Ямз 650 – Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ. СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

Двигатель ЯМЗ 650, описание и характеристики

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российским вариантом французского двигателя от Renault Trucks. Лицензия на его серийного производство была приобретена в 2006 году. Данный силовой агрегат широко использовался на тяжёлых грузовиках и положительно зарекомендовал себя. Мотор считается отлично сбалансированным благодаря количеству цилиндров и идеально подобранному порядку их работы.

ЯМЗ 65О – это турбированный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, рабочим объёмом 11,1 л. и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим (на 5,5%) крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом топлива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенно­сти гораздо эффективнее. По конструкции ЯМ3 650 значительно моложе отечественных моторов.

Технические характеристики

Вид двигателядизельный
Начало выпуска2006
Мощность, кВт при Об/мин203-330 при 2000
Мощность, л.с. при Об/мин311-412 при 2000
Объем, куб.см11120
Количество цилиндров6
Количество клапанов24
Момент вращения, Нм при Об/мин1870 при 1300
Степень сжатия16.4:1
Диаметр цилиндра, мм123
Ход поршня, мм156
Форма двигателя6-цил., рядный
Вид горючегодизельное топливо
Подача горючей смесинепосредственный впрыск
Норма выхлопных газовЕвро 3
Охлаждениежидкостное охлаждение

ЯМЗ-650 представляют собой новое семейство двигателей, работающих на дизельном топливе и рассчитанные на эксплуатацию:

  • при температурах окружающего воздуха от -60°C до +50°C;
  • относительной влажности воздуха до 98% при +25°C;
  • запыленности воздуха до 0,4 г/м3;
  • в районах расположенных на высоте до 1500 м, без снижения мощностных показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 мс соответствующим снижением показателей.

Это моторы, в которых используются рядный 6-цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех 6 цилиндров головке на каждый из них приходится по 4 клапана: 2 на впуске и 2 на выпуске. Распредвал установлен в блоке.

Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пласт­ика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора. 2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей.

Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch Common Rail II поколения. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный ТНВД, но имеет общий трубопровод-накопитель и электронное управление форсунками. Топливо к форсункам подается по индивидуальным топливопроводам от накопителя. Сердцем современного дизеля является система электронного управления, которая формирует сигналы соленоида форсунок на опережение впрыска и длительности подачи. Программируемая часть системы позволяет менять настройки блока в широких пределах.

Система смазки снабжена центрифугой и двумя полнопоточными фильтрами. Такая конструкция обеспечивает надежную работу двигателя на протяжении всего эксплуатационного срока. В дизельных моторах наблюдается высокая степень угара масла, поэтому данная система является актуальной.

Потребительские характеристики двигателя выгодно отличают его от всех серийно выпускаемых в Российской Федерации дизелей аналогичного мощностного диапазона, это:

  • компактность для его адаптации в составе широкого спектра современной техники;
  • удельные характеристики (масса, мощность) на уровне ведущих мировых образцов;
  • моторесурс — не менее 1 000 000 км пробега;
  • выполнение текущих нормативов по экологии Евро-3 и конструктивный задел для достижения Евро-4;
  • лучшая экономичность по расходу топлива и масла;
  • принципиально иная система компоновки — первый автомобильный рядный двигатель в РФ для тяжелой автотракторной и другой техники.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

 

 

 

 

 


 

Основные параметры и характеристики

ЯМЗ650.10

ЯМЗ6501.10

ЯМЗ6502.10

Тип двигателя

Четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздухвоздух», установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов

Число цилиндров

6

Расположение цилиндров

Рядное

Порядок работы цилиндров

1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4

Направление вращения двигателя

Правое

Диаметр цилиндра, мм

123

Ход поршня, мм

156

Рабочий объем всех цилиндров, л

11,12

Степень сжатия

16,4

Допустимые углы кренов двигателя, град., не более:

  • продольные

  • поперечные

25 (35*)

25

Скоростная характеристика

См. рис. 2

См. рис. 3

См. рис. 4

Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее

303 (412)

266 (362)

230 (311)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1


 

1900±25


 

2000±25

* выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя.


 

Основные параметры и характеристики

ЯМЗ650.10

ЯМЗ6501.10

ЯМЗ6502.10

Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м), не менее

1870

(191)

1670

(170)

1215

(124)

Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1


 

1200±100

Частота вращения холостого хода, мин-1:

700±50

2400±50

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч.):

минимальный, при частоте вращения 1300±100 мин-1


 

194,5 (143)

при номинальной мощности

217,5 (160)

Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более


 

67,5


 

60


 

52

Относительный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более


 

0,1

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Блок цилиндров

Шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен элемент жесткости

Крышка передняя

Из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди

Вал коленчатый

Стальной, штампованный, коренные шейки 108 мм, шатунные 77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7

Шатун

Стальной, с прямым разъемом


 

 


 

Основные параметры и характеристики

ЯМЗ650.10

ЯМЗ6501.10

ЯМЗ6502.10

Коренные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Шатунные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Маховик

Чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером

Гильза цилиндра

«Мокрого» типа, материал чугун

Поршень

Составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем – на двигатель ЯМЗ650.10; целиковый из алюминиевого сплава – на двигатели ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10 Охлаждение поршня маслом производится из форсунки.

Поршневые кольца

На поршень устанавливается комплект поршневых колец: первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой; второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное ; маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом

Головка цилиндров

Общая на 6 цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется

Вал распределительный

Стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7


 

 


 

Основные параметры и характеристики

ЯМЗ650.10

ЯМЗ6501.10

ЯМЗ6502.10

Число клапанов на один цилиндр

Два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы

Зазор между траверсой и коромыслом, мм:

  • впускной

  • выпускной


 

0,4 мм

0,7 мм

Механизм проворота коленчатого вала

На картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой. Для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью специального приспособления, вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал.

Система смазки

Смешанная, с «мокрым картером»

Насос масляный

Шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1

Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95ºС, кПа (кгс/см2),

  • при номинальной частоте вращения

  • при минимальной частоте вращения, не менее

  • при срабатывании датчика аварийного давления масла


 

400-650 (4,0-6,6)


 

100 (1,0)


 

60-80 (0,61-0,81)

Система охлаждения масла

Жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и установленный на блоке с правой стороны

 


 

Основные параметры и характеристики

ЯМЗ650.10

ЯМЗ6501.10

ЯМЗ6502.10

Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очист-

ки с двумя сменными фильтрующими элементами и фильтр центробежной очистки со сменным патроном. Система смазки включает в себя защитные клапаны

Система питания

Топливная аппаратура Common Rail System с электронным

управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см2)

Насос топливный 650.1111005 (0 445 020 086), с шес-

теренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1, модели CP 2.2+, фирмыBOSCH

Форсунки 650.1112010 (0 445 120 142),

электроуправляемые, модели

CRIN2, фирмы BOSCH

Топливные фильтры:

  • грубой очистки топлива

    PreLine 420 (PL 420)


     

    Полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом. Фильтр устанавливается на автомобиле

  • тонкой очистки топлива Полнопоточный фильтр с двумя

    сменными фильтрующими элементами и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года

    Система управления подачей топлива – электронный блок управления (ЭБУ)

    650.3763010 (0 281 020 111),

    микропроцессорный блок модели

    EDC7UC31 фирмы BOSCH

    Жгут форсунок в сборе 650.3724010 фирмы BOSCH

    Жгут датчиков двигателя в сборе

     

    650.3724012 фирмы BOSCH


     

    Основные параметры и характеристики

    ЯМЗ650.10

    ЯМЗ6501.10

    ЯМЗ6502.10

    Жгут промежуточный в сборе

    650.3724014 фирмы BOSCH (МАЗ)

    650.3724017 фирмы BOSCH (Урал)

    Система наддува Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле

    Турбокомпрессор С радиальной центростремительной

    турбиной и центробежным компрессором. На двигателях ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применяется турбокомпрессор другой модели

    Система охлаждения двигателя

    Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей

    Насос водяной Центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1

    Вентилятор с муфтой включения


     

    Электрооборудование

    Вентилятор Behr 680 с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой Behr ER130 с управлением от ЭСУ двигателя, фирмы BEHR GMBH (Германия)

    Генератор Модели A004TR5091ZT, номинальным напряжением 28В, максимальным током нагрузки 90А, переменного тока. Привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO


     

     


     

    Основные параметры и характеристики

    ЯМЗ650.10

    ЯМЗ6501.10

    ЯМЗ6502.10

    Пусковое устройство

    Электрический стартер модели M009T60471, номинальное напряжение 24В, номинальная мощность 5,5 кВт, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 А·ч

    Средство облегчения пуска

    На двигателе устанавливаются четыре электрические свечи модели А 0 102 124 416 RVI фирмы BERU AKTIENGESELLSCHATF (Германия)

    Реле включения средства облегчения пуска

    Модели V23132-B2002-A100,

    фирмы Tyco Electronics.

    Заслонка в системе выпуска отработавших газов

    С пневматическим приводом, фирмы GT PRECISION (Великобритания)

    Пневматический клапан заслонки в системе выпуска отработавших газов

    Модели 131K0646 или модели

    131KS9316C2, модели 131К0648,

    фирмы Parker

    Система останова двигателя типа «J» (моторный тормоз)

    Два механизма останова типа «J» с дистанционной деталью (проставкой), установленные под крышкой головки цилиндров с креплением болтами к головке цилиндров

    Компрессор пневмотормозов

    Модели 0EB02615, двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа, фирмы KNORR BREMSE

    (Россия)

    Насос гидроусилителя руля

    Модели LF78-25-20-150-R-MMB-

    78-11 или модели LF78-25-25-150R-MMB-78-11фирмы IXETIC

    Масса незаправленного двигателя, кг


     

    970


     

     


     

    Основные параметры и характеристики

    ЯМЗ650.10

    ЯМЗ6501.10

    ЯМЗ6502.10


     

    Сцепление

    См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов»,

    «Сцепление»

    Коробка передач

    См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов»,

    «Коробка передач»

    Заправочные объемы, л

    Система смазки двигателя:

    Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора)


     

    36,4

    34


     

    11

    11,5+0,5


     

    36

    Масса заправленного маслом силового агрегата в сборе со сцеплением и КП в комплектности поставки, кг


     

    1350

    1400

    • сухой двигатель

    • с заменой фильтров Система смазки коробки передач (КП):

    • ZF

    • ЯМЗ

    • с КП ZF

    • с КП ЯМЗ


     


     

     


     


     

    Рис. 2. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-650.10:

    Ме – крутящий момент брутто; Nе – номинальная мощность брутто;

    ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.


     

    20


     


     

    Рис. 3. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6501.10.

    Ме крутящий момент брутто; Nе номинальная мощность брутто;

    ge удельный расход топлива; n частота вращения коленчатого вала.


     

    21


     


     

    Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6502.10.

    Ме крутящий момент брутто; Nе номинальная мощность брутто;

    ge удельный расход топлива; n частота вращения коленчатого вала.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

 

 

Двигатель ЯМЗ 650: описание, характеристика, ремонт, обслуживание

Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.

Наименование

Характеристика

Тип

Дизель, турбированный дизель

Объем

11 литров (11 120 см куб)

Конфигурация, параметр

V-образная

Количество цилиндров

6

Количество клапанов

24

Эконорма

Евро 3
Евро 4
Евро 5

Мощность двигателя, л.с./об.мин

311/2000
320/2000
362/1900
362/1900
367/1900
412/1900
412/1900
422/1900

Крутящий момент, Нм/об.мин

1215/1100-1300
1569/1100-1400
1670/1100-1300
1765/1100-1400
1800/1100-1300
1870/1100-1300
1911/1200-1400
2000/1100-1300

Диаметр цилиндра

123 мм

Степень сжатия

16,4

Охлаждение

Жидкостное

Клапанный механизм

OHV

Материал исполнения блока и головки

Чугун

Ресурс

800 000 — 1 000 000 км пробега

Топливо

Дизельное топливо

Применяемость

МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501
Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902
Тонар-5422, 6528
МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007

Конструктивные особенности

В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации

На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:

  • ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
  • ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
  • ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

Обзор дизеля ЯМЗ-650

История двигателей семейства ЯМЗ-650 началась в 2006 году. Именно тогда Ярославский моторный завод приобрёл у фирмы Renault Trucks права на производство двигателей серии DCi11. На протяжении почти десяти лет завода поставлял надёжные и высококачественные дизельные двигатели, соответствующие высоким стандартам экологической безопасности Евро-3 и Евро-4, на Минский автомобильный завод, КрАЗ, Урал, Тонар и МЗКТ. Однако, в 2015 году производство было остановлена из-за нехватки финансирования и ряда других экономических причин. На рынке осталось множество двигателей и комплектующих к ним, выпущенных ранее, а также продолжают появляться запчасти, производимые другими частными компаниями по лицензии ЯМЗ. Предлагаем Вашему вниманию небольшой обзор двигателя ЯМЗ-650 с подробным описанием его характеристик и преимуществ над дизелями других моделей с аналогичными техническими показателями.

Общие сведения 

Рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-650 зарекомендовал себя, как сверхнадёжный и экономный дизель для крупногабаритной техники. Объём двигателя составляет 11.12 литров, максимальная мощность — 412 л. с. Если проводить параллель с более устаревшей моделью из данной ниши — ЯМЗ-658.10 — то испытания доказали неоспоримое превосходство нового агрегата: мощность увеличилась почти 40%, крутящий момент — на 5.5%, рабочая масса была снижена почти на 300 кг и также понизился расход топлива. Было доказано, что 6-цилиндровый ЯМЗ-650.10 лучше сбалансирован, чем 8-цилиндровый ЯМЗ-658.10. 

Соответствие стандарту Евро-4 (с возможностью доработки до стандарта Евро-5) дополняется хорошей шумоизоляцией двигателя, что позволяет ориентироваться не только на отечественный рынок, но и на европейский. Для каждого цилиндра конструкцией предусмотрено 4 клапана: по два для впуска и выпуска. Крышка механизма создана из прочного пластика, дополнительно усиленного стекловолокном. Шестерни привода распредвала и других вспомогательных агрегатов установлены в передней части дизеля, аналогично двигателям Renault. Конструкторы акцентируют внимание на современной системе фильтрации и подачи масла: 2 полнопоточных фильтра в сочетании с центрифугой гарантируют бесперебойность работы, и снижают периодичность проведения мероприятий по техническому обслуживанию. 

На удельные характеристики положительно повлияла разработка нового турбонаддува с промежуточным охлаждением. Но главное преимущество двигателей семейства ЯМЗ-650 заключается в установке отличной системы подачи топлива CRS 2, разработанной фирмой Bosch. В её конструкцию входят: аккумулятор, топливный насос с модулем дозирования, электронный блок управления и разные датчики. Стоит отметить, что производители заявили ресурс двигателя равный одному миллиону километров (до капитального ремонта).

В семейство двигателей входят следующие модели: ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10, ЯМЗ-6503.10, ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652. Отличаются они исключительно настройками регулировки топливной аппаратуры на электронном блоке управления двигателем. Все приведенные выше модификации (кроме ЯМЗ-6503.10) предназначены для установки на грузовики, седельные тягачи, самосвалы и автопоезда. ЯМЗ-6503.10 разработан для дизельных электростанций. Вскоре планируется адаптировать дизели для работы в тяжёлой тракторной, специализированной и сельхозтехнике.

Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ. СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

ОАО «АВТОДИЗЕЛЬ» (Ярославский моторный завод)


 

Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ. СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502


 

ЯРОСЛАВЛЬ • 2008

650.3902150 РЭ


 

Руководство содержит описание конструкции, основные правила эксплуатации и технического обслуживания силовых агрегатов и двигателей ЯМ3-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ6502.10, их комплектаций и исполнений.

Положения руководства распространяются на силовые агрегаты и двигатели в комплектности ОАО «Автодизель».

Руководство предназначено для всех лиц, связанных с эксплуатацией указанных силовых агрегатов и двигателей.


 

Ответственный редактор Директор ИКЦ ОАО

«Автодизель» Н.Л. Шамаль.


 

Все замечания по конструкции и работе двигателя, а также пожелания и предложения по содержанию настоящего Руководства просим направлять по адресу: 150040, г. Ярославль, проспект Октября, 75, ОАО «Автодизель», Инженерно-конструкторский центр.


 

В связи с постоянной работой по совершенствованию силовых агрегатов и двигателей, направленной на повышение их надежности и долговечности, улучшение экологических показателей и потребительских свойств, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.


 

 ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), 2008


 

Перепечатка, размножение или перевод, как в полном, так и в частичном виде, не разрешается без письменного разрешения ИКЦ ОАО «Автодизель».


 

10 09 08


 


 

Мощные и экономичные силовые агрегаты и двигатели, к эксплуатации которых Вы приступаете, надежны и удобны в эксплуатации. Однако нужно помнить, что их срок службы в значительной степени зависит от регулярного и тщательного ухода за ними. Перед началом эксплуатации ВНИМАТЕЛЬНО изучите настоящее Руководство и соблюдайте все его требования. Руководство содержит необходимые указания, точное и неуклонное соблюдение которых обеспечит Вам безотказную и длительную работу силового агрегата и двигателя.

На заводе непрерывно ведется работа над усовершенствованием силового агрегата и двигателя. Информация о технических изменениях, которые внедрены после издания настоящего Руководства, оформляется Дополнением. Дополнение располагается в конце Руководства или прикладывается отдельно.


 

 

В Н И М А Н И Е !


 

  1. Исправная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации. Перед началом эксплуатации внимательно ознакомьтесь с настоящим Руководством по эксплуатации.

  2. В период обкатки двигателя происходит приработка его трущихся поверхностей, поэтому дальнейшая работоспособность агрегата в большей степени зависит от того, насколько точно соблюдались правила, указанные в разделе «Обкатка нового двигателя».

  3. Применение топлив, смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, не указанных в настоящем Руководстве, не разрешается.

  4. Температура охлаждающей жидкости на выходе из работающего двигателя должна находиться в пределах 80-95ºC. Допускается кратковременное (до 10 мин.) повышение температуры охлаждающей жидкости до 100ºC.

  5. Не допускать резкого увеличения числа оборотов сразу после пуска холодного двигателя, так как загустевшее масло медленно доходит до подшипников коленчатого вала и при большом числе оборотов подшипники могут быть выведены из строя. Не допускать длительную работу двигателя на холостом ходу в случае прогрева или при стоянках.

  6. После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры 80-95ºС производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается.

  7. При эксплуатации двигателя следить за показаниями приборов и параметров, выведенных на дисплей.

  8. Во избежание поломки турбокомпрессора перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3-5 минут на средних оборотах холостого хода.

  9. Во избежание поломки категорически запрещается включать стартер на работающем или неостановившемся двигателе.

  10. Техническое обслуживание необходимо выполнять согласно раздела «Техническое обслуживание».

  11. Соблюдайте правила эксплуатации сцепления и коробки передач (см. соответствующие разделы руководства).


 

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ

И ДВИГАТЕЛЕЙ


 

Применяемость и комплектации силовых агрегатов и двигателей ОАО «Автодизель» приведена в таблице 1. Силовые агрегаты и двигатели предназначены для установки на изделия, указанные в таблице.

Применение силовых агрегатов и двигателей на новых моделях изделий обязательно должно быть согласовано предприятием-потребителем с ОАО «Автодизель».

Таблица 1


 

Модель силового агрегата и комплектация

Комплектность

Изделия, на которые устанавливаются силовые агрегаты, двигатели

Модель двигателя, компл-ция

Модель сцепления

Модель коробки передач


 

ЯМЗ-650-111

ЯМЗ650.10-11


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-650-131

ЯМЗ650.10-31


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-6501-101

ЯМЗ6501.10-01


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-6501-111

ЯМЗ6501.10-11


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-6501-121

ЯМЗ6501.10-21


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-6501-131

ЯМЗ6501.10-31


 

MFZ-430

ZF 16S 1820

ТО

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

 


 

Модель

К

омплектнос

ть

Изделия, на которые

силового агрегата и комплектация

Модель двигателя, компл-ция

Модель сцепления

Модель коробки передач

устанавливаются силовые агрегаты, двигатели


 

ЯМЗ-6501-211

ЯМЗ6501.10-11


 

MFZ-430*

ЯМЗ1909

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ-6501-231

ЯМЗ6501.10-31


 

MFZ-430

ЯМЗ1909

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал»


 

ЯМЗ650.10


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ650.10-02


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ650.10-12


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ6501.10


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ6501.10-02


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ6501.10-12


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ6502.10


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 36 т РУП «МАЗ»


 

ЯМЗ6501.10-02


 


 

Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 36 т РУП «МАЗ»

Примечание:

* – сцепление MFZ-430 c муфтой выключения 343151000539.


 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


 

Силовые агрегаты и двигатели изготовлены в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 50°C, относительной влажности воздуха до 98% при плюс 25°С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 1500 м без снижения мощностных, экономических и других показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов высотой до 4650 м с соответствующим снижением мощностных, экономических и других показателей.

Модель силового агрегата и двигателя, их комплектации, а также состав силового агрегата приводятся в таблице 1.

Силовые агрегаты ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501 (см. рис. 1, 1.1) производства ОАО «Автодизель» предназначены для установки на автомобили ОАО «АЗ Урал».

Двигатель ЯМЗ-650.10 (рис. 1.2, 1.3, 1.4) представляет собой базовую шестицилиндровую модель рядного четырехтактного двигателя с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» и предназначен для установки на автомобили РУП «МАЗ», ОАО

«АЗ Урал».

Двигатели ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 являются модификациями двигателя ЯМЗ-650.10, конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления и турбокомпрессором.

Двигатели ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10

соответствуют требованиям экологических нормативов Евро-3.


 

 


 

Рис. 1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид слева


 

Рис. 1.1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид справа

8


 


 

Рис. 1.2 Двигатель ЯМЗ-650.10 Вид слева


 


 

 


 


 


 

Рис. 1.2. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид спереди


 


 

 


 


 


 

Рис. 1.3. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид справа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..