Самостоятельно на «Формулу-1». Малайзия. Сепанг
Будьте внимательны, загранпаспорт должен быть действителен в течение еще полугода после возвращения на родину, и это проверяют.
У одной девушки из нашей компании паспорт заканчивался намного раньше, что стало для всех сюрпризом, и мы коллективно уговаривали человека на контрольном пункте пустить в Малайзию нас всех, показывая билеты на «Формулу-1» и обратные билеты на самолет домой.
После долгих переговоров заветный штамп в паспорт все-таки поставили, но с письменной пометкой на нем и замечанием, что во второй раз такое не пройдет. В общем, к необходимым документам даже при безвизовом въезде в страну нужно относиться ответственно. А еще мы отправились на Гран-при Малайзии потому, что в тот год оно проходило сразу после Гран-при Австралии, и нам оказалось удобно заехать в Куала-Лумпур по дороге из Мельбурна в Россию.
Вообще когда речь идет о дальних поездках, совмещать в одном путешествии посещение двух стран и двух Гран-при — решение весьма рациональное, как с точки зрения времени, так и с точки зрения финансов. В календаре 2016 года «Формула-1» в Малайзии запланирована на осень, после гонки в Сингапуре и до Гран-при Японии — весьма заманчивое сочетание, согласны?
Прямого рейса из России в столицу Малайзии город Куала-Лумпур нет, так что лететь в любом случае предстоит с пересадкой. Климат здесь экваториальный, а среднегодовая температура составляет +30 °С, проще говоря, круглый год жарко и влажно. Погреться в Малайзии можно в любом месяце, но помните, что дожди здесь идут постоянно. Знакомые пугали нас перед поездкой, что пребывать в такой погоде очень трудно, но мы решили составить обо всем свое мнение.
Мы ездили на Гран-при в марте, и на улицах было не сказать, что особо жарко: влажность сглаживает ощущения от температуры. Дождик (точнее в основном гроза) и правда шел как по расписанию: каждый день после 16 часов. Выглядело все впечатляюще, с темными тучами и сверкающими молниями, но дождь мог пройти в другом районе города или пока мы зашли в кафе покушать. В общем, ежедневные осадки в Куала-Лумпуре совершенно не означают, что вы под них попадете, но зонт или дождевик практически обязательно всегда иметь с собой.
О том, что в Малайзии проходит Гран-при «Формулы-1», было ясно даже находясь в центре города: в торговом центре Suria KLCC у подножия известных на весь мир башен Петронас были выставлены болиды F1.
А на площади рядом проходили концерты — в Куала-Лумпуре царила атмосфера праздника.
Сам же автодром Сепанг находится достаточно далеко от центрального района, но добраться туда просто даже с помощью общественного транспорта. Сначала на метро нужно доехать до станции KL-Sentral, а далее два варианта. Сесть на автобус, который примерно за час и 15 минут довезет вас до Сепанга. Или пересесть на скоростную электричку и на ней следовать до остановки Kuala Lumpur International Airport, и уже там пересесть на бесплатные автобусы, которые доставят вас прямо к центральному входу на сам автодром. Если вам нужны другие гейты — уже отсюда следуют автобусы до них.
Сепанг — гоночная трасса в Малайзии, расположенная южнее Куала-Лумпура, примерно в 55 км от центра города. Разработана архитектором Германом Тильке при содействии Михаэля Шумахера и построена за 14 месяцев. Некоторые пилоты и поклонники «Формулы-1» считают трассу Сепанг лучшим творением немецкого архитектора. Официальное открытие состоялось 9 марта в 1998 году. Автодром стал первым в ряду новых трасс в странах Азии, на которых начали проводить этапы «Формулы-1». Первое Гран-при состоялось на этой гоночной трассе 17 октября 1999. Всего же на Сепанг прошли 17 гонок F1, с начала открытия до 2015 года. Также автодром используется для проведения крупных автоспортивных серий — Formula One Malaysian Grand Prix, A1 Grand Prix и MotoGP.
Развитая инфраструктура соответствует наивысшим требованиям, предъявляемым для трасс «Формулы-1». Особые меры уделены безопасности — все участники заездов находятся под непрерывным наблюдением камер, которые охватывают всю трассу. Вся информация мгновенно поступает в центр управления гонкой и позволяет оперативно решать всевозможные инциденты.
Для покрытия полотна трассы, которое здесь требовательно к шинам болидов, применена особая смесь битума, разработанного с учетом его круглогодичного использования во влажном малазийском климате. Единственную проблему для автодрома представляют тропические ливни. Дренажная система не всегда справляется с потоками воды, от чего питлейн затапливает.
64% всей длины трассы пилоты проходят на предельной скорости.
На прямой старт/финиш болиды развивают скорость более 300 км/ч. Это один из самых сложных автодромов в календаре чемпионата, обладающий большим диапазоном поворотов, несколько из которых «слепые», со спусками и подъемами.
Что ждет зрителей во время Гран-при Малайзии, кроме самой «Формулы-1»? Традиционно — прогулка по пит-лейн, автограф-сесcии, гонки поддержки (в виде туринговых Malaysia Championship Series), а еще блок зрелищных развлекательных мероприятий под названием «X-track»: дрифтинг, ралли-шоу, картинг, гонки на квадроциклах и пр.
Развлечений, кроме самих заездов, тоже предостаточно: обилие палаток с сувенирами и атрибутикой команд и самого автодрома Сепанг,
выставка гоночных болидов и мотоциклов,
анимация в традиционном малайзийском стиле (национальная музыка, тематические стенды и пр.).
Пунктов питания много и в основном они расположены сразу же за трибунами — близко и удобно.
А теперь о билетах на гонку. Здесь (также как и в Альберт-Парке, например) есть зоны свободного размещения, и это самая дешевая категория билетов, подразумевающая, что за событиями на трассе вы будете следить, расположившись на высоком холме вдоль трассы. Но мы на этот раз все же выбрали трибуну, в самом первом повороте.
Этот вариант, конечно, дороже, зато с крышей (что немаловажно в здешнем климате) и, самое главное, с потрясающим видом на болиды, несущиеся прямиком на тебя, а потом закладывающие виражи. И с экраном, транслирующим события, прям напротив.
Дождь, слава богу, все-таки не полил, хотя на небе все сгущалось суровыми красками, а тучи неоднократно прорезали молнии. Зато именно в «нашем» повороте случилась авария и несколько зрелищных обгонов. Зрители ликовали!
Трибуны в воскресенье вообще были забиты, среди приехавших на гонку было много не только азиатов, но и европейцев. С флагами, в фанатских костюмах, объединившись в целые группы поддержки своих любимых гонщиков.
Россияне, кроме нас, тоже были — об этом свидетельствовали флаги на трибунах. Так что на Сепанг приезжают болельщики «Формулы-1» со всего мира.
А еще Гран-при Малайзии — один из немногих, где после гонки проходят концерты звезд, посещение которых включено в цену билетов на «Формулу-1». Например, когда мы были на Сепанге, там выступала знаменитая группа «Guns N’ Roses».
Тут отдельно стоит сказать, что у оказавшихся на концерте азиатов своеобразная манера поведения в толпе. Действо проходило под открытым небом, и пространства для зрителей было достаточно. Однако люди старались держаться поближе друг к другу: только отойдешь от них, как вот они, снова радостно прыгают в миллиметре от тебя. Сначала все это было весьма непривычно, но когда заиграли баллады, уходить уже и не хотелось. Здесь, на Сепанге, мы снова почувствовали, что Королевские гонки — это большой праздник, и очень не хочется, чтобы он заканчивался. А это значит, что надо обязательно поехать на «Формулу-1» в какую-нибудь новую страну. Продолжение следует!
Информация о трассе
Официальное название трассы: Sepang International Circuit
Вместимость: 130 000 зрителей
Дата создания: 1998 год
Длина трассы: 5,543 км
Гоночная дистанция: 310,408 км
Количество кругов: 56
Кол-во поворотов: 15 (5 левых и 10 правых)
Рекорд круга в гонке: 1:34.223 — Хуан Пабло Монтойя (2004)
Фото: Светлана Парфенова
Гран При Малайзии : Трасса и статистика
Petronas Malaysian Grand Prix | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
3-5/04/2009 | Сепанг, Куала Лумпур | 5543 м | 56 | 310.408 км |
Официальный сайт |
Огромный гоночный комплекс с прекрасной, напичканной электроникой трассой, крытыми трибунами, внутренним телевидением и пресс-центром на 500 журналистов. До Сепанга ничего подобного в Формуле 1 не было, а потом с него стали брать пример. Это касается и экономии средств, и сжатых сроков строительства, и достигнутого результата…
Расписание Гран При Малайзии. Время московское | |||
День | Событие | Время | Спорт |
03/04, пятница | Первая тренировка | 06:00 | — |
03/04, пятница | Вторая тренировка | 10:00 | — |
04/04, суббота | Третья тренировка | 10:00 | — |
04/04, суббота | Квалификация | 13:00 | 12:55 |
05/04, воскресенье | Гонка | 13:00 | 12:40 |
Трасса включает в себя все виды поворотов, от скоростных с быстрой сменой направления, вроде пятого и шестого, до медленных шпилек. Чтобы настроить машину на это разнообразие, инженерам приходится идти на компромисс, но не все проблемы можно решить регулировками — преимущество в Малайзии получает сбалансированная и стабильная машина.
Сепанг требует среднего уровня прижимной силы, 72% дистанции круга проходятся с полностью нажатой педалью газа, так что многое будет зависеть от надежности мотора, тем более, что у большинства команд они поедут вторую гонку. Непросто придется и гонщикам, жара и влажность — медики говорят, что в гонке они потеряют 2-2.5 кг.
В этом году компания Bridgestone привезёт в Малайзию два состава сликов – Soft и Hard, и два традиционных типа резины для дождя. На горячем асфальте Сепанга жесткая резина должна быть весьма эффективна, а с мягкой, похоже, вопросы есть даже у шинников – гранулирование может стать такой же серьёзной проблемой, как и в Мельбурне, хотя там составы были другими.
Традиционная стратегия гонки – два пит-стопа, на 20-25 и 35-43 круге, в прошлом году лишь Рубенс Баррикелло останавливался трижды.
Достижения действующих гонщиков на Гран При Малайзии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Р.Баррикелло | 10 | 25 | 532 | 32 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||
Я.Трулли | 10 | 23 | 452 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||
Д.Физикелла | 10 | 13 | 449 | 43 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Д.Баттон | 9 | 17 | 407 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
Н.Хайдфельд | 9 | 17 | 363 | 1 | 5 | 3 | 1 | ||||
К.Райкконен | 8 | 26 | 288 | 75 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | |
Ф.Алонсо | 7 | 37 | 388 | 128 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 |
М.Уэббер | 7 | 2 | 255 | 2 | 7 | 1 | |||||
Ф.Масса | 6 | 10 | 307 | 16 | 1 | 5 | 2 | ||||
Н.Росберг | 3 | 103 | 3 | 14 | |||||||
Л.Хэмилтон | 2 | 12 | 112 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
Р.Кубица | 2 | 8 | 111 | 8 | 4 | 2 | 1 | ||||
Х.Ковалайнен | 2 | 7 | 112 | 8 | 3 | 1 | |||||
А.Сутил | 2 | 5 | 20 | ||||||||
Н.Пике мл. | 1 | 56 | 13 | 11 | |||||||
К.Накадзима | 1 | 54 | 22 | 17 | |||||||
С.Феттель | 1 | 39 | 15 | ||||||||
Т.Глок | 1 | 1 | 10 | ||||||||
С.Бурдэ | 1 | 0 | 18 | ||||||||
Себастьен Буэми в Гран При Малайзии не участвовал |
Тимо Глок: «Сразу из Мельбурна я отправился в Куала-Лумпур — между гонками всего неделя, и нужно дать организму время акклиматизироваться к высокой температуре и влажности. Единственный путь для выживания гонщиков и механиков, вынужденных работать в жарких, как печь, боксах — пить максимальное количество жидкости. Три-четыре литра в день — это норма.
Жаркая погода сказывается на машинах и резине. Часто мы дополнительные отверстия в боковых понтонах, а на трассе нам приходится следить за состоянием задних шин, не допуская перегрева. Это серьёзный вызов!
В Сепанге есть несколько длинных скоростных участков, требовательных к эффективности и стабильности машины, есть несколько медленных шпилек, в которых важна разгонная динамика. На этой трассе гонщики могут выбирать различные траектории, но главное — она позволяет обгонять».
Гран При Малайзии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
23/03/08 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
08/04/07 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | Ф.Алонсо | McLaren |
19/03/06 | Сепанг | Д.Физикелла | Renault | Д.Физикелла | Renault |
20/03/05 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | Ф.Алонсо | Renault |
21/03/04 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
23/03/03 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | К.Райкконен | McLaren |
17/03/02 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Р.Шумахер | Williams |
18/03/01 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
22/10/00 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
17/10/99 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Э.Ирвайн | Ferrari |
Гран При Малайзии: Трасса и статистика
2011 Formula 1 PETRONAS Malaysia Grand Prix | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
8-10/04/2011 | Sepang International Circuit | 5543 м | 56 | 310.408 км |
Официальный сайт |
Огромный гоночный комплекс с прекрасной трассой, крытыми трибунами, внутренним телевидением и пресс-центром на 500 журналистов – в 1999-м году многие решения казались революционными и с Малайзии какое-то время брали пример, особенно в том, что касается сроков строительства и экономии средств.
Однако Сингапур и Абу-Даби подняли планку, сейчас автодром в Сепанге уже кажется устаревшим, хотя в этом году он примет лишь 13-ю гонку. Трасса и сопутствующие сооружения спроектированы конструкторским бюро Германа Тильке, многие считают Сепанг одним из лучших его творений.
Расписание Гран При Малайзии. Время московское | |||
День | Событие | Время | Россия 2 |
08/04, пятница | Первая тренировка | 06:00 | 05:55 |
08/04, пятница | Вторая тренировка | 10:00 | 09:55 |
09/04, суббота | Третья тренировка | 09:00 | — |
09/04, суббота | Квалификация | 12:00 | 11:50 |
10/04, воскресенье | Гонка | 12:00 | 11:45 |
Трасса включает в себя все виды поворотов, от скоростных с быстрой сменой направления, вроде пятого и шестого, до медленных шпилек. Чтобы настроить машину, инженерам приходится искать компромисс, но не всё можно решить регулировками – преимущество в Малайзии получит сбалансированная и стабильная машина.
Сепанг требует среднего уровня прижимной силы, 72% дистанции круга проходятся с полностью нажатой педалью газа, так что многое зависит от надежности мотора. Из-за жары и высокой влажности непросто придётся и гонщикам, медики считают, что в гонке они потеряют 2-2.5 кг.
Предстоящая гонка станет первой серьёзной проверкой для резины Pirelli в условиях высокой температуры. Итальянские шинники привезут в Малайзию те же два состава сликов, что использовались в Австралии – Hard и Soft, а кроме того – дождевую и промежуточную резину.
Пол Хембри, директор Pirelli Motorsport: «Характеристики трассы в Сепанге и жаркая погода, возможно, станут самым агрессивным сочетанием факторов, с которым нам предстоит иметь дело по ходу сезона. Кроме того, в этот уик-энд высока вероятность дождя, что может полностью перемешать карты. Если гонка пройдет в нормальных условиях, мы должны настраиваться на четыре пит-стопа для каждого пилота».
Достижения действующих гонщиков на Гран При Малайзии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Р.Баррикелло | 12 | 27 | 618 | 33 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||
Я.Трулли | 12 | 25.5 | 534 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | |||
Д.Баттон | 11 | 26 | 494 | 16 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 |
Н.Хайдфельд | 10 | 21 | 394 | 1 | 5 | 2 | 1 | 2 | |||
М.Шумахер | 9 | 48 | 455 | 148 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 | 5 | 3 |
Ф.Алонсо | 9 | 37 | 473 | 128 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 |
М.Уэббер | 9 | 21.5 | 342 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Ф.Масса | 8 | 16 | 394 | 16 | 1 | 5 | 2 | 2 | |||
Н.Росберг | 5 | 15.5 | 190 | 15 | 2 | 3 | 1 | 1 | |||
Л.Хэмилтон | 4 | 21 | 199 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
А.Сутил | 4 | 10 | 91 | 4 | 5 | ||||||
Х.Ковалайнен | 4 | 7 | 158 | 8 | 3 | 1 | |||||
С.Феттель | 3 | 25 | 125 | 54 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
Т.Глок | 3 | 3 | 34 | 3 | 3 | 1 | |||||
В.Лиуцци | 3 | 121 | 10 | 11 | |||||||
С.Буэми | 2 | 86 | 13 | 11 | |||||||
Х.Альгерсуари | 1 | 2 | 56 | 14 | 9 | ||||||
Н.Картикеян | 1 | 54 | 17 | 11 | |||||||
В.Петров | 1 | 32 | 11 | ||||||||
К.Кобаяши | 1 | 8 | 9 | ||||||||
П. ди Реста | 1 | ||||||||||
Д’Амброзио, Мальдонадо и Перес в Гран При Малайзии не участвовали, ди Реста работал только в пятничных свободных заездах |
Энтони Дэвидсон: «Автодром в Сепанге – одно из лучших творений конструкторского бюро Германа Тильке. Многие гонщики сходили бы с ума по этой трассе, если бы она была расположена в стране с более прохладным климатом, но в Малайзии будет жарко, а значит, нас ждёт уик-энд, требовательный не только к машинам, но и к физическим кондициям пилотов.
В это время года в Малайзии часто идут муссонные дожди, способные серьёзно повлиять на ситуацию в квалификации и гонке. В последние пять лет победа в Сепанге доставалась гонщикам пяти разных команд – исход этого Гран При непредсказуем, многое зависит от гибкого подхода к стратегии, умения оптимально реагировать на выезд машины безопасности и контролировать износ резины.
На длинных прямых важна мощность двигателя, а скоростные повороты потребуют эффективной аэродинамики. В прошлом году гонщики Red Bull Racing завоевали здесь дубль – думаю, их можно считать фаворитами предстоящего уик-энда.
Один из самых сложных участков – 14-й поворот. Вы подъезжаете к нему на шестой передаче, потом на торможении переключаетесь до второй и попадаете на «слепой» апекс – прохождение этого поворота позволяет судить о мастерстве гонщиков, здесь можно многое потерять или выиграть».
Гран При Малайзии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
04/04/10 | Сепанг | М.Уэббер | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
05/04/09 | Сепанг | Д.Баттон | Brawn GP | Д.Баттон | Brawn GP |
23/03/08 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
08/04/07 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | Ф.Алонсо | McLaren |
19/03/06 | Сепанг | Д.Физикелла | Renault | Д.Физикелла | Renault |
20/03/05 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | Ф.Алонсо | Renault |
21/03/04 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
23/03/03 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | К.Райкконен | McLaren |
17/03/02 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Р.Шумахер | Williams |
18/03/01 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
22/10/00 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
17/10/99 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Э.Ирвайн | Ferrari |
Гран При Малайзии: Трасса и статистика
2014 FORMULA 1 PETRONAS MALAYSIA GRAND PRIX | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
28-30/03/2014 | Sepang International Circuit | 5543 м | 56 | 310.408 км |
Официальный сайт |
Огромный гоночный комплекс с прекрасной трассой, крытыми трибунами, внутренним телевидением и пресс-центром на 500 журналистов – в 1999-м году многие решения казались революционными, и с Малайзии какое-то время брали пример, особенно в том, что касается сроков строительства и экономии средств.
Однако Сингапур и Абу-Даби подняли планку, сейчас автодром в Сепанге уже кажется устаревшим, в этом году он примет уже 16-ю гонку. Трасса и сопутствующие сооружения спроектированы конструкторским бюро Германа Тильке.
Расписание Гран При Малайзии. Время московское | ||||
День | Событие | Время | Россия 2 | Спорт 1 |
28/03, пятница | Первая тренировка | 06:00 | — | 05:55 |
28/03, пятница | Вторая тренировка | 10:00 | — | 09:55 |
29/03, суббота | Третья тренировка | 09:00 | — | 08:55 |
29/03, суббота | Квалификация | 12:00 | 11:50 | 11:50 |
30/03, воскресенье | Гонка | 12:00 | 11:45 | 11:30 |
Sepang International Circuit | |
Дебют в Формуле 1 | 1999 |
Прошедших Гран При | 15 |
Из них побед с поула | 7 |
Направление движения | по часовой стрелке |
Рекорд трассы | 1:34.223 (Х.Монтойя, 2004) |
Дистанция с полностью нажатой педалью газа | 64% |
Число переключения передач на круге | 53 |
Вероятность выезда машины безопасности | 20% |
Трасса включает все виды поворотов, от скоростных с быстрой сменой направления, вроде пятого и шестого, до медленных шпилек. Чтобы настроить машину, инженерам приходится искать компромисс, но не всё можно решить регулировками – преимущество в Малайзии получит сбалансированная и стабильная машина.
Сепанг требует среднего уровня прижимной силы, более 60% дистанции круга проходятся с полностью нажатой педалью газа, так что многое зависит от надежности моторов и эффективности систем охлаждения. Из-за жары и высокой влажности непросто придётся и гонщикам, медики считают, что в гонке пилоты потеряют около 2-2.5 кг.
Компания Pirelli вновь привезёт в Малайзию два самых жестких состава – Hard и Medium, прогноз погоды всегда обещает в Сепанге высокую вероятность осадков, так что может понадобиться дождевая и промежуточная резина.
Достижения действующих гонщиков на Гран При Малайзии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Д.Баттон | 14 | 44 | 659 | 18 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 |
Ф.Алонсо | 12 | 70 | 586 | 169 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 3 |
К.Райкконен | 11 | 42 | 431 | 75 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | |
Ф.Масса | 11 | 36 | 562 | 16 | 1 | 5 | 2 | 3 | |||
Н.Росберг | 8 | 27.5 | 357 | 16 | 2 | 3 | 1 | 1 | |||
Л.Хэмилтон | 7 | 55 | 367 | 15 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | |
С.Феттель | 6 | 75 | 293 | 129 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | |
А.Сутил | 6 | 10 | 174 | 4 | 5 | ||||||
Н.Хюлькенберг | 4 | 7 | 168 | 5 | 8 | ||||||
С.Перес | 3 | 20 | 135 | 4 | 9 | 2 | 1 | 1 | |||
К.Кобаяши | 3 | 6 | 110 | 9 | 7 | ||||||
Д.Риккардо | 3 | 107 | 13 | 12 | |||||||
П.Мальдонадо | 3 | 107 | 11 | 19 | |||||||
Р.Грожан | 2 | 8 | 59 | 6 | 6 | ||||||
Ж-Э. Вернь | 2 | 5 | 112 | 17 | 8 | ||||||
В.Боттас | 2 | 56 | 18 | 11 | |||||||
Э.Гутьеррес | 1 | 55 | 14 | 12 | |||||||
Ж.Бьянки | 1 | 55 | 19 | 13 | |||||||
М.Чилтон | 1 | 54 | 21 | 16 | |||||||
Квят, Магнуссен и Эриксон в Гран При Малайзии не участвовали |
Лучшие результаты сессий Гран При Малайзии 2013 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая сессия | Солнечно, сухо | М.Уэббер | Red Bull | 1:36.935 | |
Вторая сессия | Облачно, дождь | К.Райкконен | Lotus | 1:36.569 | |
Третья сессия | Облачно, сухо | С.Феттель | Red Bull | 1:36.435 | |
Квалификация | Облачно, дождь | С.Феттель | Red Bull | 1:49.674 | |
Лучший круг в гонке | Облачно, дождь | С.Перес | McLaren | 1:39.199 |
Энтони Дэвидсон: «Автодром в Сепанге – одно из лучших творений конструкторского бюро Германа Тильке. Многие гонщики сходили бы с ума по этой трассе, если бы она была расположена в стране с более прохладным климатом, но в Малайзии будет жарко, нас ждёт уик-энд, требовательный не только к машинам, но и к физической форме пилотов.
В это время года в Малайзии часто идут муссонные дожди, способные серьёзно повлиять на ситуацию в квалификации и гонке. Исход Гран При Малайзии непредсказуем, многое зависит от гибкости в подходе к стратегии, умения реагировать на выезд машины безопасности и контролировать износ резины. На длинных прямых важна мощность двигателя, а скоростные повороты потребуют эффективной аэродинамики.
Один из самых сложных участков – 14-й поворот. Вы подъезжаете к нему на шестой передаче, потом на торможении переключаетесь до второй и попадаете на «слепой» апекс – прохождение этого участка позволяет судить о мастерстве гонщиков, здесь можно многое потерять или выиграть».
Гран При Малайзии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
24/03/13 | Сепанг | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
25/03/12 | Сепанг | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Алонсо | Ferrari |
10/04/11 | Сепанг | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
04/04/10 | Сепанг | М.Уэббер | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
05/04/09 | Сепанг | Д.Баттон | Brawn GP | Д.Баттон | Brawn GP |
23/03/08 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
08/04/07 | Сепанг | Ф.Масса | Ferrari | Ф.Алонсо | McLaren |
19/03/06 | Сепанг | Д.Физикелла | Renault | Д.Физикелла | Renault |
20/03/05 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | Ф.Алонсо | Renault |
21/03/04 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
23/03/03 | Сепанг | Ф.Алонсо | Renault | К.Райкконен | McLaren |
17/03/02 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Р.Шумахер | Williams |
18/03/01 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
22/10/00 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
17/10/99 | Сепанг | М.Шумахер | Ferrari | Э.Ирвайн | Ferrari |
Гран При Малайзии: Трасса Сепанг
Название трассы:
Sepang International Circuit.Расположение: к югу от Куала-Лумпура
Вместимость: 130000
Дата создания: 1998 год
Первый Гран При: 1999
Проведено Гран При: 14
Длина трассы: 5,543 км
Гоночная дистанция: 310,408 км
Количество кругов: 56
Кол-во поворотов: 15
Официальный сайт
http://www.malaysiangp.com.my/
История
Строительство новой трассы «Сепанг» в Малайзии было завершено в конце 1998 года.
Международный автодром «Сепанг», расположенный в 64 километрах к югу от центра Куала-Лумпура — столицы Малайзии — был спроектирован немецкой компанией Tilke GMBH, при содействии (в плане консультаций) Михаэля Шумахера. В процессе строительных работ было вывезено 9 миллионов кубометров земли и посажено 5000 новых пальм. Возведение трассы завершилось в рекордные короткие сроки: всего за 14 месяцев посреди насаждений масличных пальм на участке 260 га вырос суперсовременный автодром. Он представил собой огромный гоночный комплекс с внутренним телевидением и пресс-центром на 500 журналистов. Среди оригинальных решений автодрома стоит отметить двустороннюю главную внушительного размера крытую трибуну, расположенную в центре трассы. Кроме всего прочего, автодром сконструирован таким образом, что при необходимости, трек легко может быть разделен на два независимые друг от друга кольца. Своим появлением малазийский автодром произвел настоящий фурор в сфере Формулы-1 и послужил толчком к началу эмиграции гонок из Европы. «Сепанг» с его современной инфраструктурой завысил планку требований, предъявляемых к автодромам Гран При. Большое внимание организаторы уделили здесь и уровню безопасности. Вдоль трассы расставлены 27 закрытых камер, позволяющих отслеживать происходящее в любой точке трека. Сетью опутывающих всю трассу кабелей, они соединены прямо с Центром управления гонкой. «Сепанг» — единственный автодром, обладающий исключительным правом использовать официальный логотип F1 в своем названии.
Торжественное открытие автодрома «Сепанг» состоялось 9 марта 1999 года в присутствии премьер-министра страны Дато Сери Доктора Махатира Мохамада. А первый Гран При прошел 17 октября 1999 года.
Круг по трассе Сепанг
Описание
Сепанг представляет собой комбинацию из 15 поворотов. Кроме того, она включает в себя два длинных скоростных участка, один из которых — главная прямая старт/финиш, позволяющая развивать скорость свыше 300 км/ч. Минимальная ширина полотна трассы составляет 16 метров, а максимальная — 22 метра. Это сочетание создает множество возможностей для обгонов. Немаловажным фактором является непредсказуемая погода. Высокие температуры и повышенная влажность сильно сказываются на работе двигателей, которые подвергаются перегревам ввиду недостаточности воздуха.
Дженсон Баттон: «На трассе Сепанг есть фантастические широкие повороты, и если болид работает должным образом, то можно получить большое удовольствие от пилотирования. Это один из самых сложных автодромов в календаре, потому что он представлен большим диапазоном поворотов, спусками и подъемами, несколькими слепыми апексами и немалым градиентом высот. Когда там возникают проблемы с техникой и не получается найти настройки — это сильно осложняет ситуацию».
Все победители Гран При Малайзии | |||||
Год | Трасса | Обладатель поула | Команда | Победитель | Команда |
2012 | Сепанг | Льюис Хэмильтон | McLaren | Фернандо Алонсо | Ferrari |
2011 | Сепанг | Себастьян Феттель | Red Bull | Себастьян Феттель | Red Bull |
2010 | Сепанг | Марк Уэббер | Red Bull | Себастьян Феттель | Red Bull |
2009 | Сепанг | Дженсон Баттон | Brawn GP | Дженсон Баттон | Brawn GP |
2008 | Сепанг | Фелипе Масса | Ferrari | Кими Райкконен | Ferrari |
2007 | Сепанг | Фелипе Масса | Ferrari | Фернандо Алонсо | McLaren |
2006 | Сепанг | Джанкарло Физикелла | Renault | Джанкарло Физикелла | Renault |
2005 | Сепанг | Фернандо Алонсо | Renault | Фернандо Алонсо | Renault |
2004 | Сепанг | Михаэль Шумахер | Ferrari | Михаэль Шумахер | Ferrari |
2003 | Сепанг | Фернандо Алонсо | Renault | Кими Райкконен | McLaren |
2002 | Сепанг | Михаэль Шумахер | Ferrari | Ральф Шумахер | Williams |
2001 | Сепанг | Михаэль Шумахер | Ferrari | Михаэль Шумахер | Ferrari |
2000 | Сепанг | Михаэль Шумахер | Ferrari | Михаэль Шумахер | Ferrari |
1999 | Сепанг | Михаэль Шумахер | Ferrari | Эдди Ирвайн | Ferrari |
Сепанг (трасса) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
«Сепанг» — гоночная трасса в Малайзии в 25 км к югу от Куала-Лумпура, в непосредственной близости от международного аэропорта. Построена в 1998 году. Архитектор Герман Тильке. Первый Гран-при чемпионатов «Формулы-1» состоялся 17 октября 1999 года. Также автодром используется для проведения крупных автоспортивных серий — Formula One Malaysian Grand Prix, A1 Grand Prix и Malaysian Motorcycle Grand Prix (MotoGP).главная трибуна
Строительство трассы «Сепанг» велось 14 месяцев и завершилось в конце 1998 года. Автодром стал первым в ряду новых трасс в странах Азии, на которых начали проводить этапы «Формулы-1». Далее появились трассы Сахир (Бахрейн), Шанхай (Китай), Истанбул Парк (Турция), Международный автодром Кореи (Республика Корея).«Сепанг» — единственный этап, обладающий исключительным правом использовать официальный логотип F1 в своем названии — Sepang F1 International Circuit.
Открытие автодрома «Сепанг» состоялось 9 марта 1999 года в присутствии премьер-министра Малайзии Дато Сери Доктора Махатира Мохамада. Первый Гран-при прошел 17 октября 1999 года и стал пятнадцатым этапом чемпионата мира «Формулы-1» сезона 1999 года.
Трасса была спроектирована немецкой компанией Tilke GMBH при содействии Михаэля Шумахера. Имя Германа Тильке, спроектировавшего данный автодром, хорошо известно поклонникам гонок, ведь именно он в 2000-х годах стал создателем практически всех новых трасс календаря «Формулы-1». Некоторые пилоты и поклонники «Формулы-1» считают трассу «Сепанг» лучшим творением немецкого архитектора.Готовый проект занял площадь 260 га. Главная трибуна — двусторонняя, крытая, расположена в центре. Трасса сконструирована таким образом, что при необходимости трек можно разделить на два независимых друг от друга круга, северный и южный, с длиной 2, 8 и 2, 6 км.
В главном здании автодрома располагается 33 бокса, центр управления гонкой, паддоки, офисы и административные объекты. Рядом с боксами расположился медицинский центр, который во время мероприятий превращается в небольшую больницу.
Развитая инфраструктура автодрома тут же подняла планку требований, предъявляемых ко всем трассам Гран-при. Серьезные требования уделены безопасности — все участники заездов находятся под непрерывным наблюдением 27 закрытых камер, которые охватывают всю трассу. Информация непрерывно поступает в центр управления гонкой и позволяет оперативно решать непредвиденные ситуации. Пресс-центр способен принять 500 журналистов.
Для покрытия использовалась особая смесь битума: гладкого и не слишком абразивного, разработанного с учетом его круглогодичного использования во влажном малазийском климате. Для зон безопасности применяется речная галька. Покрытие трассы требовательно к шинам болидов. Большое значение имеет тактика пит-стопов. Команды предпочитают совершать два, в редких случаях три пит-стопа.На прямых участках трассы на первый план выходит работа двигателя и аэродинамика болида, в скоростных поворотах — умение пилотировать, 64% всей длины трассы пилоты проходят на предельной скорости.На главном скоростном участке (прямая старт/финиш) болиды развивают скорость более 300 км/ч.
Единственную проблему для автодрома представляют тропические ливни. Система дренажа не справляется с потоками воды, и пит-лейн затапливает.На трассе есть фантастические широкие повороты, и если болид работает должным образом, то можно получить большое удовольствие от пилотирования. Это один из самых сложных автодромов в календаре, потому что он представлен большим диапазоном поворотов, спусками и подъемами, несколькими слепыми апексами и немалым градиентом высот.
Название трассы | Sepang International Circuit |
Название Гран-при | Гран-при Малайзии |
Гоночная дистанция | 310, 408 км |
Длина трассы | 5, 543 км |
Количество кругов | 56 |
Количество поворотов | 15 (5 левых и 10 правых) |
Вместимость | 130 000 человек |
Первый Гран-при | 1999 год |
Всего проведено Гран-при | 15 |
Расположение | 64 километра к югу |
Ширина полотна трассы: минимальная максимальная |
|
Группы в соцсетях
- Энтони Дэвидсон: Сепанг – одна из лучших трасс Тильке // F1news.ru 02.04.2011
Малайзия’01: Под контролем — все новости Формулы 1 2020
Гонка #665: 18 марта 2001 года. Гран При Малайзии. Сепанг |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2001) — 1:35,220 (209,565 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren MP4-16) — 1:40,962 (197,647 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2001) — 1:47:34,801 (170,031 км/ч) |
На совещании в Лондоне перед сезоном 2001 года команды приняли неожиданное решение – вернуть в Формулу 1 контроль тяги и некоторые другие электронные системы, помогающие пилотам. Причиной стали бесконечные взаимные подозрения команд в нелегальном применении подобных систем, и неспособность FIA гарантировать соблюдение запрета. Но самым удивительным было то, что правило вступало в силу не с первой, а с пятой гонки!
Атмосфера подозрительности только усугубилась – некоторые считали, что кто-то из соперников установил контроль тяги, не дожидаясь гонки в Испании. В частности, уже после открытия сезона в Австралии пилот Jordan Хайнц-Харальд Френтцен прямо обвинил в этом Ferrari и Sauber. Впрочем, пилоты, опробовавшие машины с трекшн-контролем на тестах, особой разницы с точки зрения скорости не заметили.
Второй этап проходил в Малайзии. Трасса Сепанг стала очередной жертвой переносов Гран При из конца календаря в начало: предыдущая гонка в Куала-Лумпуре состоялась осенью, 22 октября, и организаторы жаловались на низкую посещаемость – за пять месяцев зрители просто не успели соскучиться по Формуле 1. Другой проблемой стала погода – если в октябре в Малайзии было жарко, то в марте, как выяснилось – жарко и влажно!
На итогах квалификации, впрочем, это никак не отразилось. Гран При на трассе Сепанг проводился в третий раз, и в третий раз поул завоевал Михаэль Шумахер. Его напарник Рубенс Баррикелло уступил всего одну десятую. Третье время показал другой Шумахер – Ральф, выступавший за Williams-BMW. А вот Мика Хаккинен хоть и оказался четвёртым, проиграл пилотам Ferrari достаточно много.
На протяжении всего уик-энда высокие результаты демонстрировал гонщик Jordan Ярно Трулли. Он показал лучшее время в первой тренировке, а в квалификации оказался пятым — впереди Монтойи, Вильнёва и Култхарда. В воскресенье, на утреннем warm-up, Ярно вновь был очень быстр, уступив только Баррикелло и Култхарду. А вот Шумахеру не повезло – после вылета с трассы машина оказалась повреждена, стартовать пришлось на запасной.
Началась гонка немного необычно. Уже на формировочном круге замедлился Френтцен – в бортовом компьютере машины произошёл сбой. А после того, как машины выстроились на прямой, зрители стали свидетелями странной сцены – пилот Benetton Джанкарло Физикелла медленно тронулся с места и начал перемещаться из левой стороны стартовой решётки на правую…
Как выяснилось, итальянец просто перепутал позицию, с которой должен был начинать гонку, и таким немного неуклюжим способом пытался занять нужную. Дирекции гонки ничего не оставалось, как отправить пилотов на ещё один прогревочный круг, а Физикеллу отодвинуть на последний ряд. Но в этот момент заглохла Williams Хуан-Пабло Монтойи. Колумбиец выскочил из машины и бегом отправился в боксы – за запасной.
Когда гонка, наконец, стартовала, Шумахер уверенно удержал лидерство. За вторую позицию сражались Баррикелло, Ральф Шумахер и Трулли. В первый поворот раньше соперников зашёл Ральф, но Баррикелло не удержал машину и врезался своим передним левым колесом в заднее правое немца. Williams развернуло, и Шумахер-младший откатился в конец пелотона, чудом избежав серьёзной аварии. Интересно, что после финиша Баррикелло обвинил в инциденте Ральфа – по его мнению, немец не оставил ему места.
Две Ferrari уверенно лидировали, третьим был Трулли, сдерживавший Култхарда – казалось, дорога к победе для Шумахера открыта. Но уже на втором круге из-за взрыва мотора в шестом повороте сошёл Оливье Панис. Это событие могло остаться незамеченным, но оказало большое влияние на ход гонки. Прежде чем остановиться в гравийной ловушке, француз обильно полил трассу маслом. А затем на трассу обрушился тропический ливень.
Поскальзываясь на смеси воды и масла в шестом повороте, пилоты начали вылетать один за другим. Первой жертвой стал лидировавший Михаэль Шумахер. Баррикелло тоже не избежал вылета, но уже не столь серьёзного. Но если оба пилота Ferrari сумели вернуться на трассу, хоть и потеряв несколько позиций, то для Энрике Бернольди, Ника Хайдфельда и Жака Вильнёва гонка в шестом повороте и закончилась. Кроме того, на том же круге сошли Эдди Ирвайн и Хуан-Пабло Монтойя.
На трассе образовался настоящий потоп, дирекция гонки выпустила автомобиль безопасности. Выбившийся было в лидеры Ярно Трулли тоже вылетел, откатившись назад. Пилоты отправились в боксы менять шины, но если большинство команд ставили своим гонщикам дождевую резину, то в Ferrari предпочли промежуточную. Правда, к появлению в боксах машины Баррикелло механики оказались не готовы, и его остановка длилась более минуты. Всё это время Шумахер стоял позади, ожидая своей очереди…
Тем не менее, выбор Ferrari оказался верным. Уже на седьмом круге ливень кончился. На 10-м автомобиль безопасности покинул трассу, и к этому моменту Баррикелло и Шумахер занимали 10 и 11 позиции соответственно. Лидировал в гонке Култхард, в момент рестарта на второе место вышел Йос Ферстаппен, опередивший Френтцена. Но уже два круга спустя третьим стал Шумахер!
Асфальт быстро подсыхал, промежуточные шины Шумахера и Баррикелло работали всё лучше. Даже несмотря на трафик, они ехали на три секунды быстрее лидеров – и с каждым кругом разница только росла. Две алые машины проходили одного соперника за другим, прорываясь наверх. А когда Баррикелло чуть замешкался при обгоне Трулли, Шумахер воспользовался этим, обогнав напарника смелым манёвром по внешнему радиусу. После гонки Рубенс не скрывал обиды – бразилец считал, что Шумахер должен был подождать менее рискованной ситуации.
Уже к 15-му кругу Шумахер возглавил гонку. Ещё через несколько поворотов Баррикелло вышел на второе место. Две Ferrari стремительно отрывались от соперников. Спустя ещё несколько кругов пилоты начали возвращаться в боксы за шинами для сухой трассы. Провёл пит-стоп и Баррикелло. А вот Шумахер продержался на трассе до 30 круга – дольше, чем кто бы то ни было – создав огромный отрыв.
После пит-стопа Шумахер вернулся на трассу лидером и легко довёл гонку до победы, Баррикелло финишировал на втором месте, а Култхард – на третьем. Следующим клетчатый флаг увидел Френтцен, на пятое же место прорвался Ральф Шумахер – после разворота в начале гонки ему удалось отыграться и даже опередить Хаккинена.
После финиша вновь не обошлось без разговоров об использовании на машинах Ferrari контроля тяги – очень уж велико оказалось преимущество Шумахера и Баррикелло. Впрочем, уже к середине сезона об этом никто не вспоминал. После того, как, начиная с Гран При Испании, на всех машинах появились электронные помощники, преимущество Скудерии осталось прежним.