ТОП-10 КОМАНД В RDS — Driftula-1 — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Евро-2020
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Первого канала
- Кубок Шпенглера
- Молодёжный чемпионат мира
- Шведские игры
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Зимняя классика НХЛ
- ФОНБЕТ Матч звезд КХЛ 2020
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Михеев
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Торо Россо
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Роберт Кубица
- Даниил Квят
- Кими Райкконен
- Фернандо Алонсо
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- US Open
- Australian Open
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC 246
- UFC 247
- Бой Федора Емельяненко
- Бой Конор Макгрегор — Дональд Серроне
- Бой Хабиб – Тони Фергюсон
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Джон Джонс
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат Европы
- Чемпионат мира
- Чемпионат России по фигурному катанию
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат мира-2020
- Ижевская винтовка
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- Мобильные
- Российские
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
www.sports.ru
Малый бизнес: Как содержать гоночную команду в России
AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway совместно с организаторами Форума запускает цикл материалов, посвящённых бизнесу в автоспорте. Сегодня мы поговорим о том, как зарабатывает гоночная команда в России, у которой нет титульного спонсора.
С этим вопросом мы отправились напрямую к руководителю и создателю коллектива B-Tuning Андрею Севастьянову.
Технический центр – это сердце команды, а не первая статья дохода…
«Если бы у нас не было собственной автомастерской, нам пришлось бы арендовать чужое помещение, оборудование, тратя на это заработанные средства, – начал свой рассказ Андрей. – В первую очередь, я открыл сервис для собственного парка автомобилей и наших друзей. В связи с этим у нас нет задачи поменять сцепление быстрее остальных или открыть 30 своих филиалов. Для этого есть другие организации с иной системой бизнеса, ориентированной на массового потребителя, с большим оборотом. Мы же занимаемся своим профильным делом, вдумчиво и спокойно».
Как сообщает официальный сайт коллектива, в B-Tuning работают мастера в области ремонта и настройки двигателей, а также специалисты по подготовке и эксплуатации гоночной техники для треков, включая логистику по доставке и обслуживание в момент соревнований.
Проверено профессионалами
19 лет назад вряд ли кто-то знал, как будет развиваться его карьера в автоспорте. Тогда не было автодромов, не было профессиональных команд, не было таких возможностей, как сейчас, и такой конкуренции.
Раньше не было и стратегов, чтобы рассчитать прибыль от того или иного дела, да и бизнес модели «Гоночная команда» не существовало. Но, тем не менее, коллектив под названием B-Tuning постепенно рос в поисках своего пути развития.
«Раньше все просто ездили от гонки к гонке, хорошо если тренировались в пятницу, – продолжил Андрей, ведь он и сам многие годы является боевым пилотом российского кольца. – Сейчас же кроме соревнований есть тесты, трек-дни, выставки, шоу-мероприятия. И с каждым разом у нас появляется больше опыта, мы видим, в какую сторону нам двигаться дальше. Наши коллеги и партнеры стали чаще обращать на нас внимание и выбирать B-Tuning для продвижения своих продуктов или услуг.
Например, некоторое время я выступал со спонсорской поддержкой компании Motul, и могу смело сказать, что наше сотрудничество было эффективным. Спорт дает два основных момента – узнаваемость бренда и доверие к нему. Видя наши регулярные победы, автоспортивная общественность начала активнее использовать эту продукцию. Больше покупали, больше заказывали, да и гражданские пользователи «подсели» на этого производителя, понимая, что его продукция хорошо ведет себя даже в экстремальных условиях.
Это была хорошая практика эффективного спонсорства.
Я убежден в том, что в России в скором времени появятся свои производители авто компонентов: фильтры, элементы сцепления, лямбда зонды, комплектующие тормозных систем, элементов подвески, радиаторов, электрооборудования. Новые производители захотят показать свое качество, а лучшая площадка для подтверждения своей репутации – это взаимодействие со специалистами из области спорта, то есть автогонщиками и командами, которые принимают участие в официальных чемпионатах, так как это четкий регламент, судейство, единые технические требования, протоколы и зафиксированный результат.
Сейчас уровень РСКГ растет, путь и не так быстро, как многим хотелось бы. Но это заметно по косвенным признакам: например, приходят именитые участники, а догнать лидеров серии не могут.
Конкуренция высокая, а значит доверие к победителям растет, их мнение становится самым ценным, и именно это будет работать для рекламных проектов каких-либо комплектующих, товаров и услуг».
Аренда гоночных машин и их техническое сопровождение
В 2013 году Андрей Севастьянов вместе с тренером команды Антоном Захаровым и компанией Академия Ралли во главе с Михаилом Лепеховым начали строить VW Polo седан, и сегодня как раз тот самый день, когда они могут быть довольны качеством своей работы. В субботу на этапе РСКГ на Moscow Raceway три первых места в Национальном классе заняли три Polo седан. За это время построено 26 кольцевых автомобилей для классов Национальный и Юниор. И надо сказать, такой цифрой подготовленных «с чистого листа» гоночных автомобилей, похвастать больше никто не может.
«Так как я был основным пилотом, который учил этот автомобиль ездить, я внутренне очень доволен, – улыбается Севастьянов. – Это доказывает, что мы разбираемся в автомобильном спорте, мы знаем, как и из машин других производителей собрать хорошую и стабильную гоночную технику. А наш тренер, Антон Захаров, еще и отличный инженер, который прекрасно понимает пилотов и всегда четко вносит изменения в конструкцию автомобиля, чтобы результат был еще лучше».
В B-Tuning обращаются те, кто хочет принять участие в соревнованиях и имеет на это определенный бюджет (автоспорт, дело затратное). Там им могут предложить несколько вариантов, но коллективу Андрея Севастьянова интереснее обслуживать автомобили клиентов, либо сдать в аренду автомобиль команды с обслуживанием, потому что на просто сдаче машины в аренду нельзя заработать.
Гоночная техника дорогая, а соревнований мало. Если бы она сдавалась, как гостиничный номер, вне зависимости от дня недели, и еще бы на нее был повышенный спрос во время мероприятий и праздников это одно, а так как в РСКГ всего семь этапов это просто невыгодно.
Наверное, многие бы команды хотели 50 раз в год сдать свой автомобиль, но это технически невозможно, потому что он «устанет», потеряет внешний вид, да и нет заказчиков, которые участвуют в 50 мероприятиях.
У нас в РСКГ только одна машина не сдана в аренду. Остальные: четыре в классе Туринг-лайт, одна в Национальном и две в Юниоре клиенты взяли в аренду с нашим сопровождением. Еще один пилот в Юниоре – собственник техники, так как у него план на участие на несколько лет. Ему было целесообразнее купить свою машину и передать нам на техническое сопровождение на весь сезон, чтобы были высокие результаты.
Кроме того, мы обладаем парком «зимней» техники для подготовки гонщиков и участия в соревнованиях. А сейчас у нас в распоряжении еще и два новых спорт прототипа Radical для участия в длинных гонках.
Мы коммерческая структура, но вместо распределения прибыли по карманам мы значительную часть средств направляем на обновление инструментов, оборудования, автомобилей сервиса, на улучшение условий для сотрудников. В итоге, то как мы внешне выглядим – это те деньги, которые мы заработали без участия какого-либо крупного спонсора в нашем проекте. У нас его просто нет, и в этом наша сила. У нас нельзя вырвать основной бюджет, как у команд с титульными партнерами, он у нас формируется из нескольких частей: деньги, которые мы зарабатываем самостоятельно, деньги от небольших спонсоров, прибыль от ремонта гражданских автомобилей, продажа моторных масел и комплектующих», – говорит Андрей Севастьянов.
Итого
Ручейков, из которых формируется бюджет B-Tuning, несколько, и, может быть, благодаря этому команда более стабильна и дольше живет на рынке, чем другие…
Подробнее об этом и многом другом можно будет узнать у руководителя экспертного совета Russian Motorsport Forum Андрея Севастьянова, который состоится 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway в рамках Russian Autosport Show.
autosport.com.ru
На чем перевозят болиды различные гоночные команды
Думаю, для вас не будет секретом, что гоночные автомобили перевозят между треками на специальных грузовиках. Это специальные фургоны или целые автопоезда, сделанные на заказ по индивидуальным заказам гоночных команд. Предлагаю сегодня посмотреть на некоторые из них.
Начнем с гоночной команды Martini Racing, которая перевозила свои потрясающие болиды Porsche в специальном транспортере, созданном из обычного автобуса Mercedes-Benz. Гоночные болиды располагались в задней части в два яруса.
Заводская гоночная команда Ferrari уже много лет участвует в гонках Формулы-1. Для перевозки своих болидов она всегда использовала итальянские тягачи (например, Fiat, как на этом снимке, или IVECO в настоящее время), которые тянули стильные полуприцепы ярко-красного цвета с символикой гоночной команды.
Гоночная команда AMG использует автопоезда с тягачами Mercedes-Benz Actros для перевозки «боевых» Mercedes-Benz SLS AMG GT3. Два автомобиля загружаются через заднюю часть трейлера и располагаются в два яруса.
В 60-х годах гоночные транспортеры были довольно любопытными. Часто их делали на автобусных шасси, создавая уникальные кузова. Сейчас сохранившиеся экземпляры можно найти в музеях и частных коллекциях. Этот, например, принадлежал гоночной команде Ecurie Ecosse из Великобритании. В качестве основы использовано шасси Commer 1959 года выпуска. В 2013 году всю коллекцию, что вы видите на фотографии, продали за $4,8 миллиона.
Если вашим гоночным болидом является грузовик, то это не значит, что он доедет сам. Гоночная команда Hahn Racing участвует в кольцевых гонках на грузовиках и перевозит свой гоночный IVECO в специальном полуприцепе. Кстати, тягачом является тоже грузовик IVECO.
Еще один снимок из прошлого: гоночные Porsche 911 чемпионата по кузовным кольцевым автогонкам на фоне команды и двух транспортеров для перевозки: один с тягачом MAN, другой — Mercedes-Benz. Немецкие автомобили должны перевозить немецкие грузовики!
Перед вами — Fiat-Bartoletti Tipo 306 Racing Transporter — трехосный гоночный транспортер, который в 50-е перевозил рекордные Maseratti чемпионата Формула-1. В конце 60-х его приобрел сам Стив МакКвин для съемок в легендарном фильме «ЛеМан». Несколько лет назад он был продан на аукционе почти за $1 миллион.
А теперь перенесемся в Австралию. Гоночная команда Kelly Racing использует специальных трехзвенный (это же Австралия!) автопоезд с потрясающе красивым тягачом Mack местного производства. Гоночные автомобили для кольцевых гонок размещены в два яруса в задней части.
В середине 50-х Mercedes-Benz создал один из самых известных гоночных транспортеров, который получил сложное название Rennablteilung, т.е. «Быстрый гоночный транспортер». Его 6-цилиндровый двигатель мощностью 192 л.с. позволял разгоняться ему до 170 км/ч. К сожалению, оригинальный автомобиль был уничтожен в аварии, но в заводском музее в Штутгарте хранится отличная реплика.
Каким могут стать гоночные транспортеры будущего? Российский дизайнер Игорь Шитиков решил пофантазировать на эту тему и показал рендеры грузовика для перевозки гоночных Porsche, который он назвал Volkswagen Renntransporter. Он несет марку Volkswagen и создан в стилистике концепт-каров Volkswagen I.D. Buzz. Для двух спорткаров предназначен грузовой отсек, а борта его частично выполнены из стекла или прозрачного пластика, чтобы можно было видеть те автомобильные шедевры, которые везёт грузовик.
carakoom.com
Основные термины Королевских гонок
Пока команды и пилоты празднуют Рождество, для тех, кто недавно вступил в ряды поклонников Формулы-1, представляем словарь основных терминов, который поможет лучше разбираться в аспектах гонок.А
Аэродинамика — изучение потока воздуха вокруг болида. Аэродинамика выполняет самую главную роль, большие потоки воздушных масс прижимают болид к полотну трассы, таким образом, гонщик может проходить повороты более уверенно. Чем выше прижимная сила, тем больше скорость и устойчивость болида в поворотах
Антикрыло — обеспечивают не подъёмную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью
Апекс — ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы
Аэродинамическая труба — установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид
Аэродинамический мешок — разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении
Б
Балласт — дополнительный вес болида
Баланс тормозов — изменение в процентном соотношении тормозного усилия между передними и задними тормозами
Беруши — наушники для радиосвязи
Бокс — гараж команды Формулы-1. Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран При располагаются болиды, а также храниться все оборудование команд
Большой шлем — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг и лидирование от старта до финиша
Быстрый круг — самый лучший круг поставленный гонщиком во время гонки
В
Водяной радиатор — служит для охлаждения воды, которая выполняет функцию охлаждения двигателя
Внешний радиус — траектория, проходящая ближе к внешней части поворота
Внутренний радиус — траектория, проходящая ближе к внутренней части поворота
Выхлопные коллекторы — служат для отвода выхлопных газов из двигателя
Воздуховод радиатора — легкие углепластиковые короба, по которым воздух из воздухозаборника до стигает радиаторов. Для увеличения площади охлаждаемой поверхности радиатор устанавливают диагонально относительно оси машины. На пыльных или грязных трассах, на входе воздуховода специально ставят защитную решетку
Верхний воздухозаборник и воздушный фильтр — воздухозаборник забирает воздушный поток над головой гонщика и направляет его в систему питания двигателя. Фильтр очищает этот поток от посторонних частиц
Воздухозаборник — специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Также существуют воздухозаборники для охлаждения тормозов
Г
Гравийная ловушка — находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы
Гран При — большой приз. Название этапа чемпионата мира.
Грязная траектория — часть трассы вне накатанной траектории движения болидов
Д
Двигатель — самая важная деталь болида — «сердце» машины. Восемь цилиндров, 2.4 рабочего объема, более 800 лошадиных сил и примерно 43 — 53 кг топлива на 93 км. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, коленвал стальной, шатуны из титана. Более 19500 оборотов
Дефлектор — аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборником
Днище и диффузор — днище обеспечивает до 21% прижимной силы, а диффузор — до 19%
Дождевая резина — резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора
Дубль — две машины из одной команды пришедшие на двух первых местах
Дуга безопасности — дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы
З
Забрало — стекло шлема закрывающее лицо гонщика
Закрытый парк — помещение для содержания всех болидов после квалификации до начала гонки
И
Избыточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на больший угол чем задается рулем
К
Карбон — углеродистое волокно
Квалификация — определение позиций гонщиков на стартовом поле до гонки.
Кокпит — часть болида в которой располагается сам гонщик. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота
Контролируемый (управляемый) занос — прохождение поворота со срывом всех колес при котором пилот полностью контролирует движение болида
Классификация — список всех пилотов, финишировавших в гонке. Также пилот будет классифицирован, если отстал не более, чем на 10% от лидера гонки
Клиренс — просвет между полотном трассы и днищем болида
Комиссар гонки — человек, следящий во время Гран При за исполнением правил FIA
Конструктор — изготовитель, команда.
Круговой — пилот, которого обгоняют на круг и более
Краш-тест — тест прочности конструкции болида в соответствии с техническим регламентом
Кубок Конструкторов — разыгрывается между командами, участвующих в чемпионате мира
Киль — передняя часть днища болида
М
Маршал — маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов из опасных зон, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе
Механик — выполняет функцию ремонта машины и замены некоторых деталей во время пит-стопа и тестов
Мокрая резина — шины для мокрого полотна трассы. Если дождь пока не сильный, то можно спокойно ставить этот тип
Монокок — несущая конструкция весом в 43 кг. К монококу крепятся все остальные узлы машины
Моторхоум — передвижной «дом на колесах» в котором на время Гран При располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды на время ГП
Н
Недостаточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на меньший угол, чем задающийся рулем
О
Обтекатель — важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока
Отбойник — ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы
Очковая зона — зона в которой гонщик получает очки по окончании гонки. На данный момент с 1-го по 10-ое
П
Паддок — находится позади пит-лейна, место где располагаются моторхоумы команд и где гонщики общаются с прессой
Пелетон — все болиды на трассе
Пит-лейн — участок трассы, по которому болиды подъезжают к боксам. Скорость по пит-лэйн ограничена (на узких трассах — 80 км/ч, на широких трассах — 100 км/ч
Пит-стоп — остановка гонщика в боксах для смены резины
Понтон — расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте
Поребрик — полосатый бордюр по внешнему, либо внутреннему радиусу поворота
Поул-позиция (обычно говорят — поул-позишн) — позиция первого пилота на старте гонки
Прогревочный круг — один круг перед стартом гонки. Это сделано для того, чтобы прогреть резину и тормоза
Промежуточная резина — используются при легком дожде, а также на подсыхающей трассе
Псевдослик — резина с обратным рисунком протектора
Пузырение — перегрев резины из-за которого покрышка начинает распадаться
Пейс-кар — машина безопасности, которая двигается перед пелетоном в случае приостановки гонки. Перед тем, как пилоты уйдут на прогревочный круг пейс-кар проезжает круг в целях проверки безопасности трассы
Подвеска — трехрычажная схема. Рычаги изготавливаются из углепластика и титана. Имеет нерегулируемую геометрию
Р
Регламент — список основных правил, утвержденных FIA
Рестарт — повторный старт гонки
Рулевое колесо — руль пилота
С
Свободные заезды — заезды, где пилоты могут настроить болиды для квалификации и гонки
Слики — шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с трассой.
Срыв заднего моста — срыв задних колес болида при котором пилоту приходить выравнивать машину
Стартовая решетка — разметка на полотне трассы, где пилоты занимают свои места соответствующие результатам квалификации
Стюард — его обязанности: штрафы, проверка болидов после квалификации и после гонки
Т
Тест-пилот — пилот, занимающийся тестовой работой в команде, также это третий пилот команды на случай отсутствия одного из основных пилотов
Технический регламент — список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды
Траектория — путь по которому движется болид
Тормозной диск — самый важный элемент тормозной системы. Нагрев дисков до 1850 градусов происходит при торможении болида
У
Угол атаки антикрыла — угол на который разворачивают крыло относительно воздушного потока
Углеродистое волокно — прочнее чем сталь, с 2004 года 50% болида сделано из углеродистого волокна, а другие 50% из фиброкарбона
Ф
Фальстарт — движение болида прежде чем погасли огни светафора
ФОМ (FOM) — компания Берни Эклстоуна, которая владеет коммерческими правами Формулу-1
ФИА (FIA) — Международная автомобильная федерация
Флаги — при помощи флагов гонщику передается необходимая информация
Цвета флагов и их значение:
Зеленый флаг — конец опасной зоны
Красный флаг – полная остановка гонки
Синий флаг – сзади болид который на круг впереди
Белый флаг — впереди очень медленная машина
Желтый флаг — опасность на трассе
Полосатый желто-красный флаг — на трассе опасная ситуация, это может быть масло, обломки, гравий, или дождь, если он идет на одном участке трассы
Черный флаг — дисквалификация пилота
Клетчатый флаг — финиш
Х
Хет-трик — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг в гонке
Ч
Чистый воздух — поток воздуха, который не был нарушен недавно прошедшим автомобилем
Ш
Шасси — на шасси устанавливается двигатель, подвеска, аэродинамические элементы
Шикана — резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления болида
Шпилька — поворот радиусом 180 градусов
Штаб-квартира — база команды
Э
Элерон — аэродинамический элемент
Эска — S-образный поворот
ru.motorsport.com
Сезон с Carville. Как и для чего создаются гоночные команды?
Очень часто некий владелец заводов, газет, пароходов случайно пробует себя в автоспорте. После первой гонки ему всё очень нравится, он хочет продолжать и организует новую гоночную команду для собственных интересов.
Вовсе не исключено, что при верном подходе и название команды, и имя её владельца через несколько лет прочно обоснуются на верхних строчках турнирных таблиц самых престижных национальных гоночных серий.
Есть и другая очень популярная история – энтузиасты автоспорта, с подростковых лет крутившие вместе гайки в гараже соседа Степаныча, организуются в гоночную команду и, вкладывая в автоспорт все свободные средства, делают первые шаги к призовым подиумам.
Конечно же, есть ещё «классический» путь, когда крупный производитель автомобилей, топлива или масел использует создание фирменной гоночной команды как элемент общей рекламной кампании. Тут уж никто не станет спорить: это самый удачный вариант как с точки зрения обслуживания нужд команды, так и потенциальных результатов.
Мы же сегодня знакомим вас с командой, выбравшей четвёртый путь. Исходная точка – разработка и продажа автозапчастей. Но мало кому приходит в голову организовать гоночный проект для проверки работы автозапчастей в «боевых» условиях. Команде Carville Racing – пришло.
Возможностью тестировать свои изделия в жёстких условиях классического ралли с удовольствием воспользовались сразу несколько брендов. Luzar накапливал информацию о работе систем охлаждения в экстремальных условиях; СтартВольт получал данные об электрике, стартерах и генераторах, и так далее.
Григорий Бурлуцкий
Фото: Carville Racing
Тем временем, команда завершила первый гоночный сезон в десятке лучших, а уже на второй год экипаж Carville Racing, ведомый пилотом Григорием Бурлуцким, добрался до вице-чемпионского титула!
И вот тут на поверхности сухих инженерных обоснований проступил, наконец, давно скрывавшийся адреналин. Carville Racing изменила направление и перешла в Российскую серию кольцевых гонок, где в 2016-м будет выступать в Туринге Лайт и Национальном классе.
Павел Кричевский
Фото: Carville Racing
Ещё одна «фишка» команды – предоставление возможности проявить себя молодым пилотам. К Григорию Бурлуцкому, завоевавшему вице-чемпионский титул в 20 лет, присоединился 16-летний Павел Кричевский.
Важно отметить, что в Carville Racing считают очень важным направлением деятельности гоночное образование молодых пилотов. Тренирует Бурлуцкого и Кричевского Заслуженный тренер России Юрий Ничипорук, чьим самым известным воспитанником является Виталий Петров.
Так что к старту чемпионата все готово: гонщики, инженеры, техника, отличный коллектив механиков, которых подбирал директор команды,профессиональный раллист Владимир Воронов. А еще в Carvelle Racing охотно идут на диалог с болельщиками в соцсетях.
Мы с удовольствием посмотрим, что из всего этого получится – и расскажем вам.
ru.motorsport.com
Как работает команда Формулы 1?
Если вдруг вам придет в голову мысль купить Honda F1, то, прежде чем принять решение, имеет смысл, хотя бы в общих чертах, поинтересоваться, в чем особенности этого интересного, хотя и рискованного бизнеса – быть хозяином команды Формулы 1. Известный эксперт, бывший главный конструктор Jordan и Stewart Гэри Андерсон, рассказывает об основных правилах игры…
Команда
Вы когда-нибудь задавались вопросом, какое место в иерархии команды Формулы 1 занимает главный инженер или технический директор? Или, в чем конкретно заключаются обязанности ее главы? За что отвечает спортивный директор или менеджер команды?
Сегодня численность персонала большинства команд превышает 500 человек, которые работают в великом множестве разнообразных подразделений. Давно прошли времена, когда какой-то один человек досконально знал всю машину, до последнего винтика, или единолично принимал все бизнес-решения.
Так как же работает команда Формулы 1 XXI века? Понятно, что у всех свои подходы, своя особая структура, поэтому трудно привести какой-то один типичный пример, который бы сразу проиллюстрировал методы всех участниц чемпионата. Но если рассуждать в целом, то можно найти и немало общего. Изучив списки руководящего состава разных команд, которые есть на их сайтах, можно заметить, что названия многих должностей схожи. Но как все это складывается в единый коллектив?
Руководство
Верхнюю ступень иерархии, как правило, занимает глава команды. Некоторые из них, например, Рон Деннис в McLaren, Фрэнк Уильямс в Williams или Виджей Малья в Force India, при этом являются еще и владельцами или совладельцами своих команд.
Другие, скажем, Стефано Доменикали в Ferrari или Кристиан Хорнер в Red Bull, работают по контракту. В любом случае, именно главы команд отвечают за конечный результат.
В разных командах роль руководителя понимают по-разному. В Формуле 1 есть такая тенденция – сокращать руководящие должности, если люди, их занимающие, работают недостаточно эффективно. По словам Денниса, от правильной структуры менеджмента напрямую зависит качество машины.
Рон Деннис: «Если инженера предоставить самому себе, то, скорее всего, решая ту или иную задачу, он потратит больше денег, чем у вас есть. Поэтому руководство играет важную роль в процессе создания машины.
В настоящее время управление в McLaren организовано по принципу, отработанному в аэрокосмической индустрии, что радикально отличается от традиционной пирамиды менеджмента. Среди отличительных черт нашего подхода: очень широкое основание всей структуры – это дает более высокую стабильность и способность оперативно реагировать на возникающие проблемы.
У нас на всех направлениях работают эксперты, которые, в свою очередь, подчиняются другим экспертам. Это исключительно отлаженный процесс, позволяющий четко координировать информационные потоки. Из нашей команды труднее увести ценного специалиста, эта система более экономична и помогает более эффективно распоряжаться временем.
На то, чтобы ее построить и отладить, у нас ушли годы. Пожалуй, лет пять, но зато теперь она отлично работает».
Во многих командах несколько высших должностей. Например, в McLaren есть Мартин Уитмарш, исполнительный директор, один из отцов так называемой «матричной» структуры менеджмента. Но при этом он же занимает кресло исполнительного директора всей McLaren Group.
Компании, которые в нее входят, заняты в сфере автопрома, маркетинга, электроники и автоспорта, и это значит, что Уитмарш руководит всей деятельностью группы и напрямую подчиняется Деннису.
Если говорить о гонках, то именно Уитмарш отвечает за оперативное управление командой вместе с Джонатаном Нилом, менеджером McLaren Racing, который в общей иерархии находится на одну ступеньку ниже.
Большинство менеджеров такого ранга непосредственно управляют командами, стараясь добиться при этом максимально эффективной работы персонала. Впрочем, столь разветвленная структура характерна только для Mclaren, тогда как во главе заводских команд чаще всего стоит один руководитель. Например, босс BMW Motorsport Марио Тайссен подчиняется непосредственно совету директоров баварского автоконцерна.
В большинстве случаев во время гонок начальники постоянно находятся на пит-уолл, на «капитанском мостике», отдают распоряжения по радио, и некоторые из них руководят командами по-настоящему толково.
Боссы команд шли к этим должностям очень разными путями. Виджей Малья всегда любил автоспорт и был чрезвычайно успешным предпринимателем, тогда как Росс Браун очень долго занимался технической стороной гонок. Но теперь он, скорее, превратился в управленца: командовать персоналом он начал еще в Ferrari, а уж в Honda тем более работал с машиной намного меньше, чем технический директор или инженеры команды.
Технический департамент
В большинстве команд есть должность технического директора, который отвечает за разработку и модернизацию машины. В ряде случаев, например, в Toyota, есть два технических директора: Лука Марморини до недавнего времени занимался моторами, а круг обязанностей Паскаля Васселона был более традиционным: он отвечал за шасси в целом.
Были времена, когда технический директор лично крутил гайки, но теперь он руководит людьми. В чем конкретно заключается его работа?
Он отвечает за каждый аспект работы, связанной с созданием машины, с самого начала процесса конструирования, вплоть до ее доводки уже по ходу сезона.
Именно он разрабатывает перечень технических требований к будущей машине, занимаясь этим с самого начала предыдущего сезона. Таким образом, вы направляете активность разных отделов вашего инженерного департамента: например, специалисты, отвечающие за переднюю часть шасси, знают, каковы должны быть характеристики шасси и к чему надо стремиться.
Технический директор также отвечает за распределение бюджета и руководит всем процессом создания машины. Это тонкие вопросы, ведь даже если коммерческий отдел не смог обеспечить достаточное финансирование проекта, в итоге все подумают, что слабым звеном все равно был именно технический департамент.
В некоторых командах технический директор отвечает за процесс разработки и создания машины, а главный инженер вместе с гоночными специалистами выступают в роли приемщика и заказчика. Так снижается риск, что технический директор допустит какой-то недосмотр: когда он один занимается и разработкой, и постройкой и эксплуатацией шасси, он может не заметить проблему, поскольку «слишком близко общается» с машиной. Он присутствует и на гонках и выполняет там определенный круг обязанностей, но все, что происходит с техникой на трассе – это уже не его епархия.
Технический директор также ходит на совещания руководителей различных департаментов, где собираются главный инженер, главный конструктор, главный специалист по аэродинамике, шеф отдела электроники, а также общается с главой команды, коммерческими и финансовыми директорами.
Начальники подразделений отвечают за работу своих коллективов, самым крупным из которых обычно является отдел аэродинамики, и подчиняются техническому директору или главе инженерного департамента.
Гоночная команда
Гоночная команда – это самостоятельное подразделение, руководит которым отдельный менеджер. Сфера его ответственности обширна, начиная от доставки команды и оборудования на трассу, поскольку все должно быть на своих местах вовремя. Затем по ходу уик-энда именно он следит за тем, чтобы соблюдался спортивный регламент, общается с представителями FIA и отвечает за общее расписание.
Он также отвечает за качественную подготовку бригады механиков, работающей во время пит-стопов, и в целом его задача – добиться, чтобы все шло по сценарию. Когда перед гонкой инженеры занимаются решением каких-то своих проблем, легко выбиться из графика. Вспомните прошлогодний Гран При Монако, когда перед стартом гонки Кими Райкконена подвела собственная команда, слишком поздно поменяв шины на его Ferrari.
В ходе гоночного уик-энда именно менеджер команды взаимодействует с ее главой. Но здесь речь не идет о технической стороне дела: они вместе осуществляют общее руководство, принимают тактические решения, хотя в разных командах этот процесс организован по-своему. Менеджер будет разбираться с любой нештатной ситуацией, например, если кто-то из гонщиков получит травму, и его участие в Гран При окажется под вопросом.
А за технику во время гонок отвечает главный инженер команды. К каждой машине приставлены свой гоночный инженер, инженер-телеметрист, специалист, отвечающий за работу систем управления, моторист и механики. Всегда очень важно, какие отношения складываются между гоночным инженером, телеметристом и гонщиком.
Дело моториста — добиться, чтобы с двигателем не было проблем, ведь спектр работ, которые разрешено производить с силовым агрегатом, ограничен. Можно несколько изменять его характеристики, хотя за это часто отвечает инженер по системам управления, так что моторист, скорее, должен обеспечить надежную работу двигателя и взаимодействовать с другими специалистами, например, теми, кто занимается горюче-смазочными материалами.
Еще один важнейший аспект работы – это шины. В каждой команде, кроме специалистов команды, отвечающих за резину, всегда есть инженер Bridgestone, который следит за тем, чтобы строго соблюдались все эксплуатационные параметры, в частности, давление.
Другие подразделения
Кроме высшего руководства и технического департамента есть и немало других важных подразделений, чья работа не столь заметна.
На финансовом и коммерческом отделах лежит основная нагрузка по решению экономических проблем команды, по работе со спонсорами, а PR-служба отвечает за все ее внешние связи. Работу этих двух служб накануне гоночного уик-энда необходимо согласовать с менеджером команды, и должен быть составлен общий график, который всех устраивает.
Все понимают важность рекламной работы, но она неизбежно нервирует механиков команды, которые все время решают какие-то свои задачи, и вдруг в самый неподходящий момент гонщик исчезает из боксов или в гараже появляется группа экскурсантов… Словом, все это вносит некоторую нервозность, однако таковы правила игры.
И, разумеется, никакая команда далеко не уедет без людей, которые работают, например, в моторхоуме, на кухне, или в службе безопасности. В общем, те времена, когда буквально несколько энтузиастов могли выставить на Гран При какой-нибудь видавший виды March с классическим мотором Cosworth, и запросто пробиться на старт, остались в далеком прошлом…
www.f1news.ru
Как устроена работа гоночной команды: рассказы гонщиков
Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT
Виталий, самый главный вопрос, который волнует всех: «Как попасть в гоночную команду «Формулы-1»?»
Если мы говорим о технической должности (инженер, механик, рабочий), то тут все зависит от опыта работы и рекомендаций. Нельзя просто так прийти к главному инженеру команды «Формулы-1» и сказать, что хочешь здесь работать. Нет. Мир автоспорта тесно связан и часто мастера знают друг друга лично, поэтому рабочий с плохой репутацией в хорошую команду не попадет. Все начинается с картинга, затем кузовные чемпионаты разных серий и вершина – «Формула-1». Шаг за шагом к цели.
Давайте разберемся с работой механика. Насколько она востребована?
Если работник с хорошим опытом и неплохими рекомендациями, он очень быстро найдет себе новое место. Кто откажется от того, чтобы взять к себе в команду отличного главного механика, например? Важно, что при любой ошибке, связанной с болидом, отвечать будет именно он. Да, есть понятие заводского брака, но бывают случаи, когда механик что-то недосмотрел, из-за чего произошел сбой во время гонки, а это катастрофа. Для максимального исключения человеческого фактора существует четкий график работ и строгая отчетность.
Расскажите поподробнее, как проходят тестовые испытания и гоночный уик-энд?
На трассу выезжает примерно 100 человек из команды: руководство, PR-служба, инженеры, механики, стратеги, тренера и обслуживающий персонал. Гоночный инженер во время тестовых заездов работает непосредственно с пилотом: он ориентируется на его ощущение и чувства, и в соответствии с ними настраивает болид под гонщика. Есть стратеги, которые наблюдают за результатами испытаний других команд. Все технические данные по аэродинамике и телеметрии в режиме онлайн просматривают и те мастера, которые остались на заводе. Они также обрабатывают эти данные и дают свои рекомендации. На машине установлено порядка 500 датчиков, измеряющих угол поворота колеса, силу нажатия на педали, прижимную силу и прочее. В перерыве между заездами оба пилота смотрят на телеметрию. Благодаря ей можно определить, как лучше проходить тот или иной участок трассы.
Гоночная команда – это маленькая экосистема, в которой все взаимосвязано.
К концу первого дня мы уже имеем четкое преставление об износе резины, тактике колес, стратегии и о том, когда будут происходить пит-стопы. В общем, команда уже знает что будет происходить во время гонки.
Константин Терещенко, гонщик серии ELMS
Константин, самый распространенный вопрос к гонщику: как стать пилотом «Формулы-1»? Расскажите нашим читателям.
Я постоянно сталкиваюсь с этим вопросом. Мне задают его во всех социальных сетях и с завидным постоянством. Для того, чтобы стать профессиональным гонщиком, нужно начинать с картинга. Лет с пяти-семи. Чтобы перейти в серии автомобильных гонок нужно пройти большую школу картинга, поучаствовать в российских и европейских чемпионатах и одержать несколько побед. Если вы гоняетесь в Европе и побеждаете, вас заметят и предложат место в другой серии.
Расскажите свою историю. Как обстояло дело у вас?
Когда мне было 7 лет, друзья нашей семьи на выходных позвали отца покататься на картах. Эта тема меня очень вдохновила, и я ждал момента, когда мне дадут прокатиться. После одного уик-энда мы стали проводить на трассе для картинга каждые выходные. У меня стало хорошо получаться и по мере вождения у меня появлялось все больше энтузиазма.
Потом обычных заездов с новичками мне стало мало и хотелось перейти в профессиональную школу картинга. И мне предложили проехать в лиге профессионалов. Вся моя гоночная карьера в картинге растянулась с 8,5 лет до 17. Мне сейчас 23, всего 6 лет назад я закончил с картингом. Это было круто. После картинга меня пригласили в серию «Формулы-Россия» в команду Москвы, где мне удалось одержать победу, потом я перешел в Формулу-Рено 2.0 и так далее.
Но ведь даже картинг, как младшая гоночная лига, – затратный спорт. Откуда у гонщика появляются финансовые средства на него?
В этом вопросе все дело стоит за спонсорством. Ребенку нужно выигрывать. Если побед нет, то придется вытягивать ситуацию своими средствами, а это мало кто может себе позволить. Поэтому все стараются выступать как можно лучше, в результате появляется очень жесткая конкуренция. Если у ребенка получается и он занимает призовые места, спонсоры его заметят и предложат свою поддержку.
После такого подробного ответа я надеюсь, что теперь этот вопрос у большинства заинтересованных людей отпадет.
Я тоже (смеется).
Константин, в каждой профессии есть свои недостатки. Работа гонщика не исключение?
Я бы так не сказал. За всю свою практику я обнаружил только два минуса. Первый – это постоянные переезды, с трассы на трассу, из страны в страну. Иногда сильно выматывает. Но в большинстве случаев это интересно и увлекательно, ведь мы путешествуем вместе с командой, а с ними скучно не бывает (смеется).
А второй минус?
Это, пожалуй, основная проблема. После нескольких лет участия в соревнованиях по картингу на машинках, где нет подвески, многие гонщики страдают от проблем со спиной. Это Ахиллесова пята у гонщиков. Приходиться постоянно тренировать ее и присматривать за ней, дабы избежать проблем.
А кто следит за здоровьем, питанием и состоянием гонщика в команде?
Для этого есть повара, диетологи, врачи, психологи (иногда психолог и врач в одном лице), массажист и еще несколько членов команды. Врач следит за физическим и моральным здоровьем гонщика. Повара и диетологи разрабатывают диету и меню для спортсмена. Есть еще тренер, который следит за твоими показателями силы и выносливости.
Константин, спасибо вам за интервью. Скажите пару слов про российский автоспорт напоследок.
Не может не радовать тот факт, что индустрия российского автоспорта развивается, особенно вспоминая, что было еще 15 лет назад, очень отрадно сейчас видеть наших спортсменов в чемпионатах «Формулы-1», WEC, IndyCar и других мировых лигах. Этот сезон не станет исключением. Мы будем стараться радовать российских болельщиков все больше.
Михаил Алешин, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC
Михаил, все знают о том, что основная задача пилота – управлять гоночным болидом, но ведь у гонщика есть и другие обязанности в команде?
Конечно. Управление болидом – это лишь верхушка айсберга. Самой большой частью работы пилота является подготовка автомобиля к соревнованиям. Во время тестовых испытаний гонщик вместе с командой настраивает машину.
Что вы имеете ввиду под словом «настраивать»?
Под настройкой подразумевается адаптация автомобиля к трассе. Важно, чтобы спортсмен чувствовал себя уверенно за рулем и понимал, как поведет себя машина в той или иной ситуации на трассе. Для этого и существуют тестовые испытания, во время которых, вместе с гоночным инженером, пилот подстраивает машину под себя.
Как проходят эти испытания?
Во время тестов команда из инженеров и механиков меняет всевозможные характеристики болида и смотрит на изменения, происходящие на трассе. Например, команда на трассе может тестировать подвеску 8 дней подряд. Оттачивается каждый поворот, все должно быть идеально. Да, это монотонный труд, но именно он принесет свои плоды во время гонки. Такие испытания происходят с двигателем, коробкой передач, шасси, аэродинамикой и прочим. Все для того, чтобы показать максимум на соревнованиях.
Вы упомянули инженеров и механиков. А какие еще есть должности в команде?
Как на любом большом производстве или в компании, есть строгое разделение обязанностей. Времена, когда один человек досконально знал всю машину и работал над ней в одиночку давно прошли. Сейчас одной машиной занимается не менее 30 человек. Главный инженер, телеметрист, главный механик и многие другие члены команды. Все обязанности разделены в соотвествии с занимаемой должностью. Например, как я уже упоминал выше, гоночный инженер напрямую работает с пилотом во время тестовых заездов. Инженер старта занимается только началом гонки, ничем больше: он подбирает лучшую для старта резину, продумывает стратегию и делает все, чтобы пилот максимально удачно смог начать гонку. Кроме технической части команды есть руководство, которое также вылетает на гонки и следит за работой команды. Есть грузчики, повара, тренера, психолог, официанты и другой обслуживающий персонал.
А какое общее число людей в команде?
Для каждой команды все индивидуально. В «Формуле-1» в среднем от 600 до 1 000 человек. В других классах обычно поменьше.
somanyhorses.ru