ЛиАЗ-5292 — Википедия
ЛиАЗ-5292 | |
---|---|
ЛиАЗ-5292.65 в фирменном окрасе «Московский Транспорт» | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Выпускался, гг | 2004–настоящее время |
Экземпляры | не менее 8543 (на январь 2020)[1] ЛиАЗ-5292.00: 51ЛиАЗ-5292.20: 467 ЛиАЗ-5292.21: 1342 ЛиАЗ-5292.22: 1892 ЛиАЗ-5292.22-01: 132 ЛиАЗ-5292.22(рестайлинг для Москвы): 265 ЛиАЗ-5292.30: 31 ЛиАЗ-5292.56: 39 ЛиАЗ-5292.60: 997 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-0): 71 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-2): 54 ЛиАЗ-5292.65: 1605 ЛиАЗ-5292.67: 1081 ЛиАЗ-5292.70: 3 ЛиАЗ-5292.71: 345 |
Полная масса, т | 17,7–18,39 |
Снаряжённая масса, т | 9,95–11,25 |
Макс. скорость, км/ч | 65–85 |
Класс автобуса | низкопольный городской |
ЭКО стандарт | Евро-3 |
Мест для сидения | 20–32 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 105–112 |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
Низкопольность, % | 100% |
База, мм | 5 960 |
Количество дверей для пассажиров | 3 (2) |
Формула дверей | 2-2-2 (2-2-0) |
Модель двигателя | Caterpillar 3116 Cummins CGe 250 30 (газ.) MAN D0836LOH04 MAN D0836 LOh51 MAN D0836 LOH56 MAN D0836 LOH65 MAN Е0836 LOH01 (газовый) Scania DC09 91A ЯМЗ-536111 ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624 (газовый) |
Тип топлива | дизельное, CNG |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 29 |
Модель коробки передач | Voith Diwa D 851.3E ZF Ecomat 6 HP 504 C ZF EcoLife 6 AP 1200 B ZF EcoLife 6 AP 1400 B Voith Diwa D 864 |
Медиафайлы на Викискладе |
ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Первый полностью низкопольный автобус российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2004 года. По состоянию на ноябрь 2019 года выпущено не менее 8180 экземпляров, из которых не менее 4720 (59 %) были поставлены с завода в Москву, не менее 1330 (17 %) — в Московскую область, не менее 460 (6%) — в Санкт-Петербург, не менее 200 (~2%) — в Нижний Новгород, не менее 185 (~2%) — в Тюмень, не менее 165 (~2%) — в Волгоград
5292.00[править | править код]
Автобус ЛиАЗ-5292.00 на остановке «Микрорайон Заря», Курск (2009)Первый экземпляр ЛиАЗ-5292.00 был построен и продемонстрирован широкой публике на Московском автосалоне в 2003 году[2][3][4]. Автобус на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗ-5256.25 — Caterpillar 3116, расположенный поперечно, и автоматическую трёхступенчатую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 851.3E. Он был оснащён портальными («низкопольными») мостами Rába и рулевым механизмом Csepel A-500.73-3520-00. Модель была запущена в серийное производство и стала поступать в мелком количестве в автобусные парки № 3, 7, 10 и 12 Москвы, а также в Курск, Воронеж, Иваново и другие города. Однако, автобусы были ещё «сырыми» и малопригодными к эксплуатации. ЛиАЗ-5292.00 производился с 2004 по 2006 год. В Москве автобусы данной серии были списаны в 2014—2016 годах по причине низкой надежности и износа ресурса кузова.
5292.20 (52922)[править | править код]
Автобус ЛиАЗ-52922 с двигателем MAN в экспозиции компании «Русские Автобусы» на Московском мотор-шоу 2007 годаЛиАЗ-5292.20 был впервые продемонстрирован на Московском мотор-шоу 2007 года. Модификация была создана с помощью немецкой компании IVM Automotive с учётом требований ГУП «Мосгортранс». Автобусы этой модификации комплектуются двигателями MAN D0836 LOh51 (Евро-3), расположенным продольно, ведущими портальными («низкопольными») мостами ZF типа AV-132/87, передними портальными мостами ZF RL-85A и АКПП ZF 6 HP 504C типа Ecomat[5]. С 2008 года салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. С середины 2011 года ЛиАЗ-5292.20 выпускается только для регионов России. С 2015 года в Москве начались списания самых первых автобусов данной модификации из-за износа оборудования и неисправностей двигателей, с 2016 года — автобусов 2008 года выпуска, с 2017 года — автобусы 2009—2010 годов выпуска. Некоторые автобусы, преодолевшие определённые пробеги и находившиеся в исправном состоянии, были переданы для дальнейшей эксплуатации в другие города России (например, Березники, Тамбов, Хабаровск). По состоянию на ноябрь 2019 года в Москве осталось 45/16 единиц ПС, в филиале «Центральный» и в ЗелАКе, модификация навсегда уходит в историю, ибо все автобусы в обоих филиалах навсегда отстранены от эксплуатации и ждут порезки.
5292.21 (529221)[править | править код]
ЛиАЗ-5292.21 в Москве (2011) Салон автобуса ЛиАЗ-5292.21Дальнейшее развитие ЛиАЗ-5292.20. Основным отличием от предшественника является двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам Евро-4.[6] Другими отличиями являются другая приборная панель, аналогичная московским ЛиАЗ-6213.20 2010 года выпуска и новый потолок салона, разработанный фирмой КОРА, а также схема окраски экстерьера, аналогичная ЛиАЗ-6213.20 поставки конца 2010 года. Машины, закупаемые ГУП «Мосгортранс», также оснащены точечной головной оптикой фирмы Hella и системой кондиционирования воздуха (на первых экземплярах марки Spheros, затем — Konvekta) в пассажирском салоне и кабине водителя (в автобусах, поставляемых в регионы России, кондиционер и принудительная вентиляция отсутствует). С лета 2011 года машины данной модификации массово поставлялись в автобусные парки Москвы, а с середины 2012 года – и в регионы России.
С конца 2018 года часть автобусов данной модификации выводится из эксплуатации вследствие сложности обслуживания и износа.
Начиная с 2020 года и позднее начнутся массовые списания данных автобусов, сначала автобусов 2011 года выпуска и затем автобусов 2012 года выпуска.
5292.22 (529222)[править | править код]
Опытный автобус ЛиАЗ-5292.22 в экспозиции компании «Русские Автобусы» на выставке Комтранс-2011Модификация с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам Евро-5.[6] Первый экземпляр данного типа был показан на выставке «Комтранс-2011» в сентябре 2011 года и затем отправлен на доработку. Уже в раскраске САС[7] первый ЛиАЗ-5292.22 был отправлен в 14-й автобусный парк (14449). Отличается новой панелью приборов, новым интерьером кабины водителя, обновлённой водительской перегородкой, и пластиковыми подиумами и кожухами колесных арок разработки фирмы КОРА.
Модификация была запущена в серийное производство в ноябре 2011 года. Первые серийные автобусы имели стандартную заводскую эмблему [8] и салон, идентичный автобусам модификации ЛиАЗ-5292.21. Более поздние автобусы имеют обновлённую заводскую эмблему[9] и модернизированный салон с пластиковыми подиумами разработки фирмы КОРА[10]. Автобусы, выпускаемые с лета 2012 года, имеют салон с поручнями жёлтого цвета, цельное лобовое стекло, обрамление лобового маршрутоуказателя чёрного цвета, светодиодное освещение салона и изменённую корму — стало больше прорезей для вентиляции двигателя, также поменялся кондиционер марки Konvekta — он стал мощнее. На нескольких первых новых «чернолобых» автобусах установлены кондиционеры Konvekta старого образца. Более новые автобусы ЛиАЗ-5292.22 комплектуются сиденьями Pilot и стеклянными заглушками в нижней половине поручней.
В конце 2013 года был начат выпуск обновлённой версии автобуса 5292.22 с передней и задней масками, аналогичными автобусу ЛиАЗ-5292.30 и цельностеклянными дверями. В декабре 2013 года серия из 25 рестайлинговых автобусов ЛиАЗ-5292.22 поступила в 10-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс». В 2014 году аналогичные автобусы начали поступать в филиалы ГУП МО «Мострансавто».
Начиная с конца 2017 года на заводе ЛиАЗ в следствии массового полного выхода из строя двигателей на данной модификации автобусов, на заводе ЛиАЗ автобусы модификации ЛиАЗ-5292.22 проходят замену двигателя с MAN D0836 LOH65, на ЯМЗ-53633, идентичному автобусам модификации 5292.65. Одним из первых замену двигателя прошёл автобус с бортовым номером 161115, ныне 011552[11].
Начиная с 2021 года и позднее начнется массовое списание автобусов 2011-13 годов выпуска.
5292.22-01[править | править код]
Учебная кабина.Модификация автобуса с учебной кабиной и вентиляционными люками, аналогичными применяемым на автобусах МАЗ. Остальное совпадает с ЛиАЗ-5292.22. В Филиале «Юго-Западный» ГУП Мосгортранс (Очаковская площадка, бывш. 14-й АП Москвы) эксплуатируется один опытный автобус данной модификации с прислонно-сдвижными средними и задними дверями (011100; бывш. 14309) [12].
5292.22-02[13][править | править код]
Пригородная версия ЛиАЗ-5292.22. Данная модификация не имеет задней двери, а количество посадочных мест доведено до 32 штук. Первые пятьдесят автобусов поступили в МУП «Сочиавтотранс» в январе 2014 года.
5292.22-77[править | править код]
Усовершенствованная версия модели ЛиАЗ-5292.22 с увеличением прохода в хвостовой части автобуса и добавлением дополнительного третьего сидения перед шахтой двигателя, увеличенная шахта двигателя и новая оптика передка и задка автобуса. Партия из данных автобусов массово закупается ГУП «Мосгортранс» начиная с осени 2015 года. Начиная с января-февраля 2016 года поступают автобусы с новыми сиденьями и кондиционерами марки Spheros, модификация которой была установлена на первые автобусы ЛиАЗ-5292.21, а также кондиционерами марки Konvekta, установленные на последние автобусы ЛиАЗ-5292.22. Первую партию автобусов данной модификации получили филиалы «Северо-Восточный» и «Южный», мелкие партии получили филиалы «Восточный» и «Юго-Западный». Большинство автобусов модификации ЛиАЗ-5292.22 из всех филиалов ГУП «Мосгортранс» были переданы в филиал «Северо-Восточный». Летом 2018 года двумя партиями было поставлено 50 автобусов в Худжанд.
5292.30[править | править код]
Опытный автобус ЛиАЗ-5292.30 в экспозиции компании «Русские Автобусы» на выставке «Мир автобусов 2013»Модификация с двигателем Scania DC09 91A, отвечающим нормам Евро-4.[14] Первый экземпляр с полностью обновлённым дизайном был показан на выставке «Мир автобусов 2013». На выставке Комтранс-2013 был показан серийный вариант автобуса данной модификации. Первые тридцать автобусов поступили в Сочинский филиал ГУП Пассажиравтотранс в конце 2013 года. Автобусы данной модификации были задействованы в транспортном обслуживании Зимних Олимпийских игр 2014.
5292.56[править | править код]
Модификация автобусов с двигателями Cummins, отвечающие нормам Euro-6 (первые дизельные двигатели, отвечающее столь высоким стандартам). К концу 2017 года выпущено 27 автобусов данной модификации, все они работают в Белграде (Сербия). Комплектуются кондиционерами Konvekta, которые намного мощнее своих предшественников.
5292.60[править | править код]
Модификация с двигателем ЯМЗ-536111, отвечающим нормам Евро-4 и АКПП ZF EcoLife 6AP1400B. Первые автобусы этой модификации начали поступать в Санкт-Петербург в ноябре 2013 года. В 2014 году автобусы данной модификации массово поставлены ГУП МО «Мострансавто». С 31 декабря 2014 автобусы этой модификации начали поступать в МУП МТК «Ростовпассажиртранс» города Ростов-на-Дону.
В июле 2014 года в Нижний Новгород поступил один автобус на испытания. В 2017 году партия из 75 автобусов поставлена в Алма-Ату (Казахстан).
С начала 2018 года, автобусы данной модификации не выпускаются, так как минимальный экологический стандарт выпускаемых для РФ транспортных средств не может быть ниже Euro-5[15].
5292.60-60[править | править код]
Укороченная до 10,5 метров версия ЛиАЗ-5292.60. Существует как в городском (три двери, 22 сидячих места), так и в пригородном (две двери, 26 сидячих мест) вариантах. Данные модификации были разработаны по заказу ГУП МО Мострансавто и их поставка в количестве 122 единиц была летом 2014 года. Особенности проектирования укороченного варианта ЛиАЗ-5292 послужила базовой основой для создания в будущем совершенно нового автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.
Автобусы модификации ЛиАЗ-5292.60, поступившие в город Ростов-на-Дону.5292.65[править | править код]
Модификация с двигателем ЯМЗ-53633, отвечающий нормам Euro-5. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1400B. Автобус данной модификации выпускается в нескольких вариантах — двухдверный полунизкопольник, имеющий 33 сидячих места, задний мост высокопольный Raba—718, идентичный автобусам моделей ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293, предназначенный для пригородных перевозок, а также стандартный полностью низкопольный автобус, идентичный остальным автобусам семейства ЛиАЗ-5292 с задней шахтой и стандартные немного укороченные автобусы. В полностью низкопольных автобусах с коробкой передач ZF устанавливаются стандартные портальные мосты типа ZF, а в автобусах с коробкой передач Voith устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P[16]. Первый опытный автобус данной модификации в полунизкопольном исполнении выпущен в сентябре 2015 года, серийное производство стартовало в апреле 2016 года (только производство полностью низкопольных автобусов). Первая партия серийных автобусов поступила в ООО «Трансавтолиз» (дочернее предприятие Автолайна), которое занимается обслуживанием городских перевозок на микроавтобусных маршрутах и автобусных маршрутах, переданных из ГУП «Мосгортранс». С мая 2016 года, автобусы данной модификации начали эксплуатацию на маршрутах Москвы. На сегодняшний момент автобусы данной модификации эксплуатируют ООО «20-й таксомоторный парк» (дочернее подразделение ООО «Питеравто»), ООО «Трансавтолиз» (дочернее подразделение ОАО «Автолайн») и ООО «ГЕПАРТ».
В 2018 году выпущена обновлённая версия модификации ЛиАЗ-5292.65 для расширения автобусной сети, работающих по программе «Новой модели транспортного обслуживания Москвы». Светотехника и внешний вид автобуса идентичны автобусам 2016 года выпуска, исключение составляют лишь электронные маршрутоуказатели, получившие светло-зелёный, оранжевый и красный цвета. Изменения коснулись и салона автобуса — в дополнение к обычным табло установлены мониторы, три сидения перед шахтой двигателя и новая перегородка кабины водителя, унаследованная от модели ЛиАЗ-5292.22 и более поздних её модификаций. Сидения в автобусе идентичны установленным в автобусах модификации ЛиАЗ-5292.65-77.
В начале сентября 2018 года первая партия автобусов данной модификации в количестве 6 штук поступила в Кемеровскую область, в октябре-ноябре — в количестве 18 штук в Красноярск. Автобусы для Красноярска изначально были закуплены для обслуживания Универсиады-2019, затем их передали городу.
Осенью 2018 года партия из 75 автобусов поставлена в Алма-Ату (Казахстан).
В августе 2019 года партия из 17 автобусов была закуплена для Владивостока[17][18].
ЛИАЗ-5292 площадь Киевского вокзала5292.65-77[19][править | править код]
Усовершенствованная версия модификации ЛиАЗ-5292 с увеличенным задком автобуса, огромной шахтой и добавлением третьего места у шахты двигателя. Модификация по внешнему виду схожа с ЛиАЗ-5292.22-77. От ЛиАЗ-5292.22-77 отличается двигателем марки ЯМЗ-53633, устанавливаемого взамен двигателя MAN, установкой кондиционера отечественного производства марки Август. Автобусы ЛиАЗ-5292.65-77 работают во всех автобусных парках и филиалах, за исключением филиала «Северо-Восточный».
11 мая 2017 года крупная партия данных автобусов поступила в Тюмень.
5292.65-79[20][править | править код]
В конце 2017 года в Москву поступила новая партия автобусов данной модификации, отличительной особенностью которых стала: установка двух мониторов в салоне автобуса, наличие трех USB-зарядок для смартфонов, установка новой приборной панели с электрорегулировкой рулевого колеса, нового бортового компьютера, наличие системы кругового видеообзора, отсутствие вентиляционных люков в потолке автобуса, установка дополнительного светового указателя. Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри автобуса. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. Модификация 2018 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.
5292.65-80[21][править | править код]
Данные автобусы оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-5292.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-5292.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2017 года.
5292.67[править | править код]
Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53624-40. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. В автобусах с коробкой передач Voith, устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P[16]. Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. К декабрю 2019 года выпущено уже более 675 автобусов данной модификации, 164 из которых эксплуатируются в Волгограде, 100 автобусов поставлено в Нижний Новгород, 33 автобуса работают в Челябинске, 25 автобусов поступили в Ижевск в середине июня 2017 года, 10 автобусов поставлено в Тюмень. Три машины начали эксплуатироваться в Саранске. Один тестировался в Москве с марта 2017 года в 11-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс», и затем был поставлен на баланс парка. В течение 2017 года испытания прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге (экземпляр, который на данный момент работает в Москве), Казани, Липецке и Пензе. За время испытаний были выявлены недостатки, главные из которых относятся к новому на тот момент двигателю ЯМЗ: повышенный уровень шума при разгоне и возможность замены свечей только при снятии клапанной крышки.
5292.67-79[править | править код]
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.67 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск планировалось начать в 2018—2019 годах, но из-за низкой надёжности двигателя ЯМЗ53624-10 и его высокой трудоёмкости технического обслуживания, в ГУП «Мосгортранс» было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.71-79. Однако с конца 2017 года, автобусы данной модификации эксплуатируются в Тюмени.
5292.70 (52927)[править | править код]
Газовая модификация автобуса ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30. Всего было выпущено два автобуса данной модификации, и один выставочный автобус ЛиАЗ-5292.20 в 2010 году был переоборудован на заводе в данную модификацию[22]. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за низкой надежности, износа оборудования, экономической нецелесообразности замены и доработки газового оборудования после приостановки эксплуатации газовых автобусов в Москве в 2013 году. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором. Из-за неудачного расположения радиатора системы охлаждения двигатель начинал греться, как только скорость автобуса превышала 30 км/час. Автобус эксплуатировался только в зимнее время года и был списан с пробегом менее 200 тыс. км.
5292.71 (52927 EEV)[править | править код]
ЛиАЗ-5292.71 в ПермиМодификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01, отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B[23]. Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-5292. В 2012 году ЛиАЗ-5292.71 был запущен в серийное производство. Первые 40 автобусов этой модели поступили в филиал 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» без кондиционеров, однако потом были возвращены на завод для доработки. На автобусы был установлен кондиционер Konvekta нового образца, а газовые баллоны смещены вперёд. Следующая партия автобусов в количестве 10 единиц поступила с кондиционерами. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве было поэтапно полностью восстановлена. Пятнадцать автобусов данной модификации работают в Челябинске, тридцать шесть в Санкт-Петербурге и двадцать девять автобусов — в Химках. В декабре 2015 года партия из 40 экземпляров данного типа автобусов прибыла в Симферополь. В конце 2017 года 10 автобусов поступили в Пермь.
5292.71-79[24][25][править | править код]
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.71 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск данных автобусов стартовал в 2019 году, и уже в марте-апреле 2019 года они стали поступать и выходить на линию на эксплуатационной площадке «Левобережная улица» филиала ЗелАК.
5292.71-80[править | править код]
Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-5292.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы, эксплуатационной площадки «Левобережная улица» филиала ЗелАК.
В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х.[26][27][28].
В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией. В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф[29][30]. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.
Автобус ЛиАЗ-6274 в период обкатки, Москва (2015)В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia — 2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274. Автобус оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км.[31][32] Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. К большому сожалению, данный электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство, однако взамен этого него был выпущен усовершенствованный электробус ЛиАЗ-6274, на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 и присвоен бортовой номер 08729. Данный электробус успешно прошёл двойные испытания, как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте № м2 и затем вернулся на завод, и с него отправился на постоянную работу в Тюмень. Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года[33]. В феврале 2018 года был представлен улучшенный вариант электробуса с ультрабыстрой зарядкой. За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместились электрооборудование и аккумуляторы. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер и в июне 2018 года начато его серийное производство, однако его дизайн был изменён и получил оптику схожую с КамАЗ-6282. Наравне с КамАЗ-6282 данная модель электробуса поступила в филиал Северо-Восточный ГУП «Мосгортранс» для замены части подвижного состава на некоторых троллейбусных и автобусных маршрутах, определенных в конкурсе.
Технические характеристики[6][14][34] | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10-12 |
Общее число мест | 105-112 |
Число мест для сидения | 20-30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65-85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 — 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH04, MAN D0836 LOh51, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-536111, ЯМЗ-53624 (газовый), ЯМЗ-53633 |
- На моделях ЛиАЗ-5292.21 из-за недостаточной термоизоляции моторного отсека и плохого распределения воздуха, поступающего через кондиционер (или через узкие форточки), в задней части салона в жаркое время года создаются условия, весьма далёкие от комфортных.
- Пластиковые колесные арки легко разбиваются о снег.
- Светоотражающие наклейки на полу при дверях быстро отрываются.
- В некоторых версиях отделка салона сделана из легко впитывающего грязь материала, в результате панели тяжело отмываются.
- Обслуживание автобуса очень затратное. Запчасти на порядок дороже других моделей[35].
- В задней части проход настолько узкий, что в часы пик порой бывает невозможно сесть в автобус из-за забивания его до отказа, либо проход к свободным местам в задней части автобуса возможен лишь через толпу, стоящую в передней части автобуса.
ЛиАЗ-5292 технические характеристики и размеры, кабина и салон
Низкопольный автобус большого класса для городских перевозок
Технические характеристики
Параметры ЛиАЗ-5292 рестайлинг
Длина/Ширина/Высота, мм | 12410 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) |
Количество/ширина дверей, мм | 3 / 1325 |
Высота потолка в салоне, мм | 2200…2300 |
Базовые характеристики
Параметры ЛиАЗ-5292 рестайлинг
Тип кузова | Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Мин. радиус разворота, м | 11,5 |
Масса снаряженная/технически допустимая, кг | 10500 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 6500 / 11500 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л | 297 (220+77) |
Шасси/мост | Передний мост: ZF RL-85A зависимый, портальный с дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/870/6.50 портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Рулевой механизм | RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
Вентиляция | Естественная и принудительная |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
Шины | 275/70 R 22,5 |
База, мм | 5960 |
Агрегатные характеристики
Параметры ЯМЗ-53633
Тип | Дизельный двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 6-цилиндровый, рядный, вертикальное |
Нормы экологической безопасности | Евро-5 |
Система выпуска и нейтрализации газов | Один глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR |
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин | 203 (276) при 2300 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 1250 при 1300…1750 мин-1 |
Расположение двигателя | Заднее, продольное |
КПП | АКПП: ZF 6AP-1400B (Ecolife) |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Гарантия на автобус | 1,5 года или 150 тыс. км пробега |
Надежность
- Высокая надежность узлов и ресурс агрегатной базы (более 1 млн. км)
- Межсервисный интервал обслуживания ‒ 30 тыс. км
Показатели эффективности
- Увеличенная пассажировместимость до 114 человек
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Доступная цена
Комфорт
- Кондиционер
- Аудиосистема
- Тонированные стеклопакеты
- Электронные рейсоуказатели
- Доступность для всех категорий пассажиров (механическая аппарель)
- Система наклона кузова «книлинг»
* Является дополнительной опцией и может не входить в стандартную комплектацию
Безопасность*
- Видеорегистратор наружного и внутреннего наблюдения
- Цифровой тахограф
- ГЛОНАСС/GPS
- Противотуманные фары
* Является дополнительной опцией и может не входить в стандартную комплектацию
5292.00
Первый экземпляр ЛиАЗ-5292.00 был построен и продемонстрирован широкой публике на Московском Автосалоне в 2003 году. Автобус на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗ-5256.25 — Caterpillar 3116, расположенный поперечно, и автоматическую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 854.3E. Он был оснащён портальными («низкопольными») мостами Rába и рулевым механизмом Csepel A-500.73-3520-00. Модель была запущена в серийное производство и стала поступать в мелком количестве в автобусные парки № 3, 7, 10 и 12 Москвы, а также в города Курск, Воронеж, Иваново и др., однако автобусы были ещё очень «сырыми» и малопригодными к эксплуатации. ЛиАЗ-5292.00 выпускался с 2004 по 2006 год. В Москве начиная с 2014 года начались списания автобусов данной модификации из-за их низкой надежности, износа кузова.
5292.20 (52922)
ЛиАЗ-5292.20 был впервые продемонстрирован на Московском мотор-шоу 2007 года. Модификация была создана с помощью немецкой компании IVM Automotive с учётом требований ГУП Мосгортранс. Автобусы этой модификации комплектуются двигателями MAN D0836 LOh51 (Евро-3), расположенным продольно, ведущими портальными («низкопольными») мостами ZF типа AV-132/87, передними портальными мостами ZF RL-85A и АКПП ZF 6 HP 504C типа Ecomat . С 2008 года салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. С середины 2011 года ЛиАЗ-5292.20 выпускается только для регионов РФ. Начиная с 2015 года в Москве начались списания самых первых автобусов данной модификации из-за износа оборудования, неисправностей двигателей, а с 2016 года и автобусов 2008 года выпуска, начиная с 2017 года и позднее стали списываться и автобусы 2009-10 годов выпуска. Автобусы, находящиеся в хорошем состоянии, но преодолевшие определённые пробеги передаются в регионы РФ для дальнейшей эксплуатации в городах.
5292.21 (529221)
Дальнейшее развитие ЛиАЗ-5292.20. Основным отличием от предшественника является двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам Евро-4. Другими отличиями являются другая приборная панель, аналогичная московским ЛиАЗ-6213.20 2010 года выпуска и новый потолок салона, разработанный фирмой КОРА, а также схема окраски экстерьера, аналогичная ЛиАЗ-6213.20 поставки конца 2010 года. Машины, закупаемые ГУП Мосгортранс, также оснащены точечной головной оптикой фирмы Hella и системой кондиционирования воздуха (на первых экземплярах марки Spheros, затем — Konvekta) в пассажирском салоне и кабине водителя (в автобусах, поставляемых в регионы России, кондиционер и принудительная вентиляция отсутствует). С лета 2011 года машины данной модификации массово поставляются в автобусные парки Москвы, а с середины 2012 года и в регионы РФ. На сегодняшний момент в Москве списаны 5 автобусов данной модификации — все по причине пожара и износа оборудования. По причине поломок двигателей MAN, начиная с 2017 года автобусы ГУП Мосгортранс двигатели автобусов модификации ЛиАЗ-5292.21 и .22 начинают заменяться на двигатели ЯМЗ-536, идентичные автобусам модификации 5292.65 (Euro-5), которые продлевают службу автобусов ещё на несколько лет (первым ремонт прошёл автобус 161115 (ЕР 111 77)) .
5292.22 (529222)
Модификация с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам Евро-5. Первый экземпляр данного типа был показан на выставке Комтранс-2011 в сентябре 2011 года и затем отправлен на доработку. Уже в САСовской раскраске первый ЛиАЗ-5292.22 был отправлен в 14-й автобусный парк (14449). Отличается новой панелью приборов, а также новым интерьером кабины водителя и пластиковыми подиумами и кожухами колесных арок разработки фирмы КОРА.
Модификация была запущена в серийное производство в ноябре 2011 года. Первые серийные автобусы имели стандартную заводскую эмблему и салон, идентичный автобусам модификации ЛиАЗ-5292.21. Более поздние автобусы имеют обновлённую заводскую эмблему [6] и модернизированный салон с пластиковыми подиумами разработки фирмы КОРА [7] . Автобусы, выпускаемые с лета 2012 года, имеют салон с поручнями жёлтого цвета, цельное лобовое стекло, обрамление лобового маршрутоуказателя чёрного цвета, светодиодное освещение салона и изменённую корму — стало больше прорезей для вентиляции двигателя, также поменялся кондиционер марки Konvekta — он стал мощнее, правда на нескольких первых новых «чернолобых» автобусах установлены кондиционеры Konvekta старого образца. Более новые автобусы ЛиАЗ-5292.22, комплектуются сиденьями Pilot и дверьми со стеклопакетами.
В конце 2013 года был начат выпуск обновлённой версии автобуса 5292.22 с передней и задней масками, аналогичными автобусу ЛиАЗ-5292.30 и цельностеклянными дверями. В декабре 2013 года серия из 25 рестайлинговых автобусов ЛиАЗ-5292.22 поступила в 10-й автобусный парк МГТ. В 2014 году аналогичные автобусы начали поступать в филиалы ГУП МО Мострансавто.
5292.22-01
Данная модификация автобуса оборудована учебной кабиной в салоне автобуса, а также вентиляционными люками, аналогичными применяемым на автобусах МАЗ. Все остальное совпадает с ЛиАЗ-5292.22. В Филиале «Юго-Западный» ГУП Мосгортранс (Очаковская площадка, бывш. 14-й АП Москвы) эксплуатируется один опытный автобус этой модификации с прислонно-сдвижными средними и задними дверями (011100; бывш. 14309) .
5292.22-02 [9]
Пригородная версия ЛиАЗ-5292.22. Данная модификация не имеет задней двери, а количество посадочных мест доведено до 32 штук. Первые пятьдесят автобусов поступили в МУП «Сочиавтотранс» в январе 2014 года.
5292.22-77
Усовершенствованная версия модели ЛиАЗ-5292.22 с увеличением прохода в хвостовой части автобуса и добавлением дополнительного третьего сидения перед шахтой двигателя, увеличенная шахта двигателя и новая оптика передка и задка автобуса. Партия из данных автобусов массово закупается ГУП Мосгортранс начиная с осени 2015 года. Начиная с января-февраля 2016 года поступают автобусы с новыми сиденьями и кондиционерами марки Spheros, модификация которой была установлена на первые автобусы ЛиАЗ-5292.21, а также кондиционерами марки Konvekta, установленные на последние автобусы ЛиАЗ-5292.22. Отличительной особенностью новых автобусов от их предшественников является кондиционер отечественного производства марки Август. Первую партию новеньких автобусов получили филиалы «Северо-Восточный» и «Южный», мелкую партию получил филиал Юго-Западный. Поскольку филиал Южный перешел на КЖЦ, автобусы этой и всех других модификаций и моделей будут переданы во все филиалы МГТ. До начала 2017 года новенькие автобусы должны были поступить во все филиалы и автобусные парки Москвы, однако стали поступать только в филиал «Северо-Восточный», туда в течение года и поступали автобусы данной модификации. Для всех остальных автобусных парков и филиалов было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.65. Большинство автобусов модификации ЛиАЗ-5292.22 из всех автобусных парков и филиалов МГТ были переданы в Филиал «Северо-Восточный». Летом 2018-го года была поставлена две партии автобусов (итого 50 единиц) в город Худжанд, Таджикистан.
5292.30
Модификация с двигателем Scania DC09 91A, отвечающим нормам Евро-4. [10] Первый экземпляр с полностью обновлённым дизайном был показан на выставке «Мир автобусов 2013». На выставке Комтранс-2013 был показан серийный вариант автобуса данной модификации. Первые тридцать автобусов поступили в Сочинский филиал ГУП Пассажиравтотранс в конце 2013 года. Автобусы данной модификации были задействованы в транспортном обслуживании Зимних Олимпийских игр 2014.
5292.56
Модификация автобусов с двигателями Cummins, отвечающие нормам Euro-6 (первые дизельные двигатели, отвечающее столь высоким стандартам). К концу 2017 года выпущено 27 автобусов данной модификации, все они работают в Белграде (Сербия). Комплектуются кондиционерами Konvekta, которые намного мощнее своих предшественников.
5292.60
Модификация с двигателем ЯМЗ-536111, отвечающим нормам Евро-4 и АКПП ZF EcoLife 6AP1400B. Первые автобусы этой модификации начали поступать в Санкт-Петербург в ноябре 2013 года. С 2014 года автобусы данной модификации массово закупаются ГУП МО Мострансавто. С 31 декабря 2014 автобусы этой модификации начали поступать в МУП МТК «Ростовпассажиртранс» города Ростов-на-Дону. 27 января 2015 года автобусы вышли на маршруты № 3, 3а и 7.
В июле 2014 года в Нижний Новгород поступил один автобус на испытания. В 2017 году партия из 135 автобусов отправилась в Алма-Ату (Казахстан).
Поскольку у автобусов данной модификации, эксплуатиирумых в МТА произошло ряд происшествий, закончившиеся в одном случае гибелью пешеходов, модификация была признана сложной в обслуживании и очень опасной. Автобусы данной модификации развивают очень приличную скорость при разгоне.
5292.60-60
Укороченная до 10,5 метров версия ЛиАЗ-5292.60. Существует как в городском (три двери, 22 сидячих места), так и в пригородном (две двери, 26 сидячих мест) вариантах. Данные модификации были разработаны по заказу ГУП МО Мострансавто и их поставка в количестве 122 единиц была летом 2014 года. Осмыхобенности проектирования укороченного варианта ЛиАЗ-5292 послужила базовой основой для создания в будущем совершенно нового автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.
Автобусы модификации ЛиАЗ-5292.60, поступившие в город Ростов-на-Дону.
5292.65
Модификация с двигателем ЯМЗ-53633, отвечающий нормам Euro-5. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1400B. Автобус данной модификации выпускается в нескольких вариантах — двухдверный полунизкопольник, имеющий 33 сидячих места, задний мост высокопольный Raba—718, идентичный автобусам марок ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293, предназначенный для пригородных перевозок, а также стандартный полностью низкопольный автобус, идентичный остальным автобусам семейства ЛиАЗ-5292 с задней шахтой и стандартные немного укороченные автобусы. В полностью низкопольных автобусах с коробкой передач ZF устанавливаются стандартные портальные мосты типа ZF, а в автобусах с коробкой передач Voith устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно – ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P . Первый опытный автобус данной модификации в полунизкопольном исполнении выпущен в сентябре 2015 года, серийное производство стартовало в апреле 2016 года (только производство полностью низкопольных автобусов). Первая партия серийных автобусов начала поступать в ООО «Трансавтолиз» (дочернее предприятие Автолайна), которое занимается обслуживанием городских перевозок на микроавтобусных маршрутах и автобусных маршрутах, переданных из МГТ). Начиная с 9 мая 2016 года, автобусы данной модификации начали эксплуатацию на маршрутах Москвы. На сегодняшний момент автобусы данной модификации эксплуатируют: компания 20-й таксомоторный парк; несколько транспортных компаний, которые вошли в состав ООО «Трансавтолиз»; ООО «ГЕПАРТ».
11 мая 2017 года первая партия таких автобусов поступила в Тюмень.
Начиная с 2018 года начато производство обновлённой версии автобусов ЛиАЗ-5292.65 для расширения Новой модели общественного транспорта Москвы. Светотехника и внешний вид автобуса идентичны автобусам 2016 года выпуска, исключение составляют лишь электронные маршрутоуказатели, они стали светло-зелёного цвета, изменения коснулись и салона автобуса — там установлены мониторы, а также три сидения перед шахтой двигателя. Сидения в автобусе идентичны тем, установленные в автобусах модификации ЛиАЗ-5292.65-77.
2 сентября 2018 первая партия таких автобусов в количестве 6 штук поступила в Кемеровскую область.
В октябре-ноябре 2018 партия из 18 штук поступила в Красноярск. Автобусы закупили для обслуживания Универсиады-2019. Затем передали городу.
5292.65-77
Усовершенствованная версия модификации ЛиАЗ-5292 с увеличенным задком автобуса, огромной шахтой и добавлением третьего места у шахты двигателя. Модификация по внешнему виду схожа с ЛиАЗ-5292.22. Отличительным признаком автобусов данной модификации, от остальных автобусов, состоящих на учёте в МГТ, является кондиционер отечественного производства марки Август. По состоянию на сегодняшний день, автобусы ЛиАЗ-5292.65 работают во всех автобусных парках и филиалах (кроме Филиала «Северо-Восточный»). В конце 2017 года начала поступать новая партия автобусов данной модификации, отличительная особенность автобусов последней поставки — задний маршрутоуказатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок, после перепрограммирования там в конце высвечивается надпись «СПАСИБО». В салоне последних поставок отсутствует вид через стекло сзади автобуса — вместо стекла там установлен пластмассовый заменитель окна. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. В поставках автобусов 2018 года также произошли изменения — теперь надпись STOP и пассажир на лестнице не гаснет при отъезде от остановок, а сменяется словом «СПАСИБО», кондиционеры теперь синего цвета вместо белого.
5292.65-79
Данные автобусы оборудованы учебной кабиной, всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-5292.65-77. Автобусы новой модификации стартовали в серийное производство и по состоянию на 29 декабря 2017 года первая партия автобусов в количестве 4 штук прибыли на СВАРЗ и отправились на Силикатную площадку филиала Западный.
5292.66
Модификация с двигателями ЯМЗ-53426, отвечающими нормам Euro-6 . Запуск в серийное производство предположительно стартует после 2020 года.
5292.67
Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53624-40. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. В автобусах с коробкой передач Voith, устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно – ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P . Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. К февралю 2019 года выпущено уже более 642 автобусов данной модификации, 164 из которых эксплуатируются в Волгограде, 100 автобусов поставлено в Нижний Новгород, 25 автобусов поступили в Ижевск в середине июня 2017 года, 10 автобусов поставлено в Тюмень. 3 машины начали эксплуатироваться в Саранске. Один тестировался в Москве с марта 2017 года в 11-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс», и затем был окончательно поставлен на баланс парка. В течение 2017 года испытания прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге (экземпляр, который на данный момент работает в ЗелАКе), Казани, Липецке и Пензе. За время испытаний был выявлен ряд недостатков, однако самым главными являются претензии к новому двигателю ЯМЗ: повышенный уровень шума мотора автобуса при разгоне и замена свечей возможна только при снятии клапанной крышки.
5292.67-77
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.67 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя и обновлённой оптикой передка и задка автобуса. Серийный выпуск планировался в 2018—2019 году, но из-за ненадёжности отечественного двигателя было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.71-29.
5292.70 (52927)
Газовая модификация автобуса ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30. Всего было выпущено два автобуса данной модификации, и один выставочный автобус ЛиАЗ-5292.20 в 2010 году был переоборудован на заводе в данную модификацию. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за низкой надежности, износа оборудования, экономической нецелесообразности замены и доработки газового оборудования после приостановки эксплуатации газовых автобусов в Москве в 2013 году. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором. Из-за неудачного расположения радиатора системы охлаждения двигатель начинал греться, как только скорость автобуса превышала 30 км/час. Автобус эксплуатировался только в зимнее время года и был списан с пробегом менее 200 тыс. км.
5292.71 (52927 EEV)
Модификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01, отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B . Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-5292. В 2012 году ЛиАЗ-5292.71 был запущен в серийное производство. Первые 40 автобусов этой модели поступили в филиал 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» без кондиционеров, однако потом были возвращены на завод для доработки. На автобусы был установлен кондиционер Konvekta нового образца, а газовые баллоны смещены вперёд. Следующая партия автобусов в количестве 20 единиц поступила с кондиционерами. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве было поэтапно полностью восстановлена. Тридцать автобусов данной модификации работают в Челябинске (с июля—сентября 2014 года), тридцать шесть в Санкт-Петербурге и двадцать девять автобусов — в Химках. В декабре 2015 года партия из 40 экземпляров данного типа автобусов прибыла в Симферополь. В конце 2017 года 10 автобусов поступили в Пермь.
5292.71-29
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.71 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя и обновлённой оптикой передка и задка автобуса. Серийный выпуск данных автобусов стартовал в 2019 году, и уже в марте-апреле 2019 года они стали поступать и выходить на линию на обоих площадках ЗелАКа.
Гибридная модель ЛиАЗ-5292Х
В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х.
В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки, а именно ДВС используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией. В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше автобуса установлено 12 суперконденсаторов, суммарной ёмкостью 21 Ф . Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.
Электробус ЛиАЗ-6274
Автобус ЛиАЗ-6274 в период обкатки, Москва (2015)В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia — 2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274. Автобус оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км. Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. К большому сожалению, данный электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство, однако взамен этого него был выпущен усовершенствованный электробус ЛиАЗ-6274, на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 и присвоен бортовой номер 08729. Данный электробус успешно прошёл двойные испытания, как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте № м2 и затем вернулся на завод, и с него отправился на постоянную работу в Тюмень. Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года . В феврале 2018 года был представлен улучшенный вариант электробуса с ультрабыстрой зарядкой. За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместились зарядные аккумуляторы. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер и в июне 2018 года начато его серийное производство. Наравне с КамАЗ-6282 данная модель электробуса поступит в филиалы Северо-Восточный и Центральный ГУП «Мосгортранс» для замены части подвижного состава на некоторых троллейбусных и автобусных маршрутах, определенных в конкурсе.
Технические характеристики
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10-12 |
Общее число мест | 105-112 |
Число мест для сидения | 20-30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65-85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 — 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOh51, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-536111, ЯМЗ-53624 (газовый), ЯМЗ-53633 |
Недостатки
- На моделях ЛиАЗ-5292.21 из-за недостаточной термоизоляции двигательного отсека и плохого распределения воздуха, поступающего через кондиционер (или через узкие форточки), в задней части салона в жаркое время года создаются условия, весьма далёкие от комфортных.
- Пластиковые колесные арки легко разбиваются о снег.
- Светоотражающие наклейки на полу при дверях быстро отрываются.
- В некоторых версиях отделка салона сделана из легко впитывающего грязь материала, в результате панели тяжело отмываются.
- Обслуживание автобуса очень затратное. Запчасти несколько дороже других моделей.
- В задней части проход настолько узкий, что в часы-пик порой бывает невозможно сесть в автобус из-за забивания его до отказа, либо проход к свободным местам в задней части автобуса возможен лишь через толпу, стоящую в передней части автобуса.
- В учебных версиях с местом инструктора за водительским проход через турникет сделан недостаточно удобным для прохода в салон, да и к тому же валидатор в учебных версиях расположен очень высоко.
Secondary photos: hide / show
2019 2018 2018 2017
↑ 03.2017 — 04.2017 Renumbered (within the company)
2016 2015 2015 2014
2014 2013
2013 2012
↑ 11.2011 — 12.2011 Sent to other company (or to the factory)
↑ 2011 Arrived at the facility Your commentYou need to log in to write comments.Other vehicles with the same number:Vehicle lists: |
Тип кузова | Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Мин. радиус разворота, м | 10,7 | 10,7 |
Масса снаряженная/технически допустимая, кг | 10500 / 18000 | 10500 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 6500 / 11500 | 6500 / 11500 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л | 220 | 220 |
Шасси/мост | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Рулевой механизм | с гидравлическим усилителем руля | с гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
Вентиляция | Естественная и принудительная | Естественная и принудительная |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 |
База, мм | 5960 | 5960 |
VotingRating: +111 | To the photo’s rating
Comments · 32STS · LithuaniaPhotos: 5605 · Photo screener Разговоры о том, каким должен быть современный городской автобус для регулярных пассажирских перевозок — без применения к конкретному месту работы оного, по сути, субъективны.К примеру, в Великобритании все одноэтажники не являются полностью низкопольными — низкий уровень пола в передней части салона с накопителями, предназначенной для инвалидных и детских колясок и стоячих пассажиров, далее — ступенька и подиумы с сидячими местами. Но не надо забывать и того, что вход в салон происходит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО через переднюю дверь с оплатой водителю за проезд (московских дурникетов, понятное дело, нет) и, как правило, дверь эта всего одна, и выход тоже через неё. Исключение — лондонские автобусы на маршрутах TFL, там двери две, через первую — вход, через вторую — выход. Но это КОНКРЕТНЫЕ условия в КОНКРЕТНОМ месте, под которые, собственно, и заказывается конкретная компоновка автобуса. И для каждого города она должна быть СВОЯ, с оглядкой на многие факторы — пассажиропотоки, порядок оплаты, входа-выхода и т.д. Таким образом, нет ОДНОЗНАЧНОГО ответа на то, что же всё-таки нужно. Низкопольность удобна, прежде всего, при входе в салон. Я придерживаюсь твердого мнения, что у КАЖДОЙ двери пол должен быть НИЗКИМ, просто потому, что это УДОБНО. Таким образом, трёхдверный 12-метровый стандартный городской автобус должен быть низкопольным ПОЛНОСТЬЮ. На двухдверном автобусе же полная низкопольность, в общем-то, не нужна. Опять же, вход в автобус в определённом городе осуществляется через передние двери, то автобус может быть и двухдверным для данного конкретного города, но тогда салон должен быть тоже соответствующим — с нормальным проходом на накопитель и меньшим количеством мест в передней части (большее будет именно в задней — за счёт отсутствующей двери). Если же вход-выход осуществляется через все двери — то, однозначно, трёхдверная компоновка лучше, и с полной низкопольностью. Цитата (Aртур, 27.12.2013): Полунизкие там только двухдверные. Your commentYou need to log in to write comments. |
ЛиАЗ-5292 | Советские автобусы
ЛиАЗ-5292ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса, производимый на Ликинском автобусном заводе. Этот автобус — первый полностью низкопольный, произведённый в России. Главное предназначение — для крупных городов с большим пассажиропотоком. Производится с 2004 года.
Дизельные модификации ЛиАЗ-5292
ЛиАЗ-5292.00 (2004-2006 гг.)
Первый автобус этой модификации появился в 2003 году. Его показали на Московском автосалоне. Двигатель — такой же, как у ЛиАЗ-5256.25, поперечно расположенный Caterpillar 3116, агрегатированный с коробкой-«автоматом» Voith Diwa D 854.3E. Имеет портальные (низкопольные) мосты Raba, рулевой механизм Csepel A-500.73-3520-00.
ЛиАЗ-5292.20 (52922) (с 2007 года)
Эта модификация появилась в 2007 году, увидеть её можно было на Московском мотор-шоу. Разработка велась совместно с IVM Automotive с учётом требований ГУП Мосгортранс. Двигатели — продольно расположенные MAN D0836 LOh51 (Евро-3), портальные (низкопольные) мосты ZF AV-132/87, коробка передач — «автомат» ZF 6 HP 504C Ecomat. Планируется установка другого силового агрегата, отвечающего экологическим нормам Евро-4.
ЛиАЗ-5292.21 (529221)
ЛиАЗ-5292Двигатель — MAN D0836 LOH56, соответствующий Евро-4. Имеет иную приборную панель (как у ЛиАЗ-6213.20 2009 г.), новый потолок салона, иную схему окраски. Для ГУП Мосгортранс комплектуются передними фарами Hella и системой кондиционирования для водителя и пассажиров.
ЛиАЗ-5292.22 (529222) (в серийном производстве с ноября 2011 года)
Имеет двигатель MAN D0836 LOH65, соответствующий экологическим нормам Евро-5, иную панель приборов, интерьер кабины водителя. За время выпуска претерпел ряд изменений в заводской эмблеме, салоне, лобовом стекле, кондиционере.
С 2013 года началось производство ЛиАЗ-5292.22 с масками, как у ЛиАЗ-5292.30, и цельностеклянными дверями.
ЛиАЗ-5292.22-01
Имеет учебную кабину и люки для вентиляции.
ЛиАЗ-5292.22-01
Модификация для использования в пригородных поездок с увеличенным до 32 посадочных мест, без задней двери.
ЛиАЗ-5292.30 (с 2013 года)
Двигатель Scania DC09 91A, соответствующий экологическим нормам Евро-4. Автобусы этой модификации использовались для обслуживания Зимних Олипийских игр — 2014.
ЛиАЗ-5292.60 (с 2013 года)
Двигатель ЯМЗ-536111 (Евро-4) и коробка передач ZF EcoLife 6AP1400B.
ЛиАЗ-5292.60-60 (с 2014 года)
Длина автобуса уменьшена до 10,5 метров. Может быть в городском варианте с тремя дверями и 22 сидячими местами или в пригородном, с двумя дверями и 26 сидячими местами.
Модификации ЛиАЗ-5292 с газовым двигателем
ЛиАЗ-5292.70 (52927)
Двигатель Cummins CGe 250 30 (MAN Е0836 LOH01 (соответствует Евро-5)).
ЛиАЗ-5292.71 (52927 EEV)
Имеет газовый двигатель MAN E0836 LOH01, соответствующий экологическому классу Евро-5+ (EEV) и автоматическую коробку передач ZF EcoLife 6 AP 1200B.
Технические характеристики ЛиАЗ-5292
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10–12 |
Общее число мест | 105–112 |
Число мест для сидения | 20–30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65–85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 – 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH041, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-5362 |
Недостатки автобуса ЛиАЗ-5292
- В модификации ЛиАЗ-5292.21 из-за плохой термоизоляции моторного отсека и неудачного распределения воздуха, поступающего через кондиционер (или через узкие форточки), в задней части салона в жаркое время года очень некомфортно.
- Пластиковые колесные арки легко разбиваются о снег.
- Светоотражающие наклейки на полу при дверях быстро отрываются.
- В некоторых версиях отделка салона сделана из легко впитывающего грязь материала, в результате панели тяжело отмываются.
- Обслуживание автобуса очень затратное. Запчасти на порядок дороже других моделей.
- В задней части проход настолько узкий, что в часы-пик порой бывает невозможно сесть в автобус из-за забивания его до отказа, либо проход к свободным местам в задней части автобуса возможен лишь через толпу, стоящую в передней части автобуса.
ЛиАЗ-5292 | |
---|---|
ЛиАЗ-5292.65 в фирменном окрасе «Московский Транспорт» | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Выпускался, гг | 2004–настоящее время |
Экземпляры | не менее 8543 (на январь 2020)[1] ЛиАЗ-5292.00: 51ЛиАЗ-5292.20: 467 ЛиАЗ-5292.21: 1342 ЛиАЗ-5292.22: 1892 ЛиАЗ-5292.22-01: 132 ЛиАЗ-5292.22(рестайлинг для Москвы): 265 ЛиАЗ-5292.30: 31 ЛиАЗ-5292.56: 39 ЛиАЗ-5292.60: 997 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-0): 71 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-2): 54 ЛиАЗ-5292.65: 1605 ЛиАЗ-5292.67: 1081 ЛиАЗ-5292.70: 3 ЛиАЗ-5292.71: 345 |
Полная масса, т | 17,7–18,39 |
Снаряжённая масса, т | 9,95–11,25 |
Макс. скорость, км/ч | 65–85 |
Класс автобуса | низкопольный городской |
ЭКО стандарт | Евро-3 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 20–32 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 105–112 |
Габариты | |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
Низкопольность, % | 100% |
База, мм | 5 960 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 (2) |
Формула дверей | 2-2-2 (2-2-0) |
Двигатель | |
Модель двигателя | Caterpillar 3116 Cummins CGe 250 30 (газ.) MAN D0836LOH04 MAN D0836 LOh51 MAN D0836 LOH56 MAN D0836 LOH65 MAN Е0836 LOH01 (газовый) Scania DC09 91A ЯМЗ-536111 ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624 (газовый) |
Тип топлива | дизельное, CNG |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 29 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | Voith Diwa D 851.3E ZF Ecomat 6 HP 504 C ZF EcoLife 6 AP 1200 B ZF EcoLife 6 AP 1400 B Voith Diwa D 864 |
Медиафайлы на Викискладе |