Производство автобусов в россии в 2019 году – Об утверждении перечней единственных исполнителей осуществляемых Минпромторгом России в 2019 году закупок автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов

Содержание

Рынок новых автобусов закончил 2019 год «в плюсе»

Дата: 15.01.2020 01:02:29

Image

На 5,2% в 2019 году относительно 2018-го выросли в России продажи новых автобусов, о чем говорится в материалах исследования «Автостат Инфо». В абсолютном выражении продажи выросли с 13 274 до 13 963 ед. техники. 

 

Аналитики отмечают, что в 2019 году росту автобусного рынка поспособствовал сегмент иностранных марок, который прибавил в продажах за отчетный период 28% и увеличился с 1316 до 1685 ед. Его доля выросла соответственно с 9,9 до 12,1%. Рост продаж российских автобусов оказался более умеренным и составил только +2,7%. При этом, конечно же, в объеме продаж автобусов преобладает именно российская техника — 12 278 ед., проданных за 2019 год (годом ранее — 11 958 ед.), что соответствует доле в 87,9% (в 2018 году — 90,1%).

 

В 2019 году «ПАЗ» укрепил свои лидерские позиции на российском рынке и продал 7864 автобуса, на 7% больше, чем годом ранее — 7357 ед. В то же время «ЛИАЗ» реализовал 1593 ед. техники, на 5,5% меньше, чем в 2018 году (1685 ед.), что, впрочем, не помешало ему остаться на второй позиции в годовом рейтинге. Третье место на автобусном рынке по итогам года занял  «НЕФАЗ» — 1404 реализованных ед. техники. Примечательно, что продажи автобусов «НЕФАЗ» выросли за год на 30,7% с отметки в 1074 ед. В топ-5 марок автобусного рынка в 2019 году вошли также китайский Yutong (578 ед., +13,3%) и «КАВЗ» (419 шт., +10%).

 

Добавим, что в последний месяц 2019 года продажи автобусов  в РФ составили 1772 ед., что оказалось на 3% меньше продаж, зафиксированных в декабре 2018 года (1825 ед.). Продажи автобусов-иномарок в декабре выросли на 52% до 240 ед., а показатели реализации в сегменте российских машин, наоборот, сократились, на 8% до 1532 шт. 

 

 

 

 

Обзор рынка BUS LARGE / Регистрации новых / Январь-Декабрь 2019 г.  / Россия

Image2

 

 

 

 

 



Ульяновская компания произведет в 2019 году в cемь раз больше автобусов, чем годом ранее — Экономика и бизнес

УЛЬЯНОВСК, 13 ноября. /ТАСС/. Ульяновская компания «Симаз» по итогам 2019 года увеличит объемы производства автобусов с 30 единиц в 2018 году до 220 автобусов в связи с ростом объема заказов, сообщил в среду журналистам директор предприятия по продажам и маркетингу Максим Забродин.

«Если в 2018 году мы произвели порядка 30 единиц техники, то в этом году мы на сегодняшний день произвели порядка 170 единиц. До конца года в планах отдать на рынок еще порядка 50 машин <…> Мы растем, есть потребность рынка, и мы стараемся ее обеспечить», — сказал он.

Забродин уточнил, что у предприятия уже есть повторные заказы от клиентов. Например, в прошлом году во Владивосток были сделаны первые отгрузки, и в этом году регион закупает очередную партию автобусов. «Сейчас востребованы автобусы в Красноярске, большая потребность на Урале — Тюмень, Челябинск, очень интересуются нашей техникой перевозчики Ростова. Это наши основные рынки на ближайшее будущее — на ближайшие месяц-два», — пояснил он.

По словам Забродина, на ульяновский рынок отдано 22 единицы техники. Из них 11 автобусов предназначены для пригородных направлений и еще 11 переданы городу для перевозки маломобильной группы населения по федеральной программе «Доступная среда». «Автобусы средней вместимости произведены на шасси Isuzu, которые себя уже зарекомендовали как надежные японские ресурсные шасси, с очень выгодными показателями для перевозчиков», — уточнил он.

Директор предприятия по продажам и маркетингу добавил, что в дальнейшем предприятие намерено наращивать производство. «Наша задача в следующем году выйти на уровень 500 единиц в год», — отметил Забродин.

Компания «Симаз» начинала свою деятельность, работая преимущественно по изготовлению надстроек для коммерческой техники — бортовых платформ, промтоварных и изотермических фургонов, а также фургонов специального назначения. С 2010 года появился проект по созданию собственной конструкции автобуса средней размерности на базе шасси китайского грузовика. Проект был полностью разработан своим инжиниринговым центром, испытан, сертифицирован и запущен в производство. В силу экономических факторов производство автобусов было приостановлено, а в июле 2017 года на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге ООО «Симаз» и АО «Исузу Рус» подписали меморандум о намерениях по производству автобусов на базе японского шасси Isuzu.

Производители автобусов России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014; проверки требуют 32 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014; проверки требуют 32 правки. Мичуринский автобус МАРЗ

Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[1]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.

  • 1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
  • 1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод — автобусов ГАЗ-03-30.
  • 1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
  • 1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
  • 1948 — начало производства автобусов ЗИС-154.
  • 1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ).
  • 1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ).
  • 1959 — вступил в строй Ликинскй автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода являлся автобус ЛиАЗ-158, переданных с ЗиЛа.
  • 1967 —
    • начало производства автобусов ЛиАЗ-677.
    • начало производства автобусов ПАЗ-672.
  • 1986 — начало производства автобусов ЛиАЗ-5256.
  • 1989 — начало производства автобусов ПАЗ-3205.
  • 1994 —
    • вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода являлся автобус ГолАЗ-АКА-6226.
    • на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
    • на заводе ЯАЗ начали собирать автобусы ЛиАЗ-677М.
    • с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
  • 1996 —
  • начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
  • на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
  • на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
  • с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
  • 1998 — на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33.
  • 1999-2004 — Преодоление кризиса. Налаживание работы ЛиАЗа, АМАЗа, сборки автобусов Scania. Банкротство Икаруса.
  • 2000 — вступил в строй Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ).
  • 2002 — начало производства автобусов ЛиАЗ-6212.
  • 2004 —
  • 2005 — Налаживается производство более современных и технически совершенных машин.
  • 2007-2008 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.20, спустя год налажено их серийное производство.
  • 2008-2010 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.21, спустя два года налажено их серийное производство.
  • 2012-2013 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.22, спустя год налажено их серийное производство.
  • 2016 — начало производства автобусов ЛиАЗ-6213.65-77

Цифровая классификация моделей[править | править код]

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:

  • 100—199 ЗИЛ — производились модели 118, 119, 127, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
  • 652—674 ГАЗ, c 1950 г. ПАЗ и КАвЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАвЗ-655, 657, 659 и 685.
  • 675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗИЛа), 676 (опытный) и 677.
  • 695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
  • 975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).

Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе[2].

См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.

В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:

  • 2 — особо малый, до 5 метров
  • 3 — малый, от 6 до 7,5 метров
  • 4 — средний, от 8 до 9,5 метров
  • 5 — большой, от 10,5 до 11 метров
  • 6 — особо большой, свыше 11,5 метров

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Российские фирмы-производители (на 2019 год)[править | править код]

  • Volgabus
  • Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
  • ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
  • Курганский автобусный завод, Курган
  • ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
  • Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
  • ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород
  • Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
  • Павловский автобус, Павлово
  • ООО Родниковский машзавод, Родники
  • ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
  • Автобусы ЗАО НПП СемАР, Семенов
  • Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
  • ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
  • Автобусы ЗАО Тушино-Авто, Москва
  • Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
  • Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
  • Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
Ликвидированные фирмы-производители (в скобках указана дата прекращения деятельности)[править | править код]

Классификация по фирмам-производителям[править | править код]

По классам (длине) различают

  • Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
  • Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
  • Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (Ликинский автобус — ЛиАЗ-4292, ПАЗ, КАвЗ)
  • Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Volgabus, Ликинский автобус, НефАЗ, Скания-Питер, РАМ (Marco Polo))
  • Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус)
  • Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)

В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук[3].

Производство в 2007 году[4]
Все заводы88824
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород39625
ОАО «УАЗ», Ульяновск18255
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке15031
ООО «КАвЗ», Курган4083
ООО «ТагАЗ», Таганрог3371
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво2894
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область2034
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск1307
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород1021
ОАО «АЗ Урал», Миасс990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно492
ЗАО Тушино-Авто, Москва465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов395
ООО ВАП Волжанин, Волжский297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург132
АМО ЗИЛ, Москва26
ООО Родниковский машзавод, Родники18
ООО Вика ЛТД, Курган2

Рынок автобусов в марте 2019 года

Дата изготовления: 29.11.2019 15:37:27

Image1

Рынок новых автобусов в марте 2019 года, по данным «Автостат Инфо» сократился почти на четверть к аналогичному периоду прошлого года (–24,3%) до 979 ед. При этом отечественные производители потеряли 24% (продано 898 ед.), а иностранные марки – 27,7% до 81 ед. В цифрах это выглядит так: 91,3% рынка за российскими марками, а 8,7% – за иномарками.

По кварталу показатели практически столь же плохи: падение на 21,3% в целом, до 2822 ед.; у отечественных марок – на 21,4% до 2619 ед., у иномарок – на 19,4% до 203 ед. Доля российских марок – 92,8% (против 93% годом ранее), а иномарок – 7,2% (против 7%).

Так, что объемы продаж отечественной автобусной техники и иномарок (преимущественно импортных) различаются более чем на порядок!

Региональный рынок в марте показал неоднозначные результаты. Так, продажи в Северо-Кавказском ФО выросли сразу в 5 раз (!), а в Южном ФО в 2,5 раза, их доля на рынке страны всего лишь, соответственно, 3,1% и 8,3%, что позволило им лишь замедлить падение рынка в целом. Выросли также Северо-Западный ФО (+44,8%, доля 9,9%), Дальневосточный округ (+31,4%, доля 4,7%) и Приволжский ФО (+15,5%, доля 19,8%). Однако динамику рынка определили не они, а наиболее депрессивный – обвалившийся более чем вполовину Центральный ФО (–53,6%, доля 29,9%), и на пару с ним Уральский ФО (–53,4%, доля 8,5%), а также Сибирский ФО (–11,9%, доля 15,8%).

По кварталу в лидерах также Северо-Кавказский ФО с ростом в 2,3 раза (доля 3,7%). Далее неплохой рост в 36,7% показал Приволжский ФО (доля 22,6%). Также некоторый рост продемонстрировали Северо-Западный ФО (+5,6%, доля 10%) и Южный ФО (+2,7%, доля 9,4%). Однако наибольший провал почти на половину показал именно Центральный ФО (–48,9%, доля 27,3%), который вместе с Уральским ФО (–40,4%, доля 8,4%) и Сибирским ФО (–21,2%, доля 14,2%) и утянули весь рынок вниз. Дальневосточный ФО за квартал был еще в минусе (–6,7%, доля 4,4%), но в марте смог переломить тренд.

Так как именно автобусный сегмент традиционно выступает пилотным по отношению ко всему автомобильному рынку, получается, что, по крайней мере, сегменту коммерческих автомобилей и LCV в этом году ничего хорошего не светит, да и легковой в лучшем случае удержится на достигнутых позициях. И это невзирая даже на рост нефтяных цен, чему служит «отвязка» от них валютного курса рубля. 

Наибольший рост в топ-10 марок автобусов в марте показал белорусский «МАЗ» (т.е. иномарка) – в 2,1 раза (+113,3%) до 32 ед., второе место у «ПАЗа» – плюс 46,4% до 669 ед. (1-е место на рынке), а третье – у «Волжанина» с +33,3% до 16 ед. В отстающих – «ГАЗ» с –86,2% до 34 ед. и «ЛиАЗ» с –86% до 39 ед. (3-е место на рынке). Также серьезный спад у Yutong (–62,9% до 26 ед.) и «НефАЗа» (–28,2% до 74 ед. – 2-е место на рынке). 

По кварталу в дилерах роста также «МАЗ» (+27,8% до 124 ед.), «ПАЗ» (+11,3% до 1726 ед. – лидер рынка) и «СимАЗ» (0% и 33 ед.). Провалились: «ЛиАЗ» (–71,8% до 172 ед. – 3-е место на рынке), «ГАЗ» (–66,9% до 167 ед.), «Урал» (–62% до 46 ед.) и Yutong (–56,2% до 46 ед.). Менее катастрофический, но также минус показали: «НефАЗ» (–15,6% до 233 ед. – 2-е место на рынке) и «КАвЗ» (–15,6% до 76 ед.).

В Топ-10 моделей автобусов за март взлетел «МАЗ-103» с ростом в 7,25 раза (до 29 ед.), далее следует полноприводный (!) «ПАЗ-3206» с ростом в 7 раз до 35 ед. и ПАЗ-3203 с ростом в 5,25 раза до 42 ед. Вся первая тройка – фактически нишевые модели, зато стабильные бестселлеры рынка, как-то «ПАЗ-3205» (+47,2% до 343 ед.), «ПАЗ-4234» (+21,5% до 96 ед. – 3-е место) и «ПАЗ-3204/NEXT» (+16,8% до 153 ед. – 2-е место) тоже показали рост, пусть и более умеренный. Провалились: «ГАЗель NEXT D» (–86,2% до 34 ед.), «ЛиАЗ-5292» (–38,6% до 35 ед.) и «КАвЗ-4238» (–15% до 17 ед.).  

За квартал лидером Топ-10 по динамике оказался ПАЗ-3206 с ростом в 7,4 раза до 103 ед., ща ним идут МАЗ-206/-226 с ростом в 5,5 раз до 77 ед. и ПАЗ-4234 с +68,1% до 279 ед. На 50% также выросли продажи Volgabus-52701 (Citiritm 12 m). В аутсайдерах – «ГАЗель NEXT D» с –66,9% до 167 ед., ПАЗ-3203 с –12,1% до 58 ед. и ЛиАЗ-5292 с –10,9% до 90 ед.

Таким образом, подразделение «Русские автобусы» Группы ГАЗ вытягивал только Павловский автобусный завод. Причины падения сбыта у разных марок разные, но, например, «Группа ГАЗ», принадлежащая Олегу Дерипаске, попала в серьезные финансовые неприятности еще даже до начала действия против нее антироссийских санкций.

 

Ключевые слова: автобусы

Автор: Александр Климнов

итоги девяти месяцев 2019 года — Авторевю

Продажи новых грузовиков «большой семерки»

Продажи новых грузовиков  (полной массой более 3,5 т), шт.
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
КАМАЗ 19163 17715 8,2 ↑
ГАЗ 6150 5930 3,7 ↑
Volvo 4005 4571 –12,4 ↓
Scania 3431 4221 –18,7 ↓
MAN 3399 3532 –3,8 ↓
МАЗ 2774 2844 –2,5 ↓
Mercedes-Benz 2682 3273 –18,1 ↓
Урал 2111 2080 1,5 ↑
Isuzu 2078 2488 –16,5 ↓
DAF 1616 2105 –23,2 ↓
IVECO 893 852 4,8 ↑
Hyundai 869 1233 –29,5 ↓
Shaanxi 852 518 64,5 ↑
Hino 846 1364 –38,0 ↓
НефАЗ 766 961 –20,3 ↓
Renault 753 716 5,2 ↑
САЗ 714 591 20,8 ↑
Fuso 375 769 –51,2 ↓
JAC 355 170 108,8 ↑
Howo 329 220 49,5 ↑
FAW 259 353 –26,6 ↓
Ford 150 53 183 ↑
Foton 145 94 54,3 ↑
XCMG 67 41 63,4 ↑
Daewoo 41 34 20,6 ↑
Другие 155 262 –40,8 ↓
ВСЕГО 54978 56990 –3,5 ↓
Продажи новых грузовиков по моделям, шт. 
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
КАМАЗ-43118 4528 4598 –1,5 ↓
Газон Next 4282 4080 5 ↑
КАМАЗ-5490 3916 3345 17,1 ↑
КАМАЗ-65115 3729 3385 10,2 ↑
Volvo FH 2712 3398 –20,2 ↓
Mercedes-Benz Actros 2143 2910 –26,4 ↓
КАМАЗ-6520 1965 2076 –5,3 ↓
MAN TGX 1780 1928 –7,7 ↓
DAF XF  1547 2054 –24,7 ↓
MAN TGS 1469 1473 –0,3 ↓
Volvo FM 1279 1131 –13,1 ↓
Scania G 1268 1289 –1,6 ↓
ГАЗ-3308 1232 1197 2,9 ↑
Scania P 1217 1303 –6,6 ↓
Урал-4320 1187 1046 13,5 ↑
Scania R 916 1618 –43,4 ↓
Shaanxi 852 518 64,5 ↑
Hyundai HD78 758 1115 –32,0 ↓
КАМАЗ-43253 696 555 25,4 ↑
КАМАЗ-53605 663 404 64,1 ↑
Isuzu NPR 627 1015 –38,2 ↓
МАЗ-6312 616 727 –15,3 ↓
НефАЗ-4514 583 694 –16,0 ↓
IVECO Stralis 559 434 28,8 ↑
Продажи новых автобусов, шт. 
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
ПАЗ 5804 5127 13,2 ↑
ЛиАЗ 1106 1234 –10,4 ↓
НефАЗ 767 520 47,5 ↑
Yutong 411 415 –1,0 ↓
Volgabus 322 412 –21,8 ↓
КАвЗ 284 221 28,5 ↑
МАЗ 240 438 –45,2 ↓
Higer 164 148 10,8 ↑
СИМАЗ 126 12 950 ↑
Zhong Tong 113 86 31,4 ↑
Другие 428 318 34,6 ↑
ВСЕГО 9765 8931 9,3 ↑
Топ-10 моделей автобусов, шт.
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
ПАЗ-3205 2693 2673 0,7 ↑
ПАЗ-3204 1843 1583 16,4 ↑
ПАЗ-4234 850 603 41 ↑
НефАЗ-5299 767 520 47,5 ↑
ЛиАЗ-5292 539 387 39,3 ↑
ЛиАЗ-6213 295 222 32,9 ↑
Yutong ZK6129H 292 341 –14,4 ↓
ПАЗ-3206 250 61 309,8 ↑
Volgabus 5270G 201 104 93,3 ↑
КАвЗ-4238 194 171 13,5 ↑
Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт.
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
ГАЗ 35260 35966 –2,0 ↓
УАЗ 12291 12507 –1,7 ↓
Ford 8755 7626 14,8 ↑
Лада 7986 7759 2,9 ↑
Volkswagen 3980 3841 3,6 ↑
Mercedes-Benz 2382 5906 –59,7 ↓
Peugeot 2201 1890 16,5 ↑
Hyundai 1808 1603 12,8 ↑
Citroen 1434 1460 –1,8 ↓
Fiat 710 791 –10,2 ↓
Другие 1477 1345 9,8 ↑
ВСЕГО 78284 80694 –3,0 ↓
Топ-10 моделей легких коммерческих автомобилей, шт.
Марка 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. Динамика, %
Газель Next 20176 20770 –2,9 ↓
Ford Transit 8462 7203 17,5 ↑
Газель ГАЗ-3302 7744 8016 –3,4 ↓
Лада Ларгус 6682 6395 4,5 ↑
УАЗ-3909 5598 5760 –2,8 ↓
УАЗ Профи 2666 2595 2,7 ↑
Соболь ГАЗ-2752 2403 2412 –0,4 ↓
Газель ГАЗ-3221 2218 1681 31,9 ↑
Volkswagen Caravelle 1758 1940 –9,4 ↓
УАЗ-2206 1579 1770 –10,8 ↓

По данным агентства Автостат

Автопром в России в I квартале 2019 г.

Дисбаланс планов и реальности

Александр Климнов, фото производителей
и РИА «РОССбизнес»–«Грузовик Пресс»

По данным ОАО «АСМ-Холдинг», в I квартале 2019 года производство грузовиков в России (включая LCV) сократилось до 29,5 тыс. (–3,6%). В это число вошли также шасси и самосвалы. Бóльшую долю составили отечественные марки, их произвели 24 тыс. (–2,8%), а меньшую иномарки – 5,5 тыс. (–6,3%). Напомним, что на 2019 год в целом прогноз производства составлял 160 тыс. грузовых автомобилей (с LCV) с ростом на уровне 3,4%. Планы не сбылись!

Стали известны результаты продаж на внутреннем рынке грузовой автотехники за 5 месяцев 2019 года. По MCV+HCV грузовикам (среднетоннажные и тяжёлые) они составили 28,8 тыс. (–5,8%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 8,6%, до 38 тыс. шт. Соответственно, весь рынок грузовиков за пять месяцев 2019 года составил 66,8 тыс. (–0,9%). Из них на долю отечественных марок пришлось 42,8 тыс. (–1,2%), на долю иномарок – 24,1 тыс. (–16%). Прогноз на 2019 год, соответственно, 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков, 83 тыс. (+2,9%) для сегментов MCV+HCV, 106 тыс. (+0,6%) для сегмента LCV.

Хотя и этот прогноз консервативен, но реальная экономика действенных стимулов для покупки новой коммерческой техники пока не даёт: госпрограммы поддержки урезаны, ну а новых проектов федерального уровня нет.

Выпуск шасси общего назначения за январь–март 2019 года составил 9,2 тыс. (–21,7%), седельных тягачей – 2,56 тыс. (–14,6%), автосамосвалов – 619 ед. (+3,9%), а автокранов – 605 ед. (+4%).

«Группа ГАЗ»

В лидерах по производству грузовиков в стране остаётся «Группа ГАЗ», несмотря на возникшие сложности с финансированием из-за антироссийских санкций. И всё же с 2019 года на «ГАЗель NEXT» появятся (в ограниченном количестве) турбодизели производства Volkswagen экологических классов Euro 5 (для российского рынка) и Euro 6 (на экспорт).

За три месяца 2019 года ООО «АЗ ГАЗ» произвело 12,4 тыс. (–1%) грузовиков, АО «АЗ «Урал» – 1,37 тыс. (+25,6%), а ОАО «САЗ» («Саранский завод автосамосвалов») – 213 ед. (+19%). Соответственно, доля «Группы ГАЗ» возросла до 47,8% от всего производства грузовиков в стране против 45,1% за аналогичный период 2018 года.

Соответственно, лидирующие на рынке модели АЗ ГАЗ разошлись за 5 месяцев в количестве 21,4 тыс. (–4,9%), включая малотоннажники (LCV) и среднетоннажники (MCV). Кстати, за три месяца ГАЗ выпустил 2,73 тыс. (–26,2%) шасси; грузовиков с бензиновым (газовым) мотором 20,7 тыс. (+26,1%) и 4,35 тыс. (+9,9%) – с дизелем.

Реализация свежих серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 3 месяца составила, соответственно, 9,4 тыс. (–10,2%) и 2,33 тыс. (–2,7%), в то время как сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» вырос на 2,8%, до 6,3 тыс., тогда как «Соболя» сократился на 3,6%, до 2,17 тыс. Продажи ГАЗ-3307, -3308, -3309 сократились на 9,3%, до 1,08 тыс., но реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507, напротив, выросла в 3,8 раза, до 92 ед. Отмечен и рост в 2,5 раза, до 586 ед., реализации «бензиновой» модели ГАЗ-3307, но, возможно, это связано с особенностями учёта в ГИБДД. Представленный на IAA’18 в Ганновере полноприводный «Садко NEXT» пока ещё не пришёл на замену предшественнику ГАЗ-33088 «Садко». Зато в серию пошли самые вместительные фургоны и автобусы в подсемействе «ГАЗель NEXT 4.6t».

Суммарное производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz Sprinter Classic (с 2019 года приостановлено) за 3 месяца 2019 года составило 12,7 тыс. (+7,3%).

Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz за январь–март составила 1,52 тыс. (–57,5%), включая 612 ед. (–73,5%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter нового поколения, кроме того, было продано 609 ед. (–30,6%) модели V-klasse и 237 ед. модели Vito (–30,7%), 57 ед. модели Vaneo (+42,5%), а вот каблучок Citan с рынка ушёл.

В свою очередь АЗ «Урал» произвёл 376 ед. (–22%) внедорожных шасси. Осенью 2018 года официально начат выпуск серии дорожных тягачей и самосвалов «Урал» 6х4 с капотной кабиной типа NEXT, но в статистике по кварталу они отражения не нашли. Поколение полноприводных капотников с кабиной NEXT определённо продолжает теснить прежнюю серию «Урал-М». Выпуск полноприводных четырёхосников «Урал-5323» и «Урал-5423» (8х8) упал на 61,5%, до 20 ед., а трёхосники «Урал-6370» (6х6) в начале 2019 года вообще не выпускали.

Производство самосвалов ОАО «САЗ», как уже упоминалось, несколько вырос за счёт бюджетной серии 3507.

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»

Лидирующая в стране по выпуску тяжёлых грузовиков группа «КАМАЗ», в лице своего головного предприятия из Набережных Челнов произвела лишь 5,7 тыс. (–26,7%), из которых 4,12 тыс. (–31,9%) шасси и 1,04 тыс. (–29,2%) седельных тягачей, зато выпуск бортовых грузовиков вырос в 3,4 раза, до 503 ед. К сожалению, сведений по выпуску отдельных моделей машин «КАМАЗ» не даёт, поэтому оценить пропорции производства можно лишь косвенно по продажам на внутреннем рынке. Так (по данным ООО «Автостат Инфо»), в январе–марте 2019 года было реализовано 136 ед. (–37,6%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и, соответственно, 10,7 тыс. (+7%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490, КАМАЗ-6580 и прочих) пришлось 2,25 тыс. (+8,2%) или 39,5%. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах немного снизилась – до 32,4% (3,5 тыс., –1,4%). ПАО «НефАЗ», входящий в группу предприятий «КАМАЗ», произвёл 970 ед. самосвальных установок (–53,8%).

ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» (он же «ДК РУС», ранее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток»), произвело 1,03 тыс. (–21,9%). Напомню, это СП выпускает в России грузовики Actros, Axor, Atego, Arocs, Zetros и Unimog (модель U400) бренда Mercedes-Benz, а также среднетоннажники Mitsubishi-Fuso Canter. Львиная доля производства и сбыта приходится на Mercedes-Benz Actros (–0,4%, 1,41 тыс.), а все прочие модели реализованы фактически поштучно.

Рынок новых коммерческих автомобилей до 3,5 т. Топ-15 брендов
МаркаЯнварь-май 2018 г.Январь-май
2019 г.
Динамика продаж, %
ГАЗ19,8218,4–7,2
УАЗ8,568,25–3,6
Ford3,984,349,0
Лада3,493,15–9,7
Volkswagen2,772,7–2,5
Mercedes-Benz2,721,12–58,8
Toyota1,091,122,8
Mitsubishi1,210,73–39,7
Peugeot0,90,68–24,4
ВИС0,720,67–6,9
Citroёn0,740,56–24,3
FIAT0,710,41–42,3
Renault0,30,3826,7
Hyundai0,340,31–8,8
Isuzu0,330,28–15,2
Другие0,440,37–15,9

Вокруг «Группы СОЛЛЕРС»

ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело в I квартале 2019 года 3,63 тыс. (+44,3%) LCV (без микроавтобусов, «санитарок» и пикапов), а реализовал за 5 месяцев 6,2 тыс. (–3,4%), из которых 5,2 тыс. (–5,6%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 31 ед. (–70,8%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 875 ед. (+8,3%) полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х).

АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») за январь–март произвело в Ульяновске 888 ед. (рост в 7,7 раза) грузовиков N-series, F-series и GIGA-series (CYZ52 / EXZ52) полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовала за 5 месяцев только 1,15 тыс. грузовиков (–20,3%).

ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга», произвело за 3 месяца на заводе в ОЭЗ «Алабуга» 1,23 тыс. (–41,5%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Transit, на базе части которых бодибилдеры выпускают спецавтомобили, не попадающие в заводскую статистику.

Продажи LCV бренда Ford составили за 5 месяцев 4,28 тыс. (+9%), включая 4,22 тыс. (+10,4%) Transit (вместе с микроавтобусами) и 63 ед. (–37%) Transit/ Tourneo Custom и всего один (–85,7%) Transit Connect.

Группа компаний «Автотор»

Сборочная фирма «ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД» на линии углубленной сборки (со сваркой и окраской кабины) собрала в I квартале 229 ед. (рост в 2,9 раза) грузовиков брендов Hyundai (207 ед., рост в 1,8 раза) и Ford (22 ед. модели F-MAX турецкого филиала Ford Truck, рост в 2 раза). Наибольший выпуск пришёлся на популярный среднетоннажник HD78 (155 ед.), а вот выпуск полуторки HD35 City упал на 74,8%, до 28 ед.

Продажи автоторовских грузовиков Hyundai составили за 5 месяцев 593 ед. (–15,2%), включая полуторку HD35 (78 ед., +59,2%), а наибольшие продажи пришлись на серию Mighty (492 ед., –20,8%).

Продажи импортных LCV Hyundai составили 655 ед. (+1,9%), из которых 528 ед. (+8,2%) пришлись на минивэн и фургон модели h2 и Starex.

TRATON GROUP

Немецкий Volkswagen NFZ продал за 5 месяцев (SKD-сборка LCV серии T6 идёт в Калуге на заводе «Фольксваген Рус») 2,42 тыс. (–2,8%) машин серий T6 (–6,1%, 1,63 тыс.) моделей Transporter, Caravelle, Multivan и California. Развозной «каблучок» Caddy разошёлся в количестве 544 ед. (+6,2%), а полноразмерный новый Crafter – 244 ед. (+2,1%).

Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали в I квартале 2019 года, суммарно 228 ед. (+31,8%) грузовых автомобилей обоих брендов. За 5 месяцев реализовано 1,5 тыс. (–17,8%) MAN и 1,94 тыс. (–11,5%) Scania.

Некоторые участники грузового рынка

На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» за 3 месяца собрано 1,35 тыс. (–3,2%) седельных тягачей Volvo. Продажи Volvo Trucks в России выросли до 6,2 тыс. (+6,2%).

Расположенное в Миассе ООО «ИВЕКО-АМТ», представляющее собой фактически российский филиал компании IVECO S.p.A., выпустило в I квартале всего 60 ед. преимущественно седельных тягачей (–53,5%).

А вот его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области развивается вполне успешно – за квартал там собрали 24 ед. (+41,2%) карьерных самосвалов Komatsu HD 785-7 полной массой 166 т.

У сборочного завода ООО «Катерпиллар Тосно» из Ленинградской области (пос. Тосно) дела тоже идут в гору. За квартал там собрали 37 ед. (+32,1%) карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.

ООО «МЗ ТОНАР» удачно дополнил основное производство разнообразной прицепной техники выпуском специализированных седельных тягачей и капотных карьерных самосвалов, но за I квартал их производство зафиксировано не было.

Производитель многоосных спецшасси АО «Брянский автомобильный завод» – основной национальный поставщик для МО РФ, за три месяца 2019 года произвёл 46 шасси (–11,5%) с колёсной формулой от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.

Рынок новых коммерческих автомобилей свыше 3,5 т. Топ-10 брендов.
МаркаЯнварь-май 2018 г.Январь-май 2019 г.Динамика продаж, %
КАМАЗ10,6111,114,7
ГАЗ3,623,51–3,0
Volvo2,532,17–14,2
Scania2,211,98–10,4
MAN1,861,62–12,9
МАЗ1,451,471,4
Mercedes-Benz1,551,44– 7,1
Урал1,131,217,1
Isuzu1,10,95–13,6
DAF1,210,7736,4
Другие3,663,03–17,2

Некоторые участники малотоннажного сегмента

Завод ООО «ПСМА РУС», расположенный в Калужской области с конца 2017 года собирает компактные развозные фургоны Citroёn Jumpy и Peugeot Expert. За 3 месяца 2019 года их произвели 380 ед. (–9,5%), включая 243 Peugeot (+6,6%) и 137 Citroёn (–28,6%).

Продажи LCV марки Citroёn составили за 5 месяцев 688 ед. (–24%), а самой востребованной моделью стал полноразмерный фургон Jumper с 360 ед. (–28,7%), новых Jumpy/ Space Tourer продали 274 ед. (+61,2%), а «каблуков» Berlingo – 54 штуки (–76,2%). Соответственно, LCV родственной марки Peugeot за этот же период продано 1,07 тыс. (+1,9%), включая 727 ед. (рост в 2,2 раза) Expert/ Traveller, 301 ед. (–35,7%) Boxer и 40 ед. (–83,7%) «каблучков» Partner и всего один электрофургон Kangoo EV.

Импортных LCV французского бренда Renault за 5 месяцев было реализовано 695 ед. (–22,4%), из которых 617 ед. пришлось на «каблук» Dokker (–22,4%). Фургонов и грузовичков серии Master продано только 76 ед. (–23,2%).

Итальянские бренды Fiat (231 ед., –57,9%) и IVECO (332 ед., +55,1%) представлены фактически единственными моделями, соответственно, Ducato и Daily.

АО «ПСА ВИС-Авто», дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ», выпускает коммерческие (а не спортивно-рекреационные) пикапы, фургоны и бронеавтомобили на базе легковых моделей LADA под её брендом и реализует их через её же фирменную дилерскую сеть. За I квартал она произвела суммарно 886 ед. пикапов (+10,1%), включая 382 ед. (–15,8%) коммерческих пикапов и фургонов серий ВИС-2346 (на базе LADA 4×4) и ВИС-2390 (на базе рестайлинговой серии Granta), а также дополненных 2 ед. нового фургона модели «2750» на базе LADA Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 423 ед. (+24%) бронированных спецавтомобилей (на базе LADA 4×4) и 6 ед. снегоболотоходов 1922-00 «Марш» (+20%). Кстати, производство коммерческой модели LADA Largus F90 составило за квартал на ВАЗе 2,65 тыс. (+2,2%), хотя оно и включено в легковую статистику предприятия. Соответственно продажи F90 составили за 5 месяцев 1,98 тыс. (+0,6%), включая 54 ед. газобаллонной версии F90G.

Попутные участники

Известная фирма ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска выпустила за квартал 132 ед. (–23,3%) подвижного состава, включающего преимущественно автосамосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ.

Производитель надстроек (ООО «Спектр Авто») из Нижнего Новгорода выпустил 119 ед. (+26,6%) грузовых автомобилей, из которых 42 ед. (+82,6%) полной массы 3,5–26,1 т с дизелями и 77 ед. (+8,5%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами («ГАЗель»).

Самая маститая в нижегородском кластере фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 42 ед. (–40,8%), из которых 38 ед. (–46,5%) полной массой 7,5–18 т с дизелями и 4 ед. полной массой 3,5 т с бензиновыми двигателями (также «ГАЗель»).

«Придворная» тюнинговая фирма «КАМАЗа» – ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов произвела за квартал 57 ед. (+54,1%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 34 ед. (+47,8%) грузовиков на шасси разных моделей, а кроме того, 3 ед. (–40%) тяжеловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6) и 20 ед. (рост в 2,2 раза) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т.

Производство грузовиков в СНГ

В Республике Беларусь за I квартал 2019 года было произведено 2,2 тыс. грузовых автомобилей (–6,6%). ОАО «Минский автозавод» произвёл 1,77 тыс. (–5,5%) грузовых автомобилей. В России за 5 месяцев 2019 года было реализовано 1,1 тыс. (+1,6%) машин МАЗ. Кроме того, в нашей стране было продано 352 грузовика МАЗ-MAN (+6,7%), из которых львиная доля приходится на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312 – 312 ед. (–2,8%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.

БелАЗ выпустил 251 карьерный самосвал и прочие сверхтяжёлые грузовые автомобили. МоАЗ после перерыва произвёл в I квартале 2019 года один самосвал МоАЗ-75054.

В Казахстане за квартал произведено 205 ед. (+15,8%) грузовых автомобилей. Лидирует АО «КАМАЗ-Инжиниринг» с 78 ед. (–32,8%).

Украинский автопром, пребывающий в глубоком кризисе, в I квартале произвёл лишь 14 развозных грузовиков (–85,3%).

Сколько автобусов производится и экспортируется в СНГ? :: Новости коммерческого транспорта

Сколько автобусов производится и экспортируется в СНГ?

02.07.2019

Аналитики RAMR уточнили производство и рынок автобусов в СНГ за последние 3,5 года


Сколько автобусов производится и экспортируется в СНГ? автор

Александр Климнов, фото автора, nuz.uz и tobolinfo.kz


Аналитиками RAMR был проведен анализ рынка автобусов России и СНГ с 2016 года по январь-апрель 2019-го.
Естественно, что крупнейшими производителями автобусов на рынке СНГ выступают Россия (с 1926 года) и Беларусь (с 1992 года). Впрочем, в последние годы активно наращивал объемы выпуска автобусной техники и Узбекистан, за счет чего и вошел в Топ-3 стран-производителей.
1515084638_1.jpg

Новый узбекский туристический 8-метровый мидибус модели SAZ HD50 марки SamAuto производства АО «Узавтосаноат» 

По итогам первых 4 месяцев 2019 года Узбекистан даже обогнал Беларусь по объемам выпускаемых автобусов, что неудивительно ввиду резкого сокращения поставок автобусов МАЗ в Россию. Автобусам МАЗ теперь присвоен статус иномарок, а не отечественных машин (как это было на протяжении достаточно длительного времени), с соответствующими ограничениями по госзакупкам.
1.jpg
Интересно, что в 2017 году, например, Казахстан произвел на 79% больше автобусов, чем в 2016 году. Однако по итогам 2018 года выпуск автобусов в Казахстане резко упал до показателя ниже результата 2016 года, что связано с введением утилизационного сбора и девальвацией местной валюты. Впрочем, по данным за первый квартал 2019 года производство автобусов в Казахстане выросло в 6,8 раз (!), до 0,15 тыс.
1889685.jpg

Казахстан резко нарастил в 2019 году выпуск автобусов, но импорт также играет большую роль, например, в 2019-м для Алма-Аты была закуплена партия полунизкопольных ЛиАЗ-5293

Лидерами по экспортным поставкам автобусов на рынке СНГ остаются Россия (преимущественно марка ПАЗ – фото ее новейшей модели Vector Next 8.8 на заставке) и Беларусь.
SAM_2555.jpg

Самый большой и современный на сегодня автобус Беларуси – сочлененный 18-метровый 170-местный гигант МАЗ-216 

2.jpg
Так в 2018 году на рынки ближнего зарубежья Россия поставила 2,1 тыс. автобусной техники, а Беларусь – 0,9 тыс.
SAM_2401.jpg

Определенную популярность в России получили и белорусские автобусы марки Неман на шасси IVECO Daily (на фото новейшая туристическая версия модели Неман-4202, показанная на московской выставке Busworld-2018 осенью прошлого года года)