Dodge — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Додж.Dodge (ˈdɔʤ) — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Fiat-Chrysler LLC. На новом логотипе Dodge изображена надпись «Dodge» с двумя красными полосами; старый логотип (голова толсторога) теперь используется на автомобилях марки Ram.
1900—1942[править | править код]
Dodge Brothers Model 30-35 (1915)Компания Dodge была основана в 1900 году братьями Джоном и Горасом Додж. Её основной деятельностью стал выпуск комплектующих для развивающейся автомобильной промышленности. Добившись успеха в этой сфере, братья Додж решили, что пора начать производство собственного автомобиля.
Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали Старушка Бетси, покинула завод 14 ноября 1914 года — а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным — по 20 с лишним миллионов долларов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50 % уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и дела компании пошли на спад. Владельцами предприятия стали их вдовы, которые в 1925 году продали её инвестиционной группе Dillon, Read & Co за 146 миллионов долларов. Несмотря на усилия новых владельцев, Dodge терял позиции на рынке, и инвесторы начали поиск покупателя для компании. Этим человеком стал Уолтер Крайслер, и в 1928 году компания вошла в состав корпорации Chrysler.
1942—1945[править | править код]
Во время Второй мировой войны компания Dodge занималась преимущественно выпуском тяжёлых джипов (серии WC и WF), а также производством авиационных двигателей. Dodge WC поставлялся в СССР по ленд-лизу и на жаргоне шоферов назывался «Додж три четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (по аналогии с «полуторкой» ГАЗ-ММ).
1945—1980[править | править код]
Dodge Coronet Lancer (1958)В конце 1945 года возобновился выпуск гражданских автомобилей. Как и другие американские автопроизводители, Dodge предложил покупателям довоенные модели.
Самыми известными моделями марки Dodge 1960-70-х годов были спортивные купе Challenger и Charger. В попытке закрепиться в сегменте компактных машин компания стала продавать японскую малолитражку Mitsubishi Colt под своей маркой Dodge Colt. Продолжился выпуск Dodge WC под названием Dodge Power Wagon. В дальнейшем этот автомобиль послужил основой семейству пикапов, в том числе и Dodge Ram.
1980—1992[править | править код]
В конце 1970-х годов Chrysler оказался в глубоком кризисе. Однако, получив государственную помощь, Chrysler сумел избежать банкротства. В рамках программы выхода из кризиса было создано несколько новых «антикризисных» моделей, например седан Dodge Aries и минивэн Dodge Caravan, который стал основоположником нового класса автомобилей.
1992—1998[править | править код]
В 1992 году был представлен мощный спортивный автомобиль Viper, ставший первой моделью концепции «Новый Додж» («The New Dodge»). Еще одним совершенно новым автомобилем был седан Dodge Intrepid. Самой популярной моделью марки в 1990-х годах был компактный седан Dodge Neon, дебютировавший в 1995 году.
1998—2008[править | править код]
После создания в 1998 году объединения DaimlerChrysler, автомобили Dodge стали позиционироваться как более доступные, по сравнению с машинами других марок концерна, а также как мощные и спортивные. Был полностью обновлен модельный ряд компании. На смену популярному «Неону» пришёл кроссовер Dodge Caliber, созданный в сотрудничестве с компанией Mitsubishi Motors. Однако, в 2007 году концерн был расторгнут и активы компании временно перешли к Chrysler LLC.
с 2008[править | править код]
Финансовый кризис конца 2000-х годов коснулся Chrysler сильнее всего. К началу 2009 года компания находилась на грани банкротства и собиралась закрыть все свои производственные и торговые заведения. Тем не менее, вскоре нашёлся покупатель в лице итальянской компании FIAT, и с 2010 года деятельность возобновилась под новым патронажем. Одновременно, FIAT принялся внедрять на североамериканский рынок автомобили собственной марки, а на европейский — Dodge и Jeep в ином ребрендинге. В середине 2010-х произошли сокращения многих моделей, больше всего они затронули Dodge и Chrysler. Jeep, Ram и сам Fiat же, наоборот, продолжили быть конкурентоспособными на домашнем рынке компании.
Год | Модель |
---|---|
1914 | Modell 30-35 |
1915 | Modell 30-35 |
1916 | Modell 30-35 |
1917 | Modell 30 |
1918 | Modell 30 |
1919 | Modell 30 |
1920 | Modell 30 |
1921 | Modell 30 |
1922 | Modell 30, Serie 116 |
1923 | Serie 116 |
1924 | Serie 116 |
1925 | Serie 116 |
1926 | Serie 126 |
1927 | Serie 126/124, Fast Four 128/129, Senior 2249 |
1928 | Fast Four 128 /129, J-Serie, M-Serie, Senior 2249/2251/2252, S-Serie, Standard 140/141, Victory 130/131 |
1929 | DA-Serie, DB-Serie, J-Serie, M-Serie, S-Serie |
1930 | DA-Serie, DB-Serie, DC-Serie, DD-Serie |
1931 | DC-Serie, DD-Serie, DG-Serie, DH-Serie |
1932 | DC-Serie, DD-Serie, DG-Serie, DH-Serie, DK-Serie, DL-Serie |
1933 | DO-Serie, DP-Serie |
1934 | DR-Serie, DRXX-Serie, DS-Serie |
1935 | New Value DU-Serie |
1936 | Beauty Winner D2-Serie |
1937 | D5-Serie |
1938 | D8-Serie |
1939 | Luxury Liner D11-Serie |
1940 | Luxury Liner Deluxe D14-Serie, Luxury Liner Special D17-Serie |
1941 | Custom D19-Serie, Deluxe D19-Serie |
1942 | Custom D22-Serie, Deluxe D22-Serie |
1946 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1947 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1948 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1949 | Coronet D30-Serie, Wayfarer D29-Serie |
1950 | Coronet D34-Serie, Wayfarer D33-Serie |
1951 | Coronet D42-Serie, Meadowbrook D42-Serie, Wayfarer D41-Serie |
1952 | Coronet D42-Serie, Meadowbrook D42-Serie, Wayfarer D41-Serie |
1953 | Coronet D46/D48-Serie, Meadowbrook D46/D47-Serie |
1954 | Coronet D51/D52/D53-Serie, Meadowbrook D50/D51-Serie, Royal D50/D53-Serie |
1955 | Coronet D55/D56-Serie, Custom Royal D55-Serie, La Femme, Royal D55-Serie |
1956 | Coronet D62/D63-Serie, Custom Royal D63-Serie, La Femme, Royal D63-Serie |
1957 | Coronet D66/D72-Serie, Custom Royal D67-Serie, Royal D67-Serie |
1958 | Coronet, Custom Royal, Royal |
1959 | Coronet, Custom Royal, Royal |
1960 | Matador, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca |
1961 | Lancer, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca |
1962 | Custom 880, Dart 330, Dart 440, Lancer 170, Lancer 770, Polara 500 |
1963 | 330, 440, 880, Custom 880, Dart 170, Dart GT, Polara, Polara 500 |
1964 | 330, 440, 880, Custom 880, Dart 170, Dart GT, Polara |
1965 | Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Custom 880, Dart 170, Dart 270, Monaco, Polara |
1966 | Charger, Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Dart, Dart GT, Monaco |
1967 | |
1968 | Charger, Charger R/T, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart 270, Dart GT, Monaco, Monaco 500, Polara, Polara 500, Super Bee |
1969 | Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart GT, Dart Swinger, Monaco, Polara, Super Bee |
1970 | Challenger, Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart Custom, Polara, Polara Custom, Super Bee |
1971 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Coronet Brougham, Coronet Crestwood, Dart, Demon, Monaco, Polara, Super Bee |
1972 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Demon, Monaco, Polara |
1973 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco, Polara |
1974 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco |
1975 | Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco |
1976 | Aspen, Colt, Coronet, Dart, Monaco |
1977 | Aspen, Colt, Diplomat, Monaco |
1978 | Aspen, Colt, Diplomat, Magnum, Monaco, Omni |
1979 | Aspen, Colt, Diplomat, Magnum, Omni, St. Regis |
1980 | Aspen, Colt, Diplomat, Mirada, Omni, St. Regis |
1981 | Aries, Colt, Diplomat, Mirada, Omni, St. Regis |
1982 | 400, Aries, Colt, Diplomat, Mirada, Omni |
1983 | 400, 600, Aries, Charger, Colt, Diplomat, Mirada, Omni |
1984 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1985 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1986 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1987 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni, Shadow |
1988 | 600, Aries, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Dynasty, Lancer, Omni, Shadow |
1989 | Aries, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Dynasty, Lancer, Omni, Shadow, Spirit |
1990 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Omni, Shadow, Spirit |
1991 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Shadow, Spirit, Stealth |
1992 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1993 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Intrepid, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1994 | Colt, Colt Vista, Daytona, Intrepid, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1995 | Avenger, Intrepid, Neon, Spirit, Stealth, Stratus, Viper |
1996 | Avenger, Intrepid, Neon, Stealth, Stratus, Viper |
1997 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
1998 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
1999 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2000 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2001 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2002 | Avenger, Brisa, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2003 | Avenger, Brisa, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2004 | Avenger, Brisa, Intrepid, Magnum, Neon, Stratus, Viper |
2005 | Avenger, Brisa, Magnum, Neon, Stratus, Viper |
2006 | Avenger, Brisa, Caliber, Charger, Magnum, Stratus, Viper |
2007 | Avenger, Brisa, Caliber, Charger, Magnum, Viper |
2008 | Avenger, Brisa, Caliber, Challenger, Charger, Magnum, Viper |
2009 | Avenger, Brisa, Caliber, Challenger, Charger, Viper |
Легковые автомобили[править | править код]
Минивэны[править | править код]
Кроссоверы[править | править код]
C 2003 года на североамериканском рынке начали продавать Dodge Sprinter. Внешне версию Dodge от аналогичного Mercedes-Benz отличает новая решётка радиатора, упрощённая базовая комплектация и ряд других изменений. Большую часть собирают на американском заводе в Гаффни параллельно с Freightliner Sprinter из машинокомплектов (SKD), а часть импортируют из Германии. На Sprinter устанавливают только турбодизель 2,7 л R5 10V с системой Common Rail (154 л. с. 330 Нм), агрегатированный с 5-ступенчатой АКПП.
- Dodge Hornet (2006)
- Dodge Rampage (2006)
- Dodge Challenger (2006)
- Dodge Scooter (2005)
- Dodge Caliber (2005)
- Dodge Sling Shot (2004)
- Dodge Magnum SRT-8 (2003)
- Dodge Tomahawk (2003)
- Dodge Durango Hemi (2003)
- Dodge Kahuna and Avenger (2003)
- Dodge Neon SRT (2002)
- Dodge M80 (2002)
- Dodge Razor (2002)
- Dodge PowerBox (2001)
- Dodge Charger (1999)
- Dodge Intrepid ESX (1999)
- Dodge Copperhead (1997)
- Dodge Polycar (1980)
- Dodge M4S (1984)
Официальные продажи автомобилей марки Dodge в России начались в 2006 году[1]. В августе 2014 года официальные продажи были прекращены.
Продажи новых автомобилей через сеть официальных дилеров в России:
Год | Caliber | Avenger | Nitro | Journey | Viper | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
2006[2] | 1066 | — | — | — | 2 | 1068 |
2007[3] | 2266 | 62 | 252 | — | 1 | 2581 |
2008[4] | 3495 | 438 | 366 | 173 | 1 | 4473 |
2009[5] | 174 | 106 | 108 | 53 | — | 441 |
История бренда Dodge | Brandpedia
Dodge — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Fiat-Chrysler LLC. На новом логотипе Dodge изображена надпись «Dodge» с двумя красными полосами; старый логотип (голова толсторога) теперь используется на автомобилях марки Ram.
Братья Джон Додж (John Dodge) и Хорэс Додж (Horace Dodge) пришли в автопром задолго до того, как основали собственную автомобилестроительную компанию. Ещё в 1897 году они приступили к производству велосипедов в Детройте, а в 1900-м основали машиностроительный завод, на котором производили детали для автомобилей. Они поставляли трансмиссии для Oldsmobile, в 1903 году помогли Генри Форду (Henry Ford) с финансированием Ford Motor Company и строили для него двигатели, а Джон Додж до 1913 года даже был вице-президентом этой компании.
Цельнометаллические кузова от фирмы Budd принесли ранним моделям Dodge популярность у покупателей.
Продукция братьев Додж завоевала высокую репутацию своим качеством и надёжностью. Решив, что пора самим производить автомобили, братья на базе своих заводов создали в 1913 году фирму, которая так и называлась — «Братья Додж» (Dodge Brothers). Первый автомобиль марки Dodge появился на свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позиционировался как бюджетный, но «настоящий» автомобиль, в отличие от популярного, но примитивного Ford T. Да и стоил он всего в полтора раза дороже. Эта стратегия принесла успех: недорогие и надёжные машины пользовались хорошим спросом. К 1919 году продажи Dodge превысили 100 тысяч экземпляров. В 1916-м Dodge стал первым в мире массовым автомобилем с цельнометаллическим кузовом производства компании Budd, который выпускался и в открытом, и в закрытом вариантах. С 1917 года под маркой Dodge производились и грузовики.
Dodge WC23 1941 года, один из представителей военных машин семейства WC.
Однако в 1920 году фирму постиг неожиданный удар: Джон Додж стал одной из жертв пандемии «испанки» — гриппа, который в те годы выкашивал людей почище пулемётов на фронтах только что закончившейся Мировой войны. Хорэс ненадолго пережил брата, скончавшись полгода спустя от осложнений после той же «испанки». Компания осталась без твёрдого руководства, и как ни странно, никто особенно не был заинтересован в её процветании, несмотря на то, что в 1925 году по объёму производства она занимала четвёртое место в США.
В послевоенные годы Dodge отличался солидным, но маловыразительным дизайном.
Годовой выпуск автомобилей составлял 200 тысяч экземпляров. В том же году её приобрёл банковский консорциум Dillon, Read & Company за $148 миллионов — на тот момент это была крупнейшая корпоративная сделка в истории. Примерно в то же время на фирму положил глаз Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), недавно основавший свою корпорацию и изыскивавший возможности её расширения. Несмотря на только что основанные подразделения Plymouth и DeSoto, он всё же купил Dodge в 1928 году, что в тот момент напоминало проглатывание слона удавом. Огромные производственные мощности Dodge позволили корпорации Chrysler стать одним из членов детройтской тройки автогигантов, наряду с General Motors и Ford — причём в некоторые моменты истории Chrysler даже обгонял Ford по объёму производства. Первоначально Dodge в составе новой корпорации позиционировался на втором месте, классом выше DeSoto, и по престижности уступал только собственно Chrysler.
В 50-е годы итальянская фирма Ghia построила для Chrysler несколько интересных прототипов. Это один из них — Dodge Firearrow (огненная стрела).
Но в 1933 году, после реструктуризации, Dodge оказался на втором месте с конца, между DeSoto и более дешёвым Plymouth. Такая рокировка была сделана с целью увеличить продажи марки. Эта стратегия себя оправдала, тем более что в модельном ряду Dodge не была представлена передовая, но непопулярная у покупателей модель Airflow, которая больно ударила по продажам Chrysler и DeSoto. Производство Dodge после окончания Великой депрессии стабильно росло и в 1937 году подошло вплотную к 300 тысячам. В 1942—1945 годах выпуск легковых автомобилей Dodge, как и прочих американских марок, прекратился, зато для армейских нужд производились лёгкие полноприводные грузовики серий WC (Weapon Carrier, буквально — «Носитель оружия»), которые в больших количествах поставлялись по ленд-лизу и в нашу страну.
Dodge Dart 1960 года — первая «промежуточная» модель Dodge, она всё ещё в стилистике Forward Look.
После войны на их базе был начат выпуск популярных пикапов Dodge Power Wagon. Послевоенные легковые Dodge, как и вся продукция корпорации Chrysler, отличались солидным, но невыразительным дизайном. Положение изменилось во второй половине 1950-х, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера (Virgil Exner) был разработан удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»), отличавшийся, по тогдашней моде, огромными плавниками. Модельный ряд Dodge тех лет состоял из серий Coronet, Royal и Custom Royal. В 1960 году полноразмерные Dodge получили название Polara и Matador, а в придачу к ним стали выпускаться более компактные модели Dart, сразу же завоевавшие популярность. Успех небольших моделей заставил руководство корпорации совершить стратегическую ошибку — в начале 1960-х марки Dodge и Plymouth (выпуск DeSoto прекратился в 1961 году) были лишены полноразмерных моделей. Продажи сразу же упали, и положение пришлось срочно исправлять, начав посредине 1962 модельного года выпуск полноразмерной машины Dodge Custom 880. Окончательно модельный ряд стабилизировался к 1966 году. Он состоял из полноразмерных моделей Polara и Monaco, промежуточного Coronet и компактного Dart. В том же году корпорация заявила о себе как о серьёзном игроке на зарождающемся рынке масл-каров, выпустив модель Dodge Charger на базе среднеразмерного Coronet.
Модели Dodge начала 60-х отличались не только маленькими размерами, но и противоречивым дизайном, не вызывавшим восторга у публики.
Это был двухдверный автомобиль с кузовом fastback, с фарами, которые прятались за декоративными щитками, но главное — с гаммой моторов, начинающейся от «восьмёрки» мощностью в 230 л.с. и заканчивающейся легендарным 426 Hemi (объём — 426 кубических дюймов, то есть 7 литров, с камерами сгорания полусферического типа), который развивал 425 л.с.
Полноразмерный Dodge нового поколения — Dodge Polara 1965 года.
С 1967 года Charger можно было заказать в популярной комплектации R/T, которая оснащалась 375-сильным мотором 440 Magnum. В 1969 году на основе Charger была построена модель Charger Daytona, предназначенная для гонок NASCAR. Daytona, как и аналогичный Plymouth Superbird, отличалась острым носом и двумя огромными килями с антикрылом. В соответствии с правилами NASCAR эта модель была выпущена в количестве 503 штук и сразу же стала фаворитом гонок. Daytona не оставляли никаких шансов соперникам, и в 1971 году руководство NASCAR фактически запретило их, ограничив максимальный объём двигателей пятью литрами.
Dodge Charger Daytona задал перцу всем соперникам на гонках NASCAR.
Наряду с моделями Charger и Daytona подразделение Dodge выпускало и другие образцы muscle cars, включая такие машины, как Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee — все они могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Солидными скоростными качествами отличался также компактный Dart в «заряженных» комплектациях, таких, как GTS, Swinger 340, Demon 340. На него устанавливался стандартный 340-кубовый (5,6 л) мотор в 275 л.с., который можно было заменить движком в 383 (6,3 л) и даже в 440 (7,2 л) кубических дюймов, мощностью в 300 л.с. и 375 л.с. соответственно.
Типичный muscle car от Dodge. Dodge Coronet в комплектации R/T (Road and Track) с легендарным мотором Hemi.
Наконец, с 1970 года выпускался очень популярный Dodge Challenger, который, скорее, можно отнести к категории pony cars. Он также предлагался в комплектациях R/T и Hemi, и в омологационной версии T/A для гонок Trans Am. Эта модель снабжалась 290-сильным мотором 340 Six Pack (с тремя двухкамерными карбюраторами).
Dodge Challenger RT — о наличии мотора Hemi говорит «шейкер» воздухозаборника посреди капота.
Эра масл-каров, а вместе с ней и процветание американского автопрома, кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям малолитражный субкомпактный автомобиль.
Dodge Super Bee — классический muscle car. Доступная «Супер-пчела» на базе Charger.
В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (а с 1979 года — Mitsubishi Mirage). В дальнейшем зависимость от так называемого captive import оставалась велика. Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978–1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984–1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991–1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987–1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979–1983) также производства Mitsubishi.
Dodge Dart Swinger — одна из самых мощных моделей среди компактных автомобилей того времени.
Собственный субкомпакт появился у Dodge лишь в 1978 году, с началом выпуска Dodge Omni. Фактически эта машина была разработана французской компанией Simca, которая в то время находилась в собственности Chrysler, и после продажи этой компании концерну Peugeot-Citroen модель выпускалась в Европе как Talbot Horizon. Однако к тому времени корпорация Chrysler оказалась на грани банкротства, а её продукция получила печальную известность как крайне ненадёжная. В значительной мере репутацию марки испортила модель Dodge Aspen (1976—1980), которая пришла на смену компактному Dodge Dart и славилась очень низким качеством сборки. Ситуацию усугубила полноразмерная модель Dodge St Regis (1979—1981), появившаяся на свет в крайне неудачный момент: начало её производства совпало со вторым, ещё более серьёзным, нефтяным кризисом 1979 года.
Dodge Aspen — симпатичный компакт печально знаменитый отвратительным качеством сборки.
Большие Dodge охотно использовались в полиции.
Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка (Lee Iacocca), который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.
Dodge St Regis — большая машина, выпущенная в 1979 году. Тогда, когда большие машины стали американцам не нужны.
Самым большим Dodge после прекращения выпуска неудачного St Regis оставался среднеразмерный заднеприводный Dodge Diplomat (1977—1989), который больше пользовался популярностью у полицейских и таксистов, чем у частных покупателей. Лишь в 1988 году появился более крупный Dodge Dynasty. Вследствие упадка марки Plymouth подразделение Dodge c 1983 года по объёму выпуска легковых автомобилей стабильно занимает первое место в корпорации Chrysler.
Dodge 600: один из первых кабриолетов, появившихся в 1984-м после шестилетнего перерыва.
В 1980-е Dodge вновь пробует силы в секторе скоростных машин: к этому времени относится сотрудничество с известным конструктором Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby), которое привело к выпуску ряда спортивных машин на основе серийных моделей Dodge. В их число входили Shelby Lancer (1987), Shelby Charger (1983—1987), Shelby CSX (на основе Dodge Shadow, 1987—1989), Shelby GLH-S (на основе Dodge Omni, 1986—1987) и даже «заряженный» пикап Shelby Dakota (1989). В 1992 году Dodge вышел на рынок суперкаров с моделью Viper, которая оснащалась 8-литровым мотором V10 в 400 л.с. На модели Viper GTS с 1996-го по 2002 год ставился ещё более мощный 450-сильный двигатель, а мощность модели Viper SRT/10, которая выпускается с 2003 года, достигает 510 л.с. В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler с Daimler-Benz оказался в составе корпорации DaimlerChrysler. Модели Dodge к этому времени приобрели фирменный крайслеровский стиль cab forward (сдвинутая вперёд кабина) с относительно небольшим капотом и большим салоном.
Dodge Shelby Charger — плод сотрудничества Dodge и Кэрролла Шелби.
Полностью обновлённый модельный ряд, помимо Viper, состоял из полноразмерного Intrepid (1993—2004), среднеразмерного Stratus (1995—2006, продавался в Европе как Chrysler Stratus), купе Avenger (1995—2000) и компактного Neon (1995—2005). Также выпускаются минивэны Caravan и Grand Caravan, которые с Plymouth Voyager в 1980-е позволили корпорации Chrysler фактически создать рынок минивэнов. В секторе внедорожников Dodge представлен моделью Durango (c 1998 года), к которому в 2007 году прибавился компактный Nitro. Место Intrepid с 2006 года занимает седан Dodge Charger, а также появившийся годом раньше универсал Dodge Magnum на той же платформе, который продаётся в Европе как Chrysler 300 Touring. С 2006-го выпускается также компактный Dodge Caliber, сменивший Neon.
Dodge Stealth — брат-близнец японского купе Mitsubishi GTO (она же — 3000GT).
В соответствии с новой стратегией корпорации марка Dodge перестала быть чисто американской. Официальные продажи Dodge начались и в Европе, включая Россию, где покупателям предлагаются модели Caliber. В поисках выхода из кризисного положения, в котором оказался весь американский автопром и подразделение Chrysler в частности, Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплуатируя образы своих легендарных muscle cars. Свидетельство тому — появившийся в 2006 году концепт Dodge Challenger, который повторяет своей стилистикой классический Challenger 1970-х годов.
История братьев Додж — Авто Mail.ru
Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев — Джон родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.
Джон (на снимке слева) и Хорас Додж. Неразлучные братья, пионеры автомобильной Америки и просто хорошие парни
Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.
Патент той самой велосипедной втулки, разработанной Хорасом, которая стала для братьев путевкой в жизнь
В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в Murphy Engine company, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники.
Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge — на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.
В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт. После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.
Новое дело
Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли — знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии $7500 на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.
Велосипед Evans & Dodge — первое транспортное средство, созданное братьями
Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Эли Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, — деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент — некий Генри Форд.
Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций — по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м — сделал их мультимиллионерами.
Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить $25 миллионов! И это в деньгах 1917 года. По нынешнему курсу получается все 330 миллионов…
Сами с усами
Dodge Model 30 — первый автомобиль фирмы Dodge brothers, ставший хитом в 1915-1917 годах
Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, старт-ап был обречен на успех.
В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки — речь, конечно же, о Ford T, — чтобы допустить промах.
Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».
Завод по сборке автомобилей Dodge был первым в мире предприятием, при котором имелся собственный испытательный полигон
Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стала 3-ступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.
Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 90-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита
— Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? — посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.
Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge brothers — именно под таким именем компания существовала до 1930 года, — стать четвертой автомобильной компанией США, после лишь Ford, Willys-Overland и Buick.
- Реклама одного из первых коммерческих грузовиков
- Dependable (англ. Надежный) — главный рекламный слоган фирмы на протяжении долгих лет
«Бензиновые миллионеры»
Как и ожидалось, легковые «Доджи» отличались добротностью и надежностью. Слово Dependable («Надежный») на долгие годы стало главной темой рекламной кампании фирмы. Большое количество Model 30 попали на службу в армию, завоевав там репутацию машин, на которые можно положиться. В 1917-м братья добавили в производственную программу коммерческий грузовик, а еще через два года продажи перевалили за 100 тысяч. Добавьте к собственному успешному автомобильному бизнесу еще и миллионы фордовских выплат, и вы поймете — в то время в Штатах было немного людей богаче братьев Додж.
«Тридцатка» в армии. Много «Доджей» отправились на фронта Первой мировой в Европу, на этой же машине генерал Першинг гонялся по Мексике за революционером Панчо Виллой
Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.
Вот так элегантно и стильно автомобили Dodge выглядели в конце 20-х. На снимке родстер Senior Six 1929 года
Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.
Компактный и невероятно привлекательный Dodge Coupe 1939 года с кузовом фирмы Hayes Body Corporation
Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной — большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.
Вклад компании в победу во Второй мировой — знаменитый грузовик Dodge WC-51. Благодаря грузоподъемности в 750 кг, в частях Советской Армии эту машину прозвали «Додж три четверти»
Судьба-злодейка
Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями — жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.
Модельная линейка Dodge Royal 1958 года — эра Детройтского барокко в самом зените dodge_17 60-е для компании прошли под знаком мускул-каров
Как пишут в плохих романах — ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и… подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками — в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже… Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.
Dodge Omni конца 70-х — один из первых удачных субкомпактных американцев
Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.
Как и многие другие «крайслеровские» модели, этот Dodge Aspen был весьма популярным полицейским автомобилем
Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей — бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.
Дизайнерский ренессанс Dodge пришелся на 90-е. На снимке один из десятка ярких концептов того времени пикап Sidewinder
Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью FIAT-Chrysler, специализируясь на выпуске моделей спортивного плана.
Данила Михайлов
Топ-10
10 лучших моделей Dodge по версии Авто Mail.ru.
Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и «Жестянная Лиззи» «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.
Свою нынешнюю славу мускул-бренда Dodge начал зарабатывать во второй половине 60-х. Компания далеко не первой вышла на рынок «маслкаров», зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность — 375 л.с., крутящий момент — 650 Н∙м. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за 5 секунд.
Еще один бюджетный седан, ставший масл-каром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Н∙м этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.
В наших краях маскл-кары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле на рубеже 70-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.
Еще одно имя из золотого фонда мускулкаростроения. В начале 70-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «мустангам» и «камаро». V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реале мощность доходила до 350 коней, но главное — более компактный и легкий «Челленджер» по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот «Додж» в ряду поникаров-одноклассников.
Весьма далекая от всего, что связано со словом спорт, эта модель Dodge тем не менее прочно угодила в историю. Ведь именно с этой модели, равно как и с ее брата-близнеца Plymouth Voyager, начиналась современная история минивэна. Сделать однообъемный микроавтобус легковым автомобилем с соответствующим уровнем комфорта и безопасности Ли Якокка предлагал еще в свою бытность президентом Ford Motor Company. Но тогда его предложения разбились о скептицизм Генри Форда Второго. Когда же Якокка возглавил «Крайслер», идея легкового минивэна была встречена Америкой троекратным ура. Ошеломляющий успех «Каравана» и «Вояджера» стал одной из основных причин ренессанса компании в середине 80-х.
Американский спорткар в самом агрессивном и животном виде. Дебютировавшая в начале 90-х «Гадюка» потрясала воображение. Во-первых, конечно, дизайном. Серийная модель выглядела практически один в один с одноименным концепт-каром. Не меньше впечатляла и техника. 8-литровая V-образная «десятка» позаимствованная у пикапа Ram, не просто выдавала 400 л.с., она выдавала их в отсутствии «трекшн-контроля» и ABS! Viper — один из последних динозавров рынка спорткаров, чумовая мощность которого не контролировалась заумной электроникой. Подход к комфорту тоже типично олдскульный — ни крыши, ни кондиционера, ни даже боковых стекол этому «Доджу» не полагалось.
Первый коммерческий автомобиль Dodge выпустил еще в 1917-м. Но, пожалуй, самым известным траком компании стал Ram, впервые представленный публике в 1980-м. Впрочем, в нашу подборку самых-самых мы взяли второе поколение «Барашка», показанное в 1993-м. Мгновенно ставший культовым дизайн с характерным скульптурным решением передних крыльев и решетки радиатора поставил Ram на ступеньку выше одноклассников. Неудивительно, что со временем название отдельно взятого пикапа превратилось в целый бренд. Сегодня пикапы и SUV от Chrysler выпускаются под торговой маркой Ram.
Dodge — Вікіпедія
|company_slogan= |moto=
Dodge — американська автомобілебудівна компанія в складі корпорації Крайслер, яка спеціалізується на випуску легкових автомобілів, пікапів, мінівенів та спортивних автомобілів. Штаб-квартира розташована в Гайленд-парку (штат Мічиган). Сьогодні, разом з легковими автомобілями, під маркою Dodge випускаються також позашляховики, мінівени і пікапи. Логотип компанії Dodge регулярно мінявся, але найчастіше, як і в наш час[коли?] в емблемі фігурувала голова барана. По одній з версій, причиною цьому була одна з моделей Dodge, зігнутий вихлопний колектор якої нагадував виті роги гірського барана.
У складі корпорації Chrysler, Dodge виділяється своїм спортивно-позашляховим іміджем. Легковий асортимент Dodge повністю копіює такі від компаній Chrysler і Plymouth, зате позашляховики фірми випускаються лише під однією маркою. Очевидно, завдяки цьому факту, а також безперечній зовнішній привабливості моделей Dakota, Durango і Ram, ім’я Dodge асоціюється з позашляховиками і, звичайно ж, спортивний суперавтомобіль Viper, що випускається як спортивне купе
1897—1920[ред. | ред. код]
Брати Джон Додж (John Dodge) і Хорес Додж (Horace Dodge) прийшли в автопром задовго до того, як заснували власну автомобілебудівну компанію. Ще в 1897 році вони приступили до виробництва велосипедів в Детройті, а в 1900-му заснували машинобудівний завод, на якому виробляли деталі для автомобілів. Вони поставляли трансмісії для Oldsmobile, в 1903 році допомогли Генрі Форду (Henry Ford) з фінансуванням Ford Motor Company і будували для нього двигуни, а Джон Додж до 1913 року навіть був віце-президентом цієї компанії. Продукція братів Додж завоювала високу оцінку своєю якістью та надійністю. Вирішивши що пора самим виробляти автомобілі, брати на базі своїх заводів створили в 1913 році фірму, яка так і називалася — «Брати Додж» (Dodge Brothers), на якій одними з перших почали виробництво автомобілів з суцільнометалевими кузовами. Невелика фірма, що займалася раніше виробництвом комплектуючих для заводів форда і «Олдс Мотор», ввібрала всі технологічні новинки того часу, зокрема фордівську технологію стандартизації і потокової збірки (Генрі Форд навіть пред’являв братам судові претензії, втім без успіху).
Перша машина Dodge Brothers, яку пізніше жартівливо прозвали «Старенька Бетсі», покинула завод 14 листопада 1914 року — а услід за нею до кінця року Доджі провели ще 249 таких самих автомобілів. У кожного з них на верхньому бачку радіатора красувалася фірмова емблема компанії — земна куля, поміщена в центр зірки Давида.
Перший автомобіль мав 3,5-літровий 4-циліндровий мотор в 35 к.с. і позиціонувався як бюджетний, але «справжній» автомобіль, на відміну від популярного, але примітивного Ford T. Та і коштував він всього в півтора рази дорожче. Ця стратегія принесла успіх: недорогі і надійні машини мали хороший попит. До 1919 року продажу Dodge перевищили 100 тисяч екземплярів. У 1916-му Dodge став першим у світі масовим автомобілем з суцільнометалевим кузовом виробництва компанії Budd, який випускався і у відкритому, і в закритому варіантах. З 1917 року під маркою Dodge виготовлялися і вантажівки.
Незабаром армія США замовила компанії Dodge автомобілі для використання в Мексиці в ході військової операції проти полководця Панчо Вілла (Pancho Villa). У 1916 році лейтенант Джордж Паттон (George S Patton) брав участь на автомобілі Dodge в тому, що зараз можна назвати першою «механізованою кавалерією». Компанія Dodge зав’язала міцні взаємини з американською армією, пропонуючи свої автомобілі під девізом «Dependable» (надійні автомобілі).
Машини Dodge / Додж мали великий успіх — в 1915 році їх продали 45 тисяч штук. В кінці 1910-х років компанія займала друге місце в США за об’ємом виробництва.
1920—1930[ред. | ред. код]
На вершині успіху брати померли: Джон від пневмонії, Горацій від цироза печінки. Статки братів Додж був пристойним — по 20 з гаком мільйонів у кожного. Крім того, спадкоємці братів (а окрім вдів у них нікого не залишилося), отримали по 50% статутного капіталу. Але обидві вдови підприємницькими талантами не володіли, і компанія почала терпіти збитки.
За 145 мільйонів доларів Dodge викупив консорціум американських банків, що трохи поліпшило її фінансове положення. У 1927 році Dodge запропонувала свою першу 6-циліндрову машину марки Senior Six з гідроприводом гальм, що замінила з наступного року всі 4-циліндрові моделі. У 1928 році до неї додалася дешевший і економічніший автомобіль Victory Six.
Напередодні економічної кризи Dodge знову опинився на межі банкрутства, і її керівництво прийняло рішення продати компанію висхідній зірці того часу — Волтеру Крайслеру, який у той час будував свою власну автоімперію, скуповуючи всі автозаводи без розбору. У 1928 концерн Dodge увійшов до складу корпорації Chrysler і автомобіль Dodge став торговою маркою Chrysler
З тих пір автомобілі Dodge почали уніфікуватися з продукцією інших членів концерну. Ця уніфікація почалася ще в 1929 році, коли з’явився новий автомобіль Dodge серії Da1, що став копією марки Chrysler. Тут же за ним послідував 8-циліндровий Dodge серії DC з двигуном Chrysler. У 1935 і 1939 роках автомобілі Dodge отримали нові обтічні кузови. В період війни Dodge прославилася своїми легкими; вантажопасажирськими армійськими машинами підвищеної прохідності.
1945—1970[ред. | ред. код]
У роки війни вантажівки 1/2 т, 3/4 т Dodge WC54, Dodge WC64 використовувались для амбулаторій. У перші післявоєнні роки компанія продовжувала впускати трохи змінені моделі, розроблені до 1942 року. У 1949 році з’явилися перші нові автомобілі марки Wayfarer, Meadowbrook і Coronet з 6-циліндровим двигуном потужністю 102 к.с. і напівавтоматичною трансмісією.
Coronet, що випускався з перших післявоєнних років, в 1953 році знайшов другу молодість завдяки новому сучасному кузову і двигуну V8 з півсферичними камерами згорання, хоча він пропонувався також і із старим 6-циліндровим мотором. В порівнянні з попередніми моделями він виглядав досконалішим. Серед гамми автомобілів Coronet, що оснащувалися різними кузовами, особливо елегантними виглядали двухдверний 5-місцевий кабріолет і аналогічний йому «хардтоп» з жорстким дахом, такий, що мав позначення Diplomat. Був також 5-дверний вантажопасажирський варіант Sierra. Всього за перший рік було виготовлено понад 300 тисяч автомобілів Coronet . З невеликими зовнішніми змінами модель випускалася 3 роки.
З випуском в 1960 році марки Polara і Matador, Dodge перейшов на виробництво автомобілів з несучими кузовами. Одночасно було освоєно серійне виробництво малогабаритного автомобіля марки Dart, а в 1961 році був представлений компактний Lancer з 6-циліндровим мотором об’ємом в 2785 см3.
Через два роки його змінив ще компактніший Dart. У 1966 році була представлена модель Charger з двигуном V8 робочим об’ємом в 5210 см3, а його спортивний варіант оснащувався мотором в 7 л, і розвивав потужність 425 к.с. У 1970 році з’явився ще один могутній автомобіль Challenger з 7-літровим мотором.
«Dodge Challenger 1970»Пізніше новий автомобіль марки Challenger отримав скромніший двигун в 5210 см3. Побачили світло і передньопривідний автомобіль Omni, створений на базі французької Simca Horizon, компактні Aspen і Diplomat на базі Chrysler Le Baron з автоматичною коробкою передач, а також прямий спадкоємець марки Charger — спортивне купе Magnum з різними двигунами V8 потужністю до 200 к.с.
Перша серія автомобілів Charger була виготовлена в 1966 році. Наступного року задню частину автомобіля зробили коротшою, встановили нове заднє скло, на кришці багажника з’явилася аеродинамічна площина, фари розмістили за ґратами радіатора. Все це додало моделі ефектну спортивну зовнішність.
Charger пропонувався з трьома могутніми 8-циліндровими двигунами робочим об’ємом 5211; 6891 і 7210 см3. Покупець міг вибрати як механічну, так і автоматичну коробку передач. Великий попит мала модель з наймогутнішим двигуном Hemi V8 об’ємом 6974 см3 з півсферичними камерами згорання.
Наприклад, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 року з цим двигуном, що розвивав потужність 430 к.с., розгін з місця до 96 км/год за 5,7 секунд і легко розвивав максимальну швидкість 217 км/год. Hemi Charger 500 по праву вважався одним з найшвидкісніших серійних автомобілів свого часу. Проте введені незабаром норми на чистоту відпрацьованих газів змусили компанію відмовитися від виробництва особливо потужних двигунів.
1980—2008[ред. | ред. код]
У 80-і роки Dodge запропонував передньопривідні економічні автомобілі — моделей Shadow з 3- або 5-дверними кузовами, аналогічну Plymouth Sundance, і Aries, що випускалася в декількох варіантах, а також 5-дверний хетчбек Lancer. Американську класику у той час представляв тільки 5,2-метровий Diplomat з мотором V8.
«Dodge Grand Caravan 2008»Dodge Caravan, передньопривідний мінівен з поперечним розташованим двигуном, з’явився в асортименті компанії Chrysler в 1984 році і викликав справжній фурор на автомобільному ринку. Цей концепт був унікальним і в той же час настільки практичним, що в короткий час завоював велику кількість шанувальників. До Європи автомобіль поставляється під маркою Chrysler Voyager. Разом з Jeep Grand Cherokee ця модель є найбільш продаваним американським автомобілем на європейському континенті. Dodge Caravan це аналог відповідних моделей Chrysler Town & Country і Plymouth Voyager.
Розробка автомобіля Dodge Viper або європейського Chrysler Viper, в 1989 році була санкціонована президентом корпорації Chrysler Бобом Лутцем. Прототип нової марки став зіркою на міжнародному автосалоні в Детройті в 1989 році. Остаточний варіант двомісного родстера Viper Rt10 був готовий в 1991 році.
На ньому встановлений повністю алюмінієвий двигун V10 робочим об’ємом 8 л, розроблений спільно з італійською компанією Lamborghini. Двигун був виконаний в двох варіантах — потужністю 394 к.с. для внутрішнього ринку і 364 к.с. як експортний варіант. До інших особливостей моделі Viper слід віднести механічну 6-ступінчасту коробку передач, повністю незалежну підвіску всіх коліс, центральну трубчасту раму і кузов з композитних матеріалів. Viper Rt10 став найпотужнішим серійним спортивним автомобілем Америки, крім того він майже повністю збирається вручну.
Випустивши спортивну марку Viper GTS, концерн Chrysler заявив про свої наміри брати активну участь в автоспорті.
У купе GTS, потужність двигуна збільшилася до 406 к.с. У 1997 році вона зросла до 455 к.с. (на експортному варіанті — 384 к.с.), що дозволило підняти максимальну швидкість 290 км/год. Модель випускається невеликими партіями і говорить про величезні потенційні можливості Chrysler і його новаторському підході до проектування самих незвичайних і досконалих автомобілів.
На автосалоні в Детройті 2000 р. був показаний прототип автомобіля моделі Viper Gts/r з 500-сильним двигуном V10, що розвиває максимальну швидкість 320 км/год.
Компанія Chrysler, випустивши в січні 1992 року автомобілі Dodge Intrepid, змусила багатьох змінити своє відношення до американських автомобілів. Зміна дизайну опісля п’ять років зробила його відмінною від аналога Concord в модельному ряду Chrysler. Сучасні марки доповнює спортивна комплектація Intrepid FVT. У модельному ж ряду Dodge, автомобіль Intrepid є єдиним автомобілем високого класу.
Dodge Neon наступник Shadow, передньопривідний седан Golf-класса, вперше був показаний у Франкфурті-на-Майні в 1993 році. Це був найдешевший автомобіль в асортименті компанії, він був достатньо швидкохідний і комфортабельний. Він оснащувався 2 літровим двигуном і був орієнтований на конкуренцію з японськими автомобілями такого ж класу. Автомобіль має привід на передні колеса і пропонується як 4-дверний седан і 2-дверне купе. Він оснащується рядним 4-циліндровим 2-літровим двигуном з 4 клапанами на циліндр потужністю 132 або 147 к.с. У Європі він вийшов під маркою Chrysler Neon. У січні 1999 року в Детройті була представлена версія із зміненим дизайном передньої частини і модифікованою підвіскою.
Двомісне передньопривідне купе моделі Dodge Avenger вперше було представлено зимою 1994 року, дебютувало одночасно з Chrysler Sebring і є його конструктивним аналогом.
Автомобіль Dodge Stratus, передньопривідний седан з поперечним розташованим двигуном (наступник моделі Spirit) був вперше як прототип представлений в Детройті і Лос-Анджелесі в січні 1994 року. Дизайн автомобіля вражає цілісністю і закінченістю, і не дарма, адже цей автомобіль, під маркою Chrysler, досить успішно продається в Європі. Прем’єра нових моделей Stratus 2001 модельного року відбулася на автошоу Чикаго зимою 2000 року. З появою цієї марки було вирішено відмовитися від назви Avenger.
Високопотужний і великогабаритний багатоцільовий позашляховик марки Dodge Durango з повним приводом вперше був представлений в січні 1997 року в столиці автосвіту Детройті. Цей комфортабельний джип з могутнім V-образным восьмициліндровим мотором зміг скласти серйозну конкуренцію популярному Jeep Grand Cherokee. Це найпотужніший позашляховик Північної Америки.
Дуже успішно просуваються на ринку пікапи Dakota, що випускаються вантажним відділенням компанії, і в 1996 році що завоювали титул «спортивної вантажівки року». З 1997 року починається випуск другого покоління автомобілів Dodge Dakota. Створений на жорсткій лонжеронной рамі, ця марка конкурує з грандом жанру Ford F-150. Напористий могутній кузов з виразними підштампуваннями на дверях і бічних панелях ясно говорить про характер автомобіля.
Тільки у США і Канаді за підсумками 1999 року було випущено 1561,4 тис. різних автомобілів Dodge. Близько 1080 тис. одиниць з них склали легкові марки Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango і Viper.
Істотне оновлення асортименту Dodge в 2001 році почалося з появи нових моделей Stratus і Stratus Coupe (заміна моделі Avenger), мінівени Caravan/Grand Caravan, а також декілька спортивних модифікацій під індексом R/t. А також оновлення позашляховика Durango.
На автосалоні в Чикаго дебютував повнорозмірний пікап марки Dodge Ram нового покоління. Автомобіль Ram попереднього покоління з’явився в 1993 році і став справжнім одкровенням в дизайні і формоутворенні повнорозмірних пікапів. Досі він носить неофіційне звання найсимпатичнішої і стильнішої легкої вантажівки в США. Пікапи, що неодноразово модернізувалися з тих пір, моделей Ford і Chevrolet так і не змогли перевершити компанію Dodge по красі і лаконічності дизайну.
Год | Модель |
---|---|
1914 | Modell 30-35 |
1915 | Modell 30-35 |
1916 | Modell 30-35 |
1917 | Modell 30 |
1918 | Modell 30 |
1919 | Modell 30 |
1920 | Modell 30 |
1921 | Modell 30 |
1922 | Modell 30, Serie 116 |
1923 | Serie 116 |
1924 | Serie 116 |
1925 | Serie 116 |
1926 | Serie 126 |
1927 | Serie 126/124, Fast Four 128/129, Senior 2249 |
1928 | Fast Four 128 /129, J-Serie, M-Serie, Senior 2249/2251/2252, S-Serie, Standard 140/141, Victory 130/131 |
1929 | DA-Serie, DB-Serie, J-Serie, M-Serie, S-Serie |
1930 | DA-Serie, DB-Serie, DC-Serie, DD-Serie |
1931 | DC-Serie, DD-Serie, DG-Serie, DH-Serie |
1932 | DC-Serie, DD-Serie, DG-Serie, DH-Serie, DK-Serie, DL-Serie |
1933 | DO-Serie, DP-Serie |
1934 | DR-Serie, DRXX-Serie, DS-Serie |
1935 | New Value DU-Serie |
1936 | Beauty Winner D2-Serie |
1937 | D5-Serie |
1938 | D8-Serie |
1939 | Luxury Liner D11-Serie |
1940 | Luxury Liner Deluxe D14-Serie, Luxury Liner Special D17-Serie |
1941 | Custom D19-Serie, Deluxe D19-Serie |
1942 | Custom D22-Serie, Deluxe D22-Serie |
1946 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1947 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1948 | Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie |
1949 | Coronet D30-Serie, Wayfarer D29-Serie |
1950 | Coronet D34-Serie, Wayfarer D33-Serie |
1951 | Coronet D42-Serie, Meadowbrook D42-Serie, Wayfarer D41-Serie |
1952 | Coronet D42-Serie, Meadowbrook D42-Serie, Wayfarer D41-Serie |
1953 | Coronet D46/D48-Serie, Meadowbrook D46/D47-Serie |
1954 | Coronet D51/D52/D53-Serie, Meadowbrook D50/D51-Serie, Royal D50/D53-Serie |
1955 | Coronet D55/D56-Serie, Custom Royal D55-Serie, La Femme, Royal D55-Serie |
1956 | Coronet D62/D63-Serie, Custom Royal D63-Serie, La Femme, Royal D63-Serie |
1957 | Coronet D66/D72-Serie, Custom Royal D67-Serie, Royal D67-Serie |
1958 | Coronet, Custom Royal, Royal |
1959 | Coronet, Custom Royal, Royal |
1960 | Matador, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca |
1961 | Lancer, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca |
1962 | Custom 880, Dart 330, Dart 440, Lancer 170, Lancer 770, Polara 500 |
1963 | 330, 440, 880, Custom 880, Dart 170, Dart GT, Polara, Polara 500 |
1964 | 330, 440, 880, Custom 880, Dart 170, Dart GT, Polara |
1965 | Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Custom 880, Dart 170, Dart 270, Monaco, Polara |
1966 | Charger, Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Dart, Dart GT, Monaco |
1967 | Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart 270, Dart GT, Monaco, Monaco 500, Polara |
1968 | Charger, Charger R/T, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart 270, Dart GT, Monaco, Monaco 500, Polara, Polara 500, Super Bee |
1969 | Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart GT, Dart Swinger, Monaco, Polara, Super Bee |
1970 | Challenger, Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart Custom, Polara, Polara Custom, Super Bee |
1971 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Coronet Brougham, Coronet Crestwood, Dart, Demon, Monaco, Polara, Super Bee |
1972 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Demon, Monaco, Polara |
1973 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco, Polara |
1974 | Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco |
1975 | Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco |
1976 | Aspen, Colt, Coronet, Dart, Monaco |
1977 | Aspen, Colt, Diplomat, Monaco |
1978 | Aspen, Colt, Diplomat, Magnum, Monaco, Omni |
1979 | Aspen, Colt, Diplomat, Magnum, Omni, St. Regis |
1980 | Aspen, Colt, Diplomat, Mirada, Omni, St. Regis |
1981 | Aries, Colt, Diplomat, Mirada, Omni, St. Regis |
1982 | 400, Aries, Colt, Diplomat, Mirada, Omni |
1983 | 400, 600, Aries, Charger, Colt, Diplomat, Mirada, Omni |
1984 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1985 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1986 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Conquest, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni |
1987 | 600, Aries, Charger, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Lancer, Omni, Shadow |
1988 | 600, Aries, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Dynasty, Lancer, Omni, Shadow |
1989 | Aries, Colt, Colt Vista, Daytona, Diplomat, Dynasty, Lancer, Omni, Shadow, Spirit |
1990 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Omni, Shadow, Spirit |
1991 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Shadow, Spirit, Stealth |
1992 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Monaco, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1993 | Colt, Colt Vista, Daytona, Dynasty, Intrepid, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1994 | Colt, Colt Vista, Daytona, Intrepid, Shadow, Spirit, Stealth, Viper |
1995 | Avenger, Intrepid, Neon, Spirit, Stealth, Stratus, Viper |
1996 | Avenger, Intrepid, Neon, Stealth, Stratus, Viper |
1997 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
1998 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
1999 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2000 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2001 | Avenger, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2002 | Avenger, Brisa, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2003 | Avenger, Brisa, Intrepid, Neon, Stratus, Viper |
2004 | Avenger, Brisa, Intrepid, Magnum, Neon, Stratus, Viper |
2005 | Avenger, Brisa, Magnum, Neon, Stratus, Viper |
2006 | Avenger, Brisa, Caliber, Charger, Magnum, Stratus, Viper |
2007 | Avenger, Brisa, Caliber, Charger, Magnum, Viper |
2008 | Avenger, Brisa, Caliber, Challenger, Charger, Magnum, Viper |
2009 | Avenger, Brisa, Caliber, Challenger, Charger, Viper |
- Dodge Hornet (2006)
- Dodge Rampage (2006)
- Dodge Challenger (2006)
- Dodge Scooter (2005)
- Dodge Nitro (2005)
- Dodge Caliber (2005)
- Dodge Sling Shot (2004)
- Dodge Magnum SRT-8 (2003)
- Dodge Tomahawk (2003)
- Dodge Durango Hemi (2003)
- Dodge Kahuna and Avenger (2003)
- Dodge Neon SRT (2002)
- Dodge M80 (2002)
- Dodge Razor (2002)
- Dodge PowerBox (2001)
- Dodge Charger (1999)
- Dodge Intrepid ESX (1999)
- Dodge Copperhead (1997)
- Dodge Polycar (1980)
- Dodge M4S (1984)