Чем отличаются аккумуляторы старт-стоп от обычных
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
СистемыStart-Stop созданы для автоматического выключения мотора и его запуска, чтобы снизить время работы на холостом ходу, это позволяет сократить расход горючего и выбросов во внешнюю среду.
Функционал батареи
Благодаря аккумулятору происходит питание всех систем машины. Им поддерживается питание разных блоков, которые задействованы в работе Start-Stop. Эти аккумуляторы не только участвуют в запуске двигателя, поэтому они и являются сердцем машины.
АКБ, используемые для Start-Stop должны иметь определенные свойства:
- обеспечивать высокую производительность;
- быстро заряжаться между циклами;
- бесперебойно подавать энергию ко всей системе, независимо от того, какова его мощность;
- даже если двигатель будет часто запускаться, это не должно влиять на нормальное функционирование;
- должна присутствовать высокая выдача тока холодной прокрутки;
- АКБ обязана быть устойчивой к разрядам критического типа.
Необходимо поговорить о том, какой должна быть крышка аккумулятора. В ней обязательно присутствие системы «лабиринта», чтобы был отвод газов к вкладышу противовзрывного характера и обратный их вывод из АКБ. Идеальным вариантом станет двойная крышка, не требующая обслуживания. В данной конструкции не имеются пробки, но существует накладка, имеющая двойные вкладыши, что предотвращает взрыв.
Аккумуляторы для Start-Stop
У системы имеется своя особенность. Это связано с дополнительной нагрузкой на аккумулятор. Из-за чего это наблюдается? При запуске двигателя каждой АКБ отдается довольно много энергии. В стандартных машинах мотор в течение суток запускается не слишком часто. Для системы «старт-стоп» данного количества недостаточно. Если движение не плотное, запуск происходит по нескольку раз в час, если машина стоит в пробке, то срабатывание случается через несколько минут.
Поэтому аккумулятор подвергается огромной нагрузке. Еще бы, ведь необходимо не только запустить мотор, но и сделать так, чтобы энергия поступила во все нужные приборы. Поэтому многие простые аккумуляторы не выдерживают работы с системой Start-Stop. Они довольно быстро разряжаются, поскольку не рассчитаны на подобную цикличность запуска мотора. Когда появилась система Start-Stop, стало необходимым создание мощных инновационных батарей, чтобы они могли полностью соответствовать большим нагрузкам.
Сейчас имеется два вида аккумуляторов. Сначала была проведена разработка батареи, в основе которой была AGM. Отличительной особенностью является то, что внутри аккумулятора имеется гель. В конструкции используются определенные пропитанные пакеты, выполненные из стекловолокна. Внутри пакетов находятся пластины АКБ. Из преимуществ данного типа можно выделить высокий уровень пусковых токов и то, что даже если батарея будет полностью заряжена, скачков не образуется. Другими словами, подобные аккумуляторы могут равномерно поставлять пусковой ток до той поры, пока полностью не разрядятся.
Выбираем аккумулятор для автомобиля с системой «Старт-Стоп»
Хорошо это или плохо, но топливная эффективность стала определяющим фактором выбора машины. Сегодня автомобиль покупают с калькулятором в руках, заранее просчитывая, во сколько обойдётся его эксплуатация. Само собой, автопроизводители не живут в отрыве от рынка (те, кто пытались, давно обанкротились). Даже если под капотом современной машины «отсталый» двигатель внутреннего сгорания, а не модный гибрид или электромотор, он обязательно оснащён эко-режимом и какой-нибудь энергосберегающей функцией.
Массовым «зелёным» решением стала система «старт-стоп», автоматически глушащая двигатель в пробках. Это уже не опция для энтузиастов, а базовое оснащение сотен моделей машин, о котором их владельцы могут и не знать до первой остановки на светофоре.
Если вы записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то выбор стартерной батареи существенно сужается.
При чём тут автомобильные аккумуляторы? Если вы добровольно или случайно записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то ваш выбор стартерной батареи существенно сужается. Аккумулятор для системы «старт-стоп» нужен особый: она отправляет заслуженные «кислотники» на пенсию, требуя других решений. Давайте разберёмся, почему.
Как работает система «старт-стоп»
Идея системы Start&Stop проста: автоматически выключать двигатель, пока машина стоит на светофоре или в пробке, чтобы не тратить топливо на работу мотора вхолостую. И быстро заводить его при отпускании педали тормоза. По разным оценкам, экономия бензина благодаря «старт-стопу» составляет 5–10%. Но какой ценой?
За день разъездов по городу автомобиль заглохнет и заведется десятки раз. Очевидно, для таких режимов нужен усиленный стартер. Часто вместо него применяют реверсивный генератор, способный и питать бортовую сеть, и быстро заводить двигатель. Но всё же главная нагрузка ложится на аккумуляторную батарею.
Срок жизни аккумулятора определяется не только возрастом, но и количеством циклов разряда/заряда. Нетрудно представить, сколько раз за день батарея разрядится и вновь зарядится при работающей системе «старт-стоп». К тому же, зарядка нужна быстрая, чтобы восполнить потери уже к следующему перекрёстку.
Бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать. Вся эта нагрузка ложится на аккумулятор.
На что, кроме пуска двигателя, тратится энергия батареи? Когда мотор глушится системой Start&Stop, бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать: водитель может даже не заметить, что двигатель остановлен. Вся эта нагрузка ложится на аккумулятор, на долю которого выпадают не просто частые разряды, а глубокие частые разряды — наиболее губительный для свинцово-кислотных батарей режим работы.
Обычный аккумулятор — и продвинутый, но «нежный» кальциевый, и более кондовый сурьмянистый, и гибридный — при такой эксплуатации посыплется в самом прямом смысле, заставив вспомнить о безопасной утилизации свинца. Очевидно, что для машин с системой «старт-стоп» нужны более выносливые батареи, устойчивые к глубоким разрядам и быстро принимающие заряд. И они есть.
Аккумуляторы AGM
Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat — абсорбирующий мат из стекловолокна. В AGM-аккумуляторах нет привычного жидкого электролита: он абсорбирован, т. е. впитан специальными вставками между пластин. Это не только позволяет ему работать в любом положении (под углом, на боку), но и существенно улучшает характеристики батареи. Аккумуляторы AGM отличаются высоким пусковым током, не боятся глубоких разрядов и быстро заряжаются, благодаря низкому внутреннему сопротивлению. Срок службы аккумуляторов AGM намного выше, чем у их жидкостных собратьев.
В AGM-аккумуляторах нет привычного жидкого электролита.
Из-за отсутствия жидкого электролита AGM-батареи часто называют гелевыми, но это разные технологии. Гелевые аккумуляторы в основном используются в качестве тяговых батарей, а стартерные «гелевые» модели на поверку оказываются AGM. Подробнее об их особенностях читайте в отдельном материале: AGM-аккумулятор, универсальный «солдат».
Технологии AGM уже полвека, но раньше такие батареи применяли лишь в авиации, мотоциклах, автоспорте и компьютерной технике. Для массового автомобильного рынка их возможности казались чрезмерными, тем более, что цена на аккумуляторы AGM немалая. С появлением на машинах системы «старт-стоп» всё изменилось: именно здесь раскрылись сильные стороны AGM-батарей, а их выносливость и солидный ресурс оправдали высокую стоимость.
Аккумуляторы EFB
Аккумуляторы EFB (Enhanced Flooded Battery — усиленная батарея с жидким электролитом) создавались специально для системы «старт-стоп» в качестве доступной альтернативы AGM. Жидкий электролит в них есть, но его примерно в три раза меньше, чем в классических свинцово-кислотных батареях. Пластины в аккумуляторах EFB усилены и запечатаны в «конверты» из специального волокна, защищающие от сульфатации и осыпания активной массы — печальных последствий частых разрядов.
Цена на аккумуляторы EFB ниже, чем на AGM-батареи, а ресурс и устойчивость к глубоким разрядам заметно выше, чем у обычных жидкостных аккумуляторов. Постоянные циклы разряда/заряда, связанные с работой системы «старт-стоп», батареи EFB успешно выдерживают, поэтому именно их обычно рекомендуют владельцам «зелёных» машин.
Аккумуляторы EFB — промежуточная ступень между AGM и обычной жидкостной батареей.
Что лучше: AGM или EFB?
Напрямую сравнивать батареи EFB и AGM не совсем корректно. Оба типа аккумуляторов хорошо показывают себя в «зелёных» машинах с системой «старт-стоп», но делаются они по разным технологиям и для разных задач. AGM — это бескомпромиссное решение, способное работать в экстремальных условиях, при сильных вибрациях и больших кренах, выдавать стабильное напряжение без просадок и быстро восполнять заряд. За это их уважают джиперы, использующие мощные электрические лебёдки, и любители качественного автозвука. Высокая стоимость батарей AGM вполне соответствует их уровню.
Аккумуляторы EFB — промежуточная ступень между AGM и обычной жидкостной батареей, их можно назвать удачным компромиссом. Будучи конструктивно ближе к «классике», EFB не сильно уступает AGM в стойкости к глубоким разрядам и скорости зарядки. Это решение для тех, кто не готов переплачивать за экстремальные возможности батарей AGM, а просто хочет обеспечить нормальную работу системы «старт-стоп». В этом случае купить аккумулятор EFB — разумный выбор.
Аккумулятор для гибридного автомобиля
А что если нужен аккумулятор для гибрида? Ведь помимо мощной тяговой батареи, питающей электромотор, в гибридах есть и обычный стартерный аккумулятор, как и в любой бензиновой машине. Здесь всё просто: в любом гибриде, в том числе «мягком» (Mild Hybrid), система «старт-стоп» есть априори. И выбор аккумулятора для гибрида ничем не отличается от описанного выше — это батареи AGM и EFB. Например, на Toyota Prius с завода установлен именно AGM-аккумулятор на 45, А•ч.
Штатный аккумулятор гибрида Toyota Prius, выполненный по технологии AGM (OEM-номер 28800-YZZPD). Изготовлен, кстати, в Корее.
Как «прикурить» аккумулятор AGM или EFB
Устойчивость аккумуляторов AGM и EFB к глубоким разрядам — это способность заряжаться после них полностью, не теряя прежней ёмкости. Что не делает глубокий (или даже полный) разряд невозможным — обмануть физику не получится.
Что делать, если батарея полностью разрядилась? Есть разные мнения, можно ли «прикуривать» AGM-аккумулятор. Кто-то уверен, что категорически нельзя, другие считают, что ничего страшного не случится. Разумнее исходить из конкретной ситуации: если в батарее остался какой-то ток, но его не хватает, чтобы завести двигатель — вполне допустимо помочь ей «прикуркой», если делать всё правильно и использовать качественные пусковые провода. Если же аккумулятор посажен «в ноль» — не стоит мучить технику. Разряженную батарею нужно снять и полностью зарядить от внешнего зарядного устройства. Это касается не только AGM, но и EFB, и обычных жидкостных аккумуляторов.
Если аккумулятор посажен «в ноль» — не стоит мучить технику. Батарею нужно снять и полностью зарядить.
Зарядка аккумуляторов EFB и AGM
Как зарядить EFB и AGM аккумуляторы внешним зарядным устройством? В части зарядки батареи EFB ничем не отличаются от обычных, поскольку в них тоже используется жидкий электролит. Аккумулятор заряжается током, равным 10% от номинальной ёмкости и напряжением не выше 14,8 В. На цифровом зарядном устройстве для зарядки EFB-батареи следует выбирать режим для жидкостных аккумуляторов (WET или SLI). Температурная компенсация (значок снежинки на зарядном устройстве) для EFB не требуется.
С батареями AGM всё немного сложнее из-за их большей чувствительности к перезаряду: напряжение не должно превышать 14,4 В. Чтобы правильно зарядить AGM-аккумулятор, лучше использовать электронное зарядное устройство с микропроцессором, поддерживающее режим зарядки AGM и температурную компенсацию. При ручной зарядке обычным трансформаторным «зарядником» велик риск перегреть стекломаты батареи.
Что касается зарядки непосредственно в машине, то не стоит переживать: генератор современного автомобиля, тем более «зелёного», успешно справится с любым типом батареи.
Carfort Charge-50 — пример зарядного устройства для AGM-аккумуляторов.
Exide EK600 AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: EXIDE; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 680; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 9000 руб 9600 руб | ||
Exide MICRO-HYBRID EK 700 AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: EXIDE; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 70; Пусковой ток, А : 760; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278х175х190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 9885 руб 10485 руб | ||
Exide MICRO-HYBRID EK 800 AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: EXIDE; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 80; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315х175х190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 11500 руб 12300 руб | ||
Exide AGM 95 ач EK950 MICRO-HYBRID Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: EXIDE; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 850; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 12200 руб 13000 руб | ||
Exide EK1050 AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: EXIDE; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 105; Пусковой ток, А : 950; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 394x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 14500 руб 15300 руб | ||
GLADIATOR EFB 95Ah Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: GLADIATOR; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 930; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 36; | 6950 руб 7750 руб | ||
HUGEL Nano Golden EFB 100 о.п. (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: HUGEL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 100; Пусковой ток, А : 920; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 36; | 9450 руб 10250 руб | ||
ATLAS 90D23L EFB Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: ATLAS; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 650; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 230x172x220; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7585 руб | ||
HANKOOK 90D23L EFB (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: HANKOOK; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 670; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 232х173х225; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7585 руб | ||
HANKOOK 90D23R EFB (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: HANKOOK; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 670; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 232х173х225; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7585 руб | ||
Solite Q85 60Ah EFB (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: Solite; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 560; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 230х168х200; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7585 руб | ||
Globatt T110 (D31) EFB L Start-Stop Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: GLOBATT; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 820; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 306х173х225; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 36; | 8000 руб 8800 руб | ||
Varta D53 Blue dynamic EFB Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 560; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 7000 руб 7600 руб | ||
Varta D52 Silver dynamic AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 680; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 9450 руб 10050 руб | ||
Varta D54 Blue dynamic EFB Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 650; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x175; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 7885 руб 8485 руб | ||
Varta E39 Silver dynamic AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 70; Пусковой ток, А : 760; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 11350 руб 11950 руб | ||
Varta E46 Blue dynamic EFB Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 75; Пусковой ток, А : 730; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x175; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 9600 руб 10200 руб | ||
Varta F22 Blue dynamic EFB Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 80; Пусковой ток, А : 730; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 9900 руб 10700 руб | ||
Varta G14 Silver dynamic AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 850; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 14800 руб 15600 руб | ||
Varta h25 Silver dynamic AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 105; Пусковой ток, А : 950; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 393x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 16100 руб 16900 руб | ||
Varta F21 (Start-Stop) Silver Dynamic AGM Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: VARTA; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 80; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 12950 руб 13750 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 55 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 55; Пусковой ток, А : 480; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 4685 руб 5285 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 55 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 55; Пусковой ток, А : 480; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 4685 руб 5285 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 60 о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 560; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 4990 руб 5590 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 60 п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 560; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 4990 руб 5590 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 62 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 62; Пусковой ток, А : 550; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5085 руб 5685 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 62 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 62; Пусковой ток, А : 550; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5085 руб 5685 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 65 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 600; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5285 руб 5885 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 65 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 600; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5285 руб 5885 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 75 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 75; Пусковой ток, А : 720; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5885 руб 6485 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 75 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 75; Пусковой ток, А : 720; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 5885 руб 6485 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 90 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 90; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7785 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 90 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 90; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x177x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7785 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 100 А/ч о.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 100; Пусковой ток, А : 930; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 7985 руб 8785 руб | ||
АКОМ EFB (Start-Stop) 100 А/ч п.п. Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: АКОМ; Полярность: Прямая; Емкость, А/ч : 100; Пусковой ток, А : 930; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 24; | 7985 руб 8785 руб | ||
MOLL AGM 60R 60 Ah 640A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 640; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 10200 руб 10800 руб | ||
MOLL AGM 70R 70 Ah 760A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 70; Пусковой ток, А : 760; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 12300 руб 12900 руб | ||
MOLL AGM 80R 80Ah 800A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 80; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 14100 руб 14900 руб | ||
MOLL AGM 95R 95Ah 850A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 850; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 16100 руб 16900 руб | ||
MOLL EFB 60R 60Ah 640A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 640; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 9200 руб 9800 руб | ||
MOLL EFB 65R 65Ah 680A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 65; Пусковой ток, А : 680; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 242x175x175; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 10300 руб 10900 руб | ||
MOLL EFB 70R 70Ah 760A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 70; Пусковой ток, А : 760; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 278x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 11000 руб 11600 руб | ||
MOLL EFB 75R 75Ah 760A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 75; Пусковой ток, А : 760; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x175; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 11900 руб 12500 руб | ||
MOLL EFB 80R 80Ah 800A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 80; Пусковой ток, А : 800; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 315x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 12000 руб 12800 руб | ||
MOLL EFB 95R 95Ah 900A Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: MOLL; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 95; Пусковой ток, А : 900; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 353x175x190; Тип корпуса: Европа; Гарантия, мес.: 48; | 13800 руб 14600 руб | ||
BOST PREMIUM Q86 EFB 70Ah Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: BOST; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 70; Пусковой ток, А : 700; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 232x173x225; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 36; | 6985 руб 7585 руб | ||
Solite N55 50Ah оп. 440A EFB (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: Solite; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 50; Пусковой ток, А : 440; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 238x129x227; Гарантия, мес.: 24; | 6485 руб 6885 руб | ||
Solite Q85 60Ah EFB (Start-Stop) Цена при сдаче старого аккумулятора Производитель: Solite; Полярность: Обратная; Емкость, А/ч : 60; Пусковой ток, А : 560; Габаритные размеры (ДхШхВ), мм : 230х168х200; Тип корпуса: Азия; Гарантия, мес.: 24; | 6985 руб 7585 руб |
Всепоглощающий мат — Авторевю
Когда мы готовили материал о системах start-stop (АР №2, 2013), то подивились троекратной цене особых аккумуляторов для этих систем. И правда, почему так дорого? За ответом я отправился на специальный завод Varta в Цвиккау, где производят батареи по технологии AGM.
Свинцовые аккумуляторы со связанным электролитом, изготовленные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat, «поглощающее стекловолокно»), появились около 40 лет назад — их изобрели для работы в буферном режиме в стационарных системах бесперебойного электроснабжения. Такие батареи хороши с точки зрения безопасности, поскольку практически не выделяют в атмосферу образующиеся при зарядке газы — их пузырьки задерживаются в порах матов-сепараторов и, не улетучиваясь, постепенно возвращаются обратно в жидкий электролит (этот процесс называется рекомбинацией газов и достигает в AGM-аккумуляторах 96-99%). А в качестве бонуса — низкий саморазряд (всего на 15-20% за год простоя), полная необслуживаемость и долгий, до 12-15 лет, срок службы.
Аккумуляторы под марками Varta и Bosch изготавливают на одном конвейере и по сути отличаются лишь наклейками
В 90-х годах прошлого века технология AGM прижилась в автоспорте. Во-первых, вновь из-за безопасности — теперь уже благодаря полностью герметичному корпусу аккумулятора, исключающему вытекание электролита при аварии. А во-вторых, из-за компактности — благодаря малому сопротивлению не изолирующих, а пропитанных электролитом сепараторов большой пусковой ток они выдают при меньшей емкости, то есть с меньшим количеством пластин в пакете.
А на обычных автомобилях AGM-аккумуляторы появились больше десяти лет назад, задолго до распространения систем start-stop — из-за возможности быстро и отдавать, и принимать большое количество энергии, способности безболезненно выдерживать глубокие разряды (при периодических разрядах больше 50% AGM-батарея прослужит вчетверо дольше обычной) и не деградировать при частых циклах разрядов-зарядов. Ведь стекловолоконные маты вдобавок ко всему механически удерживают активную массу на пластинах, не давая ей осыпаться. Именно поэтому на машинах с системой start-stop подобный аккумулятор способен проработать четыре-пять лет, а не два-три года, как обычный «жидкий».
Первым из «гражданских» автомобилей AGM-батарею в 2002 году примерил рестайлинговый Mercedes S-класса W220, а сделали ее в Цвиккау.
Сейчас завод ежегодно производит четыре миллиона батарей исключительно серий Start Stop как со своим брендом Varta, так и для «упаковщика» Bosch — почти монополист, закрывший 80% конвейерных поставок батарей европейским автопроизводителям для машин с системой start-stop (для сравнения: весь рынок продаж аккумуляторов в России — около 10-11 млн штук). И хоть сейчас тут готовы делать шесть с половиной миллионов батарей, но столько понадобится только к 2015 году, когда, по прогнозам, систему start-stop будут иметь 70% европейских машин.
В цехах — немецкая стерильность, автоматизация — высочайшая: со всем управляются всего сто человек в смену. Как на любом другом аккумуляторном заводе, тут плавят чушки свинцовых сплавов, смешивают активную массу в многотонных миксерах, делают решетки электродов… Не самым, кстати, современным способом делают — льют и положительные, и отрицательные решетки для 40% аккумуляторов, а современные панчинговые (штампованные) плюсовые решетки для остальных будут привозить с завода в Ганновере до тех пор, пока литьевое оборудование в Цвиккау не выработает свой ресурс. Любопытно, что по внешнему виду и маркировке на аккумуляторе нельзя определить, какая решетка внутри, а ведь от нее в конечном итоге зависит срок службы батареи.
Первые герметичные аккумуляторы, сделанные по технологии AGM, обозначались аббревиатурой VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid battery, «свинцово-кислотная батарея с клапанным регулированием»)
Во время первичной зарядки в отверстия для пробок устанавливаются уловители паров электролита. Интересно, почему на наших заводах такими не пользуются?..
Первые признаки AGM-технологии я заметил, только добравшись до участка сборки пакетов: готовые, намазанные пастой и высушенные пластины автоматы не «одевают» в полиэтиленовые пакеты сепараторов, а пеленают в стекловолоконный материал, смахивающий на толстую двухмиллиметровую промокашку, английской фирмы Hollingsworth.
Дальше «ладошки» специального робота стискивают пухлые, похожие на пачки салфеток пакеты пластин и с определенным усилием вставляют их в ячейки корпуса. Недожмешь — вместо AGM выйдет обычный аккумулятор с жидкой прослойкой электролита, пережмешь — будет недостаток электролита у поверхности пластин и плохая рекомбинация газов из-за сплюснутых пор мата.
Корпуса у AGM-батарей, кстати, тоже особые, сделанные не из обычного «аккумуляторного» полипропилена, а из более прочного АБС-пластика. Но даже их раздувает до бочкообразной формы давление сжатых сепараторов, пока все не стянет крышка.
А вот и еще одно, по большому счету последнее технологическое AGM-отличие — многоступенчатая, с перерывами, чтобы дать стекловолокну пропитаться, заливка электролитом.
Не маловато ли для того, чтобы AGM-аккумулятор стоил в три раза больше обычного? При всех его сплошных преимуществах переплачивать и ставить сегодня AGM-батарею на обычный автомобиль (а она без проблем заменяет простую АКБ с жидким электролитом) пока есть резон лишь с таким же большим, как с системой start-stop, энергопотреблением при коротких поездках — например, с мощным тюнинговым звуком или с предпусковыми подогревателями. Или тем, кому лень покупать новый аккумулятор чаще, чем раз в семь-восемь лет. Вот когда снизятся цены… Вспомните, сколько поначалу просили, скажем, за жидкокристаллические телевизоры, пока они не стали массовыми. А нынче «динозавры» с кинескопами почти вымерли.
Переложенные сепараторами пухлые пакеты пластин настолько сильно распирают корпус, что для установки крышки его приходится сжимать. Пробки-клапаны (справа внизу) — одноразовые, форма ответной части не позволяет их отвернуть
Аккумуляторы для автомобилей с технологией Start-Stop
Если вы – житель мегаполиса, то вам известно, что у автомобилистов передвижение в таких условиях отличается определенными особенностями. Самый неприятный момент — пробки, подчас занимающие очень много времени. Такое передвижение «по метру в час» очень затратно в плане горючего.
Вот здесь и потребуется установка системы START-STOP, которая будет регулироваться при помощи автомобильного бортового компьютера автомобиля. В случае превышения длительности остановки автомобиля, которая была определена у установлена предварительно, происходит автоматическое выключение двигателя. Когда вы готовы ехать дальше, просто нажмите педаль газа.
Такая продуктивная технология дает возможность ощутимо сохранить горючее в длительных заторах.
Однако есть и некоторые особенности применения системы START-STOP. Они касаются очень большой нагрузки, которая приходится на аккумуляторную батарею машины. Ведь чем чаще вы заводите автомобиль, тем быстрее разряжается АКБ.
Из этого следует, что внедрение системы START-STOP требует создания соответствующего аккумулятора для автомобиля, в котором также будет оборудована эта система.
Как это работает?
В основе нового аккумулятора с системой START-STOP лежит применение конструкции аккумулятора AGM с гелевым типом электролита. Пропитывается специальный пакет из стекловолокна, в который упакованы пластины аккумулятора. При высоких пусковых токах, даже при полном разряде, такие батареи способны сохранять равномерную величину пускового тока.
Ограничение такого применения заключается в том, что свойства быстрого заряда не полезны для аккумуляторной батареи. Так как способствуют быстрому её износу.
Создание аккумуляторов EFB стало решением данной проблемы. Упаковка пластин аккумулятора в конвертах из микроволокон здесь подобна предыдущей модели. Но свойства электролита остаются не гелевыми, а жидкими по консистенции.
Обработка пластин такого устройства серебром способствует повышению степени устойчивости батареи к быстрому изнашиванию. Это позволит продлить время эксплуатации аккумуляторной батареи.
Стоимость обеих типов аккумуляторов примерно одинакова. Однако не стоит забывать, что для приобретения того или иного типа АКБ нужно учитывать требования вашего автомобиля. В нашем магазина представлен большой выбор аккумуляторов для автомобилей оснащенных технологией Старт-Стоп..Желательно дополнительно проконсультироваться.
Сохраните эту статью в популярных соц. сетях:
Аккумуляторы для автомобилей с системой «старт-стоп»
- Все статьи
- Аккумуляторы для автомобилей с системой «старт-стоп»
Система «старт-стоп»: экология и экономия топлива
Забота об охране природы и снижении выбросов вредных веществ в атмосферу — сфера интересов не только общественных организаций, но и автомобильных концернов. Стремясь сократить количество выброса выхлопных газов, производители совершенствуют технологии и составные части транспортными средствами. Одним из решений, признанных экспертами как оптимальное, является система «старт-стоп».
Коснемся самой сути. Система дает возможность контролировать работу двигателя и выключать его в момент остановки авто. Управление системой «старт-стоп» осуществляет бортовой компьютер автомобиля. При превышении контрольного времени длительности остановки, происходит автоматическое выключение двигателя.
Блок, управляющий системой, связан с блоком, отвечающим за управление двигателя — и непосредственно в нем установлено специальное программное обеспечение. Обычно система анализирует несколько показателей и реагирует на датчики положения педали тормоза, скорости, педали сцепления, частоты вращения коленвала, а также на показатель заряда АКБ.
Основываясь на перечисленные датчики, система отключает двигатель; она определяет, что движение прекратилось, и переводит потребляющее энергию оборудование на питание от батареи.
Автоматическое включение при начале движении осуществляется с помощью сцепления (на механике) либо отпускании педали тормоза (на авто с автоматической коробкой передач). При данных действиях, благодаря системе, идет автоматическая подача питания на стартер, и запуск двигателя.
Позитивные плюсы для автомобиля от наличия «старт-стоп» очевидны: система снижает потерю энергии, которая вызвана тем, что двигатель работает на холостом ходу. Снижается и выброс выхлопных газов — на 8-10%.
То есть, помимо экологии, система имеет и второй глобальный позитивный фактор — непосредственно для тех, кто за рулем. Для экономных водителей важно то, что расход горючего становится меньше минимум на 5% (экономия может достигать и 10%).
Формулу системы «старт-стоп» можно уложить в одну фразу: при движении автомобиля расходуете топливо, когда авто останавливается — нет. Для мегаполисов и просто больших городов с постоянным пробками данная система является очень полезной. «Рваный» ритм езды становится причиной и лишнего сжигания топлива, и расходования нервов водителя. На режим холостого хода приходится до 30% общего времени работы двигателя, а при езде в пробках эта цифра существенно возрастает.
Помимо экономии топлива, наличие системы приводит к улучшению комфортности для водителя. Системой оснащены автомобили под марками BMW и Citroën, Mercedes и Fiat, Volvo и Porsche, Hyundai и Honda, Kia и Mazda, Renault и Opel, Toyota и Volkswagen. По оценке экспертов, с нынешнего года «старт-стоп» будет присутствовать в двух из трех новых автомобилей.
Аккумуляторы для системы «старт-стоп»
Система имеет свою особенность. Она заключается в повышении (и весьма значительном) нагрузки на аккумулятор. Разберемся, почему так происходит.
Непосредственно в момент запуска двигателя любая АКБ отдает существенное количество энергии. В традиционных автомобилях за сутки число пусков не так велико. Система «старт-стоп» требует на порядок большего количества пусков. При не слишком плотном движении это происходит несколько раз в час, при движении в пробках — каждые несколько минут.
В результате, нагрузка на любой аккумулятор вырастает в геометрической прогрессии. Ведь помимо пуска двигателя, батарее нужно обеспечить энергией все основные и дополнительные приборы, включая кондиционер, навигационную систему, аудиосистему и другие.
Вот почему простые аккумуляторы не способны успешно работать на автомобилях с системой «старт-стоп». Они не рассчитана на такую высокую цикличность запуска двигателя. Результат — быстрый разряд обычной АКБ. А непродолжительность работы и мотора, и генератора приводит к тому, что аккумулятор не успевает полностью зарядиться за непродолжительный срок — между циклами.
С появлением «старт-стоп» возникла потребность в более мощных и инновационных батареях, которые бы полностью соответствовали возросшим нагрузкам и особенностям системы.
На сегодняшний момент существует два типа аккумуляторов. Вначале были разработана батареи на основе конструкция AGM. Отличительная особенность в том, что это аккумулятор гелевого типа. В конструкции подразумевается пропитка специальных пакетов, состоящих из стекловолокна. В эти пакеты упакованы пластины АКБ. Преимущество данного типа: высокие пусковые токи и даже полный разряд батареи не приводит к скачкам. То есть, такие аккумуляторы в состоянии сохранять равномерное значение пускового тока — практически до полного разряда.
Но у данного типа есть и недостатки, так как скорость заряда не является оптимальной для АКБ. Это негативно сказывается на длительности эксплуатации, поскольку приводит к быстрому износу батареи.
Вот почему в дальнейшем, специально для системы «старт-стоп», были созданы аккумуляторы типа EFB (полная расшифровка — Enhanced Flooded Battery). Их пластины также упакованы в специальные конверты, а материалом для конвертов служит микроволокно.
Отличие — в пропитывающем электролите: он является не гелевым, а жидким. Чтобы повысить свойства аккумуляторов типа EFB, пластины батареи легируются: для этого используется серебро. Аккумуляторы EFB имеют столь же высокие пусковые токи, что и гелевые батареи, но заряд происходит быстрее. Вот почему EFB — оптимальные аккумуляторы для любого авто, на котором функционирует система «старт-стоп».
Свойства, которыми должны обладать АКБ для системы «старт-стоп»
— Обеспечение высокой производительности;
— Устойчивость к высоким циклическим нагрузкам;
— Способность к быстрому заряду между циклами;
— Обеспечение бесперебойной подачи энергии ко всему оборудованию, вне зависимости от его количества и мощности — во время остановки авто;
— Способность нормально функционировать при частых запусках двигателя;
— Способность выдавать высокие показатели тока холодной прокрутки;
— Устойчивость к критическим разрядам
Отдельно стоит сказать о специальном устройстве крышки аккумулятора. Она должна быть снабжена системой «лабиринт», позволяющей отводить газы к противовзрывному вкладышу и выводить их из АКБ. В идеале это двойная крышка, которая не требует обслуживания. В ней нет пробок, зато есть сваренная накладка с двойными вкладышами, предотвращающими взрыв. Кроме этого, лабиринт способствует возврату электролита (стеканию в ячейки).
«Первая аккумуляторная компания» предлагает обширную линейку АКБ Autopart GALAXY EFB. Эти аккумуляторы соответствуют всем приведенным выше требованиям, включая конструкцию крышки, и являются прекрасным выбором для автомобиля с системой «старт-стоп». Помимо этого, батареи обладают целым набором важных характеристик, являются мощными и экологичными.
Купить аккумулятор старт-стоп
Системы «старт-стоп». Просто, но не просто
Система «cтарт-cтоп» — простейшее средство экономии топлива: едешь — расходуешь, стоишь — нет. Но за кажущейся простотой скрываются сложные инженерные решения
Компания Bosch поставляет автопроизводителям свои системы «cтарт-cтоп» с 2007 года. За это время накоплен опыт, позволяющий компании занимать лидирующие позиции в разработке, производстве и диагностике неисправностей таких систем и компонентов, их обслуживании и ремонте. На примере продукции компании попробуем отыскать «подводные камни» новой системы.
Количество легковых автомобилей, оснащенных системой, на 5–8 % снижающей расход топлива и выбросы СО2, постоянно растет. По прогнозам, в 2013 году каждый второй новый автомобиль от компактного городского до представительского или высокотехнологичного спорткара будет оснащен системой «старт-стоп».
Как и все другие узлы и агрегаты автомобиля, эта система потребует качественного ремонта и обслуживания. Для оценки ее технического состояния и выявления неисправностей требуется, как минимум, соответствующий диагностический тестер, например KTS от Bosch. Он же используется для регистрации новой аккумуляторной батареи в системе контроля и управления аккумулятором. Регистрация необходима для обеспечения оптимальной работы технологии «старт-стоп». Одних этих условий достаточно, чтобы понять, что даже простая замена батареи должна производиться в условиях СТО. «Наломать дров» может и автомеханик. Во избежание ошибок ему важно располагать необходимой информацией. Программное обеспечение Bosch ESI[tronic] содержит данные обо всех автомобилях с системой «старт-стоп» и предоставляет инструкции по ремонту и обслуживанию, системную информацию и каталог запчастей. Желательно, чтобы под рукой у работника имелось специальное оборудование вроде тестера BAT 131 для проверки состояния батарей и диагностической системы Bosch FSA, определяющей состояние датчиков.
Аккумуляторы «старт-стоп» внешне от традиционных практически не оттличаются. Фото: Bosch
Источники тока повышенной мощности и надежности можно назвать сердцевиной системы. Пуск двигателя — напряженнейший режим работы аккумулятора, требующий быстрой отдачи огромного количества электрической энергии. И если в автомобиле традиционной конструкции батарея переживает такой шок всего несколько раз в сутки, то при наличии системы «старт-стоп» подобные перегрузки могут иметь место ежечасно, если не ежеминутно. Специалисты советуют для экономии топлива глушить двигатель каждый раз, когда ожидается остановка продолжительностью более 30 секунд. Прикиньте сами, сколько раз придется запустить мотор при «движении» в пробке. А батарея должна не только обеспечивать частые надежные запуски двигателя, но и поддерживать во время остановки работоспособность всех потребителей электроэнергии — от ламп освещения до кондиционера и «музыки». Аккумуляторная батарея должна обеспечивать высокую производительность, быть устойчивой к высоким циклическим нагрузкам и обладать способностью быстро принимать заряд. Она должна предоставлять энергию при частых запусках двигателя, а также снабжать энергией необходимые электроприборы во время фазы остановки. Обычная батарея в таких условиях долго не протянет. Bosch, к примеру, выпускает две линейки специальных аккумуляторов — Bosch S5 EFB (с жидким электролитом) и S6 AGM (с абсорбирующим стекловолокном). К слову, важно помнить, что аккумулятор EFB можно заменить как другим таким же, так и батареей AGM. Если же изначально была установлена батарея AGM, то ее можно заменить только аккумулятором такого же типа. Правильно подобрать необходимую батарею можно с помощью программного обеспечения ESI[tronic] от Bosch, где также есть инструкции по замене аккумулятора.
В новых условиях достается не только аккумуляторам. Стартеры, специально разработанные Bosch для систем «старт-стоп»», рассчитаны на значительно большее число запусков двигателя и оснащены усиленными подшипниками, улучшенной планетарной передачей и оптимизированным коммутатором. Ведь, значительно чаще включаясь в работу, они должны выдерживать не только механические, но и термические нагрузки. О полных (хоть и временных) отказах перегретого стартера помнят многие наши автомобилисты, «усовершенствовавшие» свои «жигули» путем удаления теплозащитного экрана под выпускной трубой.
Система «старт-стоп». Фото: Bosch
Особые требования предъявляются и к генераторам. Мало того, что они должны иметь повышенную мощность, чтобы компенсировать вызванный частыми пусками и работой потребителей на остановках возросший расход электроэнергии от аккумуляторов, но и начинать вырабатывать электричество уже на оборотах холостого хода. Аккумуляторы должны подзаряжаться быстро и в любых условиях.
Функцию «старт-стоп» «просто» добавили в уже привычный электронный блок управления двигателем, добавив необходимые датчики (такие как датчики состояния батареи или скорости вращения колес). Понадобились и дополнительные преобразователи DC/DC (постоянного тока в опять же постоянный). Они стабилизируют напряжение в системе, когда автомобиль трогается с места, и поддерживают бесперебойную работу радио, навигационной системы и гарнитуры hands-free. Для тех, кто окончательно уверился, что «старт-стоп» — это очень просто, ставим в нашем повествовании жирную точку. А сомневающимся из числа специалистов подскажем, что группой компаний Bosch организовано обучение безопасному обращению с системами «старт-стоп»» в 43‑х учебных центрах Bosch по всему миру. А для столкнувшихся с проблемами сотрудников СТО работает техническая горячая линия Bosch.