Фольксваген и порше: Volkswagen (концерн) — Википедия – Porsche — VW: гениальная афера десятилетия

Содержание

Porsche — VW: гениальная афера десятилетия

Volkswagen и Porsche способны на такие аферы, по сравнению с которыми дизельный скандал покажется детскими играми. Производитель спорткаров поглотил компанию, собирающую «народные автомобили», задействовав рыночные махинации и немного непотизма.

История слияния Porsche — Volkswagen растянулась на 5 лет. Как заявил Мартин Вайманн, президент Берлинского сообщества защиты интересов акционеров, такое должно было произойти в банановой республике, но не в цивилизованной Германии. Западные СМИ уже назвали сделку одним из самых блестящих финансовых манёвров десятилетия.

Но обо всём по порядку.

В сентябре 2005 г. на рынке начинают циркулировать слухи о том, что Volkswagen — потенциальная цель для поглощения. В Porsche стали нервничать. Компания использует крупные и относительно дешёвые линии сборки VW для производства своих автомобилей класса люкс и их продажи с огромной маржой. Грубо говоря, сборка одного SUV обходится, как Touareg, но денег за него получают ощутимо больше — ведь это уже Cayenne.

Porsche не хочется лишиться этого конкурентного преимущества: компания начинает сама активно скупать акции, и к марту 2007 г. её доля в VW превышает 30%. На этом уровне Porsche достигает операционного потолка: будучи нишевой компанией, пускай и легендарной, закупать в огромных объёмах акции крупнейшего производителя автомобилей в мире (VW постоянно сражается за этот титул с Toyota) достаточно накладно.

А в сентябре 2008 г. рынок буквально сорвался с цепи под воздействием финансового кризиса. Спекулянты поголовно начали играть на понижение против Volkswagen. Доля семьи Порше в этой компании могла резко обесцениться. Именно в этот момент наследники легендарного Фердинанда Порше, собравшего первый «Жук», сделали хитрый шаг, который германские регуляторы разбирают до сих пор, хотя прошло уже несколько лет.

26 октября 2008 г. компания Porsche внезапно заявила о том, что контролирует уже 74% акций Volkswagen. Заявка о такой крупной покупке в корне изменила тренд: котировки VW всего за 2 дня взлетели настолько, что компания обошла по капитализации ExxonMobil и на короткий срок стала самой дорогой в мире. На рынке начался short squeeze (в переводе с англ. — выдавливание спекулянтов). Жёсткая игра на понижение (так называемый неприкрытый шорт) подразумевает под собой огромные убытки, если акции всё же начинают расти. Это и произошло. Адольф Меркле, германский миллиардер, игравший против VW, даже бросился под поезд из-за своих чудовищных финансовых потерь.

Ключевой момент в том, что по состоянию на октябрь 2008 г. у Porsche не было 74% акций VW. Львиную долю ценных бумаг компания только собиралась докупить посредством завершения серии сложных сделок, но информацию подали так, как будто бы Porsche — уже крупнейший акционер Volkswagen. К таким предварительным выводам пришли германские регуляторы, и дело ещё продолжается. Кроме того, у Porsche на момент объявления не хватало денег на покупку акций. Партнёром компании в сделках выступал Maple Bank, не относящийся к разряду крупных и имеющий сомнительную репутацию. Сейчас он проходит процедуру банкротства за сокрытие убытков на 2,6 млрд евро.

В начале 2009 г. рыночное поглощение Porsche — Volkswagen забуксовало. Банки почувствовали запах жареного, и перестали выдавать Porsche кредиты на покупку акций VW.

В августе 2009 г. семья Порше пускает в ход тяжёлую артиллерию — родственные связи. Председатель Volkswagen Фердинанд Пиех соглашается купить Porsche. Фамилия смущать не должна: господин Пиех — внук легендарного Фердинанда Порше. После сделки в результате серии неанонсированных решений семья Порше стала контролировать большую часть голосующих акций и четверть кресел в совете директоров. Проще говоря, Volkswagen купил компанию Porsche, но семья Порше в результате оказалась главным владельцем VW.

Эта захватывающая дух комбинация относительно легко сработала потому, что у Volkswagen всего 3 мажоритарных акционера: семья Порше (чуть больше 50% акций), земля Нижняя Саксония (20%) и правительство Катара (17% бумаг). Договориться им не сложно: семья получает основную прибыль, муниципальные власти — тысячи рабочих мест, а арабские инвесторы — щедрые дивиденды. Но «трио» не учло одного — среди немой массы миноритариев оказался один весьма недовольный и при этом могущественный акционер: Норвежский пенсионный фонд, крупнейший в мире. Ему принадлежит всего 1,2% акций (оцениваются в $1,3 млрд), но норвежцы решили разобраться, что же происходит в «теневом» правлении VW. И подали иск.

Только в июне 2015 г. суд Штутгарта выдвинул обвинение в рыночных махинациях против бывшего председателя и текущего финдиректора компании Porsche. Непосредственно членов семьи Порше это дело не коснулось и по сей день.

источник

 

Давайте вспомним, как Обезьяны опять переиграли Уолл-стрит и что это за Бешеные деньги: 35 квадриллионов за $1.. Вот кстати Всем кому должен, всем прощаю. Дефолт по-советски и Хавала (Hawala) — теневые банки Оригинал статьи находится на сайте
ИнфоГлаз.рф
Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=88779

Автомобильный концерн Volkswagen

Концерн Volkswagen известен во всём мире. Это действительно самая крупная группа компаний, занимающихся выпуском автомобилей. Головная компания (или, как говорится, материнская) находится в Вольфсбурге и называется, как всем известно, Volkswagen AG. Что ж, у этого концерна очень богатая и длинная история и масса интересных фактов. Так что о ней стоит рассказать более подробно.

концерн volkswagen

“Порше” и “Фольксваген”

Итак, штаб-квартира этого концерна находится в Германии, в Вольфсбурге. Компанию назвали “Фольксваген”, что в переводе с немецкого означает “народный автомобиль”. На сегодняшний день порядка половины акций принадлежит такому холдингу, как Porsche SE. Но тем не менее концерн Volkswagen владеет всеми ста процентами обычных акций промежуточного холдинга, что называется Porsche Zwischenholding GmbH. В общем, по сути, “Порше” – это машины, которые выпускает “Фольксваген”. На сегодняшний день управляющие компаниями ведут переговоры о том, чтобы соединить фирмы в единую структуру, которую можно было бы назвать VW-Porsche. Интересно еще и то, что Мартин Винтеркорн (довольно известная личность автомобильного мира) до сентября 2015 года занимал должность председателя правления как “Фольксвагена”, так и “Порше”.

Но это еще не всё. На сегодняшний момент концерн Volkswagen состоит из 342 компаний, которые производят машины и занимаются предоставлением услуг, связанных с этой сферой. Это самый крупный производитель машин во всем мире. И конечно же, бесспорный лидер авторынка Европы. 25 % машин, которые ездят по дорогам континента, произведены “Фольксвагеном”.

Об истории

Концерн Volkswagen начинает свою историю в 1937 году. Основатель компании – это Феринанд Порше. Именно он создал так называемое Общество для подготовки Volkswagen мбХ. А в 1938-м начали строить первый завод “Фольксваген”. Конечно же, это было в Вольфсбурге. Кроме автомобилестроения завод, занимался еще одним видом деятельности. Концерн Volkswagen AG тогда предосталял логистические и финансовые услуги. И помимо этого имел небольшое предприятие продуктов питания.

В 90-х годах компания начала испытывать крупные трудности. Появились довольно-таки серьезные финансовые проблемы. Но благодаря предприимчивости Фердинанда Пиеха, кризисного менеджера, всё наладилось. По сути, этот человек спас Volkswagen. Концерн перешел на 4-дневную рабочую неделю, стал соблюдать наступательную политику и начал развиваться еще бо́льшими темпами. В конце концов компании удалось приобрести просто огромное количество популярных марок.

автомобильный концерн volkswagen

Rolls-Royce и Suzuki

С 1998 по 2002 год автомобильный концерн Volkswagen занимался производством таких машин, как “Роллс-Ройс”. Об этих роскошных моделях знают все люди, даже те, которые не знакомы с автомиром. Данная тема довольно-таки интересна. Подразделение группы “Фольксваген Бентли” занималось производством этих машин по соглашению с другой компанией – BMW. Почему? А потому, что мюнхенская фирма купила у такого концерна, как Vickers, права на данную марку. И начиная с 2003 года только лишь «БМВ» имеет право производить и выпускать машины с именитой эмблемой “Роллс-Ройс”.

В 2009 году концерн Volkswagen Group шагнул еще дальше – он вступил в альянс с такой компанией, как “Сузуки”. Фирмы обменялись пакетами акций (германским производителям досталось 20 % бумаг Suzuki) и сделали анонс совместной разработки так называемых экологических машин. Но в 2011 году альянс распался, о чем было объявлено миру.

 volkswagen концерн

Скандал 2015 года

В сентябре текущего, 2015, года разразился всемирный скандал вокруг Volkswagen. Концерн обвинили в том, что программа, которую разработчики использовали в бортовых компьютерах, которые они выпускают, определяла один немаловажный момент. А именно то, в каком режиме работает машина – в обычном или же в тестовом. Эта программа была заведена в машинах с дизельными силовыми агрегатами. В том числе VW Jetta, Audi A3, Golf, Passat, Beetle. Когда начиналось тестирование, то автомобиль автоматически переключался на экологически чистый режим работы. Очень умная и продуманная система, надо сказать. Однако это обернулось для концерна огромной бедой и финансовыми затратами.

Агентство по охране окружающей среды заявило, что за абсолютно каждую машину, которая не соответствует стандартам США, компания должна будет заплатить штраф, составляющий 37,5 тысячи долларов. Получается баснословная сумма. Ведь с 2008 года концерн продал 482 000 машин. И общая сумма штрафов может достичь показателя в 18 миллиардов! На сегодняшний день из США отозвано полмиллиона своих автомобилей. Это тоже убытки. Председатель компании Мартин Винтеркорн после произошедшего принес публичные извинения и сказал, что обязательно поддержит расследование. Им занимается, кстати, министерство транспорта Германии. После этого Мартин ушел в отставку после не одного десятка лет, проработанных в “Фольксвагене”.

 концерн volkswagen ag

Приобретенные компании до 2000 годов

Итак, стоит подробнее рассказать о том, что входит в концерн Volkswagen. Естественно, основная его часть – это компания “Фольксваген”, производящая легковые автомобили. Фирма не оформлена как “дочка” материнского концерна, а является подразделением, напрямую подчиняющимся руководству VW AG.

В 1964 году к этой структуре была присоединена компания “Ауди”. Она была куплена у Daimler-Benz. Следующей после Audi стала такая фирма, как NSU Motorenwerke. Её купили в 1969 году. Данная марка не используется как самостоятельная уже давно – с 1977 года. А до этого фирма выпускала мотоциклы и легковые машины.

В 1986-м немцы присоединили к себе испанскую марку Seat, которая существует с 1950 года. “Фольксвагену” принадлежит 99,99 % акций компании. Самые интересные модели стали появляться после присоединения Seat к немецкой структуре. Например, SEAT Bocanegra с 180-сильным двигателем, над дизайном которой работали специалисты “Ламборджини”.

В 1991-м компания приобрела чешскую Škoda, а затем вернула себе Volkswagen Commercial Vehicles. Данная фирма некогда была частью VW AG, однако в 1995-м стала самостоятельной маркой. А точнее, подразделением. “Бентли”, “Бугатти”, “Ламборджини” – эти марки известны на сегодняшний день по всему миру. И это концерны, принадлежащие Volkswagen начиная с 1998-го. Тот год стал ударным для фирмы. Ведь эти машины считаются одними из наиболее популярных, известных и активно покупаемых людьми.

что входит в концерн volkswagen

Приобретенные фирмы после 2000 года

Концерн Volkswagen Group продолжал приобретать акции и дальше. В 2009 году он купил почти 71 % бумаг Scania AB. Это производство занимается разработкой и выпуском самосвалов, автобусов, грузовиков, седельных тягачей и дизельных двигателей. Другая компания, MAN AG, купленная в 2011-м, выпускает всё вышеперечисленное, а также гибридные силовые агрегаты вдобавок. У VW AG имеется 55,9 % акций фирмы.

Ducati Motor Holding S.p.A и ItalDesign Giugiaro – ещё два производителя, купленных “Фольксвагеном”. Первая из перечисленных фирм является одним из ведущих изготовителей мотоциклов, относящихся к премиум-классу. А вторая – это ателье, занимающееся дизайном машин. Интересно, что 90 % акций данной фирмы в 2010-м купил холдинг “Ламборджини”. Так что “Фольксваген” и так являлся собственником ателье, но после оформления документов ещё стал и официальным владельцем.

И еще одна интересная информация. VW AG в 2013 году приобрел российскую торговую марку Aleko (именно под этой ТМ некоторое время продавали известных дешевых “Москвичей”). Право использовать данный бренд и любые эмблемы принадлежит немецкому концерну до 2021 года.

концерны принадлежащие volkswagen

Финансовые вопросы

В 1991 году, в марте, чтобы оптимизировать организационную структуру, немецкий концерн решил образовать внутреннее подразделение, которое занималось бы финансовыми вопросами. Его назвали Volkswagen Finanz. В 1994 году оно стало закрытым акционерным обществом. Эта банковско-финансовая структура получает полноправный доступ к международным финансовым рынкам, а также возможность осуществлять финансирование на очень выгодных условиях. Это подразделение занимается важными вопросами. Например, финансированием разработки, производства и покупки машин для корпоративных и индивидуальных клиентов. Также предоставляет банковские, лизинговые и страховые услуги этим личностям. В общем, полезная деятельность и, что самое главное для компании, выгодная.

концерн volkswagen group

О прибыли

И еще пара интересных фактов напоследок. В 2010 году VW AG выручил огромную сумму денег, составившую 57,243 миллиарда евро! Но из всего этого чистая прибыль оказалась лишь 1,55 млрд. Кажется малым по сравнению с выручкой. Однако на самом деле это большие деньги. Ведь учитываются все расходы, которые уходят на почти что 350 компаний. Потому прибыль действительно солидная. Потому неудивителен тот факт, что “Фольксваген” на сегодняшний день является самой крупной, богатой и известной компанией.

Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne — на одной платформе: братья по разуму — журнал За рулем

Вокруг все больше автомобилей, построенных на одной платформе. Но вот что интересно — это, по сути, одна машина, прикрытая разными кузовами, или разные?

Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne

Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne

Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne

Ярчайших представителей немецкой инженерной школы объединяют и конструктивные, и дизайнерские решения. Общие у них не только силовая структура кузова, но и стекла, двери. Однако вряд ли кто решится сказать, что эти автомобили — близнецы. «Фольксваген-Туарег» — внушительный, солидный путешественник. «Порше-Кайен» — молодящийся, накачанный в дорогом фитнес-зале пижон. И конечно, каждый идеально вписывается в свою корпоративную стилистику.

МЕРА РОСКОШИ

По удобству для водителя машины практически равны. Разница в деталях. «Туарег» просторней «Порше».

По удобству для водителя машины практически равны. Разница в деталях. «Туарег» просторней «Порше».

По удобству для водителя машины практически равны. Разница в деталях. «Туарег» просторней «Порше».

Субъективно «Туарег» чуть просторней, чем «Кайен». Замеры это подтвердили. Но разница невелика и обусловлена всего лишь более массивными деталями интерьера последнего. Дизайнеры старались подчеркнуть: этот вседорожник именно из породы «Порше» — спортивный автомобиль, не позволяющий расслабленности, напротив, требующий от водителя полного слияния. Отсюда и глубокое спортивное сиденье, само по себе отличное, но еще более затрудняющее посадку и высадку, характерные для любой высокой машины. Зато когда усядешься, выходить не хочется.

«Кайен» завораживает богемной роскошью.

«Кайен» завораживает богемной роскошью.

«Кайен» завораживает богемной роскошью.

Дизайн «Туарега» более традиционный для вполне обычного семейного автомобиля, пусть и дорогого. В него проще усесться, меньше давит туннель между сиденьями. Но вряд ли кто посетует, что «Фольксваген» отделан недостаточно богато. Его интерьер просто спокойней и строже. Пожалуй, «Порше» даже немного подавляет роскошью, но это дело вкуса. Как и дизайнерские решения органов управления. Скажем, мне больше нравятся поршевские тумблеры, управляющие дорожным просветом и трансмиссией, кому-то, допускаю, милей и понятней фольксвагеновские колесики.

СИЛА ХАРАКТЕРОВ

«Туарег»

«Туарег»

«Туарег»

Самый мощный «Туарег» на нашем рынке — 360-сильный, самый слабый «Порше» — с мотором в 300 сил. Этим обусловлена не только цена автомобилей (самый дорогой «Туарег» стоит примерно столько же, сколько самый дешевый «Кайен»), но и черты характеров.

Моторный отсек «Порше» щедро прикрыт пластиковыми щитками. Вероятно, во имя аэродинамики и снижения шумов.

Моторный отсек «Порше» щедро прикрыт пластиковыми щитками. Вероятно, во имя аэродинамики и снижения

История Porsche Vs История Volkswagen / личный блог 2basni / smotra.ru

История компании Porsche

3-го сентября 1875-го года в Богемии (Мафферсдорф, бывшая Чехословакия) родился будующий основатель Porsche Фердинанд Порше. После получения образования Фердинанд продолжает семейный бизнес, устраиваясь помощником своего отца-водопроводчика.

Однако, пытливый ум Фердинанда интересовало совсем другое. И уже в 1898-м году молодой специалист возглавлякт конструкторское бюро «Лонер» в Вене. Первая же серьезная работа, мотор-колеср для электромобиля, принесла 24-летнему Порше широкую известность.

С 1906-го года Порше становится сотрудником, а затем и руководителем, «Даймлера». Порше вместе с семьей переезжает в Германию, город Штутгарт. По времени это совпадает с приходом к власти Гитлера. Руководство страны спит и видит, как Германия должна превзойти американский Ford. Проект «народного автомобиля» (на немецком volkswagen) в 1934-м был заказан именно Фердинанду Порше. Руководству автомобиль понравился, но народ не особо его полюбил.

Во время Второй Мировой Порше был задействован в проектировании и изготовлении военной технки. После войны Порше провел некоторое время во французской тюрьме. После заключения он вернулся к работе и разработал прототип спортивного автомобиля Porsche.

Настоящим продолжателем дела своего отца стал Фердинанд-младший, названный в честь своего отца. Родился он в 1909-м году в Вене. И уже с малых лет проявил интерес к технике и автомобилям.

Получив образование и первые навыки самостоятельной работы, Порше-младший в 1931-м году переезжает в Штутгарт работать в только что созданную его отцом компанию. С конца 1945-го года, когда отец был в заключении во Франции, Фердинанд перенес семейный бизнес в австрийский город Гмюнд, а также самостоятельно возглавил производство.

Совместно с Карлом Рабе Фердинанд разработал свой первый спортивный автомобиль Porsche 356 с мощностью всего в 35 лошадиных сил. Одновременно компания расширяет свою международную сеть по сбыту продукции. В 1950-м компания Porsche возвращается в город своего основания — Штутгарт. В период с 1948-го по 1963-й годы было продано почти 80 тыс. Porsche 356.

Следующей моделью, разработанной Фердинандом Порше-младшим стала супер-популярная Porsche 911 мощностью в 911 л.с. Серийное производство этой модели началось с 1963-м году.

У Фердинанда было 4 сына. В начале 70-х Ферри Порше пытался найти себе приемник

Volkswagen и Porsche завершили слияние

Немецкий автоконцерн Volkswagen приобрел вторую половину акций Porsche почти за 4,5 млрд. евро. В 2009 году «народный» немецкий производитель уже приобрел 49,9% акций за 3,9 млрд. евро.

Как сообщает Euronews, компании объединились на следующий день после того, как Porsche сообщила, что прибыль за первое полугодие составила 1,15 млрд. евро, что в восемь раз больше чем в предыдущем.

По завершению слияния компаниями планируется сэкономить более 700 млн. евро, а также разобраться с долгами Porsche на сумму 2,5 млрд. евро.

Volkswagen AG — крупнейший в Европе производитель, который объединяет такие марки как: Audi, Skoda, SEAT и Volkswagen. Кроме того, в подразделение входят такие бренды как: Lamborghini, Bentley и Bugatti. Число сотрудников автогиганта со штабом в Вольфсбурге достигает 400 тыс. человек. Общее количество сотрудников Porsche достигает 13 тыс. человек, годовой оборот — €7,79 млрд., по данным на 2010 год.

Как ранее сообщал портал Kolesa.Ru, по результатам сделки Porsche SE сразу направит €2 млрд. на полное погашение банковской задолженности. Оставшиеся средства будут направлены на стратегические инвестиции и развитие.

«Ускоренное воплощение в жизнь совместной цели усилит финансовые позиции Porsche SE и создаст потенциал для увеличения стоимости компании», — заявил Матиас Мюллер, член правления Porsche SE.

Помимо €4,46 млрд., Porsche получит одну обычную акцию, что позволит классифицировать сделку не как слияние, а как реструктуризацию.

С экономической точки зрения Porsche останется в том же положении. После завершения сделки Porsche SE продолжит владеть 32,2% капитала Volkswagen AG и будет принимать активное участие в бизнес-деятельности Porsche.

Porsche и концерн VW будут тесно сотрудничать на ранних этапах совместных проектов, что позволит сократить издержки и сделать автомобили доступнее для покупателей, — сообщается в официальном пресс-релизе.

Покупку «Фольксвагеном» концерна «Порше» назвали «сделкой века» — Российская газета

К августу в автогигант «Фольксваген» полностью вольется автомобильный концерн «Порше». В Германии произведенную операцию называют «сделкой века». Но российские эксперты не прогнозируют серьезных изменений ни на мировом, ни на российском рынке.

Это обычные игры собственников с перекупкой акций, которые не отражаются ни на продажах, ни на модельной политике», — пояснил «РГ» глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. И все-таки перед Россией открываются новые перспективы. «Фольксваген», чьи производства уже глубоко вошли в наш рынок, эксперты часто называют «флагманом российского автопрома». И не исключено, у нас могут начать производить и спортивные авто «Порше». Но, похоже, это произойдет не скоро. Как рассказала «РГ» представитель «Фольксвагена», о переносе производства этих машин на предприятия концерна в России говорить пока рано.

Тем временем в самой Германии сделка наделала много шума. За 4,5 миллиарда евро «Фольксваген» приобрел двенадцатую автомобильную марку, сэкономив полтора миллиарда евро налоговых взносов и заплатив фиску лишь 100 миллионов. Осуществить сделку удалось за счет несовершенства германского налогового законодательства.

Слияние двух концернов, напомним, планировалось лишь на 2014 год — тогда бы это произошло без всяких налогов и выплат. Однако от досрочной сделки ожидалась настолько большая выгода, что юристы «Фольксвагена» почти два года искали лазейку в законодательстве. Как все гениальное, продажа без налогов оказалось очень простой: вместе с деньгами к «Порше» перешла одна акция «Фольксвагена». В результате сделка стала называться не покупкой, а реорганизацией предприятия. Юридически формально все было так чисто, что даже финансовое ведомство города Штутгарта дало свое разрешение на операцию. «Бентли», «Бугатти», «Ламборгини», «Дукати» — все эти автомобили класса люкс уже давно выходят из-под крыши концерна «Фольксваген». Кто бы мог подумать, что и славная модель «Порше» производится на его платформах? Два немецких автомобильных концерна давным-давно крепко связаны.

И нынешнее слияние двух марок наблюдатели рассматривают как логическое завершение долгого пути навстречу друг другу. Как рассказал «Российской газете» один из официальных представителей «Фольксвагена», за счет дальнейшего слияния ожидается ежегодная выгода в 700 миллионов евро. Предполагается, что возникшие вследствие покупки «Порше» экономические синергии помогут немецкому концерну закрепить лидерскую позицию в мировом автомобилестроении.

Ранее, по словам собеседника «РГ», все оперативные сделки двух предприятий проходили раздельно. То есть «Порше» и «Фольксваген», несмотря на некую финансовую зависимость, функционировали как автономные автомобилестроительные концерны. Теперь же гордое имя «Порше» будет ассоциироваться с «народным автомобилем», доступным для всех и каждого. Однако владельцы и акционеры предприятий действовали не из благотворительных побуждений. Ведь как бы ни гремело имя благородной фирменной марки для зажиточной публики, из долгов «Порше» вылезти так и не удалось. Теперь около 2,5 миллиарда «покупной» суммы сразу же пойдет на компенсацию задолженности. Можно сказать, «Фольксваген» сам сэкономит на своем же приобретении.

Симулированная покупка «Порше» вызвала цунами возмущения в германских политических кругах. По словам председателя традиционно ориентированной на бизнесменов Свободно-демократической партии Райнера Брюдерле, «Фольксваген» просто нагло обвел государство вокруг пальца и обворовал его граждан. Незамедлительно последовала реакция министров финансов 15 федеральных земель, единогласно потребовавших реформы закона о налогообложении сделок по реорганизации предприятий.

Тем временем из-за высокой безработицы, резко обострившейся в ходе долгового кризиса, сбыт новых легковых машин упал практически во всех странах Евросоюза. Зато российский автопром уверенно держится «на колесах». Россия сейчас по продажам хорошо растет — на 14 процентов с начала года, опережая мировой прирост, который составляет 7-8 процентов. По мнению главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, поддержку рынку оказывают посткризисное становление экономики, рост зарплат идоходов граждан, минимальная безработица, высокие темпы автокредитования под низкие процентные ставки. Причем во втором полугодии эти благоприятные тенденции еще сохранятся.

Но если в начале 2013 года на европейских финансовых рынках вспыхнет новый кризис, что неминуемо затронет банковский сектор России, то продажи автомобилей из-за падения кредитования могут резко пойти вниз. Отразится это и на самих предприятиях. «Но пока все спокойно и это благоприятствует тем, кто думает покупать или менять машину», — говорит Сергей Целиков.

Выравнивается ситуация с продажами и в Соединенных штатах Америки. Там автомобильный рынок набирает темпы роста и приближается к объемам в 14 миллионов авто в год по сравнению с 18 миллионами штук в докризисном 2007 году. 

Цифра

14 процентов составил рост продаж российских автомобилей с начала этого года

кто и как покупает и в чьих руках будет Volkswagen AG — Клуб Volkswagen Tiguan. Новый Фольксваген Тигуан

Кто-то покупает, кто-то продает… В «черный вторник» 16 сентября, когда биржи всего мира сотрясало землетрясение, Porsche объявила о приобретении контроля над 35,1 % Volkswagen AG.

В лучших традициях свободного рынка на гребне испытаний на сцену вышел «виннер»: фирма, приумножившая на падающем рынке свою долю в большом вкусном концерне. С тех пор случилась серия событий, обещающих только обострение битвы: демонстрации протеста рабочих концерна, подозревающих Porsche в намерении урезать производство в родном для VW Вольфсбурге, принятие нового «Закона о Фольксваген», превращающего 20% долю государства в VW в блокирующий пакет, и, наконец, резкое выступление Еврокомиссии, считающей привилегированные позиции немецкого государства в VW — беззаконием. Столкновение интересов «Porsche против всех» сотрясало концерн последний год, но как-то мягче.

Porsche обвиняли в интересе к внутренним бумагам концерна, в попытках вмешаться в управление, в том, что стало очевидным наблюдателям уже три года назад: Porsche намерен прибрать VW к рукам и через совместные макропроекты под собственным руководством вывести формирующуюся индустриальную группу на некие новые рубежи.

35,1- процент Porsche уже дал блокирующий пакет в «Фольксваген», а это означает тектонический сдвиг в раскладе сил во всем европейском автопроме.

Дело в том, что VW до известной степени контролирует марки по всей Европе: Audi, Skoda, SEAT, Bentley, Lamborghini, Bugatti, производственные комплексы в Чехии, Венгрии, Великобритании, Испании, Италии. И во главе этой империи становится не абстрактный инвестиционный фонд, а семейство с вековыми амбициями, явно намеренное будоражить мир автопроектами. Эту империю во главе VW любовно собирал все последние годы не кто иной, как представитель клана Порше-Пиех Порше — Фердинанд Пиех. Судя по всему собирал не случайно. Внук легендарного Фердинанда Порше и сын управляющего фирмой Volkswagen на заре его создания Антона Пиеха родился в 1937 году, а в начале 60-х гг. начал работать в фирме Porsche. Он участвовал в создании множества спорткаров и так хорошо гонялся сам, что в 1970 году выиграл 24-часовую гонку Ле Ман. Однако вскоре он оставил и спорт и родовую фирму, и неожиданно ушел в качестве менеджера в подразделение VW — Audi, тогда довольно второстепенное.

Очень многое, из того, что произошло после, говорит, о том, что возможно, все это было неспроста и Порше уже тогда имели свою задумку.

Во всяком случае, именно Пиех убедил тогдашнее руководство VW создать на платформе VW спорткар — Audi. Вместе с инженером Йоргом Бенсингером он разработал новое купе и проследил, чтобы концерн не поскупился на его продвижение. Постепенно на отделение были распространены и многие технологии Porsche от антикоррозийных покрытий до платформы внедорожника.

Последняя была разработана Porsche по заказу VW.

На ней возникли Porsche Cayenne, VW Touareg и наконец Audi Q7, первый SUV марки. Ещё в начале 90-х гг. успех Audi вывел Пиеха в главы всего VW, и в 90-е руками концерна он стал приобретать европейские перлы от Lamborghini до Bentley. В начале нулевых Porsche в альянсе с Audi-Volkswagen начал разработку гибридных двигателей, а осенью 2005 года случилось самое интригующее. Сравнительно маленькая фирма Porsche начала скупку акций концерна VW, выдвинув претензии на фактическое управление. В сентябре 2005 года фирма Porsche неожиданно объявила о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5 % до 20 %. Многие сомневались в том, что крохотный производитель luxury способен на такое, но события развивались стремительно. Уже в начале октября доля миноритария в капитале VW преодолела отметку в 10%, а вскоре Porsche уже отчитывалась в рубеже 18,53%.

Паника, возникшая в деловых кругах, сводилась к реплике «Никто не знает, что в голове у Пиеха».

Никто не сомневался, что за семейным маневром стоит он. Фердинанда Пиеха попытались лишить председательского кресла в наблюдательном совете VW, но безуспешно, хотя против Porsche выступили мощные силы. По информации французской Figaro, застрельщиками контратаки якобы являлись представители акционеров ThyssenKrupp (флагман сталелитейной отрасли и крупный смежник VW) и TUI (крупнейший мировой туроператор), поддержанные премьером Нижней Саксонии Кристианом Вульфом. Причем интриги наслаивались одна на другую. Так, согласно «Закону о Фольксваген» (VW создавался как народное предприятия на деньги простых немцев) никто не мог иметь в концерне долю более 20%. Но старый закон противоречил нормам ЕС и вскоре подлежал отмене. Неожиданностью стали финансовые резервы Porsche, и многие задались вопросом, кто за ними стоит. Но самым интригующим стало политическое перепутье.

Атака VW пришлась ровно на выборы 2005 года, окончившиеся вничью.

Если социал-демократ тогда канцлер Герхард Шрёдер поспешил одобрить инициативу Porsche, то премьер Земли Нижняя Саксония, где расположена штаб-квартира концерна, Кристиан Вульф (консерваторы — ХДС/ХCC) резко выступил против. Очень возможно, что в истории Porsche-VW схватка произошла между промышленно-политическими кланами Германии. Итог ее до конца не был тогда ясен, да и не мог быть ясен, благо конкурирующие партии составили коалицию. Экспансия Porsche внешне остановилась.

События «взяли с места» в этом сентябре. Последовало объявление о росте доли Porsche, и компания сразу получила «скоростной» контрудар. Оказался оперативно принят новый Закон о Фольксваген, фактически придающий госпакету в 20% права блокирующего пакета.

Закон де-факто привязал транснациональную компанию к стране, проигнорировав общеевропейскую практику.

Все это сопровождалось демонстрациями рабочих, протестовавших против экспансии Porsche. Выглядело все это довольно комично: консерваторы ХДС/ХСС, славные приверженностью либеральной экономике и форсированию евроинтеграции, бросаются защитить немецких рабочих и принципы протекционизма. Пошли на принцип и в ЕС: униженная Еврокомиссия злопамятно пообещала не оставить демарш Берлина без ответа. И верно стоит дать послабление VW, и другие страны потянет насаждать барьеры. С другой стороны, некуда отступать и фрау канцлер: впереди выборы.

Автопром второй половины XX и XXI веков не знает примеров, когда некий «мозговой трест», элитарный производитель, управляющий потенциалом новейших технологий, приобретал бы контроль над транснациональной корпорацией, а тем более промышленной группой. Все происходило ровно наоборот: ТНК поглощали технологические и дизайнерские оазисы. Очень немного осталось и династических собственников. При таком феномене, можно ожидать, что в случае успеха экспансии Porsche могут «выдать на гора» неожиданные решения для глобальных просторов. Интересно. Кроме того в респектабельной Германии столкновения политико-промышленных группировок редко просматриваются столь рельефно, что любопытно уже само по себе. Пока вывод один: представление только начинается и самое время занимать места в партере.