Автобус 279 возит воздух – Расписание автобуса 279 в Москве, маршрут с остановками

Содержание

Маршрут маршрутки 279 на карте СПб, расписание по остановкам

Прямое направление

Новоколомяжский пр., Д.13 ул. Щербакова по Афонской ул. Дом Ветеранов Кардиологический центр Коломяжский пр., уг. Парашютной ул. ст. метро «пионерская» Богатырский пр., уг. Коломяжского пр. Театр за Чёрной речкой Серебристый бульвар по Богатырскому пр. Богатырский пр. уг. Байконурской ул. [127, 172] Туполевская ул. ст. метро «комендантский Проспект» Стародеревенская ул. уг. ул. Ильюшина ул. Камышовая, уг. Стародеревенской ул. Камышовая ул., 38 Туристская ул. уг. Камышовой ул. Богатырский пр. (по Туристской ул.) Туристская ул. Лахтинский Разлив Шуваловский пр., 88 Мебельная ул. угол Туристской ул. Мебельная ул., 25

Обратное направление

Мебельная ул., 25 Мебельная ул. У Туристской ул. Шуваловский пр. Шуваловский пр., 88 Лахтинский Разлив Туристская ул.

transportspb.com

Маршрутное такси 279 — Расписание и маршрут

12:34

Туристская (Оптиков)

05:30

05:36

05:43

05:50

05:57

06:03

06:09

06:15

06:22

06:29

06:36

06:43

06:50

06:57

07:05

07:11

07:18

07:25

07:32

07:38

07:44

07:50

07:57

08:04

08:11

08:18

08:25

08:32

08:40

08:46

08:53

09:00

09:07

09:13

09:19

09:25

09:32

09:40

09:48

09:57

10:06

10:15

10:25

10:36

10:47

10:58

11:07

11:16

11:25

11:34

11:42

11:50

11:58

12:07

12:16

12:22

12:28

12:34

12:40

12:46

12:53

13:01

13:09

13:17

13:24

13:30

13:37

13:44

13:51

13:57

14:03

14:09

14:15

14:21

14:28

14:36

14:44

14:52

14:59

15:05

15:12

15:20

15:29

15:38

15:45

15:52

15:59

16:06

16:13

16:20

16:27

16:35

16:42

16:49

16:56

17:04

17:12

17:20

17:27

17:34

17:41

17:48

17:55

18:02

18:09

18:16

18:23

18:30

18:37

18:44

18:51

18:58

19:05

19:12

19:20

19:27

19:34

19:42

19:49

19:56

20:03

20:11

20:19

20:28

20:37

20:46

20:55

21:04

21:13

21:23

21:33

21:43

21:53

22:03

22:12

22:21

22:30

22:38

22:46

22:53

22:59

23:05

23:11

23:17

23:24

23:31

23:38

23:45

23:52

23:59

00:07

00:15

Туристская (Богатырский)
Туристская (Камышовая)
Торговый комплекс
Яхтенная (Камышовая)
Планерная (Камышовая)
Камышовая (Стародеревенская)
Стародеревенская (Ильюшина)
Уточкина (Испытателей)
Сизова (Испытателей)
Серебристый бульвар (Испытателей)
Универсам (Испытателей)
Метро Пионерская
Метро Пионерская
Королёва (Коломяжский)
Шарова
Стадион Спартак
Кардиологический центр
Аккуратова (Афонская)
Дом Ветеранов
Вербная (Афонская)
Щербакова (Афонская)
Щербакова (Новоколомяжский)
Новоколомяжский (Малая Десятинная)

www.bustime.ru

на чем будут возить россиян

Развитие общественного транспорта – одна из приоритетных задач российских мегаполисов, которую не решить без современной и качественной техники. И как показала недавняя выставка в ВДНХ, такая техника у нас есть, причем не только иностранного, но отечественного производства.

МАЗ-203 с обновленным интерьером был показан широкой общественности впервые

На этот раз участниками выставки «ЭкспоСитиТранс», которая проводится раз в два года, стали порядка 100 российских и  зарубежных организаций, крупнейших операторов общественного транспорта, ведущих поставщиков оборудования и комплектующих. В 75 павильоне ВДНХ на площади 14 500 м2 были представлены новейшие достижения в сфере транспортного обслуживания — подвижной состав российских и иностранных производителей, инфраструктурные решения, направленные на совершенствование городской транспортной системы. Среди новинок наземного пассажирского транспорта отметим трамвай Russia One производства OAO «Уралтрансмаш» и новый городской электропоезд ЭГ2Тв, который будет курсировать по железнодорожному кольцу в Москве. Но доминирующей тематикой «ЭкспоСитиТранса», как и прежде, были автобусные перевозки. Наш рассказ — о самых интересных экспонатах.

10,5-метровый ЛиАЗ-529260 в двухдверном варианте выбран для представления нового фирменного стиля ГУП МО «Мострансавто»

Сразу за входом на выставку посетителей встречал стенд Минского автозавода. Наши соседи привезли в Москву две перспективные новинки пассажирской техники: автобусы МАЗ-215 и МАЗ-203 с обновленным интерьером. Автобус МАЗ-215 — единственный в странах СНГ сочлененный автобус, который имеет 5 полноценных дверей. Общая длина автобуса 18,75 м обеспечивает вместимость до 175 пассажиров. Представленная модель оснащена двигателем Mercedes-Benz OM926LA (Евро-5, 326 л. с.).

12-метровый MAN Lion’s City CNG (A21) на природном газе

Автобус МАЗ-203 с обновленным интерьером был показан широкой общественности впервые. Популярную на протяжении многих лет низкопольную модель МАЗ-203 на выставке представили усовершенствованной. Современное напольное покрытие, обшивка салона, новая конструкция пандуса, обновленные поручни — эти детали позволяют значительно улучшить потребительские свойства автобуса, который к тому же оснащен двигателем MAN класса Евро-5.

Низкопольный НефАЗ-5299-40-51 с газовым двигателем Mercedes-Benz M906 LAG/EEV/1

Международный статус выставки подкрепило участие марок Mercedes-Benz и MAN, экспозиции которых расположились в центре зала. ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» предложило перспективные решения для городских пассажирских перевозок и коммунальных служб Москвы. На стенде компании был представлен низкопольный автобус Mercedes-Benz Citaro Solo в трехдверном исполнении с двигателем Евро-6. Среди особенностей этой машины отметим широкие дверные проемы, которые позволяют серьезно ускорить поток пассажиров, а также серийно устанавливаемую систему стабилизации ESP. Еще одним экспонатом «МБ Тракс Восток» стал маневровый локомобиль на комбинированном ходу Mercedes-Benz Unimog U400. Представленная машина оснащена тормозной системой для вагонов массой до 1000 т, сцепными устройствами спереди и сзади, фрезерно-роторным снегоочистителем Kahlbacher KFS 750/2500 и комплексным локомотивным устройством безопасности. Такая универсальность пользуется спросом в трамвайных и железнодорожных депо. Также на стенде ГУП «Мосгортранс» был представлен первый автобус из партии в 100 низкопольных машин Mercedes-Benz Connecto. Новые 12-метровые автобусы штутгартской марки пополнят автопарк ГУП «Мосгортранс» уже нынешней осенью и будут обслуживать  регулярные маршруты города.

Ретроэкспозиция музея «Мосгортранса» — традиционный радел выставки

Главным событием экспозиции ООО «МАН Трак энд Бас РУС» стала презентация новейшей разработки городского 12-метрового автобуса MAN Lion’s City CNG (A21) на природном газе. Данный образец, оснащенный двигателем MAN E2876 LUH03 (EEV, 310 л. c.), является надежной и экономичной альтернативой современному общественному транспорту и способен внести значительный вклад в решение одной из наиболее актуальных для больших городов проблем — загрязнения воздуха.

Инновационный eBus Modulo с кузовом из композитов имеет широкие перспективы

Весомый вклад в чистоту атмосферы городов готово внести и ОАО «КАМАЗ». Камский автогигант в очередной раз продемонстрировал низкопольный автобус НефАЗ-5299-40-51 с газовым двигателем Mercedes-Benz M906 LAG/EEV/1 (Евро-5, 279 л. с.) класса М1. Представленный образец оборудован пневмоподвеской с электронной системой ECAS, аппарелью и площадкой для инвалидной коляски (опция). Следует отметить, что ОАО «КАМАЗ» в настоящее время серийно производит широкую гамму автотехники на природном газе, количество моделей которой уже перевалило за 30, кроме того, выпускается пять основных моделей автобусов.

Первый автобус из партии низкопольных Mercedes-Benz Connecto Solo, которые скоро пополнят парк ГУП «Мосгортранс»

ООО «Русские Автобусы — Группа ГАЗ» совместно с ГУП «Мосгортранс» представило перспективный автобус междугородного назначения — 12,5-метровый ГолАЗ-5251 «Вояж» на шасси Scania, а также две городских модели — 12,3-метровый ЛиАЗ-529230 с двигателем Scania DС 09 91А (Евро-4, 275 л. с.) и 10,5-метровый ЛиАЗ-529260 с двигателем ЯМЗ-536111-40 (Евро-4, 275 л. с.) в трехдвердном исполнении. А еще один 10,5-метровый ЛиАЗ-529260, но в двухдверном варианте, был шоу-стоппером экспозиции ГУП МО «Мострансавто». Внешние борта этого автобуса были окрашены в корпоративные цвета: светло-серый, желтый, темно-серый и белый. Таким образом подмосковный перевозчик представлял свой новый фирменный стиль, в который входят 3 основных блока: наружное брендирование автобусов, внутреннее оформление салонов и новая форма для водителей. Следует добавить, что укороченные до 10,5 метра версии ЛиАЗ-529260 в двух- и трехдверном вариантах были разработаны по заказу ГУП МО «Мострансавто». Автобусы данной модели начали поступать в филиалы перевозчика летом 2014 года.

Сочлененный МАЗ-215 имеет пять полноценных дверей

Вкратце об еще одной любопытной премьере. Венгерская инжиниринговая компания Evopro и российский «Нанотехнологический центр композитов» (НЦК) впервые представили широкой общественности модульный автобус eBus Modulo. Несущий кузов этой машины изготовлен из композитных материалов, в качестве агрегатной базы используется продукция Raba и Cummins. Всего в линейке Evopro предлагается четыре модификации автобусов вместимостью от 27 до 71 пассажиров и длиной от 6,5 до 11 м. Помимо габаритов кузова клиенту предлагается на выбор и тип силовой установки: автобус может работать на дизельном топливе, газе или иметь электрический привод. Недавно НЦК и Evropro подписали соглашение, в соответствии с которым производство кузовов из композитных материалов для Modulo будет организовано на территории технополиса «Москва». Первые 50 автобусов будут произведены уже до конца 2015 года. Как отмечено в прессрелизе, автобусы нового поколения могут найти широкое применение в городском хозяйстве Москвы.

Mercedes-Benz Citaro в трехдверном исполнении

Хочу получать самые интересные статьи

5koleso.ru

в Кирове обсудили единого транспортного перевозчика

Только «отгремели» новости про кардинальное изменение автобусной сети города, как прозвенели «первые звоночки» о том, что это не последняя попытка властей сделать с кировчанами что-нибудь «эдакое».

РЕФОРМЫ

А конкретнее — со всеми жителями области. В четверг в библиотеке имени Герцена состоялась встреча дискуссионного клуба «Так-то Да!». Ни место проведения, ни название клуба не предвещали таких серьезных вопросов, которые там обсуждались.

Чтобы сразу обозначить уровень полета, стоит назвать тех, кто там присутствовал: губернатор области, глава Кирова, гендиректор крупнейшей в регионе компании -перевозчика, замминистра транспорта региона. А в повестке дня — общественный транспорт, в том числе автобусы, поезда и самолеты.

Клуб действует под эгидой Общественной палаты Кировской области, и его суть заключается именно в обсуждении насущных проблем, но больше это было похоже на пресс-конференцию и оглашение уже принятого решения. Особенно в той части, что касается общественного автотранспорта Кировской области.

— Тема крайне важная для нашего региона, — взял первым слово губернатор Кировской области Игорь Васильев. — Сейчас у нас в регионе идет реформа первичной медико-санитарной помощи, и она тесно связана с транспортной доступностью удаленных районов. Важное условие в обоих случаях именно доступность. Кроме того, нам необходима связь с соседними регионами.

То, что у нас жители какой-либо деревни из практически любого района не могут нормально добраться до районного или областного центра, чтобы попасть в больницу (хотя некоторым хочется сходить и в магазины, например), — факт очевидный. И программы, по которым закупают медицинский транспорт для перевозок инвалидов и пенсионеров из удаленных населенных пунктов, — начинание, несомненно, хорошее. Но в регионе (и в деревнях тоже) живут не только эти группы граждан. Тем же студентам приходится ехать «на перекладных» целый день, чтобы погостить у родителей ночь. Порой это становится возможным только при удачном стечении обстоятельств: попутный автомобиль, например. Жизнь в любом из районных центров гораздо проще в плане развитости той же маршрутной сети. А вот небольшие населенные пункты находятся в своеобразной изоляции из-за того, что автобусы туда почти не ходят.

ЕДИНЫЙ ЦЕНТР

Понимают это на всех уровнях. Поэтому вопрос о каких-либо изменениях назрел уже давно. И экспериментальной площадкой мог бы стать Киров, где хотели ввести новую маршрутную сеть. Вопрос о ее проработанности стоит особняком. Но то, что в городе транспортные маршруты практически не организованы — это факт.

— В мире существует две системы, — отметил координатор проекта «Красивый город» Анатолий Курбатов. — Первая — из любого района города можно доехать в любой другой район города. Такая действует у нас сейчас. Но она чрезмерно убыточна. Автобусы возят воздух и жгут топливо. Вторая система — пересадочная. Когда транспорт подвозит пассажиров к пересадочным узлам, где нужно пересесть на другой автобус и продолжить движение. Практика показывает, что рабочая схема — вторая. К сожалению, мы идем на поводу жителей. Новая маршрутная сеть не была принята, из-за чего ее и отменили.

Курбатов назвал информационную работу, связанную с этой реформой, провальной. А также заявил о нежелании жителей города разобраться в нововведении.

— Общественный транспорт — это инфраструктура, — добавил он. — Как тротуары и освещение. Она просто должна быть.

Если с первым высказыванием многие могли не согласиться, то второе поддержит большинство. Для жителей важно, чтобы транспорт ходил по удобному графику и на нем можно было добраться до любой точки города.

Курбатов заметил, что удобнее всего было бы организовать работу городского транспорта под началом единого транспортного центра. Один перевозчик, имеющий право нанимать подрядчиков, мог бы значительно улучшить ситуацию в городе.

Губернатор области одобрил такое предложение и заметил, что удобства от этого только прибавилось бы.

— Единая компания может обеспечить оперативность в работе по замене автобусов, — отметила замминистра транспорта Кировской области Юлия Попова. — Отработка конкретики по этому вопросу уже ведется. Результаты будут в октябре-ноябре.

Судя по всему, в области (в частности, в Кирове) идет большой эксперимент, по результатам которого могут произойти изменения в транспортной сети. Вопрос в том, насколько сильно ощутят эти изменения горожане?

— У нас на 31 декабря заканчивается срок контрактов с перевозчиками, — отметила глава города Елена Ковалева. — И торги по маршрутам идут.

По словам Ковалевой, контракты заключат на длительный срок из-за чего все труды рабочей группы по единому транспортному центру будут напрасными. И их результаты можно будет ввести уже после истечения сроков этих контрактов. Однако, как отметили члены дискуссионного клуба, торги можно «сдвинуть» на полгода. Придется выплатить штраф, но к «отодвинутым» торгам в городе уже появится определенная база.

www.omsk.kp.ru

Занятие «Транспорт: воздушный, наземный, водный»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с данными видами транспорта.

Материалы и оборудование: Фотографии воздушного, водного, наземного транспорта; презентация «Транспорт»; диск с музыкой - «Песенка друзей» С. М. Михалков, песня «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!» (Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского), песня «Белые кораблики» из кинофильма «Площадь Картонных Часов». Авторы: Яхнин Л., Шаинский В..

Примечание: данное занятие можно разбить на 3 по видам транспорта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский : (Вертолёт)

Не спрашивая броду,
Смело лезу в воду —
На любой глубине
Всегда по пояс мне. (Корабль)

Молодцы! Вы отгадали все загадки. Назовите еще раз отгадки (автобус, самолёт, корабль). Как можно назвать всё это одним словом? (транспорт). Молодцы!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем всё о транспорте, какой он бывает, зачем и для чего нужен. Поехали! (дети встают паровозиком).

2. Основная часть.

I остановка «Для чего нужен транспорт?»

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки. (чтобы перевозить людей и грузы).

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист).

Поехали дальше. Звучит песня «Песенка друзей» С. М. Михалков. <Приложение1>

II остановка «Наземный транспорт».

  1. Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).
  2. Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).
  3. Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).
  4. Какие марки автомобилей вы знаете?
  5. Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).
  6. Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Теперь делимся на две команды (название команды и командира придумывают дети).

Отгадываем загадки (за правильный ответ команда получает звёздочку).

Что там мчится и шипит
И колёсами стучит:
— Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу. (Поезд)

Где встречается такое,
Что земля над головою? (Метро)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма —
По прямым стальным дорожкам
Ходят разные дома. (Трамвай)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи —
Он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте)

3. Физкультминутка.

Светофор.

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет — проезда нет.
Жёлтый — будь готов к пути,
А зелёный свет — кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный — дети сидят на корточках, на желтый — встают, на зелёный — бегут по кругу, на желтый останавливаются).

4. Основная часть (продолжение).

Полетели дальше (дети изображают самолётики). Звучит песня «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!» (Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского). <Приложение2>

III остановка «Воздушный транспорт».

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

  1. Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
  3. Кто управляет самолётом? (пилот).
  4. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Отгадайте загадки (за правильный ответ - звёздочка).

Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? — : (Самолёт)

Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)

Молодцы! Про какой транспорт загадки? (про воздушный)

5. Игра «Летает — не летает».

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья», а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

6. Основная часть (продолжение).

Поплыли вперёд (дети изображают, что они плывут). Звучит песня «Белые кораблики» из кинофильма «Площадь Картонных Часов». Авторы: Яхнин Л., Шаинский В. <Приложение3>

IV остановка «Водный транспорт».

  1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
  2. Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход :).
  3. Кто управляет кораблём? (капитан).
  4. Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
  5. Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).

Отгадайте загадки.

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военный кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер)

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)

От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится. (Парусник)

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

Плывёт белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Про какой транспорт были загадки? (водный)

7. Игра «Третий лишний».

(за правильный ответ — звёздочка).

8. Заключительная часть.

Подсчёт звёздочек у каждой команды. Награждения победителей грамотами.

  • Что нового мы сегодня с вами узнали?
  • Что вам понравилось больше всего?

urok.1sept.ru

Спецавтобусы ЛАЗ для доставки космонавтов на стартовую площадку

Артем Рубан, Максим Шелепенков

Как сказал герой голливудского фильма «Wag the Dog» Конрад Брин, рассуждая о свойствах человеческой памяти: «…обнаженная девочка в пятнах напалма, знак победы, водружение флага на Иводзиме – мы будем помнить эти снимки еще полвека, забыв, с кем воевали…»

В самом деле, многие ли из нас помнят в подробностях, как шло освоение космоса в Советском Союзе? Большинство знает о первом спутнике, о легендарных собачках Белке и Стрелке, о Юрие Гагарине и Валентине Терешковой. Может быть, вспомнят еще, что в 1970–1980-е годы постоянно кого-то запускали в космос. А еще о сигаретах «Союз–Аполлон». Пожалуй, это всё. Да и, наверное, придут на память кадры телерепортажа – подъезжает белоснежный автобус, из которого выходят космонавты в белых скафандрах и, держа в руках какие-то чемоданчики, докладывают виртуальному «Председателю государственной комиссии» о готовности к полету… Похоже, что все и впрямь случилось в соответствии с формулой Брина: в памяти остались лишь картинки. А жаль, ведь история советской космонавтики – это весьма интересная тема. Взять хотя бы историю того самого белоснежного автобуса.

Первое поколение: ЛАЗ-695Б, ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М

В 1959 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли два важнейших постановления, давших официальный старт советской программе пилотируемых космических полетов. В рамках этой программы на Военно-воздушные силы СССР была возложена ответственность за подготовку экипажей космических кораблей.

11 января 1960 года в структуре ВВС был образован Центр подготовки космонавтов. Для предстартовой подготовки экипажей на 5-м научно-исследовательском испытательном полигоне Министерства обороны СССР (названия «Байконур» тогда еще не было) Центру выделили ряд помещений, а в монтажно-испытательном корпусе на площадке № 2 организовали специальную лабораторию, в которой проводилась процедура надевания скафандров и проверка их работоспособности.

Сразу возникла проблема доставки космонавтов, облаченных в громоздкие скафандры, из МИКа на площадку № 1, на которой находились стартовые сооружения для ракеты-носителя. Чтобы решить эту проблему, в том же 1960 году руководство ЦПК ВВС обратилось на Львовский автобусный завод с просьбой изготовить специальный автобус для перевозки космонавтов. Выбор украинского предприятия был продиктован тем, что здесь в то время выпускали самые современные в Советском Союзе автобусы.

В первой половине 1960 года машину доставили на полигон. Автобус оказался надежным, никаких нареканий он не вызывал. В качестве базы для первого «космического» автобуса использовали самый обыкновенный ЛАЗ-695Б, правда, с основательно переделанным салоном. Справа по ходу движения смонтировали два сиденья повышенной комфортности, предназначенных для космонавтов. Между креслами сделали небольшой столик. Слева установили несколько кресел для сопровождающих. Автобус укомплектовали средствами радиосвязи, аппаратурой для киносъемки и дополнительными вентиляторами. На окна повесили простенькие шторки. Так как путешествие в герметичных скафандрах без специальной вентиляции и охлаждения представляло бы для космонавтов сущую пытку, то предусмотрели возможность подключения вентиляционных устройств скафандров к бортовой электросети автобуса.

12 апреля 1961 года, в 6 часов 50 минут, ЛАЗ-695Б прибыл на стартовую площадку ракеты-носителя «Восток», доставив туда первого космонавта планеты Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Кадры кинохроники подробно запечатлели все события того волнующего дня. Так вошел в историю и первый «космический» ЛАЗ…

Тем временем программа пилотируемых космических полетов успешно продвигалась вперед. После «Востоков» и «Восходов» подошел черед трехместного корабля «Союз». В связи с этим потребовалось обеспечить комфортную перевозку шести человек, основного и дублирующего экипажей, а также большого числа сопровождающих. В единственном ЛАЗе, имевшемся в ЦПК ВВС, места для всех уже не хватало, поэтому руководство Центра решило заказать новый автобус. Им стал ЛАЗ-695Е, который в отличие от предшественника практически не подвергся переделкам.

На «Союзах» предполагалось летать без скафандров, полагаясь только на герметичность корабля, поэтому ЛАЗ-695Е имел стандартный салон, только с чуть более комфортабельными сиденьями с тканевой обивкой. Соответственно решили обойтись без специальных кресел, особой системы вентиляции и т. п. ЛАЗ-695Е начали использовать для перевозки экипажей с 1968 года.

В начале 1971 года, в канун 10-летного юбилея первого пилотируемого космического полета, Головное союзное конструкторское бюро (ГСКБ) по автобусам, которое к тому времени уже работало во Львове, преподнесло Центру подготовки космонавтов подарок – сразу два спецавтобуса, построенных на базе обновленной модификации ЛАЗ-695М. Один из них предназначался для перевозки основного экипажа, а второй – дублирующего. Внешне эти машины отличались от стандартных «695М» тем, что вместо «аншлага» спереди на крыше у них установили фару-прожектор, такую же ставили на туристские автобусы ЛАЗ-695Н.

15 июня 1971 года на первой полосе газеты Львовского автобусного завода «Автобусостроитель» было опубликовано письмо советских космонавтов с благодарностью коллективу ГСКБ за его труд. Тогда никто и представить себе не мог, что спустя две недели один из авторов этого письма, летчик-космонавт Владислав Волков вместе со своими товарищами Георгием Добровольским и Виктором Пацаевым трагически погибнет при возвращении на Землю в спускаемом аппарате космического корабля «Союз-11». Начиная с «Союза-1», конструкторы решили отказаться от скафандров. Уверенность в надежности техники переросла в самоуверенность…

После страшной катастрофы решили больше не рисковать, и все последующие экипажи отправлялись на орбиту только в скафандрах. На площадке № 254, в здании МИКа для кораблей «Союз», организовали новую лабораторию для проверки спасательных скафандров, и теперь перед стартом космонавтам необходимо было заезжать на эту площадку – маршрут спецавтобусов удлинился.

Второе поколение: ЛАЗ-699П и ЛАЗ-699И

Появление второго поколения специальных автобусов было вызвано двумя причинами. Во-первых, на 1975 год намечался совместный советско-американский экспериментальный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон». В связи с этим решили, что было бы неплохо заменить морально устаревшие к тому времени автобусы ЛАЗ-695М чем-нибудь более современным. Ведь в рамках программы «Союз–Аполлон» космодром Байконур должны были посетить американские астронавты и другие специалисты NASA, и нашему руководству не хотелось ударить перед ними лицом в грязь. Во-вторых, с середины 1970-х годов планировалось начать длительные пилотируемые экспедиции на долговременные орбитальные станции. Это обстоятельство требовало усиления санитарно-эпидемиологического режима космонавтов, так как возможное заболевание членов экипажа могло поставить под угрозу срыва всю многомесячную программу по­лета.

Все это было учтено в проекте нового автобуса для доставки космонавтов, выполненном специалистами львовского ГСКБ в 1973 году. Проект подготовили за четыре с половиной месяца, затратив на это вдвое меньше времени, чем было предусмотрено техническим заданием. За основу был взят опытный туристский автобус ЛАЗ-699Н «Украина», тогда еще только планировавшийся к серийному производству. На этот раз, однако, исходный образец подвергся значительной переделке. Автобус выполнили герметичным, с двойным остеклением и оборудовали автономной установкой кондиционирования воздуха Freeturbo ВМ-15 производства фирмы «Антон Кайзер».

Салон автобуса разделили на три изолированных отсека. Передний отсек предназначался для водителя и сопровождающего. Пассажирский отсек № 1 находился за водительским отсеком и занимал примерно половину длины автобуса. Он предназначался только для космонавтов и сопровождающих их врачей ЦПК. По левому борту установили три вращающихся комфортабельных сиденья, в которых должны были размещаться космонавты (автобус сразу делали из расчета на будущие корабли «Союз-Т», на которых планировали вернуться к экипажу из трех человек), а по правому – три сиденья для врачей. Для вентиляции скафандров «Сокол-К» в этом отсеке установили специальную систему.

Пассажирский отсек № 2 занимал заднюю часть автобуса и предназначался для тех сопровождающих, которым по эпидемиологическим соображениям был запрещен непосредственный контакт с космонавтами. В этом отсеке смонтировали бар-холодильник, гардероб, туалет и установили девять комфортабельных пассажирских сидений.

Между пассажирскими отсеками устроили небольшой тамбур, в котором установили систему удаления пыли с одежды и обуви пассажиров, работавшую по принципу пылесоса. Снаружи в тамбур вела входная дверь, которая была самым заметным внешним отличием автобуса для космонавтов от его туристского «прародителя», поскольку располагалась она не в зад­нем свесе кузова, а посередине.

Кстати, в проекте учли требования, так сказать, работников «идеологического фронта». Поскольку в СССР каждый пилотируемый запуск считался доказательством «преимуществ социалистического образа жизни», то пропаганда космических достижений велась мощная. Так вот, чтобы обеспечить качественные фото- и киносъемки экипажа, над сиденьями космонавтов установили светильники с лампами с направленным световым потоком.

Автобус оснастили разнообразным радиоэлектронным оборудованием, в том числе радио­приемником, коротковолновой приставкой, кассетным магнитофоном, УКВ-радиостанцией, видеомагнитофоном, телемониторами и внутренним переговорным устройством. Чтобы не создавать помехи работе этого электронного «хозяйства», электрооборудование двигателя автобуса было экранировано – как на армейском грузовике.

Машину оборудовали зависимой пневматической подвеской с регуляторами уровня пола. Все остальные узлы и агрегаты, в том числе двигатель ЗИЛ-375, рулевое управление МАЗ-500 и задний мост «Раба» остались у спецавтобуса такими же, как у туристского ЛАЗ-699Н.

Кузов автобуса окрасили в белоснежный цвет и нанесли горизонтальные полосы оранжевого и зеленого цветов. Возле средней двери красовалась эмблема программы «Союз–Аполлон».

Новый автобус получил обозначение ЛАЗ-699П. 16 мая 1974 года во Львове в торжественной обстановке машину передали заказчику – Военно-воздушным силам СССР в лице помощника главнокомандующего ВВС по космосу летчика-космонавта В.А. Шаталова. Затем на тяжелом военно-транспортном самолете Ан-22 автобус доставили на космодром Байконур, а 3 июля на нем прибыл на старт экипаж космического корабля «Союз-14» – космонавты П.Р. Попович и Ю.П. Артюхин.

Через год ВВС приняли на баланс второй экземпляр ЛАЗ-699П. Эту машину окрасили по другой схеме – на белом фоне было нанесено несколько горизонтальных полос желтого цвета. Для доставки основного экипажа его впервые использовали 15 июля 1975 года во время запуска по программе «Союз–Аполлон» корабля «Союз-19» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым.

Теперь новым автобусам предстояла долгая служба на космодроме, и машина, на чьем кузове красовались яркие желтые полосы, стала одним из тех образов, что навсегда врезались в нашу память благодаря репортажам в телевизионной программе «Время»…

Помимо ЛАЗ-699П в 1974–1975 годах в ГСКБ изготовили два специальных автобуса, предназначенных для использования в качестве подвижных пунктов управления предстартовой подготовкой ракет-носителей «Союз». Эти машины, официально именовавшиеся «автобусами обслуживания» и получившие обозначение ЛАЗ-699И, тоже были спроектированы на базе туристского автобуса ЛАЗ-699Н. Они редко попадали в кадр телекамеры, и в отличие от автобусов доставки остались практически неизвестными широкой публике.

Учитывая специфику выполняемых задач, автобусы обслуживания были оснащены двумя независимыми системами охлаждения и бортового электропитания. В походном положении работала стандартная жидкостная система охлаждения, использовавшая тепло системы охлаждения двигателя. Потребности в электро­энергии обеспечивались бортовой электросетью с напряжением 12 В и мощностью электрогенератора 1200 Вт.

В рабочем положении при развертывании автобуса непосредственно на стартовой площадке включалась электрическая система отопления, состоявшая из 12 электротепловентиляторов ЛН-1. Для энергоснабжения этой системы и многочисленных потребителей, общая мощность которых составляла 25 кВт (средства микрофонной, телефонной и шлемофонной связи, громкоговорители и мощный кондиционер «Антон Кайзер» PVKE 25-0) использовалась бортовая электросеть с напряжением 380/220 В, дававшая переменный ток с частотой 50 Гц.

К 50-летию выпуска Львовским автобусным заводом первого автобуса (1956 год) представители Книги рекордов Украины и российского Центра подготовки космонавтов во главе с дважды Героем Советского Союза космонавтом Борисом Волыновым вручили администрации предприятия диплом за перевозку ЛАЗами самого большого количества космонавтов, а также диплом за первый автобус, который доставил Юрия Гагарина на стартовую площадку космического корабля.

Для работы должностных лиц группы управления салон автобуса обслуживания разделили на два отсека. Отсек № 1 был расположен в задней части машины. Здесь по правому борту устроили три рабочих места, оборудованных микрофонами. Кроме того, здесь разместили четыре сиденья на 8 человек, пульт управления кондиционером, холодильник и гардероб. Сразу за водительским местом располагался отсек № 3. В нем установили еще четыре сиденья (тоже на 8 человек) шкафы для одежды и стол.

В каждом отсеке было по одной входной двери, которые устроили в переднем и заднем свесах герметичного кузова – аналогично базовой туристской модификации автобуса. Между отсеками оборудовали тамбур, так называемый отсек № 2, в котором установили одно сиденье, костюмный шкаф и шкаф с пылесосом, предназначенный для очистки верхней одежды от пыли. Как и автобусы доставки, автобусы обслуживания оснастили пневматической подвеской с регуляторами уровня пола.

ЛАЗ-699И были надежными и долговечными. Они проработали на космодроме до начала 2000-х годов.

Третье поколение: ЛАЗ-5255 «Карпаты»

На рубеже 1970–1980-х годов во Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения (так с 1975 г. стало называться ГСКБ) создали опытный образец автобуса ЛАЗ-5255 «Карпаты», который должен был стать флагманом отечественного флота автобусов. Машина имела вполне современный дизайн кузова с дымчатыми стеклами, дизельный двигатель КамАЗ и независимую пневматическую подвеску колес. Естественно, тут же решили сделать модификацию такой машины для ЦПК, ибо в советской космонавтике все должно было быть самым передовым. Пусть не все, так хотя бы то, что попадало в объектив телекамеры – ведь автобус для доставки космонавтов к тому времени стал уже постоянным «героем» телерепортажей (а вот то, что в телевизионный объектив не попадало, вполне могло оставаться и на уровне начала XX века, как, например, бытовые условия на космодроме).

Довольно быстро изготовили два опытных образца. От туристской модификации они отличались незначительно. Практически единственное отличие заключалось в том, что пассажирский салон был отделен от входных дверей застекленными перегородками. От отсека для «нестерильных» сопровождающих решили отказаться – теперь им предстояло перемещаться в отдельном автобусе. В салоне установили двенадцать кресел – по шесть у каждого борта. Предусмотрели возможность подключения скафандров к бортовой вентиляционной магистрали. Автобус оборудовали радиостанцией, на крыше установили синие «мигалки» и громкоговорители. Кузов получил красивую окраску цвета «голубой металлик» с белыми и оранжевыми горизонтальными полосами.

После постройки машины подвергли разнообразным испытаниям, даже провели краш-тест. В 1984 году один из этих автобусов попал в качестве экспоната на юбилейную выставку «Автопром-60», проходившую на ВДНХ. Его поставили на почетное место у «монреальского» павильона, среди самых передовых образцов отечественной автомобильной промышленности. Правда, о специальном назначении машины тогда ничего не говорилось.

Серийное производство ЛАЗ-5255, однако, откладывалось, и в конце концов так и не началось. Тем не менее в самом начале 1990-х годов Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина смог получить два «боевых» экземпляра «Карпат», изготовленных силами опытного производства ВКЭИА. Они почти не отличались от опытных образцов – лишь круглые фары заменили на прямоугольные «блоки», да поставили современный кондиционер. В ЦПК автобусы получили названия «Звездный» и «Байконур». «Звездный» ныне возит основной экипаж, а «Байконур» – дублирующий.

К сожалению, историческую ценность космических «лайнеров» в свое время по достоинству не оценили. Первый спецавтобус ЛАЗ-695Б в 1984 году случайно нашел Александр Федосеевич Следь (1966–1984 гг. – директор ЛАЗа) во дворе одного из научно-исследовательских институтов машиностроения. Машину-развалюху забрали на ЛАЗ, где ее собрали, укомплектовали и покрасили. Но позже какой-то высокий чиновник из Москвы забрал автобус. А в начале девяностых он объявился в Ленинградской области, где долгое время работал с пассажирами на одном из маршрутов. О судьбе ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М вообще ничего неизвестно.

После получения «Карпат», второй экземпляр автобуса ЛАЗ-699П отправили в Звездный городок, где он, по слухам, в один «прекрасный» момент и сгорел. Первый же до 2003 г. оставался на Байконуре, где выполнял вспомогательные функции. Потом появилась информация о том, что ЛАЗ хочет вывезти его для своего музея. Получилось это или нет, неизвестно. Скорее нет. Сейчас эту машину заменил обычный ЛАЗ-4207 «Лайнер-10». Чем вызвана такая постоянная любовь к продукции Львовского автобусного завода? Тем, наверное, что автобусы ЛАЗ на космодроме – это уже традиция, а традиции в космонавтике чтут…

www.gruzovikpress.ru