Википедия зис 154 – Сложный, шумный и прожорливый автобус. ЗИС-154 от Vector-Models: diecast_43 — LiveJournal

Содержание

Сложный, шумный и прожорливый автобус. ЗИС-154 от Vector-Models: diecast_43 — LiveJournal

Серийный городcкой автобус ЗИС-154 (1947-1950г.г.).

Для решения проблемы пассажирских перевозок в крупных городах в 1946 г. была создана триада городских транспортных средств, унифицированных по кузову: троллейбус МТБ-82Д, трамвай МТВ-82, автобус ЗИС-154. Их кузова набирались из унифицированных секций на каркасе, который обшивался панелями из 2-мм дюралюминия. В конструкциях широко использовались алюминиевые профили, одинаковых размеров стекла, арматура, сиденья, двери. Первые две машины небольшими партиями начало изготовлять в 1946 г. одно из московских предприятий авиационной промышленности – ТМЗ. Автобус же освоил в 1947 году ЗИС. Следует отметить, что унификация не дошла до своего логического конца: автобус имел несущий кузов, в то время как у троллейбуса и трамвайного вагона несущим элементом служила сваренная из стандартных швеллеров рама.
Шасси автобуса имело индекс ЗИС-122, кузов – ЗИС-190. Первый автобус собрали 8 декабря 1946 года, в 1947 году собрали 80 автобусов. На первых 75 машинах из-за ненадёжности дизеля ЯАЗ-204Д (автобусная модификация мощностью 112 л. с.) ставился дизель GMC-4-71. В 1948 году собрали 404 автобуса, в 1949 году – 472 автобуса. Остальные 207 – в 1950 году. Подбирая наилучший двигатель, ЗИЛ проводил опыты со спаркой двигателей ЗИС-120 (оппозитный 12-цилиндровый ЗИС-122Б 180 л. с.). А дефорсированный вариант ЗИС-110 (105 л. с.) был установлен на последние 50 автобусов ЗИС-154А (шасси ЗИС-122А). Всего выпущено 1165 автобусов всех модификаций.

В силу сложности конструкции, чрезмерно большого расхода топлива, а также повышенных шумности и дымности, производство ЗИС-154 было свернуто в 1950 году.

В конце 50-ых годов, когда дизель ЯАЗ-204Д довели до ума, начали разыскивать оставшиеся ЗИС-154. После установки ЯАЗ-204Д или ЯАЗ-206 (6 цилиндров, 165 л. с.) динамика автобуса радикально улучшалась, такие автобусы эксплуатировались до конца 60-х годов.

Автобус ЗИС-154 во всех отношениях необычная конструкция: заднее расположение двигателя, несущий кузов, входная дверь перед передним колесом, сиденье водителя с регулировкой по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки, а главное – электрическая трансмиссия.

ЗИС-154 был первым в стране дизель-электрическим автобусом. Располагавшийся в хвостовой части машины 110-сильный дизель ЯАЗ-204Д был спарен с генератором постоянного тока (это агрегат размещался под задним пятиместным сиденьем). Тяговый электродвигатель, расположенный под полом кузова, через карданный вал передавал крутящий момент заднему ведущему мосту. Для изменения направления служил электрический переключатель хода, а величина тягового усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя.
Интересный факт: в Тбилиси были троллейбусы, переделанные из единственных серийных автобусов с электротрансмиссией ЗИС-154. К ним еще приваривали противовес сзади, так как после демонтажа двигателя передняя площадка начинала перевешивать.

Кроме того, по некоторым сведениям, в 1956 году (!) был создан опытный санитарный автобус на шасси ЗИС-154, который сразу планировался для санитарного использования – имелась дополнительная дверь в левом борту для погрузки/выгрузки носилок (сказывалась недавняя война).

Эту модель я получил давным-давно. Было то чуть позже, чем тогда, когда ClassicBus еще только начал выпускать свои первые автобусы, в том числе и ПАЗ-672М (который я тогда и приобрел). Денег хватало лишь на покупку модели уровня «Автолегенд» за пару тысяч деревянных.
Глядя в сети на модели украинской мастерской, приходилось только пускать слюни и жалеть о том, что доходы не позволяют поставить на полочку ни одной модели от данного производителя. Тогда не было ни переработанных в дальнейшем выпусков первых сырых моделей того же КБ, ни ССМ, ни Ультры и уж тем более ДИП.
И вот час пробил, день настал. Несколько автобусов конторы «Вектор» таки встали на мои полочки. Уже несколько позже, поставив тот же ЗИС-155 от мастерской рядом с ЗИС-127 китайского изготовителя, я понял, что такое современность, а где остался прошлый век.Странно, но по тэгу «ЗИС» конкретно 154-ю модель найти удалось только в одном экземпляре у коллеги vodolaz75, то была французская журналка; в большинстве же своем были посты о ЗИС-155…DSC05967.jpgНеобходимо отметить также, что конструкция корпуса ЗиС-154 разработана на основе американского автобуса GM TDH3610.
Что же до модели…
Поначалу традиционно — общий вид спереди:
DSC04731.jpg
На модели достаточно неплохо сымитированы заклепки.
Но отливка проемов аншлага и окон —  из ряда вон, конечно.
Дворники — из проволоки:
DSC07875.jpg
Внутри кабина водителя окрашена в синий цвет:
DSC04032.jpg
В салоне имеются коричневые сиденья. Немного пластилинообразные, но в целом неплохо:
DSC07877.jpg
Оранжевые габариты на ЗиС-154 выглядят нелепо: они должны быть зеленого цвета. И только. Это же касается и ранее показанного мною автобуса ЗИС-155 от этого же производителя. Иногда силами ремзаводов, троллейбусных депо или автобусных парков (так было в последние годы эксплуатации упомянутых машин в Минске) изготавливали «самопальные» стекляшки габаритов. Как правило, полимерные. Но это уже было исключением из правил.

Покрашена модель (в таком приближении это видно особо четко) безобразно.
Эмблему и название завода-изготовителя можно было бы выполнить травлением, тогда они бы заиграли.
На фарах головного света есть рифление, но это не спасает, ибо установка фар крива.
Обилие серебрянки вместо хрома так же не добавляет шарма.
Боковое зеркало заднего вида — на проволоке.
Буксировочные устройства сделаны из чего-то такого, что более всего подходило по масштабу:

DSC07876.jpg
В СССР в послевоенное время остались-таки старенькие трудяги ГАЗ-ААА. Они жили вместе на дорогах того времени:
DSC07782.jpg
ЗИС-154 от Vector-Models и ГАЗ-ААА от «Двигатель»:
DSC07781.jpg
Вид на модель сверху:
DSC04722.jpg
Оставались на дорогах и довоенные ЗИСы.
DSC07780.jpg
ЗИС-154 (Vector-Models) рядом с лесовозом на базе ЗИС-6 (ЛОМО-АВМ):
DSC07779.jpg
Вид слева в профиль:
DSC04742.jpg
Салон видать плохо:
DSC04732.jpg
Переднее колесо.
Шины имеют некий рельеф, но надписей никаких нет:
DSC07878.jpg
В салоне:
DSC07972.jpg
Заднее колесо:
DSC07879.jpg
Издалека решетка вполне себе добротна и даже красива, но вблизи оказывается измазанной в красной краске:
DSC04737.jpg
В военное время на заводе ЗИС изготавливали упрощенную модель ЗИС-5, получившую в индексе литеру «В». Часть их также осталась на дорогах после войны:
DSC07787.jpg
Герой поста и двухкабинный ЗИС-5В от MiniClassic:
DSC07788.jpg
Общий вид сзади.
Задние окна на модели мелковаты:
DSC07970.jpg

DSC07971.jpg
Еще раз салон:
DSC04719.jpg
Задняя оптика — из цветного пластика. Ранее меня сильно радовал тот факт, что она выполнена отдельными деталями. Сейчас этот и многие другие моменты нивелированы общим исполнением.
В частности, тем, как нанесена декаль дублера ГРЗ (наличие его также было в числе плюсов):
DSC04720.jpg
Два автомобиля послевоенной эпохи: элитный и общественный:
DSC07783.jpg
ЗИС-110 от НАП получился размыт, аки в движении:DSC07784.jpg
Вид справа:
DSC04728.jpg
Габарит-капля на крыше — тот же цветной пластик:
DSC04723.jpg
Двери на входе. И на них четко видна граница разделения цветов. К несчастью для меня, чудовищная:
DSC04725.jpg
Заклепки и крышка бензобака:
DSC04727.jpg
Оконные проемы на дверцах выхода (вдобавок к границе цветов):
DSC04724.jpg
Задний красный каплевидный габарит:
DSC04721.jpg
Случайно доживший до 50-х годов ГАЗ-64:
DSC07785.jpg
Вектор и НАП:
DSC07786.jpg
Донышко:
DSC04738.jpg
Несмотря на пластилиновость» и кривизну, оно гораздо детализированнее таковых у журнального и КБ.
Запаска, правда, позорно сделана:
DSC04741.jpg
Масштаб искать здесь:
DSC04740.jpg
Имитация двигателя и трубы глушителя. Не ДИП, но приятно поразглядывать:
DSC04739.jpg
А вот и ДИП. Без соседа в виде ГАЗ-51 тоже никуда:
DSC07790.jpg
ЗИС-154 от Vector-Models возле ГАЗ-51П от DIP-Models:
DSC07789.jpg
3/4 сверху:
DSC04745.jpg

DSC04744.jpg

DSC04743.jpg

DSC04746.jpg
На улице:
DSC07778.jpg
В ассортименте мастерской Вектор-моделс есть модели в нескольких категориях в зависимости от материала, степени сложности и пр., каждая обозначена определённой литерой, а именно:

«V» — модели с металлическим корпусом
«Р» — корпус выполнен из пластика
«W» — усложнённые моделей с внутренней обшивкой
«С» — модели-конверсии (конверсия = существенное преобразование)
«Т» — тюнингованные модели (тюнинг = усовершенствование (доработка, доводка, улучшение)).

DSC04736.jpg
Постскриптум.
Коробочка у В-М, как заведено, простая, картонная. На ней имеется обозначение модели:
DSC04346.jpg
На лицевой стороне — фотография прототипа и ТТХ:
DSC04345.jpg
Немного о прототипе:
DSC04344.jpg
Модель автомобиля: ЗИС-154

Период выпуска прототипа: 1947-1950 годы
Производитель: Vector-Models
Дата выпуска: —
Краткое мнение: отличная вещь на момент покупки

Оценка:
Качество: 3 из 5. И сборка, и покраска, и отливка.
Детализация: 3,5 из 7. Не вдаваясь в подробности.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Что-то Вектор, скорее всего, с прототипом напутал, у них без этого никуда. Но в целом, опять же, годно.
Узнаваемость: 2 из 2. Узнаваем.
Харизма: 4 из 5. Присутствует.
Коробочка: 0,5 балла из 1,75. В

diecast-43.livejournal.com

ЗИС-154 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946—1950 годах. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа[1]. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах. Аналогичный и унифицированный по многим позициям кузов, имеют троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Кузов имел пассажирскую дверь в переднем свесе и двигатель в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией, позволял автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч (максимальная расчётная скорость, фактически же автобус мог набирать скорость не более 50 км/ч).

Первый автобус был выпущен в 1946 г., затем производство нарастало: 80 автобусов в 1947-м, 404 в 1948-м, 472 в 1949-м и 207 в 1950-м. Всего было произведено 1165 автобусов ЗИС-154, однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённые им ЗИС-154 стали объектом серьёзных нареканий. Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, не были готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. С московских маршрутов машину убрали уже в первой половине 1950-х годов. Часть автобусов, уцелевших в автобусных парках других городов, в конце 1950-х годов получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми они доработали на маршрутах до конца 1960-х годов.

Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу (рессорная подвеска хорошо проглатывала неровности и в автобусе не трясло даже по плохой дороге), отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время (большая площадь остекления), так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Водить такой автобус было удовольствием, кроме того, водитель меньше уставал. Автобус был очень шумным, при трогании с места ревел, в салоне на задних рядах рёв дизеля был очень навязчивым, скорость он набирал медленно, но в общем по сравнению с довоенными моделями такой автобус был несравнимо комфортней и удобней.

Заменой ЗИС-154 стал более простой в производстве, но и менее вместительный 8-метровый ЗИС-155, в конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150.

В ряде источников встречается упоминание о том, что ЗИС-154 производился по лицензии General Motors, якобы являясь вариантом автобуса TDH-3610 с доработками и адаптацией под советское производство. В действительности, никаких документальных подтверждений этому нет[источник не указан 184 дня]. Дизайн американского автобуса и особенности его конструкции могли быть полностью или частично воспроизведены без покупки лицензии. Известно, что для создания подобного по оформлению троллейбуса МТБ-82 на Тушинский машиностроительный завод привозили американский автобус Yellow Coach[2].

В игровой и сувенирной индустрии

В декабре 2011 года модельной фирмой «ClassicBus» представлена масштабная модель 1/43 ЗИС-154 в распространённой окраске — бежевый с красным.

Сохранившиеся экземпляры

По состоянию на январь 2015 г. имеется единственный рабочий восстановленный ЗиС-154 в музейной коллекции ГУП «Мосгортранс», изображённый на фото выше. Он был найден в 1992 году в подмосковных Мытищах на участке Я. В. Сладкевича. За четыре года отреставрирован и в 1996 году поставлен на ход.[3]

С 2012 г. по 2014 г. было найдено три кузова на дачных участках в разных районах Ленинградской области. Первые два были вывезены частными лицами, и их нынешняя судьба неизвестна. Последний найденный кузов, сохранившийся в значительно большей степени, был вывезен в Петербургский Музей Горэлектротранспорта, где в январе был отмыт и покрашен для презентации[4].

В октябре 2015 года в Московской области был найден ещё один кузов ЗиС-154, который был отправлен в Московский музей индустриальной культуры[5].

Видео по теме

Примечания

wiki2.red

ЗИС-154 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946—1950 годах. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа[1]. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах. Аналогичный и унифицированный по многим позициям кузов, имеют троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Кузов имел пассажирскую дверь в переднем свесе и двигатель в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией, позволял автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч (максимальная расчётная скорость, фактически же автобус мог набирать скорость не более 50 км/ч).

Первый автобус был выпущен в 1946 г., затем производство нарастало: 80 автобусов в 1947-м, 404 в 1948-м, 472 в 1949-м и 207 в 1950-м. Всего было произведено 1165 автобусов ЗИС-154, однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённые им ЗИС-154 стали объектом серьёзных нареканий. Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, не были готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. С московских маршрутов машину убрали уже в первой половине 1950-х годов. Часть автобусов, уцелевших в автобусных парках других городов, в конце 1950-х годов получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми они доработали на маршрутах до конца 1960-х годов.

Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу (рессорная подвеска хорошо проглатывала неровности и в автобусе не трясло даже по плохой дороге), отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время (большая площадь остекления), так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Водить такой автобус было удовольствием, кроме того, водитель меньше уставал. Автобус был очень шумным, при трогании с места ревел, в салоне на задних рядах рёв дизеля был очень навязчивым, скорость он набирал медленно, но в общем по сравнению с довоенными моделями такой автобус был несравнимо комфортней и удобней.

Заменой ЗИС-154 стал более простой в производстве, но и менее вместительный 8-метровый ЗИС-155, в конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150.

В ряде источников встречается упоминание о том, что ЗИС-154 производился по лицензии General Motors, якобы являясь вариантом автобуса TDH-3610 с доработками и адаптацией под советское производство. В действительности, никаких документальных подтверждений этому нет[источник не указан 184 дня]. Дизайн американского автобуса и особенности его конструкции могли быть полностью или частично воспроизведены без покупки лицензии. Известно, что для создания подобного по оформлению троллейбуса МТБ-82 на Тушинский машиностроительный завод привозили американский автобус Yellow Coach[2].

В игровой и сувенирной индустрии

В декабре 2011 года модельной фирмой «ClassicBus» представлена масштабная модель 1/43 ЗИС-154 в распространённой окраске — бежевый с красным.

Сохранившиеся экземпляры

По состоянию на январь 2015 г. имеется единственный рабочий восстановленный ЗиС-154 в музейной коллекции ГУП «Мосгортранс», изображённый на фото выше. Он был найден в 1992 году в подмосковных Мытищах на участке Я. В. Сладкевича. За четыре года отреставрирован и в 1996 году поставлен на ход.[3]

С 2012 г. по 2014 г. было найдено три кузова на дачных участках в разных районах Ленинградской области. Первые два были вывезены частными лицами, и их нынешняя судьба неизвестна. Последний найденный кузов, сохранившийся в значительно большей степени, был вывезен в Петербургский Музей Горэлектротранспорта, где в январе был отмыт и покрашен для презентации[4].

В октябре 2015 года в Московской области был найден ещё один кузов ЗиС-154, который был отправлен в Московский музей индустриальной культуры[5].

Примечания

wikipedia.green

ЗИС-154 — Википедия. Что такое ЗИС-154

ЗИС-154

ЗИС-154

Общие данные

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Макс. скорость 65 км/ч

На рынке

Предшественник

Infobox-jv-flechesg.pngПредшественник

Преемник

Infobox-jv-flechesd.pngПреемник

Другое

Расход топлива 65 л на 100 км
Объём бака 270 л
Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946—1950 годах. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа[1]. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах. Аналогичный и унифицированный по многим позициям кузов, имеют троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Кузов имел пассажирскую дверь в переднем свесе и двигатель в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией, позволял автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч (максимальная расчётная скорость, фактически же автобус мог набирать скорость не более 50 км/ч).

Первый автобус был выпущен в 1946 г., затем производство нарастало: 80 автобусов в 1947-м, 404 в 1948-м, 472 в 1949-м и 207 в 1950-м. Всего было произведено 1165 автобусов ЗИС-154, однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённые им ЗИС-154 стали объектом серьёзных нареканий. Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, не были готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. С московских маршрутов машину убрали уже в первой половине 1950-х годов. Часть автобусов, уцелевших в автобусных парках других городов, в конце 1950-х годов получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми они доработали на маршрутах до конца 1960-х годов.

Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу (рессорная подвеска хорошо проглатывала неровности и в автобусе не трясло даже по плохой дороге), отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время (большая площадь остекления), так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Водить такой автобус было удовольствием, кроме того, водитель меньше уставал. Автобус был очень шумным, при трогании с места ревел, в салоне на задних рядах рёв дизеля был очень навязчивым, скорость он набирал медленно, но в общем по сравнению с довоенными моделями такой автобус был несравнимо комфортней и удобней.

Заменой ЗИС-154 стал более простой в производстве, но и менее вместительный 8-метровый ЗИС-155, в конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150.

В ряде источников встречается упоминание о том, что ЗИС-154 производился по лицензии General Motors, якобы являясь вариантом автобуса TDH-3610 с доработками и адаптацией под советское производство. В действительности, никаких документальных подтверждений этому нет[источник не указан 162 дня]. Дизайн американского автобуса и особенности его конструкции могли быть полностью или частично воспроизведены без покупки лицензии. Известно, что для создания подобного по оформлению троллейбуса МТБ-82 на Тушинский машиностроительный завод привозили американский автобус Yellow Coach[2].

В игровой и сувенирной индустрии

В декабре 2011 года модельной фирмой «ClassicBus» представлена масштабная модель 1/43 ЗИС-154 в распространённой окраске — бежевый с красным.

Сохранившиеся экземпляры

По состоянию на январь 2015 г. имеется единственный рабочий восстановленный ЗиС-154 в музейной коллекции ГУП «Мосгортранс», изображённый на фото выше.

С 2012 г. по 2014 г. было найдено три кузова на дачных участках в разных районах Ленинградской области. Первые два были вывезены частными лицами, и их нынешняя судьба неизвестна. Последний найденный кузов, сохранившийся в значительно большей степени, был вывезен в Петербургский Музей Горэлектротранспорта, где в январе был отмыт и покрашен для презентации[3].

В октябре 2015 года в Московской области был найден ещё один кузов ЗиС-154, который был отправлен в Московский музей индустриальной культуры[4].

Примечания

wiki.sc

ЗИС-154 Википедия

Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946 — 1950 годах. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа[1]. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах. Аналогичный и унифицированный по многим позициям кузов имеют троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Кузов имеет пассажирскую дверь в переднем свесе и двигатель в задней части, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией позволял автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч (максимальная расчётная скорость, фактически же автобус мог набирать скорость не более 50 км/ч).

Первый прототип был выпущен в 1946 г. К началу июля 1947 года автобусные парки Москвы приняли первые 7 машин[2], затем производство нарастало: 80 автобусов в 1947-м, 404 в 1948-м, 472 в 1949-м и 207 в 1950-м. Всего было произведено 1165 автобусов ЗИС-154, однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённые им ЗИС-154 стали объектом серьёзных нареканий. Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, не были готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. С московских маршрутов машину убрали уже в первой половине 1950-х годов. Часть автобусов, уцелевших в автобусных парках других городов, в конце 1950-х годов получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми они доработали на маршрутах до конца 1960-х годов.

Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями — главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу (рессорное подвешивание хорошо проглатывала неровности и в автобусе не трясло даже по плохой дороге), отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время (большая площадь остекления), так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Во

ru-wiki.ru

154 — первая отечественная машина с гибридным двигателем

8 декабря 1946 года прошел испытания первый отечественный автобус ЗиС-154, который имел вагонную компоновку. Причем это была не единственная его особенность. Новый автобус стал первой советской машиной с гибридным силовым агрегатом. То есть в нем была реализована последовательная схема. В ней двигатель внутреннего сгорания вращал генератор, от которого, в свою очередь, подпитывались электромоторы, передающие крутящий момент на ведущие колеса.

зис 154

Начало и прототипы

Работа над проектом началась в начале весны 1946 года. Уже к маю того же года на ЗиС было организовано специализированное КБ автобусов, которое и занялось конструированием новой машины. Возглавил бюро А. И. Скерджиев. Стоит отметить, что конструкция автобуса создавалась не с чистого листа. Прототипами новой модели стали американские GMC и Mack. Именно эти машины имели вагонную компоновку и кузов, выполненный из алюминиевого сплава, что впоследствии было использовано в конструировании кузова ЗиС-154.

Двигатель новой машины также не отличался оригинальностью. Двухтактный силовой агрегат, мощностью в 110 л. с. (ЯАЗ-204Д), по своей сути являлся «пиратской» копией американского двигателя от GMC. Автобусы Москвы должны были принять в свои ряды новую машину к 800-летию столицы СССР. Поэтому, чтобы не случилось непредвиденных ситуаций во время празднования годовщины, на первых выпущенных 45-ти «образцовых» экземплярах ЗиС отечественный силовой агрегат заменили дизелем GMC-4-71, полученным еще в годы войны от союзников по лендлизу.

автобусы москвы

Автобус из алюминия

Так как ЗиС ранее никогда не выпускал машины с цельнометаллическими несущими кузовами, было решено привлечь к конструированию автобуса специалистов Тушинского авиазавода. В результате совместной работы двух КБ был создан несущий кузов, конструкция которого представляла собой набор из нескольких аналогичных друг другу секций, состоящих из шпангоутов, отлитых из стали и алюминиевых профилей. Также конструкцию кузова ЗиС-154 решили унифицировать с кузовами троллейбуса МТБ-82Б и трамвая МТВ-82. Отличие заключалось только в том, что для этих видов транспорта он изготавливался не несущим.

автобус зис 154

Трансмиссия автобуса

Силовой агрегат располагался поперечно в заднем свесе автобуса, под пятиместным диваном. Дизель ЯАЗ-204 Д соединялся с силовым генератором, подающим постоянный ток на электродвигатель, который через кардан передавал вращение на задний ведущий мост. Изменение направления движения (вперед-назад) осуществлялось при помощи переключателя, находящегося возле кресла водителя. Переключение разрешено было выполнять только после полной остановки автобуса.

Величина необходимого тягового усилия регулировалась автоматически, что было несомненным плюсом электротрансмиссии. В связи с этим работа водителя существенно облегчилась. Отпала необходимость в переключении передач, соответственно, и выжимании педали сцепления, что в городских условиях было немаловажным. Однако такое удобство требовало аккуратного и, главное, квалифицированного обслуживания агрегата, что, естественно, на тот период времени было большой проблемой ввиду новизны системы и отсутствия специалистов, способных произвести ремонт.

Кроме того, энергия, передаваемая от ДВС, пока доходила до колес, проходила двойное преобразование с существенными потерями КПД. А это приводило к большому расходу топлива (65 л на 100 км). Тем не менее новый ЗиС пошел в серию. К началу июля автобусы Москвы приняли в свои ряды первые 7 машин, выпущенные заводом. А 7 сентября автопарк пополнился еще на 25 единиц.

конструкция автобуса

На радость пассажирам

Конструкция автобуса в плане удобства пассажиров получилась довольно удачной. Салон был рассчитан на 60 мест, в их числе — 34 сидячих. Сиденья обтягивались дермантином или плюшем. Для зимнего периода ЗиС-154 был оборудован хорошей системой отопления, а для лета — вентиляцией. Комфорт добавляла и мягкая подвеска. Автобус плавно разгонялся, равномерно двигался, что в сравнении с предыдущими моделями было просто автомобильным чудом. Тем не менее в ходе эксплуатации вскрылся существенный недостаток, который в конечном итоге привел к снятию машины с производства.

зис 154

Большая проблема нового автобуса

Вся проблема ЗиС-154 заключалась в двигателе. Помимо большого расхода топлива, ЯАЗ-204Д оказался очень шумным. При этом он еще нещадно чадил черным выхлопом. Но даже не это было самым страшным. Периодически дизель автобуса, что называется, «шел в разнос», то есть самостоятельно и бесконтрольно увеличивал обороты. Чтобы его остановить, водителю нужно было перекрыть топливную магистраль. А если вспомнить то, что двигатель находился в задней части машины, то это действительно было серьезной проблемой.

«Разнос» стал настоящим бичом ЗиС-154. Даже в инструкции по безопасной эксплуатации автобуса водителю предписывалось остановить автобус ручным и ножным тормозом. Затем ему нужно было попросить кондуктора или кого-то из пассажиров продолжить торможение, а самому немедленно направиться к моторному отсеку и отвернуть топливопровод, тем самым прервать подачу горючего к форсункам двигателя. Устранить эту неисправность на заводе не могли, так как точно не знали основную причину явления.

Поэтому уже 1950 году, то есть спустя три года после начала выпуска, серийное производство ЗиС-154 было полностью прекращено. Тем не менее за это время завод успел выпустить 1165 «чудо-автобусов», от которых автобусные парки старались избавиться всеми правдами и неправдами. Конечно, автобус хоть и был инновацией для своего времени, но очень неудачной, а потому и не получившей дальнейшего развития.

fb.ru

ЗИС-154 Википедия

Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946 — 1950 годах. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа[1]. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах. Аналогичный и унифицированный по многим позициям кузов имеют троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Кузов имеет пассажирскую дверь в переднем свесе и двигатель в задней части, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией позволял автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч (максимальная расчётная скорость, фактически же автобус мог набирать скорость не более 50 км/ч).

Первый прототип был выпущен в 1946 г. К началу июля 1947 года автобусные парки Москвы приняли первые 7 машин[2], затем производство нарастало: 80 автобусов в 1947-м, 404 в 1948-м, 472 в 1949-м и 207 в 1950-м. Всего было произведено 1165 автобусов ЗИС-154, однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённые им ЗИС-154 стали объектом серьёзных нареканий. Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, не были готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. С московских маршрутов машину убрали уже в первой половине 1950-х годов. Часть автобусов, уцелевших в автобусных парках других городов, в конце 1950-х годов получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми они доработали на маршрутах до конца 1960-х годов.

Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями — главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу (рессорное подвешивание хорошо проглатывала неровности и в автобусе не трясло даже по плохой дороге), отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время (большая площадь остекления), так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Водить такой автобус было удовольствием, кроме того, водитель меньше уставал. Автобус был очень шумным, при трогании с места ревел, в салоне на задних рядах рёв дизеля был очень навязчивым, скорость он набирал медленно, но в общем по сравнению с довоенными моделями такой автобус был несравнимо комфортней и удобней.

Заменой ЗИС-154 стал более простой в производстве, но и менее вместительный 8-метровый ЗИС-155, в конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150.

В ряде источников встречается упоминание о том, что ЗИС-154 производился по лицензии General Motors, якобы являясь вариантом автобуса TDH-3610 с доработками и адаптацией под советское производство. В действительности, никаких документальных подтверждений этому нет[источник не указан 593 дня]. Дизайн американского автобуса и особенности его конструкции могли быть полностью или частично воспроизведены без покупки лицензии. Известно, что для создания подобного по оформлению троллейбуса МТБ-82 на Тушинский машиностроительный завод привозили американский автобус Yellow Coach[3].

В игровой и сувенирной индустрии

В декабре 2011 года модельной фирмой «ClassicBus» представлена масштабная модель 1/43 ЗИС-154 в распространённой окраске — бежевый с красным.

Сохранившиеся экземпляры

По состоянию на январь 2015 г. имеется единственный рабочий восстановленный ЗиС-154 в музейной коллекции ГУП «Мосгортранс», изображённый на фото выше. Он был найден в 1992 году в подмосковных Мытищах на участке Я. В. Сладкевича. За четыре года отреставрирован и в 1996 году поставлен на ход.[4]

С 2012 г. по 2014 г. было найдено три кузова на дачных участках в разных районах Ленинградской области. Первые два были вывезены частными лицами, и их нынешняя судьба неизвестна. Последний найденный кузов, сохранившийся в значительно большей степени, был вывезен в Петербургский Музей Горэлектротранспорта, где в январе был отмыт и покрашен для презентации[5].

В октябре 2015 года в Московской области был найден ещё один кузов ЗиС-154, который был отправлен в Московский музей индустриальной культуры[6].

ЗИС-154 в киноискусстве

В конце фильма «Подарок на Рождество» (1996, США) герой Турбомэн спасает своего сына, желтый автобус ЗиС-154 стоит на парковке.

Примечания

wikiredia.ru