Тягачи военные россии – 52 объявления — Продажа военных грузовиков из России и бывшего СССР, купить отечественный военный грузовик

Содержание

УРАЛ 4320, КамАЗ 43101, КЗКТ 7428, история ГАЗ 66

Армейская автомобильная техника всегда являлась основой обеспечения боеспособности войск на передовых позициях фронтов. Как и любое другое мобильное оснащение, грузовики постоянно модифицируются и проходят испытания в полевых условиях. Результаты использования служат данными, которые корректируют в усовершенствованных моделях.

Производство первых грузовиков в СССР

Первые грузовые автомобили для нужд армии были созданы на основе уже существующих зарубежных образцов концернов Dodge и Ford. Эти машины были существенно доработаны Горьковским автозаводом уже в первые годы существования советской автомобильной индустрии для использования в сложных условиях.

Грузовики прошлых лет, уже ставшие легендой АМО-Ф-15, ЯГ 10, демонстрировали явное деление на тыловые (близкие по свойствам к гражданским машинам) и тактические (с более высокой проходимостью).

Традиционные Урал 375, УАЗ 469, ГАЗ 66, ЗИЛ 131 – и модификации базовых моделей долгое время с успехом использовались как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных силах. История страны середины – конца 20 века связана именно с этими грузовиками. Усовершенствованные формы их до сих пор не исключены из применения в промышленности и армии.

Современные тенденции

Сегодня, наряду с конкретными техническими характеристиками важнейшим фактором при использовании грузового автомобиля является многофункциональность, возможность использования отдельных механизмов для различных целей.

Требования, выдвигаемые к армейскому тяжеловозу, отличны от потребностей прошлых лет:

  • универсальность применения конструкции;
  • возможность перевозки как воинского контингента, так и грузов любого класса;
  • использование с прицепами и без;
  • приспособляемость к установке боевых орудий;
  • применение в боевых условиях и в мирное время.

Для удовлетворения потребностей Российской армии автопарк Вооруженных сил обеспечен следующими грузовыми единицами:

  • многофункциональные автомобили;
  • колесные тягачи;
  • специализированные и универсальные колесные шасси;
  • прицепы и полуприцепы;
  • многоцелевые кузова-прицепы различной конфигурации;
  • бронекапсулы-контейнеры для установки внутрь крытых кузовов;
  • гусеничные машины.

Предлагаем к прочтению статью как сделать вездеход своими руками.

Армейские грузовики сегодня

Производством грузовиков для российской армии занимаются несколько автомобильных заводов: Уральский («Урал»), Камский («КамАЗ»), Курганский («Русич»), Брестский («Вощина»), Кременчугский («КРАЗ»), Московский («ЗИЛ»). Неизменным поставщиком двигателей для большинства моделей любого из этих производителей является Ярославский моторный завод.

Лучшие современные машины

Стандартизированные схемы грузового автопрома служат основой для разработки новых моделей военного транспорта.

На автомобилях реализован высокий уровень защиты при помощи:

  • бронирования кабины;
  • заднего фальшборта для защиты колес;
  • навеса решетки перед радиатором;
  • установка бронированных элементов оперения и капота для защиты крыши, днища и двигателя;
  • применения бронированного стекла;
  • установки взрывостойких топливных баков;
  • использования устойчивых к механическим повреждениям шин.

Аналогичные усиления применяются на автомобилях марок «Урал 4320», «ЗИЛ 4320», «КамАЗ 43101» и других.

Наиболее используемые в современной российской армии – грузовики Урал 4320 и его модификации, а также КамАЗы.

Основные характеристики используемых в армейских условиях грузовиков приведены в таблице.

Урал 4320КамАЗ 43101КЗКТ 8014
заводУральскийКамскийКурганский
колесная формула6 х 66 х 610 х 8
грузоподъемность5000 кг6000 кг40 000 кг
масса снаряженная8620 кг8745 кг26 000 кг
полная масса13845 кг14745 кг
Нагрузка/ось макс4615 кгс5413 кг
масса прицепа7000 кг7000 кг
мощность двигателя210 лс220 лс475 лс
скорость макс85 км/ч85 км/ч60 км/ч
габаритные размеры дшв, мм7366 х 2500 х 29807895 х 2500 х 3200
высота бортовой платформы1420 мм1535 мм
площадь бортовой платформы9,24 м²11,1 м²
объем бортовой платформы8,2 м³5,6 м³
глубина преодолеваемых водных преград1,5 м1,5 м
аккумуляторная батарея6СТ-198ТРМ6СТ-190ТР
объем охлаждающей жидкости31 л29,5 л
горючееДЛ, ДЗ, ДАДЛ, ДЗ, ДАД
расход топлива на 100 км45 л49
емкость топливного бака270 л2 х 125900 л
запас горючего600 км510 км
авиаперевозкаАН-22, ИЛ-76АН-22, ИЛ-76
модификации— 4320-19: удлиненное шасси, грузоподъемность 12 т; — 43203 – усиленная передняя подвеска; — 43204 – трубовозный тягач с повышенной грузоподъемностью;- 44202 – седельный тягач для всех видов дорог;

— бронированные.

— 43114 – 6х6; — 43115 – 6х6; — 4350 – 4х4 ;- 5350 – 6х6;

— 6350 – 8х8:

сниженный расход топлива, повышенная грузоподъемность и скорость;

— «Булат» – броневик.

— 8003 – 6х6;

— 8005 – 8х8.

Перспективные модели

Кроме модификаций традиционно и давно используемых машин в России создаются и новые уникальные транспортные средства для нужд оборонного комплекса. Некоторые из них уже представлены общественности, информация о других же не обнародуется.

Среди новинок известны «Тайфун» и «Федерал».

Тайфун

Семейство представляет собой новую разработку, а не модификацию. Модели разрабатываются Уральским и Камским заводами. Это бронированные автомобили нескольких разновидностей со следующими характеристиками:

  • колесные формулы 4х2, 4х4, 6х6;
  • модификации кузовов – капотные, бескапотные рамные, бескапотные корпусные;
  • пневмоподвеска;
  • масса в снаряжении – 9 500 кг;
  • полная масса – 17 000 кг;
  • расход топлива – 35 л/100 км;
  • запас топлива – на 630 км;
  • максимальная скорость – 80 км/ч;
  • препятствия – склоны до 23° и броды до 1,75 м глубиной;
  • назначение – доставка контингента к месту боевых действий и участие в них.
Федерал

Бронеавтомобили, собираемые в московском экспериментальном институте на базе шасси Уральского завода и с двигателем Ярославского. Конструкция проще, чем у «Тайфунов», предназначены для внутренних войск. Кабина объединена с кузовом в бронекапсулу.

Грузовой парк Вооруженных сил России – это разноплановые автомобили на все случаи использования. Созданные для нужд армии, они с успехом применяются и в гражданском строительстве, обеспечивают деятельность служб спасения. Доставку гуманитарной помощи, эвакуацию населения из мест стихийных и техногенных бедствий.

Оснащение и пополнение гаража военных тяжеловозов находится на постоянном контроле Министерства обороны России.

Видео: российские военные машины

в России разработаны тягачи для перевозки «Арматы» и тяжелых стратегических ракет «Сармат»

Десятилетиями основными производителями многоосных специализированных шасси для вооруженных сил Советского Союза, а затем и России были Курганский и Минский заводы колесных тягачей. Машины этих предприятий в настоящее время используются во всех родах и видах вооруженных сил Российской Федерации, они эксплуатируются в ракетных войсках стратегического назначения, ПВО и военно-морском флоте."Платформа О": в России разработаны тягачи для перевозки "Арматы" и тяжелых стратегических ракет "Сармат"

Например, тягачи МАЗ-537 прекрасно проявили себя на многочисленных широкомасштабных маневрах. Сведенные в специальные трейлерные бригады они обеспечивали невиданную по тем временам мобильность танковых частей Советской армии. То, что отрабатывалось на учениях, пригодилось во время ввода войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Тогда Т-54, Т-55, Т-62 передвигались в указанные районы не только своим ходом, но и на специальных большегрузных трейлерах. Активно использовались МАЗы, во время боевых действий в Афганистане и событий на Северном Кавказе.

Автору этих строк воочию довелось увидеть работу МАЗов в Чечне. Во время первой войны один раз даже пришлось добираться из Грозного в Червленную в кабине такого вот танковоза. На трейлере стоял закопченный подбитый Т-72А, у которого заклинило башню – пушка была повернута влево. И, чтобы этот танк было можно транспортировать, бойцам пришлось резать ствол под самую маску.

К сожалению, экономические неурядицы привели к тому, что завод в Кургане, с начала 60-х выпускавший хорошо зарекомендовавшие себя в армии тягачи, фактически утратил возможность выпуска техники.

Предприятие в Минске, которое до сих пор основную часть своей продукции поставляет в Россию, несмотря на хорошую репутацию, имеет один, но существенный «недостаток» –находится в другом государстве. Поэтому не удивительно, что на рубеже текущего десятилетия было принято решение о разработке в России аналогов белорусских машин.

Первая открытая информация о них была обнародована 4 года назад, во время показа армейской автомобильной техники в подмосковных Бронницах.

На специальном планшете с информацией о перспективной технике, сообщалось, что высокомобильная платформа будет выполнена по модульному принципу. Для нее разрабатывается кабина, модуль силовой установки, единая гидравлическая система всеколесного рулевого управления, системы подресоривания и торможения. А также — всеколесное рулевое управление, опорно-ходовой модуль и электромотор-колесо.

О последнем модуле стоит упомянуть особо — речь идет о специальном дизель-электрическом приводе с электромоторами, которые встроены в колеса транспортных средств. По мнению экспертов, именно создание этого узла стало самым сложным в этом проекте. И, если у МЗКТ есть наработанный десятилетиями опыт, то в России многое пришлось делать, что называется, с чистого листа.

"Платформа О": в России разработаны тягачи для перевозки "Арматы" и тяжелых стратегических ракет "Сармат"

Из разработанных модулей, словно из кубиков должны собираться перспективные «многоножки». В Бронницах рассказывалось о трех машинах. Это, прежде всего, тягач с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью более 85 т, который становился своеобразной основой для всего семейства. Судя по представленному изображению, данная машина должна была стать базой под пусковые установки ракетных войск стратегического назначения. Сейчас в этом качестве применяется минское специальное колесное шасси МЗКТ-79221, на котором монтируются «Тополь М» и новейший «Ярс».

Вторая машина семейства — шестиосное полноприводное шасси с грузоподъемностью в полсотни тонн. Оно также может использоваться как база под перспективные стратегические ракетные системы. Отметим, что белорусы уже создали и открыто продемонстрировали аналогичное шасси, получившее обозначение МЗКТ-79291.

Седельный тягач, способный транспортировать груз массой от 90 до 165 т считается третьим автомобилем данного семейства. Долгое время в качестве тягачей в составе тяжелых автопоездов применялись четырехосные МАЗ-537. В настоящее время данные машины считаются по ряду характеристик устаревшими и заменяются транспортерами с полноприводными тягачами КАМАЗ-65225, которые можно было увидеть во время подготовки к проведению юбилейного Парада на Красной площади. По мнению экспертов, эти тягачи обладают достаточно высокими характеристиками, но рассматривать их как полноценную замену «пятьсоттридцатьседьмых» не стоит.

Необходимость принятия на вооружение нового мощного седельного тягача высокой проходимости обострится с появлением в РВСН тяжелого жидкотопливного ракетного комплекса, создаваемого в настоящее время в рамках ОКР «Сармат». Именно для транспортировки самой ракеты и других систем комплекса и пригодится создаваемый перспективный тягач.

Головным исполнителем опытно-конструкторской работ по теме «Платформа О» стало ОАО «КАМАЗ».

Стоит отметить, что с момента появления первой информации о разработке перспективных «высокомобильных платформ » с завидно регулярностью они подвергались различной критике. Высказывалось мнение, что при наличии уже существующих белорусских машин разработка аналогов в России — пустая трата денег. Появлялись также материалы о возможных технических проблемах, которые испытывали конструкторы во время создания машин. В этом, кстати, нет ничего удивительного, такое случается сплошь и рядом при разработках новой техники.

Тем более, по мнению военных экспертов, по ряду важных характеристик: максимальной скорости движения по шоссе и по пересеченной местности, глубине преодолеваемого брода, грузоподъемности — разработанные КАМАЗом машины должны были превосходить выпускаемые МЗКТ. Например, если грузоподъемность МЗКТ-79221 составляет 80 т, то у машины из Набережных Челнов она на 5 т больше.

То, что «Платформа О» — реальная машина, стало окончательно понятно после появления в сети фотографии опытного образца седельного тягача с колесной формулой 8х8. На фото достаточно хорошо видна машина с кабиной повышенной вместимости и модульным бронированием.

Позже, во время проведения первого Международного военно-технического форума «Армия-2015», стало известно, что в рамках выставки состоялась закрытая презентация опытных образцов машин по ОКР «Платформа-О». При этом достоянием общественности стали плакаты с изображением трех машин данного семейства.

Можно сказать, что благодаря форуму «Армия-2015» стало официально известно, что платформа с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 т – это КАМАЗ-7850, машина с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 т — КАМАЗ-78509, а седельный тягач имеет обозначение КАМАЗ-78504.

"Платформа О": в России разработаны тягачи для перевозки "Арматы" и тяжелых стратегических ракет "Сармат"

По мнению военных экспертов, после проведения успешных испытаний и принятия на вооружение автомобилям семейства «Платформа О» уготована долгая жизнь в частях и соединениях Российской армии.

Военно-грузовое такcи

Столетие назад многим военным экспертам казалось, что во время войны достаточно реквизировать для военных нужд гражданский транспорт. Однако со временем стало очевидно, что танк на «штатcкий» грузовик не поставишь. Кроме того, гражданские машины оказались чересчур разномастными и поэтому недостаточно надежными для военных: пришлось создавать десятки и сотни модификаций армейских грузовиков, но — собранных не более чем на полудюжине шасси.

Значение автомобилей для снабжения и перевозки войск показал опыт Первой мировой войны. Вот пример, вошедший в хрестоматии: уже в начале сентября 1914 года германские войска подошли к Парижу; бои шли на Марне в 50 километрах от него. В Париже была расквартирована 7-я пехотная дивизия, но не хватало средств для ее быстрой переброски к фронту в полном составе. Командующий Парижским укрепрайоном решил использовать городское такси. В ночь на 8 сентября 1 100 «мобилизованных» «Рено» доставили к фронту пять батальонов одной пехотной бригады (другая бригада со всей артиллерией прибыла по железной дороге), и с утра дивизия вступила в бой, атакуя фланг ударной германской группировки. Локальный эпизод Марнского сражения стал легендой, а «марнское такси» положило начало массовым автомобильным перевозкам войск. Количество автомобилей в войсках стремительно росло. В 1918 году во французской армии было около 95 000 автомобилей, в британской — 80 000, в германской — 60 000. Русская армия за счет закупок за границей к октябрю 1917 года получила чуть более 21 000 автомобилей.

Военно-грузовое такcиАртиллерийский тягач на шасси КамАЗ-63501 «Мустанг» (8×8), Россия. Кабина экипажа и расчета — с бронированием, имеется кран для погрузки боеприпасов. Масса буксируемой системы — до 15 т, двигатель — дизельный, 360 л. с., скорость — до 95 км/ч

После Первой мировой войны многим энтузиастам казалось, что государству достаточно стимулировать развитие гражданского транспорта, чтобы в случае войны обеспечить им армию путем «автомобильной повинности». Более трезвые головы требовали разработки автомобилей специально для армии (учитывая особенности в конструкции гражданских моделей), обязательной военной подготовки гражданских водителей, расширения автомобильных частей в армии и введения автомобилей в штат боевых частей. Забавный, но показательный факт: в случае с тем же «марнским такси» водители, перевозя войска, по привычке обгоняли друг друга, так что по прибытии на место пришлось еще потратить время на приведение в порядок перемешавшихся подразделений. И все же военные автомобилисты и собственный армейский автотранспорт были предпочтительнее. Так что с таким комфортом, как в гражданском такси, солдаты впредь уже не ездили.

Военно-грузовое такcи

Мобилизацию гражданского транспорта на случай войны никто, конечно, не отменял. Но Вторая мировая война ясно показала, что совместно с гражданской техникой автопарк получается слишком разномастным и плохо приспособленным к армейской службе. Между тем потребность в подвозе и снабжении оказалась слишком большой. Красная Армия за годы войны получила около 205 000 автомобилей от отечественной промышленности и 477 785 — из-за рубежа. В СССР в начале 1950-х годов армия наконец была полностью моторизована, развернулись работы над автомобилями различного назначения и грузоподъемности. Большинство машин, поставлявшихся потом в народное хозяйство, имело армейских «близнецов» или прототипы. Многие, скажем, помнят машины «скорой помощи», маршрутки, хлебные фургончики на шасси УАЗ-452. Реже вспоминают, что эта полноприводная машина, прозванная «Буханкой», изначально создавалась для армейских нужд.

Военно-грузовое такcи«Урал-4230-01» (6×6) с локальным бронированием и замаскированным бронемодулем для личного состава. Масса — 9,62 т, грузоподъемность — 5 т, двигатель — дизельный, 240 л. с., скорость — до 80 км/ч

О непрерывном росте потребности в средствах подвоза можно судить по таким цифрам. В годы Первой мировой войны суточный расход всех видов материальных средств на одного солдата составлял 6 килограммов, во Второй мировой — 20, в локальных войнах 1970—1980-х годов — 90, в войне в Персидском заливе в 1991 году — 110 килограммов (не считая доставки воды). «Замена человека техникой» и некоторое уменьшение живой силы в контингентах войск отнюдь не сокращает объемов снабжения, меняется лишь номенклатура грузов. В 1999 году вес боекомплекта, необходимого группировке войск в Дагестане (весьма, кстати, ограниченной), составлял 1 300 тонн. Только в ходе второй чеченской кампании, с 1999 по 2002 год, военные автомобилисты перевезли 457 775 тонн различных грузов.

Никакое развитие других видов транспорта не отменяет громадной роли ВАТ в перевозках и снабжении войск. Теперь для этого используются многоцелевые или специализированные колесные грузовые машины нормальной, повышенной и высокой проходимости, гусеничные транспортеры и транспортеры-тягачи, большегрузные автопоезда. Назовем хотя бы неполноприводные автомобили КамАЗ-5320, МАЗ-500А, седельные автопоезда с тягачами КамАЗ-5410, широко эксплуатировавшиеся советскими войсками в Афганистане (и российскими в Чечне) на дорогах с твердым покрытием. На грунтовых дорогах те же задачи решали полноприводные КамАЗ-43105 и «Урал-4320», тягачи ТК-6 на шасси «Урала-4320».

Мы умеем все

Главную роль в системе ВАТ всех армий играют многоцелевые колесные машины. Кроме перевозки личного состава и разнообразных грузов — от боеприпасов до продовольствия и аккумуляторных батарей — и буксировки грузовых прицепов они служат базой для артиллерийских тягачей, топливозаправщиков, радиолокационных станций, пунктов управления. На шасси многоцелевых автомобилей, прицепах и полуприцепах монтируют различное вооружение, аппаратуру и специальное оборудование разных родов войск. Одни только подвижные средства ремонта на автомобильных шасси включают машины технической помощи, мастерские технического обслуживания, специализированные по типам и маркам обслуживаемой техники, электрозарядные станции, контрольно-проверочные машины для комплексов управляемого вооружения — перечислять можно и дальше. Уже в 1980-е годы количество вариантов использования шасси многоцелевых автомобилей достигало нескольких сотен — среди них бесчисленные модификации трехосного 3,5-тонного ЗИЛ-131.

Военно-грузовое такcиКамАЗ-43501 «Мустанг» (4×4) на десантной парашютной платформе П-7Н, Россия. Масса автомобиля — 7,7 т, грузоподъемность — 3 т, масса буксируемого прицепа — 7 т, двигатель — дизельный, 240 л. с., скорость — 90 км/ч

Многоцелевые автомобили в составе ВАТ представлены в основном двух-, трех- и четырехосными машинами грузоподъемностью от 0,6 до 20 тонн. Это, как правило, машины повышенной проходимости — полноприводные, с широкопрофильными односкатными шинами и централизованной системой регулирования давления в них, большим дорожным просветом.

В последние два десятилетия XX века начались работы над новым поколением ВАТ. К машинам многоцелевого назначения предъявлялись, в частности, требования большей удельной грузоподъемности, большей максимальной и средней скоростей движения, лучшей проходимости, увеличенного запаса хода. И при этом, что важно, — большей унификации базовых шасси. При всей разнице подходов и принятых программ можно выделить общие тенденции в развитии ВАТ. Одна из них — переход на дизельные двигатели, связанный с их высокой экономичностью и возможностью сократить номенклатуру топлив, используемых в войсках. Использование газообразных топлив, адиабатных, турбокомпаундных двигателей или, скажем, электротрансмиссии с повестки дня не снято, но от этих направлений не ждут скорой отдачи. Экономичности хода, а также удобству и простоте управления, способствуют и автоматические трансмиссии с электронными программируемыми устройствами управления сцеплением и коробкой передач. Немаловажны и усилители рулевого управления — ведь ВАТ водят в основном люди средней квалификации и физической подготовки. Это в целом совпадает с направлениями гражданского автомобилестроения — военные и гражданские потребности автотранспорта по-прежнему тесно связаны. Правда, есть между ними и определенная «обратная зависимость» — удельная мощность у военных моделей, как правило, больше, чем у гражданских аналогов, а вот штатная грузоподъемность несколько меньше. Военному автомобилю нужен запас мощности для движения по труднопроходимой местности. Армейский грузовик лишен дизайнерских изысков коммерческих машин, зато к нему предъявляются более жесткие требования по прочности, надежности, многотопливности, способности выдерживать перегрузки и преодолевать броды, коррозионной стойкости узлов и деталей, ограничению количества сортов смазки. От него требуют также по возможности редкого и простого технического обслуживания, приспособленности к железнодорожным и воздушным перевозкам.

В СССР, а потом и в России в конце 1980-х — начале 1990-х годов провели работы по созданию унифицированных автомобилей с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8 и грузоподъемностью от 4 до 15 тонн. Такие работы при участии 21-го НИИИ Министерства обороны прошли, например, на Камском автомобильном заводе по теме «Мустанг», на Уральском автомобильном заводе — «Мотовоз». Основу семейства «Мустангов» составили машины марок КамАЗ-4350 (4×4), -5350 (6×6) и -6350 (8×8), а «Мотовозов» — машины «Урал»-43206 (4×4), -4320 (6×6) и -5323 (8×8). Параллельно шли работы над новыми прицепами и полуприцепами — тем более что часть их производителей осталась в образовавшихся после развала СССР суверенных государствах. Катастрофическое состояние отечественной экономики сильно задержало появление нового поколения ВАТ в армии. Тем временем эксплуатируемая техника старела и ремонтировать ее становилось все труднее. Только в 2005 году было решено принять новые семейства на вооружение. В результате в армию должно поступить как минимум 6 базовых моделей многоцелевых машин. Правда, сами базовые шасси теперь более унифицированы — внутренняя унификация семейств «Урал» и КамАЗ по узлам и агрегатам достигает 80—85%, и для всех шасси выбрали КамАЗовские дизели. Провели унификацию и «по организационной линии», разделив между семействами «зоны ответственности». То есть «Мотовозы» Уральского автозавода должны обеспечить все перевозки в войсковом звене, а также потребности частей обеспечения ВМФ и зенитных ракетных войск ПВО, а КамАЗовским «Мустангам» оставили оперативное звено, ВВС и ПВО, соединения и части тыла, а также воздушно-десантные войска. Для последних на базе четырехтонного КамАЗ-4350 создали трехтонный КаМАЗ-43501, иногда называемый «Мустангенком». Надо сказать, предложения оставить унифицированное базовое шасси в пределах батальона или полка высказывались уже давно — в автопарках иных полков вместе служили «Уралы», КАМазы, КрАзы, ЗиЛы, УАЗы. Новая система позволяет сократить количество марок машин, выполняющих грузоперевозки в рамках войсковой части, с 8 до 3, а за счет повышения грузоподъемности уменьшить количество автомобилей. Унификация шасси позволяет уменьшить также количество и состав необходимого войскам автоимущества, унифицировать средства технического обслуживания и ремонта и — что немаловажно — упростить подготовку водителей. Впрочем, и прежним моделям, видимо, придется служить еще не один год.

Военно-грузовое такcи
ГАЗ-3937 (4х4), Россия. Масса — 6,6 т, грузоподъемность — 2,1 т, или 10 человек с вооружением, масса буксируемого прицепа — 2,5 т, двигатель — дизельный, 175 л. с., скорость хода — до 112 км/ч, запас хода — 1000 км

«Шишига» с «Унимогом»

Легким полноприводным двухосным грузовикам с колесной формулой 4х4 в армии находится немало работы. Выбор многоцелевой военной машины — это всегда компромисс между грузоподъемностью, скоростью хода, надежностью, стоимостью и экономичностью. Примером удачного для своего времени компромисса можно считать «Шишигу», как прозвали советский грузовик ГАЗ-66 грузоподъемностью до 2 тонн, продержавшийся в производстве 35 лет (выпускался до 1999 года). Он имел высокую удельную мощность — около 30 л. с. на тонну, широкий диапазон тяговых усилий и проявил замечательные проходимость и эксплуатационные качества не только в войсках, но и на сельхозработах. Ему на смену создали ГАЗ-33081, но военные, как мы видели, предпочли более грузоподъемный КамАЗ-4350.

Можно упомянуть и германские «Унимог», много лет работающие в разных странах мира. Характерна расшифровка «Унимог» — Universalmotorgera ..te, или «универсальное транспортное средство». Новое поколение «Унимог» 4×4, созданное «Мерседес-Бенц», включает автомобили трех уровней грузоподъемности (U3000 — 2 тонны, U4000 — 3, U5000 — 5) с дизельными двигателями в 150—218 л. с., и в каждом имеются варианты с укороченной и удлиненной базой. Интересны и такие особенности, как «скручивающаяся» рама, коробка передач с электропневмоуправлением, пневматическое управление раздаточной коробкой и дифференциалами, дорожный просвет в 440— 480 миллиметров, большие колеса с шинами низкого давления, небольшие свесы корпуса спереди и сзади. Все это обеспечивает весьма неплохую проходимость и управляемость.

Оригинально выполнено шасси 4×4 семейства автомобилей DURO швейцарской фирмы «Бухер-Гуер». Колеса каждой пары крепятся к трубчатому подрамнику, шарнирно соединенному с рамой автомобиля и связанному через балансир с другим подрамником. В результате перемещение или наклон одного колеса вызывает перемещение других таким образом, что автомобиль на склонах и неровностях сохраняет контакт колес с грунтом, но не испытывает значительного крена. А дорожный просвет без выступающих картеров способствует проходимости. Такую подвеску применили и для модели 6×6. Можно увидеть тут развитие идеи «переломной» в продольной плоскости рамы, воплощенной фирмой «Берлие» еще в 1920-е годы.

Военно-грузовое такcиКамАЗ-5350 «Мустанг» (6×6). Масса — 8,54 т, грузоподъемность — 6 т, масса буксируемого прицепа — 12 т, двигатель — дизельный, 260 л. с., скорость — 100 км/ч, запас хода по топливу — 1090 км

То в форме, то в штатском

Использование ВАТ непосредственно в войсковых частях в боевых условиях, казалось бы, требует строить его на основе тех же узлов и агрегатов, что и армейские бронемашины. Такой опыт имеется — автомобили ГАЗ-3937 (с кабиной тандемного типа, небронированный) и ГАЗ-39371 (с обычной компоновкой кабины, бронированный) серии «Водник», разработанные в Нижнем Новгороде и выпускаемые Арзамасским машиностроительным заводом, созданы на основе агрегатов БТР-80. А 26 сменных модулей (транспортные, грузовые, боевые) позволяют выполнять на этом шасси с механической трансмиссией и независимой торсионной подвеской колес машины различного назначения.

Тесная связь транспортных и транспортнобоевых машин проявляется и в семействе «Динго-2», разработанном германской фирмой «Краусс-Маффей-Вегман» на основе того же «Унимог», хотя здесь в большей степени использованы агрегаты коммерческих моделей. К характерным чертам автомобиля относятся независимая подвеска колес и большой капот — как-никак пришлось размещать двигатель в 230 л. с., — а также высокая кабина, обеспечивающая водителю хороший обзор. Для того же служит видеосистема заднего обзора.

С другой стороны, неожиданный пример использования самого «мирного» шасси явила транспортная бронемашина «Мунго», выполненная на базе… грузовичка «Мультикар» для городских коммунальных служб. Дело в том, что бундесверовским десантникам, участвующим в миротворческих и контртеррористических операциях за рубежом, потребовалась машина, которая могла бы перевозить отделение из десяти человек, нести противопульное бронирование и при этом вмещаться в военнотранспортные самолеты и вертолет СН-53. Вот и выбрали шасси покомпактнее.

Военно-грузовое такcи«Урал-6320» 6×6 (Россия) с кабиной каркасно-панельного типа, локальным бронированием, дизельным двигателем в 400 л. с. и полной массой до 33,5 т

«Один-два»

Наиболее распространены в армиях многоцелевые автомобили грузоподъемностью от 5 до 10 тонн. В основном это — трехосные полноприводные машины с распределением осей по схеме «1—2», то есть со сближенными задними осями. Схема «1—2» хорошо подходит для автомобильных дорог, дает благоприятное распределение нагрузок по осям, хотя в преодолении горизонтальных препятствий уступает схеме «1—1—1» — равномерному распределению осей по длине машины. Последнюю, что интересно, можно встретить на ряде плавающих грузовых машин вроде британской «Столвэт» или советского плавающего шасси БАЗ-5937, а сближенные передние оси («2—1») — у тягачей с двумя управляемыми осями вроде чешской «Татры-813». Многоосники могут различаться также по расположению двигателя и кабины, схеме и типу трансмиссии, подвеске колес.

К машинам схемы «1—2» относится, например, российский «Урал-4320», хорошо проявивший себя в ходе боевых действий на Северном Кавказе. Среди его достоинств оказалась классическая компоновка с расположением двигателя впереди кабины — при наезде на мину в таких грузовиках у водителя больше шансов выжить. Любопытно, что и для американских «тактических» грузовых автомобилей 6×6 семейства «Ошкош» выбрана такая же компоновка. Причем семейство трехосных «Ошкош» включило сразу четыре основные модификации, различающиеся длиной колесной базы и грузовой платформы, грузоподъемностью, наличием или отсутствием лебедки — стремление «закрыть» широкий диапазон возможных требований заказчика на базе, по сути, одной машины. «Урал4320», кстати, тоже имеет модификации с удлиненной базой.

Военно-грузовое такcи«Татра» Т816 (8×8) серии «Форс», Чехия. Дизельный двигатель может иметь мощность 544 или 830 л. с.

«Осьминожки»

Для увеличения грузоподъемности (и сохранения при этом проходимости) требуется увеличение числа осей. Поэтому неизбежно было появление кроме трехосных — и четырехосных шасси с колесной формулой 8×8. Несмотря на большую сложность, они предпочтительнее трехосок для грузоподъемности 10—15 тонн и выше. Впрочем, можно наращивать число осей и далее — в зависимости от потребности. Разработка шасси 8×8 развернулась давно — в Германии, например, их в 1927—1928 годах представили фирмы «Даймлер-Бенц» и «Магирус», в СССР в 1932 году созданы четырехосный грузовик ЯГ-12 и опытное шасси бригинженера Е.А. Чудакова. Кстати, в том же 1932-м германская «Бюссинг» представила шасси 10×10.

Из различных схем шасси 8×8 наиболее распространены «2—2» со сближенными крайними осями и «1—1—1—1» с равномерным их распределением. Управляемыми могут быть две передние оси, передняя и задняя или все одновременно. Схема «2—2» обеспечивает наибольшую устойчивость движения, сохранение контакта с грунтом при преодолении длинных неровностей, хотя по ширине преодолеваемого рва уступает «1—1—1—1» или «1—2—1».

Шасси 8×8 отлично проявляют себя и в качестве транспортеров-тягачей. Например, на шасси КамАЗ-6350 выполнен артиллерийский тягач, который помимо расчета в бронированной кабине и боекомплекта в кузове может нести на себе и аппаратуру управления огнем. Тягач БАЗ-6593 8×8 Брянского автозавода рассчитан для буксировки 152-мм артиллерийской системы 2А36 «Гиацинт-Б» или систем ПВО массой до 15 тонн. Эти машины занимают своего рода нишу между многоцелевыми грузовиками и тяжелыми тягачами.

Фургоны и контейнеры

Было бы просто, если бы все перевозки сводились к загрузке машин в одной точке отправления и разгрузке в конечном пункте. На самом деле грузы приходится несколько раз переносить, особенно при использовании войск за рубежом (к примеру, в операциях ООН), когда дальность доставки материально-технических средств возрастает многократно. Всякий, кому приходилось вручную загружать, разгружать и перегружать даже не слишком габаритные грузы, заполняющие кузов 5—6-тонного грузовика, знает, сколько времени и сил на это уходит. А если тому же личному составу нужно немедленно еще и пустить этот груз в дело? Решение проблемы в военном транспорте то же, что и в коммерческом, — использование грузовых контейнеров, соответствующих международным стандартам и приспособленных для перевозки воздушным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Этим облегчается и использование на определенных этапах доставки коммерческого транспорта и погрузочно-разгрузочных средств. Правда, требуется дооборудовать автомобильное шасси погрузочно-разгрузочными системами вроде «Мультилифт». Примеры — американская система FMTV-LHS на шасси автомобиля FMTV, французская PLM17 на шасси RM19, финская «Сису» HMLT.

Большим достижением полстолетия назад стало появление универсальных кузовов-фургонов типа КУНГ, монтируемых на различные автомобильные шасси или прицепы и предназначенных для монтажа различной аппаратуры и сравнительно комфортного размещения людей, эту аппаратуру обслуживающих. Но со временем и для этих целей оказались удобнее кузова-контейнеры, которые по необходимости можно как оставить на шасси, так и сгрузить на грунт. Работы над ними в разных странах, включая СССР, развернулись в 1980—1990-е годы. Созданы модульные контейнеры для размещения военнослужащих, оборудования пунктов управления и связи, медицинских пунктов, оружейных комнат, электроустановок, хлебопекарен и так далее. А кухни, хлебопекарни, полевые столовые и другие машины продовольственной службы играют, между прочим, далеко не последнюю роль в поддержке боеготовности войск. Все большее распространение получают кузова-контейнеры переменного объема, раскладывающиеся на месте подобно спичечному коробку.

Военно-грузовое такcи
«Пинцгауэр» (6×6), Австрия. Масса — 2,5 т, двигатель — дизельный, 136 л. с., скорость — до 112 км/ч, запас хода — 700 км. Пример легкого трехосника-внедорожника

Жизнь в тылу

В настоящее время понятие «тыловая зона» отнюдь не означает безопасность. Задачи перевозки, снабжения и технического обеспечения войск приходится выполнять при постоянной опасности обстрелов — особенно в зонах контртеррористических операций. Это требует решать проблемы повышения защищенности и живучести многоцелевых машин и их модификаций. Решение приходится искать по нескольким направлениям. Одно из них — уменьшение заметности в оптическом, инфракрасном, радиолокационном, а также сейсмо-акустическом диапазонах. Сюда относятся использование средств светомаскировки, деформирующей маскировочной окраски, термоизоляции силовой установки, экранно-эжекторных устройств для систем выпуска выхлопных газов, радиопоглощающих покрытий и съемных чехлов, прикрытие колесных ниш фальшбортами.

Следующее направление — уменьшение уязвимости от поражающих факторов различного вооружения. В нашей стране этой проблемой занимались еще с Афганской войны. «Колонна идет мимо горных вершин, лугов и полей в разноцветных заплатах и мимо скелетов сгоревших машин, что были колоннами тоже когда–то» — так поэт Михаил Калинкин описал движение транспортных колонн по горам Афганистана. Главной опасностью стали обстрелы из автоматического оружия и мины. И уже в 1982—1985 годах провели работы над навесным локальным бронированием для автомобилей «Урал» и КамАЗ. Речь идет в основном о броневой защите кабины, наиболее важных агрегатов и механизмов. Продолжить разработки потребовал опыт первой чеченской кампании. Главным средством защиты остается стальная броня. Бронелисты могут крепиться болтами непосредственно на поверхности машин или к специальному каркасу. При этом грузоподъемность машин при той же проходимости не должна уменьшаться более чем на 15%.

Страны НАТО весьма озаботились защитой транспортных машин во время агрессии против Югославии. А вооруженные силы США в Ираке уже к марту 2005 года имели 25 300 бронированных автомобилей, включая различные грузовики и джипы «Хамви».

Еще в 1990-е годы опасность доставки даже гуманитарной помощи в зонах межнациональных конфликтов породила требование ООН о бронировании используемых при этом грузовых машин. Заметим, что российские варианты локального бронирования большегрузных машин стальной броней толщиной 4—8 миллиметров многие зарубежные эксперты признали оптимальными. Правда, это не помешало, например, венграм в 1999 году задержать на границе российские гуманитарные грузы для Югославии, объявив защищенные броней гражданские грузовики «военными машинами», что, впрочем, можно объяснить просто излишним энтузиазмом нового члена НАТО.

Упомянутый уже «Урал-4320» в защищенном варианте, кроме бронирования двигателя и кабины, получил фильтровентиляционную установку, приборы радиационной и химической разведки, установку для пулемета, приборы ночного видения, позволяющие обойтись без света фар. В его кузове может монтироваться замаскированный обычным тентом бронемодуль для солдат с амбразурами для стрельбы из индивидуального оружия.

Бронируются и автомобили для подвоза войскам горючего, пример тому — британские и германские автомобили-топливозаправщики емкостью 18 и 15 тысяч литров на шасси 8×8 с противопульным и противоосколочным бронированием кабины и цистерны. Срабатывает и маскировка топливозаправщика под обычный грузовик. Скажем, топливную цистерну с насосом можно укрыть под тентом «Урала» или КамАЗа. Характерны также работы по бронированию эвакуационных машин и машин технической помощи.

В ряде программ разработки новых многоцелевых машин возможность бронирования предусматривается изначально. Все более широко применяются в них боестойкие колеса с жесткими вставками, позволяющими двигаться на пробитой и спущенной шине. Вставка германской фирмы «Герман Прокьюремент» играет и «противоминную» роль, забирая часть энергии взрыва на свое разрушение (тут уж не до движения) и направляя часть взрывных газов в сторону от машины.

Военно-грузовое такcи

Сопровождение вооруженными машинами — тоже средство повысить защищенность колонн. И тут опять находится работа многоцелевым машинам. И в Афганистане, и в Чечне использовались зенитки ЗУ-23, установленные в кузове КамАЗа или «Урала» и замаскированные до момента применения тентом.

Военно-грузовое такcи
Тягач КЗКТ-74281 «Русич» (8×8) с танком Т-90С на полуприцепе КЗКТ-9101, Россия. Масса тягача — 25 т, число мест в кабине — 6, грузоподъемность полуприцепа — 52 т, двигатель — дизельный, 650 л. с., скорость — до 70 км/ч, запас хода по топливу — 705 км

Танки на такси

Армии не только моторизовывались, но и механизировались, то есть оснащались боевыми машинами. Сейчас трудно представить себе даже локальные боевые действия без участия танков и самоходных орудий. Но тяжелые гусеничные машины, как известно, значительно уступают колесным по скорости и экономичности движения по дорогам и по ресурсу ходовой части; к тому же они повреждают твердое покрытие дорог. Поэтому их переброску на большие расстояния стараются производить не своим ходом, а на специальных транспортерах. Колесные транспортеры танков существуют почти столько же, сколько сами танки: французы, например, уже в 1918 году использовали для переброски своих танков двухосные автомобильные прицепы.

Современные бронемашины легкого класса можно перебрасывать на грузовой платформе транспортеров вроде четырехосного КамАЗа6350 (8×8) с погрузочно-разгрузочной системой типа «Мультилифт» или пятиосного «Урала-6923» (10×8 или 10×10). Транспортер «Урал-632361» 10×10 может перевозить грузы до 24 тонн — столько весит, например, БМП-3.

Транспортер основных боевых танков — это автопоезд в составе седельного многоосного тягача и большегрузного прицепа-платформы. Откидные въездные трапы и лебедка с полиспастом позволяют грузить машины на прицеп, в кабине тягача может разместиться экипаж транспортируемой машины. Транспортеры танков служат и для эвакуации поврежденной тяжелой техники на ремонтные базы, и сами становятся базой для специальных машин.

Хорошо известен советский тягач МАЗ-537 (8×8), послуживший и танковым транспортером, и буксировщиком прицепов с баллистическими ракетами. Для его замены разработан автопоезд Курганского завода колесных тягачей в составе тягача КЗКТ-74281 (8×8) и двухосного полуприцепа КЗКТ-9101 грузоподъемностью до 53,5 тонны. На базе тягача КЗКТ-74281 выполнена машина технической помощи МТП-А4, а его модификация КЗКТ-74282 служит аэродромным тягачом для самолетов массой до 200 тонн.

Американский автопоезд для перевозки танков «Абрамс» включает тягач М1070 8×8 метров с дизельным двигателем в 500 л. с. и пятиосный полуприцеп М1000 с регулируемой погрузочной высотой платформы (за счет гидравлической системы подвески) и управляемыми с места водителя тележками полуприцепа. А пятиосный прицеп GTS1000 позволяет транспортировать танк массой до 72 тонн или две бронемашины массой по 36 тонн — необходимый отклик на растущую боевую массу бронетехники.

Где и как собирают тягачи для российских ядерных ракет? Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) — Andrey Rumyantsev

Ну, что, поехали? Сегодня у меня в блоге репортаж с Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ) – легендарного предприятия с 60-летней историей, на котором мне удалось побывать в декабре в рамках пресс-тура для представителей российских СМИ. И именно этой публикацией мне хочется завершить цикл промышленных репортажей из Республики Беларусь. Писался данный пост с большим трудом… С одной стороны, я был счастлив, что мне удалось побывать на таком знаменитом заводе, попасть на которой очень сложно и потому хотелось, чтобы репортаж получился максимально интересным и легким. А с другой стороны, неприятным грузом навалилась нашумевшая история с российским ВПК и КамАЗом в частности, от которой никуда не деться…

20181212_130558_E-M10MarkII_0950.jpg

Начну репортаж традиционно с небольшого обзора предприятия, его истории и краткого рассказа о том, чем же собственно знаменит МЗКТ. А скандальную историю с КамАЗом отложу на конец поста.

02. Пресс-конференция Генерального директора МЗКТ Летова Игоря Леонидовича с журналистами.

20181212_115958_E-M10MarkII_0849.jpg

03. Завод огромен по площади и каждый цех разделен на несколько крупных участков.

20181212_124129_E-M10MarkII_0866.jpg


Каждый раз 9 мая смотря военный парад в честь Дня Победы, я не перестаю восхищаться мощью и красотой тягачей «многоножек», везущих огромные и тяжелые пусковые установки ракет… Тут и знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300/С-400, и оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», береговые ракетные комплексы «Бал» и ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь-М»… Признаюсь, до посещения МЗКТ, я даже и подумать не мог, что эти тягачи производятся не в России, а в Республике Беларусь. Думаю, что мои читатели, далекие от тематики ВПК и тяжелой техники, тоже об этом не подозревали… Возможно кто-то даже спросит, мол, что здесь делает Беларусь, да еще и в войсках стратегического назначения? Как оказалось, ничего необычного в этом нет…

04. В начале участка расположены многочисленные станки для качественной обработк

Тяжелые новобранцы НАТО: новинки среди армейских грузовиков 2016 года

Боевой триумвират на взлете: грузовики Renault и Volvo

Самую обширную экспозицию представила хозяйка салона — французская военно-промышленная компания Renault Trucks Defense, созданная несколько лет назад под эгидой шведского концерна Volvo AB. Теперь в нее входят местные филиалы АСМАТ и Panhard, а также американская фирма Mack. На Eurosatory-2016 ее выставочная площадь была заполнена в основном колесными бронемашинами прежних выпусков, и обнаружить там образцы новой автотехники оказалось нелегко.

Главной автомобильной новинкой группы Renault стал военизированный седельный тягач К520Т (6х4) для буксировки полуприцепов с тяжелой боевой техникой, унифицированный с коммерческим семейством К для строительства. Машина, выполненная по нормам НАТО и приспособленная для переброски транспортными самолетами, оснащена 520-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач, передним толкающим брусом, системой радиосвязи, легким бронированием кабины и моторного отсека.

Седельный тягач К520Т способен работать в составе 120-тонных автопоездов

Самым крупным автомобилем в экспозиции Renault традиционно было 460-сильное шасси Kerax (8×8) с бронекабиной и защитой днища от пехотных мин, пулеметом на крыше и видеокамерами. Машина служит для доставки топливной цистерны вместимостью 15,2 тыс. л, смонтированной в контейнере со сдвижными бронированными шторками.

Грузовик Renault Kerax с контейнером для перевозки топливных цистерн

После краткого перерыва на салоне появилась шведская компания Volvo со своим новым 500-сильным автомобилем FMX (8×8) со всеми односкатными колесами. Он унифицирован с тяжелыми серийными грузовиками и также предназначен для перевозки и перегрузки армейских контейнеров и военных систем массой до 26,5 т.

Четырехосный контейнерный перегружатель на автомобиле Volvo FMX

Mercedes не всегда впереди: замедление на марше

Так уж повелось, что каждые два года самым притягательным местом Eurosatory являлась экспозиция корпорации Daimler AG, где всегда можно было познакомиться с новыми и исключительно лучшими в мире образцами военной автотехники. Но на этот раз что-то сбилось в этой традиции: новых военных грузовиков здесь практически не было. Главную визуальную нагрузку приняли на себя стоявшие рядом друг с другом несущественно модернизированные седельные тягачи, привлекавшие публику своей ярко переливавшейся на солнце серебристой окраской, за что журналисты прозвали их серебряными мальчиками.

Серебристый капотный седельный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS

Обновленный капотный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS (6х6) с 428-сильным силовым агрегатом, широкими односкатными колесами и увеличенной полной массой являлся развитием прежней модели 3343AS, дополненной новым кондиционером в удлиненной кабине и электронными системами блокировки дифференциалов и изменения давления воздуха в шинах.

Бескапотный седельный тягач Mercedes-Benz Actros-4661AS из серебряной серииОснащение машины Actros-4661AS сродни сложнейшему космическому аппарату

Очень эффектно смотрелся вседорожный тягач Actros-4661AS (88) полной массой 33,5 т с усиленной рамой, односкатными колесами и стандартной удлиненной кабиной. В его комплектацию вошли дизель V8 мощностью 612 л. с., механическая 16-ступенчатая коробка передач, два бака на 1 200 л топлива и два типа лебедок с тяговым усилием по 25 тс. К «серебряному семейству» относился также обычный многоцелевой пятитонный вездеход Unimog U5000.

Специальное шасси Unimog U4023 для установки санитарных кузововВнутреннее оснащение типовой армейской машины медицинской службы

Новинкой поколения Unimog стало спецшасси U4023 с 231-сильным дизелем, восьмиступенчатой коробкой с шестью передачами заднего хода, валами отбора мощности и лебедкой, предназначенное для монтажа армейских санитарных кузовов. Семейство Arocs представлял 428-сильный дорожный седельный тягач 2643LS (6х4) с автоматической коробкой передач и легкобронированной кабиной.

Военизированный дорожный седельный тягач Mercedes-Benz Arocs-2643LS

Раскрытые секреты IVECO: три мировых новинки!

В этом году вся огромная выставочная площадь военного отделения IVECO Defence Vehicles опять была обнесена табличками с перечеркнутым фотоаппаратом, а за всеми движениями посетителей зорко следил верзила, упрямо сопровождавший каждого подозрительного типа до выхода. Правда, в этом году фирме IVECO было что скрывать: наверстывая упущенное, она представила сразу три мировых премьеры и свои перспективные разработки, о которых на пресс-конференции подробно рассказала журналистам. Первой новинкой была длиннобазная четырехместная бронемашина LMV-2 с повышенной до 1,5 т полезной нагрузкой. Это модернизированный вариант известной версии LMV, наделенный 220-сильным двигателем, автоматической трансмиссией, новой электроникой и усиленной защитой экипажа.

Первая презентация бронемашины IVECO LMV второго поколения

Для перспективной замены легких машин Daily впервые были показаны многоцелевые военные авто M70.20WM (4х4) с откровенно «хищным» дизайном. Он воплотился в необычном облике грузовика с двойной кабиной и фургона с полезной нагрузкой 3,65 и 3,25 т соответственно. В качестве силовых агрегатов на них будут применять разные двигатели мощностью 146–197 л. с., автоматическую или механическую коробки передач. Их максимальная скорость — 110 км/ч.

Базовый грузовик IVECO новой серии M70.20WM с двойной кабинойФургон из гаммы M70.20WM с силовым агрегатом мощностью 175 л. с.

Во второй раз на Eurosatory присутствовал перспективный армейский грузовик Trakker AT380T-WM (6х6) со стандартной кабиной, односкатной ошиновкой, экологически более чистым дизелем Cursor (Евро-6) мощностью 500 л. с. и новой автоматической 16-позиционной коробкой передач ZF Eurotronic с электронной системой слежения за работой трансмиссии.

Перспективный грузовик IVECO Trakker AT380T-WM с новыми агрегатами

Третьей премьерой стал танковый седельный тягач M1250.70T-WM (8х8) с задними двускатными колесами, рассчитанный на букировку по дорогам общего пользования полуприцепов с бронетехникой и воинскими грузами, общая масса которых достигает 125 т. Он оснащен 680-сильным двигателем Cursor, автоматической 12-позиционной коробкой ZF, австрийскими мостами Steyr, типовой кабиной с бронезащитой и лебедкой с тяговым усилием 25 тс.

Мировая премьера тяжелого седельного тягача IVECO M1250.70T-WMТанковый 680-сильный тягач М1250 с задними двускатными колесами

Автомобильные сенсации из Беларуси

Впервые за годы существования Eurosatory в ряд наиболее крупных изготовителей военной автотехники вошла Беларусь, представившая новинки Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в экспортном исполнении. Это целое семейство унифицированных армейских грузовиков марки «Волат» мощностью от 215 до 520 л. с. с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, дополненное легкой бронемашиной. Новый малый тактический автомобиль МЗКТ-500200 (4х4), оснащенный дизелем ЯАЗ-53452 от нашего «Тигра» и механической пятиступенчатой коробкой передач, внешне чем-то напоминал былой ГАЗ-66.

Новый трехтонный военный грузовик МЗКТ-500200 с ярославским мотором

В отличие от него на грузовиках МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600123 (8х8) применяются американские дизели Caterpillar C13 мощностью 440 и 520 л. с. и автоматические шестипозиционные коробки передач. Эти машины оборудованы независимой гидропневматической подвеской, бортовыми редукторами, блокируемыми дифференциалами, антиблокировочной системой и достигают скорости 105 км/ч.

Экспортный 10-тонный вариант МЗКТ-600103 с иностранными агрегатамиНовый 520-сильный 17-тонный тактический автомобиль МЗКТ-600123

Самый мощный автомобиль принимал участие в демонстрационных заездах по декоративной пересеченной местности. Два раза с небольшого расстояния он не смог преодолеть 40-процентный подъем по мокрому грунту, вызвав свист, топанье ногами и улюлюканье западноевропейской толпы, но в третий раз с ходу преодолел это препятствие под аплодисменты с трибун.

Фрагменты показательного выступления четырехосного грузовика Волат

Новая профессия Scania — топливоразливной автопоезд

После короткого отсутствия на салоне вновь появилась шведская фирма Scania, показавшая новый седельный тягач Р440 (8х6) с 13-литровым дизелем мощностью 440 л. с., автоматической трансмиссией, тормозом-замедлителем Allison, противопульным бронированием и противоминной защитой кабиной, а также собственной пулеметной точкой. На демонстрационном показе в составе автопоезда Carapace он с легкостью буксировал по бездорожью армейскую топливозаправочную цистерну вместимостью 22 тыс. л.

Новый односкатный военный седельный тягач Scania P440 CA8х6HHZДемонстрация автопоезда с тягачом Scania и полуприцепной цистерной

Топтание на месте: есть ли будущее у военных грузовиков?

Прошло несколько лет, как мы задались этим вопросом, и нынешний салон вновь доказал, что время классических армейских грузовых машин сочтено. Сегодня западные военные грузовики стали напоминать ощетинившихся ископаемых существ на многочисленных колесах с массивными бронекабинами, сложной электроникой и видеокамерами, сверхдорогими средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа буквально от всех видов оружия и даже с собственными боевыми системами. При этом большинство фирм склоняются к прямо противоположному направлению с применением наиболее дешевых серийных агрегатов от коммерческих машин. Примером решения этих проблем является продукция немецкой компании MAN.

С переходом отделения армейских автомобилей MAN в состав военно-промышленной группы Rheinmetall MAN его активность существенно снизилась в пользу бронетехники марки Rheinmetall. Единственной и запоздалой новинкой стал армейский грузовик НХ-40М (4×4), созданный на коммерческом шасси TGА с армейской кабиной нового образца. Он оборудован 340-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач ZF и планетарными колесными редукторами.

Военный грузовик MAN НХ-40М на шасси TGА с обновленной кабиной

Эта модель является эволюцией классического для фирмы MAN типового военного семейства с разными агрегатами и колесными формулами. Входящий в него и представленный на Eurosatory-2016 многоцелевой 440-сильный автомобиль НХ (8×8) полной массой 38 т оснащен автоматической трансмиссией и прежней модульной кабиной с интегрированной бронезащитой.

Типичная продукция компании MAN — тактический автомобиль серии НХ

Чешский завод Tatra, постоянный участник салонов Eurosatory, давно исчерпал силы и фантазию в процессе долгой модернизации и расширения своей известной гаммы многоосных военных машин Т815-7, составляющих семейство Force. В этом году впервые его единственными представителями на салоне стали два одинаковых шасси T815-7T3RC1 (8×8) с 408-сильными дизелями с традиционным «татровским» воздушным охлаждением, механическими 14-ступенчатыми коробками передач и традиционной трубчатой хребтовой рамой. Их отличия состояли лишь в конструкции двойных шестиместных кабин — упрощенная более комфортная и полностью бронированная, что отразилось на величине полезной нагрузки.

Универсальное 24-тонное шасси T815-7T3RC1 с упрощенной кабинойОдноименное 21-тонное шасси с бронекабиной и обитаемым фургономОдноименное 21-тонное шасси с бронекабиной и обитаемым фургоном

Помимо упомянутых здесь новинок, особенностью Eurosatory-2016 стали экзотические военные аэромобили, машины-роботы, аэродромные пожарные, автопушки и быстро разрастающееся семейство полицейских машин и водометов, а огромное количество колесных бронемашин заставляет посвятить им следующую статью.

Танковые тягачи (16 фото) » Триникси

Для того чтобы переправлять танки на большие расстояния используют специальные тягачи, которые и были разработаны для этих целей. Это могут быть как глубоко модернизированные гражданские грузовики, так и транспортные средства, созданные с нуля. Давайте познакомимся с некоторыми из таких тягачей, которые стоят на вооружении разных стран мира.

Австралия – International Harvester SF2670

У компании International Harvester не только австралийские корни, но и длительные отношения с австралийской армией. Модель SF2670 была закуплена в конце 80-х, и до сих пор остается на хорошем счету благодаря неприхотливой конструкции, полному приводу всех шести колес и тяговитому двигателю Cummins NTC 365 мощностью 365 лошадиных сил. Увы, годы постепенно берут свое и тягачи International почти полностью вытеснены более современными MAN TGA с четырьмя ведущими осями.

Танковые тягачи (16 фото)

Беларусь – МЗКТ-7401

Белорусские тягачи МЗКТ вышли настолько удачными, что поставляются на экспорт в Арабские Эмираты, Турцию, Россию и другие страны. Модель 7401 – одна из немногих, которую реально встретить у нее на родине. В движение ее приводит двигатель ЯМЗ мощностью 400 лошадиных сил, хотя имеются варианты с другими моторами – версия 74295, например, комплектуется силовой установкой Mercedes. Флагманом компании считается модель 741351, которую эксплуатируют в ОАЭ. У нее мотор самый мощный – Caterpillar C18 с отдачей в 812 сил.

Танковые тягачи (16 фото)

Великобритания – Unipower MH-8875

Танки Challenger тяжелый транспортер Unipower таскал недолго – только на испытаниях в ходе тендера для британской армии (где он проиграл американскому Oshkosh), да в армии Омана, куда поставили 9 машин. Тем не менее, MH-8875 был выдающимся автомобилем: полный привод всех восьми колес, мощнейший дизель Cummins (750 лошадиных сил) и 70 тонн грузоподъемности.

Танковые тягачи (16 фото)

Германия – MAN HX81

Совместная разработка MAN и Rheinmetall представляет собой боевую машину, способную транспортировать тяжелую технику в самых суровых условиях. Тягач с четырьмя осями и полным приводом весит 27 тонн, но при этом может тянуть груз массой до 73 тонн благодаря 680-сильному турбодизелю MAN D2868. Большая масса самого НХ81 во многом обусловлена его бронированием, обеспечивающим защиту от большинства видов стрелкового оружия. Армия Германии уже заказала несколько этих современных грузовиков, которые будут возить за собой «Леопарды 2А7».


Танковые тягачи (16 фото)

Испания – Kynos Aljaba

Представьте себе – в Испании тоже когда-то выпускали танковые транспортеры. Большая часть из них ушли на службу в ЮАР, но несколько экземпляров остались на родине. Производство Kynos Aljaba продолжалось с 1987 по 2003 год, пока компания Kynos не прекратила свое существование. Технические характеристики у модели неплохие: 22 тонны собственного веса, грузоподъемность 60 тонн, двигатель Deutz мощностью 525 лошадиных сил. На борту – две лебедки, способные вытягивать другие транспортные средства массой до 25 тонн.

Танковые тягачи (16 фото)

Италия – IVECO M1100

В итальянской армии этот тактический автомобиль для транспортировки тяжелой техники значится под именем ASTRA SMH88.50, а IVECO M1100 – это имя экспортное. Чаще всего М1100 таскает танки Ariete – в этом ему помогают привод на восемь колес и дизель IVECO 8210 мощностью 500 лошадиных сил. Запас хода на одном баке – около 800 километров при полной загрузке в 70 тонн.

Танковые тягачи (16 фото)

Канада – Western Star 6900XD

Модель 6900XD, предназначенная для буксировки особо тяжелых грузов по пересеченной местности, была построена на базе гражданского Western Star серии 6900. В зависимости от модификации, грузовик имел шесть, восемь или даже 10 колес – и все они были ведущие. Двигателей для 6900XD предлагалось два: Caterpillar (625 сил) и Detroit Diesel (515 «лошадей»). Постепенно эти устаревшие грузовики выводятся из эксплуатации, хотя в армии Кувейта они служат до сих пор.

Танковые тягачи (16 фото)

Китай – Taian TA4360

Перед вами – основной тяжелый тягач армии КНР, который транспортирует танки, артиллерийские установки, бронетранспортеры и другую технику. Обладающий грузоподъемностью в 60 тонн, Taian TA4360 может принять на борт до 4 человек экипажа. Высокую мобильность ему обеспечивает система полного привода, а также турбодизель Deutz мощностью 517 лошадиных сил. Существует также восьмиколесная версия грузовика, но его армия Китая не эксплуатирует.

Танковые тягачи (16 фото)

Нидерланды – DAF TROPCO

Официальный танковый транспортер Министерства Обороны Нидерландов – DAF TROPCO, который в Нидерландах же и выпускается. Основой для него послужил гражданский DAF XF95. В зависимости от модификации, TROPCO (аббревиатура от TRekker OPlegger COmbination) оснащается 480-сильным или 530-сильным двигателем. Какое-то время назад TROPCO использовала армия Канады, но позже их заменили военные «Актросы» от Mercedes-Benz.

Танковые тягачи (16 фото)

Россия – КамАЗ-78504

Один из новейших транспортеров российской армии – КамАЗ-78504, чей публичный дебют состоялся в 2015 году. Машина полноприводная, имеет броню и способна передвигаться по пересеченной местности со скоростью до 70 километров в час. Задача 78504 – полностью заменить немолодые МАЗы, которые таскали за собой танки еще во времена Советского Союза.

Танковые тягачи (16 фото)

США – Oshkosh М1070

Американская фирма Oshkosh широко известна своими тяжелыми военными грузовиками далеко за пределами США. Одна из наиболее популярных моделей – М1070, которая состоит в вооруженных силах Египта, Иордании, Марокко, Великобритании и, конечно, США. С 1992 года М1070 пережил несколько модификаций, а потому и сегодня остается современной и надежной машиной. Его комплектуют дизелями Detroit Diesel и Caterpillar, масса версий варьируется от 18 до 21 тонны.

Танковые тягачи (16 фото)

Финляндия – Sisu E-Tech 480

У Sisu E-Tech 480 нет суровой брони, но есть репутация надежной и неприхотливой машины – потому более 100 подобных грузовиков заказали Вооруженные Силы Франции. Заднеприводный тягач (тяга идет только на две задние оси) используется для транспортировки танков Leclerc и другой бронетехники, его 480-сильный дизельный двигатель позволяет буксировать прицепы общей массой до 50 тонн.

Танковые тягачи (16 фото)

Франция – Renault TRM 700-100

У Франции есть и свои тягачи для танков – в частности Renault TRM 700-100. Он во многом похож на Renault TRM 10 000, но имеет усиленные раму и кузов – для большей грузоподъемности и большей устойчивости на шоссейных скоростях. Несмотря на то, что для езды по бездорожью «Рено» подготовлен слабо, привод у него все равно полный. Как и Sisu, он занимается транспортировкой «Леклерков». Для загрузки/выгрузки бронетехники у тягача имеются две лебедки на 18 тонн каждая.

Танковые тягачи (16 фото)

Чехия – Tatra T816-6VWN9T

Восьмиколесного монстра для армии компания Tatra представила в 1997 году. Эта машина может тянуть за собой до 74 тонн груза – причем неважно, на асфальте или на бездорожье, – а также перевозить в кабине до 8 человек. Двигатель здесь немецкий, турбированный, его мощность составляет 800 лошадиных сил. Тяга расходится по всем осям через 10-ступенчатую автоматическую коробку передач.

Танковые тягачи (16 фото)

Швеция – Scania T144GB

Большинство военных грузовиков Scania базируются на серийных моделях и Т144GB – не исключение. Конечно же, от дальнобойного варианта она серьезно отличается – например, спальник заменен дополнительными посадочными местами, а на крышу, при желании, можно поставить дистанционно управляемый пулемет. Двигатель – 14,2-литровый V8, привод – на две задние оси через 14-ступенчатую механическую коробку передач.

Танковые тягачи (16 фото)

Южная Корея – Kia KM1002

Это вам не Rio или Picanto – 450-сильный тягач Kia подвозит к зоне военных действий тяжелые танки и бронетехнику, причем полный привод не дает ему завязнуть на бездорожье. Машина предназначена для работы при температурах от -32 до +50 градусов и может тянуть за собой прицеп массой до 60 тонн с нагрузкой на седло в 20 тонн. Просторная кабина вмещает шестерых, включая водителя.

Танковые тягачи (16 фото)

Отсюда

Топ 10 военных грузовиков — Топ 10 мира

 

1. LVSR (США)

В 2006 году Корпус морской пехоты США выбрал тяжелые тактические грузовики Oshkosh LVSR (Logistic Vehicle System Replacement) для замены серии грузовиков Oshkosh Mk.48 , которая была запущена в производство в 1985 году и стала основой логистического парка USMC. Этот грузовик похож по концепции на американскую систему паллетной загрузки США (PLS). Первые автомобили были поставлены USMC в 2009 году. В том же году эти тяжелые грузовики были развернуты в Афганистане.

Oshkosh LVSR является становым хребтом корпуса Морской пехоты США в плане грузоперевозок, он может перевозить как военную так и строительную технику, контейнеры, топливо, воду, боеприпасы, также на него могут устанавливаться блоки с различным военным оборудованием. Благодаря значительной грузоподъемности, а именно 20 тонн по твердому покрытию и 12 тонн по грунтовому и колесной формуле 10×10, этот военный грузовик заменяет сразу несколько моделей грузовиков раньше применяющихся в корпусе Морской Пехоты США. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия.

 

 

2. IVECO M250 (Италия) 

Итальянская компания IVECO имеет давние традиции произвродства специализированных военных грузовиков. IVECO M250 — это новая серия тактических грузовиков, которые предназначены для работы на всех видах дорог и бездорожья. Военный грузовик M250 имеет колесную формулу 6×6, поставки в Итальянскую армию начались в 2003 году. Эти грузовики также были поставлены в армии Бельгии, Испании и еще некоторых других стран. Испанские грузовики обозначены как IVECO-Pegaso.

Полезная нагрузка зависит от версии. M250.45WM имеет полезную нагрузку 8 000 кг. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия. Базовая версия — грузовой / военный транспорт. Имеются специализированные версии, такие как артиллерийский тягач, самосвал и пожарная машина Centauro . На грузовик может быть установлен дополнительный комплект брони, в котором имеются встроенные сменные панели. Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков.

 

 

 

3. Mercedes-Benz UNIMOG (Германия)

Первый Mercedes-Benz UNIMOG (Universal Motor Gerat) был спроектирован в 1946 году, вскоре после Второй мировой войны. Прототипы были показаны в 1948 году. Первоначально он был разработан как простая и эффективная многоцелевая машина с постоянным приводом 4×4, которая могла использоваться для сельского хозяйства, лесоводства и транспортировки различных грузов. Ее дизайн оказался чрезвычайно успешным. 

Ряд бронированных автомобилей базируется на автомобильных компонентах этого грузового автомобиля. К ним относятся автомобили Aravis , Dingo I , Dingo II и Mamba , бронированные бронетранспортеры Condor и AV-VBL.

 

 

4. M1078 LMTV и M1083 MTV для грузовых автомобилей (США)

В 1991 году компания Stewart & Stevenson получила крупный контракт на производство нового семейства средних тактических транспортных средств (FMTV) для американской армии. Первые грузовики поступили в армию США в 1996 году и заменили модели M809 и M35, которые были разработаны еще в конце 1940-х годов. С 2012 года семейство FMTV выпускается корпорацией Oshkosh.

Акцент при разработке этих автомобилей был на надежность, низкую стоимость единицы и эксплуатационные расходы, а также долгосрочную эффективность. Все эти аспекты были хорошо продемонстрированы в течение срока службы грузовика.

 

 

5. MAN SX (Германия)

Серия грузовиков высокой мобильности MAN SX производства компании Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH (RMMV)., является преемником предыдущего семейства KAT 1, который состоял на вооружении армии Германии в конце 1960-х годов. Эти военные транспортные средства могут быть легко идентифицированы по вертикальным ветровым стеклам. Автомобили серии MAN SX поставлялся в армии Австрии, Германии, Дании, Италии, Норвегии, Омана, Кувейта, Словении, ОАЭ, Швеции и Великобритания.

Шасси данного грузовика предназначено для установки специализированных военных кузовов, пунктов управления, систем запуска ракет, для транспортировки военной и строительной техники, также есть гражданские версии с установленными системами пожаротушения для аэропортов.

 

 

6. Урал-4320 (Россия)

Урал-4320 — тяжелый внедорожник. Он следует линиям Урала-375, который был поставлен на конвейер еще в 1961 году. Урал-4320 производится без значительных изменений с 1976 года. Это тяжелое грузовое транспортное средство, которое доступно как для гражданских, так и для военных заказчиков. Этот грузовик обслуживает как российских военных, так и военных многих других стран. Его часто можно обнаружить в различных военных конфликтах.

 

 

7. КрАЗ-6322 (Украина)

КрАЗ-6322 — украинский тяжелый грузовик. Он его корни идут от моделей КрАЗ-255 и 260. Это надежный и проверенный грузовик. КрАЗ-6322 выпускается с 1999 года. Хотя его предшественники прослеживают свое происхождение с 1960-х годов и даже раньше. Он стоит на вооружении армий Украины, Анголы, Египта, Индии, Индонезии и Йемена. Большое количество этих военных грузовиков было заказано правительством США для новой иракской армии. Он также находится на службе армии Ирана и, возможно, в некоторых других странах.

 

 

8. MTVR (Соединенные Штаты)

В феврале 1999 года с компанией Ошкош, основным производителем грузовиков для армии США, был заключен многолетний контракт на производство MTVR, а первый серийный грузовик сошел с конвейера в 2005 году. Этот автомобиль используется ВМС США и Корпусом морской пехоты. Он заменил грузовик M939 6×6 и стареющий грузовик M809 6×6, который выпускался с 1970 по 1982 года. Новый грузовик обеспечивает большую мобильность, грузоподъемность и надежность по сравнению со старыми моделями. На данный момент произведено более 11 000 грузовиков MTVR. Он поставлялся в Египет, Грецию, Ирак, Великобританию и, возможно, в некоторые другие страны. Грузовики MTVR оснащены дизельным 11,9-литровый шестицилиндровым двигателем Caterpillar C-12, с системой управления дизельным двигателем (ADEM) III, который развивает 425 л.с.

MTVR — это специально разработанный военный автомобиль, хотя небольшое количество автомобилей было продано в коммерческих целях для специализированных операций, таких как борьба с лесными пожарами.

 

 

9. КамАЗ-5350 (Россия)

КамАЗ-5350 — на данный момент основной армейский грузовик в армии России, эта модель является продолжением хорошо себя зарекомендовавшей модели КамАЗ-4310, который выпускался с 1980 года. КамАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Этот грузовик с колёсной формулой 6×6 производства Камского автомобильного завода. Относится к семейству «Мустанг».

 

 

10. HEMTT (Соединенные Штаты)

HEMTT или Heavy Expanded Mobility Tactical Truck — это семейство тяжелых грузовиков состоящих на службе армии США грузоподъемностью 16.5 тонны и имеющих колесную формулу 8×8 производства компании Oshkosh. Военные грузовики серии HEMTT поступили на службу в армию США в 1982 году и заменил старый заслуженный M520 Goer. Было выпущено более 15 000 этих грузовиков. 

Еще при разработке HEMTT была заложена возможность бронирования кабины, которая защищает водителя от пуль и осколков. 

Автомобиль оснащен дизельным двигателем Detroit Diesel 92T A-90 (8V92TA), двухтактный, V-образный, мощностью 500 л.с. Двигатель находится за кабиной. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач Allison CLT-755 ATEC, 7-ступенчатой. Существуют усовершенствованные версии, такие как HEMTT A3 и HEMTT A4, с значительно увеличенными возможностями.