ЗИЛ-4331 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗИЛ-4331 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | ЗИЛ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1987—2016 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ЗИЛ (Москва, СССР) ЗИЛ (Москва, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Грузовой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 6370 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2422 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2810 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 330 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 3800 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1850 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1930 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 8820 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные | ЗИЛ-4334 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | ГАЗ-3307 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | от 6000 кг до 8000 кг. в зависимости от модификации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 170 л. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ЗИЛ-4331 — советский и российский грузовой автомобиль производившийся на Заводе имени Лихачёва. Являлся заменой модели ЗИЛ-130. За все время сборки был выпущен 1 600 931 автомобиль[источник не указан 1048 дней].
На Заводе имени Лихачёва модель ЗИЛ-4331 разрабатывали в 70-е годы под обозначением ЗИЛ-169, начало проектирования датируется 1976 годом. Первый опытный образец был готов уже в 1977 году. Автомобиль должен был стать родоначальником новой, дизельной линейки зиловских грузовиков. На него планировали поставить атмосферный дизельный двигатель ЗИЛ-645, с объемно-пленочным смесеобразованием, мощностью 185 л. с.. К этому двигателю прилагалась синхронизированная, механическая 9-ступенчатая коробка передач. Под влиянием автомобильной моды тех лет, кабина обрела угловатые очертания. Крылья, капот и облицовка радиатора были совмещены в один большой узел откидывающийся вперёд. В 80-е в соответствии с отраслевым стандартом машина получила индекс: ЗИЛ-4331 и дорабатывалась вплоть до 1985 года. В 1987 автомобиль встал на конвейер с бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатой коробкой передач, чуть позднее появилась и дизельная версия. В сентябре 2016 года на Заводе имени Лихачёва был выпущен последний автомобиль, им стал грузовик модели ЗИЛ-4327 — по сути, модифицированный ЗИЛ-4331 [1].
- ЗИЛ-432900 — короткобазный бортовой, дизель ММЗ Д-245.29 (R4, 4,75 л, 105 л.с., Евро-0), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, МКП 5-ступенчатая.
- ЗИЛ-432920 — короткобазный бортовой, турбодизель ЗИЛ-0550 (V8, 6,28 л, 110 л.с., Евро-0, Евро-2), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 20,5 л/100 км, МКП 5-ступенчатая.
- ЗИЛ-433100 — базовый бортовой автомобиль, дизель ЗИЛ-645 (V8, 8,74 л, 185 л.с., Евро-1), база 4500 мм, габаритный радиус разворота по внешней точке – 8,6 м, снаряжённая масса автомобиля 5500 кг, грузоподъемность 6000 кг, МКП 9-ступенчатая, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 18,4 л/100 км, автопоезда – 25,7 л/100 км, максимальная скорость движения при полной конструктивной массе на горизонтальном прямом участке сухого асфальтированного шоссе: одиночный автомобиль — 95 км/ч, автопоезд — 85 км/ч.
- ЗИЛ-433102 — шасси базового автомобиля, снаряжённая масса автомобиля — 4685 кг, прочие технические данные аналогичны ЗИЛ-433100 за исключением параметров автопоезда.
- ЗИЛ-433104 — шасси пожарного автомобиля, дизель ЗИЛ-645, снаряжённая масса автомобиля — 5300 кг, база 4500 мм, прочие технические данные аналогичны ЗИЛ-433100 за исключением параметров автопоезда.
- ЗИЛ-433110 — базовый бортовой автомобиль, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10 (модернизированный ЗИЛ-130) экологического класса Евро-0, позднее ЗИЛ — 508300 (Евро-2 и Евро-3), база 4500 мм.
- ЗИЛ-43314Б — длиннобазный бортовой автомобиль с рамой от ЗИЛ-133Г4 и кабиной с двумя спальными местами, дизели на выбор: ЗИЛ-645, ЗИЛ-6454 (V8, 9,56 л, 200 л.с., Евро-1) и ЯМЗ-236А (V6, 11,15 л, 195 л.с., Евро-0, Евро-2), база 6100 мм, масса снаряжённого автомобиля 6470 кг, грузоподъемность 6000 кг, выпускался под заказ в 1995-2002 гг.
- ЗИЛ-433116 — базовый экспортный автомобиль, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ-508300, база 4500 мм.
- ЗИЛ-433180 — базовый бортовой автомобиль с увеличенной до 8000 кг грузоподъемностью, дизель ММЗ Д-260.11Е2 (R6, 7,12 л, 178 л.с., Евро-2), база 4500 мм, габаритный радиус разворота по внешней точке – 8,6 м, снаряжённая масса автомобиля 6200 кг, МКП 9-ступенчатая, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 19 л/100 км, максимальная скорость — 95 км/ч. Автомобиль отличался оригинальной маской капота с пластиковой облицовкой радиатора (из-за более длинного двигателя).
- ЗИЛ-433182 — шасси базового автомобиля, дизель ММЗ Д-260.11Е2, база 4500 мм.
- ЗИЛ-4332А — длиннобазный бортовой автомобиль с длинной рамой от трехосного ЗИЛ-133Г4, дизель ЗИЛ-645, база 5600 мм, серийно не выпускался.
- ЗИЛ-4333 — короткобазный бортовой, дизель ЗИЛ-645, база 3800 мм, серийно не выпускался.
- ЗИЛ-433302 — короткобазное шасси, дизель ЗИЛ-645, серийно не выпускалось.
- ЗИЛ-433360 — короткобазный бортовой – дальнейшая модернизация ЗИЛ-431410(ЗИЛ-130) с кабиной типа 4331, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10 (V8, 6,0 л, Евро-0), позднее ЗИЛ — 508300 (Евро-2 и Евро-3), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, МКП 5-ступенчатая.
- ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси с двигателем ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ — 508300, база 3800 мм.
- ЗИЛ-4335 — базовый бортовой автомобиль и шасси, дизели импортные Cat-3116 (R6, 6,6 л, 185 л.с., Евро-2) или Cat-3114 (R4, 4,4 л, 150 л.с., Евро-2), база 4500 мм, оригинальная решетка радиатора, произведена ограниченная партия из 135 машин.
- ЗИЛ-442100 — седельный тягач, двигатель ЗИЛ-645, База 3800 мм
- ЗИЛ-442160 — седельный тягач – дальнейшая модернизация ЗИЛ-441510(ЗИЛ-130В1) с кабиной типа 4331, двигатель ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ — 508300, база 3300 мм.
- ЗИЛ-442300 — седельный тягач с кабиной 4331 со спальным местом, дизель ЗИЛ-645, ЯМЗ-236А или Cat-3116, база 4500 мм.
- Новая советская техника // журнал «Автомобильный транспорт», № 8, 1985 (третья страница обложки)
История создания ЗИЛ-230100, самого маленького грузовика марки ЗИЛ
«Енот» – младший брат «Бычка» (Часть 2)
Александр Лазарев, инженер-конструктор АМО ЗИЛ
Фото автора, из архивов АМО ЗИЛ
Бескапотный вариант
Ещё одним проектом 1992 года, созданным в рамках программы «малотоннажник», стал бескапотный грузовик, созданный группой Константина Лебедева. Он создан в соответствии с изначальным приказом руководства завода «О создании малотоннажного грузовика с кабиной над двигателем». Его шасси идентично разрабатываемому параллельно ЗИЛ-5301, но в отличие от «Бычка» бескапотная компоновка позволила разместить бортовую платформу от длиннобазного ЗИЛ-130Г. Двигатель применили тот же, что и на ранней версии «Бычка», а именно Perkins Phaser 125 FI (по другим данным – Phaser 110 TI). Заводское руководство с нетерпением ждало момента окончательной сборки полукапотного «Бычка» ЗИЛ-5301 для полного сравнения c проектом Лебедева и принятия окончательного решения по выбору победителя.
Несмотря на то, что проект Лебедева создали на год раньше, и он позволял разместить большую по размеру грузовую платформу, выбор пал на ЗИЛ-5301. У бескапотника были и достаточно существенные проблемы. Помимо не самого привлекательного дизайна передка, эта машина требовала подрезок в передней и задней части серийной кабины, кроме того доступ к основным агрегатам затруднён, а это ни много ни мало сказывается на ремонтопригодности. При разработке ЗИЛ-5301 тоже сломали немало копий пока разместили кабину в нужном месте. Но конструкторам удалось сохранить её хотя бы без излишних вмешательств и обеспечить сносный доступ к агрегатам.
Москва в проекте
Основным автомобилем, который предопределил направление развития завода на пару десятилетий, стал проект полукапотного грузовика ЗИЛ-3301М (позже переименованного в ЗИЛ-5301 «Бычок»). Руководителем этой группы стал будущий главный инженер завода Александр Горчаков. Автором идеи стал дизайнер К. В. Потехин, нарисовавший, а затем создавший макет этого автомобиля. На основании зарубежного опыта, а также оценивая производственные возможности завода, ему удалось создать элегантный облик грузовика с использованием стандартной квадратной кабины ЗИЛ-4331.
Для новинки требовалось создать всего 4–5 штампов для деталей нового оперения, что завод мог осилить. Кроме того, при подобной компоновке повышалась безопасность водителя и пассажиров грузовика. И хотя это было отступлением от первоначального плана «создать грузовик с кабиной над двигателем», Потехин с группой единомышленников отстоял свой вариант на совещаниях 20 и 27 марта 1992 года. Было дано задание в кратчайший срок создать макетный ходовой образец в натуральную величину. Для этого пригодился купленный на аукционе подержанных машин французский грузовик Saviem JK75. Он 10 лет отработал в бельгийском Понт-а-Селе и уже имел повреждение кабины. На его шасси и собрали первый опытный образец ЗИЛ-3301М.
У здания Нового кузовного корпуса 17 июля 1992 года грузовик был показан мэру Москвы Ю. М. Лужкову. Мэр лично проехал за рулём и выразил готовность закупить для столицы 100 подобных автомобилей. Это стало началом проекта «Москва 100», в основе которого лежал договор завода с Правительством Москвы о поставке 100 малотоннажных автомобилей марки ЗИЛ-53012 для нужд города. В основе машин проекта «Москва 100» решили использовать шасси Mercedes-Benz 709D серии T2 (Typ 673) с установленными импортными силовыми агрегатами. Вот так в бульварной прессе с 1992 года под зубоскальство публики и гуляла информация, что ЗИЛ собирается выпускать «Мерседесы»!
Параллельно велась работа по адаптации дизелей Caterpillar.
Смелость проектов позволила привлечь заводу необходимые средства, что дало время для создания собственного шасси, а также адаптировать минский дизель Д-245 для своего автомобиля, который в рамках дизелизации автотранспорта СССР также предусматривал разработку высокооборотистых модификаций для автомобилей. В итоге после создания нескольких опытных образцов в 1995 году появился привычный всем нам образ ЗИЛ-53014 с металлической облицовкой радиатора, прямоугольными фарами и двигателем ММЗ Д-245.12.
Этот автомобиль выпускали до 2014 года и произвели более 50 000 экземпляров всех модификаций. АМО ЗИЛ в конечном итоге занял нишу с грузоподъёмностью в 3 т, сделав модель «Бычок» нарицательным именем. Завод пытался пробиться в верхнюю нишу грузоподъёмности в 4,5 т с грузовиками ЗИЛ-4362 а также новыми сериями «Тапир» и «Кентавр», заняв тем самым среднее положение между 3-тонным «Бычком» и 6-тонным ЗИЛ-4331. Однако год от года публика видела только опытные и мелкосерийные образцы. К 2010 году в эту перспективную нишу уже вошли ГАЗ-3310 «Валдай», КАМАЗ-4308 («камазёнок»), МАЗ-4370 («зубрёнок»). И это не считая заполонивших рынок японских, европейских, корейских и китайских грузовиков всех мастей и марок.
Синий енот против копыт Газели
Тем временем производство на заводе резко снижалось, и в 2009 году составило всего 2332 грузовика (в 2010 только 1335 машин). И в этих условиях руководству предприятия было предложено спустя 17 лет ещё раз попробовать себя в типаже машин грузоподъёмностью 1,5 тонны. Задача неподъёмная, так как этот сектор надёжно удерживала горьковская «ГАЗель», которая успела растоптать всех конкурентов. Идея принадлежала главному инженеру завода Геннадию Яркову, а реализовывать её стал начальник цеха испытательного оборудования Владимир Шацкий. Вот только реализовывать предполагалось из того задела, что оставался к тому моменту на заводе.
И тогда вспомнили об одном из проектов далёкого 1994 года, долго пылившемся в одном из боксов экспериментального цеха и чудом не попавшего под массовую сдачу металлолома, захлестнувшую завод последние годы его существования. Едва проект Туманова ЗИЛ-3207Т отряхнули от пыли, как оказалось, что использовать его в том же виде так же нерентабельно, как и в 1990-е. Поэтому подошли по-хозяйски.
Первым делом заменили мосты. Передний использовали от ЗИЛ-5301, но на новых малолистовых рессорах. Это было одно из последних нововведений, активно внедрявшихся на серийной продукции завода. Задний мост тоже от «Бычка», но с хитрецой. Этот мост изначально предназначался для санитарной модификации 2-секционного фургона ЗИЛ-32502М на базе ЗИЛ-5301. Мост односкатный с оригинальными ступицами и с АБС на барабанных тормозах. Рулевое управление подошло от невостребованного грузового шасси Mercedes-Benz оставшемся ещё от проекта «Москва 100».
С двигателем мудрить не стали и на первом образце оставили первоначальный мотор Perkins 3351. При выпуске планировалось использовать более доступный по цене силовой агрегат. На тот момент дешевле ММЗ-245 от «Бычка» не было, но он не подходил по массе (слишком тяжёлый и габаритный). К 2010 уже было из чего выбрать дизель поменьше с такими же показателями по мощности и крутящему моменту. Были такие моторы у ЯМЗ и у ЗМЗ. По желанию заказчика предполагалось оснащать компактными дизелями Cummins и другими, благо место позволяло.
Основной отсек грузовика – бортовая платформа осталась без изменений. Она удивляла, пожалуй, только одним – деревянным настилом пола. Но главной интригой оставалась кабина. Её решили не менять, и старую 2-дверную кабину от «Юности» водрузили на новое шасси. Машину перекрасили из жёлтого в синий цвет и в таком виде показали заводскому руководству. С лёгкой руки неизвестного острослова машину прозвали «Синий енот». Шасси и компоновка устроили руководство, а вот кабина нет!
Для производства кабина «Юности» была непригодна по уже описанным ранее причинам, кроме того, производство автобусов ЗИЛ-3207 «Юность» было окончательно завершено в 1998 году, а КБ автобусов расформировано. Плюс к этому были списаны и утилизированы какая-то часть оснастки и часть задела запчастей. Да и о какой новизне может идти речь, на дворе уже 2010 год! Так и решили отказаться от кабины «Юности».
Как красного енота подружили с Кентавром
После фиаско с кабиной «Юности» оставались только два варианта: возвратиться к кабине ЗИЛ-4331 или применить китайскую кабину Sinotruck концерна CNHTC, используемую на грузовиках ЗИЛ-4329МО и ЗИЛ-4362МО серии «Кентавр» (см. «ММАС-2006 новинки от А до Я»). Китайская была более современна и эстетична, тем более что она разработана в Германии и устанавливалась на надёжные и популярные грузовики MAN серии L2000, которые концерн под надзором выпускал в Польше и без надзора в Китае для продукции корпорации CNHTC. Польские кабины были поаккуратнее сделаны. Китайцы уделяли меньше внимания деталировке и проработанности отдельных частей, но заявили невероятно низкую цену на всю линейку таких кабин, лишь бы конвейер не простаивал. Это и стало решающим в выборе поставщика. Завод ЗИЛ закупил партию таких кабин для своего перспективного семейства «Кентавр» (см. «МИМС-2007+ИНТЕРАВТО-2007»). Генеральный директор К. В. Лаптев возлагал большие надежды на семейство среднетоннажников с кабиной над двигателем. В этом он видел новую жизнь для семейства ЗИЛ-4331. Всего кабин было закуплено не менее 70 штук. Завод даже собирался в 2008 году их выпускать своими силами, для чего были закуплены отдельные штампованные панели и сварочный стапель (см. «Девятый «Комтранс»») для линейки HOWO-ZIL.
Подобный проект стандартного ЗИЛ-4331 в бескапотном исполнении ещё в 1992–1993 был предложен к реализации группой Ткаченко, но из-за конструктивных нестыковок от этой идеи пришлось отказаться (читай ранее). В 2006 история повторилась уже с новой кабиной. Появившись в 2006 году, грузовик прошёл сертификацию только в 2010 году… и стал серийным на бумаге.
Всё это время ушло на полную адаптацию китайской версии кабины MAN L2000 и правильное взаимодействие всех систем. Итог обещал рынку неплохой грузовик. Но то ли он был сырой, то ли высока цена, но раскупали его плохо, предпочитая проверенный временем ЗИЛ-4331.
Ввиду изложенного проблем с изъятием одной кабины для постройки опытных образцов не возникло. Из экстерьера убрали нижний фартук (под фарами) и первую ступеньку. Но главная проблема заключалась в ширине кабины, которую требовалось сузить на 150 мм до приемлемых габаритов в 2,2 м. Можно было и оставить как есть, но решили резать. В итоге вырезали из центральной части 15 см, а потом всё аккуратно сварили. Ветровое стекло заказали в специализированной фирме. Внешне разрез почти ничего не выдавало, но внутри всё было грубо разрезано надвое: и панель приборов, и все обивки кабины. Каким образом завод собирался серийно выпускать машины с такими кабинами, непонятно.
Грузовик ещё раз перекрасили, на этот раз уже в красный цвет, и именно в таком цвете её показали на выставке «КомТранс-2010». Этот уже «красный енот» вызвал интерес у покупателей и недоумение у специалистов, знакомых с реалиями завода. Смотрелась машина действительно по-новому. Главное, чего хотели достичь создатели – это отойти от «Бычка». Выделить проект как младшее семейство с бескапотной кабиной.
Новый бескапотный ЗИЛ-230100 в 2010 году стал последней попыткой АМО ЗИЛ войти в класс полуторок (см. «ГП» № 6, 2010 г.). Основными конкурентами была уже не горьковская длиннобазная «ГАЗель» ГАЗ-330202, а китайские JAC, FAW, Foton и Yuejin, автопарк которых уже перевалил за 5 тысяч. За счёт установки кабины над двигателем конструкторы выигрывали в размерах, позволяя бόльшую длину отдать под платформу. Однако сама кабина оставалась 2-местной. Размещение третьего человека возможно было лишь при установке мотора с наклонным блоком или оппозитного силового агрегата. В РФ таких моторов не было, а зарубежный аналог вёл к существенному удорожанию.
Ещё один недостаток – недогруженность задней оси: из-за этого машина отвратительно себя вела без груза на плохой дороге. Эту проблему нужно было решать смещением мотора в пределы колёсной базы, либо устанавливать задний мост с самоблокирующимся дифференциалом на всей линейке машин. Коробка передач имела длинный рычаг, уходящий в заднюю часть кабины с физически неэргономичным алгоритмом переключения передач с заломом кисти правой руки за поясничную область – кто видел, как переключаются ступени на ГАЗ-66, тот поймёт. В XXI веке такой аспект должен решаться применением джойстика или системы тяг.
Ну и главное – цена. Сколько всё это должно стоить после решения многочисленных задач? Чтобы конкурировать с «ГАЗелью» и «китайцами» московский грузовик должен стоить не более чем на 20–25% дороже, отличаясь при этом большей надёжностью. Только в этом случае у него был шанс закрепиться на рынке.
Ирония судьбы на заводских задворках: «синий енот» нашёл прибежище в кузове «красного енота» ЗИЛ-230100
Традиционное грустное заключение
Сегодня завод ЗИЛ больше не существует. Отпраздновав 100-летний юбилей в августе 2016 года, он навсегда прекратил своё существование. На месте цехов стоят жилые кварталы и спортшколы, по межцеховым дорогам проложены транспортные магистрали. Время завода ЗИЛ прошло. И сейчас важно сохранить память о заводе в фотографиях, предметах, машинах. Этому и посвящена наша публикация.
Опытные и выставочные образцы почти все утрачены. Не осталось ни одного опытного КАМАЗа (было более 20 машин в 1960–1970 гг.), ни одного ЗИЛ-169 (опытные ЗИЛ-4331, было более 10 машин в 1980-е годы). Из постперестроечного периода с 1991–2016 год было создано более 50 выставочных и опытных машин в единичных экземплярах. Но поскольку они были макетными образцами, то их не сертифицировали, а следовательно, они не могли получить ПТС и госномера. Даже заинтересованным покупателям завод их не рисковал продавать и большинство так и закончило свой путь под автогеном и прессом.
Сохранившиеся экземпляры можно пересчитать по пальцам. Из описанных машин жив ЗИЛ-4305, он потерял кабину, мотор и платформу, но сохранил самое ценное – шасси броневика ЗИЛ-4104Т. От проекта Туманова ЗИЛ-3207Т тоже осталась самая ценная часть – кабина, что даёт надежду на воссоздание его в первоначальном виде. Чудом дожил до наших дней и последний образец – «красный Енот» ЗИЛ-230100. Потеряв первоначальный лоск, он ещё сохраняет первозданный облик, оставаясь последним и самым маленьким грузовиком марки ЗИЛ.
ЗИЛ 4331 — технические характеристики, габариты, кабина
Это один из самых популярных советских, российских грузовых автомобилей, производимых с 1987 г. на заводе им. Лихачева. Технические характеристики ЗИЛ-4331, наряду с невысокой стоимостью, делают его востребованным в сфере грузоперевозок. Машина надежная, проста в использовании. Имеет высокую проходимость, возможность замены, ремонта деталей и механизмов. Конструкция автомобиля дает возможность беспрепятственного доступа к двигателю, рабочим узлам и агрегатам в случае поломки.
Основные технические характеристики
Технические характеристики грузовика ЗИЛ-4331 представлены в таблице:
Габариты, мм | Длина | 6370 |
Ширина | 2500 | |
Высота | 2655 | |
Клиренс | 330 | |
Передняя колея | 1930 | |
Задняя колея | 1850 | |
Колесная база | 4500 | |
Характеристики по весу, кг | Масса транспортного средства | 4 820 |
Масса грузовика со стандартным оборудованием при полной загрузке | 11 700 | |
Максимальная грузоподъемность | 6 000 | |
Емкости для заправки рабочими жидкостями, л | Система охлаждения мотора | 26,5 |
Гидравлический привод включения сцепления | 0,5 | |
Вместимость топливного бака | 170 | |
Гидроусилитель | 3 | |
Смазочная система коробки передач | 10,5 | |
Смазочная система двигателя | 18 | |
Весовые характеристики рабочих узлов, элементов кг | Рама (с буфером) | 540 |
Платформа (без вспомогательного оборудования) | 860 | |
Узел переднего моста | 290 | |
Узел заднего моста | 520 | |
Карданная передача | 59 | |
Радиатор (пустой) | 20 | |
Вся конструкция кабины | 550 | |
Масса двигателя со всеми агрегатами | 960 | |
Двигатель | 720 | |
Вес одного колеса | 93 | |
Коробка передач | 200 | |
Рессора передняя | 60 | |
Рессора задняя | 75 |
В зависимости от модификаций, количество которых приравнивается к 20, рабочие параметры грузовика могут изменяться.
Габариты грузовика ЗИЛ-4331
Технические характеристики мотора
Автомобиль ЗИЛ-4331 вошел в историю, как основоположник первых грузовиков, имеющих дизельную силовую установку. Он выпускался с тремя серийными типами двигателей: два бензиновых карбюраторных и один — дизельный.
Мотор ЗИЛ-4331
ЗИЛ-645
Это дизельный 8-цилиндровый 4-хтактный и 16-клапанный мотор. Чаще всего встречается в грузовике ЗИЛ-4331. Затраты горючего на 100 км — от 18 л, у автопоезда – свыше 25 л. На расход дизеля влияет нагрузка и скорость передвижения.
Технические характеристики двигателя впечатляют максимальной скоростью оборотов в минуту (2800), камерой сгорания (8,74 л), лошадиными силами (185) и максимально крутящим моментом – 510 Н*м.
Двигатель ЗИЛ 645
ЗИЛ-508.10
Модификация бензинового карбюраторного 8-цилиндрового, 16-клапанного мотора. Его технические характеристики включают максимальную скорость оборотов в минуту (2800), 150 лошадиных сил, 6-литровую камеру сгорания и максимальный крутящий момент – 402 Н*м.
Двигатель ЗИЛ-508.10
ЗИЛ-508.300
Среди автомобилей ЗИЛ-4331 это самая маломощная бензиновая карбюраторная 8-цилиндровая, 16-клапанная силовая установка. Технические характеристики предполагают максимальную скорость оборотов в минуту (2000), 6-литровый объем камеры сгорания, 135 лошадиных сил и максимальный крутящий момент – 377 Н*м.
Двигатель ЗИЛ-508
Вышеперечисленные силовые установки уже не сходят с конвейера, но на них еще можно найти, купить детали и рабочие узлы.
Бензиновые моторы ЗИЛ-508.10, 508.300 имеют расход топлива до 36 литров на 100 км (если ехать со скоростью 95 км/ч). Указанные показатели могут колебаться в зависимости от степени нагрузки и скорости движения.
Без нагрузки расход бензина составляет 23 литра при движении 80 км/ч, 18 литров – 60 км/ч. С прицепом при аналогичных скоростях — 32 литра и 25 литров соответственно.
Редко встречаются грузовики ЗИЛ-4331, оснащенные другими моделями силовых агрегатов.
Техническая характеристика тормозной системы грузовика и его ходовой
Система подвески переднего моста включает несколько полуэллиптических рессор, которые взаимодействуют с двумя амортизаторами.
Конструкция подвески заднего моста сделана из двух главных и двух дополнительных рессор аналогичного вида и выдерживает следующие нагрузки:
- задняя ось – 8005 кг;
- передняя ось – 3 735 кг.
Схема пневматического привода тормозных систем ЗИЛ-4331
ЗИЛ может двигаться с прицепом предельной массой 23 000 кг.
Самый большой уклон, который сможет проехать загруженная машина – 25%. Автопоезд преодолеет 18% уклон.
Технические характеристики тормозной системы:
- двухконтурная с пневматическим приводом;
- тормозные барабаны с разжимными колодками кулачкового вида.
Стояночный тормоз совмещен с дополнительным тормозным контуром.
Во избежание замерзания конденсата в тормозной системе установлен спиртовой предохранитель. Длина тормозного пути ЗИЛ-4331 с полным прицепом при скорости движения 65 км/ч равна 36 м.
Технические характеристики кабины и платформы
Снаружи кабина имеет угловатые очертания. В заводской оригинальный бампер установлены фары и подфарники. Вдоль кузова смонтированы обтекатели.
Кабина ЗИЛ-4331 изнутри
Решетка радиатора объемная (на весь перед автомобиля), сделана из облегченной пластмассы АВС. Капот и крылья ЗИЛ-а выполнены как единая жесткая деталь. Конструкция открывается вверх и вперед за счет шарниров. Большие стекла и боковые зеркала улучшили обзор, но массивный капот делает его недостаточным. На крыше есть обзорное стекло (драгфойлер).
Тепло- и звукоизоляция кабины — на достойном уровне. Количество посадочных мест в ЗИЛ-е – 3. Сидения перемещаются на рессорах и регулируются в трех направлениях.
Кузов представлен цельной металлической платформой. Задний борт и боковые борта машины ЗИЛ-4331 откидные. Есть возможность увеличить высоту кузова путем установки дополнительных бортов или каркасного тента.
Видео по теме: ЗиЛ-4331 — рождение автомобиля 1987
ЗИЛ-4334 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗИЛ-4334 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МО РФ ЗИЛ-4334А1 (ОКР «Калам-1») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ЗИЛ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1994—2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ЗИЛ (Москва, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | капотная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 6 × 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5ст. МКПП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 7186 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2420 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2760 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 330 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 3400+1250 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1820 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1820 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные | ЗИЛ-4331 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 120-200 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ЗИЛ-4334 — трёхосный полноприводный (6×6) грузовик Московского автозавода имени Лихачёва. Является заменой грузовика ЗИЛ-131Н. Производился с 1994 года по 2013 год, современная модификация ЗИЛ-4334В1 — с 2004 года по 2013 год [1].
Грузовик поставляется в двух основных исполнениях: бортовой и шасси без кузова[2]. По желанию заказчика может комплектоваться удлинённой семиместной кабиной вместо стандартной трёхместной. Отдельно производится пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40, ёмкостью 3 м³ и оснащённая насосом в 40 л. с.
За более чем 20 лет производства ЗИЛ-4334 оснащался рядом двигателей российского и зарубежного производства. По состоянию на конец 2015 года серийно выпускаются четыре модели[2]:
Индекс модели | Тип кузова | Тип двигателя |
---|---|---|
ЗИЛ-4334В1 | бортовой | дизель ММЗ Д-245.30 Евро-3 |
ЗИЛ-4334В2 | шасси | дизель ММЗ Д-245.30 Евро-3 |
ЗИЛ-433440 | бортовой | карбюраторный ЗИЛ-508300 |
ЗИЛ-433442 | шасси | карбюраторный ЗИЛ-508300 |
Колёсная формула автомобиля — 6×6. Передний мост отключаемый. Средний мост является промежуточным, через него мощность поступает на задний мост. Все мосты блокируемые. На раздаточной коробке имеется люк для отбора мощности (до 60 л. с.) на дополнительные устройства спецтехники. Коробка механическая, пятиступенчатая, раздаточная коробка двухступенчатая, лонжероны рамы имеют толщину 8 мм.
Рулевой механизм оснащён гидравлическим усилителем. Радиус разворота — 10 м. Автомобиль преодолевает подъём с углом 35° и брод с уровнем до 1,4 м. Дорожный просвет — 33 см.
Подвеска всех колёс зависимая (рессорная с гидроамортизаторами впереди, рессорно-балансирная на втором и третьем мосту). Тормоза барабанные.Тормозная система пневматическая, одноконтурная, с возможностью подключения прицепа. Давление в шинах регулируется, возможна подкачка пробитого колеса на ходу. Напряжение в бортовой сети — 24В, аккумуляторов два.
Грузоподъёмность[править | править код]
Для модели 4334В1:
- Грузоподъёмность: 3750 кг
- Полная масса: 11170 кг (с лебёдкой)
- Снаряженная масса: 6955 кг
- Масса буксируемого прицепа: 4200 кг
- Допустимая полная масса автопоезда: 15370 кг
- Размеры грузовой платформы: 3810 мм х 2420 мм х 600 мм
- Радиус поворота: 10,2 м
- Максимальная скорость: 90 км/ч
В конце 1980-х годов назрела необходимость обновления модели трёхосного грузовика повышенной проходимости. В 1990 году появился опытный образец ЗИЛ-433410, совмещавший усовершенствованное шасси ЗИЛ-131, выпускаемого с 1966 года, с кабиной выпущенного в 1987 году ЗИЛ-4331. В 1994 году машины пошли в серию под индексами 433420 (бортовой) и 433422 (шасси). Первое поколение машин оснащалось многотопливным военным дизелем ЗИЛ-6451.
В 2000 году три ЗИЛ-433420 совершили автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва длиной более 45 000 км[3].
В 2002-2004 годах серийные ЗИЛ-4334 были оснащены двигателями ЗИЛ и ММЗ, отвечавшими экологическим нормам Евро-2 и Евро-3[4].
С 2002 года выпускается вариант ЗИЛ-4334КО со спальным местом за водительским сиденьем, в связи с чем кабина удлинена на 50 см. Эта модель оснащалась дизельным двигателем Caterpillar.