Внедорожник Lada 4×4 до сих пор востребован — Российская газета
Основным ньюсмейкером Московского автомобильного салона стал АвтоВАЗ. Компания привезла на выставку четыре новые модели и концепт-кар Lada 4×4 Vision — предвестника нового поколения легендарного внедорожника. Вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек в эксклюзивном интервью «РГ» рассказал о том, что у нынешней версии Lada 4×4 есть будущее, а уход Lada Priora — это отличная новость.
Главная премьера Московского автосалона — Lada 4×4 Vision. Что скажете о ней?
Ян Птачек: Здесь на ММАС-2018 мы представили не только Lada 4×4 Vision, но и другие новинки. 4×4 Vision — это концепт, в котором наш шеф-дизайнер Стив Маттин внедрил все свое искусство, видение того, каким может быть дизайн в X-стиле. Мы работаем над новым внедорожником, но сейчас рано говорить о деталях.
С выходом нового поколения «Нивы» (а это произойдет не ранее 2022 года), стоит ли ожидать, что нынешняя версия Lada 4×4 уйдет на заслуженный отдых?
Ян Птачек: Lada 4×4 -«икона» АвтоВАЗа, этот автомобиль до сих пор востребован. Мы каждый месяц продаем 2 тысячи таких машин. Спрос на модель есть, и он будет оставаться в ближайшие годы. Поэтому у нынешней версии легендарной Lada 4×4 есть будущее.
АвтоВАЗ продал 16,6 тысячи автомобилей на внешних рынках в первом полугодии 2018 года, что на 64% выше результатов аналогичного периода 2017 года. Как планируете и дальше развивать экспортные продажи?
Ян Птачек: Экспорт — это один из ключевых направлений. В прошлом году продажи за рубежом увеличились на 50%. Если говорить о текущем состоянии дел, то у нас очень хорошая положительная динамика. Мы наращиваем долю рынка в Казахстане, в республике Беларусь. АвтоВАЗ начал продажи на Кубе, в Тунисе и в других странах. Недавно мы запустили продажи в Европе Vesta SW и SW Cross. Хотя надо понимать, что мы концентрируемся на исторических рынках — я имею в виду СНГ.
Почему Lada Xray не поставляется на экспорт в Европу?
Ян Птачек: До выхода продукта на рынок мы взвешиваем все «за» и «против». В Европе мы сделали ставку на Vesta Cross и Vesta Cross SW. Это было правильным решение. Мы и дальше будем концентрироваться именно на этих машинах, считаем, что потенциал у Vesta в Европе большой. Таких продуктов в этом сегменте не так много.
Как приняли Vesta в Европе, в особенности кузов SW?
Ян Птачек: Vesta SW добилась огромного успеха не только в странах, куда мы ее экспортируем, но и в России. Это очень практичная и в то же время красивая машина. Наши клиенты очень положительно отзываются о машине, хвалят ее дизайн, сочетание цены, качества и оснащения. Кроме SW у нас еще есть SW Cross — это уникальный продукт, Lada Vesta SW Cross создала новую нишу в своем классе. У наших конкурентов ничего подобного нет!
Не так давно прекратилось производство Lada Priora. Из-за этого поклонники модели в республиках Северного Кавказа огорчились. Может, стоило выпустить прощальную версию этого седана?
Ян Птачек: Надо воспринимать уход Lada Priora как отличную новость. Почему? Да, это историческая модель Lada, но окончание жизненного цикла автомобиля также значит, что бренд развивается. Когда есть обновление — это всегда хорошо, это значит, что компания смотрит в будущее, завоевывает новых клиентов. Что касается прощальной версии Priora, то нет, не думали об этом. Мы должны концентрироваться все-таки на том, что мы сейчас запускаем в производство. Посмотрите, сколько новинок привез АвтоВАЗ на Московский международный автосалон. Столько премьер нет ни у кого.
По сравнению с Vesta, Xray не так успешен, с чем это связано?
Ян Птачек: Надо смотреть на сегмент и на потенциал каждой модели. Xray — автомобиль необходимо сравнивать с хэтчбеками сегмента B бюджетных машин. Назовите еще одну модель, которая продается так же хорошо, как Xray. Их нет.
Выходит, что Xray — это все-таки хэтчбек, а не кроссовер?
Ян Птачек: У Xray — кузов хэтчбек, плюс очень большой клиренс и высокая проходимость. Сейчас с выходом Xray Cross мы делаем из Xray настоящий кроссовер, потому что дорожный просвет уже 215 мм, больше на 20 мм, чем у обычной версии. Не все кроссоверы и внедорожники могут похвастаться такими цифрами. Мы переделали подвеску Xray Cross, добавили новое оборудование и опции.
Как вы оцениваете нынешнее состояние автомобильного рынка России?
Ян Птачек: Рынок в конце июля вырос на 17% по сравнению с 2017 годом. Я не вижу пессимистичный сценариев. Положительная динамика, которая есть, должна продолжиться.
Какие планы по продажам у вас на 2019 год?
Ян Птачек: Мы не разглашаем планы на будущее и не даем прогнозов. Но я скажу, что наша цель — укрепить лидерство на рынке с помощью новинок, которые мы представили на ММАС-2018. Развитие бренда — это не только продажи автомобилей, это дилерская сеть, техническое обслуживание, сервис и многое другое.
новые модели, цены и будущее LADA
Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу ПАО «АВТОВАЗ» Ян Птачек в ходе открытия в Самаре нового дилерского центра LADA дал небольшое интервью, в котором рассказал о первых отзывах покупателей о новых моделях LADA, об ценовой политике компании, о сроках выхода на рынок LADA XRAY Cross и многом другом.
Совсем недавно АВТОВАЗ представил четыре новые модели LADA. Каковы первые отзывы о новинках? Какие ваши ожидания в отношении новинок оправдались?
Нам важно было показать, в каком направлении развивается бренд LADA. На Московском автосалоне мы представили новые модели, такие как LADA Granta, LADA Vesta Sport, LADA XRAY Cross, и наше видение того, каким может быть новый внедорожник LADA 4х4. Наша презентация пользовалась большим успехом.
Что касается новой LADA Granta, то это семейство уже поступило в продажу. И мы каждый день видим, что люди приходят и покупают эту машину. Спрос на новинку идет по нарастающей. Такие модели, как LADA Vesta Sport и LADA XRAY Cross, в продаже появятся до конца года. Естественно, очень много внимания было приковано к концепту LADA 4х4 Vision. Наш шеф-дизайнер Стив Маттин проделал великолепную работу. Наша задача была показать, что бренд LADA не стоит на месте. Мы не только выходим на рынок с новыми моделями, но и думаем о будущем. Хочу вам сказать, что у LADA великолепное, блестящее будущее.
Какая новая модель LADA вам понравилась больше всего?
Сложно ответить на этот вопрос. В том числе из-за того, что совсем недавно у меня была возможность попробовать наши новые модели, которые еще не поступили в продажу. В их числе LADA Vesta Sport. Машина понравится активным водителям, которые привыкли получать огромное удовольствие от езды. Тесты проходили в Сочи. Передвигаясь по серпантинам, получаешь огромное удовольствие от мотора автомобиля. Также мы тестировали LADA XRAY Cross. Можно сказать, что этот автомобиль создаст новый сегмент, новую нишу в нашей гамме автомобилей. Это настоящий кроссовер с гораздо бОльшим клиренсом и гораздо бОльшими возможностями. Автомобиль показал себя хорошо как в городе, так и на загородных трассах.
Планирует ли АВТОВАЗ в ближайшее время поднимать цены на автомобили LADA?
Доступная цена была, есть и будет одним из ключевых факторов нашей коммерческой политики. Можем даже сказать, что доступность наших автомобилей является частью ДНК бренда LADA. Что бы ни происходило с ценой, мы будем стремиться к тому, чтобы у нас было лучшее предложение в каждом сегменте нашего присутствия. Если вы анализировали и сравнивали величину периодического роста цен среди конкурентов и наших моделей, то наверняка заметили, что мы поднимали цены в меньших масштабах, чем они. Естественно, в связи с макроэкономической ситуацией, с инфляцией и так далее, вполне вероятно, что в будущем нам придется поднимать цены. Но хотим вас заверить: в любом случае, даже если цены повысятся, то это будет меньшее подорожание, чем у конкурентов. Можете не волноваться: LADA будет самым конкурентоспособным брендом в России.
А что вообще будет с ценами на автомобили и как LADA собирается конкурировать в этом аспекте? Какой ценовой диапазон и какие тенденции к росту сложились?
Сегодня LADA расширяет свой модельный ряд. Наша задача – найти новые ниши и новые сегменты, где нас пока нет. Если говорить о ценах, то, конечно, LADA Granta останется самым доступным автомобилем и самым выгодным предложением в сегменте. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что новая Granta была запущена в том же ценовом диапазоне, что и предыдущее поколение. То есть без увеличения цены. Также мы постараемся оставить на прежнем ценовом уровне более дорогие модельные семейства Vesta и XRAY. Как уже было сказано ранее, в любом сегменте и подсегменте соотношение цены и качества нашего продукта должно быть самым лучшим.
С учетом выхода новых моделей предполагаете ли вы перераспределение спроса?
Тот факт, что мы сохранили цены на новое поколение LADA Granta, поддерживает конкурентоспособность этой модели. Если говорить о LADA Vesta, то помимо дизайна и потребительских качеств она отличается тем, что предназначена другой целевой аудитории. Также мы видим, что наши покупатели стали чаще смотреть в сторону кросс-версии Vesta. Таким образом, предлагая такой широкий модельный ряд, мы желаем удовлетворить спрос максимального количества наших клиентов из различных аудиторий. Сейчас у нас уже есть доказательства того, что наша стратегия работает. Потому что в ТОП-3 самых продаваемых автомобилей в России входит две модели LADA: Granta и Vesta.
Мы все видели на Московском автосалоне концепт LADA 4х4 Vision. Как изменится LADA 4х4 с учетом новой информации. Как она изменится внутри и снаружи?
Хочу напомнить: то, что было представлено на Московском автосалоне, — это не предсерийный образец, не какая-то модель. Это видение того, как наш ИКС-дизайн может развиваться во внедорожном направлении. Что касается будущего модели LADA 4х4. Здесь мы работаем и думаем. И, наверное, сейчас говорить об этом было бы преждевременно. Мы пока находимся на самом раннем этапе создания автомобиля. Также хотелось сделать акцент: нынешний внедорожник LADA 4х4 продолжает пользоваться очень стабильным спросом.
Все автомобили универсальные. Планируется ли выпуск чего-то более узконаправленного? Например, автомобилей для женщин?
LADA — это бренд, который сегодня занимает 20% рынка. Каждый пятый продаваемый в России автомобиль — это LADA. Естественно, мы пытаемся охватить какие-то узкие сегменты и ниши. Но наша политика и стратегия — это не идти в какие-то ультра-узкие ниши. Наш сегмент — это народный автомобиль. Несмотря на это, в наших автомобилях сочетаются потребительские качества, которые отвечают очень разнообразным потребностям. LADA Vesta, универсал Vesta Cross, кроссовер LADA XRAY — каждый из этих автомобилей создан, чтобы удовлетворить разные потребности наших клиентов, они адресованы совершенно разным целевым аудиториям.
Беседовал с Яном Птачеком Сергей Алёшин
«С точки зрения проходимости LADA 4×4 остается просто уникальным автомобилем»
— Idnes. cz: Группа Renault-Nissan хочет занять 40% российского рынка. Какую роль должна сыграть «Лада»?
— Ян Птачек: Сейчас доля «Лады» на российском рынке составляет 20%, и мы, конечно, хотим сохранить достигнутое. Таким образом, марка «Лада» будет и впредь основой предложения альянса в России. Только после нее очередь дойдет до марок Datsun, Renault и Nissan. Это закономерно, ведь «Лада» уже давно является главной маркой в России, а ее производственная программа хорошо адаптирована к запросам местных автомобилистов.
— Вы работали с Dacia. Насколько отличается работа с «Ладой»?
— Очень отличается. Сейчас «Лада» ориентируется почти исключительно на российский рынок. В настоящее время он по-прежнему пребывает в кризисной ситуации. Несколько лет назад его объем достигал трех миллионов автомобилей, а теперь — всего 1,4 миллиона. Правда, в текущем году, если все пойдет хорошо, объем возрастет, возможно, до полутора миллионов. Но это значит, что потенциал данного рынка огромен, и мы полагаем, что теперь он будет только расти. Так что мы, в свою очередь, должны к этому определенным образом подготовиться, чтобы в будущем успевать за ростом и не потерять свою долю. Что касается собственно предприятия «АвтоВАЗ», то производительность этого завода с 50-летней историей рассчитана почти на миллион автомобилей. Сейчас альянс производит на этом заводе около 400 тысяч машин под марками «Лада», Renault, Nissan и Datsun, так что мощностей в случае роста рынка нам хватит.
Производство Dacia в Румынии, напротив, ориентировано на экспорт, а в самой Румынии продается минимум произведенных на этом заводе автомобилей. Его производительность составляет 300 тысяч машин, но на внутреннем рынке реализуется всего около десяти процентов от этого объема.
— Собирается ли «Лада» ориентироваться на экспортные рынки?
— Наш приоритет — добиться успеха на российском рынке, тем самым превратив «АвтоВАЗ» в предприятие на прочной основе. Только после этого мы можем идти дальше. Разумеется, мы задумываемся о том, как развивать экспорт, но в данный момент нашим четким приоритетом является внутренний рынок. Следующими на очереди могут стать наши традиционные рынки — бывшие республики Советского Союза. Например, мы недавно начали производить модели Lada Vesta, Xray и Largus в Казахстане, которые выпускаются там наряду с моделью Granta. Мы подумываем и о сборке CKD (машинокомплект импортируется и собирается в стране продажи, и этот метод, как правило, выбирают из соображений экономии на таможенных пошлинах — прим. ред.). Мы экспортируем также на некоторые другие рынки, но только по минимуму.
— Некоторые модели вы предлагаете и в ЕС…
— Мы недавно представили модель Vesta на немецком рынке. Но, как я уже говорил, это не входит в наши приоритеты. Развивая марку, мы вынуждены выбирать из ряда первоочередных задач. В краткосрочной перспективе нам важно увеличить долю в тех странах, рынки которых являются для нас традиционными.
— Таким рынком можно считать и Чехию, однако у нас автомобили «Лада» официально не продаются. Хотите ли вы изменить ситуацию?
— Я ждал этого вопроса, однако не могут дать на него утвердительный ответ. Наша стратегия — сосредоточиться на уже существующих рынках, поэтому пока решения о том, вернемся ли мы в Чешскую Республику или нет, не принималось. Официально «Лады» не импортируются в ЧР, и в ближайшее время ситуация не изменится. Однако вопрос выхода на новые рынки, разумеется, мы будем рассматривать в будущем. Сейчас мы над этим интенсивно не работаем.
— Почему «Лады» продаются в Германии, но не в Чехии?
— В Европе у нас есть давно существующая сеть импортеров, с которыми мы продолжаем сотрудничать. Именно благодаря этому наши новые автомобили, например, Vesta, попадают на некоторые рынки. Но, как я уже сказал, прежде чем начать развитие за рубежом, мы должны вырасти дома.
— А выгодно ли вам вообще выбирать модели для европейского рынка?
— В прошлом году «Лада» экспортировала из России около 18 тысяч автомобилей, большая часть которых отправилась в страны, соседствующие с РФ. Из этого ясно, что продажи за рубежом сейчас низкие. Дома в России мы продали более 260 тысяч автомобилей. Диспропорция значительная. Поэтому нужно сконцентрироваться на чем-то одном, и при тех объемах экспорта, которые у нас есть, нужно действовать постепенно. Так что пока мы не обдумываем вопрос, в какие страны Европы мы вообще могли бы экспортировать. Если бы мы захотели расширяться везде, у нас не хватило бы ресурсов.
— Как «Лада» продается в России? Как марку оценивают покупатели?
— У марки «Лада» в России огромная традиция, и де-факто у каждого россиянина что-то связано с этой маркой. На протяжении своей истории «Лада» занимала на рынке России такое место, что к ней сформировалась сильная привязанность. Но примешиваются и негативные оценки, касающиеся, к примеру, качества и надежности. Сейчас важно сохранить здоровое ядро, воспользоваться тем, что у этой марки такая продолжительная история на отечественном рынке, и убедить людей в том, что марка меняется.
Мы представляем на рынке новые модели, такие как Lada Vesta и Lada Xray: эти современные автомобили полностью сопоставимы с конкурентами. Мы должны убедить покупателей в том, что меняются не только продукт, марка и качество, но и сервис и дилерская сеть. Разумеется, это долгосрочная задача, и убеждать клиентов мы должны конкретными шагами. Поэтому сейчас мы полностью меняем дилерскую сеть, меняем ее имидж, а также обучаем сотрудников сети для повышения качества обслуживания и сервиса. Также мы стремимся, например, сделать более доступными запчасти и прочее. Все это базовые меры, необходимые для того, чтобы улучшить репутацию марки.
Я считаю, что у «Лады» в России большой потенциал. У нас в России самая большая дилерская сеть, и если мы усовершенствуем услуги до максимального уровня, это послужит еще одной причиной для того, чтобы покупатель остался с нами. Посмотрите на новую выставку-продажу «Лады»: она ни в чем не уступает конкурентам. Мы также можем делать ставку на то, что «Лада» широко представлена в российском автопарке.
— В прошлом году «АвтоВАЗ» отметил 50-ю годовщину основания. Воспользовались ли вы этим поводом для повышения интереса к марке «Лада»?
— Разумеется, мы использовали эту годовщину и организовали массу мероприятий, ведь годовщина была и у моделей Vesta и Xray. Однако тем, что по-настоящему поднимает интерес к марке «Лада», являются новые модели. К примеру, сейчас Lada Vesta занимает четвертое место по продажам среди всех автомоделей в России. На рынке Lada Vesta была представлена в ноябре 2015, а на четвертом месте она оказалась уже в 2016 году. Так же успешно на рынке показала себя модель Xray, представленная в марте и сразу попавшая в топ-20 самых продаваемых автомобилей России 2016 года.
— Эти автомобили по-прежнему российские, или они уже производятся в рамках альянса Renault-Nissan?
— У нас есть команда конструкторов в Тольятти, есть собственная дизайнерская студия с небольшим филиалом в Москве. Там работают россияне и дизайнеры со всего мира, и я считаю, что в последнее время нам удалось значительно улучшить дизайн наших автомобилей. Мысль о том, что в «АвтоВАЗе» нет талантливых людей, совершенно ошибочна. Lada Vesta создана на собственной платформе «АвтоВАЗа»: у нее дизайн нашей собственной студии и двигатель нашего собственного производства.
Сейчас мы устанавливаем собственные двигатели на большую часть автомобилей «Лада», но на заводе «АвтоВАЗ», конечно, на другие автомобили альянса устанавливаются и двигатели Renault. В настоящее время мы готовимся к началу производства одного из таких двигателей прямо на заводе в Тольятти, чтобы использовать его для максимального числа моделей и сделать доступнее импортного аналога по цене.
— Насколько все это отличается от другой доступной по цене марки альянса — Dacia?
— Есть большие различия. Что касается Daciа, то там разработка настолько связана с Renault, что уже трудно сказать, где именно создается этот автомобиль. У Renault в Румынии есть собственный центр разработок, где работает несколько тысяч человек, и некоторые элементы автомобилей Renault создаются именно там. Но кое-что для Daciа конструируется во Франции. Поэтому сказать, что такой автомобиль был разработан в одной конкретной стране, де-факто невозможно.
— Малый кроссовер Lada Xray технически базируется на Daciа, не так ли?
— Да, Xray основан на платформе B0, которая используется, например, для Dacia Sandero. Но вообще Lada Xray — автомобиль, разработанный у нас. С румынской маркой также связана модель Lada Largus, которая является адаптированной моделью Dacia Logan MCV первого поколения. Это очень успешный на российском рынке продукт (как в обычном варианте, так и в варианте Cross). В период производства Loganu MCV этой модели не было на европейском рынке, но теперь Dacia выпустила ее новое поколение.
Largus также успешен в сегменте коммерческих автомобилей, и благодаря этой модели «Лада» стала третьим крупнейшим производителем коммерческих автомобилей в России. Несмотря на то, что в ассортименте у нас только Largus, с помощью нашей дочерней компании мы выпускаем небольшими партиями коммерческие варианты некоторых других наших моделей. Но в ближайшее время мы не планируем расширять модельный ряд за счет другой старой модели Daciа или другой марки. Напротив, Largus мы собираемся выпускать и далее.
— Помимо новых моделей, вы предлагаете и одну очень специфическую — ту, которая в этом году отметит 40-летие с начала производства. Речь о Lada 4×4. Останется ли она в вашем модельном ряду?
— Lada 4×4 — это икона «Лады», и, главное, на некоторых рынках, а также у себя дома в России эта модель по-прежнему хорошо и стабильно продается: в среднем мы продаем по 30 тысяч Lada 4×4 в год. На российском рынке у нее нет конкурентов. А поскольку с мирового рынка постепенно уходят традиционные внедорожники, конкурентов с каждым днем становится все меньше и в мире. С точки зрения конкуренции эта модель старая, но с точки зрения проходимости Lada 4×4 остается просто уникальным автомобилем. Поэтому она так популярна. Мы точно не собираемся снимать ее с производства. Разумеется, мы задумываемся о том, как может выглядеть преемница Lada 4×4, но это вопрос не ближайшего будущего. Этот проект только рождается.
— Модель LADA 4×4 называлась «Нивой», однако теперь это название совместное предприятие GM-«АвтоВАЗ» использует для другой своей модели. Каково ее будущее?
— СП GM-«АвтоВАЗ» производит в Тольятти автомобиль Chevrolet Niva. Сейчас это название принадлежит данному СП, и будущее его будет зависеть от будущего СП. Сейчас ситуация довольно сложная, и планы Chevrolet пока неясны (фирма больше не продает свои дешевые потребительские модели на российском рынке — прим. ред.).
— Как сегодня работает завод в Тольятти?
— Производство там по-прежнему очень интегрированное: у нас есть ряд местных поставщиков, но, конечно, в практику вводятся и новые современные процессы. В приоритете — повышение качества, поэтому налаживается производственная практика альянса Renault-Nissan, и постепенно завод меняется. Уже то, что Renault и Nissan производят там некоторые свои продукты, свидетельствует о том, что в этой фирме происходят большие перемены. И в будущем они станут еще значительнее.
— Официальным языком альянса Renault-Nissan является английский, а какой официальный язык у «Лады»?
— Я думал над этим. Конечно, английский там используется все чаще, потому что завод все больше сближается со структурами альянса. Но подавляющее большинство работников — россияне, которые общаются на русском, поэтому русский язык звучит там чаще всего. Команда менеджеров, однако, международная: там есть, например, канадец, индус, французы, немцы и так далее.
— Когда говорят об альянсе, упоминают Renault, Nissan, а теперь еще и Mitsubishi и Datsun. О «Ладе» же говорят реже. Значит ли это, что вы сами себе хозяева и можете для самих себя делать больше, чем другие марки?
— «АвтоВАЗ» — это акционерное общество, у которого несколько акционеров, включая группу «Ростех», которая представляет российское государство. То есть мы несем ответственность, прежде всего, перед нашими акционерами. То, что группа Renault увеличила капитал, влечет за собой некоторые изменения, но мы по-прежнему руководствуемся стратегией, которой должен следовать «АвтоВАЗ». Наш приоритет — превратить предприятие, которое сейчас не зарабатывает денег, в такое, которое будет иметь позитивные показатели и располагать средствами для собственного развития. Отсутствие прибыли сейчас, конечно, обусловлено несколькими факторами. В том числе тем, что предприятие, способное производить миллион автомобилей, сейчас выпускает около 280 тысяч «Лад» и автомобилей других марок. То есть мощности полностью не используются.
— Помогает ли вам то, что одним из ваших крупных акционеров является государство?
— Государство поддерживает российскую автомобильную отрасль, и эта помощь ощутима. Конечно, это дает определенные преимущества, особенно в ситуации, когда рынок в России сократился вдвое. Сейчас наше преимущество состоит еще и в том, что у нас много местных поставщиков. В период, когда российский рынок закрывается от мира, это очень выгодно.
«Лада современна»: Топ-менеджер Ян Птачек раскрыл дальнейшие планы «АвтоВАЗ»
«Лада» была одним из лидирующих брендов Восточного блока, и многие до сих пор не могут отказаться от этих автомобилей. Однако у широкой общественности «Лада» не пользуется репутацией качественной и современной марки, и в определенной мере так же считают в России. Но там восприятие быстро меняется.
В последние годы «Лада» претерпела значительные изменения и стремится стать по-настоящему современным автомобильным заводом, который остается верен своей традиции — производить доступные по цене и надежные автомобили, пригодные для езды по плохим дорогам.
С сентября прошлого года пройти через эти изменения бренду помогает Ян Птачек, который был назначен на должность вице-президента по маркетингу и продажам. Этот топ-менеджер, обладающий большим опытом в автомобильной отрасли, является одним из самых высокопоставленных чешских менеджеров в мировом автопроме.
Он приехал работать в Тольятти из группы Renault в качестве представителя альянса Renault-Nissan, который является мажоритарным акционером российского автомобильного завода, и благодаря которому «Лада» так сильно изменилась в последнее время.
— Idnes. cz: Группа Renault-Nissan хочет занять 40% российского рынка. Какую роль должна сыграть «Лада»?
— Сейчас доля «Лады» на российском рынке составляет 20%, и мы, конечно, хотим сохранить достигнутое. Таким образом, марка «Лада» будет и впредь основой предложения альянса в России.
Только после нее очередь дойдет до марок Datsun, Renault и Nissan. Это закономерно, ведь «Лада» уже давно является главной маркой в России, а ее производственная программа хорошо адаптирована к запросам местных автомобилистов.
— Вы работали с Dacia. Насколько отличается работа с «Ладой»?
[quote align=»left»]
Россия зовет своих
[/quote]
— Очень отличается. Сейчас «Лада» ориентируется почти исключительно на российский рынок. В настоящее время он по-прежнему пребывает в кризисной ситуации. Несколько лет назад его объем достигал трех миллионов автомобилей, а теперь — всего 1,4 миллиона. Правда, в текущем году, если все пойдет хорошо, объем возрастет, возможно, до полутора миллионов.
Но это значит, что потенциал данного рынка огромен, и мы полагаем, что теперь он будет только расти. Так что мы, в свою очередь, должны к этому определенным образом подготовиться, чтобы в будущем успевать за ростом и не потерять свою долю.
Что касается собственно предприятия «АвтоВАЗ», то производительность этого завода с 50-летней историей рассчитана почти на миллион автомобилей. Сейчас альянс производит на этом заводе около 400 тысяч машин под марками «Лада», Renault, Nissan и Datsun, так что мощностей в случае роста рынка нам хватит.
Производство Dacia в Румынии, напротив, ориентировано на экспорт, а в самой Румынии продается минимум произведенных на этом заводе автомобилей. Его производительность составляет 300 тысяч машин, но на внутреннем рынке реализуется всего около десяти процентов от этого объема.
— Собирается ли «Лада» ориентироваться на экспортные рынки?
— Наш приоритет — добиться успеха на российском рынке, тем самым превратив «АвтоВАЗ» в предприятие на прочной основе. Только после этого мы можем идти дальше. Разумеется, мы задумываемся о том, как развивать экспорт, но в данный момент нашим четким приоритетом является внутренний рынок.
Следующими на очереди могут стать наши традиционные рынки — бывшие республики Советского Союза. Например, мы недавно начали производить модели Lada Vesta, Xray и Largus в Казахстане, которые выпускаются там наряду с моделью Granta.
Мы подумываем и о сборке CKD (машинокомплект импортируется и собирается в стране продажи, и этот метод, как правило, выбирают из соображений экономии на таможенных пошлинах — прим. ред.). Мы экспортируем также на некоторые другие рынки, но только по минимуму.
— Некоторые модели вы предлагаете и в ЕС…
— Мы недавно представили модель Vesta на немецком рынке. Но, как я уже говорил, это не входит в наши приоритеты. Развивая марку, мы вынуждены выбирать из ряда первоочередных задач. В краткосрочной перспективе нам важно увеличить долю в тех странах, рынки которых являются для нас традиционными.
— Таким рынком можно считать и Чехию, однако у нас автомобили «Лада» официально не продаются. Хотите ли вы изменить ситуацию?
— Я ждал этого вопроса, однако не могут дать на него утвердительный ответ. Наша стратегия — сосредоточиться на уже существующих рынках, поэтому пока решения о том, вернемся ли мы в Чешскую Республику или нет, не принималось.
Официально «Лады» не импортируются в ЧР, и в ближайшее время ситуация не изменится. Однако вопрос выхода на новые рынки, разумеется, мы будем рассматривать в будущем. Сейчас мы над этим интенсивно не работаем.
— Почему «Лады» продаются в Германии, но не в Чехии?
— В Европе у нас есть давно существующая сеть импортеров, с которыми мы продолжаем сотрудничать. Именно благодаря этому наши новые автомобили, например, Vesta, попадают на некоторые рынки. Но, как я уже сказал, прежде чем начать развитие за рубежом, мы должны вырасти дома.
— А выгодно ли вам вообще выбирать модели для европейского рынка?
— В прошлом году «Лада» экспортировала из России около 18 тысяч автомобилей, большая часть которых отправилась в страны, соседствующие с РФ. Из этого ясно, что продажи за рубежом сейчас низкие. Дома в России мы продали более 260 тысяч автомобилей. Диспропорция значительная.
Поэтому нужно сконцентрироваться на чем-то одном, и при тех объемах экспорта, которые у нас есть, нужно действовать постепенно. Так что пока мы не обдумываем вопрос, в какие страны Европы мы вообще могли бы экспортировать. Если бы мы захотели расширяться везде, у нас не хватило бы ресурсов.
— Как «Лада» продается в России? Как марку оценивают покупатели?
— У марки «Лада» в России огромная традиция, и де-факто у каждого россиянина что-то связано с этой маркой. На протяжении своей истории «Лада» занимала на рынке России такое место, что к ней сформировалась сильная привязанность. Но примешиваются и негативные оценки, касающиеся, к примеру, качества и надежности.
Сейчас важно сохранить здоровое ядро, воспользоваться тем, что у этой марки такая продолжительная история на отечественном рынке, и убедить людей в том, что марка меняется.
[quote align=»right»]
Россия готова напоить чаем и кофе полмира
[/quote]
Мы представляем на рынке новые модели, такие как Lada Vesta и Lada Xray: эти современные автомобили полностью сопоставимы с конкурентами. Мы должны убедить покупателей в том, что меняются не только продукт, марка и качество, но и сервис и дилерская сеть.
Разумеется, это долгосрочная задача, и убеждать клиентов мы должны конкретными шагами. Поэтому сейчас мы полностью меняем дилерскую сеть, меняем ее имидж, а также обучаем сотрудников сети для повышения качества обслуживания и сервиса. Также мы стремимся, например, сделать более доступными запчасти и прочее. Все это базовые меры, необходимые для того, чтобы улучшить репутацию марки.
Я считаю, что у «Лады» в России большой потенциал. У нас в России самая большая дилерская сеть, и если мы усовершенствуем услуги до максимального уровня, это послужит еще одной причиной для того, чтобы покупатель остался с нами.
Посмотрите на новую выставку-продажу «Лады»: она ни в чем не уступает конкурентам. Мы также можем делать ставку на то, что «Лада» широко представлена в российском автопарке.
— В прошлом году «АвтоВАЗ» отметил 50-ю годовщину основания. Воспользовались ли вы этим поводом для повышения интереса к марке «Лада»?
— Разумеется, мы использовали эту годовщину и организовали массу мероприятий, ведь годовщина была и у моделей Vesta и Xray. Однако тем, что по-настоящему поднимает интерес к марке «Лада», являются новые модели.
К примеру, сейчас Lada Vesta занимает четвертое место по продажам среди всех автомоделей в России. На рынке Lada Vesta была представлена в ноябре 2015, а на четвертом месте она оказалась уже в 2016 году. Так же успешно на рынке показала себя модель Xray, представленная в марте и сразу попавшая в топ-20 самых продаваемых автомобилей России 2016 года.
— Эти автомобили по-прежнему российские, или они уже производятся в рамках альянса Renault-Nissan?
— У нас есть команда конструкторов в Тольятти, есть собственная дизайнерская студия с небольшим филиалом в Москве. Там работают россияне и дизайнеры со всего мира, и я считаю, что в последнее время нам удалось значительно улучшить дизайн наших автомобилей.
Мысль о том, что в «АвтоВАЗе» нет талантливых людей, совершенно ошибочна. Lada Vesta создана на собственной платформе «АвтоВАЗа»: у нее дизайн нашей собственной студии и двигатель нашего собственного производства.
Сейчас мы устанавливаем собственные двигатели на большую часть автомобилей «Лада», но на заводе «АвтоВАЗ», конечно, на другие автомобили альянса устанавливаются и двигатели Renault. В настоящее время мы готовимся к началу производства одного из таких двигателей прямо на заводе в Тольятти, чтобы использовать его для максимального числа моделей и сделать доступнее импортного аналога по цене.
— Насколько все это отличается от другой доступной по цене марки альянса — Dacia?
[quote align=»left»]
Немцы в ужасе от потери своей доли на рынке России и просятся назад
[/quote]
— Есть большие различия. Что касается Daciа, то там разработка настолько связана с Renault, что уже трудно сказать, где именно создается этот автомобиль. У Renault в Румынии есть собственный центр разработок, где работает несколько тысяч человек, и некоторые элементы автомобилей Renault создаются именно там. Но кое-что для Daciа конструируется во Франции. Поэтому сказать, что такой автомобиль был разработан в одной конкретной стране, де-факто невозможно.
— Малый кроссовер Lada Xray технически базируется на Daciа, не так ли?
— Да, Xray основан на платформе B0, которая используется, например, для Dacia Sandero. Но вообще Lada Xray — автомобиль, разработанный у нас. С румынской маркой также связана модель Lada Largus, которая является адаптированной моделью Dacia Logan MCV первого поколения.
Это очень успешный на российском рынке продукт (как в обычном варианте, так и в варианте Cross). В период производства Loganu MCV этой модели не было на европейском рынке, но теперь Dacia выпустила ее новое поколение.
Largus также успешен в сегменте коммерческих автомобилей, и благодаря этой модели «Лада» стала третьим крупнейшим производителем коммерческих автомобилей в России.
Несмотря на то, что в ассортименте у нас только Largus, с помощью нашей дочерней компании мы выпускаем небольшими партиями коммерческие варианты некоторых других наших моделей. Но в ближайшее время мы не планируем расширять модельный ряд за счет другой старой модели Daciа или другой марки. Напротив, Largus мы собираемся выпускать и далее.
— Помимо новых моделей, вы предлагаете и одну очень специфическую — ту, которая в этом году отметит 40-летие с начала производства. Речь о Lada 4×4. Останется ли она в вашем модельном ряду?
— Lada 4×4 — это икона «Лады», и, главное, на некоторых рынках, а также у себя дома в России эта модель по-прежнему хорошо и стабильно продается: в среднем мы продаем по 30 тысяч Lada 4×4 в год. На российском рынке у нее нет конкурентов. А поскольку с мирового рынка постепенно уходят традиционные внедорожники, конкурентов с каждым днем становится все меньше и в мире.
С точки зрения конкуренции эта модель старая, но с точки зрения проходимости Lada 4×4 остается просто уникальным автомобилем. Поэтому она так популярна. Мы точно не собираемся снимать ее с производства. Разумеется, мы задумываемся о том, как может выглядеть преемница Lada 4×4, но это вопрос не ближайшего будущего. Этот проект только рождается.
— Модель LADA 4×4 называлась «Нивой», однако теперь это название совместное предприятие GM-«АвтоВАЗ» использует для другой своей модели. Каково ее будущее?
— СП GM-«АвтоВАЗ» производит в Тольятти автомобиль Chevrolet Niva. Сейчас это название принадлежит данному СП, и будущее его будет зависеть от будущего СП. Сейчас ситуация довольно сложная, и планы Chevrolet пока неясны (фирма больше не продает свои дешевые потребительские модели на российском рынке — прим. ред.).
— Как сегодня работает завод в Тольятти?
— Производство там по-прежнему очень интегрированное: у нас есть ряд местных поставщиков, но, конечно, в практику вводятся и новые современные процессы. В приоритете — повышение качества, поэтому налаживается производственная практика альянса Renault-Nissan, и постепенно завод меняется.
Уже то, что Renault и Nissan производят там некоторые свои продукты, свидетельствует о том, что в этой фирме происходят большие перемены. И в будущем они станут еще значительнее.
— Официальным языком альянса Renault-Nissan является английский, а какой официальный язык у «Лады»?
— Я думал над этим. Конечно, английский там используется все чаще, потому что завод все больше сближается со структурами альянса. Но подавляющее большинство работников — россияне, которые общаются на русском, поэтому русский язык звучит там чаще всего. Команда менеджеров, однако, международная: там есть, например, канадец, индус, французы, немцы и так далее.
— Когда говорят об альянсе, упоминают Renault, Nissan, а теперь еще и Mitsubishi и Datsun. О «Ладе» же говорят реже. Значит ли это, что вы сами себе хозяева и можете для самих себя делать больше, чем другие марки?
— «АвтоВАЗ» — это акционерное общество, у которого несколько акционеров, включая группу «Ростех», которая представляет российское государство. То есть мы несем ответственность, прежде всего, перед нашими акционерами. То, что группа Renault увеличила капитал, влечет за собой некоторые изменения, но мы по-прежнему руководствуемся стратегией, которой должен следовать «АвтоВАЗ».
[quote align=»right»]
Нефтяное проклятие снова сбывается
[/quote]
Наш приоритет — превратить предприятие, которое сейчас не зарабатывает денег, в такое, которое будет иметь позитивные показатели и располагать средствами для собственного развития. Отсутствие прибыли сейчас, конечно, обусловлено несколькими факторами. В том числе тем, что предприятие, способное производить миллион автомобилей, сейчас выпускает около 280 тысяч «Лад» и автомобилей других марок. То есть мощности полностью не используются.
— Помогает ли вам то, что одним из ваших крупных акционеров является государство?
— Государство поддерживает российскую автомобильную отрасль, и эта помощь ощутима. Конечно, это дает определенные преимущества, особенно в ситуации, когда рынок в России сократился вдвое. Сейчас наше преимущество состоит еще и в том, что у нас много местных поставщиков. В период, когда российский рынок закрывается от мира, это очень выгодно.
Ян Птачек (47 лет)
С сентября прошлого года руководит направлением продаж и маркетинга российского предприятия «АвтоВАЗ», которое производит автомобили под маркой «Лада». До этого назначения на должность Птачек на протяжении более 23 лет занимал разные посты в фирмах группы Renault. Он первый иностранный топ-менеджер, который возглавил маркетинг и продажи российской марки.
Птачек является одним из самых высокопоставленных чешских топ-менеджеров в зарубежном автопроме. Задача этого энергичного и очень опытного менеджера, который сейчас ездит на лидере продаж его марки — на Ladou Vesta, ясна.
Он должен помочь превратить российскую «золушку» в крепкое отечественное предприятие, которое задумается о выходе на другие рынки только после того, как обеспечит себе прочные позиции на внутреннем рынке. «Лада» станет классической современной маркой 21 века, но при этом по-прежнему будет ориентироваться на доступные по цене автомобили.
Источник: ИноСМИ
Приложение — Коммерсантъ Review (117945)
Можно ли представить себе ситуацию, когда LADA не является лидером продаж в России, сколько новых моделей планирует выпустить АВТОВАЗ в ближайшие восемь лет и какой новый экспонат появился в корпоративном музее компании — об этом и многом другом корреспонденту Review рассказал Ян Птачек, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу ПАО АВТОВАЗ.
REVIEW: Вы были назначены на должность исполнительного вице-президента АВТОВАЗа по продажам и маркетингу 1 августа 2016 года, до этого срока должность почти год была вакантной. Можете ли вы сказать, что начинали свою работу с чистого листа.
ЯН ПТАЧЕК: Говорить, что работа началась с чистого листа, было бы не совсем корректно. LADA — это автомобильный бренд номер один в России, у марки очень сильный потенциал. И здесь стратегические задачи связаны больше с укреплением и интенсивным развитием нашего лидерства. Это комплексная работа, которая включает в себя вывод новых моделей, их грамотное позиционирование и продвижение на рынке, активизацию работы по переформатированию дилерской сети, послепродажного обслуживания, развитие клиентоориентированности и сервиса. Это можно назвать наступлением по всем фронтам, и эта работа дает результаты: мы растем как в объемах продаж, так и по доле рынка. Также мы стали уделять больше внимания нашей экспортной политике: сегодня наши автомобили поставляются более чем в 30 стран по всему миру. Мы продолжаем развивать это направление и чувствуем поддержку со стороны альянса Renault—Nissan—Mitsubishi.
R: Для чего компания увеличивает географию своего экспорта и кого считает своими конкурентами на рынках других стран?
Я. П.: На любом рынке сегодня есть конкуренция, она может быть сильнее или слабее, но она есть. И в любой стране мы видим своими конкурентами автомобили аналогичного класса, которые продаются в сопоставимом ценовом сегменте. В настоящий момент для нас приоритетным направлением развития являются рынки стран СНГ. Если говорить, почему мы развиваем географию экспорта, то очевидно, что это тоже бизнес. Мы анализируем экспортный потенциал разных стран, возможности дальнейшего обслуживания автомобилей там, другие моменты. LADA исторически хорошо известна в разных частях мира, наша задача — не просто вернуться куда-то или зайти на новый рынок, мы должны это делать качественно, эффективно, в соответствии с новыми стандартами бренда.
R: За первые четыре месяца 2018 года продажи на российском авторынке увеличились почти на 21%. У LADA реализация увеличилась на четверть. Каковы ваши прогнозы на ближайшее время и долгосрочную перспективу?
Я. П.: Мы аккуратны в прогнозах. Существует ряд факторов, которые влияют на состояние российского автомобильного рынка — это колебание курсов валют, общая макроэкономическая обстановка, например. При этом мы подтверждаем наши ожидания по 2018 году. Рассчитываем, что рынок вырастет в пределах 10%. Что касается LADA, то мы рассчитываем сохранить долю рынка в 20%, достигнутую в 2017 году.
R: Представляете ли вы себе ситуацию, когда LADA не является лидером продаж в России?
Я. П.: Мы уверены в своих позициях и собираемся сделать все, чтобы сохранить это лидерство. При этом понимаем, что LADA находится в одном из наиболее конкурентных сегментов автомобильного рынка. Приходят новые игроки, обновляются модели уже прижившихся брендов. Но и мы не стоим на месте. Сегодня автомобили LADA отвечают международным требованиям качества, безопасности и экологичности. Имеют свой яркий, узнаваемый дизайн. При этом мы сохраняем конкурентные цены для наших покупателей. LADA имеет самую развитую дилерскую сеть в стране — это более 300 официальных центров по всей России. Мы активно работаем над повышением качества обслуживания и сервисными программами. Это очень важно, так как потенциальный покупатель, делая выбор, кроме цены сравнивает стоимость владения автомобилем, доступность его обслуживания, и здесь LADA вне конкуренции.
R: Каким образом вы планируете не только поддерживать, но и увеличивать продажи?
Я. П.: Это комплексная работа, в основе которой постоянное движение и развитие. Это касается всех аспектов деятельности компании: от обеспечения
Дмитрий Савостьянчик: LADA Sport ROSNEFT – подробности о новом сезоне
Накануне 22-й Рождественской гонки чемпионов, проходившей на полигоне АВТОВАЗа в пригороде Тольятти, был официально представлен новый дизайн команды LADA Sport ROSNEFT.
Ян Птачек, Владислав Незванкин и Стив Маттин рассказали о том, почему важно присутствие бренда LADA в российском автоспорте, какие изменения ждут спортсменов и зрителей в сезоне 2019 года и историю рождения нового дизайна для команды.
Ян Птачек, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу ПАО «АВТОВАЗ»:
— Добрый день, дамы и господа, дорогие друзья. Я очень рад, что вы нашли время и присоединились к нашей пресс-конференции. Я хотел бы использовать эту возможность, чтобы вам пожелать всего наилучшего в 2019 году, здоровья, успехов, спортивных успехов нашим пилотам и благополучия!
С таких слов и на русском языке господин Птачек начал свою речь. Продолжил тоже на русском, что лично для меня было удивительно приятным, ведь еще в августе на ММАС-2018 общаться с нами ему помогал переводчик.
Ян Птачек сказал пару слов о престижности Рождественской гонки и рассказал об итогах сезона-2018 для команды LADA Sport ROSNEFT. Прошедший год для АВТОВАЗа стал рекордным, как по продажам, так и по спортивным результатам. Команда завоевала 77 подиумов в разных категориях.
В ралли, например, «наши» стали чемпионами во всех классах, в которых была представлена команда LADA Sport ROSNEFT. В самом быстром классе российского картинга KZ-2 мы так же завоевали золото как в личном, так и в командном зачетах. В «кольце», в классе «Национальный» получено 37 подиумов за сезон; класс «Супер-продакшн» — 1 и 2 места в личном зачете и «золото» в командном; категория «Туринг» — 2 место в командном зачете и 3 в личном.
Цифры говорят сами за себя: решение развивать автоспорт было верным и сегодня оно показывает хорошие результаты.
Владислав Незванкин, генеральный директор ООО «LADA Sport», пилот команды LADA Sport ROSNEFT, класс «Национальный»:
— Узнаваемый, фирменный желтый цвет команды LADA Sport ROSNEFT – творчество Стива Маттина. Всё, что вы видите на автомобилях и на нас (прим. ред. – бренд-одежда и аксессуары), сделал Стив.
И после этого небольшого вступления он рассказал гостям презентации о том, как выглядит «автоспорт» команды изнутри.
Развитие гонщиков в команде LADA Sport ROSNEFT условно можно представить в виде пирамиды из 6 программ роста спортсменов.
Как и в большинстве мировых практик, начальная ступень для попадания в автоспорт – картинг.
Картинг – вид автогонок, в которых спортсмены участвуют в специально подготовленных достаточно маленьких болидах без кузова – картах. Но, несмотря на свою «игрушечность», самые быстрые карты могут развивать скорость свыше 200 км/ч.
Команда LADA Sport ROSNEFT представлена в 6 классах, где 10 пилотов в возрасте от 6 до 19 лет будут принимать участие в сражениях в течение сезона, с апреля по октябрь. Чемпионом 2018 года в старшем классе KZ-2 стал Иван Чубаров (на фото справа), и с этим достижением он принял участие в 22-й Рождественской гонке чемпионов.
Пилоты команд:
Класс «Микро»: Михаил Ангальдт.
Класс «Мини»: Яромир Мозин и Глеб Усок.
Класс «Супер-Мини»: Кирилл Назиров и Максим Орлов.
Класс «OK-junior»: Артем Северюхин и Григорий Примак.
Класс «Rotax Max»: Антон Незванкин.
Класс «KZ-2»: Тимофей Иванов, Антон Незванкин и Иван Чубаров.
LADA Sport ROSNEFT Rally Team
LADA Sport ROSNEFT Rally Team – самая успешная команда, выступающая на моноприводе (т.е. с приводом на одну ось). В 2019 году пилоты будут выступать на новых автомобилях LADA Granta с 1,6-литровым двигателем мощностью 195 л.с., 6-ступенчатой поисковой коробкой передач, спортивной подвеской и усиленными тормозами.
В составе команды произошла замена пилота. В 2019 году вместо Дмитрия Воронова, который уходит на повышение в абсолютный зачет, место в команде займет Юрий Ашанский, чемпион 2018 года в младшей раллийной серии LADA Rally Cup, и Александр Андреев.
LADA Rally Cup
Немного о LADA Rally Cup. Этот класс – самая доступная ступенька в ралли, участие в которой могут принимать не только профессионалы, но и любители, автомобили которых соответствуют техническому регламенту. Например, LADA Sport производит и продает автомобили LADA Granta R1 мощностью 160 л.с., которые подходят для ралли, кольцевых гонок, кросса, ралли-кросса и просто трек-дней.
Есть ещё кольцевые гонки на специально подготовленных асфальтовых полигонах. В «кольце» тоже несколько классов: Туринг, Супер-Продакшн и S1600 – бывший «Национальный».
«S1600» (Национальный)
В самом массовом и важном с точки зрения продаж и маркетинга классе «S1600» (Национальный) ведется и самая ожесточенная борьба. Победы в этом классе напрямую могут способствовать продажам автомобилей с омологацией R1.
В сезоне 2019 года LADA Sport ROSNEFT меняет автомобиль LADA Kalina на новую Granta с «Икс-ДНК». Болид получает новый двигатель с повышенной надежностью, мощностью и крутящим момент.
Перенастройке подверглось шасси, газораспределительный механизм, система впуска, облегчен каркас безопасности.
Представлять команду в этой гоночной серии будут Владимир Шешенин и Михаил Митяев.
«Супер-Продакшн»
В следующем по иерархии классе «Супер-Продакшн» болид на базе LADA Vesta остается без изменений: турбированный 255-сильный двигатель, 6-ступенчатая секвентальная КП с последовательным переключением. Тормоза и подвеска – свои. Впервые «Веста» в этом классе появилась 3 года назад и заменила «Гранту», имевшую ряд проблем со скоростью и устойчивостью на трассе. Проблемы были связаны с менее удачными по сравнению с «Вестой» колеей и колесной базой.
Гонщиками, которые будут представлять и защищать честь команды в сезоне-2019, станут Андрей Петухов и Владислав Незванкин. Парадокс, но слишком хорошие результаты команды в 2018 году добавят гонщикам трудностей в предстоящем: РАФ (Российская автомобильная федерация) обязала добавить автомобилям балласт по 30 кг.
«Туринг»
Топовый и самый быстрый класс в российских кольцевых гонках «Туринг» получит практически новый болид LADA Vesta: новый двигатель Renault M5P1 объёмом 1,8 литра развивает 350 л.с., КП оснащена новым рядом, изменена геометрия подвески, перенастроено шасси, новая тормозная система. Передний бампер стал новым, добавились вырезы в капоте, что положительно сказалось на аэродинамике.
Гонщиками этого класса будут Кирилл Ладыгин и Михаил Грачев. Руководитель команды – Михаил Михайлович Девель.
Владислав Незванкин рассказал и о 22-й Рождественской гонке чемпионов. Состав участников в этот раз стал самым звездным за всю историю соревнований, а победил снова Кирилл Ладыгин. Попасть в этот список не так уж и трудно, нужно всего лишь стать чемпионом российских автоспортивных соревнований либо завоевать международные награды. Шутка, конечно же, такие результаты – колоссальный, многолетний труд!
Стив Маттин рассказал о том, как родилась идея и какой идеологией руководствовались при её воплощении в жизнь. Кстати, с его слов, родилась она всего несколько недель назад.
Стив Маттин, шеф-дизайнер LADA:
— Мы начали с очень креативных идей. Часть идей перешли к нам из WTCC, дизайн которой родился 4 года назад. Важный аспект при создании дизайна спортивного болида заводской команды – вопрос узнаваемости бренда, дизайна команды и его продвижения. Команда дизайнеров добивалась того, чтобы автомобиль выглядел спортивнее и агрессивнее. Важно, чтоб люди могли узнать «базовый» автомобиль. Продвижение ДНК, «икс-дизайна» — также является важной задачей. Икс-образный штамп на боковой части автомобиля был усилен толстыми линиями.
Что ж, впечатляющее начало года – яркое и громкое! Надеемся, что бренд LADA в 2019 году добьется больших успехов, как на гражданском фронте, так и в мире спортивных событий. Желаем успехов!
Ян Птачек: «С точки зрения проходимости LADA 4×4 остается просто уникальным автомобилем» » LADA 4×4 Club | Лада Нива Клуб
Вице-президент по маркетингу и продажам АВТОВАЗа Ян Птачек дал большое интервью чешскому порталу Idnes. cz. В ходе интервью он рассказал какую долю на рынке намерена занять LADA, какие рынки АВТОВАЗ считает приоритетными, о причинах популярности внедорожника ЛАДА 4х4 на мировом рынке и о многом другом. Официальный лада Клуб публикует интервью Яна Птачека чешскому изданию в полном объеме.
— Idnes. cz: Группа Renault-Nissan хочет занять 40% российского рынка. Какую роль должна сыграть «Лада»?— Ян Птачек: Сейчас доля «Лады» на российском рынке составляет 20%, и мы, конечно, хотим сохранить достигнутое. Таким образом, марка «Лада» будет и впредь основой предложения альянса в России. Только после нее очередь дойдет до марок Datsun, Renault и Nissan. Это закономерно, ведь «Лада» уже давно является главной маркой в России, а ее производственная программа хорошо адаптирована к запросам местных автомобилистов.
— Вы работали с Dacia. Насколько отличается работа с «Ладой»?
— Очень отличается. Сейчас «Лада» ориентируется почти исключительно на российский рынок. В настоящее время он по-прежнему пребывает в кризисной ситуации. Несколько лет назад его объем достигал трех миллионов автомобилей, а теперь — всего 1,4 миллиона. Правда, в текущем году, если все пойдет хорошо, объем возрастет, возможно, до полутора миллионов. Но это значит, что потенциал данного рынка огромен, и мы полагаем, что теперь он будет только расти. Так что мы, в свою очередь, должны к этому определенным образом подготовиться, чтобы в будущем успевать за ростом и не потерять свою долю. Что касается собственно предприятия «АвтоВАЗ», то производительность этого завода с 50-летней историей рассчитана почти на миллион автомобилей. Сейчас альянс производит на этом заводе около 400 тысяч машин под марками «Лада», Renault, Nissan и Datsun, так что мощностей в случае роста рынка нам хватит.
Производство Dacia в Румынии, напротив, ориентировано на экспорт, а в самой Румынии продается минимум произведенных на этом заводе автомобилей. Его производительность составляет 300 тысяч машин, но на внутреннем рынке реализуется всего около десяти процентов от этого объема.
— Собирается ли «Лада» ориентироваться на экспортные рынки?
— Наш приоритет — добиться успеха на российском рынке, тем самым превратив «АвтоВАЗ» в предприятие на прочной основе. Только после этого мы можем идти дальше. Разумеется, мы задумываемся о том, как развивать экспорт, но в данный момент нашим четким приоритетом является внутренний рынок. Следующими на очереди могут стать наши традиционные рынки — бывшие республики Советского Союза. Например, мы недавно начали производить модели Lada Vesta, Xray и Largus в Казахстане, которые выпускаются там наряду с моделью Granta. Мы подумываем и о сборке CKD (машинокомплект импортируется и собирается в стране продажи, и этот метод, как правило, выбирают из соображений экономии на таможенных пошлинах — прим. ред.). Мы экспортируем также на некоторые другие рынки, но только по минимуму.
— Некоторые модели вы предлагаете и в ЕС…
— Мы недавно представили модель Vesta на немецком рынке. Но, как я уже говорил, это не входит в наши приоритеты. Развивая марку, мы вынуждены выбирать из ряда первоочередных задач. В краткосрочной перспективе нам важно увеличить долю в тех странах, рынки которых являются для нас традиционными.
— Таким рынком можно считать и Чехию, однако у нас автомобили «Лада» официально не продаются. Хотите ли вы изменить ситуацию?
— Я ждал этого вопроса, однако не могут дать на него утвердительный ответ. Наша стратегия — сосредоточиться на уже существующих рынках, поэтому пока решения о том, вернемся ли мы в Чешскую Республику или нет, не принималось. Официально «Лады» не импортируются в ЧР, и в ближайшее время ситуация не изменится. Однако вопрос выхода на новые рынки, разумеется, мы будем рассматривать в будущем. Сейчас мы над этим интенсивно не работаем.
— Почему «Лады» продаются в Германии, но не в Чехии?
— В Европе у нас есть давно существующая сеть импортеров, с которыми мы продолжаем сотрудничать. Именно благодаря этому наши новые автомобили, например, Vesta, попадают на некоторые рынки. Но, как я уже сказал, прежде чем начать развитие за рубежом, мы должны вырасти дома.
— А выгодно ли вам вообще выбирать модели для европейского рынка?
— В прошлом году «Лада» экспортировала из России около 18 тысяч автомобилей, большая часть которых отправилась в страны, соседствующие с РФ. Из этого ясно, что продажи за рубежом сейчас низкие. Дома в России мы продали более 260 тысяч автомобилей. Диспропорция значительная. Поэтому нужно сконцентрироваться на чем-то одном, и при тех объемах экспорта, которые у нас есть, нужно действовать постепенно. Так что пока мы не обдумываем вопрос, в какие страны Европы мы вообще могли бы экспортировать. Если бы мы захотели расширяться везде, у нас не хватило бы ресурсов.
— Как «Лада» продается в России? Как марку оценивают покупатели?
— У марки «Лада» в России огромная традиция, и де-факто у каждого россиянина что-то связано с этой маркой. На протяжении своей истории «Лада» занимала на рынке России такое место, что к ней сформировалась сильная привязанность. Но примешиваются и негативные оценки, касающиеся, к примеру, качества и надежности. Сейчас важно сохранить здоровое ядро, воспользоваться тем, что у этой марки такая продолжительная история на отечественном рынке, и убедить людей в том, что марка меняется.
Мы представляем на рынке новые модели, такие как Lada Vesta и Lada Xray: эти современные автомобили полностью сопоставимы с конкурентами. Мы должны убедить покупателей в том, что меняются не только продукт, марка и качество, но и сервис и дилерская сеть. Разумеется, это долгосрочная задача, и убеждать клиентов мы должны конкретными шагами. Поэтому сейчас мы полностью меняем дилерскую сеть, меняем ее имидж, а также обучаем сотрудников сети для повышения качества обслуживания и сервиса. Также мы стремимся, например, сделать более доступными запчасти и прочее. Все это базовые меры, необходимые для того, чтобы улучшить репутацию марки.
Я считаю, что у «Лады» в России большой потенциал. У нас в России самая большая дилерская сеть, и если мы усовершенствуем услуги до максимального уровня, это послужит еще одной причиной для того, чтобы покупатель остался с нами. Посмотрите на новую выставку-продажу «Лады»: она ни в чем не уступает конкурентам. Мы также можем делать ставку на то, что «Лада» широко представлена в российском автопарке.
— В прошлом году «АвтоВАЗ» отметил 50-ю годовщину основания. Воспользовались ли вы этим поводом для повышения интереса к марке «Лада»?
— Разумеется, мы использовали эту годовщину и организовали массу мероприятий, ведь годовщина была и у моделей Vesta и Xray. Однако тем, что по-настоящему поднимает интерес к марке «Лада», являются новые модели. К примеру, сейчас Lada Vesta занимает четвертое место по продажам среди всех автомоделей в России. На рынке Lada Vesta была представлена в ноябре 2015, а на четвертом месте она оказалась уже в 2016 году. Так же успешно на рынке показала себя модель Xray, представленная в марте и сразу попавшая в топ-20 самых продаваемых автомобилей России 2016 года.
— Эти автомобили по-прежнему российские, или они уже производятся в рамках альянса Renault-Nissan?
— У нас есть команда конструкторов в Тольятти, есть собственная дизайнерская студия с небольшим филиалом в Москве. Там работают россияне и дизайнеры со всего мира, и я считаю, что в последнее время нам удалось значительно улучшить дизайн наших автомобилей. Мысль о том, что в «АвтоВАЗе» нет талантливых людей, совершенно ошибочна. Lada Vesta создана на собственной платформе «АвтоВАЗа»: у нее дизайн нашей собственной студии и двигатель нашего собственного производства.
Сейчас мы устанавливаем собственные двигатели на большую часть автомобилей «Лада», но на заводе «АвтоВАЗ», конечно, на другие автомобили альянса устанавливаются и двигатели Renault. В настоящее время мы готовимся к началу производства одного из таких двигателей прямо на заводе в Тольятти, чтобы использовать его для максимального числа моделей и сделать доступнее импортного аналога по цене.
— Насколько все это отличается от другой доступной по цене марки альянса — Dacia?
— Есть большие различия. Что касается Daciа, то там разработка настолько связана с Renault, что уже трудно сказать, где именно создается этот автомобиль. У Renault в Румынии есть собственный центр разработок, где работает несколько тысяч человек, и некоторые элементы автомобилей Renault создаются именно там. Но кое-что для Daciа конструируется во Франции. Поэтому сказать, что такой автомобиль был разработан в одной конкретной стране, де-факто невозможно.
— Малый кроссовер Lada Xray технически базируется на Daciа, не так ли?
— Да, Xray основан на платформе B0, которая используется, например, для Dacia Sandero. Но вообще Lada Xray — автомобиль, разработанный у нас. С румынской маркой также связана модель Lada Largus, которая является адаптированной моделью Dacia Logan MCV первого поколения. Это очень успешный на российском рынке продукт (как в обычном варианте, так и в варианте Cross). В период производства Loganu MCV этой модели не было на европейском рынке, но теперь Dacia выпустила ее новое поколение.
Largus также успешен в сегменте коммерческих автомобилей, и благодаря этой модели «Лада» стала третьим крупнейшим производителем коммерческих автомобилей в России. Несмотря на то, что в ассортименте у нас только Largus, с помощью нашей дочерней компании мы выпускаем небольшими партиями коммерческие варианты некоторых других наших моделей. Но в ближайшее время мы не планируем расширять модельный ряд за счет другой старой модели Daciа или другой марки. Напротив, Largus мы собираемся выпускать и далее.
— Помимо новых моделей, вы предлагаете и одну очень специфическую — ту, которая в этом году отметит 40-летие с начала производства. Речь о Lada 4×4. Останется ли она в вашем модельном ряду?
— Lada 4×4 — это икона «Лады», и, главное, на некоторых рынках, а также у себя дома в России эта модель по-прежнему хорошо и стабильно продается: в среднем мы продаем по 30 тысяч Lada 4×4 в год. На российском рынке у нее нет конкурентов. А поскольку с мирового рынка постепенно уходят традиционные внедорожники, конкурентов с каждым днем становится все меньше и в мире. С точки зрения конкуренции эта модель старая, но с точки зрения проходимости Lada 4×4 остается просто уникальным автомобилем. Поэтому она так популярна. Мы точно не собираемся снимать ее с производства. Разумеется, мы задумываемся о том, как может выглядеть преемница Lada 4×4, но это вопрос не ближайшего будущего. Этот проект только рождается.
— Модель LADA 4×4 называлась «Нивой», однако теперь это название совместное предприятие GM-«АвтоВАЗ» использует для другой своей модели. Каково ее будущее?
— СП GM-«АвтоВАЗ» производит в Тольятти автомобиль Chevrolet Niva. Сейчас это название принадлежит данному СП, и будущее его будет зависеть от будущего СП. Сейчас ситуация довольно сложная, и планы Chevrolet пока неясны (фирма больше не продает свои дешевые потребительские модели на российском рынке — прим. ред.).
— Как сегодня работает завод в Тольятти?
— Производство там по-прежнему очень интегрированное: у нас есть ряд местных поставщиков, но, конечно, в практику вводятся и новые современные процессы. В приоритете — повышение качества, поэтому налаживается производственная практика альянса Renault-Nissan, и постепенно завод меняется. Уже то, что Renault и Nissan производят там некоторые свои продукты, свидетельствует о том, что в этой фирме происходят большие перемены. И в будущем они станут еще значительнее.
— Официальным языком альянса Renault-Nissan является английский, а какой официальный язык у «Лады»?
— Я думал над этим. Конечно, английский там используется все чаще, потому что завод все больше сближается со структурами альянса. Но подавляющее большинство работников — россияне, которые общаются на русском, поэтому русский язык звучит там чаще всего. Команда менеджеров, однако, международная: там есть, например, канадец, индус, французы, немцы и так далее.
— Когда говорят об альянсе, упоминают Renault, Nissan, а теперь еще и Mitsubishi и Datsun. О «Ладе» же говорят реже. Значит ли это, что вы сами себе хозяева и можете для самих себя делать больше, чем другие марки?
— «АвтоВАЗ» — это акционерное общество, у которого несколько акционеров, включая группу «Ростех», которая представляет российское государство. То есть мы несем ответственность, прежде всего, перед нашими акционерами. То, что группа Renault увеличила капитал, влечет за собой некоторые изменения, но мы по-прежнему руководствуемся стратегией, которой должен следовать «АвтоВАЗ». Наш приоритет — превратить предприятие, которое сейчас не зарабатывает денег, в такое, которое будет иметь позитивные показатели и располагать средствами для собственного развития. Отсутствие прибыли сейчас, конечно, обусловлено несколькими факторами. В том числе тем, что предприятие, способное производить миллион автомобилей, сейчас выпускает около 280 тысяч «Лад» и автомобилей других марок. То есть мощности полностью не используются.
— Помогает ли вам то, что одним из ваших крупных акционеров является государство?
— Государство поддерживает российскую автомобильную отрасль, и эта помощь ощутима. Конечно, это дает определенные преимущества, особенно в ситуации, когда рынок в России сократился вдвое. Сейчас наше преимущество состоит еще и в том, что у нас много местных поставщиков. В период, когда российский рынок закрывается от мира, это очень выгодно.