Гост автомобильные колесные диски: ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-79) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5), ГОСТ от 20 сентября 1974 года №10409-74 – ГОСТ Р 53824-2010 Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний (с Изменением N 1)

Содержание

ГОСТ 10409-74 ИСО 4107-95 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

Диск — Госстандарт

Колесный диск — это центральная металлическая часть колеса, на которую устанавливается покрышка.

Подбор колесных дисков для автомобиля

Возможность установки диска на конкретный автомобиль определяется несколькими числовыми параметрами. Например, характеристика диска может иметь следующий вид: 

7J R17 PCD5*112 ET45 d57,1

Где:

7

ширина колесного диска в дюймах.

17

диаметр диска в дюймах.

5

количество крепежных отверстий.

112

диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах.

45

вылет колесного диска в миллиметрах.

57,1  

диаметр центрального отверстия в миллиметрах.

Производители автомобилей обычно представляют рекомендуемые параметры колесных дисков. Подвеска автомобиля проектируется под диски с определенными параметрами. Поэтому если Вы хотите избежать возможных проблем в будущем, воспользуйтесь рекомендуемыми параметрами.

На практике при покупке колесных дисков может возникнуть следующая проблема. Диски у официальных дилеров стоят очень дорого, по сравнению с похожими дисками в специализированных магазинах, продающих шины и диски. Диски у дилеров строго соответствуют рекомендованным параметрам, а диски в автомагазинах могут отличаться одним или несколькими параметрами. Что делать?

1. Можно купить диски у дилера.

2. Можно найти диски в автомагазинах, которые строго соответствуют требуемым параметрам. На практике даже в крупных городах могут возникнуть проблемы с поиском дисков, соответствующих всем параметрам. Тем не менее всегда остается возможность обратиться в один из интернет-магазинов, где проблем с выбором дисков не наблюдается.

3. Можно купить диски, отличающиеся одним или нескольким параметром.

Например, можно купить диски большего или меньшего диаметра. Можно купить диски, имеющие больший размер центрального отверстия, другой вылет или большую ширину. Единственный параметр, который изменить не удастся — PCD (т.к. посадочные отверстия диска должны строго соответствовать посадочным отверстиям на автомобиле).

Использование дисков с параметрами, отличающимися от рекомендованных, может привести к дополнительным неисправностям автомобиля. Кроме того, это может вызвать проблемы с гарантийным обслуживанием.

Вернемся к колесным дискам. В среднем диски меньшего размера стоят дешевле, чем диски большего размера. Например, на практике может оказаться дешевле купить зимнюю резину и дополнительный комплект дисков диаметром 16 дюймов, чем комплект зимней резины 17 дюймов без дисков.

 Штампованные диски

Пожалуй, самым распространенным видом колесных дисков являются штампованные стальные диски. Их популярность во многом обусловлена их низкой стоимостью.

Весомый вклад в распространение штампованных колесных дисков вносит и тот факт, что многие новые автомобили продаются именно на таких дисках. Ну а владельцы не спешат тратить деньги на новые диски, а используют имеющиеся в течение всего срока использования автомобиля.

Преимуществом штампованных колесных дисков является их неплохая реакция на попадание колеса в яму. Штампованные диски в этом случае обычно не раскалываются, а гнутся. После этого поврежденный диск можно восстановить, и он может прослужить еще достаточно долго.

Недостатком штампованных колесных дисков является их вес, который превышает вес литых и кованых дисков. Также к недостаткам штампованных дисков относится их внешний вид. Все штампованные дики одинаковые и почему-то не пользуются любовью у многих автовладельцев.

Проблема внешнего вида штампованных дисков решается путем установки колесных колпаков, закрывающих диск и придающих ему индивидуальный вид.

 Литые диски

Еще один популярный вид колесных дисков — литые диски.

В отличие от штампованных дисков, которые изготовлены из стали, литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. В связи с этим литые диски обладают меньшим весом, что и является их весомым преимуществом. Также литые диски имеют большую теплопроводность и это способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.

Технология изготовления литых дисков позволяет придавать им практически любые формы. Поэтому на практике литые диски выглядят привлекательнее штампованных аналогов.

Недостатком литых дисков является их относительно высокая цена. Второй недостаток литых дисков состоит в том, что при попадании колеса в большую яму колесный диск может расколоться. Восстановить расколотый диск невозможно, требуется его полная замена.

Тем не менее литые диски находят множество сторонников.

Кованые диски

Третий вид колесный дисков — кованые диски. Технология их изготовления отличается от дисков двух предыдущих типов.

Преимущества таких дисков проявляются в их высокой прочности. Кроме того кованые диски самые легкие, среди рассматриваемых сегодня.

Еще одно неоспоримое преимущество кованых дисков — в отличие от литых дисков они не раскалываются при попадании в яму. Из этого преимущества вытекает и один из недостатков кованых дисков. Поскольку кованые диски легко переносят попадание в яму, то почти вся энергия удара передается подвеске, что неблагоприятно сказывается на состоянии автомобиля.

Второй недостаток кованых дисков — дизайн таких дисков ограничен технологией их изготовления.

Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые. Поэтому и у них есть и сторонники и противники.

Итоги:

  • При выборе колесных дисков нужно учитывать параметры, рекомендованные автопроизводителем.
  • Существуют 3 типа колесных дисков.
  • Штампованные диски самые дешевые и самые тяжелые. Их возможно отремонтировать.
  • Литые диски стоят дороже и имеют меньший вес. Они могут расколоться при попадании в яму.
  • Кованые диски имеют самый низкий вес и самую большую прочность. Их использование может навредить подвеске автомобиля.

 

ГОСТ 10409-74 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

Текст ГОСТ 10409-74 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования



ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Издание официальное

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202

Изменение № 5 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Т аджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731—88 и СТ СЭВ 4932—84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107—79

5.    ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63

6.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 9.014-78

3.4

ГОСТ 5513-97

Вводная часть

ГОСТ 7593-80

2.6

ГОСТ 8430-85*

Вводная часть

7.    Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4—94)

8.    ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5—84, 4—86, 11—88, 11—89, 2-2000)

Переиздание (по состоянию на март 2008 г.).

См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (с. 10).

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры.

Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.

Basic dimensions. General technical requirements

MKC 43.040.50

гост

10409-74

(ИСО 4107-95)

Дата введения 01.07.75

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительнодорожных машин в части основных размеров ободьев.

Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1,2:

Издание официальное ★

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1974 © ИПК Издательство стандартов, 2003 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2008

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

А

G

±1,2

r2

±2,5

В, не менее

Номин.

Пред. откл.

5,0

127,0

27,9

14,0

16,5

5,5

139,7

30,5

15,2

17,8

6,0

152,4

+2,5

33,0

16,5

19,1

(18,0)

6,5

165,1

35,6

17,8

20,4

7,0

177,8

36,8

18,4

21,0

38,1

19,0

21,6

7,5

190,5

(38,1)

(19,0)

(21,6)

±3,0

40,6

20,3

22,9

8,0

203,2

43,2

21,6

24,2

8,5

215,9

45,7

22,9

25,4

±3,5

(43,2)

(21,6)

(24,2)

9,0

228,6

48,3

24,1

26,7

10,0

254,0

±4,7

(43,2)

(21,6)

(24,2)

50,8

25,4

28,0

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Размеры в миллиметрах

Таблица 2

Условное обозначение номинального диаметра обода

D

А

Длина окружности %D1 ±1,2

d2

15

387,4

386,01

1212,7

381,0

20

514,4

513,01

1611,7

508,0

24

616,0

614,61

1930,9

609,6

(Измененная редакция, Изм. № 1 — 5).

1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт. 2.

* Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.

Черт. 2

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3.    Условное обозначение ободьев — по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

(Измененная редакция, Изм. № 4).

1.4.    Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.

^

R7

Л

к

J

^ 9,5min

19

К……..:-а»

1 — бортовая часть основания обода; 2 — торец замочной части основания обода

Черт. 3

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес Ь2 должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен Ь2/2.

Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.

Номинальная ширина обода, дюймы

Ь2, мм +3

Условное обозначение монтируемых шин

5,0

228

180-508

254*

200-508

5,5

238

200-508

254

200-508Р*

6,0

260

220-508; 220-508Р

280*

240-508*, 240-508Р*, 240-381

6,5

284

240-508

304

240-508Р

7,0

310

260-508, 260-381, 260-508Р

324

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

7,5

324

280-508, 280-508Р

330

8,0

334

300-508, 280-508Р

350*

300-508Р*

Номинальная ширина обода, дюймы

Ь2, мм +3

Условное обозначение монтируемых шин

370

320-508, 300-508Р, 320-508Р*

8,5

350*

300-508Р, 320-508*

334*

300-508

9,0

388

320-508Р

* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.

(Измененная редакция, Изм. № 1—5).

1.6.    (Исключен, Изм. № 4).

1.7.    (Исключен, Изм. № 3).

1.8.    (Исключен, Изм. № 4).

1.9.    (Исключен, Изм. № 2).

1.10.    Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.

А/2 — размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е — размер от центра основания обода до торца замочной части; С — размер для построения посадочного конуса

Черт. 10*

Размеры в миллиметрах

Таблица 5

Условное обозначение обода

Внутренний диаметр бурта замочной части

д

Внутренний диаметр посадочной поверхности Dg, не менее

С

Е

7,0-15

345

363

47

111,5

7,0-20

472

490

7,5-20

48

116,0

8,0-20

470

489

50

125,0

8,5-20

131,5

(Измененная редакция, Изм. № 1—3, 5).

1.11, 1.12. (Исключены, Изм. № 4).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.

* Черт. 5—7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).

Размеры в миллиметрах

Таблица 6а

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий

А2

Диаметр крепежного отверстия Dl3 + 1,0

Диаметр центрального отверстия i)14 +0,2

Диаметр привалочной плоскости диска D15, не менее

Внутренний посадочный диаметр ступицы D]6 -0,2

Наружный посадочный диаметр ступицы DX1 -5,0

Число

крепежных

отверстий

5,0

205,0

21,0

161,0

255,0

160,8

250,0

6

5,5; 6,0; 6,5

222,25

160,0

275,0

159,8

270,0

6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0

275,0

24,0

221,0

325,0

220,8

320,0

8

7,0; 7,5; 8,0;

285,75

26,0

220,0

345,0

219,8

340,0

10

8,5; 9,0; 10,0

335,0

281,0

390,0

280,8

385,0

П римечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра Z)14 плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2—5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2.    На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.    На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.    Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

2.5.    Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7. *

* Черт. 11—13. (Исключены, Изм. № 4).

Условное обозначение обода

Допускаемое биение, мм

радиальное

осевое

От 5,0—15 до 6,5—20 включ.

2,5

2,0

От 7,0—15 до 7,0—20 включ.

2,5

От 7,5—15 до 8,5—20 включ.

3,0

От 9,0—20 до 10,0—24 включ.

5,0

5,0

П римечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2—4).

2.6.    Окраска колес — по ГОСТ 7593.

2.7.    Ресурс колес — не менее ресурса транспортного средства. 2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

За. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

За.1.

За.2.

черт. 15 и

(Исключен, Изм. № 3).

Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на в табл. 8.

Номинальная ширина обода, дюймы

+0,1

а2

-0,1

В

+0,1

G\

+0,1

°2

-0,1

к,

к2

къ

5,0

123,8

130,2

16,5

26,7

29,1

10,5

25,0

65,0

5,5

136,5

142,9

17,8

29,3

31,7

29,0

70,0

6,0

149,2

155,6

19,1

(18,0)

31,8

34,2

31,0

75,0

6,5

161,9

168,3

12,5

20,4

34,4

36,8

33,0

80,0

7,0

174,6

181,0

21,0

35,6

38,0

34,0

85,0

21,6

36,9

39,3

35,0

Продолжение табл. 8

Номинальная ширина обода, дюймы

+0,1

^2

-од

В

+0,1

G\

+0,1

g2

-0,1

к2

*3

7,5

187,3

193,7

(21,6)

22,9

(36,9)

39,4

(39,3)

41,8

12,5

(35,0)

37,0

(85,0)

90,0

24,2

42,0

44,4

40,0

95,0

8,0

200,0

206,4

8,5

212,3

219,5

25,4

44,5

46,9

42,0

100,0

9,0

225,0

232,2

26,7

47,1

49,5

45,0

110,0

(24,2)

(42,0)

(44,4)

(40,0)

(95,0)

10,0

249,3

258,7

28,0

19,6

52,0

47,0

115,0

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.

На шаблоне должны быть указаны:

—    условное обозначение профиля обода;

—    обозначение стандарта;

—    размеры профиля обода Ah А2, Д и G2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).

Размеры Ai и А2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).

За.З. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром в соответствии с черт. 1 и табл. 2.

Допускается применять плоскую рулетку.

За.4. Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.4, 1.5, 1.10 и 1.11 проводят универсальными средствами измерений.

За.З, За.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

За.5. Проверку на соответствие требованиям п. 2.5 следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.

Проверка осевого военая

Черт. 16

(Измененная редакция, Изм. № 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1.    Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:

—    наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

—    условное обозначение обода;

—    год и месяц выпуска.

3.2.    (Исключен, Изм. № 1).

3.3.    Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4.    Консервация при длительном хранении неокрашенных колес — по ГОСТ 9.014. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1.    Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2.    Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес — 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС, ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

1.    Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2.    Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Центровка сдвоенных колес    Центровка одинарных колес

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий D3

Диаметр центральных отверстий дисков D4 ±0,8

Внутренний посадочный диаметр ступицы D5, не более

Наружный посадочный диаметр ступицы D6, не более

Число

крепежных

отверстий

Номин.

Пред. откл.

5,0; 5,5

222,25

±0,15

163

159

270

6

6,0

222,25

±0,15

163

160

270

6

275,00

±0,20

214

210

345

8

6,5

222,25

±0,15

163

160

272

6

275,00

±0,20

214

210

345

8

Продолжение таблицы

Номинальная ширина обода,

ДЮЙМЫ

Диаметр расположения осей крепежных отверстий 1>3

Диаметр центральных отверстий дисков 1>4 +0,8

Внутренний посадочный диаметр ступицы D5, не более

Наружный посадочный диаметр ступицы Dg, не более

Число

крепежных

отверстий

Номин.

Пред. откл.

7,0

275,00

+0,20

214

210

325

8

286,00*

222

218

10

335,00

272

268

385

7,5

275,00

+0,20

214

210

345

8

335,00

272

268

385

10

8,0

275,00

±0,20

214

210

345

8

335,00

272

268

385

10

8,5

286,00*

±0,20

222

218

345

10

335,00

272

268

385

9,0

286,00*

±0,20

222

218

345

10

335,00

272

268

385

* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.

Примечание. Диаметр привалочной плоскости D\% определяют из условия D\% > D(,+5 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. № 3—5).

ПРИМЕЧАНИЕ ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Указанный в разделе «Информационные данные» к ГОСТ 10409—74 (ИСО 4107—95) ГОСТ 8430-85 заменен на ГОСТ 8430-2003.

Редактор Р.Г. Говердовская Технический редактор О.Н. Власова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Подписано в печать 21.04.2008. Формат 60х841/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,10. Тираж 64 экз. Зак. 360.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.     

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

Автомобильные колеса |

Автомобильные колеса.

Колесо — вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Автомобильное колесо состоит из двух основных частей — обода и диска.

Различают дисковые и бездисковые колеса.

1. Дисковые колеса получили наибольшее распространение.

Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины.

Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Обод соединяется с диском  при помощи сварки, болтами или заклепками.

Ободья бывают глубокими и плоскими.

Глубокие ободья имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях.

Плоские ободья применяют на грузовых автомобилях, их делают разборными для облегчения монтажа шины.

Разборные ободья бывают трех типов.

1ый тип —  с разрезным бортовым кольцом. В этом случае роль второго борта обода играет это самое разрезное бортовое кольцо. Оно же выполняет функцию замочного кольца.

2ой тип – с неразрезным бортовым кольцом, которое надевается на обод и удерживается на нем разрезным замочным кольцом.

3ий тип – с неразрезным бортовым кольцом. В этом случае одна часть обода крепится к диску болтами. Применяется на автомобилях повышенной проходимости с системой регулирования давления в шинах.

 2. Бездисковые колеса.

На некоторых автомобилях большой грузоподъемности используются бездисковые колеса, состоящие из цельнолитых ступиц колес со спицами, на конусные торцы которых устанавливаются и крепятся с помощью прижимов и болтов плоские разборные ободья.

3. Автомобильные колеса выпускаются трех типов:

3.1. По ГОСТ Р 53824-2010 «Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные.

Технические требования и методы испытаний».

Настоящий стандарт распространяется на стальные колеса для пневматических шин:

— на неразборные колеса с глубокими ободьями с коническими посадочными полками 5° и формой бортовых закраин В, J, K, L для автотранспортных средств категорий M1, G, N1 и О1.  Определение категорий — в соответствии с ГОСТ Р 52051 (приведены в этой статье). Здесь М1 — АТС для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сиденья, кроме места водителя (легковые автомобили) и т.д.

— на неразборные колеса с глубокими (с условной шириной профиля ≤9,75) и с глубокими широкими (с условной шириной профиля ≥10,5) ободьями с коническими посадочными полками 15° для колес с бескамерными шинами постоянного давления, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4.   Определение категорий по ссылке выше;

— на колеса с разборным ободом в части методов испытаний колес, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4.

3.2. По ГОСТ 10409 «Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования». Стандарт  распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5-ти градусными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

3.3. По ГОСТ 28744  «Колеса с разборным ободом для полноприводных автомобилей. Основные размеры». Настоящий стандарт распространяется на ободья колес для пневматических шин с регулируемым давлением по ГОСТ 13298 и отраслевой нормативно-технической документации, а также для широкопрофильных шин с постоянным давлением, предназначенные для полноприводных грузовых автомобилей и активных автопоездов и устанавливает основные размеры ободьев.

4. Колеса обозначают основными размерами ободьев – шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).

Примеры обозначения колес для легковых автомобилей:

127J х 330 или 5J x 13;

114К х 355 или 4½К х 14;

152L x 380 или 6L x 15;

114В х 305 или  4,5В х 12.

Примеры обозначения колес для грузовых автомобилей:

140–508 или 5,5–20;

152–508 или 6,0–20;

178–508 или 7,0–20;

206–508 или 8,0–20;

Примеры обозначения колес для бескамерных шин грузовых автомобилей:

8,25 х 22,5;

9,00 х 22,5;

где первые цифры 127, 114, 140, 152, 178 и 206 обозначают номинальную ширину профиля обода в мм, а 5;4½; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25; 9,00 – в дюймах;

вторые цифры – 330; 355; 380; 305; 508 – обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 – в дюймах; буквы J,К,L,В – обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;

Примеры обозначения колес для шин с регулируемым давлением:

465–228; 515–254, где первые цифры 465, 515 обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах, вторые цифры – номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.

5. Изготовление колес. 

По технологии изготовления колесные диски делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. 
Наиболее распространенным вариантом являются штампованные стальные диски. Их преимущество — относительно невысокая стоимость и возможность восстановления после повреждения. Недостатки — большая масса и низкая коррозионная  стойкость.

Применение легких сплавов на основе алюминия, магния и титана позволяет уменьшить вес неподрессоренных деталей машины, что приводит к снижению износа деталей подвески и повышению плавности хода. Легкосплавные диски изготавливаются  литьем и ковкой.

6. Подбор дисков на автомобиль должен соответствовать рекомендациям завода – изготовителя. Размеры колес указываются в руководствах по эксплуатации конкретных марок автомобилей. При самостоятельном подборе колес учитываются вылет диска,  диаметр и ширина обода, диаметр расположения крепежных отверстий и их количество, диаметр центрального отверстия под ступицу.