Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
Эти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.
Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.
МАЗ-543П (1966–1974 гг.)
Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.
За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.
В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.
Испытания автомобиля МАЗ-543П с газотурбинным двигателем (из архива Л. Шугурова)Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)
Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.
Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива НИИЦ АТ)Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.
Военизированный вариант МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.
В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.
Пробный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова) Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)В экспериментальных целях на двух шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрейф», состоявший из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с системой телескопного наведения лазерного луча. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом и толкачом МАЗ-7310 (из архива НАМИ)В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода — до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.
Модернизированный грузовой автомобиль МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».
Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)Автомобиль-тягач МАЗ-7313 двойного назначения в Советской армии (фото автора)Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.
На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.
Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310
На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.
Многоцелевой 25-тонный кран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 (из архива СКБ-1 МАЗ)Памятное фото на автокране КС-5573, служившем на космодроме в ПлесецкеС 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.
В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.
Тяжелый автокран КС-6571 из состава пожарной аварийно-спасательной частиПожарные машины в семействе МАЗ-7310/7313
Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.
Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.
В те времена главным средством тушения огня оставалась обычная вода, которую перевозили в цистерне вместимостью 12 тыс. литров, а для повышения эффективности к ней подмешивали специальные вещества для образования большого объема пены, препятствовавшей процессу горения. Для выброса воды и пены на горящий объект служили мощный лафетный ствол и специальные насадки под бампером для распределения их по поверхности возгорания. Для привода водяного насоса машину оборудовали дополнительным 180-сильным мотором.
Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора) |
В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.
Пожарная машина АА-60 (7313)-160.01 без лафетного ствола на полигоне МВД (фото автора)Машина АА-60 (7313)-160.01 пенного тушения на одном из военных аэродромов (фото И. Жукова)В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220 с цистерной на 9,5 тыс. литров воды для традиционной борьбы с огнем обычной водой и пеной. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра.
Мощные аэродромные пожарные автомобили комбинированного тушения АА-70 (7310)-220 (фото автора) |
Позднее это оборудование монтировали на модернизированном варианте АА-70 (7313)-220. В этой серии впервые появилась версия со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.
Аэродромный автомобиль АА-70 (7313)-220 с подъемной мачтой на шасси МАЗ-7313По сравнению с зарубежными аналогами тяжелые советские пожарные машины не соответствовали жестким международным требованиям по скорости и динамике передвижения по территории аэропортов, однако все они впервые позволили вплотную подойти к более высокому уровню развития нашей пожарной автотехники.
В этой статье мы несколько раз упоминали малоизвестное семейство минских армейских автомобилей «Оплот». По ряду причин ему не суждено было заменить устаревшее к тому времени 543-е поколение, но тем не менее об этих перспективных военных машинах рассказать стоит. Им будет посвящена следующая статья, которая, по традиции, тоже выйдет в четверг.
www.kolesa.ru
МАЗ-7310 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ | ||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Колёсный редуктор без водила с сателлитами.
Установка дизеля между кабинами.
ru-wiki.ru
Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 разработан в ОКБ-8 на шасси МАЗ-543. Специально для этого автомобиля был разработан насос производительностью 60 л/с. Серийное производство организовано в 1973 году на Прилукском заводе пожарной техники. Предназначен для тушения пожаров воздушных судов и сооружений в аэропортах. Автомобиль обеспечивает доставку личного состава пожарных подразделений, пожарного оборудования и огнетушащих средств; подачу воды из цистерны, водопровода или открытого водоёма; воздушномеханической пены с использованием пенообразователя из собственной или посторонней ёмкости; огнетушащего бромэтилового состава, порошковых составов; проведение работ, обеспечивающих эвакуацию из зоны аварии пассажиров и членов экипажа воздушного судна. В отличие от стартовых автомобилей, основной пожарный автомобиль прибывает к месту пожара по вызову. АА-60 может использоваться при любых климатических условиях с температурой воздуха от -35 до +35°C. В кузове АА-60 установлены цистерны для воды (11000 л, на модели 160.01 — 12000 л) и пенообразователя (900 л), в задней части — насос ПН-60. Привод насоса на модели 160.01 осуществляется от автономного карбюраторного двигателя ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с. (устанавливается в насосном отсеке), поэтому насос может работать на ходу при любой скорости движения. Для обеспечения работы в зимнее время цистерны, насос и основной двигатель оборудованы системой электрического обогрева. Для питания системы, а также других потребителей электроэнергии, на автомобиле установлен генератор. На случай выхода из строя генератора имеется бензиновая система обогрева. Под передним бампером монтируются 4 пеногенератора ГПС-600, в задней части — 2 пеногенератора ГПС-200. Спереди между кабинами установлен комбинированный лафетный ствол с системой управления и подводящим трубопроводом. Управление лафетным стволом и подбамперными пеногенераторами осуществляется из кабины водителя или вручную. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, кабине и салоне самолёта автомобиль комплектуется 2 переносными установками тушения бромэтиловыми составами СЖБ-50 и порошковым огнетушителем ОП-100. Для вскрытия фюзеляжа имеется 2 дисковые бензопилы ПДС-400. Серийное производство АА-60 продолжалось до 1982 года, когда ему на смену пришёл более совершенный АА-70(7310)-220. Модификации автомобиля
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
Тема недели 63. АА-60, МАЗ-7310 (Элекон). Фото: diecast_43 — LiveJournal
Фотографии моделей гражданских автомобилей на базе многоосного внедорожного шасси для перевозки ракетных комплексов (пожарный АА-60, бортовой МАЗ-7310) были сделаны достаточно давно, да и сами модели были приобретены в расцвет журнальной серии Автолегенд.Грузовиков от Автоистории и Нашего Автопрома тогда еще не было. Сейчас сложновато найти Элеконовские МАЗы.
Модели не только выделяются своими размерами, но и весом (около 700-800 грамм).
Конечно на фоне современных китайских изделий, эти МАЗы простоваты: отсутствует трансмиссия, подвеска, нет боковых навесных элементов на раме, грубоваты шины, оптика и остекление. Хотя, в отличии от элеконовских Уралов, следов грубой отливки нет.
Пожарный вариант слегка доработан: нанесены белые полосы, покрашены двери, бампер, зеркала и пушка. Грубовато конечно, но, на мой взгляд, пожарка стала живее.
Статью про аэродромные пожарные автомобили, в т.ч. про АА-60 можно прочитать здесь
Почему-то всегда полагал, что изначально увидел эту статью в Авторевю, но, «погуглив», не нашел связи.
Этим летом я видел вживую данные агрегаты. Стоят они в Военно-техническом музее. Реальные автомобили конечно большие, но в сравнении с поисково-эвакуационными опытными ЗиЛами, он кажутся не такими уж и огромными.
И немного фото бортового МАЗ-7310.
Можно конечно было поставить на них харьковскую резину, но она бы не смотрелась на общем уровне проработки модели.
Из современных производителей пока никто не решился на выпуск таких МАЗов.
.
diecast-43.livejournal.com