Как попасть в формулу 1 пилотом – Участвовать в молодежных гонках «Формулы» с 15 лет и первым из россиян поступить в престижную академию Ferrari

Содержание

Сергей Сироткин о том, как попадают в «Формулу-1»

Конечно, не стоит забывать и о всевозможных спонсорах. Пробиться в автоспорт без денег очень трудно (читай «невозможно»), и даже очень сильные пилоты вынуждены за свое участие платить. С поиском денег есть много вариантов, но самые эффективные — это контракт со спонсором, который подписывается с целью продвижения какого-либо бренда, и программа господдержки, которая направленна на продвижение имиджа страны.


Гоночная лицензия

Для участия в автогонках нужна лицензия. Лицензии бывают разных категорий, и возможность получить ту или иную категорию зависит как от возраста спортсмена, так и от его достижений. Наивысшей считается Суперлицензия «Ф-1», которая позволяет участвовать в «Королевских гонках». Заработать ее можно разными способами, поэтому расскажу о личном опыте. Итак, для этого нужно:

  • подписать контракт с одной из команд, принимающей участие в чемпионате
  • иметь лицензию класса «А» (вторая по престижу лицензия, дающая право на участие в «Формуле-3», GP2 и т.д.)
  • представить перед Президиумом комиссии «Ф-1», который решает, достаточно ли у спортсмена достижений в других «Формулах»
  • откатать не менее 300 км на болиде «Формулы-1» на приличных скоростях
  • заплатить за лицензию

Поддержание физической формы

В автоспорте есть весовые ограничения, и, чтобы оставаться в их рамках, гонщики стараются держать себя в форме. Каждый день, после утренней разминки, я полтора-два часа провожу в тренажерном зале. Особое внимания автогонщики уделяют шее, на которую приходится основная нагрузка, но вообще я тренирую все группы мышц. Лучшее упражнение для шеи? Надеваешь шлем, по бокам которого закреплены блины, и начинаешь поднимать-опускать голову. Это упражнение делается лежа на спине, на животе и на боку по два разминочных подхода и четыре боевых.

Россия в «Формуле-1»

Достижения России в «Формуле-1», о которых нужно знать начинающему болельщику:

  1. Первый россиянин в «Ф-1» (работал тест-пилотом) —
    Сергей Злобин
    (2002 год)
  2. Первая российская команда — Midland (2006 год)
  3. Первый российский боевой пилот — Виталий Петров (2010 год)
  4. Первый российский пилот, приехавший в очках (на сегодняшний день это места с 10-го по 1-е) — Виталий Петров (18 апреля 2010 года, 7-е место)
  5. Первый российский пилот, установивший лучший круг в гонке, — Виталий Петров (30 мая 2010 года)
  6. Первый российский пилот, поднявшийся на подиум, — Виталий Петров (27 марта 2011 года, 3-е место)
  7. Первая российская команда, приехавшая в очках, — «Маруся» (25 мая 2014 года)

Как проще всего попасть в Формулу 1?

В последнее время чемпионам ‘младших’ серий все сложнее найти себе места в Больших Призах. Эд Стро разузнал у ключевых фигур в паддоке Формулы 1, как необходимо действовать начинающим пилотам, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице

Вопрос о том, как пилоты могут пробиться в Формулу 1, никогда еще не стоял настолько остро. Именно поэтому решение Red Bull посадить в следующем сезоне за руль машины Toro Rosso 19-летнего Даниила Квята вызвало много споров, а основным предметом для критики стал недостаточный опыт россиянина – в то время как новоиспеченный чемпион GP2 Фабио Леймер в будущем году в лучшем случае может рассчитывать лишь на место резервного пилота одной из команд Больших Призов.

Серия GP2 подготовила для Формулы 1 множество гонщиков: вообще говоря, оттуда вышла половина нынешнего пелотона, но Леймер, скорее всего, станет вторым подряд чемпионом после Давиде Вальсекки, который не сможет шагнуть напрямую в кокпит машины Ф1.

И в то же время, чемпион Формулы Renault 3.5 Кевин Магнуссен уже готовится к дебюту в составе McLaren, куда был призван заменить Серхио Переса в сезоне 2014 года.

Принимая во внимание, что ограничения на тесты в Формуле 1 по ходу сезона со следующего года станут менее суровыми [в 2014-м запланировано в общей сложности восемь тестовых дней после отдельных европейских этапов], решающим фактором станет темп, с которым прогрессируют молодые гонщики.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ФОРМУЛЕ 1 — ЭТО ОПЫТ

Дженсон Баттон, который вышел на старт Гран При в весьма раннем возрасте, перейдя в 2000-м году в Williams напрямую из британской Формулы 3, считает, что работа в качестве резервного пилота сейчас является ключевым шагом для дальнейшего развития карьеры.

Баттон хорошо владеет вопросом, поскольку вместе с Ричардом Годдардом владеет управляющей компанией Sports Partnership — благодаря её чемпион мира 2009 причастен к карьере Стоффеля Вандорна, протеже McLaren и вице-чемпиона ФR3.5 – одной из сильнейших «младших» серий. Бельгиец в следующем сезоне должен выступать в GP2, но Баттон считает, что параллельная работа с командой Ф1 крайне важна.

Юный Баттон дебютировал в Формуле 1 в сезоне-2000Фото: LAT

«Было бы легко говорить, что они оба [Вандорн и Магнуссен] готовы гоняться в Формуле 1, принимая в расчет только их достижения в молодёжных формулах, — полагает Дженсон. – Но я все равно считаю, что лучший способ попасть в чемпионат мира – это проводить время с командой Ф1 в течение сезона, занимаясь тестами или же другими вещами, которые помогут вам понять, что здесь требуется от пилота.

В отличие от любых других формульных серий, в Ф1 вы решаете совершенно другие задачи. Сюда легко прийти, будучи уверенным в себе, но дебютный сезон может сложиться из рук вон плохо – и в конце того же года ваша карьера будет завершена.

В Формуле 1 никому ничего не гарантировано, потому вы должны быть уверены в том, что готовы на все 100% — недостаточно просто быть быстрым за рулем машины: важно понимать, что требуется от пилота в работе с техникой и инженерами, в общении с прессой, в вопросах физической подготовки и даже питания. Только приходя в Ф1, пилоты зачастую многого не понимают».

Босс McLaren Мартин Уитмарш видит смысл в том, чтобы пилоты проходили школу GP2. Правда, он предполагает, что такие гонщики, как Леймер, выигравший титул на свой четвертый год выступлений в первенстве, потратили слишком много времени, прежде чем обратить на себя внимание.

«С GP2 все в порядке, но состав пилотов Мировой серии Renault в последнее время явно выглядит сильнее, — отметил Уитмарш. — При этом надо отдать должное парню, который победил [Леймеру]. Я уверен, ему пришлось проделать серьезную работу.

Он четыре года шел к этому, выступая также в азиатской серии первенства – такой путь оказался довольно дорогостоящим.

Но большая заслуга GP2 в том, что вы гоняетесь на тех же самых трассах [что и участники Ф1] и на схожих шинах. Новичку было бы сложно выиграть в свой первый год в этом первенстве, но высококвалифицированный пилот способен на это. Я надеюсь, в следующем году так и произойдет [с Вандорном]».

в ferrari пока не определились

В McLaren рассматривают серию GP2 в качестве ступени подготовки молодых пилотов, пожалуй, именно потому, что это позволит Вандорну оставаться в непосредственной близости от команды Ф1. Это в силу тех причин, которые озвучил Баттон.

[А вот в других командах смотрят на ситуацию иначе. Валттери Боттас в 2012-м вообще отказался от каких-либо гонок, сосредоточившись на работе третьего пилота Williams. Тогда же резервный гонщик Mercedes Сэм Бёрд был переведён из GP2 в Формулу Renault 3.5 именно затем, чтобы по ходу уик-эндов Гран При иметь возможность полноценно взаимодействовать с командой Ф1, не отвлекаясь на собственные выступления в другом классе. Так же поступили в Ferrari с Жюлем Бьянки].

Сейчас Скудерии вновь предстоит принимать решение. Рафаэле Марчелло, один из участников Гоночной академии команды, выиграл в этом сезоне европейскую Ф3 и уже провел тесты как на машине ФR3.5, так и на технике GP2.

Протеже Ferrari Рафаэле МарчеллоФото: LAT

Пока неясно, где он будет выступать в следующем году, хотя босс Ferrari Стефано Доменикали имеет виды на GP2.

«GP2 – это лучшая серия, если говорить о возможности обратить на себя внимание, ведь её этапы проходят в рамках Гран При. В то же время, она слишком дорогая, — сказал итальянец. – Нам надо снизить затраты, ведь множество гонщиков платят крупные суммы, чтобы гоняться в GP2.

Формула Renault 3.5 – очень хороший чемпионат, куда менее дорогостоящий, но если вы посмотрите на карьерную лестницу после европейской Ф3, то следующими ступеньками для гонщиков являются GP3 и GP2. Потому нам надо понять, насколько эффективен этот путь к Ф1.

Необходимо гарантировать, чтобы стоимость участия в этих чемпионатах была меньше, ведь пилоты лишены возможности проводить тесты».

Надо признать, в GP2 предпринимаются меры по сокращению затрат на 10%: в этой серии, как и в ФR3.5, продлили срок использования нынешнего поколения машин еще на один год [хотя цикл применения шасси планировалось ограничить тремя годами], чтобы поспособствовать снижению затрат.

Такой шаг приветствует босс Lotus Эрик Булье, который также занимается делами компании Gravity Sport, поддерживающей молодых пилотов. Более того, француз по-прежнему имеет отношение к команде DAMS, выступающей в обеих главных «младших» сериях – до прихода в Ф1 Эрик работал её руководителем.

«В 2013-м было много пилотов, которые проводили свой третий или четвертый год в этой серии – и мне не кажется, что изначально GP2 задумывалась с такой целью, — сказал Булье. – Напротив, в Мировой серии Renault выступало множество гонщиков, для которых этот сезон оказался всего вторым в первенстве. Борьба была плотной, но при сравнении обеих серий сложно отдавать предпочтение какой-то одной.

GP2 более дорогостоящая, чем ФR3.5, но организаторы стараются снизить затраты – и это правильный путь, ведь если этого не сделать, то есть риск остаться без лучших гонщиков».

В любом случае, главное сейчас для Леймера – постараться сделать крайне важный шаг вперед в своей карьере. Швейцарец нацелен на Формулу 1, но даже контракт резервного пилота может оказаться для него трудновыполнимой задачей.

«Надеюсь, я смогу попасть в Ф1, — сказал 24-летний пилот после того, как взял титул чемпиона GP2 в Абу-Даби. – Но это будет сложно, ведь вакансий не так много. Было бы здорово получить место призового гонщика – или даже третьего, но над этим придется усердно работать».

ЧЕМПИОНЫ GP2. кому удалось ШАГНУТЬ В ФОРМУЛУ 1?
2005. НИКО РОСБЕРГ – СМОГ

Сейчас в активе немца значатся три победы в Гран При, а также отличная репутация, которую он заработал в Mercedes. В Брэкли Нико перебрался из Williams, в составе которой дебютировал в Ф1 в сезоне-2006.

2006. ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН – СМОГ

Спустя два года после победного сезона в GP2 британец выиграл титул в Ф1 в составе McLaren. На сегодняшний день Льюис 22 раза поднимался в гонках Гран При на вершину пьедестала.

Джорджио Пантано выиграл титул в GP2, но не смог вернуться в Ф1Фото: LAT

2007. Тимо Глок – смог

Выиграв титул с iSport в GP2, немец провел в Ф1 пять сезонов, выступая за Toyota и Virgin [Marussia]. С этого года он перебрался в DTM и уже отметился победным финишем.

2008. Джорджио Пантано – не смог

В 2004-м итальянец провел 14 Гран При за Jordan, но после триумфа в GP2 так и не смог вновь найти себе места в Ф1. Впоследствии в разные годы он выступал в Формуле Superleague и серии IndyCar, а сейчас гоняется в первенстве GT Open.

2009. Нико Хюлькенберг – смог

С первой попытки выиграв титул в GP2 с командой ART Grand Prix, немец подписал контракт с Williams. С тех пор он сменил три команды, а в 2013-м ярко выступал за Sauber.

2010. Пастор Мальдонадо – смог

В 2011-м Пастор дебютировал в Ф1 за рулем Williams не без помощи своих венесуэльских спонсоров, а годом позже выиграл Гран При Испании.

2011. Ромен Грожан – смог

После неважных результатов в короткой кампании с Renault в 2009-м француз смог направить свою карьеру в нужное русло и вернулся в Ф1 в прошлом году, подписав контракт с Lotus.

2012. Давиде Вальсекки – не смог

В этом году итальянец исполнял обязанности резервного пилота Lotus, но с прошлого сезона, когда он выиграл титул в GP2, Давиде больше не выходил на старт ни в одной гоночной серии.

ИЗ КАКИХ СЕРИЙ ПРИШЛИ НЫНЕШНИЕ ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ 1?

Ниже приведены серии, из которых все 22 гонщика Гран При, выступавшие в сезоне-2013, перебрались в Формулу 1.

Пилот                           Серия
Себастьян Феттель               ФR3.5
Марк Уэббер                     Ф3000
Фернандо Алонсо                 Ф3000
Фелипе Масса                    Евросерия Ф3000
Дженсон Баттон                  британская Ф3
Серхио Перес                    GP2
Кими Райкконен                  ФR2.0
Хейкки Ковалайнен               GP2
Ромен Грожан                    GP2
Нико Росберг                    GP2
Льюис Хэмилтон                  GP2
Нико Хюлькенберг                GP2
Эстебан Гутьеррес               GP2
Пол ди Реста                    DTM
Адриан Сутиль                   японская Ф3
Пастор Мальдонадо               GP2
Валттери Боттас                 резервный пилот Ф1
Даниэль Риккардо                ФR3.5
Жан-Эрик Вернь                  ФR3.5
Шарль Пик                       GP2
Гидо ван дер Гарде              GP2
Жюль Бьянки                     ФR3.5
Макс Чилтон                     GP2

Участвовать в молодежных гонках «Формулы» с 15 лет и первым из россиян поступить в престижную академию Ferrari

Герои рубрики «Идеи» — это люди, получившие уникальный опыт благодаря собственным усилиям. Они рассказывают о том, как прошли путь от задумки до реализации, чему научились и как завершился их проект.

Петербуржец Роберт Шварцман с раннего детства участвовал в международных гонках на картах, а в 15 лет стал пилотом молодежных соревнований «Формулы». Когда ему исполнилось 18, он первым из россиян вступил в молодежную программу академии Ferrari, в которой готовят гонщиков к «Формуле-1».

Роберт рассказал «Бумаге», что чувствуешь на трассе Монте-Карло, где все едут на скорости более 200 км/ч, почему не стоит бояться аварий на «Формуле» и зачем жертвовать школой ради спортивной карьеры.

Фото из личного архива Роберта Шварцмана

С самого раннего детства я увлекался машинами. Как рассказывают родители, играл только в них. В том числе из-за этого меня впервые посадили в карт (простейший гоночный автомобиль без кузова — прим. «Бумаги»), когда мне было четыре года. Я покатался на легкой детской трассе, и мне это очень понравилось. Несколько раз меня отводили на картинг — и я просил еще.

Серьезно начал заниматься картингом примерно с шести лет. Помню, папа тогда спросил меня, хочу ли я стать пилотом «Формулы-1». Конечно, я ответил «да». Тогда же у меня начались серьезные тренировки, появились учителя, и я тратил на это большую часть свободного времени.

Наверное, с этого самого возраста у меня и появилась мечта и цель стать профессиональным гонщиком, попасть в «Формулу-1». Я понимал, что у меня есть такие возможности (отец Роберта Михаил Шварцман — совладелец петербургской сети цветочных магазинов «Цветоптторг» — прим.

«Бумаги»), и хотел их реализовать.

Роберт на «Формуле-2», 2016 год

Эта мечта со мной до сих пор. Как я уже сейчас понимаю, именно она давала мне силы постоянно работать над собой, бороться с ошибками. Для меня попасть на «Формулу-1» — это доказать себе, что я могу участвовать в «королеве автогонок» и управлять самой быстрой машиной в мире.

Конечно, для того, чтобы попасть туда, нужно много побеждать, всегда показывать высокую скорость, привлекать к себе внимание. Недавно я приблизился к осуществлению этой мечты: меня пригласили в молодежную программу академии Ferrari, где гонщиков целенаправленно тренируют для «Формулы-1».

Как я уже сказал, серьезные тренировки начались в шесть лет. Родители специально возили меня в Финляндию на детские гонки, где я занимал какие-то места. Вскоре стало ясно, что дальше, если мы хотим этим заниматься, нужно ехать в Италию — страну, где наиболее развиты картинговые гонки. В итоге я смог закончить в России только начальную школу, а потом меня отдали в школу в регионе Фриули. Доучившись до седьмого класса, я перешел на экстернат, потому что не мог совмещать учебу с тренировками.

Занимался практически каждый день. Пришлось жертвовать ради этого не только школой, но и более важным — общением со школьными друзьями.

В моменты, когда вдобавок ко всему мне не везло с результатами гонок, были мысли об уходе: бросить всё, закончить нормально школу, заняться каким-нибудь бизнесом. Но, слава богу, я остался — продолжал заниматься, и, видимо, это дало какие-то плоды.

Я понимал, что если заброшу гонки, уже никогда не буду получать того же удовольствия, как от побед на трассах и вождения на большой скорости. Возможно, каким-нибудь бизнесом заниматься тоже весело, но это не сравнится с гонками.

Роберт на «Формуле-4», 2015 год Роберт на «Формуле-4», 2015 год Авария Роберта в Монце

Помню, как ехал [по трассе] на кубке мира Final Cup — наиболее престижных картинговых соревнованиях. Это был мой последний год в картинге, затем я перешел в профессиональные гонки. Уже не думал, что смогу победить, так как стартовал восьмым и с трудом пробирался к финишу. Но в итоге — и это было неожиданностью для меня — пришел первым. Тогда я понял, что могу побеждать.

За время картинга я успел стать лучшим в [международном картинговом турнире] WSK Final Cup — 2013 и бронзовым призером чемпионата мира CIK-FIA в [молодежном] классе KF-Junior.

Благодаря большому количеству гонок и тренировок опыт у меня стал набираться очень быстро, и в 15 лет мне удалось перейти на юниорские «Формулы». Это совершенно другая школа, другие эмоции и затраты энергии. Здесь я работаю уже чисто на победу.

Гонки, скорость — это непередаваемые ощущения: сначала ты спокоен, обговариваешь с механиком стратегию, смотришь видео с предыдущих заездов, выстраиваешь у себя в голове план. Только на старте, возможно, чувствуешь небольшое волнение, но потом берешь себя в руки и едешь. А потом побеждаешь. Главное, не нервничать. Ты просто знаешь, что делать, — делаешь и выигрываешь.

5 км

длина трассы

25 минут + 1 круг

время одной гонки

303 км/ч

максимальная скорость

23

гонки за 2017 год

6

побед за 2017 год

2

аварии за 2017 год

Дебютировать на серьезных соревнованиях у меня получилось в 2014 году на двух этапах итальянской «Формулы-4» (гоночная серия на нижней ступени автоспортивной иерархии — прим. «Бумаги»). Там все были на порядок старше меня (средний возраст пилотов, выступающих на «Формуле-4», — 17–19 лет — прим. «Бумаги»), но я смог занять пятое место.

В 2015-м было сразу два чемпионата «Формулы-4»: итальянский и немецкий. В первом турнире занял четвертое место, во втором — третье. После этого мне удалось попасть в [российскую программу развития автоспорта] SMP Racing. Таким образом получилось снизить затраты моей семьи на гонки (по словам отца Роберта, в год он тратил на гонки сына 150–200 тысяч евро — прим. «Бумаги»).

Уже в 2016 году я перешел в «Формулу-2» (гоночная серия, созданная для подготовки пилотов к «Формуле-1» — прим. «Бумаги»). Там у меня было несколько абсолютных побед на трассах, но на чемпионате я занял шестое место.

На сезон 2017 года я шел за результатом. Все предыдущие сезоны, как я считаю, были для меня подготовительными, «раскатывающими»: я учился, набирался опыта, понимал, как всё работает. У меня получилось подготовиться, я привык к машине, привык к команде и выдал показатели на голову выше предыдущих: первую гонку выиграл, во второй совершил небольшую ошибку. Но уже за три этапа до конца сезона гарантировал себе место в первой пятерке.

Наверное, из-за этого мной и заинтересовались в академии Ferrari. В конце сезона совместно с SMP Racing мы подписали контракт.

В этом сезоне запомнились многие гонки. Например, на трассе в Монте-Карло: хотя я и не сумел там выиграть, а пришел вторым, это всё равно очень въелось в память. Это городская трасса, нужно иметь определенный склад характера, чтобы ехать там быстро. То, что мы показали такой результат, — это круто. Очень приятно стоять на пьедестале «Формулы-1»: это место, куда поднимаются лучшие гонщики мира.

Сейчас я снова переезжаю, теперь в Маранелло — для обучения в молодежной программе академии Ferrari. Тут постоянная физическая нагрузка, симуляторы гоночных машин, кемпы с другими участниками программы для общей подготовки. Грубо говоря, нас здесь целенаправленно развивают в определенных направлениях, чтобы мы могли показать высокий результат уже в первую гонку сезона. При этом я продолжу выступать под российским флагом.

Роберт после «Формулы-4», 2015 год

До сих пор не знаю, почему меня позвали в программу. Предполагаю, они увидели, что я достаточно быстрый пилот. Логичнее предположить, что мной заинтересовались именно в этом сезоне, когда я стал побеждать, но, может, это началось и с прошлого года.

Сейчас главное — заниматься. Пока о «Формуле-1» даже говорить рано. Есть задача показать хороший результат в младших «Формулах». Ведь всё зависит от моих показателей на гонках: чем лучше у меня будут результаты, тем быстрее я смогу попасть в «Формулу-1».

Как и в любом спорте, в гонках есть риски. Но лично я стараюсь об этом не думать. И никогда не настраиваю себя на то, что может быть плохо. Даже если авария и случается, нужно проехать, сделать свое дело и всё.

В принципе, машина «Формулы» максимально защищена от каких-либо повреждений. Корпус сделан так, что все остальные детали могут разлететься, но капсула пилота останется невредимой. Даже если и будет авария, за счет рамы у пилота могут быть максимум ушибы или переломы.

Роберт занял первое место на пятом этапе «Формулы-4», 2015 год

Не уверен, что гонку можно описать словами. Всё происходит очень быстро, первые два-три поворота, может, остается какое-то напряжение, ты не осознаешь, что происходит, и делаешь всё на автомате. Потом волнение всё равно уходит, ты берешь и едешь, поддерживаешь стабильную скорость.

Во время гонки нельзя даже смотреть по сторонам, на болельщиков и команду, ты о них даже не можешь подумать: всё внимание сконцентрировано на дороге. После финиша — уже да, благодаришь всех и понимаешь, что они тебе помогли.

Конечно, я не один, кто этим горит. Сейчас гоночный спорт в России развивается всё больше и больше, есть много российских гонщиков, которые потенциально могут стать пилотами «Формулы-1». И это хорошо, что у нас появляется столько молодых и перспективных пилотов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Как я пытался стать пилотом «Формулы-1»: личный опыт

Путь в гонщики «Формулы-1» долог и тернист, и до конца его проходят только избранные. Тем более интересно узнать, что чувствует обычный человек, которому довелось на один день стать членом команды Lotus F1 Team

Путь в гонщики «Формулы-1» долог и тернист, и до конца его проходят только избранные. Тем более интересно узнать, что чувствует обычный человек, которому довелось на один день стать членом команды Lotus F1 Team

Фото автора и Lotus F1 Team

Все как в автошколе — сначала отрабатываем комбинацию «газ — сцепление»

ЦЕЛЬ

Партнерские отношения в «Формуле-1» выстраиваются тщательно, с учетом многих нюансов, каждый из которых закреплен пунктами контракта. Ну а цель всего этого весьма конкретна: гоночная команда получает финансовую поддержку, а компания-партнер — имидж высокотехнологичного предприятия. Логическая цепочка проста: если компания способна платить немалые деньги за рекламу в «Формуле-1», значит, она имеет неплохой бюджет и для собственных разработок и производства, что, в свою очередь, обеспечивает выход на рынок продукции высокого качества. И нет ничего удивительного в том, что логотип бренда Rexona Men, анонсирующего свою  продукцию для активных мужчин, появились на бортах болидов Lotus F1 Team. Если же продолжить тему партнерских отношений, то они отнюдь не заканчиваются «прокатом» по трассам Гран-при той самой наклейки с логотипом — гости и представители компаний принимают участие во всех акциях, проводимых командой. И одной из таких акций является iRace Experience. Это не просто визит на базу гоночной команды или трек, где вам расскажут о работе тех, кто причастен к миру «Формулы-1». Это уникальная возможность на один день стать членом той самой команды. Более того, апофеозом дня станут несколько кругов по гоночной трассе за рулем машины «Формулы-1». Да-да, не в качестве пассажира в «спарке», за рулем которой будет находиться пилот команды, а именно вам будет предоставлена возможность управлять болидом!

Но первый инструктаж касается исключительно вопросов безопасности

ТРАССА

В открытые окна отеля Best Western Grand Prix врывается звук гоночного двигателя. По его тональности можно «прочитать» конфигурацию гоночной трассы: вот разгон до шестой передачи на прямой старт-финиш, а вот, после торможения, четыре передачи вниз, короткий разгон, опять переключение вниз, и вновь рев мотора с перещелкиванием передач вверх — вторая длинная прямая, заканчивающаяся длинной дугой правого поворота… Всего в нескольких километрах от отеля расположена трасса «Поль Рикар». В 1970 году близ французской деревушки Ле-Кастелле был построен гоночный трек, строительство которого финансировал французский винодел Поль Рикар, а годом спустя на этом автодроме, названном в честь мецената, состоялся первый Гран-при Франции в гонках «Формулы-1». Его победителем стал пилот команды Tyrrel-Ford Джеки Стюарт, который в том сезоне оформил свой второй чемпионский титул. Изначально кольцо автодрома «Поль Рикар» имело протяженность 5810 метров, и его «фишкой» была длинная, около двух километров, прямая «Мистраль». В такой конфигурации трасса принимала Большие призы вплоть до 1985 года, пока в 1986-м здесь не произошла трагедия. Накануне Гран-при Бельгии на трассе «Поль Рикар» проходили тестовые заезды, в которых погиб пилот команды Brabham Элио де Анджелис. Элио настраивал новую версию BT55, когда на той самой длинной прямой при скорости 290 км/ч на его автомобиле оторвалось заднее крыло. Машина взлетела в воздух, совершила пируэт и, ударившись об отбойник, упала на асфальт вверх колесами. В самой аварии де Анджелис не сильно пострадал, но прошло много времени, пока подоспела помощь, и пилота извлекли из автомобиля, который к тому времени уже начал гореть. И уже в том сезоне Гран-при Франции прошел на варианте трассы длиной 3813 метров. Последний Гран-при «Формулы-1» трасса «Поль Рикар» приняла в 1990 году, после чего она используется и для гонок других серий, и для тестов. Что же касается гонок «Формулы-1», то последние три года победителем Гран-при Франции на автодроме «Поль Рикар» становился Ален Прост.

В результате все карты спутал дождь — над «Поль Рикаром» разверзлись хляби небесные

 

НИКОЛЯ

На всех мероприятиях iRace всегда присутствует кто-либо из пилотов команды. На сей раз это был Николя Прост, тест-пилот Lotus F1 Team и сын четырехкратного чемпиона мира Алена Проста. Наверное, вопрос, который я задал Николя, уже набил у него оскомину: я поинтересовался, помогает или мешает в его гоночной карьере ореол славы его отца? «Не мешает точно, а что касается помощи, то отец, естественно, дает мне советы, но они, как правило, не связаны непосредственно с управлением автомобилем, — ответил Прост-младший. — Но, возможно, от меня ждут каких-то фантастических результатов, подобных тем, которых добивался отец». Кстати, гонщиком Николя стал не «с младых ногтей», а для начала получил хорошее образование — по специальности «математика» он окончил университет в США. Что касается результатов, то круг занятий Николя не ограничивается тестовой работой в Lotus F1 Team — он весьма успешно выступает в составе команды Rebellion в гонках на выносливость, а также в чемпионате «электрической» Formula-E. В связи с последней я поинтересовался у Николя, как он относится к дискуссии о том, что изменившийся звук новых турбомоторов может отрицательно сказаться на имидже «Формулы-1». Дело в том, что Николя и раньше выступал на почти «беззвучных» электромобилях в гонках Andros Trophy. «С моей точки зрения, звук не может иметь решающего значения, — считает Николя Прост. — Главным достоинством гоночного автомобиля должна быть скорость».

Николя Прост убежден, что трудности Lotus F1 Team временные. А вот на будущий год…

Физиотерапевт — важный член команды. И это не голословное утверждение

ПОЕХАЛИ?

Нет, сразу после примерки гоночной амуниции последовали инструктаж по мерам безопасности на трассе и ликбез по управлению гоночным автомобилем. Для начала Formula Renault 2.0. И здесь никакого разочарования — это настоящий гоночный автомобиль с неплохой удельной мощностью: при весе 450 кг его мотор развивает 185 л. с. А еще были занятия с физиотерапевтом, персоной, крайне необходимой в каждой гоночной команде. В гонке пилоты подвергаются весьма высоким физическим нагрузкам, и физиотерапевт помогает снять и физическое, и психологическое напряжение. Я на собственном примере убедился в том, что предложенные мне достаточно простые упражнения позволили улучшить физическое состояние. И вот только теперь за руль.  Причем, как в хорошей автошколе, первое упражнение состоит в том, чтобы просто тронуться с места. Инструктор, стоящий перед автомобилем, движением руки, будто дирижер просит сначала поднять обороты двигателя, а затем демонстрирует темп, с которым нужно отпускать педаль сцепления. А на питлейн уже упали первые капли дождя… Первые круги за автомобилем инструктора, который показывает оптимальные траектории движения по трассе. Помощь в «ориентировании» оказывают и расставленные на ней конусы: красный — начало торможения, синий — вход и выход из поворотов. И только после этой экскурсии — в «свободное плавание». Причем почти в буквальном смысле, так как небо над «Поль Рикар» по-прежнему затянуто тучами, и дождь не прекращается ни на минуту. Очередная сессия за рулем Formula Renault 2.0, после чего детальный разбор полетов. Разбор объективный, без рассказов, основанных лишь на ощущениях, ибо проводится он по листам с данными телеметрии, снятыми с блоков сбора информации наших автомобилей. Инженер неодобрительно качает головой: «Ты везде очень вяло тормозил». Пытаюсь возразить, что и при таком нажатии на педаль тормоза замедление было достаточным. «Это потому, что и разгон был весьма вялым, — парирует инженер. — Посмотри, как в этом месте ты работал с педалью акселератора. А теперь глянь на графики Романа Грожана». Да, картины явно нарисованы двумя абсолютно разными художниками… После «воспитательной беседы» снова на трек. А дождь припустил уже не на шутку! «Дождевые» шины пока справляются, но в апексах поворотов уже полно луж, и каждый  раз создается впечатление, что в этих местах на тебя опрокидывают несколько ведер воды. Мне почему-то припомнился рекламный ролик, в котором экзальтированная старушка, ловко управляющая автомобилем, утверждала: «Чтобы понять, надо гонять!» Если честно, я не помню, что за продукт рекламировался в том ролике. Но сидя в луже воды, которой кокпит наполнился в первые же минуты заезда, в промокших насквозь комбинезоне и белье, с залитыми водой визором шлема и очками, через которые я с трудом видел конусы- ориентиры, я просто перестал понимать, как в подобных условиях ведут борьбу на трассе пилоты «Формулы-1». И снова отправляюсь на разбор данных телеметрии. «Вот теперь гораздо лучше», — ободряюще говорит инженер. Но тут же следует и новость плохая — воды на дорожном полотне настолько много, что комиссар трека не дает «добро» на проведение заездов за рулем «Формулы-1». Словно в подтверждение сего печального известия вижу за окном вереницу эвакуаторов, автомобилей спасателей, маршалов и карет «Скорой помощи», покидающих автодром «Поль Рикар». А ведь до управления болидом «Формулы-1» оставался лишь шаг! Правда, еще теплилась надежда на то, что Николя Прост хотя бы прокатит меня в качестве пассажира на двухместном болиде. И Николя действительно отправился на инспекцию трассы, но, вернувшись с трека, лишь развел руками — на этот раз стихия оказалась сильнее. И как всегда, когда надежды не сбываются, возникает ощущение пустоты. Правда, на этот раз оно было недолгим — благодаря бренду Rexona Men, который, казалось бы, не имеет никакого отношения к инжинирингу, мне, пусть и ненадолго, удалось приобщиться к работе с командой «Формулы-1».

Нет ничего хуже ожидания…

Вместо школьной парты — кокпит «Формулы-1», а в роли учителя — терпеливый инструктор

Хочу получать самые интересные статьи

Средний возраст пилотов «Формулы-1» резко снизился. Есть объяснение — Поворот не туда — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    • Евро-2020
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Кубок Первого канала
    • Кубок Шпенглера
    • Молодёжный чемпионат мира
    • Шведские игры
    • Чешские игры
    • Юниорский чемпионат мира
    • Зимняя классика НХЛ
    • ФОНБЕТ Матч звезд КХЛ 2020
    Все турниры
    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси
    Все клубы
    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Никита Гусев
    • Илья Михеев
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    • Шелковый путь
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Торо Россо
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Роберт Кубица
    • Даниил Квят
    • Кими Райкконен
    • Фернандо Алонсо
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • US Open
    • Australian Open
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Симона Халеп
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти
    Все теннисисты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • UFC 246
    • UFC 247
    • Бой Федора Емельяненко
    • Бой Конор Макгрегор — Дональд Серроне
    • Бой Хабиб – Тони Фергюсон
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Джон Джонс
    • Александр Емельяненко
    Все бойцы
  • Ставки
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Гран-при
    • Чемпионат Европы
    • Чемпионат мира
    • Чемпионат России по фигурному катанию
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная Японии
    • Сборная США
    • Сборная Канады
    • Сборная Франции
    Все сборные
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Михаил Коляда
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    Все фигуристы
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    • Чемпионат мира-2020
    • Ижевская винтовка
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    • Сборная Германии
    • Сборная Германии жен
    • Сборная Норвегии
    • Сборная Норвегии жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Мартен Фуркад
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    • Лиза Виттоцци
    • Светлана Миронова
    • Екатерина Юрлова
    • Дмитрий Малышко
    Все биатлонисты
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Авто
  • Теннис
  • Бокс/MMA/UFC
  • Ставки
  • Фигурное катание
  • Биатлон
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
    • Матч-центр
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Авто
      • Биатлон
    • Новости
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Теннис
      • Авто
      • Бокс/MMA/UFC
      • Биатлон
      • Фигурное катание
      • Прочие
    • Блоги
      • Блоги
      • Форумы
      • Статусы
      • Комментарии
      • Футбол
        • Россия
        • Сборные
        • Лига чемпионов
        • Лига Европы
        • Англия
        • Испания
        • Италия
        • Германия
        • Франция
        • Украина
        • Южная Америка
        • Голландия
        • Португалия
        • Африка
        • Любительский
        • Азия
        • Беларусь
        • ФНЛ
      • Хоккей
        • 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
        • Россия
        • Сборные
        • НХЛ
        • КХЛ
      • Баскетбол
        • Turkish Airlines Euroleague
        • Россия
        • НБА
        • Зарплаты НБА
        • Еврокубки
        • Сборные
        • Еврочемпионаты
        • Женский баскетбол
      • Биатлон
        • Чемпионат мира по биатлону
        • Кубок мира по биатлону
      • Теннис
        • ATP
        • WTA
        • Кубок Дэвиса
        • Кубок Федерации
        • Ролан Гаррос
      • Авто
        • Формула-1
        • Мото
        • Ралли
        • ДТМ
        • Другие серии
      • Бокс/MMA/UFC
        • Бокс Профи
        • ММА
        • Прочее
      • Фигурное катание
        • Чемпионат мира по фигурному катанию
      • Прочие
        • Американский футбол
        • Бадминтон
        • Бейсбол
        • Бильярд/снукер
        • Борьба
        • Бобслей/сани/скелетон
        • Велоспорт
        • Водные виды
        • Волейбол
        • Гандбол
        • Гимнастика
        • Гольф
        • Гребля
        • Единоборства
        • Керлинг
        • Конный спорт
        • Коньки/шорт-трек
        • Легкая атлетика
        • Лыжи
        • Мини-футбол
        • Настольный теннис
        • Парусный спорт
        • Пляжный футбол
        • Покер
        • Регби
        • Современное пятиборье
        • Стрельба
        • Триатлон
        • Тяжелая атлетика
        • Фехтование
        • Хоккей на траве
        • Хоккей с мячом
        • Шахматы
        • Экстрим
        • Экзотические виды
      Все блоги
    • Трансферы
      • Россия
      • Англия
      • Испания
      • Италия
      • Германия
      • Франция
      • Барселона
      • Реал Мадрид
      • Манчестер Юнайтед
      • Ливерпуль
      • Манчестер Сити
      • Зенит
      • Спартак
      • ЦСКА
      • Ювентус
    • Подкасты
    • Статусы
      • Популярные
      • Новые
    • Рейтинг букмекеров
      • Бонусы букмекеров
      • Легальные
      • Зарубежные
      • Киберспортивные
      • Мобильные
      • Российские
      • С кэшбеком
    • Fantasy
      • Fantasy
      • Прогнозы
      • Редакционные игры
      Fantasy-команды
        Другие лигиЛига Прогнозов
          Больше лиг
        • Киберспорт
        • Прогнозы на спорт

        Formula Renault: первый шаг в «Формулу-1»

        Кто из гонщиков-«кольцевиков» не мечтает стать пилотом «Формулы-1»! Вот только единого беспроигрышного рецепта, как попасть в «королевские гонки», нет. Зато есть ступени, прохождение которых мечту может существенно приблизить. Это мировая серия Renault с ее авангардом — Formula Renault 3.5

        Кто из гонщиков-«кольцевиков» не мечтает стать пилотом «Формулы-1»! Вот только единого беспроигрышного рецепта, как попасть в «королевские гонки», нет. Зато есть ступени, прохождение которых мечту может существенно приблизить. Это мировая серия Renault с ее авангардом — Formula Renault 3.5.

        Современная история мировой серии Renault началась в 2005 году. А до того момента было и преобразование испанской Formula Renault в чемпионат имени титульного спонсора Formula Nissan, и Formula Renault V6 Eurocup, проходивший под патронажем Renault. В 2005-м организатор Еврокубка Formula Renault V6 и 2.0 — Renault Sport Technologies объединила усилия с World Series by Nissan, соединив то лучшее, что было в этих двух чемпионатах. Так  появилась World Series by Renault (WSR), объединившая под своим крылом Еврокубки 2-литровой Formula Renault и Megane Trophy, и Formula Renault 3.5 Series. Сегодня «кузовная» часть WSR представлена Еврокубком Clio.

        О том, насколько сильна серия WSR в общем и чемпионат Formula Renault 3.5 Series в особенности, говорит тот факт, что менеджмент «Формулы-1» внимательно следит за выступлениями пилотов Мировой серии. Достаточно сказать, что первым чемпионом WSR стал Роберт Кубица. Дальше список можно продолжать: Себастьян Феттель, Хайме Альгерсуари, Даниэль Риккардо, Жан-Эрик Вернь, Жюль Бьянки — все эти пилоты «Формулы-1» пришли в «королевские гонки» из «академии» World Series by Renault. «Выпускником» прошлого года стал Кевин Магнуссен, ныне выступающий, причем неплохо, в команде McLaren Mercedes. В чем же важность ступени с аббревиатурой WSR? Казалось бы, путевку в F1 проще получить в более «крутых» сериях — GP2 и GP3… Но вот что об этом говорит пилот команды Comtec Racing Николай Марценко, проводящий в WSR уже третий сезон: «Машины Formula Renault 3.5 имеют высокую аэродинамическую эффективность и допускают большой объем настроек, что, в свою очередь, требует активной работы с инженерами команды. И это отличная школа для любого пилота. Если продолжить разговор о техническом оснащении, то в арсенале 3,5-литровой Формула Renault есть и 3-режимный переключатель уровня отзывчивости двигателя на действие педалью газа, и системы DRS и Launch control… Рассказывать о технической вооруженности этого болида можно и дальше. И не случайно пилоты, пришедшие из WSR в “королевские гонки”, чувствуют себя там достаточно уверенно».

        И уж если мы заговорили о «наших в WSR», то нужно отметить неплохое представительство соотечественников в этой серии. Кроме уже названного Николая Марценко, здесь выступают Роман Мавланов, представляющий команду Zeta Corse, и Сергей Сироткин из Fortec Motorsport (между прочим, тест-пилот команды Sauber F1 Team). А в Formula Renault 2.0 в команде Tech 1 Racing выступают Василий Романов и Егор Оруджев, а в J.D. Motorsport — Денис Корнеев и Матевос Исаакян. И еще. Как и в любой сильной гоночной серии, организаторы WSR с интересом всматриваются в новые горизонты. Так, в 2009 году в календаре World Series by Renault появилась испанская трасса Motorland Aragon, а в 2012-м — российская Moscow Raceway. Не стал исключением и год нынешний — 28 и 29 июня этого года состоялся третий визит Мировой серии Renault в Россию.

        Хочу получать самые интересные статьи

        Стать пилотом «Формулы-1»

        СПб. «Формула-1», королевский вид автоспорта, пока остается недоступной мечтой для российских гонщиков. Тем не менее мечту превратить в реальность можно. По крайней мере в теории.

        Стратегически путь к королевским гонкам выглядит достаточно просто: нужно иметь деньги, талант и всего лишь идти правильным путем. Последний пункт тоже весьма прозрачен — большинство нынешних пилотов «Формулы-1 шли проторенной дорогой, и вряд ли что-то иное здесь сейчас можно придумать. В то же время указанная схема весьма примитивна, и в ней не учтены столь важные составляющие, как трудолюбие кандидата, правильный менеджмент и тому подобное. Но вот приличный (если не сказать огромный) бюджет — это то, без чего не обойтись. Если ваш талант не замечен селекционерами «топовых команд «Формулы-1, то вам доступно попадание в «конюшни второго, а то и третьего эшелонов, и то лишь при условии полного финансирования своих выступлений. Можно попытаться заслужить внимание менеджеров участием в тех самых тестах, один день которых будет стоить около 400 тыс. евро, а выезд в пятницу, во время «Гран-при, обойдется в сумму около 600 тыс. евро. Карты, деньги… Первым и необходимым шагом в карьере гонщика-кольцевика являются заезды в картинге. В этом убеждены и те россияне, кто действительно находится «в шаге от «Формулы-1. Например, Виталий Петров, второй год выступающий в серии GP2, и Михаил Алешин, штурмующий вершины Formula Renault 3,5. Михаил избрал традиционный путь и 6 лет провел в картинге, причем с 2000 года выступал в европейских гонках. А вот Виталию заняться картингом не довелось, о чем он сейчас искренне жалеет. Гоночная смета Дабы не загружать цифрами, оценку стоимости гонок этих маленьких автомобильчиков сообразно классам делать не будем, а ограничимся общими цифрами. Стоимость карта в зависимости от гоночного класса и фирмы-производителя может превышать 3000 евро, кроме того, нужно иметь штуки три запасных моторов (1200-1500 евро). Добавьте сюда необходимость иметь запасные агрегаты, а также такой «расходный материал, как шины (стоимость комплекта — в районе 200 евро). О запасных частях и топливе говорить не стоит, так как все будет зависеть от количества гонок и тестов. Кстати, тесты — весьма серьезная расходная часть. Но это далеко не самая серьезная часть сметы. Что касается сезона выступлений, то его стоимость напрямую зависит от уровня соревнований и может составлять от 15 тыс. до 90 тыс. евро. Если же прикинуть расходы на шесть сезонов выступлений в европейских гонках различного уровня, то сумма затрат на соревнования вполне может превысить 200тыс. евро.

        День тестовых заездов в классе «Формула-1 стоит больших денег — от 400-600 тыс. евро. Фото:

        Цифры Цена начального этапа

        3 тыс. евро может составлять стоимость автомобиля для выступления в картинге. Сезон выступлений в этом виде гонок может обойтись в 15-90 тыс. евро.

        Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter