Мзкт 543 – Военные шасси ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разработки 2014-2019 годов

МЗКТ. Вечная и новая военная классика парадов в Минске

Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

МАЗ-543 — супер-классика СКБ-1 / ПСКТ МАЗ, а затем МЗКТ. МАЗ-543 — мой самый любимый грузовик всех времен и народов. На всех моих аватарках на профильных форумах изображена машина именно из этого семейства. Машина эта впечатлила меня еще в глубоком детстве.

А увидел я ее впервые на военном параде в Минске 1984 года. Без малого тридцать пять лет назад. Почти юбилей, однако! В честь этого юбилея я и решил вспомнить, что показывают на шасси этого семейства на военных парадах на его родине — в Минске.

01. Буквально два слова истории. Самый первый опытный образец МАЗ-543 построили в далеком 1962 году. 57 лет назад! Специфическая внешность и две кабины с выемкой между ними объяснялись только одним фактором — машину строили «вокруг ракеты».
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

Вокруг ракеты системы Р-17, ставшей знаменитой на весь мир под НАТОвским обозначением Scud-B. По-советски сама непосредственно ракета называлась 8К14, весь ракетный комплекс — 9К72 «Эльбрус», а пусковая установка, базой которой послужил МАЗ-5439П117М.

02. Первые такие пусковые (еще опытные) прошли по Красной площади на параде 7 ноября 1965 года.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

Уже серийные пусковые установки ездили на парадах (и не только московских) следующие лет 25-30, как минимум. Лично мне довелось их впервые увидеть через 20 лет после всесоюзной «премьеры». Их-то я и помню с самого детства.

03. На парадах войск минского гарнизона смотрел на них завороженно. Сохранилось фото из семейного архива. Мальчик в вязаной шапочке и клетчатом пальтишке — это я 🙂

Это 1984 год, техника с минского парада возвращается в парк. Я завороженно смотрю именно на «Эльбрусы» на шасси МАЗ-543.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

«Эльбрусы» ездили на минских парадах примерно до середины 1990-х, сейчас они уже сняты с вооружения. Но классические шасси 543-го семейства на парадах представлены по-прежнему. Кстати, и тридцать пять лет спустя проходы колонн фотографирую в том числе и на этом же самом месте тоже. Сейчас это район между станциями минского метро «Восток» и «Борисовский тракт». Тогда, конечно, там метро еще и в помине не было.

А что проезжает мимо на современных парадах?

04. Зенитно-ракетная система средней дальности С-300ПС

ПВО страны, сфотографированная на том же месте, в своем «жанре» знаменита не меньше, чем «Эльбрус» в своем. Ее носитель — «однокабинник» МАЗ-543М.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

Мало кто из «не-спецов, не-маньяков» знает, что в этот ракетный комплекс, с учетом «обслуги», входит много машин, и не только на четырехосных шасси 8х8. Но самый важный элемент РК — пусковой комплекс. Он называется 5П85СД.

05. В пусковой комплекс 5П85СД ЗРС С-300ПС входят две машины. Основную (5П85С) и вспомогательную (5П85Д) установки при развертывании ставят рядом и соединяют кабелями.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг
фото Государственного учреждения «Военное информационное агентство вооруженных сил Республики Беларусь

«Ваяр»

06. Последние лет десять в Минске на парады выставляют «вспомогательные» установки 5П85Д.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

07. Но в первой половине нулевых ездили основные — 5П85С. Их легко отличить внешне по огромному «шкафу» за кабиной. Этот «шкаф» называется «контейнер подготовки и управления стартом ракет ФЗС».
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

08. Реактивная 300-мм система залпового огня 9К58 «Смерч» (в нее входит несколько типов машин, включая специальную транспортно-заряжающую) еще одна легенда еще советского оружия. Ракетно-артиллерийского. В Минске «Смерч

«, пожалуй, самый постоянный бессменный участник парадов еще со времен моего детства. В Минске последние несколько лет «Смерчи», в основном, возят на шасси с фарами в бампере. Многие ошибочно полагают, что это, дескать, «новая версия» классического шасси МАЗ-543М. На самом деле все объясняется совершенно не так.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

09. С фарами в бампере это не «рестайлинг 543М», а отдельная модель шасси. Называется МАЗ-79111 «Оплот В». Это первый плод глубокой модернизации 543-го семейства, настолько глубокой, что, по сути, это вообще другое шасси. А правильное название пусковой установки — «Боевая машина 9А52«. Такой вариант был принят на вооружение в 1987 году.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

10. То есть на «Оплотовские» шасси «Смерч» был поставлен раньше, чем на классические МАЗ-543М. Одну из первых, еще опытных установок на шасси МАЗ-79111 постройки конца 1970-х (заметно отличается внешне от серийных), можно увидеть в Артиллерийском музее («Арсенале») в Санкт-Петербурге.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

11. Но «Оплотовских» шасси не успевали делать столько, сколько нужно было пусковых, поэтому появилась версия и на классическом раннем МАЗ-543М. Но на самом деле версия на раннем шасси появилась позже, ее приняли на вооружение в 1989 году. Название у этих пусковых отличается — БМ 9А52-2. На минских парадах некоторых лет «поздние на раннем шасси» «подмешивали» в общий строй.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

12. На парадах в Москве недавних прошлых лет ездили (на моей памяти) только БМ 9А52-2 на базе классических МАЗ-543М.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

Шасси МЗКТ-7930 — преемник легендарного МАЗ-543. Белорусы для российской армии (для «Искандеров», «Балов», «Бастионов») таких изготовили уже больше тысячи, а вот у себя на вооружении до недавних пор не имели.

13. Все изменилось в 2015 году с появлением «Полонеза». Сначала эту систему называли «РСЗО большой дальности», а потом и вовсе решили считать ракетным комплексом. До прошлого года «Полонез» был эксклюзивом белорусской армии, но теперь «Полонезы» есть и у Азербайджана. На фото — пусковая установка.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

14. А это транспортно-заряжающая машина. У общего для них базового шасси МЗКТ-7930 есть все шансы стать «новой классикой». По сути оно таковым уже стало.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

15. Все-таки, когда по городу идет колонна из десятков «Волатов», — это зрелище впечатляет. Меня — так точно. Так же, как в детстве. Может, поэтому я и люблю смотреть парады в том же районе, что и на семейном ч/б-фото?
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

16. А что касается классики всех времен — семейства МАЗ-543, то… Оно и сейчас живее всех живых. Как вы думаете, какого года выпуска этот седельный тягач
МЗКТ-741060
, относящийся к семейству 543? Он 2018 года выпуска! Классика не стареет и, похоже, останется востребованной еще не один год.
Вечная и новая военная МЗКТ-классика на парадах в Минске. 1984-2018 гг

Не забываете следить за нашим тэгом #Военные парады. Мы их детально разбираем, как никто ;)

Военные шасси ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разработки 2014-2019 годов

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Военные новинки МЗКТ 2014-2019 гг

МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

МЗКТ празднует 65-летие. Всю богатую историю не беремся рассказывать, ввиду огромного массива материала. Зато рассмотрим период 2014-2019 годов. Благо, эта пятилетка была ударной. Особенно в области военных разработок. О них и поговорим.

Пожалуй, никогда прежде в истории марки Volat не было такого количества новых разработок, созданных в столь небольшой (по историческим меркам) отрезок времени.

МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

01. И никогда прежде у МЗКТ не было такого прорыва в дизайне. Собственный новый стиль Volat Line позволил привести к единому знаменателю внешний вид множества вариантов совершенно разных кабин. Получилось круто и стильно. Браво!
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Автомобили МЗКТ сегодня — техника совершенно разных классов. Для удобства восприятия рассмотрим новинки именно по классам.

Наследники Легенды №543

543-е шасси — абсолютная классика завода. Рама с Z-образными лонжеронами и торсионная независимая подвеска — главные особенности его ходовой части. Такая концепция была создана более 60 лет назад и, похоже, будет актуальна еще столько же. Начнем с новых машин, рама и подвеска которых сконструированы именно по этому принципу.

02. На всякий случай напомним, что такое Z-образные лонжероны и рычажно-торсионная подвеска.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

03. Да-да, это новая машина. Пятиосник с внешностью 543-го называется МЗКТ-790915. Создан в 2016 году «в интересах иностранного заказчика». Других подробностей завод не раскрывает.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

МЗКТ-7930, больше известный как «Искандеровское шасси», также остается хитом завода. Появились новые модификации, в частности пятиосная версия МЗКТ-793002 «в интересах МО РФ» и версия с новой ГМП.

04. Кстати, вы знали, что «Искандеры» есть не только у России, но и у Армении?
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Российская же армия завершает серьезное переоснащение и на шасси МЗКТ-7930 в РФ сейчас имеется много различных военных спецмашин, не только «Искандеры». Комплектации шасси семейства МЗКТ-7930 для разных систем не сильно, но отличаются.

05. В качестве одного из примеров военного разнообразия на шасси МЗКТ-7930 — самоходные пусковые установки К340П подвижного берегового ракетного комплекса 3К55 «Бастион-П». Служат они на Черноморском, Тихоокеанском, Северном и Балтийском флотах ВМФ РФ. А еще такие есть у Вьетнамского народного флота вооружённых сил Вьетнамской Народной Армии Социалистической Республики Вьетнам, а также у Военно-морских сил Сирии.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Самое новое оружие на шасси МЗКТ-7930 — белорусский ракетный комплекс «Полонез». Это был первый случай, чтобы МЗКТ-7930 поступили на вооружение МО РБ, а сам комплекс был эксклюзивом для белорусских военных, пока не состоялась первая экспортная поставка «Полонезов».

06. Эту систему купил Азербайджан. У шасси специальная «азербайджанская комплектация». Называется МЗКТ-793000-313. Отличается некоторыми усиленными конструктивными элементами и шинами Michelin вместо отечественных.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

07. Шасси МЗКТ-790918 с новой каркасно-металлической просторной двухрядной кабиной — еще один потомок МАЗ-543. Его разработали в 2014 году также «в интересах инозаказчика», которого сам МЗКТ не называл до тех пор, пока…
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

08. Пока сам «инозаказчик» не представил свою систему на выставке IDEF-2017 в Стамбуле. Теперь уже не секрет, что МЗКТ-790918 проектировалось как база для пусковой установки новейшего турецкого 610-мм артиллерийского ракетного комплекса Khan разработки компании Roketsan.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

09. В состав комплекса Khan входят также транспортно-заряжающая машина и кабина управления. Шасси для них тоже делал МЗКТ. Для кабины управления — МЗКТ-500400 (4х4) и МЗКТ-600600 (6х6) для ТЗМки. У них классическая рама и мосты, они не родственники МАЗ-543.

МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

10. Новый тягач-танковоз МЗКТ-742960-011 (разработка 2015 года) также был создан «в интересах инозаказчика». Кабину разработали оригинальную, каркасно-металлическую двухрядную, чтобы вмещать экипаж бронемашин. Позже появилась и гражданская версия такого тягача.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

11. Трейлер МЗКТ-820400 для этого тягача — также новинка. Его погрузочная длина — 12,75 м. Грузоподъемность — 56 т. На фото загрузка нештатная. Вообще он должен перевозить две единицы легкой бронетехники одновременно. Отсюда и такая длина.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

12. А этот МЗКТ-741351 — вершина мирового танковозостроения. На фото он в двухзвенном варианте, но вообще он трехзвенный. Заказ Объединенных Арабских Эмиратов. Автопоезд настолько интересный, что достоин отдельного рассказа.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Все вышеописанные варианты превышают дорожный габарит, имеют торсионную независимую подвеску. Но есть в гамме МЗКТ и техника, вписывающаяся в дорожный габарит 2,55 м по ширине.

В дорожном габарите

О некоторых военных вариантах МЗКТ-6527 мы уже упоминали. Но есть и другие.

13. Во-первых, на шасси этого семейства впервые смонтировано оружие. Израильские зенитные ракетные комплексы Barak-8 на шасси МЗКТ-6527 установил Азербайджан.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

14. Азербайджан же разместил на этих шасси и оперативно-тактический ракетный комплекс LORA. Также израильского производства.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

15. У белорусских военных появилась новая станция тропосферной связи Р-432 «Горизонт» на шасси МЗКТ-652730-012. Премьера состоялась на выставке MILEX-2019.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

16. Еще одна премьера MILEX-2019 — мобильная РЛС обнаружения маловысотных целей Роса-РБ-М. Прежде мачты с такими возможностями были стационарными. Белорусское ОАО «КБ Радар» сделало мобильный вариант. Шасси — МЗКТ-652730-050.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

17. В состав этой РЛС, помимо антенной машины, входит и кабина управления на этом же шасси.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Семейство тактических грузовиков

Это совершенно новое семейство, также вписывается в габарит 2,55 м по ширине, но трансмиссия и подвеска здесь принципиально другие.

18. Мы подробно рассказывали о конструкции таких машин.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

19. Серийно ни трехосник МЗКТ-6001, ни четырехосник МЗКТ-6002 пока не изготавливаются, зато, напомним, МЗКТ выпускает их компоненты, в частности ходовые модули, на которых базируется, например, российский MRAP-броневик Урал Тайфун-У.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019
Фото Виталия КУЗЬМИНА

Свой вариант «шишиги» (МЗКТ-5002) завод также относит к семейству тактических грузовиков и постоянно модернизирует.

20. В частности, по заказу МО РБ была создана новая модификация МЗКТ-500200-030 для транспортировки 120-мм миномета 2Б-23 «Нона-М1» и его расчета.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

21. «Малыш» МЗКТ-5002 также недавно обрел и новый дизайн в стиле Volat Line. Свежие поставки осуществляются в новом дизайне, в том числе и на экспорт. На фото именно экспортный вариант.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Семейство легких броневиков

Легкие броневики — еще одно совершенно новое направление деятельности МЗКТ. Об основных особенностях и первых спецверсиях мы рассказывали.

22. Но уже появились новые. В частности, многофункциональный разведывательный комплекс БРДМ-4Б (слева) и комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» (справа). Обе — разработки ГНПО «Агат Системы управления» и обе — премьеры MILEX-2019.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

23. Всякого дополнительного оборудования на БРДМ-4Б, конечно, уйма.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Корпусные шасси

Темой корпусных шасси МЗКТ занимается уже минимум 12 лет, но в рассматриваемый период появились и новые версии.

24. Например, вариант МЗКТ-692230 предназначен для монтажа пусковой установки 2П25 зенитного ракетного комплекса 2К22 «Квадрат МА» (модернизированный советский «Куб»). Такие стоят на вооружении Мьянмы.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Как выглядит ЗРК «Тор» на таких шасси, наши читатели уже имели возможность видеть, но на корпусных шасси МЗКТ монтируют и более тяжелый ЗРК «Бук». Если быть точным — вариант Бук-М2Э. Такие Россия поставляет на экспорт.

25. В частности, Бук-М2Э имеются на вооружении армии Венесуэлы.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Свою версию модернизированного «Бука» на MILEX-2019 представили и белорусы. НПООО «ОКБ ТСП» настолько глубоко провело модернизацию, что от исходного советского «Бука» здесь почти ничего не осталось. Новая версия называется Бук-МБ3К. Для монтажа самоходной огневой установки и пуско-заряжающей установки МЗКТ разработал совершенно новое четырехосное корпусное шасси МЗКТ-692250.

26. Вот так выглядит самоходная огневая установка 9А318К.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

27. А так пусковая заряжающая установка 9А319К.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Шасси для бронемашин сторонних производителей

Есть у МЗКТ теперь и такое направление деятельности. Речь о проектировании шасси для бронеавтомобилей сторонних производителей. О нем совсем не рассказывают подробностей, но оно существует.

28. Слева шасси МЗКТ-500300 разработки 2015 года, справа — МЗКТ-600400 2017 года. Подробности о заказчиках этих проектов не разглашаются. Известно лишь, что они иностранные.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Многоосные шасси для РВСН

Работы «в интересах войск стратегического назначения» также ведутся. Но здесь все традиционно овеяно тайной, так что особых подробностей нет. Есть новые модели шасси, а вот для каких они систем — пока закрытая информация.

29. Шестиосник МЗКТ-792910-011 — один из примеров таких разработок. Шасси изготовлено в 2016 году «в интересах МО РФ». Других подробностей не разглашают.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Специальный прицепной состав

Прицепы и полуприцепы — тоже тема МЗКТ. Если транспортными трейлерами завод занимается давно, то трейлеры – носители оружия — новый вид продукции. Хотя как новый…

30. Полуприцеп МАЗ-938 был разработан еще при царе Горохе, но в новой реинкарнации МЗКТ-938Р0-010 стал базой для транспортно-пусковой установки 5П73‑2БМ модернизированного ЗРК «Печора‑2БМ». Такие стоят на вооружении Туркменистана.
МЗКТ. Ударная военная пятилетка. Разработки 2014-2019

Мы только кратко «пробежались» по основным военным новинкам МЗКТ за последнюю пятилетку, но даже это количество уже отлично иллюстрирует широту размаха, с которой ведется деятельность в конструкторских бюро этого предприятия.

Еще раз с юбилеем, уникальный завод!

Грузовик МЗКТ в хронологическом порядке

Артиллерийский тягач с колесной формулой 8×8 — один из первых в СССР серийных образцов многоосных тягачей для нужд Министерства обороны. Проектирование машины началось на вновь образованном Специальном конструкторском бюро (СКБ) МАЗа в сентябре 1954 года под руководством Б.Л. Шапошника. Серийная сборка тягачей началась в 1958 году в специально созданном цехе на территории бывшего прессового корпуса. С целью специализации серийного выпуска новых тягачей на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение — производство специальных колесных тягачей (ПСКТ). Здесь автомобили семейства МАЗ-535 серийно производились недолго — по постановлению Совета Министров их производство перевели в г. Курган на завод «Уралсельмаш», который был перепрофилирован в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Компоновочная схема машины базировалась на четырехосном полноприводном шасси с вынесенной вперед кабиной экипажа, за которой был установлен моторно-трансмиссионный отсек. В задней части располагалась грузовая платформа. В конструкцию МАЗ-535 были заложены как идеи, воплощённые ещё в 1934 году конструкторами немецкой фирмы Büssing-NAG в своём 8-колёсном шасси, так и передовые технические решения: независимая подвеска всех колес, межосевые блокируемые дифференциалы, тележечная схема размещения осей по базе, мостовая раздача крутящего момента по колесам, управляемые колеса мостов передней тележки, гидромеханическая трансмиссия, рулевой привод с гидроусилителем, тормозная система с пневмогидравлическим приводом, несущая рама корытообразного сечения. Автомобиль имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки — переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей выполнены управляемыми и снабжены шарнирами неравных угловых скоростей. Пуск двигателя осуществлялся одной из двух независимых систем: электростартером или сжатым воздухом. В состав дополнительного оборудования входил автономный жидкостно-воздушный отопитель кабины 015-Б, предпусковой подогреватель ПЖД-600, тент с дугами, лебедка, коробка отбора мощности до 140 л.с.

МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

Общеизвестно, что Волат, торговая марка белорусских специальных колесных тягачей, на русский переводится как «Богатырь». С образом богатыря с детства ассоциируется лес, поляна, поле, но белорусские «богатыри» довольно неплохо освоились не только в лесах, но и в жаркой пустыне.

«Жарко-пустынная местность» — говорят, под таким «конспиративным кодом» когда-то фигурировали страны Ближнего и Среднего Востока в диалогах сотрудников «соответствующих организаций», занимавшихся поставками продукции советского ВПК в дальнее зарубежье. Среди этой продукции были и «изделия», смонтированные на шасси производства ПСКТ МАЗ. Началась эта история много лет назад.

«Сначала китайцы, а теперь вот и арабы бомбу просят. А голова в конечном итоге у нас будет болеть. Сотрудничать — сотрудничайте, но бомбы не давать!» Так незабвенный Никита Сергеевич прореагировал на сообщение о подготовке межправительственного соглашения, предусматривавшего оказание технической помощи в строительстве исследовательского ядерного реактора в пустыне Тхувайтха в 15 км к югу от Багдада. Соглашение между СССР и Ираком всё-таки было подписано, 17 августа 1959 года. Реактор построили, а 7 июня 1981 года четырнадцать истребителей ВВС Израиля нанесли удар по атомным объектам вблизи Багдада…

01. Сей акт агрессии сильно не понравился Советскому Союзу, и Москва сняла ограничения на поставки Багдаду наступательного оружия, в частности, ракет системы Р-17, больше известных под НАТОвским обозначением Scud-B.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

02. Базой 9П117М (пусковой установки этих ракет) служило четырёхосное шасси МАЗ-543. Так минские тягачи с ракетами 8К14 в составе ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» попали в «жарко-пустынную местность».
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

03. Со временем поставки оперативно-тактической ракетной системы Scud B (также известной как SS-1c) в том регионе были осуществлены также в Сирию, Египет, Йемен и Ливию.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

04. Система Scud B и сейчас состоит на вооружении Сирии, Египта, Ирана, Ливии, Йемена. Есть она и у ОАЭ. Соответственно, базовым шасси этих «Скадов» нужна модернизация. И ее делали. Здесь показана модификация 543Д c дизелем Deutz, заказанная одной из этих стран в 2004 году.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

05. А с новыми моделями рынок арабских стран МЗКТ начал разрабатывать в середине лихих 1990-х. «Первой ласточкой» стал МЗКТ-79098 — бортовой автомобиль с установленной сзади краноманипуляторной установкой HIAB 090, построенный в 1995 году для участия в тендере Министерства обороны ОАЭ.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

06. Помимо песочной окраски, характерной особенностью был мощный кондиционер на крыше кабины.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

07. Интересный индивидуальный заказ для ОАЭ минчане выполнили в 1997 году. Длиннобазные шасси МЗКТ-79097-30 послужили основой для монтажа гигантских мотор-хоумов. Называли эти машины «гаремовозками». Известны они и под более ласковым именем «Принцесса».
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

08. Для улучшения обзора зеркала заднего обзора «мотор-хоумов» МЗКТ-79097-30 монтировали на специальных кронштейнах, установленных на переднем бампере. В пустыне обзорность сзади — надобность весьма относительная, но до нее ведь еще надо добраться.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

09. В том же 1997 году министерство обороны ОАЭ объявило тендер на специальные тяжелые танковые тягачи. Минчане выставили на конкурс специально сконструированный тягач МЗКТ-74135. Первый экземпляр этой модели совершенно новой на тот момент для Минского завода колёсных тягачей капотной концепции представлял собой достаточно удачную компиляцию из хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

10. В основу легли надежная проверенная рама; мосты, унифицированные с мостами четырёхосных тягачей семейства 7429. Удлинённая кабина от военных спецшасси семейства 7930 встала, «как тут и была». В качестве силового агрегата использовали 788-сильный дизель Deutz TBD 234 V12.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

11. К началу тендера МЗКТ не успевал создать собственный полуприцеп нужной конфигурации, поэтому обкатку в песках начали с «телегой» французской фирмы Lohr. На первом этапе испытаний капотному Волату пришлось «бодаться» с такими маститыми конкурентами, как Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. Тягач МЗКТ прошел их с честью, но заказчика не удовлетворили характеристики трейлера Lohr.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

12. Второй этап тендера проходил в 2000 году, где МЗКТ-74135 «бегал» уже с полуприцепом белорусской конструкции. Конкурентов на сей раз был значительно меньше — Tatra, Titan и Liebherr.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

В обоих этапах испытаний МЗКТ по всем оценочным показателям опережал конкурентов. Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Семь лет первый экземпляр МЗКТ-74135 находится в ОАЭ и вот, наконец, в 2004 году, после неоднократных демонстраций возможностей машины на выставках IDEX, история с арабским танковозом получила логическое продолжение. Был изготовлен второй экземпляр тягача с индексом 74135.

13. Машину за это время серьезно переработали. Установили уже не Deutz, а 22-литровый двигатель Mercedes-Benz OM 444LA, так как Deutz к тому моменту перестал выпускать моторы нужной мощности. Появился новейший «автомат» Allison M6610AR, который тоже применили на этом тягаче.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

14. Полностью изменилась и внешность машины. Если первый образец имел подчёркнуто рубленые формы, то контуры кабины и капота тягача образца 2004 года имели куда более плавные обводы. Кабину поставили совершенно новую, двухрядную. А за «щекастость» машину прозвали «Бегемотиком». А ведь и правда похож!
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

15. Но уникальным был не только тягач, а, прежде всего, вся сцепка — трехзвенная. К тягачу прилагались два трейлера. Полный индекс звучал так: МЗКТ-74135+99942+83721. Общая длина автопоезда превышала 38 м, а полная масса — 205 тонн.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

16. Задача автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 состояла в том, чтобы перевозить два танка AMX-56 Leclerc, либо три БМП-3 армии ОАЭ, либо две БМП и один танк.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

17. Интересный конструктивный нюанс — на полуприцепе МЗКТ-99942 в транспортном положении аппарели имеют наклон назад с той единственной целью, чтобы полезная площадь платформы полуприцепа могла вместить две БМП-3 армии ОАЭ, «потолстевших» из-за установки мощных кондиционеров на «корме».
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

18. В общем, и машина, и контракт получились крайне удачными. МЗКТ поставил в ОАЭ две сотни таких автопоездов.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

19. Одновременно с супертанковозом была построена еще одна интересная спецмашина для армии ОАЭ — тяжелый эвакуатор на шасси МЗКТ-790986. «Дуэтом» по созданию тяжелого эвакуатора для армии Объединенных Арабских Эмиратов выступили МЗКТ и австрийская фирма EMPL Fahrzeugwerk GmbH.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

20. Эвакуаторное оборудование позволяло буксировать все типы колесных транспортных средств полной массой до 47 т, состоящие на вооружении армии ОАЭ. Австрийскому эвакуатору на белорусском шасси было присвоено обозначение EH/TC 53000.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

21. Все тот же 2004-й год стал крайне «урожайным» на пустынные Волаты. Именно тогда был построен первый экземпляр шестиосного транспортера МЗКТ-79086, предназначенного для перевозки тяжелого гусеничного бульдозера Caterpillar D9R.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

22. Полная масса транспортера МЗКТ-79086 составляла 95 т. Двигатель использовался Deutz BF TCD 2015V8 мощностью 720 л.с. Три передних и два задних моста были управляемыми.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

23. Второй экземпляр шестиосного транспортера МЗКТ-79086 был построен в начале 2009 года.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

24. А это первое серийное двухосное шасси марки Волат — модель МЗКТ-8022. Предназначено оно для монтажа «изделия УНК-2М» — кабины управления зенитно-ракетного комплекса Печора-2Т, который представляет собой модернизацию знаменитой советской системы С-125.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

Комплекс Печора-2Т состоит на вооружении армии Египта, а вместе с ним — и три варианта оригинальных спецшасси Волат:

25. Собственно «первый двухосник» МЗКТ-8022 с колесной формулой 4х4.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

а также два трехосника:

26. Высококабинный МЗКТ-80211 под антенный пост УНВ-2М
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

27. И низкокабинный МЗКТ-8021 под пусковую установку 5П73-2М.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

28. Ну, а это — самые свежие пустынные Волаты, известные нашим читателям МЗКТ-600100 с колесной формулой 6х6 и абсолютно новый МЗКТ-600201 с колесной формулой 8х8, о которых мы подробно рассказывали.
МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

Нефтяные шейхи, которые могут позволить себе любую технику за любые деньги, покупают для своих армий МЗКТ. Согласитесь, — это факт, говорящий о многом.

Еще один фоторепортаж с ОАО «Минский завод колёсных тягачей»

Оригинал взят у коллеги safaniuk  в Пресс-тур на МЗКТ для представителей СМИ России

5LvFQcJCLQ4

В минувшую среду, 12 числа [декабря 2018 года], в рамках пресс-тура российских журналистов, который проходил на этой неделе в Беларуси, около ста представителей региональных, федеральных и союзных СМИ, эксперты и блогеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Брянска, Белгорода, Тулы, Смоленска, Пскова, Воронежа, Архангельска, Мурманска, Калининграда и других регионов России посетили «Минский завод колесных тягачей». Генеральный директор ОАО «Минский завод колесных тягачей» Игорь Летов провел презентацию в механосборочном цехе, а также в цехах гибких производственных систем, сборки и испытаний автомобилей.По словам Игоря Летова, в соответствии с действующей нормативной правовой базой между Республикой Беларусь и Российской Федерацией налажена тесная кооперация между оборонными предприятиями сторон, при этом порядка 70% необходимых для производства комплектующих поступает из Российской Федерации, в свою очередь свыше 85% техники МЗКТ поставляется российским заказчикам. Было отмечено, что сегодня российский ракетный щит (РВСН) прочно стоит на белорусской колесной базе. Впрочем, на российском рынке востребована не только военная, но и гражданская техника МЗКТ. Это автомобили и тягачи для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, специальные шасси под монтаж кранового и технологического оборудования, а также прицепная техника различного назначения.

ОАО «МЗКТ» было налажено научно-техническое сотрудничество с ведущими мировыми производителями силовых установок, трансмиссий, коробок передач и других комплектующих изделий автомобиля, что позволило выпускаемой специальной большегрузной автомобильной технике уверенно конкурировать с иностранными аналогами, производимыми не только государствами – участниками СНГ, но и за его пределами.

Свежесобраннное шасси МЗКТ-7930 (8×8) . которое имеет широкое применение для подвижного вооружения и военной техники российской армии. В 2016 году это шасси назвали лидером российского рынка военных шасси в классе грузоподъемностью от 17,8 до 24 тонн. На данной колесной базе размещаются: ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-Э», ЗРК С-400, ПБРК «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М», РСЗО 9К512 «Ураган-1М»транспортно-заряжающие машины, антенные посты, машины инженерного обеспечения. и др. На шасси МЗКТ-7930 был смонтирован первый опытный образец ЗРК С-500 «Прометей». На вооружение белорусскую армию МЗКТ-7930 поступил в варианте с ракетным комплексом «Полонез».

Опытный образец специального колесного шасси 7930 был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1990 году. Серийное производство начали в 1998 году. В 2016 году было выпущено 1.000-ое колесное шасси МЗКТ-7930. В первых числах февраля 2003 года шасси МЗКТ-7930 были приняты на вооружнние Российской Федерации.

5LvFQcJCLQ4

Все фототографии Игоря Ягубкова, Андрея Румянцева и Дмитрия Бердасова

Специальное колесное шасси МЗКТ-7930 с пластиковой кабиной предназначено для монтажа вооружения и военной техники массой 22,2 — 25 т., и транспортировки их по всем видам дорог и местности, а также для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -45 до +50° С, относительной влажности до 98% при температуре +25° С, запыленности до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, высоте над уровнем моря до 4500 м. Способно преодолевать перевалы высотой до 4650 м.

Расход топлива в реальной эксплуатации — величина, зависящая от многих факторов, и определить его невозможно. По шоссе он несколько меньше 100 л/100 км, по грунтовым дорогам и местности — больше этой цифры. Насколько — зависит от состояния дороги/местности, рельефа, режима движения, водителя и т.д. Контрольный расход топлива шасси МЗКТ-7930 при скорости движения шасси 60 км/ч – не более 70 л/100 км. Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния шасси и не является эксплуатационной нормой.

5LvFQcJCLQ4

А этот монстр от МЗКТ в представлении не нуждается. Уникальное восьмиосное 16×16 СКШ МЗКТ-79221 которое по своим техническим параметрам на сегодняшний день не имеет аналогов в практике мирового автомобилестроения.

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

На сборке полноприводный 8х8 седельный тягач МЗКТ-741351:


5LvFQcJCLQ4

В его состав входит: полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-837211. Грузоподъемность — 140 тонн, а полная масса может достигать до 210 тонн. Автопоезд может перевозить по бездорожью и зыбким пескам до боевых машин до 20 тонн или танки массой 60 тонн каждый (два танка + бмп). 42-метровый танковоз имеет 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar C18 мощностью 812 лошадиных сил. Это пока это самый мощный тягач в линейке производителя. Больше фото и информации по ссылке у меня в блоге или на сайте МЗКТ.

5LvFQcJCLQ4

Первый такой тягач был собран в 2016 году по заказу ОАЭ. Судя по «пустынному» окрасу, это продолжение выполнения контракта для Ближнего Востока. Так же завод уже собрал тягач, который стал представителем новой линейки и коммерческих автомобилей Volat, летом на испытаниях был замечен с кабиной окрашенной в белый цвет (фото на сайте завода).

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

5LvFQcJCLQ4

Цех гибких производственных систем. В свое время был едва ли не самым современным в СССР. Сейчас, как говорит руководство, это образ того современного завода, каким его хотели видеть. Здесь установлено дорогостоящее оборудование для сложной обработки деталей. Процессом управляет автоматика, человек контролирует. Cтоимость оборудования 698 тысяч долларов США.

5LvFQcJCLQ4

Стоит отметить, что в рамках инновационного проекта «Техническое оснащение с целью расширения модельного ряда и объема выпуска специальной большегрузной автомобильной техники» на предприятии был заменен парк морально устаревшего технологического оборудования, внедрено современное и высокопроизводительное оборудование и новые технологии, повышено качество изготавливаемой продукции при значительном снижении издержек на производство. В рамках реализации проекта в основное производство было инвестировано 150 млн. долларов США.

5LvFQcJCLQ4

Программа посещения ОАО «МЗКТ» завершилась на площадке перед цехом сборки и испытаний автомобилей, где были показаны средства подвижности под размещение различных видов вооружения и автомобильная техника гражданского назначения, производства МЗКТ, а также новинки ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», ОАО «140 ремонтный завод» и ООО «БСВТ – новые технологии».

Легендарный и самый массовый образец семейства МАЗ-543, с одной левой кабиной. Шасси находится в серийном производстве с 1962 года. МАЗ-543, а сейчас это МЗКТ-543М послужил и служит базой значительного числа элементов разнообразных систем вооружения. В их числе — пусковые установки, антенные посты и кабины управления С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумфатор»; СПУ 9А52 реактивной системы залпового огня (РСЗО) 9К58 «Смерч»; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур». На этой же базе построены, в частности, подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь».

5LvFQcJCLQ4

Справа налево:  два тактических автомобиля МЗКТ-600203 с колесной формулой 8х8, МЗКТ-69225 – дальнейшее развитие корпусных шасси МЗКТ-6922 с колесной формулой 8Х8, предназначено под установку модернизированного ЗРК «Бук-МБ», бортовой автомобиль МЗКТ–500200 с облегченной модернизированной кабиной.

5LvFQcJCLQ4

Корпусные шасси МЗКТ- 6922 собирают для систем ПВО малого и среднего радиуса действия: «Тор-М2», «Бук-М2» и «Бук-М3»

Данная разработка была в определенной степени передовой, поскольку в практике конструкторов, корпусное шасси было создано впервые. Корпус был сделан из стальных листов со встроенными элементами усиления. Это, в отличие от рамных шасси, позволяет разместить оборудование и экипаж устанавливаемого комплекса прямо внутри корпуса, т.е., также, как и в гусеничном варианте.

5LvFQcJCLQ4

Больше фото и информации по ссылке.

Бронеавтомобиль МЗКТ-490100 (V-1) разработанная по заданию Министерства обороны, для нужд МВД и ССО.

Создавался с учетом опыта последних локальных вооруженных конфликтов и был разработан для использования в качестве базового изделия для создания специальных автомобилей оперативно-тактического назначения под монтаж и транспортировку специального оборудования по всем видам дорог (как бронетранспортер, автомобиль тактической разведки, командования и управления, военной полиции, материально-технического, тылового обеспечения, медицинской помощи). Включает в себя порядка 72% комплектующих белорусского производства.

На фото станция РЭБ «Гроза-О» на самоходном автомобильном шасси бронеавтомобиля МЗКТ-490100 (продукция ОАО «КБ «Радар»).  В отличие от других систем, он обнаруживает не дроны, а их операторов. Высокотехнологичная техника по излучению пульта управления определяет координаты, а также производит фото- и видеосъемку операторов дронов-нарушителей. Больше информации о станциях отдельным постом по ссылке

5LvFQcJCLQ4

Бронеавтомобиль получил усиленную противоминную защиту (в том числе V-образное днище кузова) имеет длинноходную независимую подвеску Volat, полный привод, оснащается 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-53452 (4,4л) производства Ярославского моторного завода и гидромеханической коробкой передач СААЗ–4334 от автомобиля ЗИЛ. Корпус цельносварной, сделанный из броневой стали 4-то класса. Снаряженная масса — 11000 кг. Больше информации и фото по ссылке.

Видеопрезентация

Все видео МЗКТ-490100

5LvFQcJCLQ4

Шасси МЗКТ-65273-020 со смонтированным на нём РЛС «Восток-3D»

5LvFQcJCLQ4

Полноприводный седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8×8) был представлен одним из последних.

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Оснащен 12,9-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем PACCAR MX340 стандарта Евро-5 мощностью 462 л.с. (340 кВт) и максимальным крутящим моментом 2300 Нм, работающим в связке с механической коробкой передач Fast Gear 16JSD240TA (16 передач вперед и 2 назад).

5LvFQcJCLQ4

Слева стоит полноприводное шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10 и двигателем Евро-5 предназначенного под монтаж кранового оборудования грузоподъемностью до 100 тонн.  А дальше выста

Юбилей богатырей

Владимир Чехута

Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ), чья продукция носит сегодня торговую марку «Волат», что с белорусского переводится как «Богатырь», в этом году отмечает свой 50-летний юбилей. За эти полвека предприятием было создано очень много моделей грузовых автомобилей, их разнообразие наводит на мысль, что это, пожалуй, самая интересная страница советского автопрома.

 

После освобождения Белоруссии от немецких войск в 1944 г. на площадях авторемонтного автозавода Daimler-Benz был основан Минский автомобильный завод. Основной его продукцией после войны стали грузовики МАЗ-200 и МАЗ-205, выпускавшиеся ранее в Ярославле. Позднее на заводе было организовано конструкторское бюро, которое возглавил Б.Л. Шапошник. До войны он работал главным конструктором московского ЗИСа. Направлением работы этого подразделения стало проектирование тяжёлой и сверхтяжёлой автотехники.

Первыми итогами работы нового КБ стал самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 т с дизелем в 300 л.с., появившийся в конце 1950 г. Потом последовал лесовоз МАЗ-532 с двигателем в 165 л.с. (полная масса автопоезда 36 т), аэродромный тягач МАЗ-541 с 300-сильным двигателем, предназначенный для буксировки самолётов массой 85 т, и самосвал МАЗ-530 (1957 г.) грузоподъёмностью 40 т. Кстати, до этого в СССР колёсных транспортных средств с такими или даже близкими параметрами грузоподъёмности не выпускалось.

В июле 1954 г. приказом директора МАЗа во исполнение постановления Совета Министров СССР на основе конструкторской группы Шапошника было образовано специальное конструкторское бюро (СКБ-1), основной задачей которого стала разработка и производство многоосных полноприводных тяжеловозов, в первую очередь, для вооружённых сил страны, а затем для народного хозяйства. Эта дата и стала отправной точкой образования МЗКТ, хотя собственное секретное спецпроизводство у СКБ появилось лишь в 1959 г.

МЗКТ-7929

Первым проектом в 1955 г. стал инженерный колёсный тягач МАЗ-528, предназначенный для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием. Эта машина, больше напоминающая трактор, чем автомобиль, стала прообразом ИКТ МАЗ-538, производство которого освоили позже.

Следующим изделием СКБ стал одноосный тягач МАЗ-529В, опытный образец которого появился в 1956 г. Успешно пройдя приёмочные испытания, машина в 1958 г. начала выпускаться серийно. МАЗ-529В использовался в комплекте со скрепером, образуя строительную машину, а военные применяли этот тягач для транспортировки установщика ракетных комплексов РВСН. Имея снаряжённую массу 9 000 кг, он мог буксировать прицеп в 25 000 кг. Мощность двигателя тягача составляла 180 л.с., а его максимальная скорость – 40 км/ч.

Первый четырёхосный МАЗ-535 (8х8), предназначенный для транспортировки артиллерийских систем массой 10 т, появился в 1957 г. Появление этого автомобиля стало настоящей научно-технической революцией в отечественном автостроении. Гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная подвеска, централизованная накачка шин, полностью дифференциальная система силового привода (семь дифференциалов!), оригинальная конструкция рамы (корытного типа), рулевого механизма, тормозов и многого другого, чего раньше не применяли в отечественном машиностроении. МАЗ-535 полной массой 31,4 т (собственная – 19,4 т) имел двигатель Д12А-375 (Барнаульского завода транспортного машиностроения) мощностью 375 л.с., который позволял ему двигаться со средней скоростью 35–40 км/ч.

МАЗ-7907

После удачных испытаний этот грузовик с 1958 г. начали выпускать серийно. Балластный тягач МАЗ-535А нашёл широкое применение в войсках для транспортировки артиллерийских систем и, конечно, многие его помнят по военным парадам на Красной площади, где эти тяжеловозы перевозили фанерные муляжи ракет. Грузовая платформа ограничивала область применения этого автомобиля, последовали усовершенствования, и появился седельный тягач МАЗ-535В. Позже мотористы предложили минчанам более мощный двигатель Д12А-525. Вследствие чего началось проектирование МАЗ-536 для буксировки 15-тонной артустановки, но ЗАКАЗЧИК от этой идеи отказался и заменил задание на проектирование седельного тягача МАЗ-537 с полуприцепом МАЗ-5247, предназначенного для транспортировки гусеничной техники – танков и самоходных орудий.

На автомобилях МАЗ-535А и МАЗ-537Г и их модификациях установлена одна четырёхместная кабина, которая располагается в передней части машины перед силовой установкой. За двигателем находится гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) и её агрегаты. Коробка передач имела три передачи вперёд и одну назад. Узлы этих машин были похожи, но более мощный «537-й» имел другую раму и усиленные тормоза.

МАЗ-535 выпускались в Минске с 1958 по 1961 гг., а МАЗ-537 с 1960 по 1964 гг. Вся техническая документация на эти автомобили была в последствии передана на вновь создаваемый Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ), где и продолжился выпуск этих грузовиков. Позже к ним присоединили МАЗ-538, инженерный колёсный тягач, разработанный в 1960 г.

МЗКТ-74132

Кроме КЗКТ своё производство с разработок СКБ начали такие предприятия, как БелАЗ (с самосвала МАЗ-530), а также Могилёвский автозавод (МоАЗ) со скрепера МАЗ-529.

Летом 1959 г. ракетчики приступили к проектированию первой советской управляемой твёрдотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью пуска 600 км. Первоначально пуск ракеты предполагался со стартового стола, размещённого на полуприцепе, буксируемого тягачом МАЗ-535В. Но монтажные возможности и другие технические показатели не удовлетворили военных, поэтому было принято решения о создании нового шасси под монтаж пусковой ракетной установки. По замыслу аналитиков Минобороны ей надлежало стать дополнением к стоявшим тогда на вооружении установкам на гусеничном ходу. В итоге выработали новые требования к машинам такого назначения, а затем уже на их основе был создан оригинальный автомобиль МАЗ-543, серийно выпускавшийся в разных модификациях почти 30 лет!

Проведённые позже сравнительные испытания показали: колёсные пусковые установки практически всегда, за редким исключением, превосходят гусеничные, причём по всем параметрам: имеют меньшие колебания при движении по различным дорогам и лучшие долговечность ходовой части, экономическую эффективность и трудоёмкость в эксплуатации.

МАЗ-7510

Опытный образец МАЗ-543 появился в 1961 г. Базовое шасси имело дизель Д12А-525А мощностью 525 л.с., автоматическую трансмиссию с четырехступенчатой (три вперёд и одна назад) коробкой передач, колёсную формулу 8х8, грузоподъёмность 19 т, полную массу 39 т, радиус поворота 13,5 м, дорожный просвет 440 мм. При габаритах 11 465х3 070х2 920 мм оно преодолевало подъём 30° и брод 1,1 м. Машина развивала максимальную скорость 60 км/ч. На ней стояли шины 1500х600-635.

Этот грузовик стал самым удачным проектом цеха опытного производства (ЦОП) так в то время уже именовалось секретное подразделение МАЗа, позднее переименованное в Производство специальных колёсных тягачей (ПСКТ). МАЗ-543 положил начало целому семейству машин, представляющих собой не только транспортное средство, но и непосредственно являющихся боевыми единицами, оснащёнными всем необходимым для выполнения огневого задания. Более 60 военных надстроек (вооружение или спецоборудование) были смонтированы на шасси «-543», «-543А», «-543М». Среди них такие известные, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». Со временем за этими машинами в народе закрепилось имя «УРАГАН».

МАЗ-7904

В 1970 г. на основе МАЗ-543 было разработано семейство «Оплот». Так появились шасси МАЗ-7911, -79111, -79112 грузоподъёмностью 22 т, седельные тягачи МАЗ-74101, -74103 (нагрузка на седло 27 т, грузоподъёмность автопоезда 52 т), балластный тягач МАЗ-7311. Все грузовики этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с., новые усиленные ГМП, усиленную подвеску передней и задней осей, модернизированные шины. Тягач МАЗ-74101 имел дополнительную кабину. Хотя машины этой серии выпускались по отдельным заказам, но полностью заменить МАЗ-543 на «Оплот» не удалось из-за огромного объёма работ по изменению документации на агрегаты и узлы. Рассматривалась возможность производства машин «Оплот» на КЗКТ, но это предприятие оказалось не готовым к такому предложению и продолжило выпуск МАЗ-537.

В 1966 г. начались работы по созданию твёрдотопливной межконтинентальной ракеты РТ-21 «Темп-2С» (SS-16). В Минске под неё начали проектировать пятиосный транспортёр МАЗ-547. Это был первый советский подвижный грунтовый комплекс. В процессе работы над ним шасси стало шестиосным МАЗ-547А. В 1976 г. работы закончились, на вооружение была принята ракета средней дальности «Пионер» (СС-20 по классификатору НАТО): стартовая масса 37 100 кг, дальность 4 400 км, длина корпуса 16,5 м, диаметр 1,8 м. Систему прицеливания для «Пионеров» изготавливал Киевский завод «Арсенал», а пусковую установку – Волгоградский «Баррикады».

МАЗ-547 был абсолютно не похож на предшественников, для него спроектировали много новых узлов, установили более мощный двигатель, усиленную ГМП и ходовую часть с пневмогидравлической подвеской колёс на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами, большие по размерам шины и соответственно нагрузка на ось достигала 15 т.

МЗКТ-7919

С появлением модифицированного «Пионера-УТТХ» был выпущен МАЗ-547В (1974 г.). В 80-х годах минчане готовили усиленный более мощным двигателем (710 л.с.) МАЗ-7916 (12х12), который проектировался под последний «Пионер-3» (1986 г.), оставшийся незавершённым. Этот тип ракет простоял на вооружении РВСН полтора десятилетия и был уничтожен как класс по договору ОСВ-2. По этому договору ракетовозы пытались приспособить под крановые установки и бурильное оборудование, что в массе своей успеха не имело. Созданный, как носитель изделий ВПК, МАЗ-547 и его модификации оказались ограниченно пригодными для транспортных нужд гражданских предприятий: с громадным расходом топлива 260 л/100 км, слишком тяжёлыми и неповоротливыми. Однако за это время был накоплен ценный опыт эксплуатации первых в мире подвижных комплексов с баллистическими ракетами стратегического назначения, что позволило успешно справиться с непростой задачей по созданию более мощных мобильных комплексов «Тополь» и «Тополь-М», появившихся после «Пионеров».

Следующий этап – создание семиосного шасси МАЗ-7912 (14х12) под ракету «Тополь» – начался в конце 70-х. Здесь конструкторам пришлось решать задачи, не описанные даже в теории. Например, была такая проблема: у шасси нечётное число осей и при проезде перевалов могло возникнуть положение, когда вся нагрузка попадала на одну ось.

Спустя несколько лет появилось шасси МАЗ-7917 (14х12), которое применялось для транспортировки и пусков тех же «Тополей», а также ракетоносителей с космическими спутниками в комплексе «Старт-1». В 1995 г. появился последний восьмиосный транспортёр баллистических ракет «Тополь-М» МЗКТ-79221 (16х16), сильно унифицированный с предшественниками. Масса машины – 40 т, грузоподъёмность – 80 т, мощность двигателя ЯМЗ-847 – 800 л.с., максимальная скорость 45 км/ч. Стоит добавить, что ракета на 100% российского производства, хотя во времена СССР без Украины и, в частности, без Днепропетровского Южмаша таких изделий не создавалось.

МЗКТ-74135

Как это было в истории каждого предприятия, не все опытные образцы стали серийными. В конце 70-х начали проектировать, а 1982 г. изготовили шасси МАЗ-7904. Невероятная секретность этой модели инерцией тянется до сего времени. Даже сегодня никто не хочет рассказать, для чего создавали этот шестиосный супермонстр. Грузоподъёмность 220 т, полная масса 360 т. Ширина 6,8 м, длина 32,2 м, высота 3,45 м, диаметр колёс (Bridgestone) 2,8 м, колёсная формула 12х12. У этого шасси два мотора: один судовой – 1 500 л.с. и обычный дизель мощностью 330 л.с., две параллельные гидромеханические трансмиссии. Машину выгоняли из цеха, только по установленному графику, когда спутники-шпионы не пролетали над Минском. Это шасси было отправлено на испытания на Байконур, там и закончилась его тёмная история.

По проекту «Целина-2» в 1984 г. изготовили пару автомобилей МАЗ-7906 (16х16), а годом позже вторую пару МАЗ-7907 (24х24). Грузоподъёмность этих тяжеловозов 150 т, что позволяло им транспортировать проектируемую ракету РТ-23 «Молодец» массой 100 т. С началом разрядки проект «Молодцев» просто прикрыли, а про машины забыли. Но конструкция МАЗ-7907 была весьма необычна.

На шасси стоял дизель мощностью 883 кВт (1 200 л.с.) сагрегатированный с генератором переменного тока. Каждое из 24 колёс приводилось индивидуальным синхронным двигателем переменного тока с воздушно-масляным охлаждением. Максимальная скорость этого монстра была 25 км/ч. Стоит добавить, что за несколько лет до этого был создан опытный МАЗ-547Э (12х12) с газотурбинным двигателем (800 л.с.) и аналогичной электротрансмиссией. Последним электрообразцом стало шасси МЗКТ-7923 (16х16), которое создавалось параллельно с механическим МЗКТ-7922 в 90-е годы, но испытания модели «7923» не были проведены из-за прекращения финансирования этих работ.

МАЗ-7917

Не пошёл в серию МАЗ-7908 (8х8), созданный по военному проекту «Скорость» в 1986 г. Шасси имело двигатель В-58-7 мощностью 710 л.с., грузоподъёмность 36 т и полную массу 60 т.

В 1987 г. по проекту «Курьер» изготовили МАЗ-7909 (8х8) с двигателем ЯМЗ-8424.10 (420 л.с.), грузоподъёмность – 27,5 т. В следующем году под эту программу был создан пятиосный МАЗ-7929 (10х8) с тем же мотором, грузоподъёмностью 35 т и полной массой 60 т. Хотя эти автомобили не пошли в производство, но отдельные технические решения, в частности, установка дизеля ЯМЗ с девятиступенчатой механической коробкой передач и новой кабины широко использовались потом в других гражданских моделях и армейском шасси МЗКТ-7930, которое получило рекомендацию Минобороны РФ на серийное производство вместо МАЗ-543.

В 70-х и 80-х годах созданием техники для нужд народного хозяйства завод почти не занимался, так как более 90% объёма производства приходилось на военные заказы. Но тяжёлые автомобили нужны были не только военным, и по заданиям Госплана начали появляться и гражданские машины. Специальных шасси не проектировалось, просто брали МАЗ-543 и делали к нему разные надстройки. Так сначала появились бортовые МАЗ-543П, затем МАЗ-7310, самосвал МАЗ-7516, трубовоз МАЗ-7910, плетевоз МАЗ-73101, позже сортиментовоз МАЗ-73136.
В конце 80-х началась постепенная переориентация на гражданские потребности. Первым этапом стало проектирование новой более комфортабельной кабины, а потом применение новых более экономичных дизелей, которые уже начали создаваться к тому времени.

МАЗ-7906

Так появилось целое семейство машин: тягачи МАЗ-7413 (8х8), МАЗ-7414 (8х8) и шасси МАЗ-7919 (12х12), где каждая из моделей имела соответствующий военный аналог.

В истории завода 1991 г. ознаменовался получением статуса отдельного предприятия. Процесс создания новой техники продолжился, только львиная доля заказов уже была гражданской. Соответственно, появилось новое поколение многоосных автомобилей для предприятий и транспортных организаций строительного, нефтегазового и машиностроительных комплексов. Это семейство получило название «Волат», и в него вошли полноприводные четырёхосные тяжеловозы: бортовые (МЗКТ-79092) грузоподъёмность 22 т, самосвалы (МЗКТ-79165), плетевозы (МЗКТ-79096), седельные тягачи (МЗКТ-7429 и МЗКТ-74131), способные работать в составе автопоезда грузоподъёмностью от 34 до 75 т, балластные тягачи (МЗКТ-74132) и шасси (МЗКТ-79091) под монтаж спецоборудования. На этих машинах устанавливались экономичные двигатели Ярославского и Тутаевского заводов мощностью 425, 470 и 650 л.с., применялась МАЗовская цельнометаллическая двухместная кабина со спальным местом. Получила развитие серия машин с колёсной формулой 8х4, начатая в начале 90-х, с шасси под монтаж кранового оборудования грузоподъёмностью на крюке 50 т. Далее были шасси под самосвалы, бетоносмесители, подъёмники, топливозаправщики, контейнеровозы и сортиментовозы.

В 1994 г. создано шасси МЗКТ-8007 (6х6) для экскаватора-планировщика с ковшом 1 м3. В 1995 г. изготовлено шестиосное шасси МЗКТ-79191 (12х12) под монтаж буровой установки. В 1997 г. появились шасси МЗКТ-80071 под монтаж агрегата для ремонта скважин и знаменитый тягач МЗКТ-74135 (8х8) капотной компоновки.

В 1998 г. появился оригинальный капотный самосвал МЗКТ-6525 (6х6), в котором объединились значительная грузоподъёмность (21 т), внедорожная проходимость и дорожный габарит по ширине 2 500 мм. В том же году заводом успешно выполнен контракт на поставку 250 тягачей МЗКТ-742952 (8х8), предназначенных для перевозки БТТ, в Турцию. Добавлю, что минчане также продают свои автомобили в ОЭА, Египет и Китай, где создано совместное предприятие, собирающее грузовики из машино-комплектов МЗКТ.

МАЗ-547

В настоящее время предприятие занимается четырьмя основными семействами:

– армейскими большегрузными полноприводными шасси;

– большегрузными автопоездами в составе многоосных тягачей, прицепов и полуприцепов собственного изготовления грузоподъёмностью от 40 до 75 т;

– большегрузными автомобилями (ширина 2,5 м) и шасси с колёсной формулой 8х4;

– спецшасси колёсных формул 6х4, 6х6, 8х8 и 12х12 с усиленной рамой (под монтаж кранов, экскаваторов и других агрегатов).

Заканчивая обзор 50-летнего периода, хочется сказать, что Минский завод колёсных тягачей сохранил производственный и кадровый потенциал в трудные годы перестройки и продолжает создавать интересные новые модели, которые говорят нам о том, что история продолжается.