Капельный тест моторного масла на бумаге: метод проверки
Узнать качество моторного, трансмиссионного масла несложно в лабораторных условиях благодаря капельному тесту. Но, какую смазочную жидкость заливать в двигатель личного автомобиля, не составит труда определить подручным способом.
В предлагаемой статье подробно рассказывается об алгоритме действий и сути капельного теста. Получают по такому методу неточный, как лабораторным условиям результат, но критично приближенным к нему.
Содержание статьи
Метод капания на лист бумаги
Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.
На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.
Тест на глаз
Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.
Проводимый капельный тест моторного масла дает возможность визуально определить структурный состав. Разместив на листе бумаги три капли от разных масляных жидкостей, по площади растекания, характерному цвету, водители-профи способны сделать заключение о качестве продукта.
Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.
Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:
- Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
- Имеет черный или темный цвет;
- В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
- Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
- Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.
Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.
Показатели для чистого масла
Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:
- Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
- Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
- Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
- Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.
Показатели работоспособность смазочной жидкости
Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.
Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.
Если зоны диффузного распространения продукта светлы, как слезы ребенка, то смазывающая жидкость высокой эксплуатационной пробы.
Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:
- Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
- Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.
Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.
Как отличают оригинальные масла от фальсификата?
Использование масел для двигателей внутреннего сгорания от проверенных производителей, являет залогом длительной эксплуатации силовых установок. Это аксиома. Многие водители стремятся продлить эксплуатационный ресурс смазочной жидкости спорадической доливкой свежего продукта. И ошибаются, поскольку деградация только усиливается.
Не секрет, что на некоторых ликвидных площадках вместо оригинального масла, пытаются продать фальсификат. Специально уменьшают цену. На дешевизну тянется народ. Но сегодня не об этом разговор. Задача — отличить в случаях самостоятельного тестирования по капельному простому методу, фальсификат от качественного продукта, изготовленного известными отечественными и зарубежными компаниями.
Как делают фальсификата?
Базовым элементом структуры фальсифицированного смазочного продукта являются масла веретенные, продаваемые по низким ценам. Индустриальный продукт легко достать. Несложно смешивать со смазочными жидкостями, которые используют в силовых установках тяжелой специальной техники. Их получают в процессе перегонки, то есть регенерации. Исходным материалов служит «отработка». Даже кустарные проверки на оригинальность, показывают в них ничтожный объем присадок или полное отсутствие.
Заливка в картер двигателя подделанной консистенции — прямой путь к уничтожению силового автомобильного агрегата.
Самостоятельная проверка масла с помощью теста
Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.
- Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
- Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
- Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
- Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.
Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.
На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.
Видео пример теста масла
avtotehnar.ru
Капельный Тест Масла в Журнале За Рулем
Здравствуйте друзья.
Экспресс-анализ позволяет в полевых условиях ориентировочно оценить качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла. Это простой, но эффективный способ по оценке состояние масла позволяет вовремя производить его замену, что позволит увеличить срок эксплуатации двигателя. Экспресс-методом по «капельной пробе» возможна лишь примерная оценка только моющедиспергирующих свойств моторных масел, что не снижает значения такой проверки в практике эксплуатации ДВС.
1
Что нужно для такого теста? Собственно ничего особенного, обычный лист офисной бумаги А4, или фильтровальной бумаги «синяя лента». Как показывает практика пробы на фильтровальной бумаге выглядят более «свежими» и как правило высыхают быстрее. Нужно прогреть авто до рабочей температуры, вынять маслянный щуп и капнуть каплю масла на бумагу. После просушить все при комнатной температуре сутки-двое. Теперь давайте рассмотрим каплю более детально:
На бумаге измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла. Для этого внимательно изучают следующие четыре составные части «капельной пробы»:
1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
3 – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром –через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. 4-й элемент «капельной пробы» через несколько часов также исчезает. Если 3-й и 4-й элементы имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено. А стойкий желтоватый, или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительном окислении масла из-за аварийного перегрева ДВС.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла.
Отсутствие зоны диффузии или “свертывание” пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле, густое черное мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла, оно подлежит срочной смене.
Это простой, но эффективный способ по оценке состояние масла позволяет вовремя производить его замену, что позволит увеличить срок эксплуатации двигателя. Не забывайте о важности своевременной смене масла в двигателе.
Меняем смазочное масло по фактическому состоянию
Опытные автомобилисты производят замену масла ориентируясь не на пробег двигателя по спидометру, а по моточасам работы двигателя. Т.к. эксплуатация автомобиля по городу (частое стояние в пробках) существенно влияет на состояние масла в двигателе.
Нажмите чтобы увеличить
Капельная проба для определения состояния трансмиссионных масел:
Сделал у себя вот что получилось:
8
Масло моторное синтетическое «Evolution 900 SXR 5W-40» пробег на нем 6000 км.
Пока вытаскивал щуп, сломал его, остаток щупа естественно упал в картер). Надеюсь на работу двигла не отразиться, если только на цвет масла))). Пришлось поставить старый.
9
Материал взят oilchoice.ru/viewtopic.php?t=1173
Всем удачи!
Цена вопроса: 0Пробег: 137310 км
Оригинальный текст здесь
www.sitename.com
Не знаешь? Спроси! Непонятная проблема с машиной? Нужна помощь c ремонтом? Задать вопрос | Диагностика состояния моторного маслаДля всех типов моторных масел имеется свой срок службы. После которого оно становится — непригодным! На этикетках бутылки с маслом есть указания пробега автомобиля через который необходимо его заменить. Но эти параметры не учитывают условия при которых машина будет работать на этом нем. Например: периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла. В таком случае не стоит полагаться на указания и стараться наблюдать за качеством уже залитого — самостоятельно. |
1 — Крышка двигателя для заливки масла. 2 — Ручка щупа.Как узнать о состоянии залитого в двигателе масла?
Это легко сделать — по капле с масляного щупа из двигателя.
Смена масла в двигателе: промывание желудка
Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже.
Образцы капель моторного масла Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре. По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.Бумажная хромотограмма диаметров зон каплиЧистое масло, без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.
Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы. Маленькая зона последнего кольца, диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.
Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность! В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения. Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!
Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки.Подбор моторного масла
Сохраняйте у себя полезные страницы!
© 2011–2018 · AutoGener.ru · Логотипы и названия фирм, используемые на сайте, принадлежат их владельцам. Использование материалов сайта возможно с разрешения редакции. | О сайте·Редакция·Файлы Cookies·Условия использования |
Об автомобилях — без воды Информационный сайт для Российских автолюбителей |
Датчик состояния масла
Датчик состояния масла дополняет термодатчик уровня масла. Датчик состояния масла измеряет следующие параметры:
- Температура масла в двигателе
- уровень масла;
- качество моторного масла.
Система управления двигателем анализирует эти измеренные величины. С помощью датчика состояния масла дополнительно определяются электрические свойства моторного масла. Они изменяются в результате износа двигателя, а также в процессе работы масла.
Краткое описание узла
Ниже описываются следующие узлы:
Датчик состояния масла закреплен в доступном месте снизу на масляном поддоне. Во всех новых моделях двигателей нет масляного щупа. Для таких двигателей предусмотрен электронный контроль уровня масла.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Масляный картер | 2 | Датчик состояния масла |
3 | Датчик температуры | 4 | 3-полюсный разъем |
Датчик состояния масла подключен к системе управления двигателем через интерфейс передачи данных последовательным двоичным кодом (BSD).
Электропитание зависит от варианта двигателя (например, через контакт 87, контакт 15 или контакт 15N).
На следующем рисунке показано электропитание через контакт 87.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | ЭБУ двигателем | 2 | Датчик состояния масла |
BSD | Интерфейс передачи данных последовательным двоичным кодом | Kl.87 | Питание через контакт 87 |
Системные функции
Ниже описываются следующие функции датчика состояния масла:
- Процедура измерения
- Электронный контроль уровня масла
Процедура измерения
Датчик состояния масла состоит из 2 цилиндрических конденсаторов. Конденсаторы расположены друг над другом. В качестве электродов используются 2 вставленные одна в другую металлические трубки. Между электродами находится моторное масло, оно играет роль диэлектрика.
Указание! Определение понятий «диэлектрик» и «пермитивность».
Диэлектриком называется материал, не проводящий ток в электрическом поле. Электрическое поле пронизывает изолятор. Пермитивность (лат.: permittere = разрешать, допускать, пропускать) иначе называют также диэлектрической проницаемостью. Пермитивность показывает проницаемость материи для электрических полей. Коэффициент показывает, насколько падает напряжение на конденсаторе, если между его пластинами поместить диэлектрический, токонепроводящий материал.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Диапазон для измерения уровня масла | 2 | Диапазон измерения пермитивности |
3 | Внутренний конденсатор | 4 | Диэлектрик (моторное масло) |
5 | Внешний конденсатор | 6 | Корпус |
7 | Датчик температуры | 8 | Электронный блок обработки данных |
9 | Масляный картер |
Датчик температуры размещен на корпусе датчика состояния масла. В корпусе датчика состояния масла имеется электронный блок обработки. Электронный блок обработки сам проводит свою диагностику. Неисправности датчика состояния масла регистрируются в ЗУ неисправностей системы управления двигателем.
Датчик состояния масла передает в систему управления двигателем следующие измеренные значения:
- Температура масла в двигателе
- уровень масла;
- качество моторного масла.
Электрические свойства моторного масла изменяются по мере износа и старения. При изменении электрических свойств моторного масла (диэлектрика) изменяется емкость конденсатора.
Электронный блок обработки преобразует измеренную емкость в цифровой сигнал. Цифровой сигнал датчика передается системе управления двигателем. Система управления двигателем использует сигнал для внутренних расчетов (например, наличии водяного конденсата в моторном масле).
Электронный контроль уровня масла
Уровень масла измеряется для электронного контроля уровня масла. 2-й конденсатор в верхней части датчика состояния масла измеряет уровень масла при работающем двигателе. Этот конденсатор расположен на одной высоте с уровнем масла в картере. При изменении уровня масла изменяется емкость конденсатора.
Супертест восьми различных марок моторных масел
Электронный блок обработки генерирует цифровой сигнал. На его основе система управления двигателем вычисляет уровень масла в двигателе. Электронный контроль уровня масла отображается на центральном информационном дисплее (CID) и на комбинации приборов. У автомобилей без CID уровень масла отображается только на панели приборов.
Варианты индикации на комбинации приборов
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Уровень масла в пределах нормы | 2 | Минимальный уровень масла |
3 | Слишком высокий уровень масла | 4 | Отказ датчика состояния масла |
5 | Уровень масла определяется |
Варианты индикации на центральном информационном дисплее
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Уровень масла ниже минимального (красная индикация) | 2 | Уровень масла минимальный (оранжевая индикация) |
3 | Уровень масла в пределах нормы: 1/4 (зеленый индикатор) | 4 | Уровень масла в пределах нормы: 1/2 (зеленый индикатор) |
5 | Уровень масла в пределах нормы: 3/4 (зеленый индикатор) | 6 | Уровень масла в пределах нормы: макс.(зеленая индикация) |
7 | Уровень масла выше максимума: перелив(оранжевая индикация) | 8 | Отсутствуют результаты измерения: Уровень масла измеряется |
9 | В двигателе достаточно масла для запуска двигателя на короткое время (Сервисная функция при замене масла) |
Указания для службы сервиса
Общие указания
Указание: Конденсат в моторном масле.
На диэлектрическую проницаемость может влиять конденсат, скапливающийся в блоке цилиндров при поездках на короткие расстояния. Смешанная с маслом конденсатная вода накапливается и возле датчика состояния масла. Если воды в картере слишком много: в отдельных случаях может происходить ошибочная индикация уровня масла и/или предупреждение о необходимости доливки масла. С помощью выбора картины ошибки в диагностической системе можно обработать такое «ложное предупреждение о состоянии масла», при этом также анализируется пермитивность масла. Непосредственной индикации величины диэлектрической проницаемости не происходит. Пермитивность зависит, среди прочего, от вязкости или срока эксплуатации масла. Поэтому оценка качества масла не всегда гарантирована.
Указание: См. Руководство по эксплуатации.
Возможные текстовые сообщения для электронного контроля уровня масла приведены в Руководстве по эксплуатации.
Указания по диагностике
Указание: После замены или программирования ЭБУ двигателем.
Изначально в ЗУ нет записанного уровня масла. Поэтому отображается «Уровень масла ниже минимального». Только прим. через 2 минуты работы двигателя показывается правильный уровень масла (двигатель прогрет до рабочей температуры, частота вращения коленвала больше 0, автомобиль стоит).
Указание: Неисправность дисплея.
При выходе из строя комбинации приборов или центрального информационного дисплея: уровень масла также можно считать с помощью диагностической системы.
Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.
Тест моторного масла — это процесс очень сложный и разносторонний. Начинается он сисследования базовых физико-химических параметров масла: кинематическойвязкости, индекса вязкости, щелочного числа, температуры вспышки воткрытом тигле, плотности, динамической вязкости, содержания сульфатнойзолы. Эти параметры являются основными, и каждый производитель долженпроверять свою продукцию на соответствие им. Численные величиныпараметров изменяются в зависимости от класса вязкости масла, и еслионо не укладывается по какому-либо из них, то считается, что продукт несоответствует заявленному классу. В этом случае перед нами явныйпроизводственный брак или заведомый обман покупателя.
Подобные исследования гостированы, но имеют один недостаток: они немогут дать информации о том, как масло будет вести себя в двигателеавтомобиля. Их задача — служить своеобразным ОТК при производстве,чтобы не выпустить в продажу заведомо некачественный продукт.
Для того чтобы оценить эксплуатационные свойства моторного масла,необходимо обратиться к так называемым исследовательским методамтестирования. Одним из них является исследование масла натермоокислительную стабильность. Этот параметр характеризует стойкостьмоторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре.
Из смол на нагретых поверхностях образуются углеродистые отложения,нагар и лак, накопление которых может привести к повышенному износу,заклиниванию колец, толкателей и др. Продукты окисления, в своюочередь, способствуют коррозии деталей двигателя, они также ускоряютстарение резиновых уплотнительных материалов.
При исследования масла на термоокислительную стабильность производитсяокисление масла под действием высокой температуры, значение температурыподбирается таким образом, чтобы соответствовать температуре верхнегокомпрессионного кольца поршневой группы ДВС. Суть метода заключается втом, что под действием кислорода масло меняет свои основные свойства,такие, как вязкость и щелочное число, а также в нем накапливаютсяпродукты окисления. Соответственно, эти параметры измеряются до и послеокисления, и по их изменению оцениваются эксплуатационные свойствапродукта. Чем меньше произошедшие изменения, тем лучше маслосопротивляется окислению, меньше изменяет свои свойства и дольше можетработать в двигателе.
В предыдущих тестах мы использовали метод, применяемый в 25 ГосНИИ наустановке Во-4. В нем окисление проходит при температуре 180°С.Подобные режимы температуры соответ-ствуют низкофорсированнымдвигателям и выполняются в основном в автомобилях отечественногопроизводства или в старых иномарках. Этот метод хорошо подходит дляоценки эксплуатационных свойств минеральных масел.
В современных форсированных двигателях условия эксплуатации масла становятсянамного более жесткими, требования к стабильности масла возрастают,поэтому и методы для его исследования ужесточаются. Для исследованияэксплуатационных свойств синтетических масел мы перешли на новый методпрофессора Шора, разработанный в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина,доктором технических наук Георгием Иосифовичем Шором. В нем окислениемасла проходит при более высокой температуре 235°С. И имеет ряддополнительных отличий, которые мы описывать не будем.
В этом номере тестировались синтетические масла класса вязкости 5W-40 и5W-50, соответ-ствующие API SM, SL, SJ. Испытания проводились в имеющейгосударственную аккредитацию лаборатории ООО «ВИАЛ ОЙЛ» и в РГУ нефти игаза имени И. М.
Как проверить качество моторного масла. Метод капельной пробы
Губкина. Все образцы предоставлялись на тестобезличенными, в одинаковой таре и под условными номерами.
Измеряемые параметры
Кинематическая вязкость
Определяется в капиллярных вискозиметрах при температуре 100°С.Измерение проводится в термостате, в котором поддерживается заданнаятемпература. Вискозиметр погружается в термостат, и после нагрева масладо заданной температуры определяется время прохождения пробой маслаизвестного объема вискозиметра. Сама вязкость рассчитывается по формуле.
Индекс вязкости
Это эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимостивязкости масла от температуры. Чем выше численное значение индексавязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.
Щелочное число
Указывает на количество присадок, добавляемых к базовому маслу длярешения целого ряда задач. В первую очередь присадки необходимы длянейтрализации кислот, образующихся в масле в процессе работы.
Для определения этого параметра проводят обратное потенциометрическоетитрирование раствора масла. То есть в раствор вводят избыток солянойкислоты, а затем добавляют щелочь, пока вольтметр не покажет скачокнапряжения. Объем щелочи, необходимый для возникновения скачканапряжения, обуславливает значение щелочного числа.
Температура вспышки в открытом тигле
Масло наливается в тигель, и его температура увеличивается со скоростью2°С/мин. Над тиглем проносят зажженный фитиль, до тех пор пока непроизойдет кратковременная вспышка на поверхности масла.
Плотность
Определяется ареометром при 20°С.
Динамическая вязкость
Определяется в различных градиентах скорости сдвига в ротационныхвискозиметрах (метод ASTM D5293). От величины данного параметра зависитколичество оборотов коленвала во время холодного пуска двигателя приотрицательных температурах.
Содержание сульфатной золы
Данный параметр указывает на долю присадок в общем объеме масла, и вопределенной мере от этого зависит степень нагарообразования.
Вычисляется при взвешивании остатка, полученного при сжигании масла в присутствии серной кислоты.
Термоокислительная стабильность
Это показатель, оценивающий стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре.
Метод определения термоокислительной стабильности основан на увеличенииоптической плотности испытуемого образца при высокой температуре(230°С), при наличии катализатора (медного стержня), в контакте своздухом (т. е. в условиях, близких к работе моторного масла вдвигателе), в результате интенсивного перемешивания в приборе. Чемменьше термоокислительная стабильность масла, тем больше увеличиваетсяоптическая плотность, свидетельствующая о наличии продуктов окисления вмасле.
Показатель изменения вязкости
Характеризующий срабатываемость в масле полимерного загустителя. Чемменьше процент изменения, тем более стабильны свойства масла.
Показатель дисперсности
Определяет стабильность моторного масла против окисления. Показываетотносительное содержание мелких и крупных частиц загрязнения в моторноммасле, которые определяются по отношению оптической плотности приразных длинах волн (крупные при ?=670 нм, общая загрязненность при?=490 нм). Крупные частицы характеризуют тенденцию к накоплениюотложений в двигателе.
Кислотное число
Является стандартным показателем, характеризующим наличие в моторныхмаслах продуктов окисления. Чем меньше его абсолютное значение, темлучше условия работы масла в двигателе и тем больше его остаточныйресурс.
При выборе моторного масла для зимней эксплуатации следует обращать внимание на следующие технические характеристики, которые производители смазочных материалов обычно указывают в технических описаниях.
1. Температура замерзания (потери текучести) или Pour Point.
Капельная проба состояния масла. Экспресс тест.
Измеряется по ГОСТ 20287 или DIN ISO 3016 или ASTM D97. Этот параметр не имеет особого физического смысла для эксплуатации двигателя. Он указывается в целях хранения масла и указывает на то, что масло можно перелить из одной ёмкости в другую. Тем более что существуют специальные присадки – депрессоры, которые понижают температуру замерзания у минеральных масел. Добавив большое количество депрессорных присадок в минеральное гидрокрекинговое базовое масло можно добиться температуры замерзания готового масла даже ниже минус 40 С.
2. Динамическая вязкость при низкой температуре измеряемая при помощи имитатора запуска холодного двигателя CCS (Cold Cranking Simulator) по методам DIN 51 377 или ASTM D 2602. Этот важный параметр показывает насколько двигателю будет трудно провернуть холодное масло в цилиндро-поршневой группе. Измеряется в мПа*с. Чем ниже этот параметр, тем лучше. Граничные значения вязкости для разных классов масел определяет международный стандарт SAE J300.
Стандарт SAE J300 последняя редакция
3. Динамическая вязкость при низкой температуре измеряемая на миниротационном визкозиметре MRV (Mini Rotary Viscometer). Она измеряется при температуре на 5 С ниже, чем CCS и называется ещё «вязкостью прокачивания». Это показатель говорит о том, сможет ли загустевшее масло прокачать маслонасос двигателя и с какой скоростью холодное масло будет подано по маслоканалам к точкам смазки. Измеряется в мПа*с. Все три параметра – температура замерзания, динамическая вязкость CCS и динамическая вязкость MRV, чем меньше, тем лучше. Параметры CCS и MRV, участвуют в определения класса вязкости по SAE. Стандарт SAE определяет придельные значения вязкости при определённых температурах. Например масла вязкостью 5W-XX (20, 30, 40, 50) не должны иметь вязкость CCS при минус 30 С больше, чем 6600, а вязкость MRV не должна быть больше, чем 60000. Тогда это масло имеет право маркироваться, как 5W-XX.
В бытовых условиях можно так же оценить низкотемпературные свойства с помощью различных приспособлений. И если для многих регионов России морозы под 40 С это редкость, то для Якутии это будни. Вот пример таких испытаний от драйвовчанина Андрея Тоскина АКА Белководус.
Пояснения к видео можно почитать в блоге Андрея.
Общепризнанный технический факт — масла, изготавливаемые на основе полиальфаолефинов (ПАО), имеют лучшие низкотемпературные свойства по сравнению с минеральными гидрокрекинговыми маслами. При этом масла на ПАО имеют явные преимущества и при летней эксплуатации: более низкая испаряемость — параметр NOACK в тех. описаниях, более высокая термостабильность, низкая окисляемость и коксуемость, лучший отвод тепла от смазываемых поверхностей.
Температура замерзанияPour PointDIN ISO 3016ASTM D97Динамическая вязкостьMRVMini Rotary ViscometerПАОNOACK
Статьи по теме:
- ЗАМЕНА МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ
Замена масла в двигателе своими рукамиЗамена масла в двигателе, если провести ее самостоятельно, позволит владельцу…
- ТЕСТ ДРАЙВ ФОЛЬКСВАГЕН ГОЛЬФ
Новости, спецпредложения, акции и скидки на Фольксваген Golf у официальных дилеров Москвы.Тест-драйвы, обзоры и отзывы…
- ТЕСТ ДРАЙВ КИА СПЕКТРА
Тест-драйв Kia Spectra.Киа Спектра относится к автомобилям бюджетного класса и является весьма популярной в нашей…
myavtoreviews.ru
Смертельная болезнь моторного масла — журнал За рулем
Время от времени нас поражают эпидемии — от испанки до птичьего гриппа. Автомобили, в общем, похожи на людей, а потому не удивительно, что и до них добрался вирус — назовем его «масляная чума»!
Болезни масла
Вот так поддон! Это — уже запущенная стадия «масляной чумы». Итог — замена мотора. При начальной стоимости автомобиля «Фольксваген Тигуан» под миллион, замена обойдется — около 700 тысяч… А чем виноват владелец?Вот так поддон! Это — уже запущенная стадия «масляной чумы». Итог — замена мотора. При начальной стоимости автомобиля «Фольксваген Тигуан» под миллион, замена обойдется — около 700 тысяч… А чем виноват владелец?
Симптомы известны: в поддоне, на поршнях и на клапанном механизме вместо масла — липкая черная грязь, мотор в лучшем случае тупеет, перестает пускаться, в худшем — имеет тяжелые осложнения в виде заклинивания коленчатого вала, проворота вкладышей. Кое у кого от заболевания рвет шатуны и ломает поршни.
И что обидно — болеют и «младенцы», не вышедшие из гарантийных пеленок, и вполне взрослые, но бодрые (до болезни, понятно) пациенты. Да и расовых различий вирус не имеет. Случаи инфицирования зарегистрированы и для наших ВАЗов, и для японских «мазд», и для корейских «хёндай», и для итальянских «фиатов», и для немецких «фольксвагенов». Темп распространения заболевания велик — каждую неделю только по Питеру фиксируется два-три «смертельных» случая. И это только те, о которых докладывают. А реально, судя по отзывам из Интернета, их значительно больше.
Объединяет большинство случаев еще и то, что они становятся полной неожиданностью — ведь обычно машины обслуживаются в дилерских центрах, где всякие шалости с маслом должны быть вроде как исключены. Причем беды случаются даже тогда, когда используются дорогие «синтетики» известных брендов.
Болезни масла
Метастазы в головке блока цилиндров. Можно ли удивляться зависанию клапанов и их «дружеской» встрече с поршнями?Метастазы в головке блока цилиндров. Можно ли удивляться зависанию клапанов и их «дружеской» встрече с поршнями?
Откуда взялся этот вирус, пока не совсем понятно. Версия есть, и мы ее сейчас проверяем. Это сложно и очень долго, но обещаем, мы доведем дело до конца и о результатах расскажем. А пока неизвестностью очень хорошо пользуются сервисы, для того чтобы отбить желание что-то сделать, по их мнению, на халяву, то есть по гарантии. В ход идет наиболее распространенная отмазка — ссылка на «заправку некондиционным топливом». И даже если лабораторные анализы показывают, что с топливом все в порядке, все равно слышишь прежний вердикт — мол, когда-то заправились бодягой. Или, как вариант — дескать, сами упустили уровень масла, чего-то не того туда набухали, типа присадок разных, мотор перегрели, антифризу в масло налили…
Итог один: ремонт за свой счет! А он ох какой дорогой, особенно если болезнь зашла далеко и дала осложнения. Если же удается «пробить» ремонт по гарантии, то чаще всего дело кончается заменой мотора. Тоже не подарок — попробуйте потом продать практически новую машину с замененным силовым агрег
www.zr.ru
когда менять масло? Часть II. Пятна.: bmwservice — LiveJournal
Странная ситуация: я намеренно убил моторное масло и просто требую факторов количественной оценки его трупа. Лаборатория — самая современная. Оборудование — самое точное. И это не ирония — чистая правда. Ответ получаю как в анекдоте:— Петька, приборы?!
— Триста.
— Что триста?
— А что приборы?
Ну или:
— Кислотность?
— Семь!
— Что семь?
— А что кислотность?
Ну, допустим, кислотность — семь… Семь. Здорово. Что мне с ней делать?! На данный момент, это единственный объективный параметр состояния конкретной масляной отработки, чем она вроде бы принципиально отличатся от многих других, ранее виденных. Но это число не отвечает ни на какие вопросы и не устанавливает никаких причинно-следственных связей — оно просто «семь». По всем остальным критериям состояния масла, это совершенно заурядная отработка. Ни по какому поводу не хочется закричать «карау-у-ул, масло убили».
Что же еще предлагает нам современная научная мысль? И предлагает ли вообще что-нибудь?
Оказывается, предлагает настойчиво и довольно давно. Но отнюдь не современная. Когда масла были большими, а их маркетинг — честным:
… с начала 40-х годов, используется метод экспресс-оценки состояния масла, под названием «Blotter test».
Метод крайне известный, а по нищебродству отечественного хозяйства, еще и крайне распространенный в наших широтах:
Суть, пожалуй, примитивна донельзя: капни и жди результата. Метод настолько примитивный, настолько и эффективный в своей доказательности. Ничего более прямого в масляной аналитике просто не существует — анализ масла… по маслу и прямо по маслу.
Знаете ли вы, чем начинает заниматься масляный профессионал, после того, как вдоволь насмеется над прожариванием масла в колбах? Нет, не только перекатывать масло в бутылочках…
Я сам не подозревал, пока не начал готовить материалы к статье. Оказывается, любители стандартов сплошь и поголовно и на полном, разумеется, серьезе занимаются методикой масляного капания — копанием в масляных кляксах.
Только что масляный профессионал был жизнь готов отдать за строгость и непогрешимость стандартов API ASTM, а уже часом спустя, подобно крестившим своих детей партработникам, идет гадать на масляных брызгах. Если думате, что шучу — немедленно проверьте гуглом!
Беда в том, господа, что гениальная простота этого теста до сих пор никем и никогда не стандартизировалась и, насколько вижу, строго говоря, вообще толком не изучалась, хотя сложно найти учебник или энциклопедию, где бы про него не было информации типа:
«Blotter Spot Testing. This simple test, also known as paper chro-
matography or radial planar chromatography, is used to examine
soft insoluble suspensions in oil using blotter paper to which a small
aliquot of sample is applied. Varnish and sludge-producing impuri-
ties will form distinct deposits and rings on the blotter paper as the
oil wicks outward in a radial direction by capillary action. These
impurities include carbon insolubles, oxide insolubles, additive
degradation products and glycol contamination.
This is a good field and laboratory test and is non-standardized.»
Перевод примерно такой: «Что-то там показывает, но никогда не стандартизировался. Сойдет для сельской местности».
Нет, ну конечно же есть исключения, полученные согласно поговорке «когда коту делать нечего…».
Например:
Или вот:
Страшно предположить, сколько денег масляные профессионалы просят за такие потрясающие штуки! Но это, полагаю с лихвой искупается количеством проданного. Как здорово, в середе своих, на серьезной научной конференции, заявить нечто типа «Наша лаборатория оснащена самыми современными «Блоттер-тест хроматографами».
Я уже показывал многомиллионные машины контроля выкипаемости, безжалостные машины выжигания. А теперь перед вами очередной образчик полета мысли масляных инженеров — хроматографическая машина растекаемости (Dispersancy tester, DT100).
Уверен, что такие замудреные аппараты тоже тянут на целое состояние: собственные капельные пробы создавших их инженеров наверняка уже успели вырасти и пойти в школу, их нужно одевать, обувать и скорее устраивать в свою же лабораторию, где они создадут еще более совершенные агрегаты.
Работает этот прибор по умозрительно ясной методике:
или:
Мы назовем ее так: «методика интенсивности растечения». Методика тянет на 20 кг и минимум на столько, же, полагаю, тысяч долларов…
Вы заметили, что я ее как-то обособил. А то все потому, что методика-то отнюдь не уникальная!
Дело в том, что вываривание одного единственного масляного пятна в собственном соку в течение десятилетий(!), привело к миазмам кипящей бесконечной энтропии человеческой глупости.
Так как стандарта-то нет — «методика» у каждого своя.
Кто в лес…
Кто по дрова:
А кто еще куда-нибудь:
А может быть и вот так:
А также вот так:
Вот так:
Причины ясны и просты: слишком мало стандартов и слишком много профессионалов.
Разумеется, вы можете возразить: типа, «много не мало»! Или — «ну в общем, это одно и то же, только «по-разному». Или будем искать среднее арифметическое — читаем все, усредняем впечатление и делаем какой-то обобщенный вывод — десятилетиями накопленный опыт не может обмануть!
Какие проблемы выучить слова новой песни в концертном зале, где все конкурсанты поют и разговаривают одновременно!
Отлично, проверим: выше вам представлены все основные существующие методики. Буквально разобъясненные на пальцах. Если кого-то не нашел — не переживайте — достаточно и этого. Нагуглите пару десятков проб и потренеруйтесь в совершенствовании мастерства. Это не лаборатория, не ICP и не титратор со спектрометром. Не сульфирование с сульфатированием — такие методики применяют и даже продают много лет и буквально на каждом углу, снабженные, как видите, подробнейшими комментариями. Это бытовая, реально любительская и простая для понимания методика… Все очень просто — пользуйтесь!
Результаты «применения» ее на практике, в среде обывателей, небывало комичны, правда не только по этой причине. Наши профессионалы также приложили к этому руку.
В СССР, не поверите, существовали целые институты и НИИ, с кандадатами наук, которых хлебом не корми — дай только кандадитскую по капельной пробе защитить, авторское свидетельство с патентом на стену повесить. Представляете патент и авторское свидетельство на каплю масла?! С названием типа «хроматографическая светоскопия продуктов деградации масляной отработки».
Я тоже не представлял, пока не прочел вот это «Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств и загрязненности масел».
Господа Хмелевой, Пасечников и Гурьянов совершенно не зря ели свой хлеб, раз позволяют использовать в ключевых местах «изобретения» обороты типа «При этом считают…».
Разрешите убить (самим авторам дай блог здоровья) эту методику одним выстрелом:
Вы все измерили согласно «нафиг.1 показаны»? Теперь берем за 100% свойств единицу и от нее, четко по методике, отнимаем соотношение квадратов измеренных величин.
Все получилось?!
У меня тоже — эта проба у меня на столе лежит, в оригинале. Прекрасное масло, не так ли?! С потрясающими моюще-диспергирующими свойствами. Это свежее масло почти — тут вы здорово угадали!
Также советую, раз уж вы прочитали вышепредлагаемые методики, оценить «рваность контура», исследовать «топливную корону», обводнение и обгликоливание с загрязненностью.
Скажите, сколько там «воды», «топлива» и антифриза?! Только не ошибитесь!
А вот его реальные «моюще-диспергирующие свойства»:
С водой, топливом и гликолем, уверяю, успех вас постигнет аналогичный (в случае, если вы напророчили нечто отличное от нуля).
А все потому, что это мой брат Майкрофт Холмс пустое трансмиссионное масло из моего двигателя, с пробегом 200 км… Лаборатория аж взвилась от таких цифр у почти прозрачной пробы.) Сливать его из мотора просят срочно — абы чего не случилось. Подделку, говорят, подсунули тебе, капремонт не за горами…
Откуда ж у Гурьянова и ко почти семьдесят лет назад (это ж надо было такое выкопать!) было нечто, для соотнесения «новаторской методики» с реальностью? Глупо даже пытаться укорять группу советских инженеров, которым очень нужно было хоть что-то, да изобрести. Но не менее глупо, сейчас, в XXI веке пытаться эти «достижения» и «патенты» использовать.
А еще более глупо (аналогичным образом, на самом деле) выглядят сейчас попытки усовершенствования и применения этой методики, с втыканием в нее CCD, USB и лазерного принтера высокого разрешения.
И сейчас здравая (хотя и очевидная) идея, стараниями виртуальных масляных профессионалов, превратилась в аналог известного природного феномена, только умирает в результате, слава блогу, только лишь здравый смысл.
99,9% найденной в сети информации представляет собой публикации одних и тех же (по виду и по сути) капельных проб, с непременным обсуждением очень важных вещей:
1.С какой высоты нужно капать?!
2.При какой температуре масла?!
3.На какую бумагу?
4.А сколько капель?
5.А с какой именно капли брать пробу?
6.А ничего, что «на ветру, потекла, две капли рядом…».
7.Где, как долго и как сушить?
и т.д.
Кстати, от некоторых из этих параметров результат (вышеописанной методики, разумеется) действительно очень зависит.
В результате, рождаются вот такие вот шедевры, венец мысли… вычисленные аж с точностью до сотых:
апофеоз:
Но это еще не самое смешное.
Самое смешное то, что под такими тщательными (как видите, измеряют десятые доли милиметра и даже используют готовый алгоритм в экселе) вычислениями неизменно стоит один и тот же вопрос: «что скажете про мое масло?!».
Что могут сказать те, кто ничего не знает про то, что сделали те, кто тоже не знает про то, что сделали те, что никому не было нужно?!
Не получившим травмы глаз и сотрясение мозга от фейспалма — особый приз. Обещаю, что к концу статьи, вы станете не просто кандидатом, а сразу доктором наук и членом-корреспондентом капельной пробы.
Тем же, кто сам в жизни уже сделал немало капельных проб, некоторые из которых даже успели пойти в школу, тоже будет сейчас что почитать. Гарантирую.
Начем с самого понятия «капельная проба».
Рассмотрим их поближе:
1)капельная проба жесткой воды, с солями жесткости:
2)капельная проба чая:
Снова вода, но поближе и крупно (из моей коллекции водотефлоновых капельных проб):
Как видим — отложения скапливаются у границы, подобно советским войскам в канун Великой Отечественной.
Не важно, что это: соль в воде, пигменты от чая, кофе…
Или вообще, совсем не чая и не кофе:
Так как сама конструкция капли изначально объемная, то пигменты и «загрязнения» буквально скатываются из капли к самой границе зоны начала растекания — это гравитация.
Скапливаются они там, как пассажиры третьего класса Титаника на своей палубе — перепрыгнуть свою среду обитания (границу растекания и смачиваемости) и потечь по воздуху не могут. Это обуславливает выраженную контурность результата, после высыхания всей капли.
Но масло — не вода. Оно не испаряется. Оно пропитает бумагу. В самом простом случае, от свежего масла вы получите пустое жирное пятно, как на оберточной бумаге, примерно такое же, как от сливочного масла.
Вот такое:
Если вы очень хорошо присмотритесь (или купите CRT монитор), то заметите, что у даже у совершенно чистого пятна масла Xenum WRX есть очерченное ядро. И в этом ядре «растворены» элементы присадок. И они тоже «скапливаются на границе», формируя тончайший едва заметный контур, потому что формирование внешнего пятна заметно более длительное — оно может растекаться «пропитыванием» соседних слоев и сохнуть несколько часов. Это пятно от свежего, самого текучего масляного компонента, будет заметно у любой масляной отработки в виде бледной внешней короны. Гравитация и трение не даст мелким частичкам присадок распространиться столь же далеко…
Эти туристы тоже осядут сразу у подножия горы, но не у границы всего курорта…
Теперь же рассмотрим пробы отработок хорошо известного нам класса «чтоскажетепромоемасло», которые так любят анализировать масляные профессионалы:
Сначала смотрим на пробу малого пробега (1-100 моточасов):
Затем, заметно пигментированная проба от среднего пробега (150-250 моточасов):
Теперь уже сильно пигментированная проба, от условно большого пробега в 500 моточасов — таких проб, по понятным причинам,
в Сети заметно меньше (и что сними делать вообще никто не знает, даже Гурьянов):
Так и грозовое небо наливается мрачным пигментом перед грозой… Еще не льет, но вот-вот бабахнет:
А вот уже и бабахнуло (около 1000 моточасов) и маслу пришел всепоглощающий каюк:
Ну что, как там с «изобретениями» и патентами от Хмелевого и Гурьянова? Как у этого масла, с «диспергирующими» свойствами?
Вы правы — все еще очень неплохо:
Хотите залить такое в двигатель? Обращайтесь!
Таких проб в сети единицы, а в относительно нормальном качестве — две, или одна.
Ему так плохо, что оно плачет:
Центральное «пятно» у таких проб — плохосохнущий клееподобный лак, вот аналогичная проба, но сделанная парой капель после недели сушки:
Время отлистать эту часть статьи примерно на середину и самому себе ответить на вопрос: кто из «методологов» капельных проб вообще понимает,
чем занимается.
И от меня еще вопрос задайте — какова связь этих результатов с лабораторными анализами. Где тут «кислотность», или «щелочность», а где можно рассмотреть «элементы присадок».
Нужны ли они тут, или все и так понятно?
Действительно, среди вышеперечисленных есть простые и понятные каталоги «пятен», по которым можно попытаться понять, что же происходит с маслом.
Их меньше — буквально пара иллюстраций, но созданы они теми, кто не только освоил фотошоп:
Ничего не напоминает? Скажите, достаточно ли этих картинок, чтобы:
а)найти что-то конкретное среди моих примеров;
б)понять, что масло точно пора менять?
в)посмеяться над «контрастными зонами диффузии», «обводнением», «топливной короной» и прочими бессмысленными интерпретациями?
Вот сохраните только картинку с четыремя пятнышками и этого абсолютно достаточно для 99,9% пользователей этого нехитрого, но действенного метода.
Но масляные профессионалы (настоящие) неугомонны. Они пытаются слепить информативный гибрид:
Чтобы сделать потрясающие выводы:
Про данные ICP у меня нет никаких сомнений, там действительно есть эти граммы мелкой пыли и стружки. Вот только лепить металлическую пудру в каплю(!) масла совершенно бессмысленно — В ЭТИХ КАПЛЯХ ЕЕ НЕ ВИДНО.
Мичуринская гибридизация состояния масла по капельной пробе и продуктов загрязнения из лаборатории, это выдающийся масляный оксюморон. Пять грамм(!) присадочного пакета в килограмме масла формируют на свежей капельной пробе едва заметный, с трудом различимый ободок. Масляный профессионал же (первоя фото — с «Machinery Lubrication» — из научного издания!) тычет стрелочкой в круг полученный из милиграмма масла и утверждает, что густо пигментированная «посевная» зона масла имеет какое-то отношение к 0,0009-0,06 г загрязнений!
Что же пигментирует масляные пятна и взрывает масляную отработку?! Какого пятна еще не хватает?! О чем еще может рассказать капля масла? Хорошо ли смазывает убитое масло? Когда же, блин, все же его менять? А также, как капельная проба почти довела американского президента до импичмента и многое другое. Все это вы прочтете в день моего рождения, в само
bmwservice.livejournal.com
Когда менять масло. Часть III. Точка.: bmwservice — LiveJournal
Вот экспериментально полученная мной шкала т.н. «старения масляной отработки по капельной пробе». Это не фотошоп и не сборная солянка — все пробы реальные, последовательны по пробегу и взяты с настоящих современных моторов. Думаю, что даже совсем неподготовленному читателю возможно самостоятельно определить, где тут масло «свежее», где «работавшее», где «требует замены», а где уже его менять откровенно поздно… Вроде бы все, но не хватает еще одного редкого, но эффектного «масляного состояния» — эдакой масляной точки… некоторые ее видели, но «живых» проб такого типа в Сети нет вообще…
Попробуем ее найти и еще раз рассмотрим вышеприведенные масляные состояния. Очевидно, что существенные отличия (если не рассматривать надуманные признаки), заключаются
а)в цветовой насыщенности
б)в форме закраин пятна
1.Первый уровень — условный фундамент, подложка — своеобразный масляный грунт — бледное, почти что прозрачное пятно — это свежее масло.
Фундамент растекается легче и дальше всего от центра капли.
2.Второй уровень — это сама постройка, основа картины, некий пигмент, который постепенно наш пейзаж «насыщает».
Он растекается медленнее, почти до края и создает саму масляную композицию.
3.Третий уровень — крыша. С крышей сложнее всего. Где-то — контуром, а где-то — почти сплошное пятно.
Растекается плохо.
В случае свежего масла, внутренний контур сформируют только задержавшиеся по периметру первой капли частички пигментации.
До того как растечься, они задержутся там дольше всего. Это как бы контур первоначальной капли:
Конечно, наблюдающим такую картину первый раз, или имеющим некоторые методические предубеждения, трудно отвлечься от этого центрального пятнышка. Уж слишком оно характерно расплывается, чтобы совсем его игнорировать. Возникает, как вы видели, соблазн создавать многочисленные прогрессивные информативные методики на его базе.
Это рождает многочисленные вопросы типа «как, с какой высоты, какой каплей капать и как сушить». Но реальный информативный результат вообще не зависит от способа нанесения капель.
Вот масляные брызги, полученные отработкой с пробегом 30000 км (около 1000 моточасов) и засушенные под углом к горизонтали:
Найдите значимые отличия от обычной формы растекания капли. Их нет — все та же «насыщенность», все те же «рваные края». А больше нам ничего и не потребуется.
Разберемся, что же такое эта пигментация и что же окрашивает «капельную масляную пробу»?!
Сначала резрежем и раскатаем масляный фильтр после 30.000 км пробега и посмотрим, что же собралось в гофрах. На фото только небольшая его часть. Видно, что все грядки основательно забиты (из-за этого загрязнения и увеличения сопротивления масляному потоку, у меня даже потекла прокладка масляного стакана — полагаю, среднее давление на холостых поднялось выше, к минимуму давления открытия перепускного клапана — 2,5 атм!):
Рассмотрим посевы в гофрах (а они — концентраторы напряжения маслотока, в которых аккумулируется основная грязь) поближе:
Еще крупнее, сильно загрязненные участки, на сгибе гофр:
Участки почище, с образмериванием частиц загрязнения — здесь видны как металлы, так и включения нефтяного происхождения:
После промывки фильтра, можно разглядеть и самые мелкие частички — их размер десятки микрон.
Запомним: в лучшем случае, фильтр задерживает частицы размером не мельче 10-20 мкм.
Все остальное пролетает со свистом и плавает в масле — посмотрите на окна фильтрующей шторы. В общем-то, это индустриальный стандарт — фильтровать только десятки мкм.
Время заняться результатами капельной пробы пристальнее.
Вот так выглядит загрязние пробы на очень малом пробеге, она лишена краевой зоны — свободно растекается (без «рваных закраин»), поэтому рассматриваем
только центральное кольцо и его пигментирование — оно едва загрязненное, цвет рыжий, с мелкими черными вкраплениями:
А вот проба с пробегом около 10.000 км, центральное кольцо уже выраженно пигментировано чем-то черным:
А вот и сформировались границы зоны растекания — все тот же темный пигмент:
Проба условных 20000 км пробега, более насыщенная темно-рыжая пигментация с «горелой» границей зоны растекания:
Проба 30000 км пробега: на бледно-желтой масляной подложке — сплошные черные прожилки — при нормальном баласе белого, это придает пробе
выраженно коричневый оттенок:
Края зоны растекания уже «сильно рваные»:
Вопрос: можно ли увидеть всю эту черноту в «концентрированном» виде? Собрать воедино и рассмотреть? Разумеется можно, если знать как. Не лезвием же скрести же ее, правда…
Вот такие капельные пробы многими (но не всеми) методологами предлагаются как «убитое масло» и, что не менее странно, иногда как единственный вариант(?)
«убитого масла». Внешне они напоминают «масляную точку». Его-то остро не хватает в череде проб в начале статьи… такие пробы неспроста называются «перегретым маслом», что
многими читателями будет восприниматься как перегрев двигателя в полном объеме, или кипятильник в картере… Это совершенно не так, но об этом позже.
1.Вот «черный пигмент» собранный из «свежего масла»
2.Чернота собранная из масла с пробегом 20000 км…
Рассмотрим центры проб крупнее:
Вуаля — весь темный пигмент собран воедино. Магия. Перед вами «крыша» (третий уровень) пробы в чистом виде — нерастекающееся «пятно». Наверное, обладатели авторских свидетельств склонны называть это пятно зоной «загрязнения». Пускай так… Кто бы спорил — это загрязнения, вопрос в том, что это вообще за загрязнения. Не частицы же металла и песка, как они нам обещают?
В общем, пора бы назвать имя «загрязнителя» масла своим именем…
Это плохой бензин. Точнее — не совсем он — продукты его горения.
Для этого вспомним, как он вообще горит:
А вот так горит хороший бензин:
А вот так горит пропан-бутан, например — почувствуйте разницу!
Вот что происходит со свечкой, когда автомобиль долго работает на богатых смесях:
Продукты горения проникают в моторное масло через поршневые кольца и постепенно насыщают масло…
Такая сатурация не безгранична. В какой-то момент, она становится критической, масло перестает эту копоть в своем объеме удерживать и масло «взрывается» — шлам начинает ссыпаться из него хлопьями. Докажем это.
Если в масле присутствует посторонний, неустойчивый в объеме наполнитель, то я гарантирую(tm), что его запросто можно свалить крекингом. Предположим, что при кипении все «лишнее» загрязнее, накопившееся в масляной основе, просто выпадет.
Берем масляные отработки…
Пробег 10000 км:
Результат внутри колбы и дно (максимум подводимой температуры) на просвет:
Пробег 20000 км:
Пробег 30000 км:
Колба потому выглядит такой «чистой», что практически все ее содержимое «свалилось» в осадок, он плохо кипит,
поэтому копоти на стенках было меньше, зато внутри нет живого места от шлама:
Пластилиноподобный шлам не растекается из середины капельной пробы. Капельная проба «с точкой» — это шлам в двигателе. Перегретая масляная отработка легко выделяет из своего объема шлам, но накапать такую прямо «со щупа» у вас не получится, потому что шлам на фоне шлама, это как горка мусора на городской свалке. Кроме того, основной шлам давно валяется в картере, а только он может дать столь устойчивый пигмент. Так что на пробе умершего масла взвешенным шламом будет только очерчено центральное пятно:
Чтобы получить «масляное пятно в центре» прямо из мотора, необходимо сначала умершее масло слить, залить свежее и хорошенько в нем весь этот шлам перемешать, пока он еще достаточно подвижен. Вот когда вы проедете 100-200 км, уже можно пробовать капать. Пластилиноподобный шлам в свежем масле не удерживается, поэтому такие пробы теперь можно получить и естественным путем:
Далее, можно хоть брызгать таким маслом во все стороны, сушить пробы вертикально, или даже поливать холст из брандспойта, а шлам всегда будет в центре таких проб — пластилин течет очень плохо. Не повторяйте чужих ошибок — это не «перегретое масло», это масло со шламом. Видите такую пробу — в двигателе плавают куски шлама. Очень часто происходят случаи, когда спустя буквально пару часов от заливки свежего, вы почти сразу сливаете (или наблюдаете) очень грязное масло. Если это действительно так, в двигателе скорее всего шлам, который теперь растворился в масле. Удостовериться в этом можно, экспериментируя с масляными каплями, как на фото выше.
Теперь я сделаю еще одну рационализацию метода капельной пробы. Я просил забыть про все лишнее, и даже про пятно в центре — вы смотрели на пигмент и форму закраины.
Теперь забываем и про пигмент — это тоже лишнее. Пигмент оставим другой половине человечества:
Закраина формируется сгустками шлама — чем более рваная и контрастная форма края масляного пятна, тем больше в нем растворено продуктов горения,
тем хуже состояние масла.
Сомнения? Посмотрите еще раз и сравните:
У полностью исправного, работающего масла, никакой заметной закраины быть не может — нефтяные сгустки до периметра просто не дотекают. Заметил рваную грань у пробы — масло начало стареть.
Грустно подумать, что метод капельной пробы используют вот уже более 70 лет(!), Нобелевскую премию за бумажную хроматографию вручили, а прикладное использование ее в нашем случае вообще в полубессознательной фазе находится. Все превратилось в гадания по масляным кляксам, измерение диаметров окружностей и прочее инновационное скоморошничание с мракобесием…
Подписи на распространенных существующих и, к тому же, еще и разных шкалах мало того, что противоречивы, так еще и уместны не более, чем таблички «не кормить» в палеонтологическом музее. Рваные грани масляного пятна если и детектируются, то списываются на абсурдные «обводнения» масляной пробы и прочие «топливные короны».
Единственно верная и полезная нам причина рваных краев в этой методике — горелые нефтяные сгустки — потенциальный масляный шлам, который вы еще и в моторе сможете обнаружить, если дождетесь. Другой нет. Чем сильнее зазубряются края, чем более распушена бахрома — тем шлама больше и маслу — хуже.
А теперь мы переходим к более серьезным лабораторным испытаниям.
Количественная оценка образовавшегося углеродного осадка могла бы производиться путем взвешивания. Допустим. Однако сравнимость проб в условно
стабильном состоянии была бы крайне затруднена — такие пробы не формируют значимого донного осадка, а большая часть образовавшейся копоти содержит жидкую масляную фазу, от которой, разумеется, вполне можно было бы избавиться. Но в этом случае, взвешивание упирается в точность начально сдозированного образца и даже точный вес конкретной колбы. Это абсоютная, но муторная и не очень внятная, как я считаю, метода оценки.
Я опирался на предположение, что шламоудерживающие способности масла должны быть пропорциональны измеримым лабораторным параметрам. Самый обширный и точно измеряемый количественный компонент минерального состава масла — присадочный пакет. У качественных масел он прекрасно растворим в объеме и стабилен во времени и при подведении температуры. Если масло осыпается, то пропорция шлам/присадки должна быть репрезентативной. Таким косвенным, но достаточно точным методом и следует оценивать и удержание маслом продуктов горения смеси. Смотрите — в обычных маслах содержится от 4000 до 6000 ppm минерального компонента, при точности лабораторного детектирования плюс/минус 2-3 ppm. Из этого следует, что его изменение может быть крайне точно характеризуемо и измеримо.
Посмотрим, что получилось для вышерассмотренных масляных проб:
Все просто и логично — больше пробег, больше грязи, хуже процентное удержание загрязнений в объеме масла.
Теперь сравним образцы свежего масла и этого же масла с пробегом 30.000 км на спектроанализаторе:
Сам процесс автоматизирован:
Оцениваем окисленность и нитрование по стандартной методике. Формально цифры в этом стандарте ни о чем конкретном нам не говорят, но факт сравнительно высокого нитрования свидетельствует о том, что масло серьезно загрязнено продуктами горения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье.
Смотрим на спектры, где выделены характеристические пики окисленности и нитрования:
Тест «прожарки», как уже давно известно всем, кроме разве что компании Shell, ничего не значит.
Самое время взять несколько музейных образцов нефтяного шлама от разных моторов:
Трубку дренажа турбин:
Крышку ГБЦ:
Cубстанцию со дна колбы:
Экстрагировать эти пробы (чуть язык не сломал) в лаборатории:
Собрать результаты на стеклянную пластинку…
Вот эта же область спектра, но уже для шлама (три вида — с трубки, крышки и выделенного крекингом из колбы):
Это почти сплошные «седла» с характеристическими пиками поглощения ок. 1610 (нитрование) /1720 (окисленность). Чему бы там еще быть, правда?!
Окислитель топлива — воздух. А это почти что только азот с кислородом. И вот тут уже имеем право утверждать:
Шлам в чистом виде — мощный концентрат продуктов окисления, который вываливатся из масла — сублимированная горелая копоть (сажа).
Ну и последний вопрос: требовалось исследовать вопросы износа, который должен быть крайне специфичен для такого пробега (и состояния масла!).
С учетом богатой базы данных, собранной по многим моторам, я предлагаю вот такой график, построенный по обобщенным данным за много лет наблюдений.
Я беру самый критический индикатор трения — пару кулачок-толкатель и «накрошенное» ими железо, как правило, это 50% всего износа по индикаторным металлам.
Вот смотрите, что обычно получается:
1.Малые пробеги — до 10.000 км, износ невелик, как правило это медленно растущие десятки ppm. Допустим, 10-30.
2.Средние пробеги — до 15000 тысяч км, износ накапливается до сотни ppm и является (может являться) поводом для отбраковки
по лабораторной норме (это 100-150 ppm). Считаем, что здесь масло еще работает, но с заметной потерей свойств.
3.Пробеги свыше 20000 км, ранее мной достоверно не измерялись, поэтому я взял за базу 100 ppm износа, полученные на пробеге 25000 ткм, и сравнил с полученными
на пробеге 30000 км 150 ppm! Такая разница очень далеко от всех статистических и методологических погрешностей. Это +50% за 5000 км! Это фантастический нелинейный результат «привеса» металлической стружки. .
Отсюда делаю важный вывод — «лопнувшее» масло нормально уже не смазывает. Никаких сомнений, что дальнейший износ будет высоким.
Все ответы по статье есть в маслоFAQ по замене масла: http://bmwservice.livejournal.com/157047.html
bmwservice.livejournal.com
Капельный тест масла
Все ДВС имеют много трущиеся поверхности работающие при высоких динамических нагрузках и высоких температурах. Уменьшение износа деталей трущихся пар достигается применением смазочные материалов с расчетными характеристиками. Производители автомобилей рекомендуют соответствующие марки смазочных масел разработанные для каждого двигателя индивидуально. При езде с большой скоростью в двигателях повышается температура смазочных материалов и в поддон картера попадают частицы примесей, стабилизирующих добавок, сажи, воды. Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Способ определения качества моторных масел впервые применен в США Компанией Shell в 1948 году. Такой метод назвали «Капельный тест». При определении качество смазки нужна всего одна его капля. Он настолько простой и удобный, что сделать капельный тест может любой автолюбитель и водитель профессионал.
Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:
- самостоятельно делать диагностику моторного масла;
- контролировать уплотнение сальников и прокладок;
- уменьшить расходы на содержание автомобиля;
- избавить себя от неожиданностей в пути;
- исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
- тест масла можно делать даже в пути;
- Свойства моторных масел
- Моторное масло являет собой сложный комплекс специальных присадок растворенных в нем для придания определенных свойств:
- моюще диспергирующих;
- антиокислительных;
- противоизносных;
- антикорозионных;
- вязкостно температурных;
- Комплекс этих свойств обеспечивает надежную и долгую службу автомобиля.
Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне следует прогреть его до рабочей температуры и взяв его на щуп, капнуть одну каплю на чистый бумажный лист. Минут через 20 оно впитается в бумагу и появится пятно. Геометрические размеры и его цвет могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.
В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Для того чтобы увидеть четкие границы различных зон можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.
Первая находится в центре пятна, это его ядро. В центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров не способные проникнуть в поры бумаги. Центр капли всегда будет темнее ее краев. Вторая примыкающая к первой это зона масла. В ней находятся частицы растворенные в нем. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.
Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный о необходимости ее замены.
Третья это зона воды. Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера не критично для поршневой группы, хотя и не желательно.
Четвертая это зона не сгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. Такое бывает при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона не сгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.
Советы:
- Возьмите лист бумаги и капайте на него по капле отработанной смазки через каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет вам как изменяется качество смазочного материала со временем в зависимости от пробега автомобиля;
- Купив канистру масла необходимо отлить некоторое его количество в прозрачную посуду и оставить на 2-3 недели отстоятся. Если осадка нет, можно его использовать;
- Чем светлее центр пятна, тем масло работоспособнее.
Народная мудрость гласит: «Проба денег не стоит»
Известие о том, что в отработанном масле есть вода ставит автолюбителя в тупик. Откуда ей взяться? Первое что приходит в голову это пробита рубашка охлаждения. Ответ более чем прост. Вода попадает в двигатель из воздуха. Во время работы она периодически появляется и удаляется из двигателя. Вред от воды минимален, но если ее много, то при высоких температурах она может вступать в реакцию с различными добавками присутствующими в масле. Если капельная проба регулярно показывает следы воды необходимо выяснить причину ее появления.
Если в поддоне при замере уровня на конце щупа появляется густая липкая смазка необходимо проверить поршневую группу и клапанный механизм на станции техобслуживания.
Именно там и осаждается отработанное масло превратившееся в черную грязь. Чтобы избежать подобных сюрпризов необходимо убедится, что с двигателем все в порядке.
Проверка на СТО дешевле нежели через несколько сотен километров делать капитальный ремонт двигателя. Такие ремонты стоят не дешево.
Резкое уменьшение уровня или слишком частое доливание в двигатель масла говорит о возможно слишком быстром его выгорании и снижении качества при целых уплотнениях и прокладках.
При осмотре крышки заливной горловины могут иметь место черные, густые пятна. Это первый сигнал появления осадка. Автолюбителю необходимо искать причину появления черных пятен.
Если машина тупит, плохо разгоняется, медленно реагирует на педаль газа необходимо убедится в качестве масла и сделать тест. Не всегда дело состоит в плохом горючем.
Если масло приходится доливать при спокойной езде больше 0,250л на 1000км, а при этом уплотнения в крышке ГБЦ, трамблере, бензонасосе, масло датчике, масло фильтре, сальниках переднем и заднем, балансирных валах в порядке, значит или масло горит, или надо спокойнее ездить.
Рекомендуем почитать: Тесты масла 5w40 2014 года
Вам будет интересно
maslogsm.ru
Диагностика состояния масла в двигателе по капельной пробе
Для каждого типа моторного масла существует свой срок службы. Обычно на канистрах указывают через какой пробег автомобиля необходимо произвести его замену. Но в современной жизни не всегда следует доверять показанию одометра. Т.к. частое стояние в «пробках» (когда колеса не крутятся, а мотор работает на хх) существенно сокращает срок службы масла. Поэтому всегда полезно знать в каком состоянии находится масло в двигателе и не пора ли его замерить.
Теперь Вы можете самостоятельно оценить состояние масла в двигателе произведя экспресс-анализ моторного масла по капле, с масляного щупа из картера двигателя. Для этого необходимо просто капнуть на чистый лист белой бумаги (можно от принтера или ксерокса) лежащий на ровной поверхности (подойдет поверхность полированного стола или оконное стекло). Минут через 10-15 просто сравните полученное Вами масляное пятно с фотографиями образцов приведенных ниже. На фотографиях диаметр пятен составляет 2,5-3 см.
Примерные образцы капельных проб малощелочного и среднещелочного моторного масла
(масла классов В, Г, Д по ГОСТ или СС, CD, CE, CF-4 по API)
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1 |
| Рис.2 Масло |
| Рис.3 |
| Рис.4 |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Рис.5 |
| Рис.6 |
| Рис.7 |
| Рис.8 Масло |
Колориметрическая характеристика капельных проб по их составляющим:
Я | Отсутствует | 2.Темно- серое | 3. Черное | 4.Густое черное | 5. Масло не расплывается, расплывается только вода и неясная жидкость |
К | Отсутствует | Темно-серое или черное | Темно-черное | Ядро и кольцо слиты | См. выше |
Г | Отсутствует | Серое | Черное меньшего размера | Темно-черное заметно уменьшенного размера | То же |
Ч | Все пятно светлое и исчезает через 50 час | Светлое | Светлое, переменной ширины | Ядро и зона диффузии грязного масла слиты вместе | То же |
Примечание: Импортные среднещелочные и высокощелочные моторные масла для автотракторных двигателей дают окрашенное характерное пятно капельной пробы с проявлением структуры бумаги.
На бумажной хромотограмме измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла. Для этого внимательно изучают следующие четыре составные части «капельной пробы»:
1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
3 – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром –через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
4 – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Это кольцо – не частое явление.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. 4-й элемент «капельной пробы» через несколько часов также исчезает. Если 3-й и 4-й элементы имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено. А стойкий желтоватый, или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительном окислении масла из-за аварийного перегрева ДВС.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.
Отсутствие зоны диффузии или “свертывание” пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле, густое черное мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла, оно подлежит срочной смене.
Это простой, но эффективный способ по оценке состояние масла позволяет вовремя производить его замену, что позволит увеличить срок эксплуатации двигателя.
(Материал предоставлен к.т.н. Дунаевым А.В., в.н.с. ГОСНИТИ)
Не забывайте о важности своевременной смене масла в двигателе. Опытные автомобилисты производят замену масла ориентируясь не на пробег двигателя по спидометру, а по моточасам работы двигателя. Т.к. эксплуатация автомобиля по городу (частое стояние в пробках) существенно влияет на состояние масла в двигателе.
Также необходимо следить за проникновением воды и топлива в масло.
Обводнение масла
Вода наносит большой вред моторным маслам. Даже небольшое количество воды (0,1…0,2 %), взаимодействуя с присадками в маслах, быстро (за несколько дней при нормальной температуре или за несколько часов работы дизеля в номинальном режиме) разлагает их. После этого в масляных системах ДВС образуются липкие отложения, забивающие маслофильтры, трубки и каналы, маслозаборники и вызывающие неисправности клапанов масляных систем и другое.
Особенно быстро разрушаются самые активные присадки, имеющие способность поглощать влагу из окружающего воздуха. Вследствие такого распада присадок масла вспениваются, ухудшаются их смазывающие, антиизносные, моющее-диспергирующие и другие качественные показатели, увеличивается скорость отложений лаков и нагаров на деталях ЦПГ, снижается щелочное число, а из-за вымывания присадок, образующих защитные пленки, повышается коррозионность масла, особенно к деталям из цветных металлов. Естественно, что при этом износ трущихся деталей дизеля резко возрастает, а надежность его работы, особенно КШМ, падает вплоть до аварийных задиров подшипников коленвала.
Разжижение масла топливом
Вязкость и смазывающая способность (маслянистость) масел. Они обусловливают прочность масляной пленки между трущимися деталями, от которой зависит их нагрузочная способность, износостойкость, стойкость к задиру и другим повреждениям, а отсюда и надежность узлов трения. Каждый агрегат в конкретных условиях работы требует свою — оптимальную вязкость масла. С утяжелением условий его работы (например, повышение нагрузки на подшипники коленчатого вала и температурного режима масла) требуется повышенная вязкость. Требуемая вязкость повышается и с износом подшипников КШМ.
По мере нормальной работы ДВС вязкость масла растет из-за механических (грязь, продукты изнашивания) и органических (продукты окисления и выгорания масел) примесей. Снижается же вязкость только из-за разжижения топливом при его неполном сгорании с неисправной топливной аппаратурой и при износе ЦПГ. При этом снижение вязкости сопровождается снижением температуры вспышки масла, которая имеет также и самостоятельное значение и определяет потери масла на угар в камере сгорания ДВС.
Концентрация присадок в маслах, определяющая их эксплуатационные свойства. Это один из основных показателей масел, обусловливающий их ценность, надежность работы и ресурс ДВС. Именно по нему в первую очередь проводится подбор масел. К сожалению, полный контроль содержания присадок в маслах потребителем невозможен, а экспресс-методом по «капельной пробе» возможна лишь примерная оценка только моюще-диспергирующих свойств моторных масел, что не снижает значения такой проверки в практике эксплуатации ДВС.
Высокая вязкость смазочного масла
Чем выше вязкость, тем лучше смазываются поршневые кольца и другие узлы двигателя, тем больше толщина остаточной пленки масла, оставляемой поршневыми кольцами в цилиндре и выше компрессия. Это, вроде, пояснений не требует. Вот и выходит, чем больше вязкость, тем выше ресурс (до определенных пределов, конечно), но толстые пленки и «парят» маслом в цилиндре больше, следовательно, угар растет. Возникает компромисс: либо расход масла, либо ресурс!
Особенно эта ситуация характерна для изношенных моторов, где для поддержания необходимого давления в системе смазывания рекомендуется брать масло погуще, но смириться с ростом и без того немалого его расхода придется. Накладно, а что поделаешь? Старый мотор — как молодая жена, расходов много, а уверенности никакой! Все как в жизни.
Некачественное моторное масло
Масло некачественным может быть просто изначально (контрафакт). Все современные, особенно синтетические, масла имеют свойство обеспечивать низкие потери на испарение в камере сгорания. Это достигается и специальным групповым составом базовой основы, и особыми при-садками, уменьшающими его испаряемость. Принцип простой: надо из масла убрать как можно больше летучих соединений, тогда и его температурная стабильность повысится. Но, если масло сварено в ближайшем подвале, то таких свойств в принципе обеспечить нельзя. Вот и горит оно в цилиндрах за милую душу. Отсюда и коксование колец и нагарообразование в камере сгорания и на клапанах.
— РАСКОКСОВКА ЭДИАЛ. Ее применение не требует снятия свечей или форсунок для введения препарата в камеру сгорания, выставления поршней в среднее положение и замены масла после проведения раскоксовки. Идеальное решение для дизельных, V-образных и оппозитных двигателей. Проведение раскоксовки позволит предотвратить потери масла «на угар» и увеличит срок его службы.
www.edial.ru