура пилотажа) — это… Что такое БОЧКА (фигура пилотажа)?


БОЧКА (фигура пилотажа)
БОЧКА (фигура пилотажа)

БО́ЧКА, фигура пилотажа — полный оборот самолета (планера) вокруг продольной оси.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • БОЧКА (мера объема)
  • БОЧКИН Игорь Иванович

Смотреть что такое «БОЧКА (фигура пилотажа)» в других словарях:

  • Фигура пилотажа — движение ЛА, при котором либо его траектория имеет определённую геометрическую форму (например, горка), либо ЛА вращается вокруг центра масс определённым образом (например, бочка), либо одновременно то и др. (например, штопор). Число Ф. п.,… …   Энциклопедия техники

  • фигура пилотажа — фигура пилотажа — движение летательного аппарата, при котором либо его траектория имеет определённую геометрическую форму (например, горка), либо летательный аппарат вращается вокруг центра масс определённым образом (например, бочка), либо… …   Энциклопедия «Авиация»

  • фигура пилотажа — фигура пилотажа — движение летательного аппарата, при котором либо его траектория имеет определённую геометрическую форму (например, горка), либо летательный аппарат вращается вокруг центра масс определённым образом (например, бочка), либо… …   Энциклопедия «Авиация»

  • БОЧКА — фигура пилотажа полный оборот самолета (планера) вокруг продольной оси …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бочка — фигура пилотажа: поворот летательного аппарат вокруг своей продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По темпу выполнения Б. может быть быстрой и замедленной, по числу оборотов вокруг продольной оси одинарная, полуторная и …   Энциклопедия техники

  • бочка — Бочка. бочка — фигура пилотажа: поворот летательного аппарата вокруг своей продольной оси на 360° и более без изменения направления движения (см. рис.). По темпу выполнения Б. может быть быстрой и замедленной, по числу оборотов вокруг… …   Энциклопедия «Авиация»

  • бочка — Бочка. бочка — фигура пилотажа: поворот летательного аппарата вокруг своей продольной оси на 360° и более без изменения направления движения (см. рис.). По темпу выполнения Б. может быть быстрой и замедленной, по числу оборотов вокруг… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Бочка (высший пилотаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бочка (значения). Бочка  фигура пилотажа, при выполнении которой самолёт поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета.[1] По типу выполнения… …   Википедия

  • бочка — и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как тара для хранения и перевозки продуктов, горючего …   Энциклопедический словарь

  • Бочка (пилотаж) — Бочка фигура пилотажа, поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов одинарная, полуторная и многократная, по наклону… …   Википедия

dic.academic.ru